Урок внеклассного чтения в 6-ом классе по теме: «Мои любимые сказки А.С.Пушкина».
план-конспект урока по мхк (7 класс) по теме
Обобщение и углубление изученного по творчеству А.С.Пушкина; проверка знания текста, оценка знаний обучающихся, воспитанников с биографией и сказками А.С.Пушкина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok1.docx | 22.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок внеклассного чтения в 6-ом классе по теме: «Мои любимые сказки А.С.Пушкина».
Цели: обобщение и углубление изученного по творчеству А.С.Пушкина; проверка знания текста, оценка знаний обучающихся, воспитанников с биографией и сказками А.С.Пушкина.
Задачи:
- обобщить и углубить знания обучающихся, воспитанников c биографией и сказками А.С.Пушкина;
- развивать у детей интерес к жизни и творчеству А.С.Пушкина; монологическую речь обучающихся, выразительное чтение, театральные данные; умения сравнивать, обобщать, анализировать.
- воспитывать любовь к сказкам.
Тип урока: обобщение изученного.
Оборудование: слайдовая презентация, карточки, сборники произведений А.Пушкина, эпиграф на доске:
Ветер по морю гуляет,
Дует в паруса.
Никогда не перестанем
Верить в чудеса.
Где царевна оживает
Злу наперекор,
Где красавиц похищает
Мрачный Черномор,
Где Балда с чертями спорит,
Белочка поет,
Где разбитые корыта
Рыбка раздает,
Где шумит волна морская,
Нас туда зовет
Лукоморье, цепь златая
И ученый кот.
Ход урока
Орг. момент. Сообщение темы урока.
- Сегодня у нас урок необычный. Мы будем изучать творчество великого русского писателя и поэта, прозаика и драматурга, публициста, критика, основоположника новой русской литературы, создателя русского литературного языка. Сегодня мы с вами вспомним его стихотворения и сказки.
Он знал французский и английский, немецкий и итальянский, испанский, латинский, греческий, славянские языки - одни в совершенстве, другие не переставал изучать всю жизнь. В его библиотеке насчитывалось 3560 томов - 1522 названия, из них 529 на русском языке и 993 на четырнадцати иностранных языках.
Его произведения переведены на разные языки мира, их изучают в разных странах.
Он считается классиком русской литературы.
В детстве он очень любил свою бабушку и няню. Эти две замечательные сказочницы были добрыми гениями великого поэта. Он любил слушать их сказки и песни. Потом, когда он вырос и превратился в великого поэта, он создал множество сказок. Они были похожи на те, которые он слышал в детстве.
- Кто этот знаменитый человек? (А.С.Пушкин)
6 июня - Пушкинский день России.
В этот день в 1799 году родился Александр Сергеевич Пушкин.
День рождения поэта
Отмечает целый свет,
Ведь известнее,
Чем Пушкин,
Никого на свете нет!
Пушкин великий, величайший из русских поэтов, и когда я произношу это имя, что-то волнительное и доброе вспыхивает в памяти. Стихотворения Пушкина мы знаем и любим с детства. Еще при жизни Пушкин заслужил славу первого русского поэта. И я думаю, что имя Пушкина будут знать и любить многие последующие поколения. Как же прав был Пушкин в своем стихотворение "Я памятник себе воздвиг нерукотворный", ведь стихи Пушкина, его поэмы, романы оказали огромнейшее влияние на формирование канонов русского литературного языка.
Пушкину в России посвящёны памятники, ряд музеев, в разных городах нашей страны есть улицы и площади, названные в честь поэта. Имя Пушкина носят общественные и культурные организации - драматические театры, институты, станции метро, библиотеки.
Пейзажная лирика всегда занимала особое место в творчестве А.С.Пушкина. Он был первым русским поэтом, который не только сам узнал и полюбил чудесный мир природы, но и открыл для читателя удивительную прелесть пейзажей родины. В стихах о природе поэт так же многозвучен, как сама природа.
У каждого человека есть любимое время года. Поэтов и писателей оно вдохновляет на создание бессмертных произведений, является источником впечатлений и чувств. Любимым временем года для А.С.Пушкина была осень.
