Программа элективного курса «Архитектурное наследие Татарстана»
элективный курс по мхк (9 класс) по теме
Программа элективных курсов «Архитектурное наследие Татарстана» предназначается для учащихся 9-х классов, в рамках предпрофильной подготовки и ориентации на дальнейшее обучение в классах с социально-гуманитарной направленностью, рассчитана на 8 учебных часов.
Одним из приоритетных направлений современного гуманитарного образования является разработка инновационных программ, направленных на формирование общекультурных компетентностей, связанных с интеллектуально-мировоззренческим становлением личности. Важность данного вида компетентностей обусловлена, в том числе, и необходимостью развития у подрастающих поколений уважительного отношения к природному и культурному наследию своей страны, толерантного восприятия культурных различий. Несмотря на то, что Россией более двадцати лет назад была ратифицирована Конвенция об охране природного и культурного наследия, приходится констатировать, что школьники не могут назвать и половины объектов из списка ЮНЕСКО, расположенных на территории России и Татарстана. Уникальные объекты оказываются terra incognita для подрастающего поколения, порой знающих о природе и культуре иных стран больше, нежели о своих собственных. Свое, воспринимаемое как чужое, рождает безразличие, разнообразные формы антикультурного поведения, вплоть до вандализма. Признание культурно-образовательного (а не только научно-просветительского) потенциала архитектурных памятников и стоящих за ними музеев-заповедников позволяет реализовывать дидактический принцип образования и воспитания культурой подрастающего поколения.
Данный элективный курс организован таким образом, чтобы помочь школьнику осознать собственную сопричастность отечественному наследию, личную ответственность за его сохранение. Сегодня изучение наследия в рамках школьного образования отдано таким предметам как история, география. В обязательный минимум содержания стандарта основного общего образования по географии включены объекты мирового природного и культурного наследия в России. Между тем, очевидна необходимость разграничения учебных дисциплин: изучение природных ландшафтов и памятников школьниками — прерогатива уроков географии, а памятники культуры и культурные ландшафты должны рассматриваться в рамках специализированного курса культурологической направленности, образующего с дисциплиной география, история Татарстана (8–9-й класс) межпредметные связи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs_9_klass_mhk.docx | 54.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Татарстан
Муниципальное учреждение «Управление образования
Альметьевского муниципального района» РТ
Программа элективного курса
«Архитектурное наследие Татарстана»
для предпрофильной подготовки в 9-х классах
Составитель:
учитель музыки, искусства и мировой
художественной культуры муниципального
автономного образовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №7»
г.Альметьевска РТ
Ι квалификационной категории
Ахметзянова Румия Салиховна
Альметьевск 2011
Пояснительная записка
Программа элективных курсов «Архитектурное наследие Татарстана» предназначается для учащихся 9-х классов, в рамках предпрофильной подготовки и ориентации на дальнейшее обучение в классах с социально-гуманитарной направленностью, рассчитана на 8 учебных часов.
Одним из приоритетных направлений современного гуманитарного образования является разработка инновационных программ, направленных на формирование общекультурных компетентностей, связанных с интеллектуально-мировоззренческим становлением личности. Важность данного вида компетентностей обусловлена, в том числе, и необходимостью развития у подрастающих поколений уважительного отношения к природному и культурному наследию своей страны, толерантного восприятия культурных различий. Несмотря на то, что Россией более двадцати лет назад была ратифицирована Конвенция об охране природного и культурного наследия, приходится констатировать, что школьники не могут назвать и половины объектов из списка ЮНЕСКО, расположенных на территории России и Татарстана. Уникальные объекты оказываются terra incognita для подрастающего поколения, порой знающих о природе и культуре иных стран больше, нежели о своих собственных. Свое, воспринимаемое как чужое, рождает безразличие, разнообразные формы антикультурного поведения, вплоть до вандализма. Признание культурно-образовательного (а не только научно-просветительского) потенциала архитектурных памятников и стоящих за ними музеев-заповедников позволяет реализовывать дидактический принцип образования и воспитания культурой подрастающего поколения.
Данный элективный курс организован таким образом, чтобы помочь школьнику осознать собственную сопричастность отечественному наследию, личную ответственность за его сохранение. Сегодня изучение наследия в рамках школьного образования отдано таким предметам как история, география. В обязательный минимум содержания стандарта основного общего образования по географии включены объекты мирового природного и культурного наследия в России. Между тем, очевидна необходимость разграничения учебных дисциплин: изучение природных ландшафтов и памятников школьниками — прерогатива уроков географии, а памятники культуры и культурные ландшафты должны рассматриваться в рамках специализированного курса культурологической направленности, образующего с дисциплиной география, история Татарстана (8–9-й класс) межпредметные связи.
