рабочая программа по искусству
рабочая программа по мхк (9 класс) по теме

Шемякина Вера Александровна

программа искусство 9 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Программа разработана на основе Федеральных образовательных стандартов общего образования второго поколения, является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, декоративно-прикладное искусство, архитектуру, дизайн, зрелищные и экранные искусства. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.

 Создание этой программы вызвано актуальностью интеграции школьного образования в современную культуру и обусловлено необходимостью введения подростка в современное информационное, социокультурное пространство. Содержание программы обеспечивает понимание школьниками значения искусства в жизни человека и общества, воздействие на его духовный мир, формирование ценностно-нравственных ориентаций.

Программа содержит примерный перечень художественного материала, выстроенных согласно взаимообусловленности проблемного поля жизни и искусства, усвоение которого позволит учащимся накапливать необходимый объем знаний, практических умений и навыков, способов творческой деятельности. Программа состоит из девяти разделов, последовательно раскрывающих эти взаимосвязи. На изучение регионального компонента возможно выделение 10 – 15 % времени инвариантной части базисного учебного плана, отводимого на образовательную область «Искусство», и часов из его вариативной части. На изучение курса отводится 35 часов из расчета 1учебный час в неделю.

Методологической основой программы являются современные концепции в области эстетики (Ю.Б. Борев, Н.И.Киященко, Л.Н. Столпович, Б.А. Эренгросс и др.), культурологии (А.И. Арнольдов, М.М. Бахтин, В.С. Библер, Ю.М.Лотман, А.Ф.Лосев и др.), психологии художественного творчества (Л.С.Выготский, Д.К. Кирнарская, А.А. Мелик-Пашаев, В.Г. Ражников, С.Л. Рубинштейн и др.), развивающего обучения ( В.В.Давыдов, Д.Б. Эльконин и др.), художественного образования (Д.Б. Кабалевский, Б.М .Неменский, Л.М. Предтеченская, Б.П. Юсов и др.).

Содержание программы дает возможности реализовать основные цели художественного образования и эстетического воспитания в основной школе:

- развитие эмоционально-эстетического восприятия действительности, художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, вкуса, художественных потребностей;

- воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна, музыки, кино, театра; освоение образного языка этих искусств на основе творческого опыта школьников;

- формирование устойчивого интереса к искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;

- приобретение знаний об искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира и его преобразования; о выразительных средствах и социальных функциях музыки, литературы, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры, кино, театра;

- овладение умениями и навыками разнообразной художественной деятельности; предоставление возможности для творческого самовыражения и самоутверждения, а также психологической разгрузки и релаксации средствами искусства.

Цель программы – развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социокультурной форме освоения мира, воздействие на человека и общество.

Задачи реализации данного курса:

- актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;

- культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями культуры;

- формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;

- углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей подростков;

- воспитание художественного вкуса;

- приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности;

- формирование учений и навыков художественного самообразования.

Основной формой организации учебно-воспитательного процесса является урок. В содержании урока должны находить конкретное воплощение «и человеческая жизнь, и правила нравственности, и философские системы, словом все науки» (Л.В.Горюнова). Прочувствованы, познаны, личностно присвоены школьником они могут быть только через художественный образ. Поэтому для каждого урока необходимо выделять художественно-педагогическую идею, которая определяет целевые установки урока, содержание, конкретные задачи обучения, технологии, адекватные природе самого искусства, а также драматургию урока, его форму-композицию в целом.

Наряду с уроком в учебном процессе рекомендуется активно использовать внеурочные формы работы: экскурсии в художественные и краеведческие музеи, архитектурные заповедники, культурные центры, на выставки, посещение театров, кино и концертных залов.

На уроках искусства рекомендуется использовать современные педагогические технологии: уровневую дифференциацию, коллективные способы обучения, театральную деятельность, развивающие и проектные технологии и др. Осуществление различных типов проектов: исследовательских, творческих, практико-ориентированных, ролевых, информационных и т.п. – становится неотъемлемой частью системы воспитательной работы с учащимися.

Особое значение в организации урочных и внеурочных форм работы с учащимися должны приобрести информационные и компьютерные технологии, аудио- и видеоматериалы.

