Конспект проекта "Муза Эвтерпа"
проект по музыке (6 класс) по теме

Суслова Любовь Алексеевна

Материал содержит информацию про одну из девяти муз Эвтерпу. Материал разработан на три занятия.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Эвтерпа - муза лирической поэзии и музыки.

  1.Что такое искусство для древних цивилизаций? Это признак расцвета, золотого века, когда жизнь в городе или государстве отличается стабильностью и изобилием. Люди направляют свое внимание не только на добывание необходимого, но имеют возможность отдавать силы и время на создание прекрасного. В современном мире в этом смысле мало что изменилось, однако в прошлом достичь такого процветания было сложнее, а значит, и искусство ценилось значительно выше. Неудивительно поэтому, что в Древней Греции с таким почтением относились к музам, дарующим вдохновение и таланты. И неслучайно самой изящной и красивой из девяти сестер считалась Эвтерпа, муза лирической поэзии и музыки.

   В далекие времена, когда герои совершали свои подвиги, и позже, когда великие поэты слагали свои стихи о них, самым почитаемым видом искусства считалось умение сплетать слова. Живопись или скульптура относились, скорее, к ремеслам: они услаждали взор, но не мыслились чем-то божественным. На вершине всего стояла поэзия. Неслучайно с разными ее направлениями связано несколько муз. Муза Эвтерпа вдохновляла на создание лирической поэзии.

                              Чтение стихов под  музыку флейты.

«То печально мне, то весело, то грустно,

                                   Не могу утешить я себя…

                                  Музыкальное любимое искусство

                                  Даст мне силы жить любя, творя…»

1.. СТРАНА, ГДЕ ЖИВЕТ МУЗЫКА

Весело и радостно

 Кораблик наш плывет!

В ту страну,  где музыка

Прекрасная живет!

Там «Аллегро», «Полька»

Весело звучат,

Радуя мелодией мальчишек и девчат!

2. С НЕБА ЗВЕЗДОЧКА УПАЛА

С неба звездочка упала на ладони мне –

Значит, места было мало в небе…

На Земле, ей уютно и приятно погостить чуть-чуть.

Чтобы, улетев обратно, рассказать, что тут

На Земле немало места для больших чудес,

Музыка звучит прелестно там и тут, и здесь…

Радость всем она приносит, кружева плетя,

Душу, сердце, согревает, звуча день ото дня.

Тот, кто музыку полюбит, будет счастлив он

Ведь без Музыки нет счастья, кем бы ни был он.

3.МУЗЫКА К РИСУНКУ

Я рисую  музыку, сидя за столом.

Пусть подскажет сердце образ пьесы вновь.

Одна пьеса радостно, весело звучит,

Значит и в рисунке – солнце заблестит.

В колыбельной пьесе нежно и светло,

Льются звуки разные, мне здесь повезло!

Образ мамы милой в ней увижу я,

Сидя у кровати, баюкает меня.

Много я рисунков могу нарисовать,

К каждой пьесе разные, чтоб вам их показать.

4.Что с музыкой сравнится по звучанью?

Шум леса? Пенье соловья?

Грозы раскаты? Ручейка журчанье?

Сравнения найти не в силах я.

Но всякий раз, когда в душе смятенье, -

Любовь иль грусть, веселье иль печаль.

В любом природой данном настроении

Вдруг начинает музыка звучать

В душе; звучит на струнах подсознанья,

Гремит в литавры и в цимбалы бьет, -

Передавая радость иль страданье –

Сама душа, казалось бы, поет!

5.Дарите музыку друг другу!

Пусть каждый день и каждый час

Подобно радостному чуду,

Она звучит в сердцах у нас.

Весь мир прекрасный и зовущий

Вмещает музыка в себя,

В ней рокот волн, о берег бьющих,

И трепет листьев сентября.

Волнует музыка, тревожит,

Вновь пробуждая красоту,

И никогда никто не сможет

Сравниться с ней по волшебству.  

6. НАУЧИМ МУЗЫКУ ЛЮБИТЬ

Научим деток мастерству,

Искусству и всему тому,

Что знаем и умеем сами.

Научим Музыку любить,

Ценить, лелеять, дорожить!

А Музыка вас в свою очередь научит,

Быть добрыми и сильными людьми.

Преодолеть все трудности поможет

На вашем длинном жизненном пути.

7. День встретишь веселою песней,

И вечером песню споешь –

Становится жизнь интересней

И мир – несказанно хорош.

Поем песню «Арго».

Арго!  Разве путь твой  ближе,чем дорога Млечная?
Арго, О каких потерях плачет птица встречная?

