"Загадочный Восток" - повторительно-обобщающий урок по истории Древнего Мира
методическая разработка по истории (5 класс) на тему

Мурашкин Евгений Алексеевич

Повторительно-обобщающий урок по теме "Древний Восток". Материал содержит конспект урока и презентацию. Может использоваться на уроках истории Древнего Мира в 5 классе после изучения раздела "Древний Восток".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл wostok.rar2.72 МБ
Файл wostok_2.pptx2.26 МБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по истории Древнего мира

Тема урока: «Загадочный Восток…»

(повторительно-обобщающий урок по теме «Древний Восток»)

Цели урока:

  1. Обобщить знания, полученные  учащимися в процессе изучения раздела Древний Восток
  2. Способствовать дальнейшему развитию умения воспроизводить полученную информацию, выделять главное, ориентироваться в основных событиях истории Древнего Востока;
  3. Способствовать дальнейшему развитию умения сравнивать, сопоставлять, выявлять причинно-следственные связи, использовать информацию в новых условиях, анализировать и делать выводы;
  4. Воспитывать у учащихся уважение к истории, традициям, культуре народов Древнего Востока.

Оборудование урока: мультимедийный проектор, компьютер, учебник, карточки, дополнительный материал, карта

Тип урока: обобщающий урок

Форма проведения урока: урок-путешествие

План проведения урока:

- Организационный момент

- Сообщение темы и целей урока

- Обобщающее повторение в форме путешествия

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

  1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята. Итак, несколько уроков подряд мы с вами изучали природные условия, занятия, образ жизни, религию, искусство, изобретения жителей стран Древнего Востока.

Сегодня мы с вами  подведём итог.

  1. Тема нашего урока звучит так: Загадочный Восток

- Как вы думаете, какова цель нашего урока????

Цели нашего урока: обобщить знания, полученные вами в ходе изучения данного раздела. Наш урок мы проведём в форме путешествия по странам Древнего Востока. Как в каждом путешествии у нас будут  стоянки где мы будем останавливаться и выполнять определенные задания.



  1. а) Итак, перед отправкой в путешествие нам необходимо вспомнить понятия, с которыми мы уже встречались на Востоке. Я задаю вопросы, а вы отвечаете :

- Устройство для подъёма воды  

- Страна, которая располагалась на берегах Нила

- Служители храмов  

- Островки зелени  

- Мелкие предметы, которые защищали египтян от злых духов    

- Гроб фараона  

- Существо с телом льва и головой человека

- Как называлась письменность у древних египтян

- Главные реки Междуречья

- Как звали первого человека на Земле

- Какое прозвище получил город Ниневия

Хорошо, молодцы. Продолжаем наше путешествие дальше.


Б)  И сейчас мы отправляемся в страны Древнего Востока. Ну а чтобы нам не проехать мимо, необходимо изучить карту. Остановка картографическая

Задание:

  1. Покажите на карте:
  2. -Какие страны мы отнесём к странам Древнего Востока? Покажите их на карте?
  3. -Какие реки протекали по территории этих государств?
  4. - Покажите самые известные города Древнего Востока?
  5. Каким океаном омывается территория Индии с юга, какими горами ограничена с севера?
  6. Почему все эти государства возникали около рек?




Хорошо, молодцы.


В) остановка «рассказ путешественника»

 Здесь вам предлагается выполнить следующее задание: я буду показывать слайды с изображением памятников Древнего Востока, а вы дайте им название и кратко опишите их. Готовы?










 

Д)  Станция «Терминово»

. Цель этого задания: проверить знание исторической терминологии

(проверяется правильность написания исторических терминов). Вставить пропущенные буквы и дать определение слову:

  1. Мемф с
  2. Бр*хманы
  3. *рифметика
  4. П*ирамида
  5. *с*ирия
  6. К*л*ндарь
  7. Х*опс
  8. Ш*дуф
  9. Тр*стник
  10. П*пирус
  11. *азис
  12. К*лесница
  13. Ш*лк
  14. Хам*урапи


Остановка «зоопарк»

Из зоопарков разных стран сбежали звери.  Помогите вернуть животных в свою страну.

 

жаба-голиаф -                         Египет
питон –                                    Индия, Междуречье
крокодил -                               Египет
краснозобая казарка -            Междуречье
попугай –                                Индия, Египет
страус африканский -            Египет
тигр–                                       Индия
лев –                                        Египет, Междуречье
гепард–                                   Индия
панда -                                    Китай
слон–                                      Индия
як-                                           Китай
двугорбый верблюд -            Египет
винторогий козел–                Индия
жираф-                                    Египет
носорог–                                  Индия
корова -                                   Египет
змея-                                        Египет
ястреб –                                   Индия
лошадь -                                  Китай
собака -                                   Китай
баран -                                     Китай
кошка -                                    Египет
ласточка -                                Египет
сокол -                                     Египет
орел -                                       Междуречье
осел -                                       Междуречье
обезьяна –                               Индия
бык-                                         Междуречье -             

Ж) Станция «Загадкино»

На этой станции я предлагаю вам сыграть со мной в игру «Волшебный сундучок». Вы должны решить задачку и сказать мне, что находится в ящике.

