Развитие творческого воображения (по Кандинскому)
план-конспект занятия по мхк (9 класс) на тему
Предложен алгоритм восприятия абстрактного искусства на примере композиций В.Кандинского
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развитие творческого воображения на уроках МХК | 36.5 КБ |
tvorcheskoe_voobrazhenie.ppt | 708.5 КБ |
muzyka_buloshkin.zip | 2.72 МБ |
muzyka_tishchenko.zip | 2.37 МБ |
muzyka_shnitke.zip | 2.65 МБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ
Современная эпоха явно предпочитает способность воображения. Таково требование современного креативного мира: смотреть на окружающий творчески, а не потребительски.
Как известно, чем меньше мы имеем информации, тем более будет задействовано наше воображение (А.В.Петровский, М.Б.Беркинблит).
Абстрактная живопись это и есть тот материал, который даёт нам минимум информации о скрытом за внешней визуальной формой глубинном внутреннем смысле, которым обладает любое произведение искусства, как утверждает В.Кандинский, теоретически обосновавший абстракционизм в работе «О духовном в искусстве».
Внутренний смысл, по Кандинскому, это и есть квинтессенция духовности, которую он представлял в виде треугольника, который постоянно стремится вперед и «растёт» , а прямой путь в область духовного – это жизнь красок.
Первый шаг – впечатление – это первое впечатление, которое возникает при скольжении нашего взора по покрытой красками поверхности.
Второй шаг – состояние – это психическое воздействие цвета, которое вызывает у человека определённое психологическое состояние.
Третий шаг – эмоции, вызванные способностью «слышания красок». Четвёртый шаг – мысль, отражающая основную идею произведения, которую каждый человек открывает для себя в результате осмысления своего впечатления, состояния, эмоций.
Проведем эксперимент (дети пишут)
В.КАНДИНСКИЙ «НЕСКОЛЬКО КРУГОВ».
Первый шаг – впечатление – впечатление от красок, их сочетания. Одни краски могут притягивать, другие отталкивать, одни воспринимаются как колючие, другие мягкие, бархатные.
Пишут…
Второй шаг – состояние – это психическое воздействие цвета, которое вызывает у человека определённое состояние (зелёный успокаивает, красный настраивает на деятельность).
Пишут…
Особое внимание в своей теории Кандинский уделяет способности слышания красок. Третий шаг – эмоции, вызванные звучащей в воображении музыкой.
– Какую музыку вы слышите в этой картине, какая по характеру, какие инструменты её исполняют?
Пишут…
На данном этапе я поставила перед собой цель озвучить композицию конкретным музыкальным фрагментом. Кандинский утверждал, что живопись будущего может быть озвучена музыкой будущего, эта музыка должна быть наполнена особым строем образов, вызывать чисто психические музыкальные переживания. Думаю, что к такой музыке можно отнести Шнитке, Канчели, Денисова, Тищенко, Булошкина и др.
Звучит музыка (О.Булошкин «Таинство»).
– Созвучна ли она с образом?
Когда я озвучиваю данную абстракцию фрагментом композиции О.Булошкина, как правило, все соглашаются, что предложенный вариант как нельзя более точно соответствует музыке, созданной их воображением.
Четвёртый шаг – мысль, отражающая основную идею произведения, которую каждый из них открыл для себя в результате осмысления своего впечатления, состояния, эмоций.
Дети озвучивают свои описания…
Я дополняю их высказывания высказываниями, которые мне уже встречались в детских работах:
1) В данном случае варианты ответов сводятся к следующей мысли: «Светлые краски всегда притягивают, но когда они даны на фоне контрастной противоположности, они притягивают ещё сильнее».
2) «Первоначальное недоумение, вопрос перерастают в удивление и даже изумление необычной находкой художника, что вызывает активное желание проникнуть в тайну этого необыкновенного «свечения».
3) Чаще всего её описывают как необыкновенно таинственную, необычную по тембрам и гармонии, усиливающую ощущение беспредельности пространства. «Это чистая музыка. Это звучащая тишина».
4) «Начало Вселенной. Начало мира. Начало начал. Мысль о вечности и бесконечности Вселенной, мысль о тайне мироздания».
В.КАНДИНСКИЙ «БЕСПРЕДМЕТНОЕ» ( по такому же плану)
1. Впечатление.
«Очень светло, солнечно, ярко». «Жёлтый цвет не вызывает раздражения. В сочетании с другими красками оставляет впечатления теплоты внешней и внутренней. «От этой, словно разлитой жёлтой краски глазу не больно. Желтизна смягчается сине-зелёной лентой, обтекаемой, словно капля воды».
