Галерея картин мифических существ и сказочных чудовищ
статья по мхк по теме
http://godsbay.ru/paint/ | ||||
Амазонки | Баньши | Валькирии | Вервольфы | Волхвы |
Гарпии | Гномы | Гоблины | Горгоны | Грации |
Демоны | Драконы | Дриады | Кентавры | Менады |
Мойры | Нибелунги | Нимфы | Сатиры | Сидхе |
Тролли | Феи | Фоморы | Цверги | Эльфы |
Мифологический жанр (от греческого слова mythos - предание) — жанр искусства, посвященный событиям и героям, о которых рассказывают мифы древних народов. Мифы, легенды и предания есть у всех народов мира, они составляют важный источник художественного творчества. Мифологический жанр зарождается в позднеантичном и средневековом искусстве, когда греко-римские мифы перестают быть верованиями и становятся литературными рассказами. Собственно мифологический жанр формируется в эпоху Возрождения, когда античные легенды дали богатейшие сюжеты для картин Боттичелли, Мантеньи, Джорджоне, фресок Рафаэля. В ХVII — начале ХIХ века значительно расширяется представление о картинах мифологического жанра. Они служат для воплощения высокого художественного идеала в творчестве Пуссена и Рубенса, сближают с жизнью в произведениях Веласкеса, Рембрандта, Батони, создают праздничное зрелище в работах Буше, Тьеполо, Эйтевала. В ХIХ столетии мифологический жанр служит нормой высокого, идеального искусства, чему подтверждением являются скульптура Мартоса, Торвальдсена, картины Давида, Энгра, Иванова, Бугеро, Лейтона, Моро, Уотса, Уотерхауса. Наряду с темами античной мифологии в ХIХ и ХХ веках в изобразительном искусстве и скульптуре стали популярны темы германских, кельтских, индийских и славянских мифов. На рубеже ХХ столетия символизм и стиль модерн оживили интерес к мифологическому жанру. Он получил современное переосмысление в скульптуре Майоля, Бурделя, Коненкова, картинах Дени, Васнецова, Врубеля, графике Пикассо. См. подробнее Исторический жанр. Мифические существа, чудовища и сказочные животные В античной мифологии чудовища представлены редким богатством форм, цветов и размеров, чаще они безобразны, иногда — волшебно-прекрасны; нередко это полулюди-полузвери, а порой совершенно фантастические создания. Чудовища символизировали темные, неуправляемые силы природы. Греческая мифология изобилует различного рода монстрами, такими, как Химера, Сфинкс и Скилла, что связано со сложной природой зла. Чаще всего чудовища оказывались злобными и жестокими тварями, хотя некоторые из них выполняют охранные функции, как, например, Ладон, дракон, стерегущий золотые яблоки в саду Гесперид; иные подобно Химере опустошали целые земли; другие были созданы богами в наказание людям, как морской змей, задушивший Лаокоона и его сыновей. Эти существа, а также сатиры и кентавры, полулюди-полуживотные, являлись причудливым воплощением мучительного страха потерять человеческий облик или ужас перед деяниями, которые людская фантазия приписывала чудовищам. Тифон, ужасное змееподобное чудовище, чьи глаза испускали пламя, был зачат матерью-землей Геей от Тартара. Это бородатое и волосатое существо, у которого насчитывалась сотня драконовых голов, каждой своей пастью издавало дикие голоса быков, львов и псов. Древние греки верили, что Тифон намеревался стать верховным божеством, но громовержец Зевс поразил его перунами. Постоянную активность вулкана Этна в Сицилии объясняли дыханием заключенного под кратером Тифона. По одной из версий мифа, победа далась Зевсу с превеликим трудом: Тифон охватил его своими чешуйчатыми кольцами, перерезал сухожилия и заточил в Корикийской пещере в Киликии, где Зевса стерегла драконица Дельфина. К счастью, ему на помощь пришел вестник богов Гермес. Незадолго до своего поражения Тифон стал отцом огнедышащей Химеры, огромного морского чудовища, впоследствии убитого славным героем Персеем. Грифон или гриф-птица, мифическое существо, наполовину птица, наполовину зверь, перья у нее заостренные, словно стрелы, когти и клюв железные. Считалось, что гриф-птица вила гнезда на двенадцати дубах. В народной памяти это причудливое создание запечатлелось в разных обличьях: исполинская птица, подобно черным