Статья: Возрождение святынь и его влияние на духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения.
статья по мхк по теме

В данной статье рассматриваются взгляды представителей Православной церкви, ученых на значимость возрождения православных объектов. О влиянии церковной жизни на духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozrozhdenie_svyatyn.docx26.08 КБ

Предварительный просмотр:

Аннотация: В данной статье рассматриваются взгляды представителей Православной церкви, ученых на значимость возрождения православных объектов. О влиянии церковной жизни на духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения.

Ключевые слова: Значимость веры в жизни человека, возрождение православных традиций, возрождение церкви, Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, вера в Бога, Промысел Божий.

Возрождение святынь

«Вера в Бога есть уверенность в высшем благе. Потеря этой веры есть величайшее из несчастий, какое может постигнуть народ».

М. О. Меньшиков

Каждый раз, когда прикасаешься к истории святой Руси, открываешь неведомые для себя странички, проникаешься великой силой патриотизма и необычайной гордости за свою Родину. Поистине «умом Россию не понять», а взором не окинуть. Есть в ней все: и величие, и простор, и сила духа, и удаль молодецкая, и идущая от корней душевная тоска… А какие герои-подвижники жили на нашей земле! Дмитрий Донской, Владимир Красно Солнышко, Иван Калита, Александр Невский… И каждый из них не только защищал рубежи своего Отечества, но и расширял границы, строил православные храмы, боролся за укрепление в русской жизни духовной и объединяющей силы Русской Православной Церкви. Не случайно фраза великого князя Александра Невского «Встань за веру, Русская земля» стала сегодня просто крылатым  выражением.

На размышления о значимости Православия и Божьего Промысла в судьбе села и народа наталкивает во многом стихотворение моего земляка В. Аринушкина, затрагивающее многие глубокие вопросы прошлого и настоящего, в том числе вопросы веры и её значения в жизни человека.

России часть – Большой Морец.

Село старинное, ты знаешь,

Как хорошо, что, наконец,

Святой ты голос обретаешь?!

Он над лугами поплывет,

Он в каждом сердце отзовется,

Надежда в людях оживет,

И благодать в душе проснется.

Вновь что-то близкое, родное

Звон колокольный возродит,

С небес незримое, святое

На крыльях с ангелом слетит.

И люди к Богу станут ближе,

А Бог людскую доброту

Всегда увидит, и услышит,

И отведет от них беду.

Возврат утраченных традиций –

В них так нуждается душа,

Что у людей добреют лица…

О жизнь! Ты вправду хороша!

И на Покров, в престольный праздник,

Польется колокольный звон,

Не доказательство нам разве,

Что вновь в Морце родился он?

В глазах людей застыли слезы…

Как ни ломали наш народ,

А все же Бог – это серьезно,

К добру и свету он ведет.

В России слово «возрождение» на устах у всех и уже не первый год. В различных вариациях и контекстах оно звучит по-разному. В устах одних это слово выражает почти утопические надежды, в речах других выполняет функцию прикрытия шовинизма и демагогии.

Приходится слышать, что возрождение России должно начаться не с государства, а с Церкви. Еще лет десять тому назад возрождение Русской Церкви в принципе представлялось большинству наших архиереев достаточно примитивно: как численный рост православных, переиздание дореволюционной религиозной литературы и реставрация старых храмов

Возрождение Церкви невозможно без возрождения в людях духовности. А что такое духовность? Духовность - это чувство ответственности перед Творцом за все, что происходит с человеком, со страной, с планетой! Духовность - это ощущение присутствия Творца и в большом, и в малом!

Долгие десятилетия народ нашей страны, страны научного атеизма, был лишен духовной опоры - веры в Бога. Просто верить мы уже не можем! Нам все нужно доказывать. Мы верим только в то, что доказано наукой, нисколько не задумываясь о том, как и почему развивается наука, не знаем, что физика, фактически созданная гением Ньютоном как средство познания Бога по творению Его, триста лет назад была повернута на совершенно другой путь.

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II сказал на пресс-конференции в мае 1999 года: «Быть может, самый больной вопрос сегодня – нравственное состояние нынешнего епископата и духовенства. Наследие, которое мы получили от большевистских времен, далеко от идеала. Подбором кадров занимался Совет по делам религий, который, по сути, преследовал атеистические цели, стремясь подорвать основы веры. Мы постоянно нуждаемся в пополнении церковных рядов новыми священнослужителями. Они особенно нужны в области социального служения и духовного воспитания подрастающего поколения. Для того чтобы подготовить специалистов для служения в этих областях, необходимо 15-20 лет. Но разве мы можем ждать, когда будут воспитаны необходимые специалисты? Эти насущные проблемы должны решаться сегодня. Утрачен опыт Церкви в области социального служения, накопленный Ею до революции. Мы стремимся возродить церковную жизнь во всем ее многообразии. Основная наша цель – не реставрация храмов или монастырей. Важно помочь людям реставрировать их души. Внести нравственное и духовное оздоровление в наше больное общество».

