Фрагмент рабочей программы общепрофессиональной дисциплины "Музыка в истории культуры XX века"
рабочая программа по музыке

Мартыненко Люцина Римовна

Фрагмент рабочей программы учебной дисциплины,  разработанной в соответствии с требованиями  ФГОС СПО по данной специальности. Включает в себя: паспорт рабочей программы (место учебной дисциплины в структуре ОПОП, цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины); структуру и содержание учебной дисциплины (объем учебной дисциплины и виды учебной работы, тематический план и содержание учебной дисциплины); условия реализации дисциплины (требования к минимальному материально-техническому обеспечению, информационное обеспечение обучения, перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, основной и дополнительной литературы); контроль и оценку результатов освоения дисциплины.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_muzyka_v_istorii_k-ry_xx_veka.docx70.89 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Бюджетное учреждение  профессионального образования

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

«Нижневартовский  социально-гуманитарный колледж»

Рассмотрено и одобрено методической комиссией (кафедрой) музыкального образования

Протокол  от 28.01.2019 г. №4

Утверждено

педагогическим советом

Протокол  от 21.03.2019 г. №72

Утверждено

приказом  от  28.03.2019 г. №146-ОД

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Дисциплины ОП.14 Музыка в истории культуры ХХ века

  индекс         наименование  учебной дисциплины

для специальности 53.02.01 Музыкальное образование

  код                 наименование

наименование цикла профессиональный цикл (общепрофессиональные дисциплины)        

(согласно учебному плану)

Номер группы: 419А

Максимальная учебная нагрузка обучающихся, ч.

143 ч.

Самостоятельная работа,ч.

49 ч.

Обязательная учебная нагрузка (всего),ч.

94 ч.

в том числе, ч.:

теоретическое обучение,ч.

74 ч.

практические занятия, ч.

20 ч.

лабораторные занятия,ч.

курсовая работа(проект),ч.

 

г. Нижневартовск


Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 53.02.01 «Музыкальное образование», с учетом  необходимых умений и знаний, заявленных в профессиональном стандарте «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель) (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н)».


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

7

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

15

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

17


1.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

МУЗЫКА В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ ХХ ВЕКА

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО  53.02.01 Музыкальное образование.

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использованав дополнительном профессиональном образовании по направлению программ повышения квалификации и переподготовки специалистов в области музыкального образования.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

«Музыка в истории культуры XX века» является общепрофессиональной дисциплиной профессионального цикла. Обобщает знания, умения и навыки по музыкальным дисциплинам: теории, гармонии, анализу музыкальных произведений, а также по истории музыки, философии, мировой художественной культуре. Важной особенностью учебной дисциплины является взаимодействие изучаемых музыкальных явлений с другими искусствами в системе художественной культуры, профессионально-педагогическая направленность.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате изучения освоения учебной дисциплины студент должен: знать:

- основные этапы истории мирового музыкального искусства и важнейшие закономерности его развития.

- музыкально-исторические и биографические сведения о пройденных композиторах, и/или исполнителях XX века;

- строение изученных музыкальных произведений, логические основы их композиции, музыкальные выразительные средства (формы, музыкальные образы, выразительные средства, жанровые признаки и элементы стилей);

уметь:

- узнавать изученные музыкальные произведения и определять имя композитора и/или исполнителя на слух;

- соотносить на слух музыкальные произведения XX века с определенной эпохой, стилем, направлением;

- использовать различные источники информации о современной музыкальной культуре;

- составлять и проводить беседы о музыке с исполнением фрагментовмузыкальных произведений педагогического репертуара вокального, хорового и инструментального жанров;

- отбирать содержание для внеурочных факультативных занятий по изучению стилей и жанров современной музыкальной культуры в общеобразовательных учреждениях.

Обучающийся должен обладать общими и профессиональными компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий

ОК 12. Владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты   и т.п.

ОК 16. Владеть ИКТ-компетентностями: общепользовательская ИКТ-компетентность; общепедагогическая ИКТ-компетентность; предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности).

ОК 17. Организовывать различные виды внеурочной деятельности: игровую, учебно-исследовательскую, художественно-продуктивную, культурно-досуговую с учетом возможностей образовательной организации, места жительства и историко-культурного своеобразия региона.

ПК 2.8 Организовывать и проводить внеурочные факультативные занятия по изучению стилей и жанров современной музыкальной культуры в общеобразовательных учреждениях.

ПК 3.1. Исполнять произведения педагогического репертуара вокального, хорового и инструментального жанров.


