Фрагмент рабочей программы общепрофессиональной дисциплины "Музыка в истории культуры XX века"
рабочая программа по музыке
Фрагмент рабочей программы учебной дисциплины, разработанной в соответствии с требованиями ФГОС СПО по данной специальности. Включает в себя: паспорт рабочей программы (место учебной дисциплины в структуре ОПОП, цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины); структуру и содержание учебной дисциплины (объем учебной дисциплины и виды учебной работы, тематический план и содержание учебной дисциплины); условия реализации дисциплины (требования к минимальному материально-техническому обеспечению, информационное обеспечение обучения, перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, основной и дополнительной литературы); контроль и оценку результатов освоения дисциплины.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_muzyka_v_istorii_k-ry_xx_veka.docx | 70.89 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Бюджетное учреждение профессионального образования
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
«Нижневартовский социально-гуманитарный колледж»
Рассмотрено и одобрено методической комиссией (кафедрой) музыкального образования Протокол от 28.01.2019 г. №4 | Утверждено педагогическим советом Протокол от 21.03.2019 г. №72 | Утверждено приказом от 28.03.2019 г. №146-ОД |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Дисциплины ОП.14 Музыка в истории культуры ХХ века
индекс наименование учебной дисциплины
для специальности 53.02.01 Музыкальное образование
код наименование
наименование цикла профессиональный цикл (общепрофессиональные дисциплины)
(согласно учебному плану)
Номер группы: 419А
Максимальная учебная нагрузка обучающихся, ч. | 143 ч. |
Самостоятельная работа,ч. | 49 ч. |
Обязательная учебная нагрузка (всего),ч. | 94 ч. |
в том числе, ч.: | |
теоретическое обучение,ч. | 74 ч. |
практические занятия, ч. | 20 ч. |
лабораторные занятия,ч. | |
курсовая работа(проект),ч. |
г. Нижневартовск
Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 53.02.01 «Музыкальное образование», с учетом необходимых умений и знаний, заявленных в профессиональном стандарте «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель) (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н)».
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 7 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 15 |
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 17 |
1.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
МУЗЫКА В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ ХХ ВЕКА
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 53.02.01 Музыкальное образование.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использованав дополнительном профессиональном образовании по направлению программ повышения квалификации и переподготовки специалистов в области музыкального образования.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
«Музыка в истории культуры XX века» является общепрофессиональной дисциплиной профессионального цикла. Обобщает знания, умения и навыки по музыкальным дисциплинам: теории, гармонии, анализу музыкальных произведений, а также по истории музыки, философии, мировой художественной культуре. Важной особенностью учебной дисциплины является взаимодействие изучаемых музыкальных явлений с другими искусствами в системе художественной культуры, профессионально-педагогическая направленность.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате изучения освоения учебной дисциплины студент должен: знать:
- основные этапы истории мирового музыкального искусства и важнейшие закономерности его развития.
- музыкально-исторические и биографические сведения о пройденных композиторах, и/или исполнителях XX века;
- строение изученных музыкальных произведений, логические основы их композиции, музыкальные выразительные средства (формы, музыкальные образы, выразительные средства, жанровые признаки и элементы стилей);
уметь:
- узнавать изученные музыкальные произведения и определять имя композитора и/или исполнителя на слух;
- соотносить на слух музыкальные произведения XX века с определенной эпохой, стилем, направлением;
- использовать различные источники информации о современной музыкальной культуре;
- составлять и проводить беседы о музыке с исполнением фрагментовмузыкальных произведений педагогического репертуара вокального, хорового и инструментального жанров;
- отбирать содержание для внеурочных факультативных занятий по изучению стилей и жанров современной музыкальной культуры в общеобразовательных учреждениях.
Обучающийся должен обладать общими и профессиональными компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий
ОК 12. Владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты и т.п.
ОК 16. Владеть ИКТ-компетентностями: общепользовательская ИКТ-компетентность; общепедагогическая ИКТ-компетентность; предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности).