При изучении отдельных тем программы большое значение имеет установление межпредметных связей с уроками литературы, истории, биологии, математики, физики, технологии, информатики.

Знания учащихся об основных видах и о жанрах музыки, пространственных (пластических), экранных искусств, об их роли в культурном становлении человечества и о значении для жизни отдельного человека помогут ориентироваться в основных явлениях отечественного и зарубежного искусства, узнавать наиболее значимые произведения; эстетически оценивать явления окружающего мира, произведения искусства и высказывать суждения о них; анализировать содержание, образный язык произведений разных жанров и видов искусства; применять художественно-выразительных средства различных видов искусств в своем творчестве.

Примерный художественный материал, рекомендованный программой, предполагает его вариативное использование в учебно-воспитательном процессе, дает возможность актуализировать знания, умения и навыки, способы творческой деятельности, приобретенные учащимися на предыдущих этапах обучения по предметам художественно-эстетического цикла.

При отборе художественного материала авторы программы опирались на такие критерии, как его художественная ценность, воспитательная значимость, педагогическая целесообразность, востребованность  современными школьниками, множественность его интерпретации учителем и учащимися.

В структурировании художественного материала программы нашел свое отражение принцип концентричности, т. е. неоднократное обращение к наиболее значимым явлениям культуры и произведениям различных видов и жанров искусства по предметам «Литература», «Музыка», «Изобразительное искусство». Реализация этого принципа позволяет формировать устойчивые связи с предшествующим художественно-эстетическим опытом школьников.

Содержание программы вводит учащихся в современное социокультурное пространство, помогает освоить его, понять природу многоликих явлений массовой культуры и дать им оценку. Интерес и обращение школьников к искусству и художественной деятельности мотивируется установкой на личностный поиск и открытие для себя ценностей искусства.

Программа основана на постижении идеи полифункциональности искусства, его значимости в жизни человека и общества, поэтому стержень ее содержания – выявление функций искусства: познавательно-эвристической, коммуникативно-семиотической, эстетической, ценностно-ориентирующей, социально-организующей, практической, воспитательной, зрелищной, внушающей, гедонистической и др. Раскрытие этих функций осуществляется в исследовательской и художественно-творческой деятельности при обращении к явлениям культуры на материале основных видов искусства, с учетом того что одно и то же содержание может быть выражено разными средствами.

На конкретных художественных произведениях (музыкального, изобразительного искусства, театра, литературы, кино) в программе раскрывается роль искусства в жизни общества и отдельного человека, общность выразительных средств и специфика каждого из них.

Художественно-творческая деятельность на уровне компетентного читателя, зрителя, слушателя, адекватно воспринимающего и оценивающего разнообразные художественные/антихудожественные явления современной жизни, вызывает стремление воплотить собственные замыслы в художественной форме (изобразительной, литературной, музыкальной, театральной и др.).

Программа является частью учебно-методического комплекта для 8 – 9 классов образовательных учреждений разных типов.

Критерии оценки художественно-творческой деятельности учащихся 9 классов:

- эмоциональность восприятия разнообразных явлений культуры и искусства, стремление к познанию, интерес к содержанию уроков и внеурочных форм работы;

- осознанность отношения к изучаемым явлениям, фактам культуры и искусства (усвоение основных закономерностей, категорий и понятий искусства, его стилей, видов, жанров, особенностей языка, интеграции художественно-эстетических представлений);

-  воспроизведение полученных знаний в активной деятельности, сформированности практических умений и навыков, способов художественной деятельности;

-  личностно-оценочные суждения о роли и месте культуры и искусства в жизни, об их нравственных ценностях и идеалах, о современности звучания шедевров прошлого (усвоение опыта поколений) в наши дни;

- перенос знаний, умений и навыков, полученных в процессе эстетического воспитания и художественного образования, в изучении других школьных предметов; их представленность в межличностном общении и создании эстетической среды школьной жизни, досуга и др.


Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе.

Изучение искусства и организация учебной, художественно-творческой деятельности в процессе обучения обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У школьников обогащается эмоционально-духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать учебные, художественно-творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развиваются воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально значимой деятельности, в художественных проектах школы, культурных событиях региона и др.

В результате освоения содержания курса происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.