С 1830 по 1834 г. Пушкиным было написано пять народных сказок в стихах, а одна (“О медведихе”) осталась незаконченной. Вспомните, как назывались эти сказки?
- “Сказка о рыбаке и рыбке”,
- “Сказка о попе и о работнике его Балде”,
- “Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди”,
- “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”,
- “Сказка о золотом петушке”
В пушкинских сказках затрагивается социальная тема, говорится о моральных идеалах народа.
Александр Сергеевич любил добрую и ласковую нянюшку и посвятил ей свои произведения: “Няне”, “Сон”, “Вновь я посетил тот уголок земли”, “Зимний вечер”, “Свят Иван, как пить мы станем...”.
Мы слышим строки, исполненные любви Пушкина к своей старой няне. Он называет ее
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Крепостная крестьянка названа подругой. Пушкин считал, что люди, вне зависимости от их социальной принадлежности, равны. В словах голубка, моя выражены добрые чувства поэта к Арине Родионовне.
-Кто такая Арина Родионовна?
-Как её фамилия?(Яковлева)
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждёшь меня.
Известно, что со слов няни Пушкин записал семь сказок, десять песен и несколько народных выражений, хотя слышал от нее, конечно, больше. Поговорки, пословицы, присказки не сходили у нее с языка. Няня знала очень много сказок и передавала их как-то особенно. Именно от нее услышал Пушкин впервые и про избушку на курьих ножках, и сказку о мертвой царевне и семи богатырях, и о волшебной стране-Лукоморье.
Давайте сегодня вместе с вами отправимся в эту волшебную Пушкинскую страну.(Звучит мелодия из телепередачи «В гостях у сказки».
(Ученик читает отрывок «У лукоморья дуб зелёный…»
Физ. Минутка.
- А давайте отдохнем .Сейчас Леший попытается вас запутать. Будьте бдительны, выполняя задания.(Проводится упражнение для тренировки ориентации в пространстве «Путаница»)
-Правой рукой коснитесь кончика носа, левой возьмитесь за правое ухо. Закройте правый глаз. По моему хлопку поменяйте положение рук. Подёргайте себя за ухо. Поверните голову налево. Топните левой ногой. По моему хлопку поменяйте положение рук.
-Молодцы, отлично справились! Не дали Лешему себя запутать!
По страницам сказок А.С.Пушкина.
-Сегодня вы, ребята, вспомните, что знаете о сказках Пушкина, а ,возможно, узнаете что-нибудь новое.
1.Задание «Разминка «.
-Узнать по иллюстрациям сказку и восстановить картинки в нужной последовательности.(«Сказка о рыбаке и рыбке»)
-Сколько лет рыбачил старик?
--Перечислите по порядку все желания старухи.
-Какими словами бранила старика старуха?
2.Задание «Угадай сказку».
-Ребята, я держу свежий номер газеты «Волшебные известия». Здесь много объявлений! Вы должны догадаться, к какой сказке относятся некоторые из них.
I.»Торговая фирма «Пальмира» предлагает импортные товары: соболя, черно-бурые лисицы, донские жеребцы, чистое серебро и злато. И всё это по доступным ценам! «пальмира» ждёт вас!»(«Сказка о царе Салтане»)
II.Тем, кто интересуется жилплощадью! Всего за 5 тысяч сдаю на лето горницу в аренду. В горнице имеются: кругом лавки крытые ковром, под свечами стол дубовый, печь с лежанкой изразцовой.(«Сказка о мёртвой царевне…»)
III.Школа целителей и экстрасенсов проводит ежемесячные платные курсы. Излечивает такие заболевания, как: укусы правого и левого глаза, волдыри на носу.(«Сказка о царе Салтане»)
3.Кроссворд.
-Применив свои знания по сказкам Пушкина и разгадав кроссворд, вы ,в выделенных клетках по вертикали, прочтёте, как зовётся сенная девушка злой царицы из хорошо знакомой вам сказки.
4. Задание «Сказочный предмет».