Возрождение церковной жизни понимается сейчас как реставрация дореволюционного опыта в Синодальный период. Отсюда не удивительно, что речь идет лишь о социальном служении Церкви, а на практике Церковь встраивается в качестве «министерства нравственности» в структуру светского государства, как это было в царской России до революции 1917 года. Пагубность этой практики очевидна. Ибо Российская Православная Церковь утратила Дух Апостольской Церкви задолго до революции 1917 года, то есть уже в XVIII веке, а весь Синодальный период был лишь предсмертной агонией Церкви. Об этом говорится в Послании Ангелу Сардийской церкви: «Так говорит Имеющий семь духов Божиих и семь звезд: знаю твои дела; ты носишь имя, будто жив, но ты мертв. Бодрствуй и утверждай прочее близкое к смерти; ибо Я не нахожу, чтобы дела твои были совершенны пред Богом Моим. Вспомни, что ты принял и слышал, и храни и покайся. Если же не будешь бодрствовать, то Я найду на тебя, как тать, и ты не узнаешь, в который час найду на тебя».

Если говорить о возрождении Святой Руси в подлинном, то есть сакральном смысле, то это – процесс невидимый, очень длительный и незаметный, как это сказано и в Евангелии: «Не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутри вас есть». А станет ли это основой для возрождения России в целом, зависит не от правительства, президента и патриарха, или от какого-то «партийного строительства», а только от нашей веры, как это сказано и в Евангелии: «Истинно говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них».

Если смотреть на процесс возрождения Русской Церкви с точки зрения библейских пророчеств, то об этом говорится в 12-ой главе Откровения: «Она имела во чреве, и кричала от болей и мук рождения».  

Академик Шипов пишет: «Я утверждаю: есть новая физическая теория, созданная в результате развития представлений Эйнштейна, в которой появился некий уровень реальности, синонимом которого в религии является Бог - некая реальность, обладающая всеми признаками Божества. Я утверждаю только это. Не более того. Я не знаю, как это Божество устроено, но оно реально существует. Нашими методами Его познать, «изучить» невозможно. И потом, наука не доказывает, а лишь указывает на существование Бога».

 «Восстанавливая православные центры, мы помогаем возрождению наших корней и нравственных ценностей нашего народа. А без этого не решить ни одну из крупных задач, которые стоят сегодня перед нашим государством», – заявил Дмитрий Медведев.

Как показывают история и современность, ни одна держава мира не может удержаться в статусе мирового лидера, не имея внутри себя мощного и, главное, уникального духовного или идейного стержня, которого бы не было ни у какого другого государства.

Россия возвращает свой духовный авторитет. Начавшаяся реконструкция религиозных памятников архитектуры теперь, очевидно, подтолкнет этот процесс.

Что ж такое вера? Для того чтобы разобраться, что такое вера, нужно понять, что вера это не всегда религия. В нашей стране, как и в других подобных странах, основное вероисповедание – православное. Само слово говорит за себя, православные – это те, кто правильно славят Бога.

Что Библия говорит о вере? В послании к римлянам святого апостола Павла написано в 17 стихе 10 главе: «Итак, вера от слышания, а слышание от слова Божия»... Эти слова можно понять так, что если мы не слышим слова Божьего, то у нас нет и не может быть веры, не так ли? Слово Божие в наше время записано только в Библии, и только так мы можем получить веру. Ни обряды, ни иконы, ни освящение разных предметов – ничего из этого перечисленного не спасет человека, а только вера. 

Если мы будем верить в то, что написано в Библии, то это автоматически означает, что мы это должны исполнять, в противном случае мы не верим, а только знаем, что там написано, и пользы нам от этого никакой. В конченом результате только разочарование.

Вера в Бога это не религиозность, а полное доверие Ему и Его словам, которые записаны в Библии. Только когда мы будем это делать, не просто говорить, а делать, так как этого хочет Бог, только тогда мы получим исцеление души. Все мы где-то далеко в душе этого требуем, но не всегда мы это признаем.

Библия ничего не говорит просто так, во всем есть смысл. К примеру, заповеди даны не для того, чтобы сделать нашу жизнь ограниченной, а для того, чтобы мы не делали ошибки, за которые в любом случае придется платить. Так же и в церкви не должно быть ничего не понятного, все должно иметь свой определенный смысл, понятный для людей. 

За каждой дверью научного открытия есть еще десять других дверей на другой стороне. Забывая это, убежденные атеисты продолжают утверждать, что одно какое-то научное открытие должно освободить человечество от необоснованной веры в Бога.

Юрий Гагарин сказал после возвращения с космического полета: «Я был в межпланетном пространстве и не видел Бога. Значит, Бога нет». Некоторые рядовые люди приняли это заявление за истину, утверждая, что современная наука, якобы, опровергает существование Бога. Другие, видя, что Гагарин не долетел даже до луны, заключили, что он вряд ли был вправе заявить, что он исследовал при этом уже все пространство.

