Культура XIX века. Программа
рабочая программа по мхк (10 класс)
Программа элективного курса предназначена для страшеклассников (10 класс). Курс литературы 10 класса может сопровождаться изучением культуры XIX века с целью ознакомления с теми культурными традициями, которые современному школьнику зачастую бывают непонятны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kultura_19_veka.doc | 132.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Культура XIX века».
Программа
элективного курса
для обучающихся 10 класса средней школы
Тип элективного курса: межпредметный.
(35 часов).
Автор:
Мелитдинова Лидия Анатольевна,
учитель литературы МБОУ «Нелюбинская СОШ» Томского района Томской области, высшая квалификационная категория, 2012 г.
Пояснительная записка.
Курс литературы в IX – XI классах, в основе которого лежит исторический фокус литературы (в ее хронологическом порядке), вводит школьников в непонятный ему сегодня мир культуры XIX - XX веков. Русская культура XIX века очень многогранна, интересна своим разнообразием, развитием научно-технической мысли, воспитанием, культурным наследием и пр. Художественные тексты, включенные в курс литературы IX - X классов (в отдельных программах в VI – VIII классах), вводят школьников, как читателей, в этот мир непонятный, но привлекательный ему нравственностью и моралью, ощущая недостаток их в современности.
Ю.М.Лотман в своей книге «Беседы о русской культуре», которая стала основополагающим источником в разработке данного курса, писал: «Чтобы познать смысл человеческих поступков в литературных произведениях, надо представить их быт, жизнь, мир, чувства, поведенческие нормы, т.е. культуру времени». Поэтому становится закономерным изучение именно культурной ситуации века.
Конечно, отдельные общеобразовательные учреждения могут себе позволить включить в учебный план такой учебный предмет как «Мировая художественная культура». Однако, нисколько не претендуя на отдельный школьный предмет или замену урокам мировой художественной культуры, курс «Культура XIX века» является вводным в русский мир двухсотлетней давности, объясняя систему общения между людьми разных слоев, поведение их в различных ситуациях, символическое значение некоторых бытовых ритуалов и вещей. В программе собрано содержание, вызывающее интерес у обучающихся и касающееся жизни человека XVIII - XIX веков.
Большой объем классической русской литературы XIX века не позволяет в небольшое учебное время познакомить обучающихся со всеми особенностями культуры, поскольку на основе знаний о быте и правилах жизни составлены сюжетные линии художественных текстов, движутся действия героев и преподносятся в деталях текстов. Программа реализует межпредметные связи учебных предметов: «Литература», «История России», «История изобразительного искусства», «История музыки», «История русского театра», реализация программы возможно в профильном обучении (в гуманитарном профиле).
Так как предмет литературы IX - X классов, для коих и создается данный элективный курс, организован именно на исторической основе русской литературы XIX века, думается логично и целесообразно ознакомить старшеклассников с миром, описываемым в изучаемых ими художественных произведениях русских классиков XIX века. Таким образом, основной целью данного курса становится знакомство с русской культурой XIX века, основным направлением в обучении становится ориентация на познавательные потребности основных субъектов образования.
Для осуществления предъявленной цели данный представленный элективный курс призван решить следующие задачи:
- Интегрировать знания по теории литературы, накопленные обучающими за предыдущее время изучения литературы в среднем звене;
- Систематизировать, развить и расширить исторические и культурологические знания, полученные во время изучения учебных курсов «Литература» и «История» в среднем звене;
- Обучить проективному методу работы и самообразовательной составляющей обучения в старшем звене и создать условия для самореализации обучающихся.
Элективный курс «Культура XIX века» является позиционно-ориентированным предметом, поскольку обучающиеся в процессе обучения учатся принимать многообразие позиций и неоднозначность трактовок идей, обнаруженных и выявленных в процессе поиска информации. В этом случае от педагога предполагается субъективность в организации урока: урочное время каждый раз решается в зависимости от позиции и мотивов (заинтересованности) обучающихся. При этом учитывается и ориентация на развитие толерантности, способности коммуникации, работы в диалоге, в группе, а также происходит социализация: обучающиеся определяют свое место в обществе.
Элективный курс определяется также смысло-ориентированным. Содержание курса богато и разнообразно, помогает ощутить обучающимся «себя в мире», формирует умение определять свое место в национальном и мировом культурном пространстве, кроме того обеспечивает возможность выбора собственных способов выражения.