1.4. Распределение часов и форм промежуточной аттестации по семестрам

Курс

Семестр

Максимальная учебная нагрузка

Самостоятельная работа

Обязательная учебная нагрузка

В том числе

Формы промежуточной аттестации

Теоретическое обучение

Лабораторные и практические занятия

Курсовая работа  (проект)

IV

7

81

27

54

44

10

-

-

IV

8

62

22

40

30

10

-

Дифференцированный зачет

Итого

143

49

94

74

20

-

-


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

143

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

94

в том числе:

лабораторные работы

-

практические занятия

20

контрольные работы

2

курсовая работа (проект)

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

49

в том числе:

самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)

-

внеаудиторная самостоятельная работа

49

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета в 8 семестре

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины«Музыка в истории культуры XX века»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные  работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

VI cсеместр

81

Раздел 1.

Пути развития отечественной музыки

14

Тема 1.1.

Обзор периодов развития отечественной музыкальной культуры

Содержание учебного материала

4

1.

Музыкальная культура страны  после Октябрьской революции 1917 года.

2

2.

Музыкальная культура страны в 20-е-30-е  годы XX  века

2

3.

Музыкальная культура страны в годы Великой отечественной войны.

2

4.

Музыкальная культура страны в 50-е-70-е  годы  XX века.

2

Практическое занятие № 1-2Анализ наиболее значимых произведений отечественной

 музыки   XX века

2

2,3

Самостоятельная работа обучающихся № 1:

Анализ постановлений партии 1936 г. и 1948г. по отношению к выдающимся деятелям музыкальной культуры страны

1

Тема 1.2.

Развитие жанра массовой песни

Содержание учебного материала

4

1.

Развитие жанра песни после Октябрьской революции 1917 года  и в 20-е годы XX века.

2

2.

Развитие жанра песни в 30-е годы, годы  Великой отечественной войны.

2

3.

Развитие жанра советской массовой песни

2

4.

Музыка к кинофильмам советских композиторов.

2

Практическое занятие № 2 Исполнение музыкальных фрагментов (советская массовая песня).

1

2,3

Самостоятельная работа обучающихся № 2: Письменный анализ песен периода  Великой отечественной  войны и 50-х и 60-х годов.

Самостоятельная работа № 3:

Прослушивание и анализ песен периода 70-х, 80-х годов.

2

Раздел 2.

Жизненный и творческий путь е композиторов Р. М. Глиэра и Н. Я. Мясковского

8

Тема 2.1.

Творческое  наследие Р. М. Глиэра.

Содержание учебного материала

2

1.

Характеристика творчества Р. М. Глиэра

2

2.

 Балет Р.М. Глиэра «Красный мак».

2

Самостоятельная работа №4:

Прослушивание и анализ Концерта для голоса с оркестром Р.М. Глиэра.

Самостоятельная работа №5:

Прослушивание и анализ балета Р.М. Глиэра «Красный мак».

2

Тема 2.2.

Творческое  наследие Н. Я. Мясковского.

Содержание учебного материала

2

1.

Характеристика творчества Н.Я. Мясковского

1

2.

Симфоническое творчество Н.Я. Мясковского

1

Самостоятельная работа №6: Прослушивание и анализ симфонии Н.Я. Мясковского.№5, 21.

Самостоятельная работа №7: Подготовка к викторине по творчеству Р.М. Глиэра и Н.Я. Мясковского.

2

Раздел 3.

Жизненный и творческий путь С. С. Прокофьева

10

Тема 3.1

Творческое наследие С. С. Прокофьева

Содержание учебного материала

5

1.

Характеристика творчества С. С. Прокофьева

1

2.

Опера «Война и мир»

1,2

3.

Особенности драматургии образов в балете «Ромео и Джульетта»

1,2

4.

Симфоническая и фортепианная музыка С. С. Прокофьева

1,2

5.

Кантата «Александр Невский», аналитический разбор.

1,2

Практическое занятие № 4:

Детская фортепианная музыка С. С. Прокофьева.

Практическое занятие № 5:

Анализ балета С. С. Прокофьева «Ромео и Джульетта».

2

Самостоятельная работа №8:

Прослушивание балета С. С. Прокофьева «Ромео и Джульетта».

Самостоятельная работа №9

Прослушивание и анализ кантаты С. Прокофьева «Александр Невский».

Самостоятельная работа № 10:

Подготовка музыкального лекториядля детской аудитории «Творчество С.С. Прокофьева»

3

Раздел 4.

Жизненный и творческий путь

Д. Д. Шостаковича

15

Тема 4.1.

Творческое наследие Д. Д. Шостаковича

Содержание учебного материала

5

1.

Гуманистический характер творчества Д.Д. Шостаковича, широкий диапазон тематики, жанров.  