Предметными результатами занятий по программе «Искусство» являются:

- освоение/присвоение художественных произведений как духовного опыта поколений;

- понимание значимости искусства, его места и роли в жизни человека; уважение культуры другого народа;

- знание основных закономерностей искусства» усвоение специфики художественного образа, особенностей средств художественной выразительности, языка разных видов искусства;

- устойчивый интерес к различным видам учебно-творческой деятельности, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры;

Выпускники основной школы научатся:

- воспринимать явления художественной культуры разных народов мира, осознавать в ней место отечественного искусства;

- понимать и интерпретировать художественные образы, ориентироваться в системе нравственных ценностей, представленных в произведениях искусства, делать выводы и умозаключения;

- описывать явления музыкальной, художественной культуры, используя для этого соответствующую терминологию;

 - структурировать изученный материал и информацию, полученную из других источников; применять умения и навыки в каком-либо виде художественной деятельности; решать творческие проблемы.

Метапредметными результатами изучения искусства являются освоенные способы деятельности, применяемые при решении  проблем в реальных жизненных ситуациях:

- сравнение, анализ, обобщение, установление связей и отношений между явлениями культуры;

- работа с разными источниками информации, стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;

- культурно-познавательная, коммуникативная и социально-эстетическая компетентности.

Выпускники научатся:

- ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, различать истинные и ложные ценности;

- организовывать свою творческую деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать и применять на практике способы достижения;

- мыслить образами, проводить сравнения и обобщения, выделять отдельные свойства и качества целостного явления;

- воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового искусства, видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой и исполнительской деятельности.

Личностными результатами изучения искусства являются:

- развитое эстетическое чувство, проявляющее себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству и жизни;

- реализация творческого потенциала в процессе коллективной (или индивидуальной) художественно-эстетической  деятельности при воплощении (создании) художественных образов;

- оценка и самооценка художественно-творческих возможностей; умение вести диалог, аргументировать свою позицию.

Выпускники научатся:

- аккумулировать, создавать и транслировать ценности искусства и культуры (обогащая свой личный опыт эмоциями и переживаниями, связанными с восприятием, исполнением произведений искусства); чувствовать и понимать свою сопричастность окружающему миру;

- использовать коммуникативные качества искусства; действовать самостоятельно при индивидуальном исполнении учебных и творческих задач и работать в проектном режиме, взаимодействуя с другими людьми в достижении общих целей; проявлять толерантность в совместной деятельности;

- участвовать в художественной жизни класса, школы, города и др.; анализировать и оценивать процесс и результаты собственной деятельности и соотносить их с поставленной задачей.


Содержание тем учебного курса (35 недель).

           Раздел 1. Воздействующая сила искусства (9 часов)

Выражение общественных идей в художественных образах. Искусство как способ идеологического воздействия на людей. Способность искусства внушать определенный образ мыслей, стиль жизни, изменять ценностные ориентации. Композиция и средства эмоциональной выразительности разных искусств. Синтез искусств в усилении эмоционального воздействия на человека.

Примерный художественный материал.

Знакомство с произведениями разных видов искусства, их оценка с позиции позитивных и/или негативных влияний на чувства и сознание человека (внушающая сила, воздействие на эмоции, манипуляция сознанием, поднятие духа и т.п.).

Протест против идеологии социалистического строя в авторской песне, рок-музыке.

Изобразительное искусство.

- Наскальная живопись, языческие идолы, амулеты;

- Храмовый синтез искусств;

- Триумфальные арки, монументальная скульптура, архитектура и др.

- Искусство Великой Отечественной войны (живопись А.Дейнеки, П. Корина и др., плакаты И. Тоидзе и др.);

- Реклама (рекламные плакаты, листовки, клипы), настенная живопись (панно, мозаика, граффити).

Музыка.

