Урок русского языка в 6 классе Тема урока:НЕ с существительными. Название: Это загадочное НЕ.
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Цирулькевич Евгения Петровна

Урок русского языка в 6 классе по программе Баранова М.Т., Ладыженской Т.А. и др. Предметная цель: научить определять выбор слитного и раздельного написания Не с существительными

 Планируемые результаты: знать  условия выбора слитного и раздельного написания не с существительными; уметь различить не - приставку, не - часть корня, не - частицу; обосновывать слитное и раздельное написание не с существительными; объяснять значение слов с помощью синонимов с приставкой НЕ. Материал подается учащимся путем разгадывания кроссворда. В ходе урока дети учатся составлять статьи к словам в кросворде и отличать их от словарных статей, отрабатывают навык составления рассказа по заданному лексическому материалу. Оценивание производится с помощью Листа оценки, куда включаются самооценка и взаимооценка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЭТО ЗАГАДОЧНОЕ НЕ

Урок русского языка в 6 классе по теме «Не с существительными»

Учитель:  Цирулькевич Е.П.

Тип урока: урок открытия нового знания

Предметная цель: научить определять выбор слитного и раздельного написания Не с существительными

 Планируемые результаты: знать  условия выбора слитного и раздельного написания не с существительными; уметь различить не - приставку, не - часть корня, не - частицу; обосновывать слитное и раздельное написание не с существительными; объяснять значение слов с помощью синонимов с приставкой НЕ

Метапредметные результаты (УУД)

Познавательные: работа с информацией, анализ, обобщение, подведение под понятие (определение), логические операции, классификация, умение  строить речевое высказывание

Регулятивные: управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность

Коммуникативные: речевая деятельность, навыки сотрудничества и сотворчества, умение слушать и слышать, умение задавать вопросы, формулирование собственного мнения

Личностные:  сформированность потребности в самовыражении и самореализации, сформированность позитивной моральной самооценки и моральных чувств.

Оборудование: интерактивная  доска; раздаточный материал; учебник русского языка 6 класса под редакцией Т. А. Ладыженской, Л. А. Тростенцовой, презентация к уроку, толковые словари

  1. Этап мотивации

Основной целью этапа мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности.

Для реализации этой цели требуется:

 1)создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»);

 2)актуализировать требования к ученику со стороны коррекционной деятельности («надо»);

 3)исходя из решенных ранее задач, установить тематические рамки и создать ориентировочную основу коррекционных действий («могу»).

 Я обращаюсь к классу: «Ребята, помогите, пожалуйста: вчера разгадывала кроссворд и остановилась на одном слове и никак не вспомню… » Далее будто читаю в газете: «Слово употребляется в разговорном стиле речи. Дает характеристику человеку, который мало знает или ничего не знает. Имя героя сказочной повести Носова. 8 букв по горизонтали»

Дети: Незнайка

Я: Что вам помогло? Охарактеризуйте несколькими словами этого героя.

-А вы любите разгадывать кроссворды? Как вы думаете, легко ли составлять кроссворд? Каковы условия составления, подбора слов?

Ученики предлагают свои варианты, я заношу на доску:

-общая тема

-имя существительное в им.п. и т.п.

Я: А как составляются определения к разгадываемому слову?

Предположения -  на доску: это может быть вопросительное предложение; синоним или близкое по значению выражение; можно называть отличительные признаки предмета, явления или человека

Предлагаю вам всем поучаствовать в составлении кроссворда. А одно из слов вы уже разгадали (открываю презентацию, сл. 1,2 )

На партах у детей листы с сеткой кроссворда, одно слово вписано. Именно этому слову нужно дать определение, чтобы одноклассники поняли и отгадали  слово.

На подготовку 1-2 мин. Читаем свои определения по порядку. В итоге на экране получается разгаданный кроссворд.                  ОБЩЕЕ ВРЕМЯ – 15 МИН. (10)

  1. Этап актуализации и пробного учебного действия

  Основной целью этапа актуализации и пробного учебного действия является подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности.

Для этого необходимо:

1)организовать повторение и знаковую фиксацию способов действий, запланированных для рефлексивного анализа учащимися, - определений, алгоритмов, свойств и т.д.;

 2)активизировать соответствующие мыслительные операции и познавательные процессы (внимание, память);

 3)организовать мотивирование («хочу» - «надо» - «могу») и выполнение учащимися самостоятельной работы № 1 на применение способов действий, запланированных для рефлексивного анализа;

 4)организовать самопроверку учащимися своих работ по готовому образцу с фиксацией полученных результатов (без исправления ошибок).

