рабочая программа по искусству
рабочая программа по мхк (9 класс) по теме
программа искусство 9 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
пояснительная записка искусство 9 кл | 93 КБ |
ктп по искусству 9 кл | 33.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа разработана на основе Федеральных образовательных стандартов общего образования второго поколения, является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, декоративно-прикладное искусство, архитектуру, дизайн, зрелищные и экранные искусства. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
Создание этой программы вызвано актуальностью интеграции школьного образования в современную культуру и обусловлено необходимостью введения подростка в современное информационное, социокультурное пространство. Содержание программы обеспечивает понимание школьниками значения искусства в жизни человека и общества, воздействие на его духовный мир, формирование ценностно-нравственных ориентаций.
Программа содержит примерный перечень художественного материала, выстроенных согласно взаимообусловленности проблемного поля жизни и искусства, усвоение которого позволит учащимся накапливать необходимый объем знаний, практических умений и навыков, способов творческой деятельности. Программа состоит из девяти разделов, последовательно раскрывающих эти взаимосвязи. На изучение регионального компонента возможно выделение 10 – 15 % времени инвариантной части базисного учебного плана, отводимого на образовательную область «Искусство», и часов из его вариативной части. На изучение курса отводится 35 часов из расчета 1учебный час в неделю.
Методологической основой программы являются современные концепции в области эстетики (Ю.Б. Борев, Н.И.Киященко, Л.Н. Столпович, Б.А. Эренгросс и др.), культурологии (А.И. Арнольдов, М.М. Бахтин, В.С. Библер, Ю.М.Лотман, А.Ф.Лосев и др.), психологии художественного творчества (Л.С.Выготский, Д.К. Кирнарская, А.А. Мелик-Пашаев, В.Г. Ражников, С.Л. Рубинштейн и др.), развивающего обучения ( В.В.Давыдов, Д.Б. Эльконин и др.), художественного образования (Д.Б. Кабалевский, Б.М .Неменский, Л.М. Предтеченская, Б.П. Юсов и др.).
Содержание программы дает возможности реализовать основные цели художественного образования и эстетического воспитания в основной школе:
- развитие эмоционально-эстетического восприятия действительности, художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, вкуса, художественных потребностей;
- воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна, музыки, кино, театра; освоение образного языка этих искусств на основе творческого опыта школьников;
- формирование устойчивого интереса к искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;
- приобретение знаний об искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира и его преобразования; о выразительных средствах и социальных функциях музыки, литературы, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры, кино, театра;
- овладение умениями и навыками разнообразной художественной деятельности; предоставление возможности для творческого самовыражения и самоутверждения, а также психологической разгрузки и релаксации средствами искусства.
Цель программы – развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социокультурной форме освоения мира, воздействие на человека и общество.
Задачи реализации данного курса:
- актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;
- культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями культуры;
- формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;
- углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей подростков;
- воспитание художественного вкуса;
- приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности;
- формирование учений и навыков художественного самообразования.
Основной формой организации учебно-воспитательного процесса является урок. В содержании урока должны находить конкретное воплощение «и человеческая жизнь, и правила нравственности, и философские системы, словом все науки» (Л.В.Горюнова). Прочувствованы, познаны, личностно присвоены школьником они могут быть только через художественный образ. Поэтому для каждого урока необходимо выделять художественно-педагогическую идею, которая определяет целевые установки урока, содержание, конкретные задачи обучения, технологии, адекватные природе самого искусства, а также драматургию урока, его форму-композицию в целом.
Наряду с уроком в учебном процессе рекомендуется активно использовать внеурочные формы работы: экскурсии в художественные и краеведческие музеи, архитектурные заповедники, культурные центры, на выставки, посещение театров, кино и концертных залов.
На уроках искусства рекомендуется использовать современные педагогические технологии: уровневую дифференциацию, коллективные способы обучения, театральную деятельность, развивающие и проектные технологии и др. Осуществление различных типов проектов: исследовательских, творческих, практико-ориентированных, ролевых, информационных и т.п. – становится неотъемлемой частью системы воспитательной работы с учащимися.
Особое значение в организации урочных и внеурочных форм работы с учащимися должны приобрести информационные и компьютерные технологии, аудио- и видеоматериалы.