- Языческая культура дохристианской эпохи (ритуальные действа, народные обряды, посвященные основным вехам жизни человека);

- Духовная музыка «Литургия», «Всенощное бдение», «Месса» и др.;

- Музыкальная классика и массовые жанры (Л.Бетховен, П. Чайковский, А. Скрябин, С. Прокофьев, массовые песни);

- Песни военных лет и песни на военную тему;

- Музыка к кинофильмам (И. Дунаевский, Д. Шостакович, С. Прокофьев, А. Рыбников и др.);

- Современная эстрадная отечественная и зарубежная музыка. Песни и рок-музыка (В. Высоцкий, Б. Окуджава, А. Градский, А. Макаревич, В. Цой и др., современные рок-группы);

- Компенсаторная функция джаза (Дж. Гершвин, Э. Фицджеральд, Л. Утесов, А. Цфасман, Л. Чижик, А. Козлов и др.).

Литература.

- Произведения поэтов и писателей 19-20 вв.;

- Поэзия В. Маяковского;

- Стихи поэтов-фронтовиков, поэтов-песенников;

Экранные искусства, театр.

- Рекламные видеоклипы;

- Кинофильмы 40-50-х гг. ХХ в.;

- Экранизации опер, балетов, мюзиклов (по выбору учителя).

Художественно-творческая деятельность учащихся.

- Показ возможностей манипуляции сознанием человека средствами плаката, рекламной листовки, видеоклипа и др., в которых одно и то же явление представлено в позитивном и негативном виде;

- Создавать эскизы для граффити, сценария клипа, раскадровки мультфильма рекламно-внушающего характера;

- Подбирать и анализировать различные художественные произведения, использовавшиеся в разные годы для внушения народу определенных чувств и мыслей;

- Создание художественного замысла и воплощение эмоционально-образного содержания музыки сценическими средствами.

Раздел 2. Искусство предвосхищает будущее (7 часов).

Порождающая энергия искусства – пробуждение чувств и сознания, способного к пророчеству. Миф о Кассандре. Использование иносказания, метафоры в различных видах искусства. Предупреждение средствами искусства о социальных опасностях. Предсказания в искусстве. Художественное мышление в авангарде науки. Научный прогресс и искусство. Предвидение сложных коллизий 20-21 веков в творчестве художников, композиторов, писателей авангарда. Предвосхищение будущих открытий в современном искусстве.

Примерный художественный материал.

Постижение художественных образов различных видов искусства, освоение их художественного языка. Оценка произведений с позиции предвосхищения будущего, реальности и вымысла.

Изобразительное искусство.

- «Купание красного коня» К. Петров-Водкин

- «Большевик» Б.Кустодиев

- «Рождение новой планеты» К. Юон

- «Черный квадрат» К. Малевич

- «Герника» П. Пикассо

- Произведения Р. Делоне, У. Боччони, д. Балла, Д. Северини и др.

Живопись символистов (У. Блейк, К. Фридрих и др.).

Музыка.

- Сочинения С. Прокофьева, Д. Шостаковича, А. Шнитке и др.

- Музыкальные инструменты (терменвокс, волны Мартено, синтезатор).

- Цветомузыка, компьютерная музыка, лазерные шоу (н. Римский-Корсаков, А. Скрябин, Э. Артемьев, Э. Денисов, А. Рыбников, В. Галлеев, Ж.М. Жарр и др.).

- Авангардная музыка: додекофония, серийная, конкретная музыка, алеаторика (А. Шенберг, К. Штокхаузен, Ч. Айвз и др.).

- Рок-музыка.

Литература.

- Произведения Р. Брэдбери, братьев Стругацких, А. Беляева, И. Ефремова и др. (по выбору учителя).

Экранные искусства, театр.

- Кинофильмы: «Воспоминания о будущем» Х. Райнла, «Гарри Поттер» К. Коламбуса, «Пятый элемент» Л. Бессонна, «Солярис» А. Тарковского, «Капитан Немо» В. Левина и др. (по выбору учителя).

Художественно-творческая деятельность учащихся.

- Анализ явлений современного искусства (изобразительного, музыкального, литературы, кино, театра), в котором есть скрытое пророчество будущего в произведениях современного искусства и обоснование своего мнения;

- Составление собственного прогноза будущего средствами какого-либо вида искусства;

- Создание компьютерного монтажа фрагментов музыкальных произведений (звукосочетаний) на тему «Музыка космоса».

Раздел 3. Дар созидания. Практическая функция   (11 часов).