Профильное обучение в образовательной области «Искусство» помогает формированию художественной культуры личности, как части общей духовной культуры, приобретению необходимых знаний, умений, навыков, способов художественной деятельности, универсальных по своему содержанию и необходимых учащимся в процессе их дальнейшего профессионального самоопределения. Содержание профильной подготовки в этой образовательной области комплексное по своей природе, объединяет различные учебные базовые предметы (музыка, изобразительное искусство, МХК).
Разработанный элективный курс является «общекультурным» курсом, дающий знания в отношении особо ценных объектов татарского архитектурного наследия, в том числе имеющих статус памятника ЮНЕСКО.
Цель программы: формирование компетентности учащихся в отношении особо ценных культурных объектов татарского архитектурно-исторического наследия. Овладение данным видом компетентности предполагает:
1. Знания о памятниках ЮНЕСКО в Республике Татарстан
2. Ценностное отношение к объектам наследия (уважение, осознание их значимости и самобытности).
3. Навыки деятельности по сохранению, популяризации и приумножению наследия.
Задачи:
• формирование целостного системного представления об уникальности татарского культурного наследия, необходимости его сохранения и рачительного использования;
• обогащение эмоционально-ценностной, художественно-эстетической, научно-познавательной сфер учащихся в процессе приобретения опыта взаимодействия с выдающимися памятниками мирового значения;
• обретение гражданской позиции по отношению к культурному наследию Татарстана;
• воспитание толерантного отношения к этносам и конфессиям поликультурных регионов России;
• включение учащихся в социально значимую практическую деятельность по
изучению, восстановлению и охране объектов культурного наследия
родного края;
• развитие и поддержка творческого потенциала школьников, стимулирование самостоятельной научно-поисковой деятельности учащихся посредством проведения тематических мастер-классов, выставок, конкурсов, олимпиад, конференций.
Программа элективных курсов «Архитектурное наследие Татарстана» учитывает возможности использования широкого круга инновационных образовательных технологий: метод проектов, метод портфолио, рефлексивно-экспертные игры, деловая игра, конференция идей, путешествие в мир феноменов культуры, а также предполагает расширение внутри- и межведомственных связей по направлениям школа — школа, школа — музей, школа — ВУЗ. Для реализации целей и задач, поставленных в программе элективного курса «Архитектурное наследие Татарстана» применимы следующие формы занятий: лекция, рассказ, беседа; диалог: учитель-ученик; виртуальные экскурсии по архитектурным музеям Татарстана, экскурсии в Краеведческий музей, Картинную галерею, городскую Мечеть им. Ризы Фахретдина, Храм иконы Казанской Божьей Матери, Альметьевский татарский государственный драматический театр.
Особое место данном элективном курсе занимает проектная деятельность учащихся. Эта педагогическая технология ориентирована на приобретение старшеклассниками новых знаний путем самообразования, на активизацию познавательной деятельности, развитие креативного мышления, исследовательских умений и навыков, на общение в коллективе, формирование личностных качеств.
По результатам изучения данной программы элективных курсов
планируются следующие формы контроля:
- тестовые задания,
- создание потфолио по выбранной теме,
- защита проекта,
В ходе проведения итоговых занятий по обобщению и систематизации изученного материала:
- рефлексивно-экспертные игры,
- деловые игры,
- конференции идей.
Программу элективного курса дополняет мультимедийное сопровождение курса: «Кул Шариф», «Казанский кремль», «Благовещенский собор», «Зодчество Татарстана». Возможности мультимедиа позволяет виртуальное погружение в конкретный памятник архитектуры Татарстана.
Тематический план
программы элективных курсов «Архитектурное наследие Татарстана»
№ п/п | Наименование тем | № занятия | Кол-во часов |
1. | Введение в проблематику культурного наследия РТ. Перекресток культур и цивилизаций: Казанский кремль. Древнейшая история Казанского кремля. | 1 | 1 |
2. | 2 | 1 | |
3. | 3 | 1 | |
4. | Ансамбль Спасо-Преображенского монастыря. | 4 | 1 |
5. | Возрождение древнего города Булгар. | 5 | 1 |
6. | Государственный историко-архитектурный и художественный музей «Остров-град Свияжск». | 6 | 1 |
7. | «Раифский Богородицкий мужской монастырь. «Чертово» городище - символ Елабуги. | 7 | 1 |
8. | Итоговое занятие. Защита проектов. «Золотой фонд архитектуры Татарстана". | 8 | 1 |
Итого: | 8 | 8 |
Содержание программы
Тема 1. Введение в проблематику культурного наследия Республики Татарстан.
