Конспекты уроков МХК. Культура XX века
методическая разработка по мхк (9 класс) на тему
Материал содержит выкладки по основным этапам эволюции творческой мысли 20 в.- классика, модернизм, постмодернизм. Материал компактен, намечен пунктирной линией, пробный.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
20_v.doc | 141.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок 23.
Новые идеи в искусстве конца 19 – начала 20 века.
Цели: - рассмотреть многообразие направлений в искусстве конца 19 – начала 20 века;
- осознание нового в искусстве;
- развитие эстетического вкуса
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: иллюстрации
Ход урока:
1 Организационный момент.
2 Объяснение нового материала.
Рубеж 19 – 20 веков – искусство переломное, кризисное, где старое и новое действовали во взаимном пересечении. Художники стремились быть новыми. Художники подвергали сомнению представления о красоте, форме, пространстве, сюжете и колорите. В поисках новых путей погружались в природу чувств и интеллекта.
Сформировалось искусство авангардизма.
Авангардизм («передовой отряд») – определяет экспериментальные начинания в искусстве. Термин утвердился только в начале 20 века.
Модернизм – обозначает все новейшие течения, школы и направления, которые порывают с реализмом и считали эксперимент основой творческого метода. Характерно вытеснение традиционных средств изобразительного искусства, внедрение в произведение новых элементов, которые не обременены художественными ассоциациями, прием коллажа, изменение традиционного типа и формы произведения. Происходит процесс дематериализации традиционных предметных основ искусства. Первое впечатления от работ – все не так. Основная формула модерна: «если еще так никогда не делалось, то так необходимо сделать».
Стиль модерн был программным, определяющим эстетическую программу нового искусства:
- воплощение красоты, которая не содержится в окружающем мире;
- создание искусства для искусства;
- искусство противопоставлено жизни;
- окружающий мир перестает воссоздаваться;
- изображается только то, что художник считает мерилом красоты.
Модерн – особый стиль искусства, который поставил своей целью
- перевернуть сложившуюся со времен Возрождения традицию европейского искусства;
- возродить само понятие искусства;
- синтез всех видов искусств, создание синтетического, целостного произведения искусства.
Недостаток стиля – устремление к формальной красоте.
Основной признак – декоративность.
Основной принцип – уподобление рукотворной формы природной и наоборот.
Основные направления в искусстве конца 19 – начала 20 века.
Импрессионизм становится национальным явлением Франции. Направление в искусстве последней трети 19 – начала 20 века, представители которого стремились запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления. Название от фр. impression – «впечатление». Оброненное однажды критиком Луи Леруа ироничное «импрессионизм», возмутило всех молодых художников, но, оказалось, очень точно передавало сущность нового течения в живописи. Поленов в 19 веке стал использовать пленэрную живопись, т.е. писать на открытом воздухе. Для импрессионистов пленэр – главная задача. Важен не сюжет, а анализ цвето-воздушной среды, цвето-световая характеристика предметного мира. Доминирующее положение занимает прием оптического смешения. Практика работы импрессионистов привела их к пониманию динамики мироздания, потока жизни.
Клод Моне положил начало новому искусству своей картиной «Впечатление. Восход солнца», на которой изображены силуэты и мачты лодок в голубом утреннем тумане, плоский диск солнца и проложенная крупными оранжевыми мазками дорожка на воде. Критик Арман Сильвестр считал Клода Моне «самым умелым и самым смелым художником».
Одним из самых ярких импрессионистов был Огюст Ренуар. Он брал свои сюжеты из современной жизни. Живописный мир Ренуар был радостным, в нем царил
Импрессионисты организовали восемь общих выставок, на последней в 1886 г. были представлены картины никому еще неизвестного Поля Гогена. Появление на выставке художника самоучки никого не удивило, но очень скоро он стал одной из самых ярких фигур в искусстве своего времени. Его жизнь полная неожиданностей и приключений, на самом деле была характерной для эпохи постимпрессионизма. Путь художника, отверженного обществом, для него был не только стезей испытаний, но и предметом особой гордости. «Вопреки всему, страдание обостряет гений», - писал он дочери Алине. Гоген написал знаменитый «Автопортрет» в подарок Ван Гогу. Гоген был первый среди художников своего поколения, кто осознал роль опыта примитивного искусства для современности.
Постимпрессионисты усиливают момент реальности. Мир продолжает восприниматься ими как изменчивый и непостоянный, но постимпрессионисты ищут в нем устойчивость.
Символизм - направление в искусстве последней трети 19 – начала 20 века, представители которого стремились с помощью символа выразить интуитивно постигаемый смысл явлений материального и духовного мира. Символизм возник во Франции. Появлению данного течения предшествовала поэзия Шарля Бодлера, его сборник стихов «Цветы зла». Теоретиками символизма стали Поль Верлен и Артюр Рембо:
- интуитивно постичь и передать с помощью образов-символов сущность мироздания;
- проникнуть в тайны сознания;
- «выражение невыразимого»;
- «музыка стиха».
Экспрессионизм (от lat. expression-«выражение») – возник в середине 1900-х гг. в Германии. Искусство глубоко пессимистично. Экспрессионисты утверждали: в мире нет Бога, на земле «правит бал» слепая сила, калечащая души и тела, не оставляя надежды на любовь и счастье. Экспрессионизм – искусство крика (Эдвард Мунк, Отто Дикс, Оскар Кокошка).
Фовизм (от фр. – «дикий, дикость») – использовали чистые, яркие, насыщенные цвета, что являлось главным средством выражения. Они не ставили целью объективно изобразить мир, а хотели донести до зрителя чувства и вещи, которые увидеть нельзя. «Вообразить мир таким, каким нам хочется», - под этими словами Дерена мог подписаться любой художник. Каждый из них, обладая яркой индивидуальностью, создавал собственный мир. Поэтому после краткого совместного звучания их хор распался на отдельные голоса – фовизм как течение просуществовал несколько лет.
Морис де Вламинг формирует доктрину – смотреть на мир глазами ребенка. Работал в жанре пейзажа.
Анри Матисс – художник-исследователь, анатомировал картину, считал, что цвет – это мозг художника («Танец», «Красные рыбки», «Музыка»). «Исходный пункт фовизма, - писал Матисс, - решительное возвращение к красивым синим, красивым красным, красивым желтым – первичным элементам, которые будоражат наши чувства до самых глубин».
Кубизм выдвинул идею деформации и трансформации предметов. Впервые слово «кубизм» появилось в рецензии критика Луи Векселя на выставку Жоржа Брака. Создатель П.Пикассо отталкивался от эстетики негритянской скульптуры. Непосредственным толчком к появлению кубизма послужили две большие выставки Поля Сезанна в 1904 и 1906 гг. Его слова» «трактуйте природу посредством цилиндра, шара, конуса…»,- можно считать своего рода эпиграфом ко всем последующим творческим исканиям нового направления.
Основной теоретический принцип – художник должен создавать реальность, которая подчиняется законам искусства, а не жизни.
Основная задача – познание окружающего мира с помощью нарочито простых средств.
Основные формы – шар, цилиндр, призма, куб.
Основные цвета – бледно-серые и коричневые тона.
В 1907г. молодой испанский художник Пабло Пикассо, обосновавшийся в Париже, показал друзьям свое незаконченное полотно «Авиньонские девицы». Он отверг иллюзорную трехмерность, перспективу, светотень. Поверхность большой картины – и фон, и тела пяти обнаженных женщин – была рассечена на геометрические сегменты. Выглядели девицы как грубо вытесанные идолы. Современники не в состоянии были оценить новаторский замысел художника. Брак и Пикассо решили утвердить в живописи то, что она утратила после импрессионизма – ощущение плотности тел, наполненность объема. Кубисты давали зрителю возможность увидеть один предмет через другой, рассмотреть, из чего он состоит. Затем они стали вводить в живописные полотна реальные предметы – коробочки, детали музыкальных инструментов и материалы разной фактуры (бумагу, дерево, ткань); весьма популярным в среде кубистов стал коллаж «Музыкальные инструменты» П.Пикассо)
Сюрреализм («искусство сверхреальное, сверхестественное») сложилось в 20-е гг. 20 века. Слово «сюрреализм» (от фр. «сверхреальность») – уже давно превратилось в общеупотребительное понятие, которым обозначают все странно сочетаемое, удивительное, фантастическое, оторванное от реальности. Что же касается сюрреализма как художественного направления, то начало ему положил «Манифест сюрреализма», опубликованный французским поэтом Андре Бретоном в 1924г. Установка: творческая энергия исходит от подсознания человека, суть событий нельзя постичь разумом, а только интуицией. Сюрреалисты взяли на вооружение теорию австрийского психолога Зигмунда Фрейда о бессознательном, как важнейшей сфере человеческой психики, о значении сновидений для понимания подлинных вкусов. Увлечений, причин поступков человека. Принцип психоанализа, разработанный Фрейдом, основывался на методе свободных ассоциаций: когда человек, отталкиваясь от какого-либо слова, представления или образа, высказывает все мысли без разбору, мысли, который приходят в голову. Так рождается сюрреалистический образ.
Главный акцент – исследование сна, гипноза, бессознательных действий.
Цель – попытка через бессознательное подняться над ограниченностью мира материального и духовного. Картины должны вызывать поток ассоциаций, стимулировать сознание, пробуждать рефлексию.
В книге «Сюрреализм в живописи» (1928г.) Бретон выделил главные принципы: автоматизм, сновиденческие образы и использование «обманок».
Сальвадор Дали – максимальное правдоподобие и реальный образ. Первый период творчества (1904 – 1928) отмечен увлечением многими течениями. Второй период (1928 – 1948) – участвует в создании фильмов «Андалусский пес» и «Золотой век» - молодежь в день премьеры разодрала экран, а сам художник еле спасся. Вновь к кинематографу Дали вернулся в 1945г. по приглашению А. Хичкока. Одновременно с работой в кинематографе Дали осваивал новые виды деятельности: выступал как дизайнер, обращался к книжной графике.