ОК 17. Организовывать различные виды внеурочной деятельности: игровую, учебно-исследовательскую, художественно-продуктивную, культурно-досуговую с учетом возможностей образовательной организации, места жительства и историко-культурного своеобразия региона.
ПК 2.8 Организовывать и проводить внеурочные факультативные занятия по изучению стилей и жанров современной музыкальной культуры в общеобразовательных учреждениях.
ПК 3.1. Исполнять произведения педагогического репертуара вокального, хорового и инструментального жанров.
1.4. Распределение часов и форм промежуточной аттестации по семестрам
Курс | Семестр | Максимальная учебная нагрузка | Самостоятельная работа | Обязательная учебная нагрузка | В том числе | Формы промежуточной аттестации | ||
Теоретическое обучение | Лабораторные и практические занятия | Курсовая работа (проект) | ||||||
IV | 7 | 81 | 27 | 54 | 44 | 10 | - | - |
IV | 8 | 62 | 22 | 40 | 30 | 10 | - | Дифференцированный зачет |
Итого | 143 | 49 | 94 | 74 | 20 | - | - |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 143 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 94 |
в том числе: | |
лабораторные работы | - |
практические занятия | 20 |
контрольные работы | 2 |
курсовая работа (проект) | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 49 |
в том числе: | |
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) | - |
внеаудиторная самостоятельная работа | 49 |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета в 8 семестре |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины«Музыка в истории культуры XX века»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) | Объем часов | Уровень освоения | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | ||||
VI cсеместр | 81 | ||||||
Раздел 1. Пути развития отечественной музыки | 14 | ||||||
Тема 1.1. Обзор периодов развития отечественной музыкальной культуры | Содержание учебного материала | 4 | |||||
1. | Музыкальная культура страны после Октябрьской революции 1917 года. | 2 | |||||
2. | Музыкальная культура страны в 20-е-30-е годы XX века | 2 | |||||
3. | Музыкальная культура страны в годы Великой отечественной войны. | 2 | |||||
4. | Музыкальная культура страны в 50-е-70-е годы XX века. | 2 | |||||
Практическое занятие № 1-2Анализ наиболее значимых произведений отечественной музыки XX века | 2 | 2,3 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся № 1: Анализ постановлений партии 1936 г. и 1948г. по отношению к выдающимся деятелям музыкальной культуры страны | 1 | ||||||
Тема 1.2. Развитие жанра массовой песни | Содержание учебного материала | 4 | |||||
1. | Развитие жанра песни после Октябрьской революции 1917 года и в 20-е годы XX века. | 2 | |||||
2. | Развитие жанра песни в 30-е годы, годы Великой отечественной войны. | 2 | |||||
3. | Развитие жанра советской массовой песни | 2 | |||||
4. | Музыка к кинофильмам советских композиторов. | 2 | |||||
Практическое занятие № 2 Исполнение музыкальных фрагментов (советская массовая песня). | 1 | 2,3 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся № 2: Письменный анализ песен периода Великой отечественной войны и 50-х и 60-х годов. Самостоятельная работа № 3: Прослушивание и анализ песен периода 70-х, 80-х годов. | 2 | ||||||
Раздел 2. Жизненный и творческий путь е композиторов Р. М. Глиэра и Н. Я. Мясковского | 8 | ||||||
Тема 2.1. Творческое наследие Р. М. Глиэра. | Содержание учебного материала | 2 | |||||
1. | Характеристика творчества Р. М. Глиэра | 2 | |||||
2. | Балет Р.М. Глиэра «Красный мак». | 2 | |||||