Природное и культурное наследие. Терминологический круг культурного наследия: культура, материальное и нематериальное наследие, культурный ландшафт, памятник культуры, культурная политика. Структура культурного наследия: памятники, ансамбли, достопримечательные места. ЮНЕСКО — Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры. Деятельность ЮНЕСКО по охране, актуализации и популяризации Всемирного культурного наследия. Конвенция ЮНЕСКО 1972 года и критерии включения объектов в список культурного наследия. Хроника Всемирного наследия в России и Татарстане.
Перекресток культур и цивилизаций: Казанский кремль
Казань — город с тысячелетней историей. Археологическое наследие булгарской культуры и цивилизации золотой орды. Казанский Кремль — образец концептуального синтеза татарского и русского архитектурных стилей.
Древнейшая история Казанского кремля
XII — XIV вв. Булгарская крепость
XV — первая половина XVI века. Ханская крепость.
Вторая половина XVI века. Строительство каменного кремля псковскими зодчими. XVII век, XVIII век, XIX век, XX век – история строительства, падений и реставраций Кремля.
Тема 2. Архитектурный ансамбль Казанского кремля. Стены и башни.
Спасская башня. Построена во 2 пол. XVI века псковскими зодчими Иваном Ширяем и Постником Яковлевым. Юго-Западная является классическим образцом псковского стиля оборонительных сооружений. Башни с запада. Преображенская башня. Башни с севера. Тайницкая башня, Северная круглая башня. Башни с востока. Дмитриевская проездная башня Консисторская башня .
Тема 3. Мечеть Кул Шариф. Башня Сююмбике.
Мечеть Кул Шариф (тат. Колшәриф мәчете, Qolşərif məçete) — одна из главных мусульманских мечетей республики Татарстан и Казани. Строительство, расположение, архитектура и интересные факты о мечети Кул Шариф.
Башня Сююмбике признана архитектурным символом Казани. Особенности архитектуры. История башни Сююмбике. Легенды о башне
Тема 4. Дворцовая церковь. Губернаторский дворец. Благовещенский собор. Ансамбль Спасо-Преображенского монастыря.
Дворцовая церковь. История строительства и восстановления храма. Гипотезы и исторические факты.
Президентский (быв. Губернаторский) дворец. Проект «дома военного губернатора с помещениями для императорских квартир».
Благовещенский собор и колокольня.
Ансамбль Спасо-Преображенского монастыря. Основан в XVI веке св. Варсонофием.
Казанский Кремль находится под охраной Всемирной организации ЮНЕСКО
Тема 5. Возрождение древнего города Булгар.
История. Географическое положение. Великий Волжский путь. Торговля. Купцы. Сохранившиеся архитектурные сооружения. Религия. Искусство. Падение города. Возрождение.
Древнее городище «Великие Булгары» - уникальный памятник X-XV веков.
Тема 6. Государственный историко-архитектурный и художественный музей «Остров-град Свияжск»
Исторический очерк. Легенды древнего Свияжска. Архитектурные памятники. Иконы из храмов Свияжска.
Остров-град Свияжск уникальный историко-архитектурный и природно-ландшафтный памятник.
