РОЛЬ РУССКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ.
статья по литературе

Анна Васильевна Логвиненко

    Статья посвящена проблеме  духовно-нравственного развития   обучающихся    на уроках литературы.  В данной  работе доказывается, что  русская классическая литература  является мощным источником воспитания высоконравственного человека, патриота своей Родины.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_russkoy_klassicheskoy_literatury.docx15.72 КБ

Предварительный просмотр:

                                 РОЛЬ РУССКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ.

 

                                                                Литература - учит, её главная

                                                                тема - жизнь  человека.

                                                                                          А.А Фадеев 

В настоящее время государство остро поставило задачу духовно – нравственного возрождения нации, решение которой невозможно без  формирования таковых  ценностей у подрастающего поколения. Духовность и нравственность – понятия, существующие в неразрывном единстве. При их отсутствии начинается распад личности и культуры, уроки литературы призваны  воспитать достойного человека,

Нравственной силой, способной  удержать лучшие традиции русского общества,  обладают произведения   классической литературы. Русская литература является хранительницей и носительницей духовных и нравственных ценностей. Воспитательный потенциал уроков русской литературы огромен. Анализ произведения и характеристика образов с духовно-нравственной позиции приводит к формированию собственной нравственной основы личности, что, в свою очередь, помогает формировать нравственный облик, нравственные чувства и нравственное поведение. В изумительных произведениях русской  литературы отражается всё многообразие мира с извечными вопросами добра и зла, подлинных и мнимых ценностей, поиска смысла жизни. Лучшие герои   учат подрастающее поколение, как избегать низменных соблазнов, избавляться от своих пороков, помогает выбрать свой жизненный путь. 

Богатые возможности для нравственного воздействия на учащихся сокрыты в произведениях А.С. Пушкина, И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого.  В подростковом возрасте  всегда волнуют   «вечные темы»: любовь, свобода, право жить; обличение самодурства, грубой силы и невежества; отношения «отцов» и «детей»; «война и мир»; тема ответственности народа  и власти за настоящее и будущее страны. Соприкосновение с текстами классиков всегда  даёт  «толчок мысли», заставляет анализировать действительность. Так  поступки пушкинских персонажей   помогают   современной молодежи ориентироваться  в непростое сегодняшнее   время. Жизненные перипетии Петра Гринева, Евгения Онегина помогают осознать такие понятия, как долг и честь,  любовь и верность.

Человеческий эгоизм, ложь, корыстолюбие Л.Н. Толстой безжалостно развенчал на страницах романа «Война и мир».  Этот роман является хрестоматией  в области человеческих отношений. Толстой помогает найти ответы на вечные вопросы о счастье, долге, смысле жизни, учит отделять истину от фальши, находить красоту не во внешнем облике, а в богатом внутреннем мире, заставляет задуматься об истинном и ложном патриотизме.

Изучение   романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»     знакомит    с евангельской историей о воскресшем Лазаре. В одно из посещений Раскольников просит Соню прочитать ему из Евангелия историю о Лазаре. Почему он просит прочитать именно этот эпизод? После знакомства с отрывком из Евангелия учащиеся обычно без труда находят ответ на этот вопрос: душа Раскольникова умерла после убийства старухи, как умер Лазарь, и, как Лазарь был воскрешён любовью, душа нуждается в любви, чтобы воскреснуть. Раскольников понимает, что он гибнет, он надеется на чудо, и евангельская история служит основанием для этой надежды.

Герои романа М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлёвы»  вобрали в себя самые низкие человеческие качества. Текст, звучащий в классе, вызывает  чувство отвращения  к любым проявлениям  лжи и лицемерия.

Современная русская литература   с новой остротой выдвинула на первый план идею духовного и нравственного самовоспитания личности, идею совести. В этом аспекте очень значительно творчество таких писателей, как В. Распутин, В. Астафьев, Ч. Айтматов, В. Дудинцев, В. Шукшин. В их произведениях показаны такие характернее качества русского человека, как доброта, честность, любовь к Родине, бескорыстная помощь другим людям, забота об окружающих, смекалка, находчивость.  Герои часто оказываются в ситуации нравственного выбора, и   авторы всегда  на стороне выбирающих защиту интересов Родины в ущерб собственным  интересам.    

      В процессе изучения классической и современной литературы неоднократно подчёркивается, что этические проблемы, волнующие молодых людей прошлых веков, являются вечными: проблемы чести, долга, верности слову; цели и смысла жизни; любви, дружбы, взаимопонимания, уважения чувств и мыслей других людей; проблемы взаимоотношений отцов и детей. И современным подросткам приходится по мере взросления решать в своей жизни те же нравственные дилеммы, что и их предшественникам. Судьбы лучших героев русской литературы подтверждают слова Л.Н. Толстого: "Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие - душевная подлость".  Тяжела и напряженна внутренняя нравственная работа тех, кто стремится найти свое место в жизни, ориентируясь на этические моральные принципы предшествующих поколений. Уроки литературы  помогают подросткам испытать состояние   душевного   поиска,   нравственного самосовершенствования.  

Таким образом, русская классическая литература  является  мощным источником воспитания высоконравственного человека, хорошего семьянина и патриота своей Родины.  Она многогранна, её создатели очень разные.  «Наша литература – наша гордость, лучшее, что создано нами, как нацией. В ней – вся наша философия, в ней запечатлены великие порывы славянского духа…»,- эти слова писателя А.М.Горького, как нельзя лучше, подтверждают мнение, что русская литература является неиссякаемым источником формировании духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения.  

 
 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль комплексного учебного курса « Основы религиозных культур и светской этики» в формировании системы непрерывного духовно – нравственного воспитания и просвещения подрастающего поколения.

«Пусть рвутся связи, меркнет свет,Но подрастают в мире дети…Есть в мире Бог или Бога нет,А им придется жить на свете».Н.Коржавина...

Духовно-нравственное воспитание школьников. Обобщение опыта "Роль религиозно-философского комментария на уроках литературы в формировании духовно-нравственных ценностей девятиклассников"

В работе представлен опыт использования религиозно-философского комментария на уроках литературы в 9 классе. Даются научно-практическое обоснование опыта, алгоритм применения  и примеры использов...

О роли детской школы искусств в формировании духовно-нравственной культуры учащихся.

в данном материале рассматривается проблемы духовно-нравственной культуры учащихся ДШИ...

Духовно-нравственное воспитание современного школьника в условиях поликультурной среды. В этой связи важным является формирование духовного, нравственного и физического здоровья подрастающего поколения, воспитание нового типа граждан – истинных патриотов,

Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые умеют и могут в ситуациях выбора самостоятельно принимать решения, которые готовы к сотрудничеству и межкультурному...

Доклад «Роль школы и семьи в формировании гражданского и национального самосознания подрастающего поколения»

Доклад «Роль школы и семьи в формировании гражданского и национального самосознания подрастающего поколения»...

Статья на тему: «Приобщение детей к национальным традициям, как к основе духовно-нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения»

      Осетия – это многонациональная республика. Она превратилась в родину для русских, украинцев, армян и грузин, а также азербайджанцев с греками, немцами и поляками, евр...

Духовно-нравственное и патриотическое воспитание подрастающего поколения средствами хореографического искусства в МОУ Ивановская СОШ.

Духовно-нравственное и патриотическое восптание подростающего поколения средствами хореографического искусства в МОУ Ивановская СОШ....