Эпизоды 500 лет истории болгарской музыки в исполнении знаменитого ансамбля "The Bulgarian Voices Angelite". Видеозаписи HD.
картотека по мхк по теме

Хлопов Михаил Владимирович
Удивительный сплав архаики далеких веков с авангардной и средневековой музыкой - женский хор a capella из Софии «Angelite» (полное название "The Bulgarian Voices Angelite"), основанный еще в 1952 году, состоял он тогда из лучших народных музыкантов, собиравшихся познакомить общественность со спецификой исполнения православной музыки в сельских церквях Болгарии. Постепенно (по мере строительства в стране социализма) задача хора изменилась, он стал специализироваться на светской народной музыке. К первоначальной цели хор вернулся в первой половине 80-х годов, вскоре к нему пришла европейская, а затем и мировая известность. Все, кто имел возможность хотя бы однажды слышать этот легендарный хоровой коллектив, в составе из 20 певиц, признают, что их голоса оказывают необъяснимое гипнотическое воздействие на публику. «Angelite» - уникальный женский хор, поражающий слушателей во всем мире широчайшим стилистическим диапазоном: помимо фольклорной традиции и богослужебной музыки, уходящей корнями в глубокое средневековье, "Angelite" блестяще исполняет сочинения эпохи романтизма и произведения современных болгарских композиторов. "Angelite" не боятся самых рискованных творческих экспериментов, работая с итальянской рок-группой "Elio E Le Storie Tese", с Михаилом Альпериным и тувинским фольклорным ансамблем "Хун-Хур-Ту", Энрике Моренте и Стиви Уандером, Лучано Паваротти и Яном Гарбареком. География гастролей «Angelite» охватывает практически весь мир - регулярно выступая в Западной и Восточной Европе, хор также побывал в Индии, Мексике, Японии и Турции.
Важные факты в биографии хора - выступление на вручение Нобелевской премии и две номинации на "Grammy". Записи хора, выпущенные немецкой компанией JARO Medien, удостоены нескольких премий и лестных отзывов прессы.
.
Болгарская народная музыка по традиции исполняется исключительно женщинами - двумя группами голосов или двумя солистками, иногда сменяющими друг друга. Сами женщины, участницы хора, тесно связаны со своим репертуаром - каждая из них помнит до 1000 песен. Помимо их исполнения, женщины сами доносят песни до композиторов и аранжировщиков. Пожалуй, основным отличием болгарской народной музыки от любой другой является ее огромное ритмическое и метрическое разнообразие. Не говоря о том, что к стандартным симметрическим размерам (2/4, 3/4, 4/4) прибавляются нерегулярные (5/8, 7/8 или даже 15/8 и 17/8), даже песни с постоянно меняющимся размером звучат на слух совершенно ровно и привычно. В прошлом народные пляски всегда сопровождались хоровым пением и очень редко - игрой на музыкальных инструментах. Мотив песни "Тапан бие" демонстрирует вокальную эмуляцию игры на болгарском народном барабане - тапане, а в песне "Калугерине" хор бьет в барабан вокальными аккордами! Неравномерность ритма этих песен оживляет их и синхронизирует исполнение с танцевальными движениями, что особенно естественно для поющих танцоров. Также имеется большое разнообразие в использовании шкал - в основном это диатоническая шкала, но в нескольких регионах (например в горах Родоп) до сих пор встречается пентатоника и хроматическая гамма с увеличенными интервалами, которые напоминают древнегреческую и фракийскую музыку. Меняется и интонация, что очень непривычно для западной традиции с ее темперированными ладами. В сущности, у этой музыки нет единых характерных черт - они меняются в зависимости от культурно-исторического положения региона. Влияние Фракии чувствуется в медленных задушевных песнях, поющихся резонирующими голосами, в противоположность болгарскому металлическому тембру, создающемуся за счет чисто горлового и грудного резонанса. Застольные песни исполняются солистом с вокальным или инструментальным аккомпанементом и имеют тихое и траурное звучание. "Калиманку Денко" - красивая и грустная песня, повествующая о любви в самом глубоком смысле слова. Иногда песни приобретают эпическую окраску - с количеством фраз, доходящим до 500, они рассказывают о героях прошлого, мифах и легендах болгарского народа, исполненных любви и почести. Иван Спасов, используя приемы алеаторики, распределил голоса таким образом, что пение приобретает черты прекрасного звукового ландшафта. В Пирине и западных регионах имеется отличительная особенность двухголосного пения, строящаяся на нечетком разделении голосов, что напоминает византийскую традицию, или же на сокращении интервала между соседними голосами до секунды, как в полифонии раннего Средневековья. Благодаря этим приемам Кьюркчийски в аранжировке песни "Пиленце пее" достиг удивительного результата, которому могли бы позавидовать модернисты. 
Четыре народные болгарские песни в обработке композиторов XX века.
 