При изучении отдельных тем программы большое значение имеет установление межпредметных связей с уроками литературы, истории, биологии, математики, физики, технологии, информатики.
Знания учащихся об основных видах и о жанрах музыки, пространственных (пластических), экранных искусств, об их роли в культурном становлении человечества и о значении для жизни отдельного человека помогут ориентироваться в основных явлениях отечественного и зарубежного искусства, узнавать наиболее значимые произведения; эстетически оценивать явления окружающего мира, произведения искусства и высказывать суждения о них; анализировать содержание, образный язык произведений разных жанров и видов искусства; применять художественно-выразительных средства различных видов искусств в своем творчестве.
Примерный художественный материал, рекомендованный программой, предполагает его вариативное использование в учебно-воспитательном процессе, дает возможность актуализировать знания, умения и навыки, способы творческой деятельности, приобретенные учащимися на предыдущих этапах обучения по предметам художественно-эстетического цикла.
При отборе художественного материала авторы программы опирались на такие критерии, как его художественная ценность, воспитательная значимость, педагогическая целесообразность, востребованность современными школьниками, множественность его интерпретации учителем и учащимися.
В структурировании художественного материала программы нашел свое отражение принцип концентричности, т. е. неоднократное обращение к наиболее значимым явлениям культуры и произведениям различных видов и жанров искусства по предметам «Литература», «Музыка», «Изобразительное искусство». Реализация этого принципа позволяет формировать устойчивые связи с предшествующим художественно-эстетическим опытом школьников.
Содержание программы вводит учащихся в современное социокультурное пространство, помогает освоить его, понять природу многоликих явлений массовой культуры и дать им оценку. Интерес и обращение школьников к искусству и художественной деятельности мотивируется установкой на личностный поиск и открытие для себя ценностей искусства.
Программа основана на постижении идеи полифункциональности искусства, его значимости в жизни человека и общества, поэтому стержень ее содержания – выявление функций искусства: познавательно-эвристической, коммуникативно-семиотической, эстетической, ценностно-ориентирующей, социально-организующей, практической, воспитательной, зрелищной, внушающей, гедонистической и др. Раскрытие этих функций осуществляется в исследовательской и художественно-творческой деятельности при обращении к явлениям культуры на материале основных видов искусства, с учетом того что одно и то же содержание может быть выражено разными средствами.
На конкретных художественных произведениях (музыкального, изобразительного искусства, театра, литературы, кино) в программе раскрывается роль искусства в жизни общества и отдельного человека, общность выразительных средств и специфика каждого из них.
Художественно-творческая деятельность на уровне компетентного читателя, зрителя, слушателя, адекватно воспринимающего и оценивающего разнообразные художественные/антихудожественные явления современной жизни, вызывает стремление воплотить собственные замыслы в художественной форме (изобразительной, литературной, музыкальной, театральной и др.).
Программа является частью учебно-методического комплекта для 8 – 9 классов образовательных учреждений разных типов.
Критерии оценки художественно-творческой деятельности учащихся 9 классов:
- эмоциональность восприятия разнообразных явлений культуры и искусства, стремление к познанию, интерес к содержанию уроков и внеурочных форм работы;
- осознанность отношения к изучаемым явлениям, фактам культуры и искусства (усвоение основных закономерностей, категорий и понятий искусства, его стилей, видов, жанров, особенностей языка, интеграции художественно-эстетических представлений);
- воспроизведение полученных знаний в активной деятельности, сформированности практических умений и навыков, способов художественной деятельности;
- личностно-оценочные суждения о роли и месте культуры и искусства в жизни, об их нравственных ценностях и идеалах, о современности звучания шедевров прошлого (усвоение опыта поколений) в наши дни;
- перенос знаний, умений и навыков, полученных в процессе эстетического воспитания и художественного образования, в изучении других школьных предметов; их представленность в межличностном общении и создании эстетической среды школьной жизни, досуга и др.
Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе.
Изучение искусства и организация учебной, художественно-творческой деятельности в процессе обучения обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У школьников обогащается эмоционально-духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать учебные, художественно-творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развиваются воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально значимой деятельности, в художественных проектах школы, культурных событиях региона и др.
В результате освоения содержания курса происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.