| Собор Успения Пресвятой Богородицы Успенского монастыря. Уникальные фрески 16 века. Храм Николая Чудотворца (Никольская церковь) Успенского монастыря — первый каменный православный храм-крещальня на правобережье Волги. Иоанно - Предтеченский монастырь. Собор Божьей Матери «Всех скорбящих радость»(1898 г.) и действующая ныне Церковь в честь Святого Сергия Радонежского чудотворца (1604 г.). Церковь Святой Троицы - первый православный храм на Правобережье Волги, единственный в Поволжье памятник русского деревянного зодчества XVI века. Территория Свияжска с 1998 года является кандидатом на включение в список Всемирного наследия ЮНЕСКО Тема 7. Раифский Богородицкий монастырь Крупнейший действующий мужской монастырь Казанской епархии Русской православной церкви. История монастыря. Основан в XVII в. отшельником Филаретом в 27 км к северо-западу от Казани. Памятники архитектуры: Церковь в честь Святых Отцов в Синае и Раифе избиенных. Троицкий собор. Софийская церковь. Легенды Раифского монастыря. "Чертово городище" - символ Елабуги Каменная башня Елабужского городища. "Чертово городище", – памятник булгарской культуры Х-XIV вв. Археологические раскопки. Древние памятники на территории Елабужского государственного музея – заповедника. Каменная башня Елабужского городища находится под опекой Всемирной организации ЮНЕСКО. Итоговое занятие. Золотой фонд культурного наследия Татарстана. Занятие проходит в форме творческой презентации микрогруппами собранных портфолио по теме, которую они выбрали для углубленного изучения. Вариантами самостоятельной работы по наполнению портфолио могут быть: • Разработка конкурсной эмблемы своего памятника с ее последующим размещением на коллективно составленной карте памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО в Татарстане. • Подготовка текстовой визитной карточки своего памятника для итоговой игры-викторины по Карте наследия. • Кроссворд-закрепление материала «Наследие архитектуры Татарстана» • Составление биографических страничек с вопросами по персонологии памятника. • Составление тезауруса терминов и понятий.
Основная и дополнительная литература 1. Девятых З.Л. Казань. Забытое и незнаемое. Казань, 2002. 2. Казанский кремль: культурный туризм. 2008–2010. № 3, 4, 5, 6, 9. 3. Казань: времен связующая нить. Казань, 1999. 4. Казань в ее прошлом и настоящем/ Сост. М. Пинегин. Казань, 2005. 5. Казань в памятниках истории и культуры/ Ред. Халиков А.Х., Алишев С.Х., Хасанов М.Х. и др. Казань, 1982. 6. История Татарской АССР. Под ред. З. Гильманов, М. Мухарямов, Ю. Смыков, А. Халиков, Х. Хасанов. — Казань: Институт языка, литературы и истории им. Г. Ибрагимова АН СССР, 1968 7. М. Фехнер Великие Булгары. Казань. Свияжск. — М., 1978. — стр. 54 8. Казань в памятниках истории и культуры. Под ред. С. С. Айдарова, А. Х. Халикова, М. Х. Хасанова, И. Н. Алеева. — Казань, 1982. — стр. 162 9. Казань в памятниках истории и культуры. Под ред. С. С. Айдарова, А. Х. Халикова, М. Х. Хасанова, И. Н. Алеева. — Казань, 1982. — стр. 163 10. Соколов С.В. Казань. Портрет в стиле импрессионизма — Казань: Отечество, 2011. — С. 46-52 11. История татар. Том II. Волжская Булгария и Великая Степь. — Казань: Изд-во «РухИЛ», 2006. – 960 с. 12. Город Болгар: Очерки истории и культуры./ Отв. ред. Г. А.Фёдоров-Давыдов. — М., «Наука», 1987. — 232с. 13. Сафаргалиев М. Г. Распад Золотой Орды — Саранск: Мордовское книжное издательство, 1960. — 1500 экз. 14. Фахрутдинов Р. Г. Очерки по истории Волжской Булгарии / Отв. редактор С. А. Плетнёва — М.: Наука, 1984. — С. 98. — 216 с. — 3000 экз. 15. Фехнер М. В. Великие Булгары. Казань. Свияжск. — М., «Искусство», 1978. — 280с. (Архитектурно-художественные памятники) Интернет-ресурсы и электронные носители информации 1. http://www. kazan-kremlin.ru/archive/paper. 2. http://www.kpe-tatarstan.ru 2011 5. http://www.Sviyajsk.ru 6. http://tatarstan.news-city.info/ 7. http://ru.wikipedia.org/wiki/Свияжск/ 8. http://ru.wikipedia.org/wiki/Булгар/ 9. http://www.bulgarizdat.ru/book110.html 10. http://www.bolgar.info/vb_articles.php 11. http://www.cds-kazan.ru/i 12. http://www.raifa.ru 13. http://kazan.eparhia.ru/.../raifskibogorodizkimonostir/ 14. http://ru.wikipedia.org/wiki/Чёртово_городище_(Елабуга)/ 15. http://www.elabuga-city.ru/articles-cher...orodishche.htm 16. Multimedia CD, DVD-video Культура Республики Татарстан, Достопримечательности архитектуры: Казанский Кремль, Мечеть Кул Шариф, Благовещенский собор, Зодчество Татарстана (4 диска).
