Романтическое и реалистическое мировосприятие: различное и взаимодополняемое. разработка урока
учебно-методический материал по мхк (9 класс) по теме

Малышева Ольга Владимировна

Урок по МХК для 9 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_1.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Урок №1.

Романтическое и реалистическое мировосприятие: различное и взаимодополняемое.

Цель: Выявить различия и сходства романтизма и реализма.

Задачи:

  • Охарактеризовать примеры романтического и реалистического искусства.
  • Выявить причины смены эстетических установок, усиления субъективных позиций..
  • Продолжить формирования умений анализировать примеры искусства, самостоятельно делать выводы.

Оборудование: презентация №1.

Ход урока

Момент урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Организационный момент

Здравствуйте! Сегодня мы продолжим изучать историю мировой художественной культуры

Слушают учителя.

Изучение нового материала.

Тема нашего сегодняшнего урока «Романтическое и реалистическое мировосприятие: различное и взаимодополняемое».

Эпоха Просвещения подходила к своему закату… подводя её итоги, итальянский поэт Дж. Леопарди писал:

…Зарождающийся золотой

Век должен на себе нести печать

Веков прошедших, потому что сотни

Начал враждебных, несогласий прячет

Сама природа общества людского.

И примирить их было не дано

Ни мощи человека, ни уму.

Романтизм в художественной культуре начала XIXв. Предпринял попытку в какой-то мере осуществить это примирение. Он провозгласил ценность отдельной человеческой личности и полную свободу художественного творчества от сковывавших его норм и правил.

Слово романтизм восходит к латинскому «romanus» - римский, т.е. возникший на основе римской культуры или тесно с ней связанный. Со временем слово «романтизм» и вовсе отделилось от своего исторического корня и начало жить самостоятельной жизнью. Так в конце XVIII в. оно было подхвачено молодыми немецкими писателями и стало названием новой литературной школы, пришедшей на смену сентиментализму и классицизму.

Сложность и противоречивость романтизма породили множество споров, не затихающих и в наше время. Но при этом романтизм представлял собой единое направление художественной культуры, отвечавшее общим эстетическим требованиям и принципам.

Идеи романтизма возникли на почве неудовлетворенности действительностью. Романтики, пережившие разочарование в ФБР, не оправдавшей их надежд, обратили свои взоры к миру чувств и переживаний человека. Постоянно меняющаяся жизнь открывала новые горизонты для человеческого познания. Новое, непознанное становится главным предметом изображения.

Героями романтических произведений становятся исключительные характеры в исключительных обстоятельствах. Романтический герой может посвятить всю жизнь поиску своей мечты и идеала. В реальном мире он чувствует себя неуютно и одиноко. Его личность находится в постоянном противостоянии, конфликте с окружающим его миром. Если человеку не суждено изменить жестокую действительность, то он может уйти в мир фантазий, грез и иллюзий. В центре внимания оказывается человек, ставший жертвой рокового стечения обстоятельств, живущий в сфере эмоций и чувств. Интерес к душевным переживаниям героя, его страстям, страданиям  душевным мукам отличает произведения романтизма.

В жизни природы герой-романтик всегда видит отражение либо своей собственной души, либо идеальной жизни, составляющий предмет его мечтаний. Желание слиться с природной стихией характерно для героя-романтика. Перед стихией природы человек беспомощен и слаб.

В далеком прошлом романтики надеялись найти гармонию и красоту, несуществовавшие в их современном мире. Их искусство исполнено доблести и героики, возвышенной любви и благородного рыцарства. Романтики создали свою оригинальную античную традицию, которая была преисполнена особой, ностальгической грусти. Сознание бренности всего живущего на земле, тоска по безвозвратно уходящему настоящему и неизвестность будущего характерны для эстетики романтизма. Оригинальной реабилитации подверглась эпоха Средневековья. Одних увлекала выдуманная идиллия, другие искали в нем яркие характеры, сильные пылкие страсти, для третьих она становилась символом национальной независимости.

Какие исторические события в Европе предшествовали рождению романтизма?

Чем главные эстетические принципы романтизма привлекают лично вас?

В чем вы видите сильные и слабые стороны романтического мироощущения?

Знакомы ли вам по произведениям искусства романтические герои? Расскажите о них поподробнее.

