Программа по МХК 7 класс
рабочая программа по мхк (7 класс) по теме
Примерная программа по МХК 7 класс по учебнику Г.И.Данилова. Мировая художественная культура. 7-9 классы.- М.: Дрофа, 2013.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по МХК 7 класс | 36.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
Образовательная область: искусство
Курсы: «Мировая художественная культура»
Класс: 7
Учитель: Прусова Н.П.
Год обучения: 2014-2015
Количество часов: 34 ч., в неделю – 1 ч.
Мировая художественная культура
Пояснительная записка
Предмет: Мировая художественная культура
Курс: «Вечные образы искусства. Мифология»
Класс: 7 класс
Год обучения: 2014-2015 гг.
Количество часов: в год: 34ч, в неделю: 1ч
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта. Программа направлена на реализацию предметного содержания повышенного уровня сложности в соответствии со статусом образовательного учреждения. Реализация программы предполагает деятельностный подход как ведущий принцип организации урока и развития интеллектуального потенциала гимназистов.
Программа: Авторская. Автор: Данилова Г. И. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Мировая художественная культура. – М.: Дрофа, 2010г. Взятая за основу Программа составителя Даниловой Г.И. содействует реализации единой концепции гуманитарно-художественного образования.
Программа по курсу «Мир и человек в искусстве» направлена на обращение к проблемам человеческой личности, её связям с обществом и миром окружающей природы. Поиски идеала Человека, нашедшие отражение в религиозных представлениях и замечательных художественных образах женщины-матери, защитников Отечества, идеалах благородного рыцарства, становятся доминантной изучения.
Программа является составной частью учебно-методического комплекса, разработанного данным автором. В состав УМК входят: учебник для 7 класса «Мировая художественная культура. 7-9 классы», программа, методические рекомендации.
Курс «Мир и человек в искусстве» основывается на конкретно-чувственном восприятии произведений культуры.
Цель изучения курса: Осознание роли и места Человека в художественной литературе на протяжении её исторического развития, отражение вечных поисков эстетического идеала в лучших произведениях мирового искусства.
Задачи:
- помочь школьнику выработать прочную и устойчивую потребность общения с произведениями искусства на протяжении всей жизни;
- способствовать воспитанию художественного вкуса;
- развивать умения отличать истинные ценности от подделок и суррогатов массовой культуры;
- развитие способностей к художественному творчеству, самостоятельной практической деятельности в конкретных видах искусства;
- создавать оптимальные условия для живого, эмоционального общения обучающихся с произведениями искусства;
- подготовить компетентного читателя, зрителя и слушателя, готового к заинтересованному диалогу с произведениями искусства;
- знакомить с классификацией искусств, постижении общих закономерностей создания художественного образа.
Программа предусматривает изучение МХК на основе единых подходов, исторически сложившихся и выработанных в системе школьного образования и воспитания.
Принцип непрерывности и преемственности предполагает изучение МХК в качестве единого и непрерывного процесса, который позволяет устанавливать преемственные связи всех предметов гуманитарно-художественного направления. Материал, близкий в историческом или тематическом плане, раскрывается и обобщается на качественно новом уровне с учетом ранее изученного.
Принцип интеграции обусловлен следующим: курс МХК интегративен по своей сути, т.к. рассматривается в общей системе предметов гуманитарно-эстетического цикла: истории, литературы, музыки, изобразительного искусства, обществознания. Во-первых, программа раскрывает родство различных видов искусства, объединенных ключевым понятием художественного образа. Во-вторых, в ней особо подчеркнута практическая направленность предмета МХК, прослеживается его связь с реальной жизнью.
Принцип дифференциации и индивидуализации является неотъемлемой частью при решении педагогических задач в преподавании МХК. Процесс постижения искусства – процесс глубоко личностный и индивидуальный. Он позволяет на протяжении всего учебного времени направлять и развивать творческие способности ученика в соответствии с общим и художественным уровнем его развития, личными интересами, в то же время способствуя развитию эстетического вкуса.
Основными ключевыми компетенциями для учащихся являются:
Исследовательские компетенции означают формирование умение находить и обрабатывать информацию, использовать различные источники данных представлять и обсуждать различные материалы в разнообразных аудиториях; работать с документами.
Социально-личностные компетенции означают формирование умений критически рассматривать те или иные аспекты развития нашего общества: находить связи между настоящими и прошлыми событиями; осознавать важность политического и экономического контекстов образовательных и профессиональных ситуаций; понимать произведения искусства и литературы; вступать в дискуссию и вырабатывать своё собственное мнение.