Предметными результатами занятий по программе «Искусство» являются:
- освоение/присвоение художественных произведений как духовного опыта поколений;
- понимание значимости искусства, его места и роли в жизни человека; уважение культуры другого народа;
- знание основных закономерностей искусства» усвоение специфики художественного образа, особенностей средств художественной выразительности, языка разных видов искусства;
- устойчивый интерес к различным видам учебно-творческой деятельности, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры;
Выпускники основной школы научатся:
- воспринимать явления художественной культуры разных народов мира, осознавать в ней место отечественного искусства;
- понимать и интерпретировать художественные образы, ориентироваться в системе нравственных ценностей, представленных в произведениях искусства, делать выводы и умозаключения;
- описывать явления музыкальной, художественной культуры, используя для этого соответствующую терминологию;
- структурировать изученный материал и информацию, полученную из других источников; применять умения и навыки в каком-либо виде художественной деятельности; решать творческие проблемы.
Метапредметными результатами изучения искусства являются освоенные способы деятельности, применяемые при решении проблем в реальных жизненных ситуациях:
- сравнение, анализ, обобщение, установление связей и отношений между явлениями культуры;
- работа с разными источниками информации, стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;
- культурно-познавательная, коммуникативная и социально-эстетическая компетентности.
Выпускники научатся:
- ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, различать истинные и ложные ценности;
- организовывать свою творческую деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать и применять на практике способы достижения;
- мыслить образами, проводить сравнения и обобщения, выделять отдельные свойства и качества целостного явления;
- воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового искусства, видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой и исполнительской деятельности.
Личностными результатами изучения искусства являются:
- развитое эстетическое чувство, проявляющее себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству и жизни;
- реализация творческого потенциала в процессе коллективной (или индивидуальной) художественно-эстетической деятельности при воплощении (создании) художественных образов;
- оценка и самооценка художественно-творческих возможностей; умение вести диалог, аргументировать свою позицию.
Выпускники научатся:
- аккумулировать, создавать и транслировать ценности искусства и культуры (обогащая свой личный опыт эмоциями и переживаниями, связанными с восприятием, исполнением произведений искусства); чувствовать и понимать свою сопричастность окружающему миру;
- использовать коммуникативные качества искусства; действовать самостоятельно при индивидуальном исполнении учебных и творческих задач и работать в проектном режиме, взаимодействуя с другими людьми в достижении общих целей; проявлять толерантность в совместной деятельности;
- участвовать в художественной жизни класса, школы, города и др.; анализировать и оценивать процесс и результаты собственной деятельности и соотносить их с поставленной задачей.
Содержание тем учебного курса (35 недель).
Раздел 1. Воздействующая сила искусства (9 часов)
Выражение общественных идей в художественных образах. Искусство как способ идеологического воздействия на людей. Способность искусства внушать определенный образ мыслей, стиль жизни, изменять ценностные ориентации. Композиция и средства эмоциональной выразительности разных искусств. Синтез искусств в усилении эмоционального воздействия на человека.
Примерный художественный материал.
Знакомство с произведениями разных видов искусства, их оценка с позиции позитивных и/или негативных влияний на чувства и сознание человека (внушающая сила, воздействие на эмоции, манипуляция сознанием, поднятие духа и т.п.).
Протест против идеологии социалистического строя в авторской песне, рок-музыке.
Изобразительное искусство.
- Наскальная живопись, языческие идолы, амулеты;
- Храмовый синтез искусств;
- Триумфальные арки, монументальная скульптура, архитектура и др.
- Искусство Великой Отечественной войны (живопись А.Дейнеки, П. Корина и др., плакаты И. Тоидзе и др.);
- Реклама (рекламные плакаты, листовки, клипы), настенная живопись (панно, мозаика, граффити).
Музыка.
- Языческая культура дохристианской эпохи (ритуальные действа, народные обряды, посвященные основным вехам жизни человека);
- Духовная музыка «Литургия», «Всенощное бдение», «Месса» и др.;
- Музыкальная классика и массовые жанры (Л.Бетховен, П. Чайковский, А. Скрябин, С. Прокофьев, массовые песни);
- Песни военных лет и песни на военную тему;
- Музыка к кинофильмам (И. Дунаевский, Д. Шостакович, С. Прокофьев, А. Рыбников и др.);
- Современная эстрадная отечественная и зарубежная музыка. Песни и рок-музыка (В. Высоцкий, Б. Окуджава, А. Градский, А. Макаревич, В. Цой и др., современные рок-группы);
- Компенсаторная функция джаза (Дж. Гершвин, Э. Фицджеральд, Л. Утесов, А. Цфасман, Л. Чижик, А. Козлов и др.).
