Урок ИЗО 9 класс Библейские темы в изобразительном искусстве.
презентация к уроку по изобразительному искусству (изо, 9 класс) на тему
Урок ИЗО 9 класс Библейские темы в изобразительном искусстве.
Цели:
обобщить изучение Библии путем иллюстрирования отдельных ее сюжетов шедеврами мировой живописи;
совершенствовать навыки анализа живописных произведений, умения соотносить прочитанное с увиденным;
учить видеть прекрасное в литературе и живописи; развивать навыки монологического высказывания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_9_kl.zip | 1.05 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок ИЗО 9 класс Библейские темы в изобразительном искусстве.
Цели:
обобщить изучение Библии путем иллюстрирования отдельных ее сюжетов шедеврами мировой живописи;
совершенствовать навыки анализа живописных произведений, умения соотносить прочитанное с увиденным;
учить видеть прекрасное в литературе и живописи; развивать навыки монологического высказывания.
Оборудование: иконы на слайдах, репродукции полотен на библейские темы, лютневая музыка 16 века (звучит в течение всего урока), стихотворения, эпиграф и афоризмы об искусстве.
Предварительное задание: назначить “искусствоведов”, разъяснив им характер их исследований-сообщений.
Подлинное искусство всех народов и веков
понятно всему человечеству.
К.С.Станиславский.
Учитель: Ребята! Многие века библия привлекает внимание человечества. Великие художники мира, поэты, писатели, режиссеры и сегодня продолжают черпать из нее сюжеты для своих творений. Сегодня мы отправимся в виртуальную (как говорят сейчас) экскурсию по картинным галереям мира, чтобы еще раз убедиться в нетленности этой удивительной книги, а заодно повторить некоторые ее сюжеты.
Вы уже знаете, что люди почитали Библию с древнейших времен. Она не только одухотворяла труд крестьянина, но и вдохновляла писателей, композиторов, скульпторов, художников. Не зная Библии, не всегда и не все поймешь в искусстве прошлых веков.
Задачи путешествия помогут нам осуществить “искусствоведы”, а “знатоками” Библии может выступить каждый из вас.
Начнем наше знакомство с миром живописи с иконописи.
Перед вами древнейшие русские иконы, самые почитаемые на Руси.
Демонстрация №1: Богоматерь Владимирская, Богоматерь Донская.
Чтение стихотворения М. Волошина “Владимирская Богоматерь” (отрывок). М. А. Волошин - «Владимирская Богоматерь»
Не на троне — на Её руке,
Левой ручкой обнимая шею, —
Взор во взор, щекой припав к щеке,
Неотступно требует… Немею —
Нет ни сил, ни слов на языке…
А Она в тревоге и в печали
Через зыбь грядущего глядит
В мировые рдеющие дали,
Где закат пожарами повит.
И такое скорбное волненье
В чистых девичьих чертах, что Лик
В пламени молитвы каждый миг
Как живой меняет выраженье.
Кто разверз озёра этих глаз?
Не святой Лука-иконописец,
Как поведал древний летописец,
Не Печерский тёмный богомаз:
В раскаленных горнах Византии,
В злые дни гонения икон
Лик Её из огненной стихии
Был в земные краски воплощён.
Но из всех высоких откровений,
Явленных искусством, — он один
Уцелел в костре самосожжений
Посреди обломков и руин.
От мозаик, золота, надгробий,
От всего, чем тот кичился век, —
Ты ушла по водам синих рек
В Киев княжеских междоусобий.
И с тех пор в часы народных бед
Образ Твой, над Русью вознесённый,
В тьме веков указывал нам след
И в темнице — выход потаённый.
Ты напутствовала пред концом
Ратников в сверканьи литургии…
-Чем пленил поэта образ Богоматери? Что он подчеркивает в ее облике?
- Как вы поняли строки: “…Образ Твой, над Русью вознесенный, В тьме веков указывал нам след…”
Демонстрация №2: “Рождество Богородицы” и “Рождество Христово”
- Какие сцены из Библии представлены на этих иконах?
1. Искусствовед: (О рождении самой матери Иисуса нам мало известно из Библии. Но зато науке известно Первоевангелие Иакова. Оно – подробное повествование о жизни Богоматери. Ее родители – богатые Анна и Иоаким, жители Святой земли, делали много добра, но не было у них детей. А по их религии это почти проклятие, отвержение. В отчаянии отец удалился в пустыню, а Анна осталась со служанками. И вот в день годовщины свадьбы Анна в свадебных одеждах плачет в саду, обращается к птицам и зверям, воде. Ангел услышал ее молитвы и сказал ей слова утешения. Через несколько месяцев Анна родила Марию).
