Особенности развития творческого воображения детей в работе с природными материалами.
статья по теме
Особенности развития воображения у детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nauchnaya_statya_okonchatelnaya_redakciya_bez_foto.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Флегонтова Н.Е.
Особенности развития творческого воображения детей в работе с природным материалом.
Ключевые слова: воображение, фантазия, творчество, развивающие игры, оригинальность, природные материалы.
Проблема развития воображения, хотя и привлекает к себе неослабевающий интерес психологов, но до сих пор является одним из наименее разработанных и спорных вопросов в психологии. В своем исследовании мы руководствовались работами Л.С. Выготского (2), который глубоко исследовал механизмы, функции, составляющие творческого воображения. Вслед за Л.С.Выготским мы взяли за основу определение творческого воображения как «творческой деятельности, основанной на комбинирующей способности нашего мозга».
Все известные исследователи воображения (Т.Рибо, Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, В.В.Давыдов и др.) рассматривают его в контексте творчества. Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения. Обладая богатым воображением, человек может «жить» в разном времени, что не может себе позволить никакое другое живое существо в мире.
Воображение – двигатель любого творчества. Воображение – это психический процесс создания образа предмета путем преобразования реальности или представления о ней. В научном понимании воображение – это способность представлять отсутствующий или реально не существующий объект, удерживать его в сознании и мысленно манипулировать им. Все вещи, окружающие нас, сделанные руками человека, первоначально возникли в воображении. Основой воображения являются образы. Образы воображения опираются на образы памяти, но существенно отличаются от них. Воображение дополняет восприятие элементами прошлого опыта, собственными переживаниями человека, преобразует прошлое и настоящее за счет обобщения, соединения с чувствами, ощущениями, представлениями. Продуктом или результатом воображения являются образы.
Воображение необходимо человеку и для научных открытий, и для создания произведений искусства, и для того, чтобы понимать прочитанное или услышанное, и чтобы украсить свой быт и т.д.
Творческое воображение, по мнению Л.С.Выготского, ценнейшее приобретение детства, остающееся с человеком навсегда. Ввиду того, что воображение работает только с материалами, взятыми из жизни, следует добиваться, чтобы ребенок мог питать свое воображение и применять его для решения соответствующих задач. А для этого он должен расти в обстановке, богатой импульсами и стимулами, развиваться разносторонне. Очень важно, чтобы ребенка окружал мир природы, где сам человек является его частичкой. Мир природы всегда таинственный, сказочный, необыкновенный, наполненный гармоничной красотой, загадочностью, притягательностью. Но общению с ним надо учить ребенка с раннего детства.
Современная действительность такова, что изделия, выполненные промышленным способом, стали важнее, чем красота и богатства мира природы. Для того, чтобы ребенок стремился к общению с природой, нужно обращать внимание детей на красоту родного края, несметные богатства Матушки – природы. В результате, общаясь с природой, дети становятся более открытыми, добродушными, отзывчивыми, внимательными, каких отношений так не хватает в социуме.
Мы предлагаем школьникам образовательную программу «Природа и фантазия», целью которой является формирование эмпатического отношения к миру, природе, людям. На занятиях мы проводим игры, прогулки в природу, работаем с природным материалом. Но всё это не просто забава и приятное развлечение на прогулке, это настоящее мастерство сродни искусству. Как неповторима природа, так неповторимы и ее дары. Из собранных и засушенных листьев можно круглый год создавать картины, подарки, сувениры, панно, закладки, портреты и многое другое. Такие занятия дают прекрасный старт для развития воображения ребенка. Форма листьев по своей природной пластике близка стилистике детского рисунка. При рассматривании листочков у каждого из нас рождаются свои ассоциации. Природный материал сам по себе кладовая для игры воображения и фантазии. А если его соединить с ловкостью рук, то все можно оживить, дать как бы вторую жизнь. Проходишь мимо дуба, а земля возле него усыпана бочонками – желудями. Остановись, не спеши, всмотрись внимательно, ведь это не желуди, а маленькие гномики – одни из них худенькие, другие поплотнее. А вот и кроха – гном. Приделай ему ножки, разукрась личико, и он улыбнется тебе, станет твоим спутником на прогулке.
