Романтическое и реалистическое мировосприятие: различное и взаимодополняемое. разработка урока
учебно-методический материал по мхк (9 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Урок №1.
Романтическое и реалистическое мировосприятие: различное и взаимодополняемое.
Цель: Выявить различия и сходства романтизма и реализма.
Задачи:
- Охарактеризовать примеры романтического и реалистического искусства.
- Выявить причины смены эстетических установок, усиления субъективных позиций..
- Продолжить формирования умений анализировать примеры искусства, самостоятельно делать выводы.
Оборудование: презентация №1.
Ход урока
Момент урока | Время | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Организационный момент | Здравствуйте! Сегодня мы продолжим изучать историю мировой художественной культуры | Слушают учителя. | |
Изучение нового материала. | Тема нашего сегодняшнего урока «Романтическое и реалистическое мировосприятие: различное и взаимодополняемое». Эпоха Просвещения подходила к своему закату… подводя её итоги, итальянский поэт Дж. Леопарди писал: …Зарождающийся золотой Век должен на себе нести печать Веков прошедших, потому что сотни Начал враждебных, несогласий прячет Сама природа общества людского. И примирить их было не дано Ни мощи человека, ни уму. Романтизм в художественной культуре начала XIXв. Предпринял попытку в какой-то мере осуществить это примирение. Он провозгласил ценность отдельной человеческой личности и полную свободу художественного творчества от сковывавших его норм и правил. Слово романтизм восходит к латинскому «romanus» - римский, т.е. возникший на основе римской культуры или тесно с ней связанный. Со временем слово «романтизм» и вовсе отделилось от своего исторического корня и начало жить самостоятельной жизнью. Так в конце XVIII в. оно было подхвачено молодыми немецкими писателями и стало названием новой литературной школы, пришедшей на смену сентиментализму и классицизму. Сложность и противоречивость романтизма породили множество споров, не затихающих и в наше время. Но при этом романтизм представлял собой единое направление художественной культуры, отвечавшее общим эстетическим требованиям и принципам. Идеи романтизма возникли на почве неудовлетворенности действительностью. Романтики, пережившие разочарование в ФБР, не оправдавшей их надежд, обратили свои взоры к миру чувств и переживаний человека. Постоянно меняющаяся жизнь открывала новые горизонты для человеческого познания. Новое, непознанное становится главным предметом изображения. Героями романтических произведений становятся исключительные характеры в исключительных обстоятельствах. Романтический герой может посвятить всю жизнь поиску своей мечты и идеала. В реальном мире он чувствует себя неуютно и одиноко. Его личность находится в постоянном противостоянии, конфликте с окружающим его миром. Если человеку не суждено изменить жестокую действительность, то он может уйти в мир фантазий, грез и иллюзий. В центре внимания оказывается человек, ставший жертвой рокового стечения обстоятельств, живущий в сфере эмоций и чувств. Интерес к душевным переживаниям героя, его страстям, страданиям душевным мукам отличает произведения романтизма. В жизни природы герой-романтик всегда видит отражение либо своей собственной души, либо идеальной жизни, составляющий предмет его мечтаний. Желание слиться с природной стихией характерно для героя-романтика. Перед стихией природы человек беспомощен и слаб. В далеком прошлом романтики надеялись найти гармонию и красоту, несуществовавшие в их современном мире. Их искусство исполнено доблести и героики, возвышенной любви и благородного рыцарства. Романтики создали свою оригинальную античную традицию, которая была преисполнена особой, ностальгической грусти. Сознание бренности всего живущего на земле, тоска по безвозвратно уходящему настоящему и неизвестность будущего характерны для эстетики романтизма. Оригинальной реабилитации подверглась эпоха Средневековья. Одних увлекала выдуманная идиллия, другие искали в нем яркие характеры, сильные пылкие страсти, для третьих она становилась символом национальной независимости. Какие исторические события в Европе предшествовали рождению романтизма? Чем главные эстетические принципы романтизма привлекают лично вас? В чем вы видите сильные и слабые стороны романтического мироощущения? Знакомы ли вам по произведениям искусства романтические герои? Расскажите о них поподробнее. Повышенное внимание к сложному миру человека, национальному колориту, историзм, неприятие реальной жизни приблизили реализм – другое стилевое направление, параллельно развивавшееся в художественной культуре ½ XIX века. Понятие реализм – одно из наиболее трудных для определения, поскольку применимо как к повседневной жизни, так и к сфере искусства. В сфере художественной деятельности значение реализма еще более сложно и противоречиво. В искусстве не может быть и не существует абсолютного реализма. Термин «реализм» впервые употребил Ж.