Разработка занятия №5 Тема: «Возрождение древнего города Булгар»
• познакомить учащихся с памятниками истории и культуры города Болгар; • формировать активную гражданскую позицию учащихся; воспитывать уважительное отношение к истории культуре татарского народа; • развивать коммуникативные умения и навыки учащихся (умения высказывать и отстаивать свою точку зрения, работать в группе, прислушиваясь к мнению других её членов). План занятия: 1. Что такое памятник? 2. История. 3. Географическое положение. 4. Великий Волжский путь. Торговля. Купцы. 5. Сохранившиеся архитектурные сооружения. 6. Религия. 7. Искусство. 8. Падение города. 9. Итоги. 10. Возрождение.
Вступительное слово учителя Сегодняшнее занятие, посвящено возрождению памятников истории и культуры древнего города Булгар. - Какие памятники истории вы знаете? - Что же такое памятник? - («Памятник - сооружение зодчества или ваяния, в честь памяти события, лица». В. И. Даль.) - А могут ли города быть памятниками? -Да, оказывается, могут! И такие памятники находятся совсем недалеко от нашего города – например, памятники истории и культуры древнего города Болгар, остров-града Свияжск. - Кто из вас уже побывал в этих городах? Что интересного узнали? Поделитесь своими знаниями. - Сегодня мы с вами совершим путешествие по земле города Булгар. Давайте поговорим о Булгарском государстве, потомками населения которого являются казанские татары. История много веков назад в широких степях Северного Кавказа, около Азовского и Черного морей, на равнинах между реками Дон и Дунай существовало сильное государство Великая Болгария, основателем и правителем которого был Кубрат хан. Долгие годы верой и правдой правил он своей страной, но тут случилось несчастье - Кубрат хан заболел, силы его иссякали, но и умирающим он оставался грозным ханом, его слово было для всех законом. Позвал он к своему ложу сыновей, вождей многочисленных племен, советников. Собрав свои силы, он рассказал им притчу о человеке, который раздал своим сыновьям по прутику и велел их сломать. - Кто из вас может рассказать эту притчу до конца? (Те без труда это сделали. Потом человек собрал прутья в один пучок и снова дал сыновьям, чтобы те сломали. На этот раз пучок не смог сломать ни один из них.) - Как вы думаете, что тем самым хотел сказать хан? - Какой наказ дал хан своим сыновьям? (Если будете вместе и заодно - никто вас не одолеет. Если будете порознь - погибнете от рук врагов ваших). Не послушались сыновья мудрого совета отца. Не было среди них единства. Распалось великое государство. Хан Аспарух основал Дунайскую Болгарию, сын Котраг стал кочевать в степях Дона, третий сын Батбай покорился хазарам и остался на Кубани, два других сына погибли в боях. Но много было среди болгар тех, кто не хотел жить под властью хазар. Они ушли с родных мест и обрели новую родину на Средней Волге. Это был чудесный край с хвойными и смешанными лесами, в которых встречались целые ореховые леса и большие заросли диких яблонь. В изобилии было и всяких ягод. В лесах обитало много разного зверя и дичи. В реках и озерах водилось множество рыбы. На открытых участках земли выращивали пшеницу, ячмень, просо. Географическое положение для своего города булгары выбрали очень удобное место - на высоком берегу Волги. С одной стороны - рыба, дичь, с другой - защищает жителей города не хуже крепости, а с третьей - прекрасная водная дорога. Двигаясь по ней вверх по течению можно добраться до Балтийского моря, до далекого Севера, а вниз по течению - до Каспийского моря. И здесь и там редкого товару можно купить дешево, а свой товар продать дорого. Торговой рекой была Волга. Не зря ее называли Великим Волжским путем. Великий Волжский путь. Торговля. Купцы Булгары были хорошими купцами. Они имели торговые отношения со Средней Азией, Китаем, Византией, Русью. - Как вы думаете, ребята, а чем торговали предки казанских татар? Торговали мехом, лесом, обувью, ювелирными изделиями из золота, серебра, бронзы, меди; гончарной посудой с резным орнаментом, оружием; одеждой, расшитой бисером и серебром и другими ремесленными изделиями. Только булгарским мастерам был известен секрет изготовления тонкой кожи. Ее так и звали - «булгари». До сих пор в Центральной Азии и Иране самую лучшую кожу и обувь называют булгарской. Первыми в Европе булгары начали выплавлять чугун и изготавливать сталь. Сохранившиеся архитектурные сооружения Развивалось и