Делая заключение об этом, очень наивном, рассуждении покойного Гагарина, нужно сказать, что принять его за истину могут только люди, умышленно отвергающие Бога.

В противоположность этому, первая группа американских астронавтов, долетевшая до луны и сделавшая высадку на луне, читала первый стих первой главы Библии в орбите луны и передавала это чтение по телевизионной сети для всего мира. Это свидетельствовало об их вере, что «вначале Бог сотворил небо и землю».

Заключение, сделанное Гагариным, ни в какой мере не было принято другими астронавтами и еще меньше - другими учеными.

Вот какими словами высказали свое мнение по этому вопросу многие ученые мирового значения:

«Вы не можете быть настоящим ученым, если вы не верите, что вселенная реальна! Если бы Бог захотел «подшутить» над ученым, то последний не мог исследовать законы природы и полагаться на постоянно меняющиеся данные науки». (Алберти)

 «Я не верю, что процент верующих в Бога среди ученых меньше, нежели среди других профессий». (Аутрум)

«Современная наука не убила фундаментальные истины Библии. Я верю в Бога, я верю в Иисуса, и я верю в Библию». (Бьерке)

«Духовное возрождение в последнее время проникло и в среду ученых, занимающихся исследованием космоса. Редко встречается такой день, чтобы я не слышал на моей работе разговоров на духовные темы». (Бурке)

Конечно, не все ученые являются христианами, но даже те, которые не предают значение религии, должны быть свободными: верить или не верить, как диктует им совесть.

Религиовед Ненси Френкенберри на основании дневников, личных писем, речей, эссе и интервью делает вывод о том, что вера ученых может принимать множество различных форм, светских или религиозных, сверхъестественных или натуралистических, традиционных или неортодоксальных. Эти тексты отражают спектр взглядов, охватывающих различные области научного поиска. 

Христиане верят в то, что у мира есть Творец. Бог вложил свою любовь и мудрость в мир. Поэтому, познавая мир, христианин постепенно постигает и замысел его Творца.

Великий русский ученый М.В. Ломоносов говорил, что Бог дал людям две книги – книгу природы и Библию. В книгу природы Бог вложил природные законы, а в Библию – Заповеди. Поэтому Ломоносов считал, что христианин, изучающий законы природы, несет великое христианское служение. Но мир надо не только познавать. В мире надо трудиться.

Может, это утверждение покажется высокопарным, но мы сами делаем историю своей Родины. Радуешься, когда непосредственно участвуешь в этом «делании» или наблюдаешь, как история творится на твоих глазах. Вот не существовало почти век действующих храмов – сейчас они появляются и работают.

Уничтожение православных храмов насильственным путём не привело к полному уничтожению веры в стране, так как духовный потенциал был заложен в нескольких предшествующих поколениях. И поэтому он остаётся в потомках и проявляется, если не явно, то до поры до времени тайно.

Промысел Божий никогда не оставляет сообщество людей, пока среди них есть истинно верующие.  Жизнь людей при наличии храма и их участие в церковной жизни наполняют красотой, высокими нравственными традициями и устоями, облагораживают жизнь в целом.

Восстановление уничтоженных или забытых храмов и святынь – тенденция будущих благотворных перемен в жизни страны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения

Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального об...

«Народные традиции и их роль в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения»

Время, в котором мы живем, непростое. Парадоксальность ситуации определяется, с одной стороны, кризисом современной общественной жизни, а с другой, - возрастанием на этом фоне национального самосознан...

Влияние классической музыки на духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения

1. Восприятие классической музыки, как главный  фактор  духовно-нравственного  воспитания.2. Музыкальное  искусство  в  воспитании  личности.3. Современные...

Статья "Проектная деятельность в основной школе по духовно - нравственному развитию, воспитанию и социализации обучающихся"

В данной статье рассказывается о проектной деятельности, дается классификация проектов, приводятся примеры проектов....

Статья на тему: "Воронежский музей спорта, его роль в воспитании подрастающего поколения"

В статье рассказывается о реализации проекта: "Воронежский музей спорта, его роль в воспитании подрастающего поколения",  обобщаются достигнутые результаты, отмечены нерешенные пр...

История казачества как фактор духовно-нравственного, патриотического воспитания подрастающего поколения

Актуальность данной темы заключается в том, что резкое ухудшение духовно-нравственной обстановки в обществе, постепенная утрата традиционно российского патриотического сознания, истинного значения пон...

Статья на тему: «Приобщение детей к национальным традициям, как к основе духовно-нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения»

      Осетия – это многонациональная республика. Она превратилась в родину для русских, украинцев, армян и грузин, а также азербайджанцев с греками, немцами и поляками, евр...