Мои вопросы и предположения учащихся – выход на тему урока и цель:

- Что вы можете сказать о словах в кроссворде? Что их объединяет?

- Да, какой-то отрицательный получился кроссворд.

- А что вы уже знаете про НЕ?

- Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока, используя все записи на доске

На доске:              Пятнадцатое декабря

                                     Классная работа

                     Не с существительными

- А чем будем заниматься? (Учиться правильно писать Не)

Слайд со словами и предложениями с НЕ

Я читаю стихотворение и попутно выношу на доску:

Познакомьтесь, это НЕ! Она загадочна, хитра, умна вполне.

То может быть она частицей, то вдруг в приставку превратиться.

А может к слову прицепиться и навсегда с ним породниться! (часть корня)

Вопрос: А как вы думаете, от чего зависит роль НЕ? (предположения) 

Задание 1: А теперь, чтобы не быть НЕЗНАЙКАМИ, откройте учебник и прочитайте правило параграфа 51, сравните с вашими предположениями (читают правило, делают выводы, озвучивают)                                   ОБЩЕЕ ВРЕМЯ – 5-7 МИН.

Задание 2: Теперь, используя ваши знания, напишем диктант, не обычный, а цифровой, за который вы сразу получите оценки. У вас на партах лежат разноцветные листочки. Возьмите их и подпишите. Теперь давайте вместе выработаем критерии оценивания. Слов будет всего 9. (на доске: безош.работа – 5; 1-2 ош. – 4; 3-4 ош. - 3) Я читаю слова, вы пишите только цифру: если слитно – 1, если раздельно – 2.

Небылица; не друг, а враг; невольник; невежда; не котёл варит, а стряпуха; неточность; невидимка; несерьезность; не здоровье, а болезнь. ВРЕМЯ – 2 МИН.

РАЗМИНКА (полет на Луну) – 2 МИН

Теперь обменяйтесь тетрадями (если один за партой – проверяю я). 

Слайд «Проверь соседа по парте». Проверьте цифровой диктант соседа и поставь оценку в его оценочный лист.

- Поднимите руки, кто написал безошибочно. Кто допустил 3-4 ошибки? 1-2? Где были затруднения? Сегодня у нас первый урок по этой теме, поэтому обязательно все ошибки исправим и отработаем 1-2 МИН.

- Итак, кто такой НЕЗНАЙКА у Николая Носова, мы вспомнили. На Луну, подобно Незнайке, слетали. А теперь давайте придумаем свои истории об этом герое. 

Задание 3: обратимся к упражнению в параграфе 51 – 285-ому. Используя словосочетания, данные в этом упражнении, а также слова из кроссворда (слайд с разгаданным кроссвордом), напишите свою историю о Незнайке в несколько предложений.

- Давайте подумаем, каких критериев мы будем придерживаться при написании и оценки  рассказов.

На доске:

 - соответствие теме (Незнайка); РАССКАЗ ДОЛЖЕН БЫТЬ ИНТЕРЕСНЫМ;

- логичность (соблюдение последовательности расположения частей сочинения);

- использование слов с НЕ (помните, что написать должны, прежде всего, грамотно. Для этого обращаемся к правилу).

Работают в парах. 5-7 МИН.

По истечении времени рассказы зачитывают первые две пары. Класс их оценивает. Оценки заносят в лист сами ученики, написавшие рассказ. Остальные пары по этому шаблону оценивают свою работу, ставят оценки. 

Об оценках за весь урок

-Третья колонка в листе оценивания означает, как вы оцениваете себя: хорошо ли понял тему? Сумел ли применить правило? Общая работа на уроке. Средняя оценка – в журнал. Вы можете сами её вывести.

  1. Этап рефлексии

Основной целью этапа рефлексии деятельности на уроке является осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей коррекционной (а в случае, если ошибок не было, самостоятельной} деятельности.

Для реализации этой цели учащиеся:

1)уточняют алгоритм исправления ошибок;

 2)называют способы действий, вызвавшие затруднение;

 3)фиксируют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности;

 4)оценивают собственную деятельность на уроке;

 5)намечают цели последующей деятельности;

 6)в соответствии с результатами деятельности на уроке согласовывают домашнее задание (с элементами выбора, творчества).

- Ребята, в тех же листочках с оценками вы видите незаконченные предложения, которые объединены общей фразой : На этом уроке (Слайд на экране).  Я бы хотела, чтобы вы дописали каждое предложения, таким образом, вы поможете мне подготовиться к следующему уроку. Я буду знать, на что обратить внимание.   3 МИН.

Домашнее задание      3 МИН.

- Предложите сами несколько вариантов домашнего задания.