У: Дева Мария с младенцем – одна из самых интересных тем в творчестве многих художников мира. В многочисленных своих Мадоннах они воплощали свое представление о земной женской красоте. Но в то же время они показывали на своих полотнах Богоматерь с младенцем Иисусом.
Демонстрация №3. “Мадонна Бенуа” Л. да Винчи. (Эрмитаж)
- Попробуйте доказать, что эта юная флорентийка – Дева Мария, а ребенок у нее на руках – маленький Иисус.
2.Искусствовед: Есть второе название у этой картины – “Мадонна с цветком”. Название “Мадонна Бенуа” эта картина получила по имени ее последней владелицы Марии Александровны Бенуа (дочери купца из Астрахани Сапожникова Л.П.), которая продала ее Эрмитажу в 1914г.
Это не обычная флорентийка изображена на картине. Во-первых, над головами матери и ребенка нимбы – символы святости; во-вторых, на картине автор использует четырехкратное перекрещивание: ноги матери и младенца, их руки, их взгляды и цветок-крестоцвет, к которому тянется ребенок, - символ крестных мучений Христа.
У: Пленительные образы материнской любви созданы и на других известных картинах великих итальянцев.
Демонстрация №4. 1)Л. да Винчи.“Мадонна Лита”
2) Рафаэль.“Мадонна в кресле”.
У: А сейчас мы выслушаем мнение “искусствоведов”.
Возможные варианты текстов для “искусствоведов”:
3.1)На этом полотне Л. да Винчи обратился к иконографическому типу “Мадонна дель латте” (“кормящая мадонна”). Полузакрытые глаза, чуть заметная улыбка на устах молодой матери, которая с благоговением смотрит на своего ребенка… А малыш смотрит на нас, создавая замкнутый круг триединства. Тонко выписан профиль молодой матери на фоне темно-зеленой стены, а по бокам симметрично расположены окна, за которыми видны горы, окутанные легкой дымкой облаков. Все это при взгляде на картину создает чувство покоя, умиротворенности.
- Неужели и это Дева Мария и Христос? Докажите.
Хотя художник отказался в этой работе от нимбов над головами Марии и Христа, мы понимаем, кто перед нами. Об этом говорит символика цвета одежды Мадонны: красное платье и синий плащ – традиционные цвета, означающие жертвенность и вечность. А в щегленке, которого держит младенец, - символ мученического жребия Христа.
4..2) Картина “Мадонна в кресле” - одна из самых известных работ Рафаэля. Это произведение далеко от канонов – столько в нем живого материнского чувства!
- Почему ее нельзя считать каноном?
Мадонна изображена в костюме римской простолюдинки. Она юна и прелестна, а пухлый младенец чрезвычайно серьезен. Его пытливый взгляд обращен к зрителю. Создается ощущение, что они оба знают о предстоящей разлуке и предчувствуют ее. Оттого так крепки их объятия. На них с благоговением смотрит Иоанн Креститель. Все три фигуры соединены в компактную группу, и вся она заключена в круглую форму, т.н. рондо.
Мастера эпохи Возрождения любили писать своих мадонн в круге, который символизировал цельность мира.
У: Самое великое творение великого Мастера – “Сикстинская мадонна”. (Дрезденская картинная галерея).
Демонстрация №5. Рафаэль.“Сикстинская мадонна”./без комментариев/.
Чтение стихотворения А.Фета “Мадонна”
Я не ропщу на трудный путь земной,
Я буйного не слушаю невежды:
Моим ушам понятен звук иной,
И сердцу голос слышится надежды
С тех пор, как Санцио передо мной
Изобразил склоняющую вежды,
И этот лик, и этот взор святой,
Смиренные и легкие одежды,
И это лоно матери, и в нем
Младенца с ясным, радостным челом,
С улыбкою к Марии наклоненной.
О, как душа стихает вся до дна!
Как много со святого полотна
Ты шлешь, мой бог с пречистою Мадонной!
У: Тема деяний и страданий Христа также полно освещена в живописи, как и тема рождения, материнства.
В Национальной галерее Лондона находится картина Пьеро делла Франческа “Крещение Христа”.
