Урок внеклассного чтения в 10-м классе на тему: «Проблема нравственного выбора человека в повести В.Быкова «Сотников»
план-конспект урока по литературе (10 класс)

Гаврилина Галина Семеновна

Урок внеклассного чтения по призведению В.Быкова "Сотников" Это открытый урок для семинара учителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок внеклассного чтения161.75 КБ

Предварительный просмотр:

Урок внеклассного чтения в 10-м классе на тему: «Проблема нравственного выбора человека в повести В.Быкова «Сотников»

 Гаврилина Г.С., учитель русского языка и литературы

Цель:  

Воспитывать у учащихся чувства человеческого достоинства, уважения к своей родине и своему народу.

Задачи урока:

1. Обучающая: обучение умению составлять сравнительную характеристику литературных героев, работать по тексту, взаимодействовать в группе.

2. Развивающая: развитие умения анализировать, сопоставлять жизненные позиции героев, делать выводы.

3. Воспитывающая: формирование принципиальной позиции учащихся по отношению к нравственному выбору главных героев повести; воспитание

у учащихся чувства человеческого достоинства, уважения к своей родине и своему народу.

Учитель: Сегодня мы должны ответить на вопрос: почему в одних и тех же обстоятельствах один погибает как герой и остаётся в благодарной памяти людей, а другой идёт на предательство.

Приложение 1, слайд 1

Приложение 1, слайд 2

«Проблема нравственного выбора человека » (Урок-размышление по повести В. Быкова «Сотников»)

 Vasil Bykov.jpg

«…Прежде всего и главным образом меня интересовали два нравственных момента, которые упрощенно можно определить так:

 «Что такое человек перед сокрушающей силой бесчеловечных обстоятельств?

 На что он способен, когда возможности отстоять свою жизнь исчерпаны?»

Иллюстрация старой церкви

 Дети записывают тему урока в тетрадях.

  1. Запись слов Левитана. Приложение 1, слайд  2.

  1. Эти слова подвели черту под мирной жизнью советских людей, нарушив привычный уклад жизни, перечеркнув надежды, разлучив с близкими.

  1.  Работа со словом «война»- подобрать синоним.

 Василю Быкову было 19 лет, когда он отправился на фронт. Приложение 1, слайд 3.

 Это писатель, неизменно верный одной теме - теме войны. В его повестях нет широких    военных панорам и количество действующих лиц, как правило, невелико. Писатель утверждает, что его задача - «исследовать не самое войну, а возможности человеческого духа, проявляющегося на войне».

Презентация (учащиеся)

 Василий Владимирович Быков родился в 1924 году в крестьянской семье на Витебщине. До войны учился в художественном училище. Когда началась война, обучался в Саратовском пехотном училище ускоренного выпуска. Он участвует во многих военных операциях, и пережить ему пришлось немало. Об этом свидетельствует следующий факт: на обелиске одной из братских могил под Кировоградом в длинном списке погибших есть и его фамилия. Спасся он от смерти случайно: будучи тяжело раненным, выполз из избы, которую через несколько минут снесли прорвавшиеся фашистские танки. Воевал на территории Украины, Белоруссии, Румынии, Венгрии, Австрии. Был дважды ранен.

 Первые рассказы Быкова не о войне, а о послевоенной жизни сельской молодёжи.

 В середине 50-х годов обращается к теме войны.

 Повести «Дожить до рассвета», «Обелиск», «Сотников» составляют своеобразную трилогию, посвященную проблеме нравственного выбора человека в трагических событиях войны.

Ill Жизненная основа повести. (учащийся)

 В августе 1944 года, в разгар знаменитой Ясско-Кишинёвской операции, советские войска прорвали оборону, окружили большую группировку гитлеровцев. Среди сдавшихся в плен немцев будущий писатель увидел лицо человека, которое показалось ему знакомым. Быков узнал бывшего однополчанина, который давно считался погибшим. Он не погиб, а попал в плен. В ужасающих условиях плена не нашёл в себе сил для сопротивления и борьбы и, желая выжить во что бы то ни стало, сознательно пошёл на временную, как он думал, сделку с совестью, на предательство.

 Вывод: этот эпизод лёг в основу повести.

 Действие повести происходит в течение двух суток. Писатель ведёт повествование таким образом, что мы видим происходящее попеременно, то глазами Рыбака, то глазами Сотникова.

 -  Какие эпизоды повести вам запомнились больше всего? Чтение финальных сцен повести. (учащийся)

 Итак, каждый из героев сделал свой выбор.

 -  С какой целью партизаны идут в деревню.

 -  Почему Сотников вызвался идти, ведь он мог отказаться, так как был болен.

 («Потому и не отказался, что другие отказались».)