-_Из чёрного ящика я буду вынимать предмет. Ваша задача- назвать сказку, в которой встречается этот предмет.
-Яблоко-(«Сказка о мёртвой царевне…»)
-Зеркало-(«Сказка о мёртвой царевне…»)
-Орех-(«Сказка о царе Салтане…»)
-Верёвка-(«Сказка о попе и работнике его Балде»)
-Мешок-(«Сказка о золотом петушке»)
-Белка-(«Сказка о царе Салтане»)
5.Математическое здание.
-Ребята ,а кто из вас любит математику? А вот маленькому Пушкину эта наука давалась нелегко, а над действием деления он даже плакал! -Так вспоминала сестра поэта. Но Пушкин говорил :»Образованный человек должен быть образован во всём, даже в математике». В своих сказках он часто использовал числа. Давайте в этом убедимся.
-Сколько богатырей было у Дядьки Черномора?(33)
-Сколько лет жил старик со своею старухою у самого синего моря? (30 лет и 3 года)
-Сколько раз забрасывал старик невод?(3)
-В каком месяце должен был родиться сын у царя Салтана?(в сентябре)
-В какое время суток?( ночью)
-Сколько сыновей было у Царя Додона?) (2)
-Молодцы! Всех героев сказок узнали! А сейчас давайте сами перевоплотимся в героев любимой вами «Сказки о царе Салтане…».( Инсценировка отрывка из сказки с слов «Три девицы под окном…»)(Звучит мелодия, появляются герои)
Итог урока
Молодцы, ребята. Вы хорошо подготовились к уроку . Я рада, что вы знаете сказки Пушкина. У кого появилось желание ещё раз перечитать эти сказки? Подражая положительным героям этих сказок, вы станете в жизни порядочными людьми, научитесь побеждать зло и творить добро.
Спасибо за ваше активное участие на уроке, вашу смекалку и фантазию. Наш урок подошёл к концу.(Звучит мелодия из телепередачи «В гостях у сказки»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок внеклассного чтения по сказкам А. С. Пушкина в 5 классе по теме “Мои любимые сказки А. С. Пушкина”
Обобщение и дополнение знаний учащихся, которые пятиклассники получили на уроках литературы по творчеству А.С. Пушкина....
Презентация к уроку внеклассного чтения в 10-11 классе на тему:"Тема любви к России и малой Родине в творчестве сальского поэта В.А. Костенко"
Данную презентацию можно использовать на уроках внеклассного чтения в старших классах при изучении творчества сальских поэтов в связи с 200-летием города Сальска.Презентация была отмечена грамотой УО ...
Конспект урока внеклассного чтения в 7 – ом классе специальной (коррекционной) школы по теме: "В гостях у сказки".
закрепление полученных на уроках знаний, умений и навыков; проверить знания текста, оценить знания учащихся;Коррекционно - развивающие:способствовать развитию познавательных возможностей учащихся, вни...
Урок литературы с технологической картой по теме "Мои любимые сказки А.С.Пушкина", 5 класс
Урок литературы с технологической картой по теме "Мои любимые сказки А.С.Пушкина", 5 класс...
Урок внеклассного чтения в 10-м классе на тему: «Проблема нравственного выбора человека в повести В.Быкова «Сотников»
Урок внеклассного чтения по призведению В.Быкова "Сотников" Это открытый урок для семинара учителей....
Урок внеклассного чтения "Нам бы про душу не забыть..." (целостный анализ сказки "Поделом нечестивцам" пинежского писателя Б.А. Кузнецова.
Урок внеклассного чтения "Нам бы про душу не забыть..." (целостный анализ сказки "Поделом нечестивцам" пинежского пи сателя Б.А. Кузнецова) в рамках проекта "Чтение с увлечени...
Внеклассное мероприятие по английскому языку для 4 класса на тему "Мои любимые сказки. Сказка «Репка» («The Turnip»)".
Цель урока: формирование коммуникативных компетенций учащихся.Технологии: игровые технологии, ИКТ-технологии, технология «In home groups» («В домашних группах»), здоровьес...