Абстракционизм – художники не пытаются изобразить что-то реально существующее, а пользоваться только линиями, точками, цветом. Абстракционисты отказываются от формы, создают спонтанные беспредметные композиции.
Малевич – создание логических упорядоченных конструкций («Черный квадрат»).
Примитивизм – чем примитивнее форма, тем ярче идея, отказ от профессиональных навыков, рисовали как дети – Анри Руссо. В искусстве больше известен под именем Таможенник. Руссо обладал способностью преображать окружающий его мир в сказку. Искусство для него не средство заработка, но большая любовь, увлечение. Картины Анри Руссо современники впервые увидели в Салоне Независимых. В 1894г. там появилась картина «Война» - юная дикарка в разорванном платье резвиться на развалинах погибшего мира. Она летит рядом с черным конем-чудовищем, срубая ветви с деревьев и поджигая все вокруг. Земля усеяна трупами, а по небу безмятежно-голубого цвета плывут розовые облака. На обратной стороне холста Руссо написал: «Она проносится ужасающая, оставляя повсюду отчаяние, плач и разрушение». В 1910г. Руссо написал последнюю загадочную картину и назвал ее «Мечта» - в джунглях при свете белой луны, темнокожий человек играет на дудочке, а гепарды пристально смотрят на обнаженную женщину, лежащую среди тропического леса на красном диване. Умирая в больнице для бедных от тропической язвы, Руссо рассказывал о том, что его покусали дикие звери.
3 Подведение итогов. Составить таблицу.
Направление в искусстве конца 19 – начала 20 века | Где и когда возникло? | Основные этические и философские принципы направления | Имена и произведения, относящиеся к данному направлению. |
4 Д/З: Продолжить заполнять таблицу.
Урок 29
Основные течения в развитии художественной культуры ХХ века
Цель урока: изучение основных понятий, характеризующих культурный процесс ХХ века
раскрытие особенностей культуры данного периода
повторение пройденного материала
Тип урока: комбинированный
Оборудование: иллюстрации
Ход урока:
1 Организационный момент
2 Беседа:
- Раскрыть суть понятии СВ.
- Какие важные исторические события сопровождали ХХ век?
3 Рассказ-лекция:
Искусство ХХ века – кризисное, в нем проявились закономерности умирания старого и развитее нового мира. Эти закономерности не располагались в линейной последовательности, а действовали во взаимном пересечении, охватывали глобальное пространство и обширное историческое время.
ХХ век – это переломная неклассическая эпоха в истории развития искусства. Искусство ХХ века проникнуто неудовлетворенностью окружающей жизни; вобрало в себя художественные особенности культур разных эпох от первобытного до других разделов. Одни из художественных течений, возникнув взрывоподобным образом, исчерпывают себя и исчезают, другие – устойчиво существуют и только изменяются на разных этапах.
- Приведите примеры.
В художественной культуре ХХ века выделяют три этапа:
1) 1901 – 1920гг – характеризуется влиянием традиций 19 века, а также борьбой с ними, развивается стиль модерн и авангардистские течения. Значимые исторические события – революционное движение, смена общественно-политического строя, I Мировая и Гражданская войны, НТР.
2) 1920 – 1950гг – мощные исторические события - II Мировая война, становление культа личности, репрессии, что в духовной и культурной жизни страны привело к идеалогизму, возрождению реализма (соцреализм), появлению нового традиционализма и искусства, обслуживающего тоталитарную систему.
3) вторая половина ХХ века – постструктурализм и постмодернизм развиваются как преодоление исторического авангарда и тоталитарной культуры.
Начало ХХ века – бурное развитее модернистских течений. Модернизм предполагал отказ от традиции, постмодернизм – обращение к ним. Главным в постмодернизме становится ирония. Стирается понятие авторства и плагиата, вводится цитация, происходит отказ от нарративов – глубинных подоснов культуры, систем ценностей.
Меняется цель познания. Постмодернизм меняет не мир, а его видение, понимание, интерпретацию. Познание идет по двум направлениям: естественно-научное и гуманитарное. Постструктурализм выявляет не основополагающие формы, а фон, влияние на те или иные культурные тексты. Текст постмодернисты рассматривают как особое явление. Текстом может быть абсолютно все. Стилистика постмодернизма – это стилистика нюанса и абсурда Постмодернизм занимает позицию привилегированного знания, считая, что истинное знание основано на умении мыслить в диалоге культур. Постмодернизм – это культура культур.
Диалог просматривается и между авангардизмом и постмодернизмом, и заключается в проблеме смены поколений.
А.И. Солженицын считает, что постмодернизм – это модификация старого антикультурного феномена, отрицающего общепризнанные традиции и ценности. Он ставит знак равенства между явлением футуризма и постмодернизма.
В. Аксенов написал эссе «Дистрофия толстых и беспредел тонких», где обосновывает мысль о том, что постмодернизм – это следующая фаза модернизма, а между понятиями авангард и ренессанс он ставил знак равенства.
