Программа элективного курса "Архитектурный дизайн"
элективный курс (9 класс) по теме
Программа для предпрофильной подготовки учащихся 9 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_elektivnogo_kursa.docx | 30.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования РФ
муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №15
Программа элективного курса
для учащихся 9 классов основной школы
« Архитектурный дизайн »
Автор: учитель искусства и технологии
муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 15
ст. Старонижестеблиевской Красноармейского района
Басманова Марина Ксенофонтовна
ст. Старонижестеблиевская 2010 год
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ
«АРХИТЕКТУРНЫЙ ДИЗАЙН»
Пояснительная записка
9 КЛАСС
Программа данного курса способствует глубокому изучению раздела «Строительное черчение » из курса средней общеобразовательной школы, который даёт только ознакомительные сведения о строительном черчении. В процессе обучения школа ориентирует учащихся на будущую трудовую деятельность и выбор профессии. Необходимо отметить, что черчение тесно связано с техникой, со сферой материального производства, а также со многими отраслями народного хозяйства. Однако многие разделы стандартной программы по черчению недостаточно отображены. На изучение строительных чертежей необходимо уделять достаточно времени , как минимум, 10-12 часов учебного времени, включая и сведения о профессиях сварщика, строителя, монтажника, проектировщика. А по действующей программе отводится всего 2 часа, которые посвящены только чтению строительных чертежей . Курс «Архитектурный дизайн» рассчитан на 34 часа.
Цели и задачи данного курса следующие:
- ознакомление с основными архитектурными стилями, господствующими в различное время;
- углубленное изучение архитектурно-строительного черчения;
- ознакомление с инженерно-строительными чертежами;
- изучение основ топографического черчения;
- формирование умения построения теней;
- изучение нового вида проецирования- перспективы и способов выполнения чертежей зданий в
перспективе;
-обучение построению чертежей строительных сооружений, создавать индивидуальные проекты - обучение построению планов, разрезов и фасадов зданий;
- ознакомление с пакетом документаций, необходимым при выполнении строительства объекта;
- формирование умения чтения и составления топографических карт;
- расширение знаний об условных знаках, обозначающих строительные материалы, коммуникации, строения, населенные пункты, инженерно- строительные объекты, растительность и рельеф местности;
- развитие познавательных интересов учащихся;
- формирование у учащихся необходимые представления о специфических особенностях строительных и топографических чертежей;
- ознакомление с понятием стиль и дизайн;
- формирование навыков работы над эскизом архитектурного объекта в его взаимосвязи с природным ландшафтом;
- формирование навыков проектной деятельности.
В процессе обучения учащиеся должны:
- иметь представление об основных архитектурных стилях;
- знать особенности и правила выполнения архитектурно-строительных чертежей;
- уметь читать инженерно-строительные чертежи;
- уметь разбираться в конструктивных элементах зданий;
- знать стадии проектирования строительства;
- знать основной пакет строительной документации;
- уметь разбираться в строительной документации;
- уметь составлять генеральный план строительства в упрощенном виде;
- знать масштабы, применяемые на строительных чертежах;
- уметь определять действительные размеры;
- уметь пользоваться стандартными условными обозначениями;
- уметь выполнять чертежи фасадов вертикальных разрезов и планов этажей зданий;
- уметь читать и составлять топографические карты;
- уметь определять по условным изображениям растительность местности ( леса, луга и др ), а также сооружения (дороги, мосты, поселки );
- уметь определять характер рельефа местности;
- уметь составить проект жилого здания (усадьбы дачного домика) и прилегающих построек;
- уметь изобразить на чертеже здание в перспективе с тенями;
- уметь, используя масштаб, определять расстояние между какими-либо объектами;
- знать основы работы дизайнера, способы и приемы дизайнерской деятельности;
- уметь применять дизайнерские идеи в работе над проектом;
- уметь изображать фасады зданий различных стилей;
- знать основные этапы работы над проектом;
- уметь находить необходимую информацию и пользоваться ею.
Курс имеет профориентационную направленность обучения, развивает у учащихся гражданскую позицию, повышает самооценку, учит владеть основными видами публичных выступлений, отстаивать и обосновывать своё мнение, сотрудничать с другими участниками учебного процесса, выполнять различные проекты, имеющие социальную значимость. Содержание материала курса формирует такие качества, как упорство в достижении цели, трудолюбие, коммуникабельность, самостоятельность, изобретательность, компромиссность, ответственность за выполняемую работу, художественный и эстетический вкус.
Курс имеет следующие разделы:
I - Архитектура и исторические направления – 4 часа
II - Строительные чертежи – 8 часов
III -Строительная документация – 3 часа
IV – Архитектурный дизайн -7 часов
V - Проектная деятельность -11часов
По окончании изучения курса учащиеся должны уметь разбираться в архитектурных стилях, уметь выполнять несложные проекты дачных домиков, преобразовывать интерьер жилого помещения в соответствии с современными тенденциями, уметь определять экономическую целесообразность выполнения проекта.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Содержание практических и графических работ. Теоретические сведения | Кол-во часов | Дата провед. |
Правила оформления чертежей (12 часов) | ||||
1 | Введение. Инструменты, при- надлежности. Приемы работы чертежными инструментами | Краткие сведения об истории развития черчения. Необходимые инструменты и рациональные приемы работы ими. | 1 | |
2 | Практическая работа | Приемы вычерчивания прямых линий, параллельных прямых, окружностей | 1 | |
3 | Понятие о стандартах ЕСКД. Формат, рамка, основная надпись | Изучение правил оформления чертежей, предусмотренных госстандартами | 1 | |
4 | Линии чертежа. Типы и толщина. Назначение линий | Изучение основных линий на чертеже: основную сплошную, пунктирную, штрих- пунктирную, способы их вычерчивания | 1 | |
5 | Графическая работа №1 | Вычерчивание рамки и основной надписи на формате. | 1 | |
6 | Применение и обозначение масш- таба | Дать определение масштаба. Вычертить прокладку в выбранном масштабе | 1 | |
7 | Практическая работа | Чертеж плоской детали с увеличением или уменьшением масштаба | 1 | |
8 | Ознакомление с чертежным шрифтом. Прописные буквы. | Изучение особенностей чертежного шрифта. Написание прописных букв | 1 | |
9 | Цифры чертежного шрифта | Написание цифр (арабского и латинского алфавита) | 1 | |
10 | Строчные буквы | Разделение букв на группы и написание их. Упражнения в написании текста | 1 | |
11 | Нанесение размеров | Изучение правил нанесения размеров | 1 | |
12 | Графическая работа №2 | Выполнение чертежа с нанесением размеров | 1 | |
Метод проекций (10 часов) | ||||
13 | Метод проекций в черчении. Виды проецирования. | Изучить центральное и параллельное прое- цирование, косоугольное проецирование. Виды и элементы проецирования. Решение задач на определение вида и элементов проецирования | 1 | |
14 | Прямоугольное проецирование. Получение изображения на одну плоскость. | Изучение способов прямоугольного проеци- рования. