Конспект открытого урока по истории в 8 классе Тема: Знаменитый полководец Александр Суворов
план-конспект урока по истории (8 класс) по теме
Подробный конспект урока по истории в 8 классе СКОУ 8 вида по теме "Знаменитый полководец Александр Суворов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_v_8_kl.doc | 718.5 КБ |
otkrytyy_urok.doc | 511 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУДДСИДОБПР «Каракулинская специальная
(коррекционная) школа-интернат
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
с ограниченными возможностями здоровья VIII вида»
Конспект
открытого урока по истории в 8 классе
Тема: Развитие науки и географические открытия в первой половине XIX века
Учитель истории
высшей категории
Ильина А.Р.
2011 год
Предмет история
Класс 8
УМК
- Воронкова В.В., Петрова М.Н., Экк В.В. и др. Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида. М.: «ВЛАДОС»,2000.-224с.
- Пузанов Б.П., Бородина О.И., Сековец Л.С., Редькина Н.М. Уроки истории в 8 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида: Учеб.- метод. пособие. – М.: «ВЛАДОС», 2003. –216 с.
- Пузанов Б.П., Бородина О.И., Сековец Л.С., Редькина Н.М. История России: Учеб. Для 8 кл. специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. – М.: «ВЛАДОС», 2003. – 312 с.: ил.
Тема: Развитие науки и географические открытия в первой половине XIX века
Цель: Проследить развитие науки в первой половине 19 в., рассказать об основных географических открытиях данного периода.
Задачи:
Образовательные:
- Показать значение изобретений в области науки на развитие российской промышленности;
- Рассказать о настойчивости и мужестве русских путешественников во время экспедиций.
Коррекционно - развивающие:
- обогащать словарный запас учащихся в ходе изучения новой темы;
- развивать умение слушать учителя и использовать полученный материал в работе;
- способствовать умению анализировать, через выполнение заданий на карточках;
- продолжать развивать умения учащихся давать полные ответы на поставленные вопросы;
- продолжать формировать ориентировку в историческом времени при работе с пособием «Лента времени».
Воспитательные:
- вызвать чувство восхищения у учащихся людьми, которые в тяжелейших условиях делали открытия, посвятили жизнь служению Родине, русскому народу.
Планируемые результаты:
к концу урока учащиеся должны знать:
- российских изобретателей первой половины 19 века;
- Научные открытия: П.Л. Шиллинг – телеграф; Е. и М. Черепановы – паровая машина, первая железная дорога;
- Географические открытия: И.Ф. Крузенштерн - остров Южный Сахалин, Ф.Ф. Беллинсгаузен – Антарктида.
Должны уметь:
- ориентироваться по карте;
- работать с «Лентой времени»;
- использовать усвоенный материал при выполнении заданий.
Основные знания: Научные открытия: П.Л. Шиллинг – телеграф; Е. и М. Черепановы – паровая машина, первая железная дорога. Географические открытия: И.Ф. Крузенштерн, Ф.Ф. Беллинсгаузен – остров Южный Сахалин, Антарктида.
Основные термины и понятия: телеграф, телефон, свита, пингвин.
Оборудование и материалы: мультимедийный проектор, мультимедийная презентация, карточки с заданиями, «Лента времени», карточки с датами.
Тип урока: сообщение новых знаний.
Ход урока
Открытие Антарктиды. В XIX в. на поиски неизвестного материка Южного полушария отправились российские моряки. Шлюпа "Восток «и" Мирный " под командованием Ф.Ф. Беллинсгаузена
Капитаны умело провели судна через полярный лед к неизвестной "белого пятна". С большим риском они достигли места, где везде была сплошная лед. Такой мощный ледовый покров мог образоваться только на материке. Обойдя вокруг Южной Земли, они нанесли на карту ее берега. Так в 1820 г. была открыта Антарктида.
Экспедиция И.Крузенштерна и Ю.Лисянского. Первыми из граждан России, кто совершил кругосветное путешествие, были Иван Крузенштерн и Юрий Лисянский. В 1803 г. они отправились из Балтийского моря на шлюпах "Надежда" и "Нева". Прошли Северное море, Вышли в Атлантический океан и взяли курс на юг вокруг Африки. Далее маршрут пролег вдоль берегов Азии через Тихий океан в Южную Америку. Обогнув ее с юга, Атлантическим океаном И. Крузенштерн и Ю. Лисянский в 1806 г. благополучно вернулись домой
І. Крузенштерн и Ю.Лисянский открыли и описали неизвестные острова. Они составили подробные карты северной части Тихого океана и прилегающих побережий Азии и Северной Америки. После завершения экспедиции мореплаватели блестяще описали свои плавания.
Предварительный просмотр:
ОТКРЫТЫЙ УРОК - МОНТАЖ
ТЕМА: Я весь мир заставил плакать … по творчеству Б.Л. Пастернака.