А. Хьюссон считает постмодернизм – смиренным авангардом, который избавился от утопических амбиций и обнаружил склонность к компромиссу.
Постмодернизм = Авангард + Попкультура
Постмодернизм = Авангард + Соцреализм
На западе появление постмодернизма связывают с кризисом 60-х гг. Постмодернизм появляется не на пустом месте. Его ключевое понятие – деконструкция, нестабильность, изменчивость
В российской действительности авангард не был официальным искусством. Русские постмодернисты осваивали авангард иначе, чем на Западе: подвергли его делению на содержание и форму и взяли последнее. Роль попкультуры сыграл отечественный соцреализм. Попкультура сама по себе инфантильна, религиозна, доверчива к чудесам и превращениям. Относительно нашего соцреализма, можно отметить сильное дидактическое начало. Произведения соцреализма являлись официальным хранилищем социальных мифов и воспринимались постмодернистами как источник штампов. У авангарда соцреализм унаследовал поэтику машины, для авангардистов человек – метафора машины.
Авангард – загадочное слово, объединяющее в себе множество понятий и оценок.
4 Анализ «Манифеста» одной из авангардных групп «Лучисты и будущники»
«Мы, Лучисты и Будущники, не желаем говорить ни о новом, ни о старом искусстве…Будущее за нами…Спящих мы не будим, дураков не вразумляем, пошляков клеймим этим именем в глаза…Мы против Запада, опошляющего наши восточные формы и все нивелирующего…Выдвигаемый нами стиль лучистой живописи имеет ввиду пространственные формы, возникающие от пересечения отраженных лучей различных предметов…Луч словно изображается на плоскости цветной линией…Отсюда начинается истинное освобождение живописи и жизнь ее только по своим законам, живописи самодавлеющей…»
- Как относятся авторы манифеста к «старому» искусству?
- Какие задачи перед собой ставят?
- Как оценивают искусство Запада?
- Какими художественными приемами предлагают пользоваться?
5 Продолжение:
М.Ф. Ларионов в 1913г. опубликовал книгу «Лучизм», в которой утверждал полную независимость живописи от окружающего мира и предметной среды. «Лучизм» стал манифестом дальнейших поисков нового формотворчества – абстракционизма, создателями которого являются В.В. Кандинский и К.С. Малевич. Линия и цвет становятся предметом изучения, обновления и смелого эксперимента. Кандинский работал в области психологического истолкования цвета (статьи: «О духовном в искусстве», «Ступени», «Точка и линия на плоскости»). Взгляды Малевича отражали уверенность в «победе над предметностью» и трехмерным пространством. В геометрических формах художник видел «зародыш всех возможностей», что полнее всего выразилось в его знаменитых работах «Черный квадрат на белом фоне» и «Белый квадрат на черном фоне».
Динамизм открытий в области формы захватил и поэзию. В искусстве поэтического слова расцвел футуризм – течение, родственное формотворческим экспериментам в живописи. Футуризм зародился в Италии. Его теоретиком был публицист и философ Ф.Т. Маринетти. Итальянский футуризм оказал влияние на русский авангард. Близкими оказались идеи культа индустриализации, техники, отрицание традиций. Но милитаристские установки, проповедь насилия и «железной энергии войн», были, конечно, неприемлимыми. Футуризм – становится не только искусством, но и стилем жизни, неким прообразом «субкультуры» хиппи наших дней. В 1912 г. появился сборник стихов «Пощечина общественному вкусу», предисловие к сборнику являлось манифестом российских футуристов, подписанным Д. Бурлюком, В. Маяковским и В. Хлебниковым.
Авангардисты находят свое прибежище в Америке. Там же проявляет себя и новое течение – искусство поп-арта. Поп-арт появляется в 50-е годы, расцвет – в 60-е гг. Это слово циркулировало в богемной среде как жаргонное. В 1952 г. в Сан-Франциско состоялась выставка «Собрание обыденного искусства», объединившая художников нового направления. Художники отказываются от традиционных методов, от рисования на плоскости, они использовали коллаж. Джорж Сигалл объявляет произведением искусства «концентрация в одном месте случайных объектов». К таким произведениям относятся «Резервуар» Р. Раушенбаха, «Художественный критик» Р. Хаусмана и др.
В 50-е гг. возникает новая форма искусства – хеппининг. Одна из форм художественной акции. Художники отказываются от посредников в общении со зрителями. Это своего рода представление без сценария.
В середине 60-х гг. возникает концептуальное искусство. Много наследует от авангарда, является предвестником постмодернизма. Название происходит от «концепт» - идея, представление. Главное – иллюстрация идеи, концепции, настроения автора, которые воплощаются в различных материалах (тело человека – перфоманс, бодиарт, природа - лэндарт)…
В градостроительстве ХХ века сложилось 2 направления – урбанистическое и дезурбанистическое. Урбанисты ( Ле Корбюзье, Гарнье и Кьятоне) предлагали проекты по реконструкции Парижа с постройкой небоскребов, строительства «Промышленных городов» и «Городов будущего». Дезурбанисты (Аберкромби, Хоуард) предлагали создавать небольшие города – сады или жилые комплексы с населением от 7 до 50 тыс. жителей( проекты «Большого Лондона», «Большого Парижа» и «Большого Нью-Йорка»).