2. Психическое воздействие (состояние).
«Вечное солнце. Его энергия, дарующая жизнь и теплоту, даёт психологический импульс, побуждающий проникнуть в тайну бытия и вызывающий ощущение неразрывности прошлого и настоящего в природе и жизни». «Состояние трепетного ожидания, как будто вот-вот приоткроется тайна… бытия».
3. Эмоции.
Слышимая музыка представляется очень трепетной, стремящейся вперёд. По эмоциональному накалу это сильная эмоциональная волна: очень яркое ощущение звуков, красок, запахов. Некоторые на фоне оркестра услышали тонкую, светлую линию солирующего инструмента. Кто-то слышал флейту, а кто-то скрипку. «На фоне солнечного, звенящего красками мира – светлый голос, отражающий что-то новое и доброе во взгляде человека на мир. Как голос человеческого сердца, которое по весне, словно почка, раскрывается навстречу миру, а в минуты счастья звенит неистово как колокол». Именно поэтому наш выбор музыкального сопровождения к этой картине пал на тему концерта для скрипки с оркестром Б.Тищенко.
4. Мысль.
Основная мысль в ответах старшеклассников сводится к взаимоотношениям человека и мира. «Я и мир. Каков он этот мир, будет ли он добр ко мне?». «Я вижу этот мир, я его слышу, я его чувствую, я в нём отражаюсь, как в капле воды отражается целая Вселенная».
В.КАНДИНСКИЙ «КОМПОЗИЦИЯ. КРАСНОЕ С ЧЁРНЫМ»
1. Впечатление.
«Что-то резкое, отталкивающее, непонятное». «Резкие штрихи, которые пересекают плоскость картины и пересекаются между собой, оставляют впечатление многоликости, непонятности, стремительности этого мира».
2. Психическое воздействие (состояние).
Состояние смятения, вызванного непрерывным движением наслаивающихся друг на друга красок, идей, характеров, мыслей. «Ветер, быть может вихрь, который всё сметает на своём пути».
3. Эмоции.
«Эмоциональный порыв, стремление к преодолению». «В музыке это один образ, вбирающий в себя всё: необъятность этого мира, его непостижимость, недоступность человеческому сознанию, ибо мир есть стремительный поток». «Это грохочущее столкновение различных миров, призванных путём борьбы создать новый мир». Именно такие эмоции вызывает тема 4 симфонии А. Шнитке. Оценка детьми выбора данного музыкального фрагмента была одобрена единогласно.
4. Мысль.
«Всё есть движение, стремительный поток». «Как Вселенная состоит из стремящихся в бесконечность галактик, так и жизнь человека есть постоянное движение, часто безрассудное, неосмысленное». «Мир есть движение, но мгновение – жизнь».
В итоге эксперимента учащиеся сделали вывод, что абстрактная живопись не бессмысленна. Она не только наполнена глубоким внутренним смыслом, который есть воплощение духовности, но и заставляет нас двигаться вперёд по пути духовного роста в процессе поиска этого смысла.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческого воображения детей младшего школьного возраста в процессе театрализованной деятельности.
Воображение и фантазия - выжнейшая сторона жизни для полноценного развития творческой личности. В статье рассматривается значимость и нелбходимость развития этой психической функции средствами театрал...
программа развития творческого воображения "Путь к мастеру"
Программа "Путь к мастеру"- результат работы учителя по развитию творческого потенциала учащихся. ...
Особенности развития творческого воображения детей в работе с природными материалами.
Особенности развития воображения у детей...
Кружковое занятие: развитие творческого воображения. Изготовление стилизованной бумажной матрешки — игрушки-колпачка.
Бумажные матрешки несут в себе положительный заряд эмоций. Известно, что эмоционально-положительное отношение необходимо для любой деятельности, тем более для художественной, вызывающей эстетические ч...
Игра как средство развития творческого воображения у младшего школьника
Небольшая, но вполне ёмкая статья о том, что такое творческое воображение и как его развивать посредством игры в младшем школьном возрасте....
Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого воображения у детей дошкольного возраста.
Введение В наше время в общественном сознании уже обозначился обобщённый образ человека, отвечающего требованиям двадцать первого века. Это физически здоровый, образованный творческий человек, сп...
Игры на развитие творческого воображения.
1.Упражнение «На что похожи наши ладошки»Цель: развитие воображения и внимания. Предложить детям обвести красками или карандашами собственную ладошку (или две) и придумать, пофантазировать «Что это мо...