Шанфлери для обозначения искусства, противостоявшего романтизму и символизму. Истину. Дату рождения реализма чаще всего связывают с творчеством французского художника Гюстава Курбе, открывшего в 1855 г. в Париже свою персональную выставку под названием «Павильон реализма». В недрах реалистического искусства был сформулирован особый взгляд на мир, в котором подвергались анализу и критике многие стороны окружающей действительности. Осуждая основы общественного строя, художники реалисты в то же время утверждали идеалы добра, справедливости, всеобщего равенства и счастья. Критическая направленность реализма нашла наиболее яркое выражение в произведениях литературы и изобразительного искусства. Искусство реализма выступает в качестве средства агитации и пропаганды, а художники активно втягиваются в общественную жизнь, защищая интересы народных масс. Еще глубже и непримиримее становятся различия между реализмом и романтизмом. Воспроизводя действительность такой как она есть, реалисты не стремились к ее точному копированию. В их произведениях оставалось место для творческого воображения и фантазии. | Записывают тему в тетрадь. Романтизм – художественное направление, сложившееся на рубеже XVIIIвв. И охватившего почти все виды искусства. Эстетические принципы романтизма: 1.Неприятие реальной жизни, стремление познать непознанное. 2.Исключительность романтического героя. 3.Природа как выражение стихийного начала жизни, прообраз свободы. 4. Культ прошлого: идеализация Античности и Средневековья, интерес к фольклору. Пристальное внимание к окружающему миру, природе, общественным отношениям и индивидуальным особенностям человека определяли суть реалистического направления в искусстве. Первоначально романтизм только фиксировал пороки и недостатки в жизни общества, реализм – заострял внимание на причинах, породивших зло в обществе. Романтизм привносил много субъективности, реализм стремился к объективности. Реализм категорически не принимал возвышенного романтического идеала. Реалисты изображали типичного человека в типичных обстоятельствах. | |
Подведение итогов урока | Итак, давайте подведем итоги. Почему были отвергнуты идеалы романтизма? | Отвечают на вопрос. | |
Домашнее задание | Сообщения. | Записывают задание в тетрадь. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по теме: Методы решения задач по теме «Системы счисления» в различных средах.
Урок можно использовать при повторении курса информатики в 11 классе, учащимся предлагается вспомнить алгоритмы перевода чисел из одной системы счисления в другую, работу в среде эле...
Разработка урока для 8 класса по теме: "Генетические связи между различными классами соединений"
Данный урок позволяет развивать умение ставить несложные проблемы, формулировать гипотезы и проводить их опытную проверку. Работа осуществляется в группах "Практик-теоретик"...
Методическая разработка урока литературы в 11 классе по теме «Романтические тенденции в повести А. И. Куприна “Олеся”
Очень важно научить учащихся не просто «грамотно» прочитывать произведение, но и проводить самостоятельное его исследование, обращаясь к проблемным вопросам, которые автор поднимает в своё...
Разработка урока (фрагмент урока) литературы на основе технологии «педагогической мастерской» «Жестокая реальность и романтическая мечта в повести А.С. Грина «Алые паруса»
1. Сформировать представление о духовно-нравственной концепции феерии А. С. Грина «Алые паруса».2. Выявлять своеобразие писательского мастерства А.С. Грина.3. Формировать собственное отнош...
Урок алгебры 7 класс. Разработка урока и технологическая карта урока по теме "Разложение многочлена на множители с помощью комбинации различных приемов".
Разработка урока и технологическая карта урока по теме "Разложение многочлена на множители с помощью комбинации различных приемов"....
Методическая разработка урока по литературе в 11 классе на тему «А.А.Блок. Личность и творчество. Романтический мир раннего Блока».
Форма урока: лекция с элементами исследовательской деятельности...
Методическая разработка урока-дискуссии по литературе 11 класс. "В чем мудрость жизни...?" М Горький. Ранние романтические рассказы «Макар Чудра», «Старуха Изергиль»
Данный вариант проведения урока – дискуссии интересен тем, что здесь делается упор на сам процесс представления точки зрения, ее аргументации. Включенность всех участников достигаетс...