Данный элективный курс имеет практическую направленность и предназначается для применения полученных и сформированных знаний о русской культуре обучающимися через развитые умения и навыки работы с текстом. Предназначен курс в первую очередь для заинтересованных в получении дополнительной информации обучающихся, мотивированных на самостоятельное постижение законов жизни, готовых к развитию компетенций, связанных с пониманием культуры не только двухсотлетней давности, но и с представлением о современном мире в процессе сравнения.
В процессе обучения возможно развитие ключевых (надпредметных) компетенций обучающихся. Перед тем, как они будут названы, следует отметить факт различного представления в современной педагогике ряда ключевых компетенций.
Так, например, в методической литературе под ключевыми компетенциями понимаются следующие компетенции:
- социальные (в нашем случае эта компетентность проявляется через сферу проявления общественных отношений и определение собственного места в обществе);
- информационные (через сферу поиска, отбора и пользования информационным материалом);
- учебно-познавательные (через сферу наук и искусства, их понимания);
- коммуникативные (через сферу общения с членами группы, с оппонентами).
Обозначенные компетенции понимаются нами как определенная область окружающей действительности или деятельности, в которой человек должен быть компетентным. Владеть компетенцией значит знать, уметь, иметь навык в определенной области и обладать способами деятельности.
В статье «Формирование ключевых компетенций школьников на уроках технологии посредством взаимодействия основного и дополнительного оборудования» Горохова И.Ф. определяет компетенции с разных точек зрения. Под компетенцией понимается следующее (цитируется по статье):
1) умения, необходимые для того, чтобы добиться успеха на работе, в учебе и в жизни (QCA);
2) круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом (перевод с латинского языка);
3) готовность субъекта эффективно организовать внутренние и внешние ресурсы для постановки и достижения цели (доктор педагогического наук Г.Селевко);
4) отчужденное, заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере (доктор педагогических наук, академик Московской педагогической академии А.В.Хуторской).
С точки зрения автора в отечественном образовании выделяются следующие ключевые компетенции:
- ценностно-смысловые (ценностные ориентиры школьника, ориентация в окружающем мире и пр.; от данной компетенции зависит индивидуальная образовательная траектория и жизнедеятельность после самоопределения обучающегося);
- общекультурные (познание и опыт деятельности в области культуры, культурологическое и всечеловеческое понимание мира);
- учебно-познавательные (совокупность компетенций в сфере деятельности и ее способов организации, здесь же формируется функциональная грамотность: уметь отличать факты от домыслов, владеть измерительными навыками, использование различных методов познания);
- информационные (владение информационными технологиями и средствами информации, поиск, анализ и отбор информации, ее преобразование, хранение и передача);
- коммуникативные (знание способов взаимодействия, навыки языковой устной и письменной деятельности);
- социально-трудовые (выполнение определенной роли, навык самоопределения);
- компетенции личностного самосовершенствования (освоение способов саморазвития, формирование психологической грамотности, культуры мышления и поведения);
Важными, на наш взгляд, ключевыми компетенциями, развивающимися в процессе обучения на занятиях по данному курсу, являются следующие элементарные компетенции:
- коммуникативные – готовность общаться, выстраивать общение в диалоге, в письменной и устной форме, воспринимать устный или письменный текст;
- информационные – готовность работать с информацией, обрабатывать, искать и преобразовывать информационный поток в необходимый информационный материал;
- кооперативные – готовность сотрудничать с другими людьми, взаимодействовать в процессе деятельности;
- проблемные – готовность решать проблему.
Отдельно выделяются ключевые компетенции, имеющие статус составных, т.е. необходимых в деятельностном образовании, на принципах которого возможно построение данного учебного курса:
- самообразовательные – готовность к постоянному самообразованию, построение и понимание собственной образовательной траектории;
- исследовательские – готовность провести исследование по определенной теме;
- методологические – готовность выбрать оптимальные методы деятельности;
- организационные – готовность организовать собственный процесс деятельности и деятельность других;
- прогностические – готовность прогнозировать результаты и итог деятельности.
Кроме того, содержательный фактор учебного курса позволяет выделить отдельно комплексные ключевые компетенции:
- социальные – умение определить собственное место в социуме, свою социальную роль;
- семейные – умение оценить семейные ценности, выстроить собственные семейные идеалы и сравнить их с семейными традициями в культуре;
- гражданские – умение определить свою гражданскую позицию и выстроить в соответствии с этим свое отношение к гражданскому обществу;
- личностные – умение определить свое личное отношение к действительности, выстроить линию личностного развития.
