Конспекты уроков по МХК. Культура XIX века
методическая разработка по мхк (9 класс) по теме
Предмет рассотрения - социокультурные доминанты 19 века в Европе, романтизм, реализм в искусстве
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
19_v.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок 21
Социокультурные доминанты 19 века в Европе. Романтизм в различных видах искусства.
Цели: изучение социокультурных доминант 19 века в Европе
знакомство с культурой романтизма
развитие эстетического вкуса
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: иллюстрации
Ход урока.
1 Организационный момент
2 Объяснение нового материала
Рассказ-лекция
В 19 веке продолжается расцвет музыки и литературы. Они являются ведущими видами искусства 19 века. Упадок архитектуры отрицательно влияет на развитие скульптуры и живописи.
Для большинства стран Западной Европы характерны два периода:
1 от Французской революции 1789 г. до Парижской коммуны 1871 г.
2 1871 – до 90-х гг. 19 века
На первом этапе примерно до 40-х годов господствует романтизм, а затем с 40-х до 70-х гг. – критический реализм.
Романтизм – крупнейшее направление в европейской и американской литературе и искусстве конца 18 – первой половины 19 в. В 18 веке романтическим (от анг. – romantic) именовалось все фантастическое, необычное, странное. На рубеже 18 – 19 вв. термин «романтизм» обозначает новое направление, противостоящее классицизму. Романтизм стал реакцией на кризис всех предшествующих больших стилей – барокко, рококо, ампира).
Главной чертой романтизма является идеализация прошлого (Древнего Рима – Roma, отсюда и название). Затем романтизм начинает идеализировать эпоху античности и средневековья).
Романтики мечтали о целостном разрешении всех противоречий жизни. Разлад между идеалом и действительностью приобретает в романтизме необычайную остроту и напряженность, что составляет сущность так называемого романтического двоемирия. Романтики открыли необычайную сложность и глубину духовного мира человека, внутреннюю бесконечность человеческой индивидуальности. Человек для них микрокосмос, маленькая Вселенная. Напряженный интерес к сильным и ярким чувствам и тайным движениям души, к ночной ее стороне, тяга к интуитивному и бессознательному – сущностные черты романтического мировосприятия. Требование историчности и народности искусства – одно из непреходящих завоевание романтического искусства. Историзм мышления романтиков ярко проявляется в жанре исторического романа (В. Скотт, Ф. Купер, В. Гюго). В области эстетики романтизм противопоставляет классическому «подражанию природе» творческую активность художника с правом на преобразование реального мира.
Классической страной романтизма была Германия. Основы романтического миросозерцания и эстетики заложены немецкими писателями и теоретиками иенской школы (Ваккенродер, Новалис, братья Шлегели, Тик).
Самый крупный художник – Гаспар Давид Фридрих (1774 – 1840) – романтик-пейзажист. Им открыт особый тип живописи, где вместо краски использовался чернильный мешок моллюска, эта природная краска не выцветает и порождает особый колорит – желто-охристые и зелено-голобые оттенки.
Картины Фридриха музыкальны, они изображают романтический пейзаж. На его картинах искусствоведы нашли следы карандаша и линейки. Его картины – настоящий чертеж. Алгеброй поверяется гармония. Главный носитель эмоциональной нагрузки – цвет.
Для английского романтизма характерна сосредоточенность на проблемах развития общества и человечества в целом, острое ощущение противоречивости и даже катастрофичности исторического процесса.
Джорж Гордон Байрон – романтик номер один. Образы, созданные им обречены на страдание, тираноборство, им свойственна мировая скорбь и пессимизм. «Паломничество Чайльд Гарольда».
Специфическое явление английского романтизма – лейкисты – представители «озерной школы» (Вордсворд, Саути и.др.). Их творчеству свойственно сосредоточение на вопросах мистики, фантастики, стихии чувства, религиозного преклонения перед природой.
Формирование французского романтизма связано с наследием Просвещения и предшествующими народными традициями, обращенность к современности, к актуальной социально-политической тематике. Ведущее значение романтизм занимал во французской культуре в I половине XIX века.