ЦЕЛЬ: Расширить и углубить знания учащихся о жизни и творчестве великого русского поэта и писателя Б.Л. Пастернака;
Ознакомить с наиболее интересными стихами и прозой;
Воспитание чувства гражданственности;
Развития навыков самостоятельности чтения и анализа стихов ,произведений.
Оборудование: плакат со стихотворными строками Б.Л. Пастернака :
Природа ,мир, тайник Вселенной
Я службу долгую твою ,
Объятый дрожью сокровенной
В слезах от счастья отстою…
Репродукции с картин И. Левитнан Золотая осень, И.Репина Под конвоем литературной бюллетень Венок поэту ,выставка произведений Б . Пастернака , М. Цветаевой ,А. Ахматова ,Я. Мондельштама , С .Есенина, Н . Бумелева , А .Блока ,А.Пушкина , Портреты писателей и поэтов, грамзаписи с произведениями П.И. Чайковского(“Времена года”), Г. Глиэра Концерт для голоса с оркестром , А Рубинштейна Ария Демона в исполнении Г.Отса
Эпиграфом к уроку взяты строки из стихов. Б . Пастернака Нобелевская премия
Я весь мир заставил плакать
Над красотой земли моей
Ход урока
Слово учителя ( звучит сочинение П.И.Чайковского Время года –ноябрь )
- Международный планетный центр , который базируется в США утвердил названия группы малых планет открытых сотрудниками Крымской астрофизической обсерватории. Это Планеты Ф.Достоевского , М .Булгакова, Б . Пастернака , обращающие между орбитами Марса и Юпитера .Это произошло накануне 100-летия со дня рождения Пастернака , в пору восстановления справедливости в отношении его имени и его дела .
Б.Пастернаку не пришлось участвовать в жестоких расправах , не посылали его в сопредельные земли . Но он прошел свой путь. Анна Ахматова писала после его кончины:
Он поведал мне , что передним
Вьется путь золотой и крылатый ,
Где он вышнею волею храним .
Откуда и куда вел путь ставший символом творческой судьбы Б.Пастернака ? Он уводил к духовному возмужанию от благополучного Московского детства , смешного комфорта, обособленного мира элитарной интеллигенции
1-й ученик делает краткое сообщение о жизни поэта _____________________________________________________________________________
- Б. Леонидович Пастернак родился в 1890 г. В Москве . Отец его Леонид Осипович Пастернак – известный художник , мать- Розалия Кауфан- профессиональная пианистка. В доме Пастернаков бывали художники – живописцы И.Левитан , В.Перов . Писатели: Л. Толстой , В.Гиляровский , В .Маяковский . Мать , ученица известного композитора , музыканта Антона Рубинштейна привила сыну любовь к музыке
Жизнь вне музыки я себе не представлял… музыка была для меня культом – писал позднее Б.Пастернака .
Рядом с музыкой жила живопись . Отец его был академиком живописи ,ваяния и зодчества. Перед глазами юного пастернака проходило более половины запасов нынешних галерей и государственных хранений. Это плотная Серова ,репина, Мясоедова, Сурикова и др.
Часто у них бывал Л.Н. Толстой . Отец Б.Пастернака иллюстрировал произведения великого писателя . Учила русский грамоте мальчика детская писательница Боратынская . В 1901 г. Б. пастернак поступил учиться в Московскую классическую гимназию , здесь упорно занимались под руководством известного композитора Р. Блиэра. Уже с 13 лет сочинял музыку. Его музыкальные сочинения получали одобрения композитора А. Скрябина. Ему предсказывалось композиторское будущее . Пастернака в юности увлекался и философией . В 1908 г. Он поступает на юридический факультет Московского университета. Но в 1909 году по совету Скрябина закончил по 1912 г. Едет в философии в 1912 г. Едет в Германию , занимается в Маргбурском. Университете . Ему было предложено остаться в Марбурге для получения докторской степени .Но он от этого наотрез, как отказался ранее от композиторского поприща .К этому времени уже было написано стихотворений.
УЧИТЕЛЬ: Б. Пастернак первую книгу стихов написал еще в 1913 году. После революции поэт много пишет и работает, и испытывает редкостный душевный подъем. Именно тогда он целиком отдается литературной деятельности.
Стал знаменитым после сборника «Сестра моя -жизнь» (1927 г.). Прочитав стихи этого сборника, А.Луначарский писал: «Слово я прошелся под черемухами» Книга посвящена М.Ю.Лермонтову.
С первых шагов поэзии Пастернак обнаружил особый строй художественных приемов и средств.
К его стихам надо было человекупривыкать надо было в них вживаться Я думаю – пишет Ф. Искандер – самые невнятные его стихи – преимущественно музыкального происхождения . Однако он всю жизнь стремился к простате . Пройдя трудный путь творчества , он этого и достиг.