Парус над тобой, Поднятый судьбой, -это флаг разлуки,
Странствий знамя вечное!..

Парус над тобой, поднятый судьбой,-
Это флаг разлуки, странствий знамя вечное!  Ла-лай, ла-лай,
Арго! Да пошли нам небо путь с луной и звездами!
Арго! Если сникнет парус, мы ударим веслами…

Что ж, в конце концов, путь — вся цель гребцов,-
Вот, что нам открыли зимы с веснами.

Что ж, в конце  концов, путь — вся цель гребцов,-
Вот, что нам открыли
Зимы с веснами.

       Согласно Гессиоду и другим авторам, муза Эвтерпа с сестрами были дочерьми Зевса и титаниды Мнемосины. Родились прекрасные девы у подножия Олимпа. Музы — вечно юные красавицы, поющие на пирах богов.

 древнегреческая муза эвтерпа

    Музы одаривали тех, кто почитал их. Могли вдохновить на создание шедевра, рассказать, как добиться милости богов. Тех же, кто считал себя талантливее муз или пытался с ними соперничать, жестоко наказывали.

   Считается, что культ муз возник в племени фракийских певцов. Жили они у горы Олимп, в Пиэрии, а несколько позже перешли в Беотию. Здесь располагается Геликон, любимый музами. Эту гору, а также Парнас, музы любили за шуршащие листвой рощи, прохладные пещеры и ключи с кристально чистой водой. Здесь прекрасные девы обитали. Считалось, если выпить воды из источника Аганиппа или Гиппокрена, можно обрести поэтический дар.

     Поклонялись музам в специальных храмах, мусейонах. В них нередко жили и трудились ученые. Современное слово «музей» (место, где хранятся и выставляются произведения искусства) произошло именно от названия храма муз.

2. Древнегреческая муза Эвтерпа покровительствовала поэтам, превыше других жанров любящих лирику, а также музыкантам. Считалось, что она выделяется среди муз особой утонченностью и нежностью. Согласно мифам, боги Олимпа могли бесконечно долго наслаждаться ее стихами.

Изображалась с авлосом или сирингой в руках.

 муза музыки эвтерпа   эвтерпа муза лирической поэзии

    Главный эпитет, который украшал музу лирической поэзии, — дарящая удовольствие. Само имя «Эвтерпа» происходит, по Диодору, от описания наслаждения, испытываемого слушающими музыку. Чуткая и вдохновляющая, она могла подарить своим избранникам умение рождать из хаоса звуков гармоничную мелодию, складывать, казалось бы, случайные слова в тягучую и плавную песню. Легконогая и своенравная, как и все сестры, муза Эвтерпа жестко ставила на место тех, кто пытался ей перечить или делал вид, что превосходит в мастерстве.

Тем же, кто чтил богинь, они дарили свое расположение, а с ним и умение покорять сердца людей различными искусствами. Эвтерпа, муза лирической поэзии и музыки, согласно мифам, своим пением и игрой на флейте могла озарить душу человека волшебным светом, очистить ее от налета черствости и серости. Изображалась она практически всегда в руках с музыкальными инструментами. Как правило, это были флейта, авлос (двойная свирель, предок современного гобоя) или лира.

Также нередко встречаются изображения музы в сопровождении лесных нимф. На некоторых полотнах и барельефах муза Эвтерпа держит гирлянды цветов, символ нежности и красоты.

  Несмотря на то, что музы не покровительствовали скульпторам и живописцам, они на протяжении многих веков посвящали свои произведения бессмертным сестрам. И конечно, о них писали поэты всех времен и многих народов: Байрон и Гомер, Пушкин, Фет и Есенин. У Г.Р. Державина есть стихотворение, посвященное Эвтерпе («К Эвтерпе»).

«В младенчестве моем она меня любила
И семиствольную цевницу мне вручила;
Она внимала мне с улыбкой, и слегка,
По звонким скважинам пустого тростника
Уже наигрывал я слабыми перстами
И гимны важные, внушенные богами,
И песни мирные фригийских пастухов.
С утра до вечера в немой тени дубов
Прилежно я внимал урокам девы тайной;
И, радуя меня наградою случайной,
Откинув локоны от милого чела,
Сама из рук моих свирель она брала:
Тростник был оживлен божественным дыханьем
И сердце наполнял святым очарованьем.»

Пушкин.

К ЭВТЕРПЕ (Гавриил Державин.)

Пой, Эвтерпа дорогая! В струны арфы ударяй,
Ты, поколь весна младая, пой, пляши и восклицай.
Ласточкой порхает радость, кратко соловей поет:
Красота, приятность, младость — не увидишь, как пройдет.