Самое важное в конструировании из природного материала – это умение увидеть в природной форме какой–либо образ. Фантазии из листьев – это фейерверк творчества! Цветовая палитра – как в живописи, а дана в листьях изначально. Образы и композиции – как в конструировании, а возникают из готовых форм легко, быстро и каждый раз по–новому. Каждое произведение уникально и совершенно в своем роде. Поделки из природного материала – это не только осязаемый результат увлекательных занятий с красивым, благодатным, отзывчивым материалом, но и невидимое для глаз развитие нестандартного мышления и воображения.
Как развивает ребенка общение с природным материалом?
- Очаровывает несказанно и обогащает, наполняя реальными чувствами и представлениями. И все это - благодаря причудливой окраске цветов и листьев, манящей спелости ягод, таинственному блеску соломки, смоляному запаху шишек.
- Деликатно и ненавязчиво учит всматриваться в окружающий мир и любоваться им. Воспитывает тонкое восприятие и наблюдательность – то, что образно называют «глазом художника». Природа как самый лучший художник воспитывает у своих зрителей подлинно художественный вкус.
- Исподволь знакомит с важнейшим жизненным принципом: «Не навреди!» Действительно, если нужны листья и шишки, то лучше собрать лежащие на земле, а не растущие на дереве. Если понадобится березовая кора, то нужно найти поваленное дерево.
- Развивает у ребенка глазомер, аккуратность, точную согласованность в работе глаза и руки (сенсомоторику). Настоящие инструменты – ножницы, игла, шило – становятся незаменимыми помощниками ребенка, позволяют ему почувствовать себя взрослым и умелым.
Работа с природным материалом оказывает свое воздействие на умственное развитие ребенка, на развитие его мышления и появление элементов творчества, способствует развитию у детей таких качеств, как внимание, терпение, целеустремлённость, любознательность. В этом труде всегда есть новизна, творческое искание, возможность добиваться более совершенных результатов.
Но начать творческий процесс, как оказалось, многим детям непросто. Исходный уровень фантазии и творческого воображения многих современных детей оказывается слишком низким. Воображение, являясь важнейшей стороной нашей жизни, нуждается в особой заботе. В современных условиях воображение не получает должного развития в дошкольном детстве и в младшем школьном возрасте вследствие предоставления детям готовых зрительных образов в СМИ, книгопечатной продукции, вследствие обилия готовых игрушек, разрушения традиций устного фольклора народной педагогики и т.д., что делает необходимым специальную работу педагога по развитию творческого воображения. В связи с этим мы ввели в программу развивающий блок «Страна Фантазия». Опыт её апробации показал доступность для учащихся подобранных заданий, их интерес к саморазвитию творческих умений. Проведённая работа позволила нам понять, почему некоторым детям до этого было сложно создавать творческие работы.
Блок программы состоит из 6 последовательных этапов, объединенных общими задачами, темой и содержанием для усвоения. Занятия не имеют жёстких временных рамок, сочетаются с основной программой и могут быть продолжены большее или меньшее время, главным для перехода к следующему этапу является степень решения поставленных задач. Повышение развития фантазии, творческого воображения детей происходит через включение их в беседы, развивающие игры и упражнения.
Мы начинаем с темы «Я не боюсь предлагать», направленной на овладение детьми умением раскрепощаться, быть эмоционально открытым, говорит о своих чувствах, преодоление страха высказывать своё мнение, идею, спонтанную мысль. Следующая тема этого учебного блока «Страна Разнообразия», в рамках которой мы при помощи игр и упражнений повышаем широту и беглость воображения и мышления у детей. Следующая тема «Кентавриандия», в которой мы овладеваем такими приемами мышления, как комбинирование, аналогизирование. Ребята знакомятся с прямой, личной, символической и фантастической аналогиями. На следующем этапе «Учимся фантазировать вместе» мы развиваем способность фантазировать сообща, развивая идеи друг друга. Дети учатся думать вариативно в заданном направлении, овладевают технологией мозгового штурма. Следующая тема «Необычные жители страны Фантазии» знакомит с такими приёмами фантазирования, как ассоциации, сравнения, преувеличение. Жители страны Фантазии, с которыми мы знакомимся, являются представления, образы, творчество, идея, выдумка, небылица, оригинальность, необычность, свобода, смелость.