  1. 1) Жители одной из стран Древнего Востока  научились смешивать чистый белый песок с содой, затем они плавили эту смесь как медную руду. Из полученной массы выдували изящные сосуды. Что в ящике?
  2. 2) Это изобретение помогло финикийским торговцам в их деле, благодаря ему они не боялись быть обманутыми, не боялись что-нибудь забыть. Что в ящике?
  3. 3) Это растение сажали в заболоченных местах, так как оно очень любит влагу, его побеги растут прямо из воды. Что в ящике?
  4. 4) В Одной из стран Древнего Востока войско состояло из пехоты, конницы, колесниц и слонов. Но народ этой страны считал, что царское могущество не в количестве воинов, а в искусном руководстве государством. Для руководителя государства, т.е. для царя и была придумана игра, в которой он тренировался управлять войсками. Что в ящике?
  5. 5) В этой стране учёные наблюдали за небесными светилами, умели точно определять день, когда начнётся разлив их главной реки. Благодаря своим наблюдениям они создали вещь, которая лежит в ящике, и которой мы пользуемся до сих пор

7. Отгадай загадки:

Он самый мудрый и почтенный, 
Бог Брахма изо рта его создал, 
И цвет его одежды белый.
К концу же жизни
Вдруг отшельником он стал (
Брахман)

Этих слуг повсюду гнали,
Жить в деревне запрещали.
Те в лачугах жалких спали,
На судьбу свою роптали. (
Неприкасаемые).

Чтоб землю с севера обезопасить, 
У гуннов землю отобрать, 
Правители решили стену возвести, 
Покой чтоб вечный обрести.
И людей великое множество
Согнали со всей страны.
Заставили ее строить, 
Чтобы не было войны 
(Великая Китайская стена)


И) Станция «Правдино»

В этом пункте назначения игра «Детектор лжи». Задача: соглашаться или нет с моими утверждениями.

  1. Тир- город Сирии;
  2. - в финикийском алфавите 32 буквы;
  3. - Мемфис – первая столица Египта;
  4. - Тигр – река в Индии;

  5. - Хаммурапи – вавилонский царь;
  6. - Адам – первый мужчина на земле;
  7. - Шамаш – бог солнца в Междуречье;
  8. Самым могущественным царём Персии был Дарий
  9. Письменность Междуречья называется клинопись
  10. Священное животное индийцев – коза
  11. Бог дал заветы людям на горе Синай
  12. Главный бог египтян – Сет
  13. Царские советники назывались вельможами
  14. Первая, наиболее древняя часть библии называется Ветхий Завет


III. Заключительный этап

К) Станция «Тестово». Итак, мы приближаемся с вами к конечному пункту назначения. У нас осталось ещё одно испытание: финишный тест по пройденному материалу:

  1. 1.Столица Ассирийской державы, “логовище львов”, “город крови”:
  2. А) Ниневия
  3. Б) Персеполь
  4. В) Вавилон
  5. 2.  Египет располагался на берегах реки:
  6. А) Нил
  7. Б)  Амазонка
  8. В)  Инд
  9. 3. Библейский старец, спасшийся в ковчеге во время потопа:
  10. А) Адам
  11. Б) Авраам
  12. В) Ной
  13. 4) Вавилонский царь, при котором были записаны первые законы:
  14. А) Соломон
  15. Б) Хаммурапи
  16. В) Гильгамеш
  17. 5. В какой стране люди  ходили с метёлочкой в руках, боясь растоптать животное или насекомое, считая их священными?
  18. А) Индии;
  19. Б) Китае;
  20. В) Египте?
  21. 6)У какого правителя была несгораемая библиотека?
  22. А) Тутанхамона
  23. Б) Давида 1
  24. В) Ашшурбанапал
  25. 7)  Какой металл научились обрабатывать люди в 10 веке до н.э.?
    А) бронза
    Б) железо
    В) медь


Ответы

Параметры  оценивания



Обощение:

Итак, наше путешествие по странам Древнего Востока закончилось. Мы с вами узнали, что жители первых древних государств основывали свои города вблизи рек, что позволяло им заниматься земледелием. Мы узнали, что люди научились строить оросительные каналы, осушать болота, т.е. люди уже не просто пользовались тем, что давала природа, но и сами активно преобразовывали её. Много было сделано великих открытий и изобретений, которые оказали влияние на дальнейшее развитие  человечества. Но мы продолжим изучать с вами историю Древнего мира. Нас ждёт ещё немало интересных стран, интересных и полезных открытий, немало загадок мы ещё с вами разгадаем.


4. Подведение итогов.

Дача домашнего задания: написать сочинение «Если бы у меня была машина времени, я бы отправился в …..»

Сочинение-рассуждение о том, какую из стран Древнего Востока ты бы хотел посетить.










Слайд №1,2








Слайд 3-14


Шадуф

Египет

Жрецы

Оазисы

Амулеты


Саркофаг

Сфинкс

Иероглифы

Тигр и  Евфрат

 Адам

 Логовище львов, город крови





Слайд  15



Египет,Финикия, Персия, Междуречье, Ассирия, Индия




Библ, Сидон, Вавилон, Тир, Мемфис,


Индийским, Гималаи


Потому что здесь можно было заниматься земледелием, рыболовством. Легче было выжить.