Литература.
- Произведения поэтов и писателей 19-20 вв.;
- Поэзия В. Маяковского;
- Стихи поэтов-фронтовиков, поэтов-песенников;
Экранные искусства, театр.
- Рекламные видеоклипы;
- Кинофильмы 40-50-х гг. ХХ в.;
- Экранизации опер, балетов, мюзиклов (по выбору учителя).
Художественно-творческая деятельность учащихся.
- Показ возможностей манипуляции сознанием человека средствами плаката, рекламной листовки, видеоклипа и др., в которых одно и то же явление представлено в позитивном и негативном виде;
- Создавать эскизы для граффити, сценария клипа, раскадровки мультфильма рекламно-внушающего характера;
- Подбирать и анализировать различные художественные произведения, использовавшиеся в разные годы для внушения народу определенных чувств и мыслей;
- Создание художественного замысла и воплощение эмоционально-образного содержания музыки сценическими средствами.
Раздел 2. Искусство предвосхищает будущее (7 часов).
Порождающая энергия искусства – пробуждение чувств и сознания, способного к пророчеству. Миф о Кассандре. Использование иносказания, метафоры в различных видах искусства. Предупреждение средствами искусства о социальных опасностях. Предсказания в искусстве. Художественное мышление в авангарде науки. Научный прогресс и искусство. Предвидение сложных коллизий 20-21 веков в творчестве художников, композиторов, писателей авангарда. Предвосхищение будущих открытий в современном искусстве.
Примерный художественный материал.
Постижение художественных образов различных видов искусства, освоение их художественного языка. Оценка произведений с позиции предвосхищения будущего, реальности и вымысла.
Изобразительное искусство.
- «Купание красного коня» К. Петров-Водкин
- «Большевик» Б.Кустодиев
- «Рождение новой планеты» К. Юон
- «Черный квадрат» К. Малевич
- «Герника» П. Пикассо
- Произведения Р. Делоне, У. Боччони, д. Балла, Д. Северини и др.
Живопись символистов (У. Блейк, К. Фридрих и др.).
Музыка.
- Сочинения С. Прокофьева, Д. Шостаковича, А. Шнитке и др.
- Музыкальные инструменты (терменвокс, волны Мартено, синтезатор).
- Цветомузыка, компьютерная музыка, лазерные шоу (н. Римский-Корсаков, А. Скрябин, Э. Артемьев, Э. Денисов, А. Рыбников, В. Галлеев, Ж.М. Жарр и др.).
- Авангардная музыка: додекофония, серийная, конкретная музыка, алеаторика (А. Шенберг, К. Штокхаузен, Ч. Айвз и др.).
- Рок-музыка.
Литература.
- Произведения Р. Брэдбери, братьев Стругацких, А. Беляева, И. Ефремова и др. (по выбору учителя).
Экранные искусства, театр.
- Кинофильмы: «Воспоминания о будущем» Х. Райнла, «Гарри Поттер» К. Коламбуса, «Пятый элемент» Л. Бессонна, «Солярис» А. Тарковского, «Капитан Немо» В. Левина и др. (по выбору учителя).
Художественно-творческая деятельность учащихся.
- Анализ явлений современного искусства (изобразительного, музыкального, литературы, кино, театра), в котором есть скрытое пророчество будущего в произведениях современного искусства и обоснование своего мнения;
- Составление собственного прогноза будущего средствами какого-либо вида искусства;
- Создание компьютерного монтажа фрагментов музыкальных произведений (звукосочетаний) на тему «Музыка космоса».
Раздел 3. Дар созидания. Практическая функция (11 часов).
Эстетическое формирование искусством окружающей среды. Архитектура: планировка и строительство городов. Специфика изображений в полиграфии. Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Произведения декоративно-прикладного искусства и дизайна как отражение практических и эстетических потребностей человека. Эстетизация быта. Функции легкой и серьезной музыки в жизни человека. Расширение изобразительных возможностей искусства в фотографии, кино и телевидении. Музыка в кино. Монтажность, «клиповость» современного художественного мышления. Массовые и общедоступные искусства.
