"Загадочная палитра Японии." Интегрированный урок МХК и ИЗО.
методическая разработка по мхк по теме

Мустафова Валентина Юрьевна

Урок посвящен изобразительному искусству Японии. Кратко, освещены история развития изобразительного искусства Японии и его характерные особенности. Войти в мир изобразительного искусства Японии и закрепить теоретическую часть, помогает практическое задание. Учащиеся пробуют себя в роли японских живописцев школы Суми-э. Суми-э, традиционная японская живопись кистью, популярная в наше время. Учащиеся отрабатывают основные движения кистью и создают свиток, в стиле традиционной японской живописи/

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 3519_integrirovannyy_urok_mhk.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный  урок  МХК/ИЗО  в  рамках  недели  предметов  эстетического  цикла.

                      Тема: «Загадочная  палитра  искусства  Японии».

Цель: 

  1. Познакомить  учащихся  с  особенностями  изобразительного  искусства  Страны  Восходящего  Солнца.

Задачи:

  1. Выявить  взаимосвязь  миропонимания  японцев  с  изобразительным  и  декоративным  искусством;
  2. Пополнить  знания  о  древневосточной  художественной   культуре  на  примере  искусства  Японии;
  3. Применение  знаний  о  живописи  Японии  на  практике: создание  живописных  свитков  или  пейзажей  с  соблюдением  традиций  Японского  искусства;
  4. Расширение  представлений  о  многогранности  изобразительного  искусства Древнего  Востока.

Необходимое  оборудование, материалы: ММпроектор, краски, кисти, листы  бумаги.

                                                     Ход  урока.

Часть  урока, время

               Содержание

     Примечания

1.

Вводная,  2 мин.

Учитель  поясняет  тему  урока  и  задачи, которые  необходимо  выполнить  в  ходе  урока.

2.

Ознакомительная

(рассказ  учителя  МХК) (10 мин.)

Рассказ  учителя  о  стране  4 – х тысяч  островов, особенностях  жизни  японцев  и  символике  религии  и  искусства.


Показываем  связь  символики  с  религиозными  верованиями.

Синтоизм «путь  богов» - почитание духов  природы, предков ( у каждой  вещи – своя  душа, своё  божество).

Отсюда:

  1. Созерцательность  творений  природы, праздники  любования  временами  года;
  2. Отношение  к  людям, не  ценящим  природу (сердце  из  камня);
  3. Привязанность  к  дому, выносливость, учтивость;
  4. Связь  архитектуры  с  ландшафтом, неброские  краски, недосказанность  в ИЗО  искусстве.

Рассказ  сопровождается  ММпрезентацией.

Акцентировать  внимание:

  1. Живописная  природа:

скалистые  ущелья, реки, водопады, реликтовые  леса, вершины.

  1. Фудзи –

символ  силы, живого  божества,

  1. Сакура – быстротечность  жизни,
  2. Бамбук – выносливость, гибкость, стойкость (национальные  черты  японцев), сосна – долголетие, пион – мир  и процветание.
  3. Времена  года:  три  обязательных  элемента  ИЗО  искусства (небо, земля, человек – гора, вода, цветок  или  дерево)

3.

Ознакомительная (учитель ИЗО)

(10 мин.)

На  примере  творчества  японских  живописцев  подчеркнуть  основные  особенности  ИЗО  искусства  Японии:

  1. История развития японского Изо:

            - связь с каллиграфией,                               влияние Китая, монохромность

            - виды: свиток, ширма, гравюра

            - сюжеты: религиозные, светские

  1. Особенности японской живописи:

            - философия

            - монохромность

            - материалы

            - сюжеты

            - штрихи

            - четверо благородных

            - законченность

Рассказ  сопровождается  слайдами  работ  японских  художников, приводим  примеры  рисунков  детей.

4.

Практическая (учитель  ИЗО)

(15 мин.)

Учитель на  листе  показывает  приёмы  и  особенности  композиции, цветовой  гаммы, объёма.

Учащимся  предлагается  создать  пейзаж, выбрав  время  года.


5.


Итоговая  часть.

(учитель  МХК)

( 5 мин.)


Учитель  спрашивает  учащихся  о  том, что  отличает  искусство  Японии, акцентирует  внимание  на  то, что  в  японском  искусстве  важен  эмоциональный  настрой  художника. Созерцательность, недосказанность  придают  рисункам  умиротворённость, спокойствие.

6.

Задание  на  дом, оценка  ответов  и  работ. (3 мин.)

Выполненные  работы  учащихся  оцениваются.

 Если  работы  не  доделаны, то  это  будет  частью  домашнего  задания.

Задание  для  тех, кто  успел  выполнить  рисунок: на  выбор  подготовить  рассказ по  теме, сопроводив  его  видеорядом  или  презентацией.

Темы:

  1. Чайная  церемония.
  2. Нэцкэ  и  резьба  по  кости.
  3. Лаковые  изделия  декоративно – прикладного  искусства.
  4. Жилой  дом  японца (старинный, токономе, бонсай…..).
  5. Искусство  составления  икэбаны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по живописи для 9 класса. Тема " Палитра природы - источник внутреннего мира человека"

Данный урок познакомит учащихся с теорией "Времена года " в живописи, будет способствовать умению познавать мир через образы «Времен года» ; развитию художественно-образного, эстетического т...

Слайдовая презентация к уроку информатики в 9 (8) классе "Палитры цветов в системах цветопередачи"

Презентация к уроку позволяет ознакомиться с новым материалом самостоятельно, работая в паре или МГ.Данный материал можно использовать для закрепления и повторения, на любом этапе урока.Анимационное и...

Урок ИЗО "Весенняя палитра"

Весенний пейзаж (родная степь)....

Разработка урока "Техника безопасности в кабинете информатики. Кодирование графической информации. Пространственная дискретизация. Палитры цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK и HSB." 1 урок

Конспект урока по теме "Техника безопасности в кабинете информатики. Кодирование графической информации. Пространственная дискретизация. Палитры цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK и...

"Загадочный Восток" - повторительно-обобщающий урок по истории Древнего Мира

Повторительно-обобщающий урок по теме "Древний Восток". Материал содержит конспект урока и презентацию. Может использоваться на уроках истории Древнего Мира в 5 классе после изучения раздела "Древний ...

Урок русского языка в 6 классе Тема урока:НЕ с существительными. Название: Это загадочное НЕ.

Урок русского языка в 6 классе по программе Баранова М.Т., Ладыженской Т.А. и др. Предметная цель: научить определять выбор слитного и раздельного написания Не с существительными Планируемые...

Класс: 7 класс Предмет: русский язык Тема: «Загадочное русское наречие: образование, этимология, роль в речи» Тип урока: обобщение и повторение материала; Форма: урок – исследование. Продолжительность: 35 минут. 5 минут самоанализ. Цели урока: - со

Цели урока:- создание условий для исследовательской деятельности учащихся по определению происхождения наречий и функции наречий в речи;- обобщение, расширение знаний о наречии как части речи;- развит...