Демонстрация №6. Пьеро делла Франческа “Крещение Христа”.
Мы видим перед собой Иисуса, принимающего крещение от Иоанна Предтечи-крестителя. Слева за обрядом наблюдают ангелы. Автор картины также по-своему подходит к этому вопросу.
- Что делает Иисус после крещения?
(Он отправляется в пустыню, чтобы еще раз переосмыслить свой путь, находится там 40 дней и ночей, не поддается искушению дьявола.)
У: Есть ли в живописи произведения, отражающие эти библейские сюжеты?
Искусствоведы: В Третьяковской галерее в Москве находится картина И.Н. Крамского “Христос в пустыне”.
Демонстрация №7. И.Н. Крамской “Христос в пустыне”.
На ней мы видим Иисуса в момент раздумий. Автор писал Гаршину, что он хотел запечатлеть драматическую ситуацию нравственного выбора, тот неизбежный момент в жизни каждого человека, когда приходится решать – пойти ли направо или налево, взять ли за Господа Бога рубль или не уступать ни шагу злу. Эти слова нельзя понимать прямолинейно. Для Христа, изображенного Крамским, колебаний и выбора не существует. У него нет альтернативы, возможности отступить от своего трагического пути. Крамской пишет не столько момент сомнений, сколько собирание внутренних сил. Эта картина о нравственной предопределенности человеческого существования, о том, почему человек живет по совести.
У: Ребята! Художников, с чьими полотнами мы сегодня познакомились, вдохновляла Библия. А образы полотен, в свою очередь, вдохновили на создание великолепных поэтических строк поэтов А. Фета, А. Толстого О. Мандельштама, М. Волошина.
Чтение стихотворений.
Фет А. А. - «К Сикстинской мадонне»
Вот сын ее, - он тайна Иеговы, -
Лелеем девы чистыми руками.
У ног ее земля под облаками,
На воздухе нетленные покровы.
И, преклонясь, с Варварою готовы
Молиться ей мы на коленях сами
Или, как Сикст, блаженными очами
Встречать того, кто рабства сверг оковы.
Как ангелов, младенцев окрыленных,
Узришь и нас, о дева! не смущенных:
Здесь угасает пред тобой тревога.
Такой тебе, Рафаэль, вестник бога,
Тебе и нам явил твой сон чудесный
Царицу жен - царицею небесной.
У. Просмотр видео ролика притча о виноградаре.
У. Практическая работа. Вы посмотрели притчу , а теперь сделайте зарисовки по увиденному. (работы детей по желанию демонстрируются)
У: (рефлексия). Обратимся к эпиграфу и к мыслям великих людей (тексты распечатаны на карточках). Прочитайте и выберите высказывание, созвучное с темой нашего урока. Объясните свой выбор.
- Какая из увиденных сегодня картин вам показалась интересной (запомнилась)? Сюжет какой знакомой вам картины стал понятен после сопоставления его с Библией?
Итог урока. Духовные шедевры живописи и слова делают нас добрее, нравственно богаче. Подумайте: Христос воскрес после крестного пути и распятия. Пусть же воскресение начнется уже сегодня в каждой семье, в каждой душе.
Пусть приходят вам на память образы Библии и величайших полотен в дни печали и радости, в моменты трудного выбора своего пути.
Афоризмы для карточек:
Искусства смягчают нравы. (Овидий).
Задача искусства – волновать сердца. (Гельвеций).
Подлинные бессмертные произведения искусства остаются доступными и доставляют наслаждение всем временам и народам. (Гегель).
Произведение искусства есть самое высшее произведение человеческого духа; оно дает жизнь, оно совершенствует человека. (Н.Н.Ге.)
Христианское искусство - всегда действие, основанное на великой идее искупления. (О.Мандельштам.)
Литература: Heменский. Мудрость красоты. М.: Просвещение, 1987.
Heменский Б. М. Познание искусством. М: Издательство УРАО, 2000.
Heменский Б. М. Приглашение к диалогу. М.: Издательство МИОО, 2003.
Программа «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы». М.: Просвещение, 2009.
Сластенин В.А. Педагогика. М.: ACADEMA, 2005.
Сосунцов Е.Ф. Религиозно-нравственное воспитание с точки зрения экспериментальной педагогики, с.93., 1913.
Соколов П. . История педагогических систем., с.132, Изд. 1913.
Грахольская О.Г Проблемы теории обучения. Иркутск: Оттиск, 2007.