крепло государство Волжская Булгария. Ее столица город Булгар в Х-ХIV веках застраивался каменными и кирпичными зданиями; строились мечети, школы с центральным отоплением и водопроводом. До наших дней сохранились развалины Черной палаты, Малого минарета, Северного мавзолея, Ханской усыпальницы, Соборной мечети. Религия Булгары были язычниками. В 922 году в Булгарию приезжает посольство из Багдада, и съезд всех булгарских племен принимает государственную религию - ислам. (С принятием ислама древняя тюркская письменность заменяется арабской). Булгария приняла ислам за 76 лет до крещения Киевской Руси. Искусство У булгар были свои ученые и поэты. В первой половине XII в. жил Якуб ибн-Ногман, составивший "Историю Булгарии". Ученый Бурхан ибн-Булгари написал книги по риторике и о лекарствах. Поэма Кул Гали (чье имя носит одна из улиц нашего города) "Сказание о Юсуфе" (XIII в.) была известна далеко за пределами Булгарии и оказала заметное влияние на все последующее развитие литературы булгарского и татарского народов. Падение города В XIII веке на Волжскую Булгарию обрушились монголы Бату-хана. В 1236 году Булгария была завоевана и вошла в состав Золотой Орды. В 1361 году Булгар был сожжен завоевателями, город потерял свое величие. Но затем он возродился. И его долгие годы называли «золотым троном Джучиева улуса». Итог занятия. -Ребята, а как вы думаете, почему сегодня мы с вами говорим о Волжской Булгарии, о городе Булгар? «История Булгар имеет колоссальное значение. Без ее изучения мы никогда не поймем связь России с Востоком», - писал академик И.Н.Тихомиров. 20 февраля 1995 года по Указу Президента России Б. Н. Ельцина Булгарский историко-архитектурный музей-заповедник вошел в перечень объектов исторического и культурного наследия федерального значения. Возрождение В настоящее время первый президент Республики Татарстан Минтимер Шарипович Шаймиев исполняет обязанности председателя Попечительского совета Фонда возрождения памятников культуры и истории «Янарыш», занимающегося проектами реконструкции древнего города Булгар и православных храмов на острове-граде Свияжске. «В Булгарах построят новую мечеть. У мечети будет медресе, рассчитанное на 30 учеников. Есть надежда, что медресе, которое будет расположено далеко от больших городов, на природе, на том месте, где наши предки приняли ислам, в будущем станет филиалом Российского исламского университета»,- рассказал первый президент Татарстана, Государственный советник Минтимер Шаймиев. А еще в этом году в Булгарах началось строительство музея хлеба. «Этот музей был бы интересен и для туристов», - объяснил Минтимер Шаймиев. Музей хлеба составит целый музейный комплекс. Здесь будут мельница, дом выпечки хлеба, амбар, хижина кузнеца, водная мельница, колодец, родник, хлебные поля. Домашнее задание: 1. подготовить презентацию об архитектурном наследии Булгара; 2. провести виртуальное культурологическое исследование археологических находок в Булгаре. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс "Литературное наследие малой родины"
Программа элективного курса в 5 классе...
элективный курс "Архитектурно-строительное черчение 9 класс"
Одними из самых привлекательных профессий для нынешних выпускников являются архитектор, инженер-строитель, дизайнер. Перед многими учениками выпускных классов встает проблема: ...
Программа элективного курса "Архитектурный дизайн"
Программа для предпрофильной подготовки учащихся 9 классов...
Программа элективного курса «ОБЪЕКТЫ ВСЕМИРНОГО КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ»
Данный курс поможет учителю географии подготовить девятиклассников к изучению курса экономической и социальной географии мира в 10 классе....
Программа элективного курса по технологии "Архитектурно-строительное черчение"
Предлагаемая программа содержит материал , завершающий полный курс черчения и предусмотрен для тех ребят, которые освоили программу занятий по проекционному черчению и сборочному чертежу. О...
Рабочая программа элективного курса "Природное и культурное наследие России"
Рабочая программа элективного курса "Природное и культурное наследие России"...
Рабочая программа элективного курса «Культурное наследие величайших городов мира»
Данная программа рассчитана на учащихся 9 классов и представляет собой разработку элективного курса, основной целью которого является приобщение школьников к общечеловеческим и национальным ценностям,...