Самостоятельная работа №4: Прослушивание и анализ Концерта для голоса с оркестром Р.М. Глиэра. Самостоятельная работа №5: Прослушивание и анализ балета Р.М. Глиэра «Красный мак». | 2 | ||||||
Тема 2.2. Творческое наследие Н. Я. Мясковского. | Содержание учебного материала | 2 | |||||
1. | Характеристика творчества Н.Я. Мясковского | 1 | |||||
2. | Симфоническое творчество Н.Я. Мясковского | 1 | |||||
Самостоятельная работа №6: Прослушивание и анализ симфонии Н.Я. Мясковского.№5, 21. Самостоятельная работа №7: Подготовка к викторине по творчеству Р.М. Глиэра и Н.Я. Мясковского. | 2 | ||||||
Раздел 3. Жизненный и творческий путь С. С. Прокофьева | 10 | ||||||
Тема 3.1 Творческое наследие С. С. Прокофьева | Содержание учебного материала | 5 | |||||
1. | Характеристика творчества С. С. Прокофьева | 1 | |||||
2. | Опера «Война и мир» | 1,2 | |||||
3. | Особенности драматургии образов в балете «Ромео и Джульетта» | 1,2 | |||||
4. | Симфоническая и фортепианная музыка С. С. Прокофьева | 1,2 | |||||
5. | Кантата «Александр Невский», аналитический разбор. | 1,2 | |||||
Практическое занятие № 4: Детская фортепианная музыка С. С. Прокофьева. Практическое занятие № 5: Анализ балета С. С. Прокофьева «Ромео и Джульетта». | 2 | ||||||
Самостоятельная работа №8: Прослушивание балета С. С. Прокофьева «Ромео и Джульетта». Самостоятельная работа №9 Прослушивание и анализ кантаты С. Прокофьева «Александр Невский». Самостоятельная работа № 10: Подготовка музыкального лекториядля детской аудитории «Творчество С.С. Прокофьева» | 3 | ||||||
Раздел 4. Жизненный и творческий путь Д. Д. Шостаковича | 15 | ||||||
Тема 4.1. Творческое наследие Д. Д. Шостаковича | Содержание учебного материала | 5 | |||||
1. | Гуманистический характер творчества Д.Д. Шостаковича, широкий диапазон тематики, жанров. | 1 | |||||
2. | Характеристика творчества Д. Д. Шостаковича до Великой отечественной войны. | 1 | |||||
3. | Характеристика творчества Д. Д. Шостаковича в 50-е – 70-е годы XX века. | 2 | |||||
4. | Опера «Катерина Измайлова» Д. Д. Шостаковича, аналитический разбор. | 1,2 | |||||
5 | Фортепианное творчество Д.Д. Шостаковича | 2 | |||||
Практическое занятие № 6: Исполнение музыкальных фрагментов по творчеству Д. Шостаковичка. | 1 | 2,3 | |||||
Самостоятельная работа № 11: Прослушивание 8-го квартета Д. Д. Шостаковича. Самостоятельная работа № 12: Прослушивание фортепианного концерта Д. Д. Шостаковича. Самостоятельная работа № 13: Сообщение на тему «Роль Д.Шостаковича в музыкально-общественной жизни страны» | 3 | ||||||
Тема 4.2. Симфоническое творчество Д. Д. Шостаковича | Содержание учебного материала | 3 | |||||
1. | Симфония №5 Д. Д. Шостаковича, аналитический разбор. | 2 | |||||
2. | Симфония № 7 Д. Д. Шостаковича. Создание схемы формы, прослушивание. | 2 | |||||
3. | Симфония №7 (Ленинградская) Д.Д. Шостаковича - памятник русскому народу в борьбе против фашизма в годы ВОВ. | 2 | |||||
Практическое занятие № 7: семинар по творчеству Д. Шостаковича | 1 | 2,3 | |||||
Самостоятельная работа № 14: Симфония№1 Д. Д. Шостаковича, анализ и прослушивание . Самостоятельная работа № 15: Симфония №7: прослушивание и анализ 2-4 частей. | 2 | ||||||
Раздел 5. Жизненный и творческий путь А. И. Хачатуряна и Г. В. Свиридова | 11 | ||||||
Тема 5.1. Творческое наследие А. И. Хачатуряна | Содержание учебного материала | 3 | |||||
1. | Характеристика творчества А. И. Хачатуряна | 1 | |||||
2 | Театральная и инструментальная музыка А. И. Хачатуряна | 1,2 | |||||
3. | Балет А. И. Хачатуряна «Спартак» | 1,2 | |||||
Практическое занятие № 8 Составление музыкальной беседы по творчеству А.Хачатуряна | 1 | 2,3 | |||||