Слайд 15-21


Сообщения:

-Пирамида Хеопса

- Гробница Тутанхамона

- Столб с текстом законов Хаммурапи

- Ассирийское войско

- Библиотека глиняных книг

- Животные и боги Древней Индии

 








Слайд 22


















Слайд 23-28




 































Стекло. Финикия





Алфавит. Финикия




Рис. Индия




Шахматы. Индия








Календарь. Египет





























- (а какой страны? - Финикия)

- (а почему? – нет гласных)

+

- (А какие реки протекают в Индии? – Инд и Ганг

+

+

+

+

+

- (а какое? Почему? –корова, кормилица)

+

- (Амон-Ра – бог солнца)

+

+








А слайд 29








В слайд 30










Б слайд 31



















 


(дополнительные).

Естественная преграда в течение Нила (порог).

Бог солнца в Древнем Египте (Ра)

 Где изобрели цифры? (Индия)

Тутанхамон был царём Египта? (Индии)

“Блуждающей рекой” или “рекой тысячи бедствий” называли в древности Нил, Ганг, Хуанхэ? (Хуанхэ)

Раджами назывались вожди Китая, Индии или Междуречья? (Индии)

Река, определившая судьбу Египта (Нил)

Бог пустыни (Сет)

 Писали на папирусе (Индия)

В какой библиотеке были несгораемые книги? (в библиотеке столицы Ассирии Ниневии были глиняные книги


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ассирийское войско

Слайд 2

Библиотека царя Ашшурбанапала

Слайд 3

Животные и боги Древней Индии

Слайд 4

Животные и боги Древней Индии

Слайд 5

Вставьте пропущенное слово и дайте определение слову Мемф *с Бр * хманы * рифметика П* рамида *с* ирия К*л* ндарь Х* опс П* пирус К* лесница Хам* урапи Мемфис Брахманы Арифметика Пирамида Ассирия Календарь Хеопс Папирус Колесница Хаммурапи

Слайд 6

Восточный зоопарк Жаба-голиаф Египет питон Индия Междуречье

Слайд 7

Египет

Слайд 8

Индия Египет Египет Междуречье

Слайд 9

Индия Индия Китай Китай

Слайд 10

Индия Египет Индия Междуречье

Слайд 11

Междуречье Индия Индия Египет

Слайд 12

1. Столица Ассирийской державы «логовище льва»: Ниневия Персеполь Вавилон 2. Египет распологается на берегах реки: Нил Амазонка Инд 3. Библейский старец спасшийся в ковчеге во время потопа: Адам Авраам Ной

Слайд 13

4. вавилонский царь при котором были записаны первые законы: Соломон Хаммурапи Гильгамеш 5.Вкакой стране ходили с метёлочкой, боясь растоптать насекомое: Индии Египте Китае

Слайд 14

6. У какого правителя была несгораемая библиотека: Тутанхамон Дарий 1 Ашшурбанапал 7. какой металл научились обрабатывать люди в 10 веке до н. эры: Бронза Железо Медь

Слайд 15

Домашнее задание : написать сочинение «Если бы у меня была машина времени, я бы отправился в …..» Сочинение-рассуждение о том, какую из стран Древнего Востока ты бы хотел посетить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по Истории Древнего мира "Греческий Восток", 5 класс

На уроке организуется самостоятельная работа учащихся по изучению нового материала с использованием технологии индивидуализированного обучения и ИКТ, учебник  Ф. А. Михайловского....

Урок по истории Древнего мира "Походы Александра Македонского на Восток"

Этот урок построен на использовании электронных образовательных ресурсов, что соответствует  требованиям к современному уроку. В конспекте даются ссылки на источники таких ресурсов....

Методические разработки повторительно-обобщающих уроков по Истории Древнего мира.

Методические разработки повторительно-обобщающих уроков по Истории Древнего мира содержат  три урока по темам: "Первобытно-общинный мир", " Древняя Греция" и Древний Рим".Уроки предполагают испол...

разработка повторительно-обобщающего урока по истории древнего мира в 5 классе "Древний Египет"

Повторительно-обобщающий урок по истории Древнего мира в 5 классе...

ра зработка открытого урока по истории древнего мира" Повторительно-обобщающий урок по теме "Древняя Греция" для 5 класса

Данный урок был разработан  для  конкурса "Учитель-года ". Представлен урок повторения  и обобщения по истории "Древней Греции" в 5 классе в виде путишествия....

Повторительно - обобщающий урок по истории Древнего мира.

Повторительно-обобщающий урок  «Путешествие  во  времени» (по принципу  телевизионной  передачи «Своя  игра»). ...

Разработка урока по истории Древнего мира. Повторительно-обобщающий урок по теме «Древний Египет» для 5 класса.

Разработка урока может использоваться в 5 классе при  повторении темы «Древний Египет».Ход урока сопровождается презентацией.Используется  игровая технология  (урок-путешест...