Конечно, не следует забывать о спецификации учебного курса «Культура XIX века».
- способность ориентироваться в культурном пространстве русского искусства (прежде всего изобразительного искусства, музыки, литературы и традиций русского театра);
- навык ориентированного чтения;
- усвоение способности самостоятельной познавательной деятельности;
- формирование собственного отношения к культуре XVIII – XIX веков);
- навыки саморегуляции, понимания значимости семейного бытия, собственного здоровья;
- формирование собственного отношения к культуре образования, осмысления ценности культуры;
- выбор способов культурного и духовного обогащения личности;
- понимание культурного многообразия;
- формирование (развитие) способности учиться на протяжении всей жизни.
Основным принципом методики, на основе которого строится учебный курс, является изучение быта и жизни человека XIX века посредством поисковой и проектной деятельности.
Отмеченная нами субъективность построения урока находит выражение в умении выбрать оптимальное решение урока. Так, например, педагог имеет возможность совместного с обучающимися выбора формы и метода урока, содержания и отбора информации, формы контроля и представления результатов образовательной деятельности.
Основной формой учебного занятия является коммуникативно-диалоговый способ моделирования окружающей реальности и проективная деятельность.
Развитие отмеченных выше ключевых компетенций возможно при отборе оптимальных методов формирования компетенций:
- информационная компетенция развивается:
- в поиске и сборе информации, а также при дальнейшем ее отборе при подготовке к информационным проектам, рефератам, семинарам;
- при обработке информации (упорядочивание, план информационного потока, вопросы, составление схем, алгоритмов, дискуссий, интерпретаций, анализ и обобщение);
- при передаче информации (выступлении, презентации, учебного пособия – памятки, например, газеты и пр.);
- в комплексе (реферат, проект, исследование, выпуск ученического СМИ).
- коммуникативные компетенции возможны:
- при устной коммуникации (учебный диалог по теме, доклад, игра, опрос, беседа, обсуждение, выступления);
- при письменной коммуникации (игра, проекты, исследования, тексты для СМИ, рецензии).
- кооперативные компетенции способны развиться посредством:
- фронтально-индивидуальной работы (решение проблемного вопроса или выработка проблемного вопроса);
- групповой работы (сбор информации через прием «Пазл», лабораторная работа, мини-проект, исследовательская работа, игра);
- индивидуальная работа (умение выстроить собственный путь решения учебной проблемы).
- проблемные компетенции развиваются через формирование навыков деятельности:
- в проектах, игре, дискуссиях, подведении итогов, исправление ошибок (возврат к началу), кейс, учебные задачи, поиск.
Предлагается на первом вводном занятии выбрать форму итогового контроля и текущей деятельности. Возможны следующие варианты контроля, соответствующие компетентностному подходу в обучении:
- традиционный: в течение учебных занятий ведутся записи в тетради, контроль осуществляется по вопросам репродуктивного характера (как показывает педагогическая практика, традиционная форма знакома всем субъектам образовательной деятельности, но мало эффективна и неинтересна современному молодому человеку, мобильному, умеющему осуществить поиск информации и настроенному «не скучать» на уроке);
- ведение дневника предполагает ежедневные записи интересной информации, за-мечательной с точки зрения каждого отдельного обучающегося, подтверждающейся в прочитанных художественных текстах; в данном случае обучающиеся формируют умение работать с текстом (собственным и чужим), письменно оформляя в нем собственные размышления об услышанном, прочитанном, узнанном;
- проект позволяет в деятельностной форме подойти к изучаемому материалу;
- порфолио позволяет обучающимся посредством рефлексии и сбора интересной для каждого конкретного информации. В этом случае в самом начале обучения осуществляется договоренность по наличию конкретных разделов портфолио, тогда записи, необходимые при обучении ведутся не традиционно в тетради, а весь накопленных материал собирается в портфолио на определенных страницах. Страницы могут выглядеть следующим образом:
1) титульный лист – портрет (информация об обучающемся),
2) страница задач (обучающиеся определяют задачи посещения данного курса),
3) коллектор - сборная информация, не принадлежащая обучающемуся (заинтересовавшая обучающегося в процессе его знакомства с материалом, представленная учителем или собранная и систематизированная самим обучающимся),
4) материалы собственной работы - достижения (доклады, рефераты, схемы, описание проектов и пр.),
5) материалы рефлексивного характера (на выбор: сочинение, эссе и пр. формы характеристики того, что обучающийся приобрел за время обучения).