Эстетическое формирование искусством окружающей среды. Архитектура: планировка и строительство городов. Специфика изображений в полиграфии. Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Произведения декоративно-прикладного искусства и дизайна как отражение практических и эстетических потребностей человека. Эстетизация быта. Функции легкой и серьезной музыки в жизни человека. Расширение изобразительных возможностей искусства в фотографии, кино и телевидении. Музыка в кино. Монтажность, «клиповость» современного художественного мышления. Массовые и общедоступные искусства.

Примерный художественный материал.

Изучение особенностей художественных образов различных искусств, их оценка с позиции эстетических и практических функций. Знакомство с формированием окружающей среды архитектурой, монументальной скульптурой, декоративно-прикладным искусством в разные эпохи.

Изобразительное искусство.

- Здания и архитектурные ансамбли, формирующие вид города или площади (Афинский Акрополь, Соборная площадь Московского Кремля;

- Панорама Петропавловской крепости и Адмиралтейства в Петербурге и др.); монументальная скульптура («Гаттамелата» Донателло, «Медный всадник» Э. Фальоне и др.);

- Предметы мебели и посуды;

- Дизайн современной среды (интерьер, ландшафтный дизайн).

Музыка.

- Музыка в окружающей жизни, быту;

- Музыка как знак, фон, способ релаксации; сигнальная функция музыки и др.;

- Музыка в звуковом и немом кино;

- Музыка в театре, на телевидении, в кино (на материале знакомых учащимся классических музыкальных произведений – по выбору учителя).

Литература.

- Произведения русских и зарубежных писателей (А. Пушкин, Н. Гоголь, М.Салтыков-Щедрин, Н. лесков, П. Толстой, А. Чехов, С. Есенин и др.; У. Шекспир, Дж. Свифт, В. Скотт, Ж.Б. Мольер и др.) (из программы по литературе – по выбору учителя).

Экранные виды искусства, театр.

- Кинофильмы: «Доживем до понедельника» С. Ростоцкого, «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» В. Плучека и М. Микаэляна, «Шербургские зонтики» Ж. Деми, «Человек дождя» Б. Левинсона, «Мулен Руж» Б. Лурмэна и др. (по выбору учителя).

Художественно-творческая деятельность учащихся.

- Выполнение проекта (рисунок, чертеж, макет, описание) какого-либо предмета бытового назначения.

- Проектирование детской игровой площадки; изготовление эскиз-проект ландшафтного дизайна сквера, парка или дизайна интерьера школьной рекреации, столовой;

- Оформление пригласительного билета, поздравительной открытки, эскиза одежды с использованием средств компьютерной графики;

- Создание эскиза панно, витража или чеканки для украшения фасада или интерьера здания. Создавать украшения или эскизы украшений предметов быта, с использованием средств компьютерной графики;

- Разработка и проведение конкурса «Музыкальные пародии». Разработка эскизов костюмов и декораций к школьному музыкальному спектаклю. Составление программы концерта, конкурса, фестиваля искусств. Создавать их художественное оформление;

- Проведение исследования на тему «Влияние классической/популярной музыки на состояние комнатных растений и домашних животных».

Раздел 4. Искусство и открытие мира для себя (8 часов).

Вопрос себе как первый шаг к творчеству. Красота творческого озарения. Совместная работа двух типов мышления в разных видах искусства. Творческое воображение на службе науки и искусства -  новый взгляд на старые проблемы. Искусство в жизни выдающихся людей. Информационное богатство искусства. Специфика восприятия временных и пространственных искусств. Исследовательский проект.

Примерный художественный материал.

Изучение разнообразных взглядов на роль истории в  искусстве и творческой деятельности в процессе знакомства с произведениями различных видов искусства.

Изобразительное искусство (на примере исторического жанра).

- Примеры симметрии и асимметрии в искусстве и науке;

- Примеры понимания красоты в искусстве и науке: общее и особенное;

- Геометрические построения в искусстве (примеры золотого сечения в разных видах искусства);

- Изображения различных представлений о  системе мира в графике;

- Декоративные композиции М. Эшера.

Музыка.

- Миниатюры, произведения крупной формы;

- Вокально-хоровая, инструментально-симфоническая, сценическая музыка различных стилей и направлений (по выбору учителя);

- Искусство в жизни выдающихся людей науки и культуры (А. Бородин, М. Чюрленис, С. Рихтер, В. Наумов, С. Юдин, А. Эйнштейн и др.).