Эжен Делакруа – выдающийся французский живописец. «Резня на Хиосе» - эмоциональный отклик художника на героическую борьбу греков с турками.
«Свобода, ведущая народ» - тема личности, во главе толпы молодая женщина, рядом студент, рабочий. Делакруа передал всенародный страстный порыв, объединивший городскую бедноту, рабочих и интеллигенцию.
Работал в жанре романтического портрета «Портрет Н. Паганини»- романтического гения, одержимого демоном.
Теодор Жерико – основоположник революционного французского романтизма. «Плот Медузы» - картина написанная на сюжет, подсказанный жизнью, на событие, всколыхнувшее общественное мнение Франции. У берегов Франции потерпел крушение фрегат «Медуза», немногие спасшиеся избежали смерти, находясь на плоту, который много дней носился по бушующему морю. Картина была воспринята как обвинение властей в гибели людей. Страстный любитель и знаток лошадей, с поразительным мастерством изображавший их в своих картинах («Скачки в Эпсоме»), Жерико разбился, упав с лошади.
XIX век – время развития оперного искусства.
Джузеппе Верди за 60 лет творческой деятельности создал 26 опер. Реформировал и вывел из кризиса итальянскую оперу. Дал теоретическое обоснование оперной драматургии.
«Риголетта» - в основе драма В.Гюго «Король забавляется», драматическое действие составляет социальный конфликт благородного шута и развратного короля.
«Травиата» - в основе роман Дюма «Дама с камелиями». Общество не принимает любви куртизанки и светского человека, Виолетта противопоставлена обществу.
«Аида» - написана по случаю открытия Суэцкого канала. Действие переносится в Египет в обстановку сфинксов и пирамид, опера насыщена маршами, грандиозными хоровыми сценами. В основе конфликта противостояние рабыни Аиды, чистого и светлого образа, суровым и деспотичным жрецам.
Начиная с 40 – гг. 19 в. романтизм уступает место реализму и отходит на второй план, однако традиции романтизма остаются действенными на протяжении всего 19 века, обретают новые импульсы в 20 веке.
3 Подведение итогов. Что характерно для романтического типа сознания?
А) в музыке
- богатство и разнообразие мелодий
- тонкость и глубина чувств
- яркость музыкального образа
Б) в литературе
- символика образов
- яркость, красочность языка
- живописность
- олицетворение природы
- богатство чувств и оттенков
В) в изобразительном искусстве
- сложность композиций
- резкие контрасты и цветовые решения
4 Д/З: Словарная работа: реализм.
Урок 22
Реализм и его тенденции в западноевропейском искусстве 19 века.
Цели: - знакомство с культурой реализма;
- развитие эстетического вкуса
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: иллюстрации
Ход урока:
1 Организационный момент.
2 Обобщение изученного материала.
А) повторение пройденного: Каковы основные черты романтизма?
Какая страна считается родиной романтизма?
Б) опрос домашнего задания: Раскройте сущность понятия реализм.
3 Объяснение нового материала.
Реализм (от позднелатинского realis – вещественный, действительный) – тип художественного сознания, следуя которому художник изображает жизнь в образах, соответствующих самой жизни и создаваемых посредством типизации фактов действительности. Реализм стремится к глубинному постижению жизни, к широкому охвату действительности с присущими ей противоречиями, признает право художника освещать все сферы жизни.
Вопрос о времени возникновения и этапах становления остается спорным.
Непосредственным предшественником реализма в Европе явился романтизм конца 18 – 19 века. Ошибочно считается, что реализм приходит на смену романтизму, в 19 веке они развиваются параллельно, но сначала это был романтический реализм, основанный на культе сильной и самобытной личности. Затем возникает отказ от романтической индивидуальности и иррациональности.
Новый этап развития реализм отмечен принципиальным разрывом с романтической традицией, начиная с середины 19 века.
В 70-80-е гг. европейская культура переживает трансформацию. Реализм отказывается от гиперболизации и героизации образов, социальный конфликт переносится в психологическую, частную сферу, авторские комментарии сводятся до минимума. В конце 19 века складывается материалистическая философия и наука. Развиваются новые течения и направления в искусстве.