Примерный художественный материал.
Изучение особенностей художественных образов различных искусств, их оценка с позиции эстетических и практических функций. Знакомство с формированием окружающей среды архитектурой, монументальной скульптурой, декоративно-прикладным искусством в разные эпохи.
Изобразительное искусство.
- Здания и архитектурные ансамбли, формирующие вид города или площади (Афинский Акрополь, Соборная площадь Московского Кремля;
- Панорама Петропавловской крепости и Адмиралтейства в Петербурге и др.); монументальная скульптура («Гаттамелата» Донателло, «Медный всадник» Э. Фальоне и др.);
- Предметы мебели и посуды;
- Дизайн современной среды (интерьер, ландшафтный дизайн).
Музыка.
- Музыка в окружающей жизни, быту;
- Музыка как знак, фон, способ релаксации; сигнальная функция музыки и др.;
- Музыка в звуковом и немом кино;
- Музыка в театре, на телевидении, в кино (на материале знакомых учащимся классических музыкальных произведений – по выбору учителя).
Литература.
- Произведения русских и зарубежных писателей (А. Пушкин, Н. Гоголь, М.Салтыков-Щедрин, Н. лесков, П. Толстой, А. Чехов, С. Есенин и др.; У. Шекспир, Дж. Свифт, В. Скотт, Ж.Б. Мольер и др.) (из программы по литературе – по выбору учителя).
Экранные виды искусства, театр.
- Кинофильмы: «Доживем до понедельника» С. Ростоцкого, «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» В. Плучека и М. Микаэляна, «Шербургские зонтики» Ж. Деми, «Человек дождя» Б. Левинсона, «Мулен Руж» Б. Лурмэна и др. (по выбору учителя).
Художественно-творческая деятельность учащихся.
- Выполнение проекта (рисунок, чертеж, макет, описание) какого-либо предмета бытового назначения.
- Проектирование детской игровой площадки; изготовление эскиз-проект ландшафтного дизайна сквера, парка или дизайна интерьера школьной рекреации, столовой;
- Оформление пригласительного билета, поздравительной открытки, эскиза одежды с использованием средств компьютерной графики;
- Создание эскиза панно, витража или чеканки для украшения фасада или интерьера здания. Создавать украшения или эскизы украшений предметов быта, с использованием средств компьютерной графики;
- Разработка и проведение конкурса «Музыкальные пародии». Разработка эскизов костюмов и декораций к школьному музыкальному спектаклю. Составление программы концерта, конкурса, фестиваля искусств. Создавать их художественное оформление;
- Проведение исследования на тему «Влияние классической/популярной музыки на состояние комнатных растений и домашних животных».
Раздел 4. Искусство и открытие мира для себя (8 часов).
Вопрос себе как первый шаг к творчеству. Красота творческого озарения. Совместная работа двух типов мышления в разных видах искусства. Творческое воображение на службе науки и искусства - новый взгляд на старые проблемы. Искусство в жизни выдающихся людей. Информационное богатство искусства. Специфика восприятия временных и пространственных искусств. Исследовательский проект.
Примерный художественный материал.
Изучение разнообразных взглядов на роль истории в искусстве и творческой деятельности в процессе знакомства с произведениями различных видов искусства.
Изобразительное искусство (на примере исторического жанра).
- Примеры симметрии и асимметрии в искусстве и науке;
- Примеры понимания красоты в искусстве и науке: общее и особенное;
- Геометрические построения в искусстве (примеры золотого сечения в разных видах искусства);
- Изображения различных представлений о системе мира в графике;
- Декоративные композиции М. Эшера.
Музыка.
- Миниатюры, произведения крупной формы;
- Вокально-хоровая, инструментально-симфоническая, сценическая музыка различных стилей и направлений (по выбору учителя);
- Искусство в жизни выдающихся людей науки и культуры (А. Бородин, М. Чюрленис, С. Рихтер, В. Наумов, С. Юдин, А. Эйнштейн и др.).
Литература.
- Известные поэты и писатели об исторических событиях (У. Шекспир, А. Пушкин, М. Лермонтов, Н. Гоголь, С. Есенин, И. Бунин, И. Шмелев – из программы по литературе по выбору учителя).
Экранные искусства, театр.