Литература.

- Известные поэты и писатели об исторических событиях (У. Шекспир, А. Пушкин, М. Лермонтов, Н. Гоголь, С. Есенин, И. Бунин, И. Шмелев – из программы по литературе по выбору учителя).

Экранные искусства, театр.

- Кинофильмы: «Гамлет» Г. Козинцева, «Баллада о солдате» Г. Чухрая, «Обыкновенное чудо», «Юнона и Авось» М. Захарова, «Небеса обетованные» Э. Рязанова, «Странствия одиссея» А. Михалкова-Кончаловского, «Вестсайдская история» Д. Роббинса и Р. Уайза, «Страсти Христовы» М. Гиббсона, «Призрак оперы» Д. Шумахера и др. (по выбору учителя).

Художественно-творческая деятельность учащихся.

Исследовательский проект «История – наше все». Воплощение исторических образов поэтов, выдающихся людей науки и культуры, важнейших исторических событий и образов литературных произведений средствами различных видов искусства. Создание компьютерной презентации, видео- и фотокомпозиций, театральных постановках, участие в виртуальных путешествиях по исследуемым местам, в проведении конкурсов чтецов, музыкантов и др.

Перечень учебно-методического обеспечения

Для проведения уроков необходимы:

  1. Телевизор/проектор, музыкальная аппаратура;
  2. Репродукции картин, фильмы, музыкальные композиции методические разработки уроков;
  3. Портреты художников и деятелей искусства;
  4. Программа «Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы», М., Просвещение, 2010г.
  5. Учебник «Искусство 8-9 класс» М., Просвещение, 2009 г., (электронная версия)


Список литературы для учителя

  1. Алехин, А.Д. Когда начинается художник. – М.: Просвещение, Владос, 1994. – 160 с.
  2. Алехин, А.Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Школа Книга для Учителя. – М.: Просвещение, 1984. – 361 с.
  3. Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: Терминологический словарь. / Под общ. ред. А.М. Кантора. – М.: Эллис Лак, 1997. – 736 с.
  4. Воронова Н.А. Практикум по возрастной психологии: Учебно пособие / Рец. к.п.н. Л.Г. Бортникова. – Сургут: РИО СурГПИ, 2003.–74с.
  5. Выгодский,  Л.С. Психология искусства. – М.: Педагогика, 1987. – 166 с.
  6.  «Сборник нормативных документов. Искусство», М.:  Дрофа, 2005г.
  7. Кабалевский Д.Б. «Воспитание ума и сердца», М.: Просвещение, 1989г.
  8.  «Искусство в школе» № 4 1995г., №№1-4 1996г., №2,4,6 1998г., № 2,3 1999г., № 2,3 2000г.
  9. «Искусство в школе» № 4 1995г., №№1-4 1996г., №2,4,6 1998г., № 2,3 1999г., № 2,3 2000г.
  10. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. – 528 с.
  11. Соколова,  М.В. Мировая культура и искусство: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 95 с.
  12. Соболев П.В. Художественная культура личности. – Л.: Знание, 1986. – 32 с.
  13. Современный словарь-справочник по искусству / ред. и науч. сост. А.А. Мелик-Пашаев. – М.: Олимп: ООО «АСТ», -2000. – 816 с.

  Список литературы для учащихся

  1. Неменский Б.М. Учебник «Искусство 8-9 класс» М., Просвещение, 2009 г.
  2. Сокольникова,  Н.М. Изобразительное искусство. Ч.4 Краткий словарь художественных терминов. – О.: Титул, 2001.

 



Предварительный просмотр:

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Искусство 9 А, 9 Б,  9 В, 9 М класс

Тема урока

Коли

чество часов

Дата / план

Дата / факт

Планируемые результаты

Формы  контроля

Образовательный продукт

9 А

9  Б

9  В

9 М

9

А

9

Б

9

В

9 М

Освоение предметных знаний

(формирование базовых понятий, умений, навыков)

Универсальные учебные действия

Воздействующая сила искусства – 9 часов

9

Искусство и власть. Знакомство с произведениями.        

