Методическая разработка урока по литературе в 11 классе на тему «А.А.Блок. Личность и творчество. Романтический мир раннего Блока».
методическая разработка по литературе (11 класс)
Форма урока: лекция с элементами исследовательской деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
blok.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока по литературе
в 11 классе на тему «А.А.Блок. Личность и творчество. Романтический мир раннего Блока».
Тема урока:
А.А.Блок. Личность и творчество.
Романтический мир раннего Блока.
Форма урока: лекция с элементами исследовательской деятельности
Цели урока: образовательные: дать представление о жизни и творчестве раннего Блока;
дать общую характеристику 1-й книги стихов Блока,
познакомить с циклом стихов «Стихи о Прекрасной Даме»,
выявить черты романтизма и символизма в стихах этого цикла,
дать представление о поэтике Блока;
развивающие: развивать навыки выразительного чтения, развивать навыки исследовательской деятельности, умение анализировать лирическое произведение;
воспитательные: воспитывать чувство прекрасного в детях на примере стихов А.А.Блока.
Оборудование к уроку: стихи А.А.Блока, иллюстрации к стихам, нарисованные учащимися, фотографии А.А.Блока,
Учащиеся должны знать: важные вехи жизненного и творческого пути раннего периода
жизни и творчества А.А.Блока;
особенности поэтики Блока;
уметь: выявлять черты романтизма и символизма в лирике раннего
Блока; делать анализ стихотворения и давать его интерпретацию.
Эпиграф к уроку:
Встреча Блока с Прекрасной Дамой не умозаключение, не выбор-
это просто единственная возможность жить и дышать.
О.Форш
Ход урока
I. Организационный момент. Сообщение целей урока, знаний и умений учащихся, которые они должны будут приобрести во время урока.
II. Актуализация знаний. Слово учителя.
А.А.Блок - одно из ключевых имён русской литературы. Своим творчеством он завершил поэтические искания всего Х1Х века и открыл поэзию ХХ века, соединив русскую классику и новое искусство.
А. Белый сказал о своем безвременно ушедшем из жизни сверстнике: «В созвездии (Пушкин, Некрасов, Фет, Боратынский, Тютчев, Жуковский, Державин и Лермонтов) вспыхнуло: Александр Блок». Вспыхнуло- обрело бессмертие.
III. Сообщения учащихся- ведущих урока.
Родился Александр Александрович Блок 16 (28) ноября 1880 года в Петербурге.
Отец поэта, Александр Львович, был профессором Варшавского университета.
Мать, Александра Андреевна Бекетова,- дочь ректора Петербургского университета, ученого, биолога Андрея Николаевича Бекетова.
Родители вскоре после рождения сына разошлись, но «кровную связь» с отцом Блок ощущал всегда.
Воспитывался будущий поэт в семье матери. Все взрослые занимались литературной деятельностью: бабушка была известной переводчицей, мать и тётки- писательницами. А Саша начал сочинять стихи с 5 лет.
Образование получил в Введенской гимназии и в Петербургском университете на историко-филологическом факультете .
В юности на Блока оказали влияние поэзия Жуковского, Фета, немецких романтиков и особенно – идеи Владимира Соловьёва, которого считали своим духовным отцом младшие символисты.
Соловьёв утверждал, что миром правит Мировая душа, воплощённая в образе Вечной Женственности, носительницы добра и красоты. Вечная Женственность должна снизойти на землю - и тогда жизнь преобразится.
Идея Вечной Женственности у Блока легла на благодатную почву. К этому времени он горячо полюбил дочь знаменитого учёного-химика Любовь Дмитриевну Менделееву и в 1903 году женился на ней. Своё чувство он воспринял мистически. Вот отрывок из письма к любимой (1902 год):
«…Ты Первая моя Тайна и Последняя Моя Надежда. Моя жизнь вся без изъятий принадлежит Тебе с начала и до конца.(…) Если мне когда-нибудь удастся что-нибудь совершить и на чём-нибудь запечатлеться, всё будет Твоё, от Тебя и к Тебе. Я недаром ждал Тебя, звал и тосковал о Тебе и провидел смутно, но наяву, близко и далеко вместе- Твои откровения, которых я до сей поры не могу постичь и измерить.»