Библейская энциклопедия. М.: Росс. Библ. общ., 1998.
Проф. И. А. Сикорский. Душа ребенка., с.99. Изд. 1909 г.
Наторп . Культура народа и культура личности. Сочинения., с.126, Пер. Рубингатейна. Изд. 1912г
Филатов В.В. Краткий иконописный словарь. М.: Просвещение, 1996.
Зиновьев Н.М. Искусство Палеха. Л.: Художник РСФСР, 1974.
Ушинский К.Д. О нравственном элементе в русском воспитании. СПб., 1894; Ушинский К.Д. Собр. соч. М., 1988.
Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М., 1996.
Рибо Т. Психология чувств . Изд. Иогансона.
Интернет ресурсы:
http://festival.1september.ru/articles/416570/
http://festival.1september.ru/articles/599989/
Волошин - «Владимирская Богоматерь»
Не на троне — на Её руке,
Левой ручкой обнимая шею, —
Взор во взор, щекой припав к щеке,
Неотступно требует… Немею —
Нет ни сил, ни слов на языке…
А Она в тревоге и в печали
Через зыбь грядущего глядит
В мировые рдеющие дали,
Где закат пожарами повит.
И такое скорбное волненье
В чистых девичьих чертах, что Лик
В пламени молитвы каждый миг
Как живой меняет выраженье.
Кто разверз озёра этих глаз?
Не святой Лука-иконописец,
Как поведал древний летописец,
Не Печерский тёмный богомаз:
В раскаленных горнах Византии,
В злые дни гонения икон
Лик Её из огненной стихии
Был в земные краски воплощён.
Но из всех высоких откровений,
Явленных искусством, — он один
Уцелел в костре самосожжений
Посреди обломков и руин.
От мозаик, золота, надгробий,
От всего, чем тот кичился век, —
Ты ушла по водам синих рек
В Киев княжеских междоусобий.
И с тех пор в часы народных бед
Образ Твой, над Русью вознесённый,
В тьме веков указывал нам след
И в темнице — выход потаённый.
Ты напутствовала пред концом
Ратников в сверканьи литургии…
1. Искусствовед: (О рождении самой матери Иисуса нам мало известно из Библии. Но зато науке известно Первоевангелие Иакова. Оно – подробное повествование о жизни Богоматери. Ее родители – богатые Анна и Иоаким, жители Святой земли, делали много добра, но не было у них детей. А по их религии это почти проклятие, отвержение. В отчаянии отец удалился в пустыню, а Анна осталась со служанками. И вот в день годовщины свадьбы Анна в свадебных одеждах плачет в саду, обращается к птицам и зверям, воде. Ангел услышал ее молитвы и сказал ей слова утешения. Через несколько месяцев Анна родила Марию).
2.Искусствовед: Есть второе название у этой картины – “Мадонна с цветком”. Название “Мадонна Бенуа” эта картина получила по имени ее последней владелицы Марии Александровны Бенуа (дочери купца из Астрахани Сапожникова Л.П.), которая продала ее Эрмитажу в 1914г.
Это не обычная флорентийка изображена на картине. Во-первых, над головами матери и ребенка нимбы – символы святости; во-вторых, на картине автор использует четырехкратное перекрещивание: ноги матери и младенца, их руки, их взгляды и цветок-крестоцвет, к которому тянется ребенок, - символ крестных мучений Христа.
3.1)На этом полотне Л. да Винчи обратился к иконографическому типу “Мадонна дель латте” (“кормящая мадонна”). Полузакрытые глаза, чуть заметная улыбка на устах молодой матери, которая с благоговением смотрит на своего ребенка… А малыш смотрит на нас, создавая замкнутый круг триединства. Тонко выписан профиль молодой матери на фоне темно-зеленой стены, а по бокам симметрично расположены окна, за которыми видны горы, окутанные легкой дымкой облаков. Все это при взгляде на картину создает чувство покоя, умиротворенности.
- Неужели и это Дева Мария и Христос? Докажите.
Хотя художник отказался в этой работе от нимбов над головами Марии и Христа, мы понимаем, кто перед нами. Об этом говорит символика цвета одежды Мадонны: красное платье и синий плащ – традиционные цвета, означающие жертвенность и вечность. А в щегленке, которого держит младенец, - символ мученического жребия Христа.
4..2) Картина “Мадонна в кресле” - одна из самых известных работ Рафаэля. Это произведение далеко от канонов – столько в нем живого материнского чувства!