Он пришел в русскую поэзию одновременно с Маяковским , Есениным , Цветаевой , Мандельштамом . Огромное влияние на формирование Пастернака оказался А. Блок и для Пастернака поэзия стремление открывать прекрасное а природе, душе и сердце человека:
Это – круто налившийся свис
Это щелкань сдавленных льдинок
Это ночь , леденящая свист
Это двух соловьев поединок
2-ой учении читает наизусть ст. Ветер , посвещенное А.Блоку
Блоковская метель врывается в стихи Пастернака , в которых горит Пушкинская свеча. Ветер для Пастернака – символ обновления . У Блока он берет идею свободного творчества , идею служения отечеству , что было присуще представителям классической литературы.
УЧИТЕЛЬ: Волновала Пастернака историческая тема. Вскоре после революции он пишет поэмы 905 год «Высокая болезнь»
Б. Пастернак никому не подрожал , поэтому его творчество не укладывалось в программирование расмки . Однако не отрицал своей внутренней связи с Пушкином и мечтал о том времени , когда истинна поэзия найдет путь к сердцам читателей.
Через все творчество Б. Пастернака проходила любовь к русскому пейзажу , к России , к ее полям и лесам , к людям , труженикам. У поэта нет разделения природы на живую и неживую .
у него дождь гуляет по газонам, разговаривает, стихи пишет, ветер грустит. (стих. «Деревья, только ради вас» ).
Поэты серебренного века: Маяковский, Есенин, Блок, Пастернак, Ахматова, Мандельштам ратовали за красоту, которая должна спасти мир. Нельзя найти поэтов более близких по ощущению природы, чем Пастернака и Есенин.
4-й ученик
Представителей классической литературы Лермонтова, Пастернака, Чайковского, Рубинштейна связывает мятежный дух Демона, презрение мира где господствует насилие над человеческой личностью. Образ Демона становится призывом к борьбе за права человека. (Читает стих. Пастернака «Памятник Демона»).
Прослушивание Арии Демона из одноименного сочинения А. Рубинштейна в исполнении Г. Отса.
УЧИТЕЛЬ: Перед Пастернаком никогда не стоял вопрос – покинуть или не покинуть Россию. Напротив, он всегда дорожил почвой, на которой появилась его судьба. Уже зрелый Пастернак писал после революции:«Уходит с Запада душа, ей нечего там делать. Душа с Запада уходит на простор России, простор, заполненный весной, весной бездонной. «Весна – это не только календарь природы, это календарь истории. История в облике современности вторглась в лирику и заставила поэта посмотреть на мир иными глазами.»
5-й ученик
Трагические события в истории страны – коллективизация, надвигающийся террор требовали перелома и в отношении к себе, к своей работе.
УЧИТЕЛЬ: Период, связанный с первым съездом писателей, стал временем наибольшей общественной деятельности Пастернака. Во многом это объясняется инициативой Горького и Бухарина. О Пастернаке говорили и писали. На него возгласили надежды. На съезде он был избран в праление Союза писателей, несмотря на то, что в своей речи он сказал: « При огромном тепле, которым окружает нас народ и государство, слишком велика опасность стать социалистическим сановником. Подальше от этой ласки во имя ее прямых источников.
В своих выступлениях Пастернак отстаивал свое мнение самостоятельного художника. Ему резко возражали. Все это тяготило художника.
6-й ученик
О поездке на Урал Пастернак писал: «В начале 30-х годов было такое движение среди писателей – стали ездить по колхозам, собирать материалы для книг о новой деревне. Я хотел быть со всеми и тоже отправился в такую поездку с мыслью написать книгу.»
ТО, что я увидел, нельзя выразить никакими словами. Это было такое нечеловеческое, невообразимое горе, такое страшное бедствие, что оно не укладывалось в границе сознания. «Я заболел, целый год не мог спать.»
УЧИТЕЛЬ: «Не может сын глядеть спокойно
На горе матери родной,
Не будет гражданин достойный
К отчизне голоден душой.»
С одной стороны – тяжелое положение крестьян, с другой – гонение на интеллигенцию, террор. Погибли Н. Гумилев, Алексей Ганин, С. Есенин. Пастернак не писал, ушел в одиночество. Путь гражданина, поэта избран, он с народом.
7-й ученик
Читает монолог Шмидта из поэмы «Лейтенант Шмидт». В этом монологе боль и тревога самого Пастернака за все происходящее в стране. После гибели талантливых людей он все еще стремился закласть трагедию ссылками на исторические параллели, как это делали в свое время Пушкин и Лермонтов.
УЧИТЕЛЬ: Б. Л. До войны и в послевоенное время занимался переводами. Его переводы шекспировских произведений самые лучшие.