1

03.09

04.09

Знать:

- основные виды и жанры искусства (изобразительного искусства, музыки, литературы);

-каким образом выражались общественные идеи в художественных образах;

- композицию и средства эмоциональной выразительности разных искусств.

Уметь:

- синтез искусств в усилении эмоционального воздействия на человека.

- различать виды искусства, с помощью которых  можно/возможно внушать определенный образ мыслей, стиль жизни, изменять их ценностные ориентации.

-Создавать эскизы для граффити, сценария клипа, раскадровки мультфильма рекламно-внушающего характера.

Участвовать в диалоге; высказывать свою точку зрения.

Устный опрос

Презентация/сочинение-рассуждение

Внушающая сила изображений. Философия изображений.

1

10.09

11.09

Учиться идти от общего к частному и от частного к общему.

Практическая работа

Опорный конспект (схемы, таблицы)

Отражение и прославление величия в триумфальных сооружениях.      

1

17.09

18.09

Воспитывать уважение к своему народу, к другим народам, терпимость к обычаям и традициям других народов.

Устный опрос

Презентация/

Сочинение-рассуждение

От высокой музыкальной классики до массовых жанров.

1

24.09

25.09

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.

Творческая работа

Доклад

Языческая культура дохристианской эпохи.

1

01.10

02.10

Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.

Творческая групповая  работа

Очерк

Храмовый синтез искусств. Виды храмов.

1

Участвовать в работе группы, учиться выступать публично.

Устный опрос/ творческая групповая работа

Презентации/

чертежи и зарисовки

Духовная музыка в храмовом синтезе искусств.

1

Освоение личностного смысла учения.

Устный опрос/ самостоятельная работа/

творческая работа

Сочинение/

презентация/

доклад

Синтез искусств в театре, кино, на телевидении.

1

Составление плана, параметров и умение работать по ним.

Творческая работа

Сочинение

Создание художественного замысла музыки сценическими средствами.

1

Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.  

Творческая групповая работа

Презентация/

Мини-проект

Искусство предвосхищает будущее – 7 часов

7

Дар предвосхищения.

Какие знания дает искусство?

1

Знать:

– способы пробуждение/побуждения чувств и сознания, способного к пророчеству;

 - определение иносказания, метафоры, их применения  в различных видах искусства;

- способы предупреждение средствами искусства.

Уметь:

- Анализировать явлений современного искусства (изобразительного, музыкального, литературы, кино, театра), в котором есть скрытое пророчество будущего в произведениях современного искусства и обосновать своё мнение;

- Создавать компьютерный монтаж фрагментов музыкальных произведений.

Учиться идти от общего к частному и от частного к общему.

Практическая работа

Опорный конспект

Оценка произведений с позиции предвосхищения будущего, реальности и вымысла.

1

Работать в группе, слушать и понимать других, высказывать и отстаивать свою точку зрения;

Соревнование

Доклад/

конспект

Предсказания в искусстве.

1

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.

Практическая работа/ творческая работа

Презентаци/

доклад/

сочинение

Художественное мышление в искусстве.

1

Участвовать в диалоге; высказывать свою точку зрения.

Составление плана, параметров и умение работать по ним.

Устный опрос/

Творческая работа

Сочинение

Художественное мышление в искусстве.

1

Участвовать в диалоге; высказывать свою точку зрения.

Устный опрос/

Творческая работа

Презентация

Художник и ученый.

1

Составление плана, параметров и умение работать по ним.

Конференция

Модель/

проект

Художник и ученый.

1

Умение выбирать из представленного необходимое, развитие навыков самостоятельной работы

Тест

Дар созидания – 11 часов

11

Эстетическое формирование искусством окружающей среды.

1

Знать:

-Методы и формы эстетического формирования искусством окружающей среды;

– виды архитектура: планировка и строительство городов.

 -специфику изображений в полиграфии.

- этапы развития дизайна и его значение в жизни современного общества.

- вычислять произведения декоративно-прикладного искусства и дизайна с  отражением практических и эстетических потребностей человека;

-функции легкой и серьезной музыки в жизни человека.

Уметь:

-изучать особенности художественных образов различных искусств, декоративно-прикладного искусства в разные эпохи.

- оценивать представителей архитектуры, монументальной скульптуры.