- Почему ее нельзя считать каноном?
Мадонна изображена в костюме римской простолюдинки. Она юна и прелестна, а пухлый младенец чрезвычайно серьезен. Его пытливый взгляд обращен к зрителю. Создается ощущение, что они оба знают о предстоящей разлуке и предчувствуют ее. Оттого так крепки их объятия. На них с благоговением смотрит Иоанн Креститель. Все три фигуры соединены в компактную группу, и вся она заключена в круглую форму, т.н. рондо.
Мастера эпохи Возрождения любили писать своих мадонн в круге, который символизировал цельность мира.
Я не ропщу на трудный путь земной,
Я буйного не слушаю невежды:
Моим ушам понятен звук иной,
И сердцу голос слышится надежды
С тех пор, как Санцио передо мной
Изобразил склоняющую вежды,
И этот лик, и этот взор святой,
Смиренные и легкие одежды,
И это лоно матери, и в нем
Младенца с ясным, радостным челом,
С улыбкою к Марии наклоненной.
О, как душа стихает вся до дна!
Как много со святого полотна
Ты шлешь, мой бог с пречистою Мадонной!
Искусствоведы: В Третьяковской галерее в Москве находится картина И.Н. Крамского “Христос в пустыне”.
Демонстрация №7. И.Н. Крамской “Христос в пустыне”.
На ней мы видим Иисуса в момент раздумий. Автор писал Гаршину, что он хотел запечатлеть драматическую ситуацию нравственного выбора, тот неизбежный момент в жизни каждого человека, когда приходится решать – пойти ли направо или налево, взять ли за Господа Бога рубль или не уступать ни шагу злу. Эти слова нельзя понимать прямолинейно. Для Христа, изображенного Крамским, колебаний и выбора не существует. У него нет альтернативы, возможности отступить от своего трагического пути. Крамской пишет не столько момент сомнений, сколько собирание внутренних сил. Эта картина о нравственной предопределенности человеческого существования, о том, почему человек живет по совести.
Чтение стихотворений.
Фет А. А. - «К Сикстинской мадонне»
Вот сын ее, - он тайна Иеговы, -
Лелеем девы чистыми руками.
У ног ее земля под облаками,
На воздухе нетленные покровы.
И, преклонясь, с Варварою готовы
Молиться ей мы на коленях сами
Или, как Сикст, блаженными очами
Встречать того, кто рабства сверг оковы.
Как ангелов, младенцев окрыленных,
Узришь и нас, о дева! не смущенных:
Здесь угасает пред тобой тревога.
Такой тебе, Рафаэль, вестник бога,
Тебе и нам явил твой сон чудесный
Царицу жен - царицею небесной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по ИЗО в 7 классе на тему «Библейская тема в изобразительном искусстве. Всепрощающая любовь».
Данный урок оснащён презентацией, подготовленной специально для этого урока. Изучение нового материала проходит в виде ролевой игры. Этап повторения предусматривает задания разного уровня. На уроке уч...
Урок изобразительного искусства в 7 классе.«Библейские темы в изобразительном искусстве».
Конспект урока в 7 классе с презентацией на тему: «Библейские темы в изобразительном искусстве»....
Тема урока: «Библейские темы в изобразительном искусстве»
Разработка данного урока по теме "Библейские темы в изобразительном искусстве " можно использовать на уроках изобразительного искусства в 7 классе по программе Б.Неменского...
урок в 7 классе "Библейские темы в изобразительном искусстве"
Методический материал рсчитан для учителя изобразительного искусства к уроку в 7 классе на тему "Библейские темы в изобразительном искусстве". в плане урока описаны цель и задачи, краткое описание и р...
Библейские темы в изобразительном искусстве. Презентация к уроку по изобразительному искусству в 7 классе.
Библейские темы в изобразительном искусстве. Презентация к уроку по изобразительному искусству в 7 классе по программе Б.М.Неменского...
Презентация к уроку в 7 классе "Библейские темы в изобразительном искусстве". (Портреты библейских персонажей (по текстам Ветхого Завета).
Презентация к уроку в 7 классе "Библейские темы в изобразительном искусстве". (Портреты библейских персонажей (по текстам Ветхого Завета)....
ИЗО 6 класс. Тема 34. Библейские темы в изобразительном искусстве
ИЗО 6 класс. Тема 34. Библейские темы в изобразительном искусстве...