Коммуникативные компетенции предполагают формирование умений выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей; дискутировать и защищать свою точку зрения, выступать публично; литературно выражать свои мысли; создавать и понимать графики диаграммы и таблицы данных.
Организаторская деятельность и сотрудничество означает формирование способностей организовывать личную работу; принимать решения; нести ответственность; устанавливать и поддерживать контакты; учитывать разнообразие мнений и уметь разрешать межличностные конфликты; вести переговоры; сотрудничать и работать в команде; вступать в проект.
Для реализации поставленной цели и задач планируется использовать в образовательном процессе следующие типы учебных занятий (в основе - традиционная типология, типология уроков С.В.Иванова)
Тип учебных занятий | Дидактические задачи |
1. Вводный урок | Ознакомление с траекторией движения в предмете (блоке), основными содержательными линиями |
2. Урок самостоятельной работы | Формирование картографических навыков, основ пространственного моделирования, навыков анализа текстового материала. |
4. Комбинированный урок | Отработка понятий о художественно-исторической эпохе, стиле и направлении |
5. Урок с использованием ТСО | Повышение мотивации к предмету, формирование представлений о изучаемом произведении искусства, литературы, фольклора. |
6. Урок закрепления знаний, умений, навыков | Проверка уровня мобильности и оперативности знаний, умений, навыков, сформированных у обучающихся. |
7. Контрольный урок | Проверка уровня качества знаний по изученной теме, разделу. |
Таким образом, в целях последовательного формирования ключевых учебных компетенций и активизации познавательной деятельности учащихся используются следующие методы:
1) по технологическому обеспечению урока: объяснительно–иллюстративный, частично–поисковый, метод проблемного изложения изучаемого материала;
2) по функциональному обеспечению урока: методы устного изложения знаний учителем, методы закрепления изучаемого материала, методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала, методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков, методы проверки и оценки знаний, умений и навыков;
3) по источникам познания – словесный, наглядный, практический;
4) по формированию структуры личности – методы формирования познания, методы формирования поведения, методы формирования чувств.
В организации учебного процесса предусмотрен контроль за уровнем качества знаний учащихся в следующих формах:
- промежуточный контроль – индивидуальные карточки,
фронтальный устный опрос,
понятийные диктанты,
тематические тесты по изученному блоку;
- итоговый контроль – контрольная работа.
Приёмы в учебной деятельности: воспроизводящая деятельность (известный исторический материал), преобразующая деятельность (новый исторический материал), творческая деятельность (новый исторический материал, новые способы деятельности, степень овладения приёмом учебной деятельности).
Типы уроков: по отношению структурных звеньев обучения (вводный, урок изучении нового материала, комбинированный, контрольный, обобщения и систематизации знаний, проверки и учёта знаний), по ведущему методу (видео-урок, лабораторное занятие), по характеру деятельности (урок простого воспроизведения, урок обобщения, урок итогового повторения).
Формы урока: традиционные и нетрадиционные формы урока.
Формы проверки ЗУН учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Виды проверки ЗУН учащихся: устный, письменный, практический.
Диагностический инструментарий учителя: опросы, проверочные работы, продукты индивидуальной творческой деятельности, тестовые работы, система домашних работ, контролирующий и развивающий зачёт.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
По окончанию изучения курса «Мир и человек в искусстве» ученик должен знать:
- основные понятия курса: цивилизация, цивилизованный и культурный человек, мировая художественная культура, графика, готика, мимика, зодчество, импровизация, диалог, мозаика, палетка, пантомима, обычай, обряд, прогресс, репертуар.
- особенности художественной культуры Древнего Египта, Древнего Востока, Греции, доколумбовой Америки;
- основные черты идеала человека народов мира;
- образ защитника Отечества, человека в мире природы;
- особенности человека нового времени;
- актуальность и нравственную значимость произведений искусства древности для нашего времени.
Ученик должен уметь:
- выделять главную мысль изучаемого литературного текста;
- давать характеристику героя (персонажа, образа) на основе знакомства с произведением искусства;
- формулировать собственную оценку изучаемого произведения.
Ученик должен владеть навыками:
- отбора и анализа информации, в том числе использования компьютерных технологий;
- монологического связного воспроизведения информации;
- выявления сходных и отличительных черт в культурологических процессах и явлениях;
- презентации собственных суждений, сообщений;
- сценической, выставочной, игровой деятельности;
- толерантного восприятия различных точек зрения.
