Методическая разработка урока по литературе в 11 классе на тему «А.А.Блок. Личность и творчество. Романтический мир раннего Блока».
методическая разработка по литературе (11 класс)

Киосева Елена Николаевна

Форма урока: лекция с элементами исследовательской деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon blok.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока по литературе

в 11 классе на тему «А.А.Блок. Личность и творчество. Романтический мир  раннего Блока».

                                                       

Тема урока:

А.А.Блок. Личность и творчество.

Романтический мир раннего Блока.

Форма урока: лекция с элементами исследовательской деятельности

Цели урока: образовательные: дать представление о жизни и творчестве раннего Блока;

дать общую характеристику 1-й книги стихов Блока,

познакомить с циклом стихов «Стихи о Прекрасной Даме»,

выявить черты романтизма и символизма в стихах этого цикла,

дать представление о поэтике Блока;

развивающие: развивать навыки выразительного чтения, развивать навыки     исследовательской деятельности, умение анализировать лирическое произведение;

воспитательные: воспитывать чувство прекрасного в детях на примере стихов А.А.Блока.

Оборудование к уроку: стихи А.А.Блока, иллюстрации к  стихам, нарисованные учащимися, фотографии А.А.Блока,

Учащиеся должны знать: важные вехи жизненного и творческого пути раннего периода

                                            жизни и творчества  А.А.Блока;

                                            особенности поэтики Блока;

                               уметь:  выявлять черты романтизма и символизма в лирике раннего

                                           Блока; делать анализ стихотворения и давать его интерпретацию.

                                Эпиграф к уроку:

                            Встреча Блока с Прекрасной Дамой не умозаключение, не выбор-

                            это просто  единственная возможность жить и дышать.

                                                                           О.Форш

                               

                                  Ход урока

I. Организационный момент. Сообщение целей урока, знаний и умений учащихся, которые они должны будут приобрести во время урока.

II. Актуализация знаний. Слово учителя.

    А.А.Блок - одно из ключевых имён русской литературы. Своим творчеством он завершил поэтические искания всего Х1Х века и открыл поэзию ХХ века, соединив русскую классику и новое искусство.

     А. Белый сказал  о своем безвременно ушедшем из жизни сверстнике: «В созвездии (Пушкин, Некрасов, Фет, Боратынский, Тютчев, Жуковский, Державин и Лермонтов)  вспыхнуло: Александр Блок». Вспыхнуло- обрело бессмертие.

III. Сообщения учащихся- ведущих урока.

 Родился Александр Александрович Блок 16 (28) ноября 1880 года в Петербурге.

Отец поэта, Александр Львович, был профессором Варшавского университета.

Мать, Александра Андреевна Бекетова,- дочь ректора Петербургского университета, ученого, биолога Андрея Николаевича Бекетова.

Родители  вскоре после рождения сына разошлись, но  «кровную связь» с отцом Блок ощущал всегда.

Воспитывался будущий поэт в семье матери. Все взрослые занимались литературной деятельностью: бабушка была известной переводчицей, мать и тётки- писательницами. А  Саша  начал сочинять стихи  с 5 лет.

 Образование получил в Введенской гимназии и в Петербургском университете  на историко-филологическом факультете .

 В юности на Блока оказали влияние поэзия Жуковского, Фета, немецких романтиков и особенно – идеи Владимира Соловьёва, которого считали своим духовным отцом младшие символисты.

Соловьёв утверждал, что миром правит Мировая душа, воплощённая в образе Вечной Женственности, носительницы добра и красоты. Вечная Женственность должна снизойти на землю - и тогда жизнь преобразится.

Идея Вечной Женственности у Блока легла на благодатную почву. К этому времени он горячо полюбил дочь знаменитого учёного-химика Любовь Дмитриевну Менделееву и в 1903 году женился на ней. Своё чувство он воспринял мистически. Вот отрывок из письма к любимой (1902 год):

«…Ты Первая моя Тайна и Последняя Моя Надежда. Моя жизнь вся без изъятий принадлежит Тебе с начала и до конца.(…) Если мне когда-нибудь удастся что-нибудь совершить и на чём-нибудь запечатлеться, всё будет Твоё, от Тебя и к Тебе. Я недаром ждал Тебя, звал и тосковал о Тебе и провидел смутно, но наяву, близко и далеко вместе- Твои откровения, которых я до сей поры не могу постичь и измерить.»