6 Подведение итогов:
Эволюция творческой мысли
Позиции оценки | Классика | Модернизм | Постмодернизм |
Основной элемент | (ЧТО?) Объект познания | (КАК?) Метод познания | Субъект познания – человек, который познает |
Основная проблема | Объективность | Рациональность | Креативность |
Ограничение | Догматизм | Технократизм | Субъективизм |
7 Д/З: Подготовить примеры проявления современной культуры.
Урок 30
Массовая художественная культура
Цель урока: изучение понятий массовая и элитарная культура
повторение пройденного материала
Тип урока: комбинированный
Оборудование: доклады
1 Организационный момент
2 Повторение пройденного материала:
- разграничить понятия авангард, модернизм и постмодернизм.
3 Рассказ-лекция
Мир утопает в потоке информации, что является следствием возрастающей роли технических средств. Наше общество является информационным, что противоречит, с одной стороны, нехватке знаний и потребности в них; с другой стороны усложняющаяся социально-культурная реальность противостоит привычке думать просто, стереотипно.
Современная наука, этика и эстетика ориентированы на создание множества картин мира (мозаичность) – это следствие плюралистичности эстетики.
В современной культуре происходит опосредованное внедрение культурных образцов. Средства массовой информации конструируют и тиражируют образы и образцы социального, культурного и эстетического поведения. Таким образом, оказывается давление на общественное мнение и гуманистическое знание, что ведет к рассогласованности между личностью и социумом. Возникают специальные организации и институты, которые ставят своей целью обеспечение культурного наследия, появляются субкультуры.
Субкультура – это культура малых общественных групп. Субкультуры взаимодействуют друг с другом и с культурой в общем смысле.
Говоря о культуре, различают культуру массовую и элитарную. Массовая – первична, это база для элитарной культуры. Массовая культура характеризуется шаблонностью, использованием клише и стандартов.
Разновидности массовой культуры:
- субкультура детства – детская литература и искусство
цель – универсализация воспитания детей, внедрение в их сознание той системы ценностей, которая принята в данном обществе
- массовая общеобразовательная школа
цель – приобщение учащихся к основам научных знаний
- СМИ
цель – объяснение рядовому человеку смысла происходящих явлений
- система национальной идеологии
цель – пропаганда, патриотическое воспитание граждан
- массовые политические движения
цель – вовлечение в политику широких слоев населения
- система организации массового потребительского спроса (реклама, мода)
цель – сформировать в общественном сознании стандарты престижных интересов и стиля жизни
- индустрия досуга (эстрада, приключения, фантастика, детективы)
4 Анализ текста В.П. Руднева
«Для МК характерен антимодернизм и антиавангардизм. Если модернизм и авангард стремятся к усложненной технике письма, то МК оперирует предельно простой, отработанной предшествующей культурой техникой. Если в М и А преобладает установка на новое, как основное условие их существования, то МК традиционна и консервативна…, поскольку она обращена к огромной читательской, зрительской и слушательской аудитории…
Можно сказать, что МК возникла в ХХ веке не только благодаря развитию техники, приведшему к такому огромному количеству источников информации, но и благодаря развитию и укреплению политических демократий…, в тоталитарных обществах…практически отсутствует…
Необходимым свойством продукции…должна быть занимательность, чтобы она имела коммерческий успех, чтобы ее покупали, и деньги, затраченные на нее, давали прибыль…, она не должна быть плохо сделанной, а, наоборот, в своей примитивности она должна быть совершенной – только в этом случае ей обеспечен читательский и, стало быть, коммерческий успех…»
-Считаете ли вы понятия «культура» и «массовая культура» сходными?
- Что выше по уровню развития «культура» и «массовая культура»?
- Каковы основные характеристики массовой культуры?
- Какие явления нашей жизни можно отнести к «культуре» и «массовой культуре»?
Кино – искусство – специфическое для ХХ века
- полифункциональное искусство: искусство, учебное пособие, средство агитации, воспитания…
- синтетическое искусство
- текст, изобразительно-выразительными средствами которого являются предметы, жесты, свет, план
- особым образом структурированное изображение мира с целью коммуникации
- определенная знаковая система, отвечающая на социальные запросы.
Развитие киноискусства началось с немого кино (Ч. Чаплин), сегодня же оно не ограничено ничем.
5 Работа с учебником Л.А. Рапацкой (С. 293 -296)
СМИ – канал культуры, продукт информационного общества.
Способствуют устранению культурной изоляции, расширению границ межкультурной коммуникации.
Негативное влияние:
- засорение сознания ненужными и бесполезными вещами, элементами агрессии и т. д.
Очень большое влияние оказывает на человека телевидение и реклама.
Реклама, как известно, двигатель торговли. Ее цель – продвижение товаров на рынке. Может быть различных видов:
- информативная – задача – в создании начального спроса на товар
- убеждающая – цель – формирование избирательного спроса на определенную марку товара
- напоминающая, поддерживающая - цель – убедить потребителя в правильности выбора определенной марки товара.