Повышенное внимание к сложному миру человека, национальному колориту, историзм, неприятие реальной жизни приблизили реализм – другое стилевое направление, параллельно развивавшееся в художественной культуре ½ XIX века.

Понятие реализм – одно из наиболее трудных для определения, поскольку применимо как к повседневной жизни, так и к сфере искусства. В сфере художественной деятельности значение реализма еще более сложно и противоречиво. В искусстве не может быть и не существует абсолютного реализма. Термин «реализм» впервые употребил Ж.Шанфлери для обозначения искусства, противостоявшего романтизму и символизму. Истину. Дату рождения реализма чаще всего связывают с творчеством французского художника Гюстава Курбе, открывшего в 1855 г. в Париже свою персональную выставку под названием «Павильон реализма».

В недрах реалистического искусства был сформулирован особый взгляд на мир, в котором подвергались анализу и критике многие стороны окружающей действительности. Осуждая основы общественного строя, художники реалисты в то же время утверждали идеалы добра, справедливости, всеобщего равенства и счастья. Критическая направленность реализма нашла наиболее яркое выражение в произведениях литературы и изобразительного искусства.

Искусство реализма выступает в качестве средства агитации и пропаганды, а художники активно втягиваются в общественную жизнь, защищая интересы народных масс. Еще глубже и непримиримее становятся различия между реализмом и романтизмом.

Воспроизводя действительность такой как она есть, реалисты не стремились к ее точному копированию. В их произведениях оставалось место для творческого воображения и фантазии.

Записывают тему в тетрадь. 

Романтизм – художественное направление, сложившееся на рубеже XVIIIвв. И охватившего почти все виды искусства.

Эстетические принципы романтизма:

1.Неприятие реальной жизни, стремление познать непознанное.

2.Исключительность романтического героя.

3.Природа как выражение стихийного начала жизни, прообраз свободы.

4. Культ прошлого: идеализация Античности и Средневековья, интерес к фольклору.

Пристальное внимание к окружающему миру, природе, общественным отношениям и индивидуальным особенностям человека определяли суть реалистического направления в искусстве.

Первоначально романтизм только фиксировал пороки и недостатки в жизни общества, реализм – заострял внимание на причинах, породивших зло в обществе. Романтизм привносил много субъективности, реализм стремился к объективности. Реализм категорически не принимал возвышенного романтического идеала.

Реалисты изображали типичного человека в типичных обстоятельствах.

Подведение итогов урока

Итак, давайте подведем итоги.

Почему были отвергнуты идеалы романтизма?

Отвечают на вопрос.

Домашнее задание

Сообщения.

Записывают задание в тетрадь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме: Методы решения задач по теме «Системы счисления» в различных средах.

Урок можно использовать при повторении  курса информатики в 11 классе,  учащимся предлагается вспомнить алгоритмы перевода чисел из одной системы счисления в другую, работу в среде эле...

Разработка урока для 8 класса по теме: "Генетические связи между различными классами соединений"

Данный урок позволяет развивать умение ставить несложные проблемы, формулировать гипотезы и проводить их опытную проверку. Работа осуществляется в группах "Практик-теоретик"...

Методическая разработка урока литературы в 11 классе по теме «Романтические тенденции в повести А. И. Куприна “Олеся”

Очень важно научить учащихся не просто «грамотно» прочитывать произведение, но и проводить самостоятельное его исследование, обращаясь  к проблемным вопросам, которые автор поднимает в своё...

Разработка урока (фрагмент урока) литературы на основе технологии «педагогической мастерской» «Жестокая реальность и романтическая мечта в повести А.С. Грина «Алые паруса»

1. Сформировать  представление о духовно-нравственной концепции феерии А. С. Грина «Алые паруса».2. Выявлять своеобразие писательского мастерства А.С. Грина.3. Формировать собственное отнош...

Урок алгебры 7 класс. Разработка урока и технологическая карта урока по теме "Разложение многочлена на множители с помощью комбинации различных приемов".

Разработка урока и технологическая карта урока по теме "Разложение многочлена на множители с помощью комбинации различных приемов"....

Методическая разработка урока-дискуссии по литературе 11 класс. "В чем мудрость жизни...?" М Горький. Ранние романтические рассказы «Макар Чудра», «Старуха Изергиль»

Данный вариант проведения урока –   дискуссии интересен тем, что здесь делается упор на сам процесс представления точки зрения, ее аргументации. Включенность всех участников достигаетс...