- Кинофильмы: «Гамлет» Г. Козинцева, «Баллада о солдате» Г. Чухрая, «Обыкновенное чудо», «Юнона и Авось» М. Захарова, «Небеса обетованные» Э. Рязанова, «Странствия одиссея» А. Михалкова-Кончаловского, «Вестсайдская история» Д. Роббинса и Р. Уайза, «Страсти Христовы» М. Гиббсона, «Призрак оперы» Д. Шумахера и др. (по выбору учителя).
Художественно-творческая деятельность учащихся.
Исследовательский проект «История – наше все». Воплощение исторических образов поэтов, выдающихся людей науки и культуры, важнейших исторических событий и образов литературных произведений средствами различных видов искусства. Создание компьютерной презентации, видео- и фотокомпозиций, театральных постановках, участие в виртуальных путешествиях по исследуемым местам, в проведении конкурсов чтецов, музыкантов и др.
Перечень учебно-методического обеспечения
Для проведения уроков необходимы:
- Телевизор/проектор, музыкальная аппаратура;
- Репродукции картин, фильмы, музыкальные композиции методические разработки уроков;
- Портреты художников и деятелей искусства;
- Программа «Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы», М., Просвещение, 2010г.
- Учебник «Искусство 8-9 класс» М., Просвещение, 2009 г., (электронная версия)
Список литературы для учителя
- Алехин, А.Д. Когда начинается художник. – М.: Просвещение, Владос, 1994. – 160 с.
- Алехин, А.Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Школа Книга для Учителя. – М.: Просвещение, 1984. – 361 с.
- Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: Терминологический словарь. / Под общ. ред. А.М. Кантора. – М.: Эллис Лак, 1997. – 736 с.
- Воронова Н.А. Практикум по возрастной психологии: Учебно пособие / Рец. к.п.н. Л.Г. Бортникова. – Сургут: РИО СурГПИ, 2003.–74с.
- Выгодский, Л.С. Психология искусства. – М.: Педагогика, 1987. – 166 с.
- «Сборник нормативных документов. Искусство», М.: Дрофа, 2005г.
- Кабалевский Д.Б. «Воспитание ума и сердца», М.: Просвещение, 1989г.
- «Искусство в школе» № 4 1995г., №№1-4 1996г., №2,4,6 1998г., № 2,3 1999г., № 2,3 2000г.
- «Искусство в школе» № 4 1995г., №№1-4 1996г., №2,4,6 1998г., № 2,3 1999г., № 2,3 2000г.
- Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. – 528 с.
- Соколова, М.В. Мировая культура и искусство: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 95 с.
- Соболев П.В. Художественная культура личности. – Л.: Знание, 1986. – 32 с.
- Современный словарь-справочник по искусству / ред. и науч. сост. А.А. Мелик-Пашаев. – М.: Олимп: ООО «АСТ», -2000. – 816 с.
Список литературы для учащихся
- Неменский Б.М. Учебник «Искусство 8-9 класс» М., Просвещение, 2009 г.
- Сокольникова, Н.М. Изобразительное искусство. Ч.4 Краткий словарь художественных терминов. – О.: Титул, 2001.