1

2.

Характеристика творчества Д. Д. Шостаковича до Великой отечественной войны.

1

3.

Характеристика творчества Д. Д. Шостаковича в 50-е – 70-е  годы XX  века.

2

4.

Опера «Катерина Измайлова»  Д. Д. Шостаковича, аналитический разбор.

1,2

5

Фортепианное творчество Д.Д. Шостаковича

2

Практическое занятие № 6:  Исполнение музыкальных фрагментов по творчеству Д. Шостаковичка.

1

2,3

Самостоятельная работа № 11:

Прослушивание 8-го квартета Д. Д. Шостаковича.

Самостоятельная работа № 12:

Прослушивание фортепианного концерта Д. Д. Шостаковича.

Самостоятельная работа № 13:

Сообщение на тему «Роль Д.Шостаковича в музыкально-общественной жизни страны»

3

Тема 4.2.

Симфоническое творчество Д. Д. Шостаковича

Содержание учебного материала

3

1.

Симфония №5 Д. Д. Шостаковича, аналитический разбор.

2

2.

Симфония № 7 Д. Д. Шостаковича.  Создание схемы формы, прослушивание.

2

3.

Симфония №7 (Ленинградская) Д.Д. Шостаковича  - памятник русскому народу в  борьбе против фашизма в годы ВОВ.

2

Практическое занятие № 7: семинар по творчеству Д. Шостаковича

1

2,3

Самостоятельная работа № 14:

Симфония№1 Д. Д. Шостаковича, анализ и прослушивание .

Самостоятельная работа № 15:

Симфония №7: прослушивание и анализ 2-4 частей.

2

Раздел 5.

Жизненный и творческий путь А. И. Хачатуряна и Г. В. Свиридова

11

Тема 5.1.

Творческое наследие А. И. Хачатуряна

Содержание учебного материала

3

1.

Характеристика творчества А. И. Хачатуряна

1

2

Театральная и инструментальная музыка А. И. Хачатуряна

1,2

3.

Балет А. И. Хачатуряна  «Спартак»

1,2

Практическое занятие № 8 Составление музыкальной беседы по творчеству А.Хачатуряна

1

2,3

Самостоятельная работа № 16:

 Прослушивание отрывков из балета «Спартак».

Самостоятельная работа № 17:

Фортепианные произведения А.И. Хачатуряна.

2

Тема 5.2.

Творческое наследие Г. В. Свиридова

Содержание учебного материала

3

1.

Характеристика творчества Г. В. Свиридова.

1

2.

«Памяти С. Есенина» Г. В. Свиридова, прослушивание и анализ.

1

3.

Произведения Г. В. Свиридова для детей

1

Самостоятельная работа № 18:Сообщения о творчестве Г.В. Свиридова

Самостоятельная работа № 19: Подготовка к викторине по произведениям А. И. Хачатуряна и Г. В. Свиридова .

2

Раздел 6.

Жизненный и творческий путь Р. К. Щедрина

6

Тема 6.1.

Творческое наследие Р. К. Щедрина

Содержание учебного материала

3

1.

Характеристика творчества Р. К Щедрина.        

1

2.

Работа в кино 50-60 гг. Обращение к музыке для драматического театра.

1

3.

Балетное творчество Р.К. Щедрина

1,2

Контрольные работы:

Контрольная работа № 1 «Фольклорные жанры в творчестве Р. К. Щедрина».

1

Самостоятельная работа № 20:

Балет Р. КЩедрина «Конек-горбунок»

Самостоятельная работа № 21:

Подготовка к викторине по произведениям Р. К Щедрина

2

Раздел 7.

Жизненный и творческий путь В. А. Гаврилина

5

Тема 7.1. Творческое наследие В. А. Гаврилина

Содержание учебного материала

3

1.

Характеристика творчества В. А. Гаврилина.

2

2.

Балетное творчество В.А. Гаврилина

2

3.

Вокальное творчество В.А. Гаврилина

2

Практическое занятие № 9: Исполнение музыкальных фрагментов и составление беседы о музыке  В. Гаврилина

1

2,3

Самостоятельная работа № 22:

Вокальный цикл В. А. Гаврилина «Русская тетрадь».

1

Раздел 8.

Жизненный и творческий путь Б. Тищенко С. Слонимского

6

Тема 8.1.

Творческое наследие Б. Тищенко

Содержание учебного материала

2

1.

Характеристика творчества Б. Тищенко

1

2.

Балет Б. Тищенко «Ярославна»

1

Самостоятельная работа обучающихся  № 23:

Прослушивание балета Б. Тищенко «Ярославна»

1

Тема 8.2.

