Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого воображения у детей дошкольного возраста.
статья по теме

Хаматшина Светлана Рамилевна

Введение

 

В наше время в общественном сознании уже обозначился обобщённый образ человека, отвечающего требованиям двадцать первого века. Это физически здоровый, образованный творческий человек, способный к целеосмысленному общественному труду, строительству собственной жизни, сферы обитания и общения, сообразно с основополагающими моральными принципами. Поэтому проблема воспитания самостоятельности в детском саду на современном этапе жизни общества приобретает особую актуальность и значимость.

Первые проявления самостоятельности в детской деятельности усматриваются еще в дошкольном возрасте. Каждый здоровый ребенок стремится в пределах своих еще небольших возможностей к некоторой независимости от взрослых в повседневной практической жизни.

Фундамент самостоятельности закладывается на границе раннего и дошкольного возраста, дальнейшее развитие самостоятельности как личностного качества в период дошкольного детства связано с развитием основных видов деятельности: игры, бытового труда, конструирования, художественной и учебной деятельности. Каждый вид детской деятельности оказывает своеобразное влияние на развитие активности и инициативы, поиск адекватных способов самовыражения в деятельности, освоение способов самоконтроля, на воспитание волевого аспекта самостоятельности и т.д.

Новые цели образования предполагают формирование творческой личности, способной к самостоятельному определению способов своей деятельности. Самостоятельность является основой формирования творчества в деятельности субъекта, а ручной труд - это активное взаимодействие субъекта с окружающим миром, в результате которого он целенаправленно изменяет этот мир и себя и создает нечто новое, имеющее общественное значение.

Целью дошкольного воспитания является физическое, умственное, нравственное, трудовое и эстетическое развитие детей и подготовка их к школе. Она должна быть связана с жизнью и современностью и строиться в соответствии с возрастными психофизиологическими особенностями детей. Следует начинать формировать у ребенка в дошкольные годы самостоятельность и способности к труду, в том числе и ручному, которые пригодятся ему в будущем.

Эти положения развивались и конкретизировались применительно к различным сторонам дошкольного воспитания видными отечественными педагогами Е. А. Аркиным, Е. И. Тихеевой, А. П. Усовой, Е. А. Флериной и другими. Теоретические и экспериментальные исследования этих педагогов и других отечественных специалистов свидетельствуют о том, что ни одно из специфически человеческих качеств личности - логическое мышление, осмысленная память, творческое воображение, нравственные представления - не может развиваться у ребенка независимо от воспитания, в результате спонтанного созревания врожденных задатков.

В связи с тем, что в педагогической науке выявлено недостаточное теоретическое освещение проблемы воспитания у детей старшего дошкольного возраста самостоятельности посредством ручного труда, наблюдается определенное противоречие. Задачи по воспитанию самостоятельности у детей дошкольного возраста решаются не в полной мере ввиду недостаточной эффективности приемов воспитания самостоятельности в процессе ручного труда.

Противоречие: между необходимостью воспитания самостоятельности в старшем дошкольном возрасте и недостаточным использованием

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped_otchet.docx35.58 КБ

Предварительный просмотр:

[Введите название документа]

Развитие творческих способностей у детей средствами бумагопластики.

Актуальность проблемы

Творческие способности дошкольников – далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры.

В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения и, следовательно, есть огромная необходимость, в настоящее время, уделить большое внимание развитию творческих способностей дошкольников.

2. Концептуальные основы проекта, прогнозируемый результат.

Цель: Реализация проекта «Бумагопластика», как средство развития творческих способностей у детей в работе с бумагой.

Развитие ребенка в дошкольном возрасте имеет большое значение, поскольку до семи лет закладываются основы мышления, произвольности, самостоятельности и свободы поведения. Эти достижения дошкольника являются результатом построенного обучения. Ребенок учится ставить и достигать разные цели. Он сам может выбрать, чем ему заняться, и при этом самостоятельно определяет тему, материалы, способы действий. Все это по сути дела составляет основу творчества и служит фундаментом дальнейшего развития ребенка, успешности его обучения в целом. Особое значение для развития этих основ имеют специфически детские виды деятельности - игра, рисование, лепка… и, конечно же, конструирование.

Под детским конструированием принято понимать создание ребенком конструкций, моделей, поделок из различных материалов.