На данном этапе мы учим детей ощущать и передавать словесно и художественно образы счастья, тепла, гармонии, радости, грусти и другие эмоциональные состояния и постепенно выходим на главную задачу данного блока - умение создать образ предмета, явления и передавать свое видение другим. В заключительной теме «Дружим с Оригинальностью» мы помогаем детям овладеть критериями для оценки созданного образа: новизна, оригинальность, целостность и на этой основе побуждаем детей к созданию оригинальных необычных художественно-ценных изделий. Под оригинальностью мы понимаем не вычурность идеи, а её самобытность, истинность, чувственность.
Работа по развитию воображения приводит к тому, что дети постепенно становятся более открытыми, уверенными, любознательными, активными, а их работы – всё более творческими и интересными.
Список используемой литературы:
1. Барташников А.А., Барташникова И.А. Учись мыслить. – Игры и тесты для детей 7-10 лет -Харьков.: Фолио – 217 с.
2. Выготский Л.С./ под ред. Давыдова В.В. Педагогическая психология – М: Педагогика, 1991
3. Давыдова М.А. Агапова И.А. Поделки из природных материалов – М: Лада, 2006, 256 с.
4. Лыкова И.А. Лесные поделки – М : Карапуз, 2003, 64 с.
5. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для ВУЗов – СПб : Питер, 2003, 581 с.
6. Рогов Е.И. Психология познания – М: Владос, 1998, 176 с.
7. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения, часть 3 – М :Генезис, 1998, 160 с.
8. Шрагина Л.И. Логика воображения – М : Народное образование, 2001, 192 с.
Флегонтова Наталья Евгеньевна, педагог дополнительного образования Дома детского творчества «Левобережный» Невского района Санкт-Петербурга. Окончила Ленинградский техникум холодильной промышленности в 1974 году. Но всю жизнь мечтала работать с детьми. В 1990 году мечта сбылась: 14 лет проработала в системе дополнительного образования города Нижнекамска Республики Татарстан. С 2004 года работаю в системе дополнительного образования города Санкт -Петербурга. Прошла курсы повышения квалификации по различным направлениям. Педагогический стаж – 22 года. Увлечения: творчество во всем – на дачном участке, в проведении мероприятий и занятий с детьми, в подготовке праздничных работ, сюрпризов. Работа с природным материалом – самая любимая сфера деятельности. Тел. 8 -950 -043 -28- 57
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Групповое занятие "Солнечная гроздь винограда". Работа с природным материалом, направленная на развитие мелкой моторики рук, коррекцию искаженных сенсорных стереотипов, формирование экологического мировоззрения детей.
Данное занятие было разработано для разновозрастной группы воспитанников в рамках занятий, направленных на развитие мелкой моторики, с учетом особенностей психофизического развития детей....
Развитие творческих качеств личности обучающихся при работе с природным материалом» на примере объединения «Кладовые природы»
Данный материал педагогического опыта поможет педагогам дополнительного образования организовать творческую работу с детьми на занятиях в системе дополнительного образования....
Конспект комбинированного занятия по познавательно-речевому развитию и аппликации (работа с природным материалом) «Знакомство с ежом»
Образовательные задачи:- формировать умение устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведением зверей (спячка, запасы на зиму);- учить детей выделять и называть части те...
Презентация по теме: "Развитие тактильного восприятия при работе с природными материалами"
Презентация по теме: "Развитие тактильного восприятия при работе с природными материалами"...
«Развитие мелкой моторики рук у детей с ОВЗ в коррекционно-развивающих играх с природным материалом»
Значение развития мелкой моторики:Повышают тонус коры головного мозга.Развивают речевые центры коры головного мозга.Стимулируют развитие речи ребенка.Согласовывают работу понятийного и двигательного ц...
Программа развития творческих способностей через работу с природным материалом «Дары природы» (для учащихся 5-6 классов)
Программа по творческому развитию построена с учетом специфики усвоения учебного материала детьми, испытывающими трудности в обучении, причиной которых являются различного характера нарушения интеллек...
Рекомендации родителям "Развитие творческих способностей у младших школьников посредством работы с природным материалом"
Материал содержит обоснования пользы работы с природным материалом. Упражнения и задания на развите творческого мышления младших школьников используя природные материалы....