В русскую литературу А.А.Блок вошёл как поэт-символист. Поэтика символизма и определила особенности поэзии Блока как раннего, так и позднего периода:
Это музыкальное звучание ( ассонансы, повторы слов и словосочетаний);
Это символика образов. Обыденные детали приобретают в его произведениях второй скрытый смысл; слова вступают в непривычные для читателя сочетания: «пергаментные речи», «беззвёздная тоска».
Это символика цвета. Белый- чистота помыслов, непорочность. Синий- измена, крушение идеалов.
Это необычная ритмика: поэт отдаёт предпочтение свободным тоническим размерам.
Все особенности поэтики Блока определяются содержанием его поэзии - напряженными поисками идеала в «страшном мире».
Удивительная музыкальность, образность его стихов - это символ гармонии, к которой устремлён его лирический герой.
А.Блок рассматривал все свои произведения как целостный роман в стихах. Он разделил свою поэзию на 3 тома и назвал «трилогией вочеловечивания».
В предисловии к 1 изданию «Собрания стихотворений» (1911-1912 г.г.) Блок писал: «Каждое стихотворение необходимо для образования главы; из нескольких глав составляется книга, каждая книга есть часть трилогии; всю трилогию я могу назвать
«романом в стихах».Она посвящена одному кругу чувств и мыслей, которому я был предан в течение первых 12 лет сознательной жизни…»
Поэт, очевидно, хотел изобразить трудный путь лирического героя, поведать о встающих перед ним соблазнах, о его страданиях.
В 1 книгу стихов (1898-1904) вошли 3 цикла: «Ante lucem» («До света»),
« Стихи о Прекрасной Даме» и « Распутья».
На сегодняшнем уроке мы остановимся на цикле « Стихи о Прекрасной Даме». Это была любимая книга поэта, которая объединила лучшие стихи, посвященные Любови Дмитриевне Менделеевой. Эта книга поставила Блока в круг видных русских поэтов.
«Стихи о Прекрасной Даме» объединены темой, героями, сквозными мотивами, развивающимися от стихотворения к стихотворению: мотив ожидания сменяется ощущением близкого перелома; мотив появления «Царицы чистоты» Прекрасной Дамы- Мотивом несовместимости путей земных и небесных, недостижимости мечты.
Ключевые образы цикла - Вечно юная «Вечная Жена», Царевна, Святая, Дева. Заря, Купава.
Это был действительно роман в стихах, наполненный мистическим предчувстием
приближения « Вечной женственности», которая озарит и изменит мир.
IV. Чтение наизусть стихов А.Блока учащимися.
Учитель: Тема урока «Романтический мир ранних стихов Блока». Послушайте стихи из этого цикла и подумайте, какие черты романтизма можно выделить в этих стихотворениях.
«sServus-reginae» ( «Слуга-царице»)
«Ветер принёс издалёка…»
«Предчувствую Тебя. Года проходят мимо…»
« Вхожу я в тёмные храмы…»
Предполагаемые ответы учащихся:
-Неприятие реальности.
-Уход в мир фантазии, идеализация этого мира.
-Провозглашение идеального героя.
-Возвышенность устремлений.
-Обилие выразительных средств языка, особенно эпитетов.
V. Сопоставление стихотворений.
Учитель: Ребята, вы только начинаете знакомиться с поэзией А. Блока. Но, мне кажется, вы уже сейчас сможете определить стиль поэта. Тем более что поэзию символизма мы уже изучили. Сейчас я прочту 2 стихотворения, одно из них стихотворение А.Блока, а другое -поэта, творившего чуть позже, чем Блок.
С.Есенин
Вот оно, глупое счастье
С белыми окнами в сад!
По пруду лебедем красным
Плавает тихий закат.
Здравствуй, златое затишье,
С тенью берёзы в воде!
Галочья стая на крыше
Служит вечерню звезде.
Где-то за садом несмело,
Там, где калина цветёт,
Нежная девушка в белом
Нежную песню поёт.
Стелется синею рясой
С поля ночной холодок…
Глупое, милое счастье,
Свежая розовость щёк! (1918)
А.Блок
Ты отходишь в сумрак алый,
В бесконечные круги.
Я послышал отзвук малый,
Отдалённые шаги.
Близко ты, или далече
Затерялась в вышине?