Выделяется два вида конструирования: техническое и художественное.

В техническом конструировании дети отображают как реально существующие объекты, так и придуманные по ассоциации с образами сказок и фильмов. Но моделируют структурные и функциональные признаки объектов: здание с крышей, окнами, дверью…

В художественном конструировании дети сами создают эстетические образы: оригинальные поделки для подарков, панно или картин. Ребята стараются придать образам большую выразительность и для этого специально используют необычность цвета и фактуры.

Бумажная пластика-это по сути дела художественное конструирование из бумаги, в котором новые художественные образы, конструкции, модели создаются из достаточно «послушного», пластичного и к тому же весьма доступного материала- бумаги.

Гипотеза: творческие способности детей дошкольного возраста будут развиваться эффективнее при условии, способствующих их развитию:

Создание условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста через бумагопластику.

Апробация системы занятий на основе дидактических игр и экспериментирования.

Задачи:

Объектом исследования является педагогический процесс, а именно процесс развития творческих креативных способностей дошкольников. В данном исследовании ставятся следующие задачи:

  • Способствовать развитию творческих способностей у детей через бумагопластику.
  • Проанализировать имеющийся опыт педагогов исследователей по изучаемой проблеме.
  • Выявить основные компоненты развития творческих способностей детей дошкольного возраста на основе анализа методико-педагогической литературы.
  • Определить условия, благоприятные для развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
  • Определить основные направления и педагогические задачи по развитию креативных способностей в дошкольном возрасте.
  • Определить эффективность работы традиционных методик дошкольного воспитания в отношении развития творческих способностей дошкольников.
  • Выявить эффективность форм, методов развития креативных способностей на основе анализа проделанной работы.

3. Содержание и условия педагогической работы:

Первый этап. Подготовительный:

  1. Провести анализ опыта работы педагогов исследователей по изучаемой проблеме.
  2. Выявить основные компоненты развития творческих способностей детей дошкольного возраста на основе анализа методико-педагогической литературы.
  3. Определить основные направления и педагогические задачи по развитию творческих способностей в дошкольном возрасте.
  4. Подобрать дидактические и методические пособия, а также коллекцию разнообразной бумаги.

Второй этап. Организационный:

  1. Формировать интерес к бумагопластике.
  2. Практически знакомить со свойствами бумаги.
  3. Способствовать овладению простейшими техническими приемами работы с различными материалами.
  4. Развивать воображение, видеть необычное в обычных предметах.

Третий этап. Практический:

На занятиях по ручному труду и во вторую половину дня:

  1. Продолжать знакомить детей с нетрадиционными техниками; через овладение более сложными приемами работы.
  2. Формировать относительную устойчивость замысла.
  3. Научить детей предварительно продумывать содержание образа, способов, последовательности его воплощения.
  4. Стимулировать активность, самостоятельность, инициативу детей в придумывании содержания и способов изображения.
  5. Побуждать детей к созданию разнообразных и относительно неповторимых, оригинальных замыслов.
  6. Создать условия, благоприятные для развития творческих способностей детей дошкольного возраста
  7. Способствовать развитию творческих способностей у детей через бумагопластику.

Четвёртый этап. Итоговый: 

  1. Определить эффективность работы традиционных методик дошкольного воспитания в отношении развития творческих способностей дошкольников.
  2. Осуществить анализ полученных результатов.
  3. Выявить эффективность форм, методов развития креативных способностей на основе анализа проделанной работы.
  4. Развивать у детей навыки самоанализа, необходимых для оценки собственных и чужих работ.
  5. Организовать творческие выставки детских работ.
  6. Диагностировать творческие способности дошкольников.

4. План-график работ.

Наименование этапов.

Мероприятия

Сроки

Результат

Подготовительный

Проведение мониторинга.

Организация и обработка результатов исследования.

Подборка дидактических и методических пособий, а также разных видов бумаги.

Май

Июнь

Июль

Данные исследования.

Приобретение
дид.игр и рабочего материала.

Организационный

Консультации по потребностям родителей.

Экспериментирование с бумагой.

Август

Сентябрь

Психолого-педагогическая компетентность родителей.

Выявление св-в бумаги.

Практический

Организация и проведение игр и занятий с детьми.