Умение анализировать материал, отбирать самое необходимое, идти от общего к частному

Практическая  работа

Опорный конспект (схемы, таблицы )

Архитектура исторического города.

1

Отбор необходимой информации, развиваем навыки самостоятельной работы .

Творческая работа.

Схема/ зарисовка

Архитектура современного города.

1

Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.

Творческая работа.

Схема/ зарисовка

Специфика изображений в полиграфии.

1

Отбор необходимой информации, развиваем навыки самостоятельной работы.

Творческая работа.

Рисунок/

графическое изображение

Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества.

1

Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваясь друг с другом.

Творческая групповая работа

Подготовка материала к мини-докладу.

Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества.

1

Участвовать в диалоге; учиться выступать публично

Творческая групповая работа

Мини-доклад

Декоративно-прикладное искусство.

1

Развивать навыки самостоятельной работы.  

Творческая работа

Рисунок

Музыка в быту.

1

Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом

Творческая работа

Очерк

Музыка в быту. Традиционная музыка народов Севера.  

1

Творческая групповая работа

Презентация

Изобразительная природа кино.

1

Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.

Творческая работа

Презентация/фильм

Изобразительная природа кино.

1

Творческая работа

Презентация/фильм

Искусство открытия для себя – 8 часов

8

Вопрос себе как первый шаг к творчеству.

1

Знать:

- совместную работу двух типов мышления в разных видах искусства.

- все параметры и критерии «ИБИ»;

- последовательность и особенности выполнения творческого проекта;

- различать взгляды различных деятелей искусства на роль искусства и творческой деятельности.

  Уметь:

- составлять опорный план/конспект/параметры предполагаемого проекта / составлять компьютерные презентации, видео- и фото композиции, театральные постановки.

Учиться уважать своё мнение и мнение окружающих

Творческая работа

Рисунок/сочинение

Симметрия и асимметрия в искусстве и жизни.

1

Учиться идти от общего к частному и от частного к общему.

Устный опрос, самостоятельная работа

Конспект (схемы, таблицы)

Литературные страницы.

1

Учимся правильно излагать свои мысли.

Творческая работа

Статья

Исследовательский проект «История – наше всё» (выбор темы, план работы)

1

Составление краткого и развернутого плана на заданную тему

Практическая работа

Проект

Исследовательский проект «История наше всё» (разработка)

1

Разработка параметров плана, корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом.

Практическая работа

Проект

Исследовательский проект «История наше всё» (работа с содержанием)

1

Практическая работа

Проект

Исследовательский проект «История наше всё» (подготовка к защите)

1

Подготовка к публичному выступлению, учимся отстаивать свою точку зрения.

Практическая работа

Проект

Исследовательский проект «История – наше всё» (защита)

1

Учимся выступать публично, участвовать в диалоге; высказывать свою точку зрения.

Практическая работа

Проект

ИТОГО

35 часов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа «Изобразительное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 6 класса

Рабочая программа «Изобразительное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 6 класса...

Рабочая программа по искусству для 8 класса по программе Б.Неменского

Рабочая программа по   искусству разработана в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования и примерной программой основного общего образова...

Рабочая программа по искусству 8-9 класс (Уровень: общеобразовательная программа, базовый уровень)

Рабочая учебная программа разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного образования по искусству   Примерной учебной программы основного обра...

Адаптированная общеобразовательная рабочая программа по искусству 8 класс на основе авторской программы "Искусство 8-9 класс" Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская

Содержание адаптированной рабочей программы I.  Целевой раздел    1. Пояснительная записка      - психолого-педагогическая характеристика класса...

Рабочая программа по искусству 8 класс на основе авторской программы «Искусство 8-9 классы", Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская

При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методического комплекта: учебники, фонохрестоматия, методические рекомендации для учителя под редакцией  Г.П Сергеево...

Рабочая программа Изобразительное искусство "Декоративно-прикладное искусство в жизни человека" Н.А. Горяева, О.В. Островская 5 класс

    Учебник создан по программе для общеобразовательной школы “Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы”, которая разработана под руководством народного...

Рабочая программа изобразительного искусства по адаптированной основной образовательной программе для детей с легкой умственной отсталостью

Рабочая программаизобразительного искусства по адаптированной основной образовательной программедля детей с легкой умственной отсталостью...