Урок по МХК
презентация к уроку по мхк (11 класс) по теме

О создании русского драматического театра.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_teatr.docx413.88 КБ
Файл rus._dram._teatr.pptx1.18 МБ

Предварительный просмотр:

Русский драматический театр XVII-XVIII веков.

Цели:

Образовательная:

Дать представление о русском драматическом театре, обратившись к истории его развития.

Развивающая:

Продолжить знакомство с образцами театрального искусства; формировать навыки  анализа материала.

Воспитательная:

Прививать любовь к театру, воспитывать эстетический вкус.

Оборудование:

  • мультимедиа;
  • презентация;
  • декорация к сценке.

Тип урока: ролевая игра – инсценировка.

Роли участников: «искусствоведы», «литературоведы», Пётр I, герои комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль».

Ход урока.

1. Слово учителя.

Звучит музыка

- Вам что-нибудь напоминает эта музыка?

-  Какие образы возникают, когда мы её слушаем?

- Может быть назовём слова- ассоциации? ( театр, занавес, спектакль).

- Как вы думаете, о чём сегодня будем говорить? ( о русском театре).

- Не просто о театре.

Совсем немного обратимся к его истокам, а ещё к тем, кто стоял у истоков русского драматического театра.

- Итак, запишем число и тему.

2. Слово учителя.

 - Театр — одно из древнейших искусств.  Человеческая память хранит представление о величии театров самых разных эпох. Древнегреческие и древнеримские театры до сих пор пленяют воображение своей масштабной и грандиозной архитектурой, своим удивительным образом организованным пространством.

-  На прошлом уроке мы узнали с вами о том, как возник, зародился русский драматический театр, кто стоял у его истоков?  А сегодня мы побываем с вами в творческой мастерской театра, узнаем о том, какие пьесы ставились на сценах русского театра классицизма в 17-18 в.

- Сегодня на нашем  необычном уроке  присутствуют «искусствовед» и «литературовед», а также персонажи комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль».

Итак, дадим им слово. (3 минуты).

3. Знакомство с новой темой сопровождается презентацией.

1). «Искусствовед»1.  Скорых Ю.

Слайд 1.

На сцене « комедийной хоромины» в летней резиденции царя, в селе Преображенском под Москвой был поставлен спектакль на библейскую тему – « Эсфирь или Артаксерксово действо».

Слайд 2

В течение десяти часов «игрецы» рассказывали о красавице Эсфири, спасшей свой народ от истребления. Пышные декорации, костюмы из персидского шёлка, искусно выполненная мебель, световые эффекты с помощью сальных свечей , торжественная музыка специально приобретённого органа призваны были поразить воображение зрителей. И хотя в спектакле были в основном заняты иностранные актёры, произносящие монологи на немецком языке, происходящее на сцене не нуждалось в переводе.

 2). Учитель.

- В 1703 году в новой российской столице Петербурге по указу Петра I был открыт 1-ый общественный театр.

3). Пётр I. Демянюк А.

- Повелеваю произвести первый набор в театральную школу,  в течение месяца написать и поставить пьесу в честь взятия русскими войсками Шлиссельбургской крепости. А театру стать трибуной, с которой провозглашались бы самые передовые идеи эпохи, славились победы и достижения русского оружия.

1).  Учитель.

- Зная непреклонный характер царя, противиться ему было бесполезно. И через месяц такая пьеса была написана и поставлена на сцене.

Литературовед 1.  Голдобина О.

Прошло время , и к власти пришла  императрица Елизавета Петровна, которая  издала указ о создании «Русского для представления трагедий и комедий театра». Его директором был назначен поэт и драматург Александр Петрович Сумароков, с именем которого связано развитие русской трагедии классицизма.

По мнению Сумарокова, театр, воздействуя на разум и чувства, призван был нравственно воспитывать зрителей.

Принудить чувствовать чужие нам напасти

И к добродетели направить наши страсти.

Литературовед 2 Водяник Д.

Главными темами пьес Сумарокова стали верность гражданскому долгу, служение и преданность Отечеству. Этим истинам должны следовать не только простые люди, но и цари. Творческое наследие Сумарокова представлено и комедийным жанром. Осмеянию подвергались невежество и глупость, преклонение перед иностранным, взяточничество и жадность.

Искусствовед 2  Бондаренко А.

 Трудными были первые шаги русского театра: недоставало дров и свечей, на содержание театра отводились мизерные средства, гораздо щедрее одаривали заезжих гастролёров из-за границы. Такое положение не устраивало Сумарокова. Он постоянно обращался с прошениями и письмами к правительству, требуя поддержки и внимания, но в 1761 году Сумароков был отправлен в отставку.

Искусствовед 1 Скорых Ю.

 Екатерина II , вступившая на Российский престол в 1762 году, не жаловала трагедий, им она предпочитала весёлые маскарады и сцены. Во времена её правления особенно блистал Денис Иванович Фонвизин.

Учитель

- Итак, тема воспитания и образования становится одной из ведущих тем русских комедий.

- Вы, наверное, знаете, ребята, что прежде чем публика увидит на сцене своих героев, режиссёры, актёры, декораторы проделывают огромную работу, чтобы не разочаровать своего зрителя и подарить ему радость и наслаждение от увиденного.

И вы тоже попытались, создав свои проекты, побывать в творческой мастерской русского театра. Дадим вам слово.

4. Практическая часть. Защита проектов.

1-я группа : декораторы.

2-я группа: костюмеры.

3-я группа: актёры.

Перед выступлением 3-ей группы.

- А какой же была первая постановка пьесы «Недоросль».

Демонстрация видеоролика «Первая постановка пьесы».

- Посмотрим, как это происходило.

6.Инсценирование фрагмента пьесы Д.И.Фонвизина «Недоросль».

- Вот и подошло к концу наше знакомство с русским театром. Я думаю, что каждый из вас, однажды прикоснувшись к театральному искусству, не останется равнодушным.

9. Рефлексия. Чтение стихотворения о театре. Голдобина О.

  • Театр! Как много значит слово
    Для всех, кто был там много раз!
    Как важно и порою ново
    Бывает действие для нас!
    Мы на спектаклях умираем,
    С героем вместе слезы льем...
    Хотя порой прекрасно знаем,
    Что все печали ни о чем!

    Забыв про возраст, неудачи,
    Стремимся мы в чужую жизнь
    И от чужого горя плачем,
    С чужим успехом рвемся ввысь!
    В спектаклях жизнь как на ладони,
    И все откроется в конце:
    Кто был злодеем, кто героем
    С ужасной маской на лице.
    Театр! Театр! Как много значат
    Для нас порой твои слова!
    И разве может быть иначе?
    В театре жизнь всегда права!
  • Синквейн.

10. Домашнее задание. Сочинение-миниатюра. «Театр! Театр! Как много значат/Для нас порой твои слова!» Что значит для вас слово театр ?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Двадцать седьмое декабря. Русский драматический театр.

Слайд 2

Эсфирь или Артаксерксово действо.

Слайд 3

Д.И.Фонвизин «Недоросль»

Слайд 7

Правила составления 1 строчка – одно слово – название стихотворения, тема, обычно существительное. 2 строчка – два слова (прилагательные или причастия). Описание темы, слова можно соединять союзами и предлогами. 3 строчка – три слова (глаголы). Действия, относящиеся к теме. 4 строчка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме в 1-ой строчке. 5 строчка – одно слово – ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в 1-ой строчке, обычно существительное. Синквейн


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...

Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.

Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...

Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.

Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна  в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...