Учебно-методическое обеспечение
Классы | Учебная программа | Учебники | Методические материалы Дидактические материалы | Материалы для контроля | |||||
7 | Авторская | 1.Мировая художественная культура. 7-9 кл.: учеб.для общеобразоват.учреждений/ Г.И.Данилова.-15-е изд., стереотип.-М.:Дрофа, 2013.-204, [4] c.:ил., 32с.цв.вкл. |
| Диктанты по терминам, индивидуальные рабочие листы. |
Мировая художественная культура 7 класс
Учебно-тематический план курса мировая художественная культура в 7 классе МХК – 34 ч.
№ урока Дата | Название разделов, тем, уроков | Кол-во часов | Дом.заан. | Тип урока | Ключевые компетенции (на уровне учебных действий) |
| |||||
1. | Введение Соотношение понятий «цивилизация» и «культура» | 1ч. | Стр. 7-10 | Вводный урок | Объяснять понятия культура и цивилизация. Характеризовать соотношение понятий культура и цивилизация. Объяснять причину существования множества определений понятия культура. Объяснять почему слово цивилизация часто выступает синонимом культуры. |
2. | Что значит быть культурным и цивилизованным человеком | 1ч. | Стр. 10-11 | Комбинированный урок | Характеризовать образ культурного человека, согласно учениям древнегреческого философа Платона, китайского мыслителя Конфуция. Объяснять смысл понятий культурный и цивилизованный человек. |
3. | Понятие о мировой художественной культуры | 1ч. | Стр. 11-12 | Комбинированный урок | Объяснять смыл понятия художественная культура. Характеризовать особенности художественной культуры. |
4. | Художественные символы народов мира | 1ч. | Стр. 12-16 | Комбинированный урок | Характеризовать художественные символы народов мира. |
5. | Единство и многообразие культуры | 1ч. | Стр. 17-19 | Урок самостоятельной работы | Раскрывать сущность единство и многообразия культур. Характеризовать общие направления в развитии мировой художественной культуры в настоящем и будущем. |
6. | Мировое Древо как отражение единства мира | 1ч. | Стр. 19-23 | Комбинированный урок | Раскрывать символический образ Мирового Древа, художественно отразившие в мифологических представлениях о строении Вселенной. |
7. | Многообразие и национальная самобытность культуры | 1ч. | Стр. 23-26 | Комбинированный урок | Характеризовать основные принципы японского искусства. Объяснять отражение японского искусства в традиционном искусстве чайной церемонии, искусстве цветочных композиций. |
8. Контрольно-обобщающий урок по теме: «В мире художественной культуры» (1ч.) | |||||
9. Раздел I. Своеобразие художественной культуры древнейших цивилизаций (13ч.) | |||||
10. | Жизнь человека в искусстве | 1ч. | Стр. 29-31 | Комбинированный урок | Характеризовать достижения древнеегипетской цивилизации. Раскрывать значения достижений древнеегипетской цивилизации. |
11. | Художественный канон в искусстве | 1ч. | Стр. 31-33 | Комбинированный урок | Описывать жизнь человека в произведениях изобразительного искусства. Раскрывать главные сюжеты рельефов и фресковых росписей. Характеризовать основную связь между рельефами и росписями и сооружениями архитектуры. Раскрывать художественный канон произведений изобразительного искусства. |
12. | «Дома вечности» богов и фараонов | 1ч. | Стр. 33-37 | Комбинированный урок | Раскрывать связь архитектуры Древнего Египта с религиозно-мифологическими представлениями египтян. Описывать элементы истории мировой архитектуры. |
13. | Символический характер искусства | 1ч. | Стр. 38-39 | Урок самостоятельной работы | Описывать историю создания и характерных особенностей семи чудес света – пирамиду в Гизе. |
14. | Природа и Человек – главная тема восточного искусства | 1ч. | Стр. 39-42 | Комбинированный урок | Характеризовать символический характер искусства древневосточных цивилизаций. Описывать картины китайских художников-пейзажистов. Объяснять главную особенность поэтического воплощения темы природы и человека. |
15. | Религиозные верования и их отражение в искусстве | 1ч. | Стр. 42-45 | Урок самостоятельной работы | Объяснять отражение в произведениях искусства религиозных верований народов Древнего Востока. Описывать характерные особенности буддийских памятников архитектуры и изобразительного искусства Индии. |
16. | «Страна героев и богов» | 1ч. | Стр. 46-47 | Комбинированный урок | Объяснить отражение в искусстве мифологических представлений древних греков. Объяснять смыл выражения «колыбелью европейской цивилизации». |
17. | Прогулка по афинскому Акрополю | 1ч. | Стр. 47-50 | Комбинированный урок | Описывать выдающиеся памятники Акрополя. |