Самостоятельная работа № 16: Прослушивание отрывков из балета «Спартак». Самостоятельная работа № 17: Фортепианные произведения А.И. Хачатуряна. | 2 | ||||||
Тема 5.2. Творческое наследие Г. В. Свиридова | Содержание учебного материала | 3 | |||||
1. | Характеристика творчества Г. В. Свиридова. | 1 | |||||
2. | «Памяти С. Есенина» Г. В. Свиридова, прослушивание и анализ. | 1 | |||||
3. | Произведения Г. В. Свиридова для детей | 1 | |||||
Самостоятельная работа № 18:Сообщения о творчестве Г.В. Свиридова Самостоятельная работа № 19: Подготовка к викторине по произведениям А. И. Хачатуряна и Г. В. Свиридова . | 2 | ||||||
Раздел 6. Жизненный и творческий путь Р. К. Щедрина | 6 | ||||||
Тема 6.1. Творческое наследие Р. К. Щедрина | Содержание учебного материала | 3 | |||||
1. | Характеристика творчества Р. К Щедрина. | 1 | |||||
2. | Работа в кино 50-60 гг. Обращение к музыке для драматического театра. | 1 | |||||
3. | Балетное творчество Р.К. Щедрина | 1,2 | |||||
Контрольные работы: Контрольная работа № 1 «Фольклорные жанры в творчестве Р. К. Щедрина». | 1 | ||||||
Самостоятельная работа № 20: Балет Р. КЩедрина «Конек-горбунок» Самостоятельная работа № 21: Подготовка к викторине по произведениям Р. К Щедрина | 2 | ||||||
Раздел 7. Жизненный и творческий путь В. А. Гаврилина | 5 | ||||||
Тема 7.1. Творческое наследие В. А. Гаврилина | Содержание учебного материала | 3 | |||||
1. | Характеристика творчества В. А. Гаврилина. | 2 | |||||
2. | Балетное творчество В.А. Гаврилина | 2 | |||||
3. | Вокальное творчество В.А. Гаврилина | 2 | |||||
Практическое занятие № 9: Исполнение музыкальных фрагментов и составление беседы о музыке В. Гаврилина | 1 | 2,3 | |||||
Самостоятельная работа № 22: Вокальный цикл В. А. Гаврилина «Русская тетрадь». | 1 | ||||||
Раздел 8. Жизненный и творческий путь Б. Тищенко С. Слонимского | 6 | ||||||
Тема 8.1. Творческое наследие Б. Тищенко | Содержание учебного материала | 2 | |||||
1. | Характеристика творчества Б. Тищенко | 1 | |||||
2. | Балет Б. Тищенко «Ярославна» | 1 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся № 23: Прослушивание балета Б. Тищенко «Ярославна» | 1 | ||||||
Тема 8.2. Творческое наследие С. Слонимского | Содержание учебного материала | 2 | |||||
1. | Характеристика творчества С. Слонимского | 1 | |||||
2. | Балет С. Слонимского «Икар» | 1 | |||||
Самостоятельная работа № 24: Подготовка к викторине по произведениям Б. Тищенко и С. Слонимского | 1 | ||||||
Раздел 9. Творческое наследие композиторов авангардного направления | 7 | ||||||
Тема 9.1. Творческое наследие А. Шнитке, Г. Уствольской, С. Губайдуллиной, Э. Денисова | Содержание учебного материала | 3 | |||||
1. | Творчество А.Г. Шнитке – одного из выдающихся мастеров современной музыки. | 1 | |||||
2. | Характеристика творчества Г. Уствольской | 1,2 | |||||
3. | Характеристика творчества С. Губайдуллиной, Э. Денисова | 1,2 | |||||
Практическое занятие № 10:Составление беседы о современной академической музыке | 1 | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся № 25: Прослушивание произведений А. Шнитке, Г. Уствольской. Самостоятельная работа обучающихся № 26: Прослушивание произведений Э. Денисова, А. Пярта. Самостоятельня работа обучающихся № 27 Прослушивание произведений С. Губайдуллиной. | 3 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета музыкально-теоретических дисциплин.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:
1. Комплект учебной мебели по количеству обучающихся;
2. Рабочее место преподавателя;
3. Учебная доска;
4. Музыкальный инструмент – фортепиано;
5. Наглядные средства обучения.