8-й ученик
Читает «Грядущее на все изменить взгляд»
- Зимой 1942г. и 42г. жил поэт в городе Чистополе. Трудной была жизнь, но он был терпелив и прост, вынослив и скромен. Писал стихи, переводил.
«Мил моему сердцу Чистополь,
И зимы в нем, и жители, и дома».
Сердечные, искренние воспоминания о Чистополе сохранил поэт до конца своей жизни. Он переписывался с писателем Авдеевым, и это стихотворение он написал в его альбом.
Любовь к народу, завещанная толстым характером, черта Пастернака. Он продолжил дело русских классиков, шел по своему пути, а не сталинских бытописателей народной жизни. Это бытописатели любили рисовать карикатурные образы интеллигентов, которым противоставлялись «героические народные типы»
УЧИТЕЛЬ: В годы войны по-иному взглянули на мир, по иному оценили красоту родной земли. Рядом с героическими музыкальными произведениями родились лирические. Композитор, музыкально-общественный деятель, создатель, советской композиторской школы Геиндгольд Глиэр в своем «концерте для голоса с оркестром» воспел духовную красоту, чистоту и благородство советского человека.
УЧИТЕЛЬ: Б. Пастернак с конца 1945 г. усиленно работает над прозой. Его роман «Доктор Живаго» не имел на Западе такого резонанса. Поэт повлиял на ход мировой политики. Его издатель в Милане Фельтринелли был вынужден уйти из Итальянской Компартии под нажимом Суслова и Хрущева.
В августе 1946 г. снова начались репрессии. Пастернак жил в сознании, что его могут в любое время арестовать. Он не таился. С этого года его не печатают. Жесточайшее критике подвергли его за долго «Д. Ж..» Рапповская критика не принимала творчество Пастернака. Если и печатали, то после подвергали проработке. Принято было изображать Пастернака как отшельника, отгородившегося от эпохи и от народа. Придумали кличку «внутренний эмигрант». Эта кличка досталась и Анне Ахматовой.
Пастернак горечи потери преодолевал стойко. С юношеских лет развивал способность обновления. В последние годы шести лет развивал способность обновления. В последние годы жизни он оставался юношей с седыми волосами.
9-й ученик
В 1954 г. в журнале «Знамя» появился стих. Ю. Живаго «Гамлет», «Белая ночь», «Рождественская звезда», «Ветер», «Магдалина» и др. (их 10). А роман «Доктор Живаго» был завершен в 1956 г. Предполагалось, что роман будет печататься в журнале «Новый мир». Получив отказ от редакции, Пастернак передал рукопись прогрессивному итальянскому издательству. Выход романа за рубежом, вслед за этим присуждением Нобелевской премии в 1958 г. вызвало со стороны тогдашних политических и литературных деятелей осуждение творчества Пастернака. В ответ на критику и на предложение покинуть страну, поэт отвечал что не мыслит себя все Родины.
Пастернак еще тогда писал, что Нобелевская премия – это абсолютная (правда) победа, признание и честь оказанная всей русской литературе. Однако, эта премия не только за роман «Д. Ж.» она и за поэтические произведения. Кандидатура Пастернака на Нобелевскую премию выдвигалось уже не раз.
УЧИТЕЛЬ: Полосы утомления, горя и мрака были нередки, но он их преодолевал стойко. У него не было возможности открыто писать в печати об искусстве, философии, самой жизни. Поэтом он писал частным лицам. Что важно, никогда не был озлоблен, отличался добротой, он себя называл чернорабочим в поэзии. По прежнему жил в подмосковном Переделкино, у него бывали старые друзья – поэты, писатели, композиторы. Трудился с огромной отдачей, писал стихи, статьи, был с народом, защищал правду, утверждал доброту в жизни.
10-й ученик
Читает стихотворение «Культ личности»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока в 6 классе. Тема урока: голосеменные.
Конспект открытого урока. 6 класс. Тема урока: голосеменные. ...
Открытый урок истории 9 класс. Тема "Начало Великой Отечественной войны".
Открытый урок истории 9 класс, проведённый в рамках районного семинара. Тема урока "Начало Великой Отечественной войны", учитель-Боярская Г.Н....
Презентация "Знаменитый полководец Александр Суворов"
Наглядное сопровождение к открытому уроку в восьмом классе...
Технологическая карта урока истории 8 класс Тема: Внешняя политика Александра III.
Технологическая карта урока истории 8 класс Тема: Внешняя политика Александра III....
Тест по истории 8 класс тема "Внешняя политика Александра 3"
Тест по истории 8 класс тема "Внешняя политика Александра 3"...
Открытый урок истории. 5 класс. Тема урока: «Ассирийская держава»
Задачи:Личностные: формирование основ социально-критического мышления, формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе м...
Открытый урок в 7 классе Тема: "Знаменитые люди"
Открытый урок в 7 классе Тема: "Знаменитые люди"...