Учащиеся предлагают, я направляю.   На экране слайд

  • Написать художественное произведение любого жанра на тему «Это загадочное НЕ»
  • Выписать из повести Е. Ильиной «Четвертая высота» примеры, иллюстрирующие материал п. 51;
  • П. 51; упр. 289

                                 СПАСИБО ЗА УРОК!

Резерв

Вопросы:

- Теперь вы знаете, как писать Не с существительными. А как эти знания вы будете использовать в жизни?  (ответы). Иными словами, вы не хотите быть НЕВЕЖДАМИ или НЕВЕЖАМИ? А как все-таки правильно? Класс рассуждает, приводит примеры. В это время два ученика ищут ответ в толковых словарях. Зачитывают определение.

Делаю вывод о том, что словарная статья и статья в кроссворде немного отличаются.

Тексты кроссвордов отражают знания и представления о мире и о человеке в этом мире, представляя  не научное, а преломленное повседневностью обыденное знание. Картина мира кроссворда содержит сведения о том, как человек видит мир. Поэтому нас  больше интересует способ кодирования предмета, чем сам предмет.

СПАСИБО ЗА УРОК!



Предварительный просмотр:

Лист оценки

Цифровой диктант

Рассказ

Знания на данном уроке (как понял(а) тему)

Итоговая оценка за урок

На этом уроке

- я узнал(а), что____________________________________________________

__________________________________________________________________

- мне было сложно, когда____________________________________________

__________________________________________________________________

- я удивился (удивилась), когда_______________________________________

__________________________________________________________________

Лист оценки

Цифровой диктант

Рассказ

Знания на данном уроке (как понял(а) тему)

Итоговая оценка за урок

На этом уроке

- я узнал(а), что____________________________________________________

__________________________________________________________________

- мне было сложно, когда____________________________________________

__________________________________________________________________

- я удивился (удивилась), когда_______________________________________

__________________________________________________________________

Лист оценки

Цифровой диктант

Рассказ

Знания на данном уроке (как понял(а) тему)

Итоговая оценка за урок

На этом уроке

- я узнал(а), что____________________________________________________

__________________________________________________________________

- мне было сложно, когда____________________________________________

__________________________________________________________________

- я удивился (удивилась), когда_______________________________________

__________________________________________________________________

Лист оценки

Цифровой диктант

Рассказ

Знания на данном уроке (как понял(а) тему)

Итоговая оценка за урок

На этом уроке

- я узнал(а), что____________________________________________________

__________________________________________________________________

- мне было сложно, когда____________________________________________

__________________________________________________________________

- я удивился (удивилась), когда_______________________________________

__________________________________________________________________


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

2 1 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

Слайд 2

2 1 Н Е З Н А Й К А 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

Слайд 3

2 Н Е 1 Н Е З Н А Й К А А 3 4 В И 5 С 6 Т 7 Ь 8 9 10 11 12 13 14 15

Слайд 4

1 Н Е 2 Н Е З Н А Й К А А 3 4 В Н И 5 Е С П 6 Т О 7 Ь 8 Г О 9 10 Д 11 А 12 13 14 15

Слайд 5

1 Н Е 2 Н Е З Н А Й К А А 3 4 В Н Н И 5 Е Е С П 6 П Т О 7 Р Ь 8 Г А О 9 В 10 Д Д 11 А 12 А 13 14 15

Слайд 6

1 Н Е 2 Н Е З Н А Й К А А 3 4 В Н Н И 5 Н Е В Н И М А Т Е Л Ь Н О С Т Ь П 6 П Т О 7 Р Ь 8 Г А О 9 В 10 Д Д 11 А 12 А 13 14 15

Слайд 7

1 Н Е 2 Н Е З Н А Й К А А 3 4 В Н Н И 5 Н Е В Н И М А Т Е Л Ь Н О С Т Ь П 6 П Т О Н 7 Р Ь 8 Г Е А О У 9 В 10 Д Ч Д 11 А 12 А 13 14 15

Слайд 8

1 Н Е 2 Н Е З Н А Й К А А 3 4 В Н Н И 5 Н Е В Н И М А Т Е Л Ь Н О С Т Ь П 6 П Т О Н 7 Н Е Р Я Х А Ь 8 Г Е А О У 9 В 10 Д Ч Д 11 А 12 А 13 14 15

Слайд 9

1 Н Е 2 Н Е З Н А Й К А А 3 4 В Н Н И 5 Н Е В Н И М А Т Е Л Ь Н О С Т Ь П 6 П Т О Н 7 Н Е Р Я Х А Ь 8 Г Е А Н О У 9 В 10 Е Д Ч Д 11 В А 12 А Е Ж 13 14 Д А 15