Представленная программа элективного курса основывается прежде всего на методах активного обучения:
- проективного (создание проектов по совместному решению педагога и обучающихся может стать основной формой контроля, но вместе с тем может стать одним из методов работы, в этом случае возможна организация работы над мини-проектах на отдельных учебных занятиях практической направленности);
- исследовательского (содержание курса основывается на материале, познание которого целесообразно проводить в активной форме исследования, в этом случае педагог для обучающихся встает в позицию научного руководителя; исследования возможно организовывать индивидуально и в группе);
- театрально-игрового (одним из результатов обучения возможно небольшое театральное представление в рамках проекта или самостоятельно, кроме того, советуем отдельные темы для самостоятельного рассмотрения после необходимой исследовательской работы представить в небольших сценах, например, дуэль, бал, колядование и пр.);
- групповое (отдельные виды работы выполняются в группе);
- поискового (поиск и выбор информации подразумевает перенос общих признаков на новое с опорой на наглядность).
Результатом образовательной деятельности должно стать освоение приемов деятельности в системе компетенций, форм деятельностного подхода в освоении учебного материала, а также применение приемов и методов деятельности при практическом применении в процессе обучения. Конкретный результат обучающей деятельности должен соответствовать выбранной форме контроля (см. выше). Кроме того, ожидаемым результатом данного курса является научение самостоятельной практической поисковой и проектной работе, знакомство с русскими культурными явлениями XIX века и отдельными культурологическими идеями.
В настоящее время существует большое количество литературы и ссылок в информационном поле Интернет, описывающих жизнь и быт человека в XIX века. Для нас основополагающими структурными элементами является культурологическая литература: Лотман Ю.М. «Беседы о русской культуре», Муравьева О.С. «Как воспитывали русского дворянина», Кондаков И.В. «Культура России», а также ряд сайтов (см. Список литературы).
Элективный курс рассчитан на 17 часов. Отдельная часть (4 часа) курса позволяет практически ознакомиться с культурными элементами XIX века (просмотр кинофильмов, посещение музеев, в том числе и виртуальных). Завершающим структурным моментом курса является практическая работа – например, создание проектов по отдельным культурным элементам. Кроме того, в процессе обучения подразумевается иные формы, допустим, выступление на школьной публике с докладами и выпуск газет (например, «Декабристы» - к годовщине декабрьского восстания 1825 года, «Вы, чьи широкие шинели…» - к 23 февраля, «Прелестницы земные» - к 8 марта) – см. выше. На данную работу отводится 4 часа, которые используются на подбор, поиск в библиотеке и Интернете материалов, отбор их и практическое применение полученных знаний (например, написание статей, оформление страниц газет).
Учебно-тематический план.
№ | Тема | Кол-во часов | Возможный вид занятия |
1 | Вводное занятие. | 1 | Лекция |
I модуль: «Дворянство». | |||
2 | Дворянство. Здоровый образ жизни. | 3 | Беседа, доклад |
3 | Дворянство. Женское воспитание. | 2 | Мини-проект |
4 | Дворянство. Честь и достоинство. | 3 | Ролевая игра |
5 | Как воспитывали русского дворянина. | 3 | Мини-проект |
Творческая работа. | 5 | Презентация | |
II модуль: «Разночинство». | |||
6 | Появление разночинцев, кодекс чинов. | 2 | Семинар |
7 | «Маленький» человек в русском обществе. | 2 | Письмо |
8 | Культура службы. | 3 | Мини-проект |
Творческая работа. | 4 | Презентация | |
III модуль: «Крестьянство». | |||
9 | Крестьянские дети. Русские праздники. | 4 | Мини-проект, театрализация |
10 | Крестьянство. Творческая работа. | 3 | Презентация |
Итого: | 35 |
Содержание курса.