      В русскую литературу А.А.Блок вошёл как поэт-символист. Поэтика символизма и определила особенности поэзии Блока как раннего, так и позднего периода:

 

Это музыкальное звучание ( ассонансы, повторы слов и словосочетаний);

Это символика образов. Обыденные детали приобретают в его произведениях второй скрытый смысл; слова вступают в непривычные для читателя сочетания: «пергаментные речи», «беззвёздная тоска».

Это символика цвета. Белый- чистота помыслов, непорочность. Синий- измена, крушение идеалов.

Это необычная ритмика: поэт отдаёт предпочтение свободным тоническим размерам.

       Все  особенности поэтики Блока определяются содержанием его поэзии - напряженными поисками идеала в «страшном мире».

Удивительная музыкальность, образность его стихов - это символ гармонии, к которой устремлён его лирический герой.

А.Блок рассматривал все свои произведения как целостный роман в стихах. Он разделил свою поэзию на 3 тома и назвал «трилогией вочеловечивания».

       В предисловии к 1 изданию «Собрания стихотворений» (1911-1912 г.г.) Блок писал: «Каждое стихотворение необходимо для образования главы; из нескольких глав составляется книга, каждая книга есть часть трилогии; всю трилогию я могу назвать  

«романом в стихах».Она посвящена одному кругу чувств и мыслей, которому я был предан в течение первых 12 лет сознательной жизни…»

Поэт, очевидно, хотел изобразить трудный путь лирического героя, поведать о встающих перед ним соблазнах, о его страданиях.

      В 1 книгу стихов (1898-1904) вошли 3 цикла: «Ante lucem» («До света»),

« Стихи о  Прекрасной Даме» и « Распутья».

На сегодняшнем уроке мы остановимся на цикле « Стихи о Прекрасной Даме». Это была любимая книга поэта, которая объединила лучшие стихи, посвященные Любови Дмитриевне Менделеевой. Эта книга поставила Блока в круг видных русских поэтов.

«Стихи о Прекрасной Даме» объединены темой, героями, сквозными мотивами, развивающимися от стихотворения к стихотворению: мотив ожидания сменяется ощущением близкого перелома; мотив появления «Царицы чистоты» Прекрасной Дамы- Мотивом несовместимости путей земных и небесных, недостижимости мечты.

Ключевые образы цикла - Вечно юная «Вечная Жена», Царевна, Святая, Дева. Заря, Купава.

Это был действительно роман в стихах, наполненный мистическим предчувстием

приближения « Вечной женственности», которая озарит и изменит мир.

IV. Чтение наизусть стихов А.Блока  учащимися.

    Учитель:  Тема урока «Романтический мир ранних стихов Блока». Послушайте стихи из этого цикла и подумайте, какие черты романтизма можно выделить в этих стихотворениях.

«sServus-reginae» ( «Слуга-царице»)

«Ветер принёс издалёка…»

«Предчувствую Тебя. Года проходят мимо…»

« Вхожу я в тёмные храмы…»

Предполагаемые ответы учащихся:

-Неприятие реальности.

-Уход в мир фантазии, идеализация этого мира.

-Провозглашение идеального героя.

-Возвышенность устремлений.

-Обилие выразительных средств языка, особенно эпитетов.

V. Сопоставление стихотворений.

Учитель:       Ребята, вы только начинаете знакомиться с поэзией А. Блока. Но, мне кажется, вы уже сейчас сможете определить стиль  поэта. Тем более что поэзию символизма мы уже изучили. Сейчас я прочту 2 стихотворения, одно из них стихотворение А.Блока, а другое -поэта, творившего чуть позже, чем Блок.

                               С.Есенин

Вот оно, глупое счастье

С белыми окнами в сад!

По пруду лебедем красным

Плавает тихий закат.

Здравствуй, златое затишье,

С тенью берёзы в воде!

Галочья стая на крыше

Служит вечерню звезде.

Где-то за садом несмело,

Там, где калина цветёт,

Нежная девушка в белом

Нежную песню поёт.

Стелется синею рясой

С поля ночной холодок…

Глупое, милое счастье,

Свежая розовость щёк! (1918)

 

                             А.Блок

Ты отходишь в сумрак алый,

В бесконечные круги.

Я послышал отзвук малый,

Отдалённые шаги.