Творческое наследие С. Слонимского

Содержание учебного материала

2

1.

Характеристика творчества С. Слонимского

1

2.

Балет С. Слонимского «Икар»

1

Самостоятельная работа № 24:

Подготовка к викторине по произведениям Б. Тищенко и С. Слонимского

1

Раздел 9.

Творческое наследие композиторов авангардного направления

7

Тема 9.1.

Творческое наследие А. Шнитке, Г. Уствольской, С. Губайдуллиной, Э. Денисова

Содержание учебного материала

3

1.

Творчество А.Г. Шнитке – одного из выдающихся мастеров современной музыки.

1

2.

Характеристика творчества Г. Уствольской

1,2

3.

Характеристика творчества С. Губайдуллиной, Э. Денисова

1,2

Практическое занятие № 10:Составление беседы о современной академической музыке

1

Самостоятельная работа обучающихся № 25:

Прослушивание произведений А. Шнитке, Г. Уствольской.

Самостоятельная работа обучающихся № 26:

Прослушивание произведений Э. Денисова, А. Пярта.

Самостоятельня работа  обучающихся  № 27

Прослушивание произведений С. Губайдуллиной.

3


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета музыкально-теоретических дисциплин.

Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:

1.        Комплект учебной мебели по количеству обучающихся;

2.        Рабочее место преподавателя;

3.        Учебная доска;

4.        Музыкальный инструмент – фортепиано;

5.        Наглядные средства обучения.

Технические средства обучения:

1.        Компьютер.

2.        Звуковоспроизводящая аппаратура.

3.        Мультимедийный проектор

4.        Экран.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Дополнительная литература:

  1. Аверьянова О. И. Русская музыка второй половины XX века: Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. М.: Росмэн, 2012.
  2. Великие люди джаза / под ред. К.В.Мошкова. Спб.: Планета музыки, Лань,  2012. – 736 с.
  3. История отечественной музыки второй половины XX века / под ред. Т. Н. Левой. СПб.: Композитор, 2013.
  4. Кинус Ю.Г. Джаз: истоки и развитие. Ростов-на-Дону: Феникс, 2011.
  5. Клитин С.С. История искусства эстрады. Спб.: Издатель Е.С.Алексеева. 2012. – 472 с.
  6. Мошков К.В. Блюз. Введение в историю. М.: Лань, 2013. –384 с.
  7. Мошков К.В., Филипьева А. Российский джаз. В 2-т. М.: Лань, Планета музыки, 2013. – 152 с.
  8. Отечественная музыкальная литература: Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. Вып. 1. М.: Музыка, 2012.
  9. Отечественная музыкальная литература: Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. Вып. 2. М.: Музыка, 2012.
  10. Фейертаг В. Джаз. Энциклопедический справочник. Спб.: Скифия, 2014. – 308 с.

Разработчик: Мартыненко Л.Р.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аннотации рабочих программ общепрофессиональных учебных дисциплин по специальностям

Аннотации рабочих программ общепрофессиональных учебных дисциплин СПО: "Естествознание" - специальность 43.02.11 "Гостиничный сервис", "Физика" - специальность 090203 "Программирование в компьютерных ...

Рабочие программы 6 класс Всеобщая история и История России с древнейших времён до конца 16 века

Рабочая программа содержит пояснительную записку, требования к уровню подготовки, формы и средства контроля, содержание курса, тематическое планирование....

Рабочая программа общепрофессиональной дисциплины "Технические средства разработки". Специальность: 09.02.03. Программирование в компьютерных системах. 2 курс.

Аннотация рабочей программыРабочая программа учебной дисциплины «Технические средства информатизации» разработана в соответствии с требованиями  Федерального государственного образовательного ста...

Рабочая программа общепрофессиональной дисциплины "Основы программирования". Специальность: 09.02.03. Программирование в компьютерных системах. 2 курс.

Аннотация рабочей программыРабочая программа учебной дисциплины «Основы программирования» разработана в соответствии с требованиями  Федерального государственного образовательного стандарта средн...

Фрагмент фонда оценочных средств по общепрофессиональной дисциплине "Музыка в истории культуры XX века"

Фрагмент фонда оценочных средств предназначен для оценки результатов освоения учебной дисциплины "Музыка в истории культуры xx века". Включает  20 вариантов комплектов (по количеству об...

Рабочая программа общепрофессиональной дисциплины ОП.05 «История стилей в костюме»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"29250372","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...

Рабочая программа общепрофессионального предмета Техническое оснащение и организация рабочего места

При разработке рабочей программы общепрофессионального предмета в основу положены:1) Федеральный государственный образовательный стандарт СПО по профессии 43.01.09 «Повар, кондитер», утвер...