Слайд 10

1 Н Е 2 Н Е З Н А Й К А А 3 4 В Н Н И 5 Н Е В Н И М А Т Е Л Ь Н О С Т Ь П 6 П Т О Н 7 Н Е Р Я Х А Ь 8 Г Е А Н О У 9 Н Е В Е Ж А 10 Е Д Ч Д 11 В А 12 А Е Ж 13 14 Д А 15

Слайд 11

1 Н Е 2 Н Е З Н А Й К А А 3 4 В Н Н И 5 Н Е В Н И М А Т Е Л Ь Н О С Т Ь П 6 П Т О Н 7 Н Е Р Я Х А Ь 8 Г Е А Н О У 9 Н Е В Е Ж А 10 Н Е У Д А Ч А Д 11 В А 12 А Е Ж 13 14 Д А 15

Слайд 12

1 Н Е 2 Н Е З Н А Й К А А 3 4 В Н Н И 5 Н Е В Н И М А Т Е Л Ь Н О С Т Ь П 6 П Т О Н 7 Н Е Р Я Х А Ь 8 Г Е А Н О У 9 Н Е В Е Ж А 10 Н Е У Д А Ч А Д 11 В А 12 А Н Е Е Ж 13 Д 14 Д Р А У 15 Г

Слайд 13

1 Н Е 2 Н Е З Н А Й К А А 3 4 В Н Н И 5 Н Е В Н И М А Т Е Л Ь Н О С Т Ь П 6 П Т О Н 7 Н Е Р Я Х А Ь 8 Г Е А Н О У 9 Н Е В Е Ж А 10 Н Е У Д А Ч А Д 11 В А 12 Н Е А К К У Р А Т Н О С Т Ь Е Е Ж 13 Д 14 Д Р А У 15 Г

Слайд 14

1 Н Е 2 Н Е З Н А Й К А А 3 4 В Н Н И 5 Н Е В Н И М А Т Е Л Ь Н О С Т Ь П 6 П Т О Н 7 Н Е Р Я Х А Ь 8 Г Е А Н О У 9 Н Е В Е Ж А 10 Н Е У Д А Ч А Д 11 В А 12 Н Е А К К У Р А Т Н О С Т Ь Е Е Ж 13 Н Е П О С Е Д А 14 Д Р А У 15 Г

Слайд 15

1 Н Е 2 Н Е З Н А Й К А А 3 4 В Н Н И 5 Н Е В Н И М А Т Е Л Ь Н О С Т Ь П 6 П Т О Н 7 Н Е Р Я Х А Ь 8 Г Е А Н О У 9 Н Е В Е Ж А 10 Н Е У Д А Ч А Д 11 В А 12 Н Е А К К У Р А Т Н О С Т Ь Е Е Ж 13 Н Е П О С Е Д А 14 Н Е Д О В Е Р И Е Р А У 15 Г

Слайд 16

1 Н Е 2 Н Е З Н А Й К А А 3 4 В Н Н И 5 Н Е В Н И М А Т Е Л Ь Н О С Т Ь П 6 П Т О Н 7 Н Е Р Я Х А Ь 8 Г Е А Н О У 9 Н Е В Е Ж А 10 Н Е У Д А Ч А Д 11 В А 12 Н Е А К К У Р А Т Н О С Т Ь Е Е Ж 13 Н Е П О С Е Д А 14 Н Е Д О В Е Р И Е Р А У 15 Н Е Д О Т Р О Г А


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Работа над монологической речью на уроках русского языка и литературы на уроках русского языка как средство развития коммуникативной компетентности учащихся"

В даннатериале можно найти приёмы развития монологической речи учащихся, а также цепочку коммуникативных умений с 5 по 11 класс...

Конспект урока русского языка 5 класс. Тема урока "Словосочетание"

Данный урок ориентирован на учебник  "Русского языка" под ред. А.Ю.Купаловой.  Тип урока : комбинированный (изучение нового материала, творческое применение знаний, контроль знаний)...

Тема урока: « Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными».Урок русского языка в 9 классе.

"Отсутствие запятой в сложноподчинённом предложении с однородным подчинением" как элемент подготовки к ОГЭ....

Интегрированный урок (русский язык + литература) по теме "Урок-репортаж с использованием повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»"

Интегрированный урок (русский язык + литература) по теме "Урок-репортаж с использованием повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»"...

Статья по русскому языку "Мнемонические приемы на уроках русского языка или орфограммы с "изюминкой"

Методические рекомендации при работе с  трудными орфограммами русского языка с 5 по 8 класс...