18. | В поисках Человека | 1ч. | Стр. 50-51 | Урок изучения нового материала | Описывать скульптурные произведения, воплотившие идеал человека. |
19. | Характерные черты искусства ацтеков | 1ч. | Стр. 52-54 | Комбинированный урок | Характеризовать наиболее значительные культурные цивилизации Центральной и Южной Америки. Объяснять причину проявления своеобразия и оригинальный характер художественных культур. Характеризовать черты искусства ацтеков. Объяснять своеобразие культуры ацтеков. |
20. 21. | Особенности художественной культуры майя. Памятники художественной культуры инков | 1ч. 1ч. | Стр. 55-58 Стр. 58-60 | Урок самостоятельной работы | Описывать достижения народов майя. Характеризовать особенности архитектуры и изобразительного искусства народов майя. Описывать шедевры искусства могущественной империи инков. Характеризовать влияние на развитие искусства мифологических и религиозных представлений. |
22. Контрольно-обобщающий урок по теме: «Своеобразие художественной культуры древнейших цивилизаций» (1ч.) | |||||
Раздел II. Мир и Человек в художественных образах (12 ч.) | |||||
23. | Понятие об идеале. | 1ч. | Стр. 61-63 | Комбинированный урок | Раскрывать понятие идеал. Характеризовать основные черты идеал человека в античности, средневековье и в эпохе Возрождения. |
24. | Идеал Человека в религиях мира | 1ч. | Стр. 63-69 | Комбинированный урок | Описывать идеал Человека (Бога) в крупнейших религиях мира: буддизме, христианстве, исламе. |
25. | Святые и святость | 1ч. | Стр. 69-73 | Комбинированный урок | Характеризовать святых в народе: апостолы Пётр и Павел, Андрей Первозванный, Николай Чудотворец, Сергий Радонежский, С. Сваровский. Объяснять почему именно человек обращался с молитвами о помощи к ним. Раскрывать смыл понятия юродивые. |
26. | Георгий Победоносец – доблестный защитник Отечества | 1ч. | Стр. 74-76 | Комбинированный урок | Характеризовать праведную жизнь Георгия Победоносца. Объяснять почему он стал воплощение защитника Отечества. Описывать образ Георгия Победоносца, и почему этот образ не утратил значение до сегоднейшего дня. |
27. | Идеал благородного рыцарства | 1ч. | Стр. 76-79 | Проблемный урок | Описывать идеал благородного рыцарства. Характеризовать основные качества рыцарей, которые были отражены в кодексе чести. Описывать рыцарские турниры и участие рыцарей в военных сражениях. |
28. | Александр невский – патриот Земли Русской | 1ч. | Стр. 79-82 | Комбинированный урок | Описывать художественный образ Александра Невского в произведениях искусства. |
29. 30. 31. | «Венеры» первых художников Земли Священный лик Богоматери Мадонны титанов Возрождения | 1ч. 1ч. 1ч. | Стр.83 Стр. 84-85 Стр. 85-86 | Комбинированный урок Комбинированный урок | Характеризовать воплощение культа женщины-матери в первобытном искусстве. Объяснять смыл понятия «палеотические Венеры». Описывать шедевры византийской и древнерусской иконописи, запечатлевших образ Богоматери. Характеризовать основные типы изображения Богородицы в древнерусском искусстве. |
32. | Величавая славянка в творчестве А.Г.Венецианова | 1ч. | Стр. 86-87 | Комбинированный урок | Объяснять смыл произведений искусства А.Г.Венецианова. |
33. | Женщина-мать в искусстве ХХ века | 1ч. | Стр. 88-89 | Комбинированный урок | Характеризовать особенности воплощения образа женщины-матери в произведениях искусства XX века. |
34. | Контрольно-обобщающий урок по мировой художественной культуре (1ч) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу математика 6 класс по программе «Математика 6 класс» авторов Н. Я. Виленкина и др.
Пояснительная записка к рабочей программе по математике. 6 класс. Данная рабочая программа по математике для 5 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования, с уче...
Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа "Музыка 7 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа "Искусство 8 класс" на основе авторской программы "Искусство 8-9 класс", Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская, 2010.
Программа разработана на основе Государственного стандарта общего образования по предметам «Изобразительное искусство» и «Музыка», входящим в образовательную область «Искусство». Программа предназн...
Рабочая программа "Искусство 9 класс" на основе авторской программы "Искусство 8-9 класс", Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская, 2010.
Программа разработана на основе Государственного стандарта общего образования по предметам «Изобразительное искусство» и «Музыка», входящим в образовательную область «Искусство». Программа предназн...
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...