Примерные темы творческих заданий: «Радуга-дуга», «Цветик-семицветик», «Нарядная клумба», «Букет для мамочки», «Времена года», «Настроение», «Моя улица», «Волшебные комочки».

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Знания, умения и навыки детей.

Итоговый

Проведение итоговой диагностики.

Организация творческих выставок детских работ.

Декабрь

Выявление уровня развития творческих способностей детей.

Работа с родителями:

  • Для родителей провести консультации «Играя - творим»;
  • Оформить альбом для родителей «Умные поделки»;
  • Организовать выставку совместных работ родителей и детей на тему: «Фантазируйте вместе с детьми»;
  • Создать фото-коллаж «Умные ручки».

Участники проекта:

  1. Дети -24 человека.
  2. Воспитатели-2 человека.
  3. Родители - по количеству детей.

Срок реализации: 9 месяцев.

В процессе выполнения проекта возникли следующие проблемы:

  • Сбор коллекции разнообразной бумаги.
  • Материальная финансовая сторона.
  • Подборка специализируемой литературы.

Распространение результатов.

Формы распространения накопленного опыта:

  • Выставки дидактического и методического материала по внедряемому проекту.
  • Проведение итоговых семинаров-практикумов, мастер-классов.

Контрольное обследование умений и навыков. Автор А.Н.Малышева.

В ходе контрольного обследования приняли участие 24 ребенка.

Вывод: Таким образом, формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Человек будущего должен быть созидателем, с развитым чувством красоты и активным творческим началом. В настоящий момент педагогу необходимо так организовать образовательный процесс, чтобы он полно отвечал возрастным и индивидуальным особенностям детей, способствовал развитию творческих способностей дошкольника.

Для этого важно подобрать наиболее эффективные средства обучения и воспитания на основе современных педагогических технологий.

Задача педагога – пробудить творческую активность детей, стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность.

Литература

  1. Под редакцией Л.А.Парамоновой Программа « Истоки»,
  2. Л.А.Парамонова- «Бумагопластика» .
  3. Журнал «Обруч» № 6, 2000г.
  4. «Обруч» №2, 1997г.

Библиография.

1.   Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте», М., 1991г.

2.   Гагарин Б.Г. «Конструирование из бумаги. Справочник», Ташкент, 1988г.

3.   Докучаева Н.Н. «Строим город», Санкт-Петербург, 1997г.

4.   Конышева Н.М. «Конструирование как средство развития младших школьников на уроках ручного труда», М., 2000г.

5.   Конышева Н.М. «Умелые руки», М., 1998г.

6.   Лубковская К., Згрыхова И. «Сделаем это сами», М., 1983г.

7.   Перевертень Г.И. «Самоделки из бумаги», М., 1983г.

8.   «Детям – о традициях народного мастерства» под. ред. Т. Я. Шпикаловой, часть 2, М., 2001г.

9.   «Техническое творчество учащихся», сост. П.Н. Андрианов, М, 1986.

10.   Журнал «Оригами», под. ред. С. Афонькина, М., 1998г.

11.   «Словарь практического психолога», под. ред.С. Ю. Головина, Минск, 1998г.





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театральные игры как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста.

Психологами доказано, что дошкольники очень впечатлительны, быстро поддаются эмоциональному воздействию, активно включаются в действие, отвечают на вопросы персонажей, охотно выполняют их поруче...

Практико-значимый проект "Нетрадиционная техника рисования, как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста"

Проект направлен на изучение процессов развития творческих способностей детей старшего возраста посредством нетрадиционного рисования....

Нетрадиционная техника рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста

Учитывая важность  проблемы в развитии творчества в дошкольном возрасте, обратимся к рассмотрению и использованию в педагогической деятельности новых подходов к решению этого вопроса. И  мы ...

Использование нетрадиционной техники рисования как средство развития мелкой моторики пальцев рук у детей с нарушением интеллекта.

Наряду с незрелостью эмоционально-волевой сферы, недоразвитием познавательной деятельности, недостаточностью представлений об окружающем мире, нарушение речевого развития у детей с нарушением интеллек...

Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого мышления у детей

В статье представлен опыт внедрения в образовательный процесс нетрадиционных техник рисования как средство развития творческого мышления у детей....

Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей учащихся с ОВЗ.

         Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих...

План по самообразованию "Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей"

Перспективный план работы по самообразованию по теме "Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей"....