Вводное занятие (знакомство с курсом) – 1 ч.: понятие культуры, культурное развитие в России в XVIII – XIX веках, дихотомия культурного развития; два направления, двоемыслие, культурные и исторические противоречия; роль государства и личности в жизни русского человека; традиции развития русского искусства; отличия русской культуры от западно-европейского культурного развития (отсутствие средневековых процессов, одновременное сосуществование культурных традиций Просвещения, перенос европейских традиций в русское устройство общественной, культурной и бытовой жизни); сложные взаимоотношения государства и Церкви (влияние раскола на последующее развитие духовной и светской культур); сосуществование архаичного восприятия жизни и православного вероисповедования.
I модуль: «Дворянство».
(16 часов, из них
2 практической самостоятельной творческой работы)
Предлагаемые для изучения темы:
1) Здоровый образ жизни – 3 ч.:
обязательные оздоровительные занятия (физкультура), закаливание, фехтование, конные упражнения (езда верхом), обязательный режим дня, прогулки, путешествия, охота; танцы, литературные упражнения, мужское и женское образование; искусство жизни.
2) Женское воспитание – 2 ч.:
женский мир семьи, женская половина дома, роль горничной, няня и учитель в жизни русского дворянина; служба женщины – фрейлины; общественная роль женщины и общественная деятельность (благотворительность); роль женщины в государственном управлении (жена губернатора и пр.); сватовство и замужество, выход в свет – балы, танец – роль в жизни женщины, язык танца.
3) Честь и достоинство– 3 ч.:
кодекс дворянина, внутренний спор между родами «благородного рождения» чинами «табелью о рангах», дуэль, законы этикетного обхождения в общении, культура письма; век богатырей (воспитание 1812 годом), декабристы, роль личности в истории, русские «денди», карточная игра
4) Как и где воспитывали русского дворянина – 3 ч. практической работы (кружки, образование, лицейское братство).
5) Творческая работа – 5 ч.
Темы для самостоятельной работы:
- Этикет балов.
- Придворный этикет.
- Этикет дуэли.
- Отец и сын.
- Мать и дочь.
- Семейные ритуалы.
- Дело всей жизни.
- Альбом.
- Москва и Петербург.
- Благотворительность в России.
- Развитие театра.
- Образование в России.
- Дворянская усадьба.
- Отдых дворянина за границей.
- Деревенская и городская жизни русского дворянина.
- Взаимоотношения с домашним учителем.
- Роль няни в развитии дворянина.
- Одежда русского дворянина.
- Система отношения с царским двором.
II модуль: «Разночинство».
(11 часов, из них
1 практической творческой самостоятельной работы)
Предлагаемые для изучения темы:
1) Появление разночинцев – 2 ч.:
деление на чины, иерархия службы, система обращения, необходимость жалования, «восхождение» по служебной лестнице, кодекс чинов: история появления чинов; служба искусству как появление прогрессивных сообществ литературоведов, художников, театралов и пр.; развитие науки, русские путешественники; на полях сражений – воинский долг (походы в Европу, Отечественная война, Крымская война, военные действия на Кавказе); возникновение интеллигенции.
2) «Маленький» человек в русском обществе – 2 ч.:
низшие разряды, закономерность появления «маленького» человека, отношение к «маленькому» человеку в обществе, литературные традиции в изображении «маленького» человека; национальное самосознание; деловые люди как мечта «маленького» человека (идея собственности).
3) Культура службы. – 3 ч. практической работы.
4) Творческая работа – 4 ч.
Темы для самостоятельной работы:
- Кто такие разночинцы?
- «Служить бы рад…»
- Кодекс дружбы.
- «Мелкий» чиновник.
- Культура письма.
- Школьный учитель.
- Домашний учитель
- Быт «служивого» человека.
- Различия в службах различных ведомств.
- Служебная деятельность (например, Пушкина)
- Журналистика – служба?
- Где можно было заработать деньги?
- Культура службы.
- История ведомств.
- Культура ведомств.
- История военной формы.
- Русские награды.
- Русское предпринимательство.
III модуль: «Крестьянство».
(7 часа, из них
1 практической творческой самостоятельной работы)
Предлагаемые для изучения темы:
1) Крестьянские дети, русские праздники – 4 ч.:
вынужденная необходимость работы, помощь семье, воспитание крестьянских детей, близость к дворянским детям, обучение крепостных для театра, появление модисток и горничных; основные праздники, одинаково отмечаемые всеми слоями общества, наличие праздников, пришедшие в русскую жизнь из языческих времен, совместимость в России языческих и православных праздников; крепостные художники и музыканты, культура восприятия русской природы.