 
Болгария приняла христианство в 863—864 г. С утверждением христианства развивалось и церковное пение на древнеболгарском языке, но во время византийского господства (1018—1187) проникновение в болгарскую церковь канонизированного византийского пения задержало развитие связанных с народной основой болгарских национальных религиозных песнопений. После освобождения от владычества Византии и образования Второго Болгарского царства (1187—1396) начался расцвет болгарской культуры. В ХІІІ-ХІV вв. под влиянием народного музыкального искусства сформировался болгарский распев, образцы которого сохранились в богослужебном пении русской православной церкви ХVІІ-ХVІІІ вв. С тех времён сохранились «Зографский трефологий» (13 в.) и «Синодик на цар Борил» (14 в.) — единственные дошедшие до нас письменные памятники с музыкальной нотацией.
В 17 в. русское духовенство приглашало болгарских певцов для обучения русских певчих церковному пению.
Многие византийские певчие — болгарского происхождения. Самый известный из них — певчий и композитор Иоанн Кукузель, прозванный «Ангелогласным» (жил в монастыре в Византии). Он создал неовизантийскую невменную нотацию (т. н. «кукузелевы невмы»), которая используется в современной церковном музыке и по сегодняшний день. В то время как в Византии культивировались сложные, виртуозные кукузелевы песнопения с узорчатой орнаментикой, в Болгарии развивалось более простое, демократическое культовое пение. Болгарские напевы, т. н. «bulgarica», проникают и в западную церковную музыку. Завоевание Болгарии турками (1393-96) положило конец её независимости как самостоятельного государства. Болгарские монахи в монастырях Афона сохраняли свои церковные напевы, а странствующие монахи были распространителями болгарских песнопений среди других славянских народов.
Перед Вами три православные песнопения XVI века.
 
Один из самых знаменитых авторов музыки для православного богослужения уже начала XX века - Добри Христов.
Христов был учеником А. Дворжака в Пражской консерватории. После её окончания работал в Варне, где дирижировал самодеятельными рабочими и церковными хорами, а с 1907 года ‒ в Софии. Со времени основания Болгарского оперного театра (в 1908 году); работал оперным хормейстером, одновременно (с 1912 года) преподавал в Государственном музыкальном училище училище (в 1918-20 годах — его директор). В 1922‒33 годах преподавал в качестве профессора в Государственной музыкальной академии. В 1930-е годы Xристов дирижировал рабочим хором имени Г. Киркова, для которого осуществил хоровую редакцию «Интернационала» и написал ряд ставших популярными массовых пролетарских песен, в том числе марш «Красное знамя» («Червено знаме»). Руководил крупнейшим в Болгарии хором собора Александра Невского (с 1935 года), в котором впервые исполнялась «Златоустова литургия» и другие крупные духовные хоровые произведения Xристова, созданные им на основе древнеболгарских церковных напевов. Член Болгарской академии наук (с 1929 года). Три песнопения Добри Христова для православного богослужения.

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эпизоды из истории Белоруссии на уроках истории России как одно из средств формирования толерантности

Эпизоды из истории Белоруссии на уроках истории России как одно из средств формирования толерантности в рамках проекта «Национально-культурное взаимодействие на постсоветском пространстве на примере с...

Конспект открытого урока по истории в 8 классе Тема: Знаменитый полководец Александр Суворов

Подробный конспект урока по истории в 8 классе СКОУ 8 вида по теме "Знаменитый полководец Александр Суворов....

Концерт музыки барокко в исполнении знаменитого контратенора Макса Эмануэля Ченчича на фестивале Earlymusic в Санкт-Петербурге 29.09.2013.

Лучше всего культуру эпохи барокко постигать через произведения этого времени. В Петербурге для этого есть уникальная возможность - особый фестиваль музыки (преимущественно барокко), который проходит ...

презентация к уроку музыки "История возникновения музыки"

Презентация к уроку музыки "История возникновения музыки", 8 класс...

Краткий очерк истории средневековой музыки Армении в видеозаписях. Ансамбль монастыря Святой Гегард.

Песнопения приводятся как в аутентичном (максимально приближенном к оригиналу) исполнении, так и в обработке композиторов XIX-начала XX века. Я их записал на концерте фестиваля Академия Православной м...

Пособие для учащихся по музыке по теме "История военной музыки"

В презентации рассказывается о развитии военной музыки современ Петра Первого до наши времен....

Конспект открытого урока по классу скрипки "Знакомство с историей и стилистическими особенностями исполнения старинных сонат"

В 5-ом классе ДПОП "Струнные инструменты" специальность скрипка, появляется тема "Старинная соната". Как сделать её интересной и увлекательной? Как привлечь внимание учеников и мот...