19 век выявил все основные эстетические принципы и типологические свойства реализма. Верность традиции становится ведущим критерием художественности. Развитым формам реализма присуще стремление к непосредственной достоверности изображения, к художественному воссозданию жизни в фактах самой жизни. Для реализма характерно чрезвычайное разнообразие художественных форм. Основная проблема реализма – соотношение правдоподобия и художественной правды. Главное достояние – изображение характеров, отражение строя чувств, свойственных разным типам личности, всего того, что составляет жизнь человеческого духа.
Выявляя воздействие среды на формирование характеров, реализм соприкасается с натурализмом как направлением в искусстве. Реализму глубоко свойственен дух художественной объективности. Нравственная сила реализма проявляется в том, что даже при трагическом разрешении конфликта он остается искусством жизнеутверждающим. Реалистическому искусству присуще стремление рассматривать действительность в развитии, способности обнаружить и запечатлеть в образах возникновение новых форм жизни и социальных отношений, новых психологических и общественных типов. Особенно отчетливо это проявилось в литературе 20 века, когда в творчество многих писателей входят революционно-героические мотивы, возникает новое направление социалистический реализм.
В живописи очень популярным жанром становится пейзаж, запечатлевший «уголки отчизны».
Джозеф Тернер – аристократ, учился в Королевской академии живописи. Его привлекала стихия.
«Невольничий корабль» - бурное море, кишащее хищными рыбами и телами сброшенных с корабля больных негров.
Джон Констебль – главным считал передать отношение к родной земле. Рисует коттеджи, домики, запруды. В его работах «много неба», он вводит термин пейзаж-скай.
Гюстав Курбе – французский живописец, мастер реалистического портрета («Раненый», автопортрет, «Портрет Бодлера»). «Академическая критика» объявила художника «апостолом безобразия» и вульгарности. Разочарование побудило его построить на собственные средства «Павильон реализма», не имевший большого успеха у посетителей, но сыграл значительную роль в утверждении реалистического искусства.
Значителен вклад Курбе в развитие натюрморта, объединенного с пейзажем («Убежище ланей», «Водопад в Кошне», «Хижина в горах»).
Прогрессивные реалистические тенденции, получившие убедительное развитие в творчестве Курбе тех лет, определяли роль живописца как главы нового направления во французской живописи середины XIX века. С его именем связывали создание новой эстетики, провозглашающей ценность будничного и повседневного в искусстве.
Жан-Франсуа Милле – французский художник. Основная тема творчества – тема труда. Особая духовность человека физического труда чувствуется в его картине «Сеятель» - фигура, господствующая над бескрайним простором полей, стала символом.
4 Подведение итогов. Составить таблицу:
Сходства и различия реалистического и романтического типа сознания.
Сходства | Различия | |
романтизм | реализм | |
5 Д/З: Продолжить заполнение таблицы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Образование и культура в 17 веке"
Вариант конспекта - таблица по теме "Развитие культуры в россии в 17 веке"...
Конспекты уроков МХК. Западноевропейская культура XVII-XVIII века
Материал содержит разработки к урокам по теме "Западноевропейская культура 17-18 вв" - новые тенденции в культуре, понятие классицизм, основные эстетические тенденции Классицизма в архитектуре (Версал...
План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»
Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование техники выполнения передачи мяча ...
конспект урока и презентация Культура серебряного века 11 класса
конспект урока и презентация Культура серебряного века 11 класса...
КОНСПЕКТ УРОКА ИСТОРИИ: Русская культура во второй половине XIII - середине XV века
КОНСПЕКТ УРОКА ИСТОРИИ: Русская культура во второй половине XIII - середине XV века...
Методическая разработка. Конспект урока по курсу истории «Средние века» ( 6 класс) Тема урока: «Культура Византии»
Цели урока: знакомство с культурой ВизантииЗадачи– сформирование у учащихся представление о Византии, как наследнице античной культуры, развитии образования, научных знаниях, архитектуре.Результ...