3) Крестьянство, творческая работа – 3 ч.
Темы для самостоятельной работы:
- Масленница.
- Рождество.
- Святки.
- Летние праздники.
- Праздники урожая.
- Три Спаса.
- Театр – дело крестьянина?
- Воспитание крепостных.
Система контроля.
После изучения каждого тематического модуля предполагается творческая работа, в качестве которой может быть подготовлен проект по темам для самостоятельного изучения, проведена исследовательская работа по данным направлениям, выпущена тематическая газета. Форма контроля выбирается педагогом совместно с обучающимися (см. пояснительную записку). Итого контрольных творческих работ – 3 часа.
Рекомендуемая литература:
Обязательная:
- Кондаков И.В. Культура России: краткий очерк истории и теории: уч. пос. – М.: КДУ, 2007.
- Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. – С-Пб: «Искусство – СПБ», 2005.
- Лотман Ю.М. Воспитание души. – С-Пб: «Искусство – СПБ», 2005.
- Муравьева О.С. Как воспитывали русского дворянина. – М.: «Linka – Press», 1995.
- Федосюк Ю.А. Энциклопедия русского быта XIX века. – М.: «Флинта», 1998.
- Яковкина Н.И. История русской культуры XIX века. – СПб: Лань, 2001.
Дополнительная:
- Аксаков С.Т., «Детские годы Багрова – внука».
- Гарин – Михайловский Н.Г., «Детство Тёмы».
- Гоголь Н.В. «Петербургские повести»,
«Мертвые души».
- Лирика начала XIX века (в т.ч. декабристов).
- Некрасов Н.А. «Кому на Руси жить хорошо?»,
«Русские женщины»,
«Крестьянские дети».
- Одоевский В.Ф., «Отрывки из журнала Маши».
- Пушкин А.С., «Повести Белкина»,
«Дубровский»,
«Евгений Онегин».
- Толстой Л.Н. «Война и мир»,
«Детство. Отрочество. Юность»,
Дневники.
- Тургенев И.С., «Бежин луг»,
др. рассказы из цикла «Записки охотника».
- Тынянов Ю.Н., «Кюхля»,
«Пушкин»,
«Подпоручик Киже».
Полезная информация:
- http://www.portal-slovo.ru
- http://yanko.lib.ru
- http://www.bibliotekar.ru
- http://www.gelos.ru
- http://webstarco.narod.ru
- http://ricolop.org
- http://nasledie-rus.ru
- http://museum.ru
- http://art-portrets.ru
- http://4medic.ru
- http://rushistory.stsland.ru
- http://school-collection.ru
- http://ros-kompozitor.ru
- http://haliavaplus.narod.ru/3/kult3.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Художественная культура XYII века. Рембрандт и его картина «Возвращение блудного сына».
Тема: Художественная культура XYII века. Реалистическая живопись Голландии.Рембрандт и его картина «Возвращение блудного сына». На этом уроке учащиеся знакомятся с творчеством голландского художн...
Конспекты уроков по МХК. Культура XIX века
Предмет рассотрения - социокультурные доминанты 19 века в Европе, романтизм, реализм в искусстве...
Конспекты уроков МХК. Культура XX века
Материал содержит выкладки по основным этапам эволюции творческой мысли 20 в.- классика, модернизм, постмодернизм. Материал компактен, намечен пунктирной линией, пробный....
Культура железного века. Городище Усть-Полуй. Культура народов Ямала.
Усть-Полуйское святилище – археологический «клондайк», уникальность которого по возрасту и значимости сопоставима с Троей – находится на северном полярном круге.Это один из самых...
Фрагмент рабочей программы общепрофессиональной дисциплины "Музыка в истории культуры XX века"
Фрагмент рабочей программы учебной дисциплины, разработанной в соответствии с требованиями ФГОС СПО по данной специальности. Включает в себя: паспорт рабочей программы (место учебной дисци...
Открытый урок. Русская культура Серебряного века. Конец 19 – начало 20 века – эпоха «всплеска» в науке и искусстве: литературе, музыке, живописи.
Разработка урока по литературе в 11 классе...
Русская художественная культура 18 века. Архитектура. Скульптура. живопись. Культура и быт российских сословий 8 класс ИСТОРИЯ
Русская художественная культура 18 века. Архитектура. Скульптура. живопись. Культура и быт российских сословий 8 класс ИСТОРИЯ...