Технические средства обучения:
1. Компьютер.
2. Звуковоспроизводящая аппаратура.
3. Мультимедийный проектор
4. Экран.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Дополнительная литература:
- Аверьянова О. И. Русская музыка второй половины XX века: Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. М.: Росмэн, 2012.
- Великие люди джаза / под ред. К.В.Мошкова. Спб.: Планета музыки, Лань, 2012. – 736 с.
- История отечественной музыки второй половины XX века / под ред. Т. Н. Левой. СПб.: Композитор, 2013.
- Кинус Ю.Г. Джаз: истоки и развитие. Ростов-на-Дону: Феникс, 2011.
- Клитин С.С. История искусства эстрады. Спб.: Издатель Е.С.Алексеева. 2012. – 472 с.
- Мошков К.В. Блюз. Введение в историю. М.: Лань, 2013. –384 с.
- Мошков К.В., Филипьева А. Российский джаз. В 2-т. М.: Лань, Планета музыки, 2013. – 152 с.
- Отечественная музыкальная литература: Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. Вып. 1. М.: Музыка, 2012.
- Отечественная музыкальная литература: Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. Вып. 2. М.: Музыка, 2012.
- Фейертаг В. Джаз. Энциклопедический справочник. Спб.: Скифия, 2014. – 308 с.
Разработчик: Мартыненко Л.Р.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аннотации рабочих программ общепрофессиональных учебных дисциплин по специальностям
Аннотации рабочих программ общепрофессиональных учебных дисциплин СПО: "Естествознание" - специальность 43.02.11 "Гостиничный сервис", "Физика" - специальность 090203 "Программирование в компьютерных ...
Рабочие программы 6 класс Всеобщая история и История России с древнейших времён до конца 16 века
Рабочая программа содержит пояснительную записку, требования к уровню подготовки, формы и средства контроля, содержание курса, тематическое планирование....
Рабочая программа общепрофессиональной дисциплины "Технические средства разработки". Специальность: 09.02.03. Программирование в компьютерных системах. 2 курс.
Аннотация рабочей программыРабочая программа учебной дисциплины «Технические средства информатизации» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного ста...
Рабочая программа общепрофессиональной дисциплины "Основы программирования". Специальность: 09.02.03. Программирование в компьютерных системах. 2 курс.
Аннотация рабочей программыРабочая программа учебной дисциплины «Основы программирования» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта средн...
Фрагмент фонда оценочных средств по общепрофессиональной дисциплине "Музыка в истории культуры XX века"
Фрагмент фонда оценочных средств предназначен для оценки результатов освоения учебной дисциплины "Музыка в истории культуры xx века". Включает 20 вариантов комплектов (по количеству об...
Рабочая программа общепрофессиональной дисциплины ОП.05 «История стилей в костюме»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"29250372","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...
Рабочая программа общепрофессионального предмета Техническое оснащение и организация рабочего места
При разработке рабочей программы общепрофессионального предмета в основу положены:1) Федеральный государственный образовательный стандарт СПО по профессии 43.01.09 «Повар, кондитер», утвер...