Ждать иль нет внезапной встречи
В этой звучной тишине?
В тишине звучат сильнее
Отдалённые шаги.
Ты ль смыкаешь, пламенея,
Бесконечные круги?
Предполагаемые ответы учащихся:
Общее: мечта о встрече с любимой девушкой.
Похожая цветовая гамма: красный закат у Есенина, сумрак алый у Блока.
Отличие: у Есенина- русская девушка и родная природа, нет загадочной, романтической дымки. Женский образ возникает на сельском приволье. В ощущении счастья нет ничего возвышенного: « глупое, милое счастье».)
Учитель: У Блока национальное отсутствует. Представить героиню невозможно. Это тоже образ Прекрасной Дамы. Описания природы практически отсутствуют. Есть только фон, на котором происходит действие стихотворение - «СУМРАК АЛЫЙ», «ЗВУЧНАЯ ТИШИНА». Стихотворение полно предчувствий, тайн.
VI. Стадия осмысления. Работа с учебником.
В учебнике в разделе «Стихи о Прекрасной Даме». Романтический мир раннего Блока» есть высказывание самого поэта (с.160), в котором он охарактеризовал важную особенность стихов ранней поры.
Прочтите его высказывание и поясните его.
VII. Стадия рефлексии. Работа в группах.
Класс делится на группы. Дается задание каждой группе.
Весь класс работает над стихотворением А. Блока «Сумерки, сумерки вешние…»
I гр. В чём особенность композиции стихотворения?
II гр. Определите роль эпитетов в стихотворении.
IIIгр. Какие особенности лирики Блока нашли отражение в этом стихотворении?
VIII. Заключительное слово.
« Стихи о Прекрасной Даме « продолжают традиции литературы прошлых лет: поэтические образы Фета, Тютчева, образы Лауры у Петрарки и Беатриче у Данте.
« Младосимволисты», познакомившись со стихами Блока, восторженно объявили поэта «продолжателем Соловьёва», а его книгу « Стихи о Прекрасной Даме»- программным произведением своего направления, его вершиной.
1Х. Задание на дом: прочитать «Стихи о Прекрасной Даме».
Выучить наизусть одно из стихотворений этого цикла по выбору и проанализировать его.
Использованные источники:
- «Русская литература ХХ века». Практикум под ред. Ю.И.Лыссого, М.,1998 г., «Мнемозина».
- Александр Блок. Стихотворения и поэмы. Ташкент, 1986 г.
- Русские писатели. Биобиблиографический словарь, Москва, «Просвещение, 1990 г.
- Литература ХХ века под ред. Журавлёва, Москва, «Просвещение», 2010 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по литературе. 5 класс. "И. Бунин. "Первый снег".
Цель методической разработки: совершенствовать технику чтения учащихся. Задачи, решаемые в ходе проведения урока: - образовательные: развивать память, внимание, образное мышление, воображение,...
методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.
Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...
Методическая разработка урока музыки в 5 классе по теме: «Образы героев романа Л.Н. Толстого «Война и мир» в литературе, музыке и живописи»
Данную разработку можно использовать на уроках музыки в 5 классе, в разделах «Что роднит музыку с литературой» или «Музыка и изобразительное искусство». Я проводила его как обобщающий урок по программ...
Разработка урока изобразительного искусства 6 класс по теме «Пейзаж в графике Владимирского художника творчества Б.Ф. Французова.»
Данная разработка является завершающим уроком при знакомстве учащихся 6 класса с темой "Человек и пространство в изобразительном искусстве.По времени занимает 40 минут. В ходе урока исполь...
Методическая разработка урок-виторина для 8 класса по теме "Творчество М.Ю.Лермонтова"
Урок рассчитан на сильный подготовленый класс. Проведение занятия планируется на этапе повторения и обобщения пройденного материала. Вопросы викторины относятся как к программе средней школы, так и к ...
Методическая разработка урока музыки в 6 классе по теме: "Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве композиторов"
Данная методическая разработка урока будет полезна в работе учителям музыки.Разработка урока составлена с учетом требований ФГОС.В разработку урока включены познавательные и игровые моменты, что позво...
методическая разработка урока по литературе 10 класс "Петербургский миф Достоевского"
технологическая карта урока по литературе, 10 класс, УМК Сухих...