Все более возрастающее влияние имеет на человека и компьютер, который с одной стороны, сближает людей посредством неограниченных возможностей общения, а с другой, - разделяет, т. к. часто заменяет живое общение.
- В каких случаях продукты и средства МК являются для на друзьями, а когда врагами?
Огромное значение в жизни ХХ века приобретают библиотеки и музеи, которые сохраняют памятники искусства, делают их доступными для изучения, сотрудники музеев и библиотек нередко ведут и научную работу.
А) Индивидуальные сообщения «Музеи и библиотеки»
Элитарная культура – это культура привилегированных групп общества, которая характеризуется духовным аристократизмом, принципиальной закрытостью, ценностно-смысловой самодостаточностью.
Таковым искусством можно считать драматургию ХХ века.
Б) Индивидуальное сообщение «Театр»
Еще в конце 19 – начале 2 вв. «властители дум» европейской интеллигенции – М. Иетерлинк, Г. Гауптман и др. внесли в драматургию художественные открытия символизма и модернизма. Под влиянием литературы новый спектакль виделся как единое целое, подчиненное единой цели – раскрытию духовной драмы человека. ХХ век меняет представления о возможностях воздействия на зрителя. Раздвигает границы театральных жанров, происходит слияние различных видов искусства. Противоречивые открытия театральной режиссуры связаны с различными направлениями в философии и эстетики, психологии и социологии.
5 Заполнение таблицы. Работа по учебнику Л. А. Рапацкой (С. 285 – 292)
Название направления | Основные идеи | Авторы | Спектакли | Ваше восприятие |
Эпический театр | Отвергает традицию, выступает за диалог со зрителем; требует от актера выражение своей гражданской позиции; несовпадение фабулы пьесы и ее сценического воплощения; распространены миф, притча, символ | Бертольд Брехт | «Трехгрошовая опера» «Матушка Кураж и ее дети» | |
Театр абсурда | «Никаких идей!» - антипо реалистической драмы. Оценка нравственных идеалов общества и его разложение. Абсурд действия, слов и образов, передающий ощущение бессмысленности и иррациональности бытия. | Эжен Ионеско Сэмюэль Беккет | «Лысая певица» «Автомобиль ный салон» «Носороги» «Король умирает» «В ожидании Годо» «О, прекрасные дни» | |
Театр жестокости | Развивал представление о жестокости как изначальном состоянии человека. Шоковая терапии, импровизация, Абсолютная истина, религиозность | Антонен Арто | ||
Театр смерти | Призвал меньше думать о зрителе, больше – об искусстве. Атеизм, отсутствие сострадания. | Тадеуш Кантор | ||
Антропологический театр | Освободить человека от ложных наслоений культуры. Искусство должно выражать то, что не поддается логике и подчинению сверхчувствам | Ежи Марианн Гротовс кий | «Апокалипсис» |
6 Подведение итогов:
Мое отношение к массовой и элитарной культуре.
- Что привлекает вас в «массовой культуре»?
- Однородны ли понятия «массовая» и «народная культура»?
7 Д/З: Продолжение работы с таблицей.
Музей
Слово «музей» происходит от греческого «мусейон» - посвященный музам. Место «собрания муз» - музей – хранит огромные культурные и научные ценности. Древние хранили произведения искусства в храмах. В древнегреческих Афинах библиотека и пинакотека (собрание картин) находились рядом при входе в Акрополь, священное место для всех афинян. В средние века ими владели монастыри и церкви, а затем правители и сановники. В эпоху Возрождения началось систематическое коллекционирование и развился институт меценатства, например, широко известна деятельность семьи флорентийских банкиров и меценатов Медичи. В XVII в. стали группировать картины по национальным школам, странам, мастерским. Появились первые каталоги частных собраний. Первым государственным музеем стал Британский музей в Лондоне. Решающий толчок в развитии музейного дела дала Великая Французская революция, которая в 1791 г. объявила Лувр (резиденцию французских королей) и королевские художественные собрания достоянием государства. У музеев России тоже своя история. В России в XV в. самой крупной коллекцией древнерусской живописи и декоративно-прикладного искусства обладала Троице-Сергиева Лавра. В XVI в. начала создаваться коллекция Оружейной палаты в Московском Кремле. Первым русским публичным музеем стала Кунсткамера в Петербурге, созданная в 1714 г. по инициативе Петра I, в 1856 г. была создана Третьяковская галерея в Москве. Музей сохраняет моменты истории, а также формирует историческое и общекультурное сознание современника.