Предварительный просмотр:
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Искусство 9 А, 9 Б, 9 В, 9 М класс
Тема урока | Коли чество часов | Дата / план | Дата / факт | Планируемые результаты | Формы контроля | Образовательный продукт | ||||||||
9 А | 9 Б | 9 В | 9 М | 9 А | 9 Б | 9 В | 9 М | Освоение предметных знаний (формирование базовых понятий, умений, навыков) | Универсальные учебные действия | |||||
Воздействующая сила искусства – 9 часов | 9 | |||||||||||||
Искусство и власть. Знакомство с произведениями. | 1 | 03.09 | 04.09 | Знать: - основные виды и жанры искусства (изобразительного искусства, музыки, литературы); -каким образом выражались общественные идеи в художественных образах; - композицию и средства эмоциональной выразительности разных искусств. Уметь: - синтез искусств в усилении эмоционального воздействия на человека. - различать виды искусства, с помощью которых можно/возможно внушать определенный образ мыслей, стиль жизни, изменять их ценностные ориентации. -Создавать эскизы для граффити, сценария клипа, раскадровки мультфильма рекламно-внушающего характера. | Участвовать в диалоге; высказывать свою точку зрения. | Устный опрос | Презентация/сочинение-рассуждение | |||||||
Внушающая сила изображений. Философия изображений. | 1 | 10.09 | 11.09 | Учиться идти от общего к частному и от частного к общему. | Практическая работа | Опорный конспект (схемы, таблицы) | ||||||||
Отражение и прославление величия в триумфальных сооружениях. | 1 | 17.09 | 18.09 | Воспитывать уважение к своему народу, к другим народам, терпимость к обычаям и традициям других народов. | Устный опрос | Презентация/ Сочинение-рассуждение | ||||||||
От высокой музыкальной классики до массовых жанров. | 1 | 24.09 | 25.09 | Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения. | Творческая работа | Доклад | ||||||||
Языческая культура дохристианской эпохи. | 1 | 01.10 | Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. | Творческая групповая работа | Очерк | |||||||||
Храмовый синтез искусств. Виды храмов. | 1 | Участвовать в работе группы, учиться выступать публично. | Устный опрос/ творческая групповая работа | Презентации/ чертежи и зарисовки | ||||||||||
Духовная музыка в храмовом синтезе искусств. | 1 | Освоение личностного смысла учения. | Устный опрос/ самостоятельная работа/ творческая работа | Сочинение/ презентация/ доклад | ||||||||||
Синтез искусств в театре, кино, на телевидении. | 1 | Составление плана, параметров и умение работать по ним. | Творческая работа | Сочинение | ||||||||||
Создание художественного замысла музыки сценическими средствами. | 1 | Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. | Творческая групповая работа | Презентация/ Мини-проект | ||||||||||
Искусство предвосхищает будущее – 7 часов | 7 | |||||||||||||
Дар предвосхищения. Какие знания дает искусство? | 1 | Знать: – способы пробуждение/побуждения чувств и сознания, способного к пророчеству; - определение иносказания, метафоры, их применения в различных видах искусства; - способы предупреждение средствами искусства. Уметь: - Анализировать явлений современного искусства (изобразительного, музыкального, литературы, кино, театра), в котором есть скрытое пророчество будущего в произведениях современного искусства и обосновать своё мнение; - Создавать компьютерный монтаж фрагментов музыкальных произведений. | Учиться идти от общего к частному и от частного к общему. | Практическая работа | Опорный конспект | |||||||||
Оценка произведений с позиции предвосхищения будущего, реальности и вымысла. | 1 | Работать в группе, слушать и понимать других, высказывать и отстаивать свою точку зрения; | Соревнование | Доклад/ конспект | ||||||||||
Предсказания в искусстве. | 1 | Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения. | Практическая работа/ творческая работа | Презентаци/ доклад/ сочинение | ||||||||||
Художественное мышление в искусстве. | 1 | Участвовать в диалоге; высказывать свою точку зрения. Составление плана, параметров и умение работать по ним. | Устный опрос/ Творческая работа | Сочинение | ||||||||||
Художественное мышление в искусстве. | 1 | Участвовать в диалоге; высказывать свою точку зрения. | Устный опрос/ Творческая работа | Презентация | ||||||||||
Художник и ученый. | 1 | Составление плана, параметров и умение работать по ним. | Конференция | Модель/ проект | ||||||||||
Художник и ученый. | 1 | Умение выбирать из представленного необходимое, развитие навыков самостоятельной работы | Тест | |||||||||||
Дар созидания – 11 часов | 11 | |||||||||||||
Эстетическое формирование искусством окружающей среды. | 1 | Знать: -Методы и формы эстетического формирования искусством окружающей среды; – виды архитектура: планировка и строительство городов. -специфику изображений в полиграфии. - этапы развития дизайна и его значение в жизни современного общества. - вычислять произведения декоративно-прикладного искусства и дизайна с отражением практических и эстетических потребностей человека; -функции легкой и серьезной музыки в жизни человека. Уметь: -изучать особенности художественных образов различных искусств, декоративно-прикладного искусства в разные эпохи. - оценивать представителей архитектуры, монументальной скульптуры. | Умение анализировать материал, отбирать самое необходимое, идти от общего к частному | Практическая работа | Опорный конспект (схемы, таблицы ) | |||||||||