Бранным шлемом покровенный, марс своей пусть жертвы ждет;
Рано ль, поздно ль, побежденный
Голиаф пред ним падет;
Вскинет тусклый и багровый со скрежетом к нему свой взгляд,
И венец ему лавровый, хоть не хочет, да отдаст.

Пусть придворный суетится, за фортуною своей,
Если быть ему случится и наперсником у ней,
Рано ль, поздно ль, он наскучит
Кубариться кубарем; нас фортуна часто учит
Горем быть богатырем.

Время всё переменяет: птиц умолк весенних свист,
Лето знойно пробегает, трав зеленых вянет лист;
Идет осень златовласа, спелые несет плоды;
Красно-желта ее ряса превратится скоро в льды.

Пой, Эвтерпа молодая! Прелестью своей плени;
Бога браней усыпляя, гром из рук его возьми.
Лавром голова нагбенна к персям склонится твоим,
И должна тебе вселенна
Будет веком золотым.

   Многие художники писали ее образ. Среди них итальянец Франческо дель Косса и швейцарец Арнольд Беклин. Скульптуры, изображающие муз, украшают музей Ватикана и Лувр. Копии античных статуй можно увидеть в прекрасном парке в Павловске под Санкт-Петербургом.

 Эвтерпа, муза лирики, вдохновляет и современных деятелей искусства. Ей по-прежнему посвящают стихи и скульптурные изображения.     Покровительница поэтов и музыкантов незримо присутствует не только на вечерах, посвященных греческому искусству. Она, как и ее сестры, является источником творчества для всех, кто проникся поэтикой античной мифологии.

Задание  1 занятия:

   Прочитать стихи под музыку флейты .

Задание  2 занятия:

   Нарисовать флейту или другой музыкальный инструмент  для Эвтерпы, которую вы бы хотели услышать.

 Задание  3 занятия:

Делаем из трубочек флейту и исполняем на своих инструментах.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Эвтерпа - муза лирической поэзии и музыки.

Слайд 3

Прекрасные девы у подножия Олимпа

Слайд 5

Изображалась с авлосом или сирингой в руках .

Слайд 6

Эвтерпа с флейтами

Слайд 9

Арго Арго! Разве путь твой ближе,чем дорога Млечная? Арго, О каких потерях плачет птица встречная? Парус над тобой, поднятый судьбой, -это флаг разлуки, Странствий знамя вечное!.. Парус над тобой, поднятый судьбой,- Это флаг разлуки, странствий знамя вечное!.. Ла-лай, ла-лай, Арго! Да пошлёт нам небо путь с луной и звездами! Арго! Если сникнет парус, мы ударим веслами… Что ж, в конце концов, Путь — вся цель гребцов,- Вот, что нам открыли зимы с веснами. Что ж, в конце концов, Путь — вся цель гребцов,- Вот, что нам открыли Зимы с веснами.

Слайд 10

Млечная дорога

Слайд 11

ВОЛШЕБНЫЙ СМЫЧОК 1. Пришёл к нам в село, музыкант – старичок. В руках музыканта – волшебный смычок. Ударил по струнам, сбежался народ. Танцует, играет, смеётся, поёт. Припев: Ти-ли-ли, ти-ли-ли... 2. Шёл мимо богач, услыхал скрипача, И вспыхнула зависть в душе богача. Продай свою скрипку, ты беден и стар, Я дам за неё тебе хлеба амбар. Припев: Ти-ли-ли, ти-ли-ли... 3. Я скрипку свою, не продам никому, Нужна эта скрипка не мне одному. Под звуки её веселится народ, Танцует, играет, смеётся, поёт. Припев: Ти-ли-ли, ти-ли-ли... Ла-лал-ла...

Слайд 12

Музыкальные инструменты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ.АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК.

Говорение на иностранном языке, особенно в монологической форме, представляет большую трудность для учащихся.Обучение с помощыо метода опорных сигналов открывает большие возможности в развитии речи уч...

Конспект урока Вторая война Рима с Карфагеном 5 класс, Конспект урока кубановедения Появление человека современного облика 5 класс, Конспект урока Королевство франков и христианская церковь в VI— VIII вв. 6 класс, Конспект урока Московское княжество и его

В ходе подготовки к урокам использовались современные информационные технологии. Участники проектной деятельности в ходе подготовки к уроку использовали свободное образовательное пространство сети Инт...

Презентация к проекту "Эвтерпа"

Презентация к общешкольному  проекту "9 муз" по теме "Эвтерпа"....