Близко ты, или далече

Затерялась в вышине?

Ждать иль нет внезапной встречи

В этой звучной тишине?

В тишине звучат сильнее

Отдалённые шаги.

Ты ль смыкаешь, пламенея,

Бесконечные круги?

Предполагаемые ответы учащихся:

Общее: мечта о встрече с любимой девушкой.

             Похожая цветовая гамма: красный закат у Есенина, сумрак алый у Блока.

Отличие: у Есенина- русская девушка и родная природа, нет загадочной, романтической дымки. Женский образ возникает на сельском приволье. В ощущении счастья нет ничего возвышенного:  « глупое, милое счастье».)

Учитель:  У Блока национальное отсутствует. Представить героиню невозможно. Это тоже образ Прекрасной Дамы. Описания природы практически отсутствуют. Есть только фон, на котором происходит действие стихотворение - «СУМРАК АЛЫЙ», «ЗВУЧНАЯ ТИШИНА». Стихотворение полно предчувствий, тайн.

VI. Стадия осмысления. Работа с учебником.

       В учебнике в разделе «Стихи о Прекрасной Даме». Романтический мир раннего Блока» есть высказывание самого поэта (с.160), в котором он охарактеризовал  важную особенность стихов ранней поры.

Прочтите его высказывание и поясните его.

VII. Стадия рефлексии. Работа в группах.

 Класс делится на группы. Дается задание каждой группе.

Весь класс работает   над  стихотворением  А. Блока  «Сумерки, сумерки вешние…»

I гр. В чём особенность композиции стихотворения?

II гр. Определите роль эпитетов в стихотворении.

IIIгр. Какие особенности лирики Блока нашли отражение в этом стихотворении?

VIII. Заключительное слово.

         « Стихи о Прекрасной Даме « продолжают традиции литературы прошлых лет: поэтические  образы Фета, Тютчева, образы Лауры у Петрарки и Беатриче у Данте.

         « Младосимволисты», познакомившись со стихами Блока, восторженно объявили поэта «продолжателем Соловьёва», а его книгу « Стихи о Прекрасной Даме»- программным произведением своего направления, его вершиной.

1Х. Задание на дом: прочитать «Стихи о Прекрасной Даме».

Выучить наизусть одно из стихотворений этого цикла по выбору и проанализировать его.

Использованные источники:

  1. «Русская литература ХХ века». Практикум под ред. Ю.И.Лыссого, М.,1998 г., «Мнемозина».
  2. Александр Блок. Стихотворения и поэмы. Ташкент, 1986 г.
  3. Русские писатели. Биобиблиографический словарь, Москва, «Просвещение, 1990 г.
  4. Литература ХХ века под ред. Журавлёва, Москва, «Просвещение», 2010 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по литературе. 5 класс. "И. Бунин. "Первый снег".

Цель методической разработки: совершенствовать технику чтения учащихся. Задачи, решаемые в ходе проведения урока: - образовательные: развивать память, внимание,  образное мышление, воображение,...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка урока музыки в 5 классе по теме: «Образы героев романа Л.Н. Толстого «Война и мир» в литературе, музыке и живописи»

Данную разработку можно использовать на уроках музыки в 5 классе, в разделах «Что роднит музыку с литературой» или «Музыка и изобразительное искусство». Я проводила его как обобщающий урок по программ...

Разработка урока изобразительного искусства 6 класс по теме «Пейзаж в графике Владимирского художника творчества Б.Ф. Французова.»

Данная разработка является  завершающим уроком при знакомстве учащихся 6 класса с темой "Человек и пространство в изобразительном искусстве.По времени занимает 40 минут. В ходе урока исполь...

Методическая разработка урок-виторина для 8 класса по теме "Творчество М.Ю.Лермонтова"

Урок рассчитан на сильный подготовленый класс. Проведение занятия планируется на этапе повторения и обобщения пройденного материала. Вопросы викторины относятся как к программе средней школы, так и к ...

Методическая разработка урока музыки в 6 классе по теме: "Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве композиторов"

Данная методическая разработка урока будет полезна в работе учителям музыки.Разработка урока составлена с учетом требований ФГОС.В разработку урока включены познавательные и игровые моменты, что позво...

методическая разработка урока по литературе 10 класс "Петербургский миф Достоевского"

технологическая карта урока по литературе, 10 класс, УМК Сухих...