Архитектура исторического города. | 1 | Отбор необходимой информации, развиваем навыки самостоятельной работы . | Творческая работа. | Схема/ зарисовка | ||||||||||
Архитектура современного города. | 1 | Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. | Творческая работа. | Схема/ зарисовка | ||||||||||
Специфика изображений в полиграфии. | 1 | Отбор необходимой информации, развиваем навыки самостоятельной работы. | Творческая работа. | Рисунок/ графическое изображение | ||||||||||
Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. | 1 | Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваясь друг с другом. | Творческая групповая работа | Подготовка материала к мини-докладу. | ||||||||||
Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. | 1 | Участвовать в диалоге; учиться выступать публично | Творческая групповая работа | Мини-доклад | ||||||||||
Декоративно-прикладное искусство. | 1 | Развивать навыки самостоятельной работы. | Творческая работа | Рисунок | ||||||||||
Музыка в быту. | 1 | Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом | Творческая работа | Очерк | ||||||||||
Музыка в быту. Традиционная музыка народов Севера. | 1 | Творческая групповая работа | Презентация | |||||||||||
Изобразительная природа кино. | 1 | Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. | Творческая работа | Презентация/фильм | ||||||||||
Изобразительная природа кино. | 1 | Творческая работа | Презентация/фильм | |||||||||||
Искусство открытия для себя – 8 часов | 8 | |||||||||||||
Вопрос себе как первый шаг к творчеству. | 1 | Знать: - совместную работу двух типов мышления в разных видах искусства. - все параметры и критерии «ИБИ»; - последовательность и особенности выполнения творческого проекта; - различать взгляды различных деятелей искусства на роль искусства и творческой деятельности. Уметь: - составлять опорный план/конспект/параметры предполагаемого проекта / составлять компьютерные презентации, видео- и фото композиции, театральные постановки. | Учиться уважать своё мнение и мнение окружающих | Творческая работа | Рисунок/сочинение | |||||||||
Симметрия и асимметрия в искусстве и жизни. | 1 | Учиться идти от общего к частному и от частного к общему. | Устный опрос, самостоятельная работа | Конспект (схемы, таблицы) | ||||||||||
Литературные страницы. | 1 | Учимся правильно излагать свои мысли. | Творческая работа | Статья | ||||||||||
Исследовательский проект «История – наше всё» (выбор темы, план работы) | 1 | Составление краткого и развернутого плана на заданную тему | Практическая работа | Проект | ||||||||||
Исследовательский проект «История наше всё» (разработка) | 1 | Разработка параметров плана, корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом. | Практическая работа | Проект | ||||||||||
Исследовательский проект «История наше всё» (работа с содержанием) | 1 | Практическая работа | Проект | |||||||||||
Исследовательский проект «История наше всё» (подготовка к защите) | 1 | Подготовка к публичному выступлению, учимся отстаивать свою точку зрения. | Практическая работа | Проект | ||||||||||
Исследовательский проект «История – наше всё» (защита) | 1 | Учимся выступать публично, участвовать в диалоге; высказывать свою точку зрения. | Практическая работа | Проект | ||||||||||
ИТОГО | 35 часов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа «Изобразительное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 6 класса
Рабочая программа «Изобразительное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 6 класса...
Рабочая программа по искусству для 8 класса по программе Б.Неменского
Рабочая программа по искусству разработана в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования и примерной программой основного общего образова...
Рабочая программа по искусству 8-9 класс (Уровень: общеобразовательная программа, базовый уровень)
Рабочая учебная программа разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного образования по искусству Примерной учебной программы основного обра...
Адаптированная общеобразовательная рабочая программа по искусству 8 класс на основе авторской программы "Искусство 8-9 класс" Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская
Содержание адаптированной рабочей программы I. Целевой раздел 1. Пояснительная записка - психолого-педагогическая характеристика класса...
Рабочая программа по искусству 8 класс на основе авторской программы «Искусство 8-9 классы", Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская
При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методического комплекта: учебники, фонохрестоматия, методические рекомендации для учителя под редакцией Г.П Сергеево...
Рабочая программа Изобразительное искусство "Декоративно-прикладное искусство в жизни человека" Н.А. Горяева, О.В. Островская 5 класс
Учебник создан по программе для общеобразовательной школы “Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы”, которая разработана под руководством народного...
Рабочая программа изобразительного искусства по адаптированной основной образовательной программе для детей с легкой умственной отсталостью
Рабочая программаизобразительного искусства по адаптированной основной образовательной программедля детей с легкой умственной отсталостью...