Библиотека
Слово «библиотека» образовано от слияния двух греческих слов, означающих «книга» и «хранилище». Этот тип просветительского учреждения возник еще в глубокой древности (3 тыс. до н.э., Египет и Китай) и с тех пор сопровождает человечество на всем пути его культурного развития. Александрийский Мусейон – уникальное собрание книг античной эпохи – стал научным центром древнего мира. В средневековье книга становится редкостью, в монастырях переписчики книг, работавшие в специально отведенных местах, скрипториях, способствовали распространению книжного знания, но попасть в монастырские библиотеки можно было только с разрешения настоятеля. В эпоху Возрождения с XV века началась «галактика Гуттенберга» - было открыто книгопечатание. Книги стали распространятся по миру, неся людям знание и культуру. ХХ век считается веком информационной культуры, именно сейчас библиотеки могли бы стать «способом жизни», однако в наши дни, много людей перестало читать, воспринимая культуру на слух, с экрана телевизора, получая плоское формальное образование.
Театр
Театр – это древнейший вид искусства, воплотивший потребность человека в игре, в иносказательном переносе, в особой сценической выразительности, в иносказательном переносе. Происходящее на сцене вовлекает зрителя, заставляет сопереживать, соразмышлять. Пробуждает целый комплекс ассоциаций, рождает особую театральную общность сидящих в зале. В истории культуры существовали различные театральные эпохи – античность, рококо, серебряный век и др., когда театр царил над всеми видами искусства. С появлением в ХХ веке «Великого немого» кино, интерес к театру не угас. Тем не менее ХХ век сделал театр общедоступным. В зал вошел массовый зритель и началось рождение новых жанров: политического театра, театра-музея. Перфоманса, хэппининга, инсталляций и прочих форм театральной повседневности. На смену театру страстей пришел театр идей. Театр имеет огромное значение для развития личности. Спектакль – это синтетический феномен художественной культуры, это коллективное творчество. Над его созданием работают актер, режиссер, художник, композитор, костюмер, зритель и др. Отличительными чертами театра являются: маска, тип, герой, сквозное действие и его сверхзадачи. Театр – это не только учебник жизни, он имеет еще и кодовое значение для развития каждой личности. Театральные коды уходят в далекую память человека – игровое детство и в его культурную, генетическую память. Посещение театра – это праздник, к которому надо готовится заранее. т.к. оно требует психологической сосредоточенности, определенного настроя и некого состояния души, готовой открыться потоку новых впечатлений.
Эрмитаж
Современный Эрмитаж занимает пять зданий, в которых 400 экспозиционных залов. Самая ранняя постройка – здание Зимнего дворца – возведена в 1754-1762 гг. архитектором Расстрелли. Затем вдоль набережной Невы по указу Екатерины II архитектором Деламотом специально для экспозиции коллекций картин было построено здание Малого Эрмитажа. Архитектором Фельфоном также вдоль Невы строится здание Большого, впоследствии получившее название Старого Эрмитажа. Затем пристраиваются лоджии Рафаэля. Архитектором Кварнеги строится здание Эрмитажного театра, архитекторы Стасов и Ефимов по проекту Лео Кленце возводят здание Нового Эрмитажа. Строится здание Галереи 1812г., где собраны портреты героев войны. До середины XIX в. Эрмитаж – закрытое дворцовое собрание. В 1852 г. состоялось открытие музея.
5 октября 1918 г. музей был объявлен национальным достоянием. Сейчас собрание Эрмитажа насчитывает свыше 2 млн. 600 тыс. экспонатов.
Государственная Третьяковская галерея
Это собрание коллекции отечественного изобразительного искусства (около 60000 картин). Выросла галерея из частного собрания Павла Михайловича Третьякова – крупного предпринимателя и тонкого ценителя искусств. Молодой (24 г.) московский купец, увлекшись идеями русских просветителей, рассматривал свою деятельность как национальное дело и создал общедоступный музей произведений русских художников, преимущественно декоративного направления. 1856 г. считается годом основания галереи, в 1884 г. она открывается для обозрения. В 1892 г. коллекция была передана в дар городу Москве. Третьяковская галерея оказала огромное воздействие на развитие русского реалистического искусства и сыграла выдающуюся общественно-воспитательную роль.
Лувр
Памятник культуры и музей в Париже. Бывший дворец французских королей и одна из архитектурных доминант исторического центра города. Дворец возведен в XVI – XIXвв. На месте старого замка. В строительстве дворца в разное время принимали участие архитекторы Леско, Лево, Перро и др., в создании скульптурных декоров – Гужон, в оформлении интерьеров – Лебрен и др.
С 1791 Лувр – Художественный музей. В основе коллекции Лувра – бывшие королевские собрания, коллекции монастырей и частных лиц. Среди многочисленных ценностей Лувра – богатейшие собрания восточных ценностей, Древнего Египта, античности и западноевропейского искусства.
Дрезденская галерея
Собрание живописи основано в 1560 г. как дворцовое собрание курфюстов Саксонских. В 1847 – 56 гг. архитекторами Земнером и Хенелем строится специальное здание для картинной галереи, которое по окончании строительства открывается для посещения. Во время Великой Отечественной войны при бомбардировке Дрездена здание было разрушено, часть картин погибла. Собрание делится на две галереи: галерея старых мастеров и галерея новых мастеров.