тучам заволакивающая небо, затемняющая солнечный свет; от взмахов ее гигантских крыльев поднималась буря, колебалось сине-море. В те далекие времена люди верили, что "гриф обитает в Азиатской Скифии (т. е. в Сибири), владеет золотом, серебром и яростно набрасывается на тех, кто покушается на ее богатство, наказывает корыстолюбивых". Грифон пришел в славянские земли с Востока, где, как и лев, считался эмблемой царской власти, через Италию и Византию; возможно также имело место влияние греческого грифона, "собаки Зевса", стерегущего золото в стране гипербореев, которых любил Аполлон. Гамаюн — в восточнославянской мифологии вещая птица с женским лицом и грудью, посланник богов, их глашатай, поющая божественные гимны и предсказывающая будущее тем, кто умеет слышать тайное. Гамаюн знает о происхождении земли и неба, богов и героев, людей и чудовищ, птиц и зверей. Считалось, что ее крик пророчит счастье. Демоны, низшие божества или духи, насылали беды и направляли людей на ложный путь. В славянской мифологии известно множество мифов о животных и птицах, а также существах, наделенных причудливой внешностью — полуптицы-полуженщины, человекокони — и необычайными свойствами. Прежде всего это волк-оборотень, волкодлак. Славяне верили, что колдуны могут заклятием обратить в зверя любого человека. Это и напоминающий кентавра резвый получеловек-полуконь Полкан; чудесные полуптицы-полудевы Сирин и Алконост. Интересно поверье, бытующее у южных славян, будто на заре времен все животные были людьми, но тех из них, кто совершил преступление, обратили в зверей. Взамен дара речи они получили дар предвидения и понимания того, что чувствует человек. Считалось, например, что жалобное кукование кукушки предвещало беду или сулило определенное количество прожитых лет. Драконы — крылатые змеи, в образе которых соединялись животные, воплощающие два мира — верхний (птицы) и нижний (змеи). Эти фантастические существа, которые, например, в китайской мифологии олицетворяли мужское начало, первоэлемент ян, вместе с фениксом, воплощающим женское начало, первоэлемент инь, часто использовались в декоративном искусстве. Изображение дракона служило символом императора, а феникса — императрицы. Сочетание этих изящных и причудливых созданий в представлении китайцев символизировало гармонию семейного счастья. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Виртуальная галерея картин
Здесь представлены описания всех методик и техник выполнения работ художника-любителя М.К. Чижова....
Технологическая карта урока "Загадочные существа, чудовища" 9 класс, Spotlight
Технологическая карта урока "Загадочные существа, чудовища" 9 класс, Spotlight содержит подробное описание этапов урока по теме. Урок содержит разнообразные формы работы для освоения нового ...
Методическая разработка занятия по истории и культуре Санкт-Петербурга в отделении дополнительного образования детей на тему: « Мифические существа в скульптуре Петербурга»
Методическая разработка будет интересна педагогам ОДОД для работы с учащимися по формированию представления образа связанного с анималистическими скульптурами Санкт-Петербурга....
Методическая разработка занятия по истории и культуре Санкт-Петербурга в отделении дополнительного образования детей на тему: « Мифические существа в скульптуре Петербурга»
Данная разработка поможет разобраться в символах скульптурных животных Санкт-Петербурга и развить познавательный интерес к изучению истории и культуры Санкт-Петербурга....
Творческий проект «Крылатые мифические существа»
Творческий проект для научно-практической конференции учащихся...
Маршрутная игра "По следам мифических существ разных народов""
ебята нашей школы очень любят игры в подобном формате, потому что можно хорошенько размяться, "путешествуя" по станциям, да и просто хорошо провести время. В этот раз они знакомились с мифич...
Разработка урока английского языка в 9 классе "Загадочные существа, чудовища"
План-конспект урока английского языка по теме "Загадочные существа, чудовища" способствует усвоению учащимися способов, средств осмысления и обобщения изучаемого материала...