 -  Каким предстаёт Сотников?(1группа)

 (Физически слабее Рыбака, но высокие нравственные принципы.)

 -  Рыбак в начале повести. Кто он? (2 группа)

 (С самого начала вызывает симпатию: 1-практичностью; 2-умением быстро ориентироваться; 3-подбадривает больного товарища, даёт ему полотенце обмотать шею, первым прокладывает дорогу по снежной целине.)

 -   В чём главное различие героев? (Главное различие  на духовном уровне.)

 -  Вспомним эпизод, когда партизаны в поисках продовольствия зашли к старосте Петру. Почему Сотникова не трогает сочувствие старостихи, заметившей, что он болен?

 (От чрезмерной доверчивости отучила война.)

 -  Почему Рыбак не задумался над причинами службы старосты у немцев?

 («Факт службы у старосты определял для него всё».)

 -  Что побудило Рыбака вернуться к раненому Сотникову? (Рыбаку так просто было уйти - вряд ли догонят. Вся неприглядность его прежнего намерения стала столь очевидной, что он «опустился на край отважно»).

 Не сила внутреннего убеждения, взаимовыручки в бою, а мысль об ответе, «страх за свою жизнь».)

 -  Тот ли это Рыбак, который не боялся пули в бою? Что с ним произошло?

 (Страх поселился в нём, и первый шаг к растерянности уже сделан. Не о спасении Сотникова думал Рыбак, а только о себе. В это же время появляется первое недовольство товарищем.)

 - Как же случилось, что Сотников и Рыбак попали в плен?

Давайте посмотрим, как ведут себя герои по мере усиления опасности.   слайды  4,5. Для этого рассмотрим таблицу: Эпизоды         

Рыбак        

Сотников

1 Встреча с полицаями на дороге. Как ведут себя Рыбак и Сотников        

«Как всегда в минуту наибольшей опасности каждый заботился о себе, брал свою судьбу в собственные руки»        

«... так просто он им не дастся»

2 Преследование        

«... всё чаще стала напоминать о себе ... тревога за собственную жизнь»        

«Он чувствовал себя почти виноватым, оттого, что страдая сам, подвергал риску товарища»

3 В избе у Дёмчихи        

«гибель как будто откладывалась, это было главное, а остальное для него уже не имело значения»        

«И он в отчаянии думал, что напрасно они отзывались, пусть бы полицаи стреляли - погибли бы, но только вдвоём»

4 По дороге в полицию        

«Теперь уже Сотников не имел для него большого значения»        

«... только бы выгородить Дёмчиху»

5 В фашистском плену        

«Появилась возможность жить - это главное. Всё остальное - потом»        

«Как в жизни, так и перед смертью у него на первом месте твердолобое упрямство, какие-то принципы»

6 В последний час        

«... удирать некуда. После этой ликвидации - некуда. Из этого строя дороги к побегу уже не было»        

«... уйти из этого мира по совести, со свойственным человеку достоинством»

Вывод по таблице.

 -  Какой выбор сделал каждый из героев?

 (Рыбак одержим всепоглощающей идеей выжить. Для Сотникова главное умереть достойно, взяв всю вину на себя.)

– Что чувствует Сотников, когда понимает неотвратимость смерти?

– Чтение эпизода текста…

Учитель: Любую цену за возможность выжить Сотников не принимает.

– Скажите, этот нравственный выбор, эта ситуация, это противостояние героев может выразиться только в условиях войны? (Это вне времени)

 -  Зачем Быков вводит в повесть эпизоды детства? Давайте вспомним эти эпизоды.

 (Он показывает прямую связь прошлого с настоящим. Рыбак совершает свой детский подвиг не задумываясь, полагаясь на физическую силу. Ложь Сотникова отцу стала для него уроком на всю жизнь. Он строго судит себя и держит ответ перед своей совестью. А Рыбак снова, как в детстве, оказался над пропастью. Только тогда он удержался на краю, а сейчас...)

Учитель: Обратите внимание, как меняется лексика героя. Отступает на второй план физическая немощь. Мы слышим голос мудрого, уставшего человека. И в его речи звучат слова высокой духовности, вневременные.

Зачитайте: «совесть – мерило поступков», «милость», «терпеть», «совесть», «нравственность», «Библия» отца.

Имя «Пётр» – апостол Христа.

Учитель: Нет слов «Бог», не звучит молитва, но они прочитываются в семантике текста.

– Звучат слова пророка Исаии:

Горе тем, которые зло называют добром, и добро злом, тьму почитают светом, и свет тьмою, горькое почитают сладким, и сладкое горьким!

 Горе тем, которые мудры в своих глазах и разумны пред самими собою!..

 Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло;

 Научитесь делать добро; ищите правды… (Книга пророка Исаии: гл. 5: 20-21; гл. 1:16-17)

Учитель: Как будто звучат строки из отцовской Библии. Кажется, что взошёл Сотников не на эшафот, а на какую-то немыслимую высоту, с которой мог посмотреть без злости даже на Рыбака.

– Подтвердите текстом эту высоту Сотникова и падение Рыбака.

– Что видит Сотников с этой высоты? (Природу, глаза ребёнка, церковь – мир, который его не предаст.)

На доске изображение старой церкви.

– Церковь… Опишите её… («Заброшенная людьми, но недалеко от деревни» – надежда на то, что может быть, люди снова обратят свой взгляд на неё, и, тогда вновь вернется то, что потеряли их души.)

– Глаза мальчика. В русской литературе есть художественный прием, который Блок позже назовет «встречей глаз». Искра – духовное понимание – преемственность здесь. Л.Н. Толстого благодаря такой встрече глаз французский офицер не отправил на смерть Пьера Безухова. У Достоевского встреча светлых глаз Сонечки и темных Раскольникова объединяет их.

Учитель: В трудной ситуации выбора Рыбак оказался Иудой, предавшим и Сотникова, и товарищей, он сам определил цену своей жизни перед лицом грозившей смерти. Сотников перед лицом неумолимой смерти делает единственно возможный для себя выбор заветов отца – спасения чести, совести, души. И, как знать, может быть, будь в последние минуты жизни у Сотникова Библия отца, он перечитывал бы именно эти строки…

Прислушайтесь и вы к ним. Постарайтесь найти отзвук в собственной душе:

Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать…

 И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне…

 Входите тесными вратами; потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими;

 Потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их. (Евангелие от  Матфея: гл. 10:19, 28; гл. 7:13-14)

 -  В чём же подвиг Сотникова?

 (Он остаётся человеком в бесчеловечных условиях.) Наверное, благодаря таким, как Сотников, была одержана победа. Как бы ни было тяжело, они до конца остались верны себе, Родине.

 -  Как вы думаете, возможно ли нравственное возрождение Рыбака?

 (Человек проверяется тогда, когда остаётся один на один с собой, со своей совестью. По Быкову: «после предательства не может быть и речи о моральном возрождении».)

 -  Как вы думаете, проблемы, поднятые Быковым в повести, злободневные сегодня?

 (Это своеобразный урок всем, кто намеревается достичь корыстной цели любым способом. И при этом не задумывается над тем, как его выбор отразится на окружающих.)

Звучит  песня Б.Окуджавы «Молитва». Приложение 1, слайд 6.

Рефлексия. Составить стихотворение (Синквейн) со словом «выбор» после прочтения и обсуждения повести В.Быкова «Сотников».

Домашнее задание.

 Сочинение-миниатюра «О чём заставила меня задуматься повесть В.Быкова «Сотников»?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку внеклассного чтения в 10-11 классе на тему:"Тема любви к России и малой Родине в творчестве сальского поэта В.А. Костенко"

Данную презентацию можно использовать на уроках внеклассного чтения в старших классах при изучении творчества сальских поэтов в связи с 200-летием города Сальска.Презентация была отмечена грамотой УО ...

Проблема нравственного выбора человека в рассказе Ирины Рогалёвой «Младенец Симеон».

Для этого урока литературы в 11 классе я взяла произведение современной литературы санкт-петербургской писательницы Ирины Рогалёвой «Младенец Симеон». Это произведение практически неизвестно, поэтому ...

Презентацию к уроку внеклассного чтения в 5-7 классах по фантастической повести Александра Житинского "Параллельный мальчик"

Презентация к уроку внеклассного чтения в 5-7 классах по фантастической повести Александра Житинского "Параллельный мальчик". Презентация выстроена так, что отражает ход урока и все его этапы....

Урок внеклассного чтения в 6-ом классе по теме: «Мои любимые сказки А.С.Пушкина».

Обобщение и углубление изученного по творчеству А.С.Пушкина; проверка знания текста, оценка знаний обучающихся, воспитанников с биографией и сказками А.С.Пушкина....

Характер русского человека и проблема нравственного выбора человека на войне (по повести В.Кондратьева "Сашка")

Конспект урока по современной литературе о Великой Отечественной войне. Как раскрывается характер русского человека на войне......

Урок литературы в 5 классе на тему "Проблема нравственного выбора в рассказе В.М. Гаршина «Сигнал»

Урок литературы, который ставит перед учащимися сложные вопросы морали и порядочности. В основе урока - работа с литературоведческими терминами....

Методическая разработка урока литературы "Проблема предательства и героизма в повести В.Быкова "Сотников"

Методическая разработка предназначена для проведения урока литературы на 1 курсе. Цель занятия: рассмотреть и проанализировать проблему нравственного выбора (предательства и героизма) героев повести В...