Музей Прадо
Один из прославленных музеев мира находится в Мадриде. В постановлении об открытии музея в 1819 г. говорилось: «Целью музея является давать знания, воспитывать художественный вкус как у учеников, так и профессоров художественных академий, а также у иностранцев, чтобы создать Испании славу, которую она заслуживает». Собрание музея создавалось на основе испанских королевских коллекций, которые они приобретали в основном в Нидерландах и Италии. Большую роль сыграл Диего Веласкес, будучи придворным художником, он был советником Филиппа IV по приобретению предметов искусств.
Здание музея строится по проекту архитектора Хуана де Вильянуэва. В настоящее время Прадо располагает блестящим собранием полотен.
Урок 31 Судьбы реализма ХХ века
Кинематограф
XX век можно назвать веком кинематографии. Кино и телевидение стали важнейшей частью нашей жизни. Но не все знают, когда и как появился кинематограф.
Несмотря на то, что величайшая киноимперия – Голливуд, изобретателями кино были французы, а не американцы. Братья Люмьер изобрели первый кинопроектор и кинокамеру в 1895 году. В том же году 28 декабря они показали свой первый трехминутный фильм «Прибытие поезда». В этом фильме поезд идет в сторону камеры. Люди выбегали из кинотеатра, думаю, что это настоящий поезд.
Голливуд – это часть Лос-Анжелеса. Там расположены главные студии, и снимается большая часть фильмов. Все новшества в кинематографе появились сначала там. Столица мирового кинематографа Лос-Анжелес за последние 100 лет была разной. Сначала это был маленький город с апельсиновым лесом и прекрасной погодой. Но однажды, в 1908 году группа людей из Чикаго приехала туда, чтобы снять фильм. С того дня многие режиссеры, продюсеры, актеры и тысячи других рабочих приезжали в Лос-Анжелес. Первая студия появилась в Голливуде в 1911 году. В 1920-х гг. Голливуд выпускал 80% фильмов в мире. Немые и черно-белые фильмы, в которых снимались Мэри Пикфорд и Чарли Чаплин, были вытеснены фильмами со звуком в середине 20-х гг. Полнометражные фильмы заменили короткометражные. Первый цветной фильм «Унесенные ветром» был снят в 1939 г. Этот фильм принес огромный успех Вивьен Ли и Кларку Гейблу, которые в нем снимались.
Росло число студий, которые объединялись в большие корпорации: «Метро Голдвин Майер», «Уорнер Бразерз», «Юниверсал». Первыми жанрами американских фильмов были мелодрама, вестерн и комедия, затем появились приключенческие и исторические фильмы. Сейчас жанров намного больше, а Голливуд ассоциируется с богатством, солнце и пальмовыми деревьями.
Распространение кинематографии в России началось с показа фильма братьев Люмьер в мае 1896 г. в Санкт Петербурге, Москве, а затем и в Нижнем Новгороде. Киноиндустрия развивалась в основном в Москве и Петербурге и связана с именем А. Ханжонкова, который основал первые киностудии. Он снял первый российский полнометражный фильм «Оборона Севастополя».В 20-е гг. звездами немого кино были В. Холодная, В. Полонский, В. Машков и др. Самыми популярными жанрами в Российском кино были исторические фильмы и киноверсии знаменитых романов: «Аэлита» А. Толстого, «Тихий Дон» М. Шолохова. Первые озвученные фильмы появились одновременно в трех странах: СССР, США, Германии в конце 20-х гг.
Урок 32
Художественная культура на пороге ХХI века
В последние десятилетия ХХ – начале XXI века в культуре находят отражение:
- приемы и тенденции новой выразительности
- сближение всех видов искусства
- возникновение концептуального преобразования искусства за счет театральности и игры
- кризис философии, который взывает к жизни соцарт
- кризис языка, который ведет к безъязыкости искусства
- смешение различий между реальным и изображаемым
- развитие знаковых и символических форм
- сближение науки и искусства
Культура рубежа ХХ и ХХI веков – демократическая. Это новый инструмент социализации, инкультурации личности и управления ею через средства массовой информации, рекламу, моду, книги, кино и т. д. Масскульт рождает деградацию возможностей культуры, происходит резкая смена кумиров, усредненный уровень массового потребителя провоцирует нацеленность на легкость усвоения и общедоступность. Культура отражает радикальные изменения в социальной жизни общества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по культуре Серебряного века
Интегрированный урок по культуре Серебрянного века (литература +МХК)...
Публикация статьи и урока физической культуры 21 века
Конспект урока 21 века по физической культуре...
Урок физической культуры XXI века
Урок физической культуры XXI века...
Открытый урок. Русская культура Серебряного века. Конец 19 – начало 20 века – эпоха «всплеска» в науке и искусстве: литературе, музыке, живописи.
Разработка урока по литературе в 11 классе...
Презентация к уроку «Британская культура XVIII века». 8 кл, История.
Презентация к уроку «Британская культура XVIII века»...
Конспект урока «Духовная жизнь Серебряного века» (урок в 9 классе)
Тема: «Духовная жизнь Серебряного века»(урок в 9 классе) Цель урока: рассмотреть достижения русской культуры и показать, как в культуре этого времени отразились социально-эконом...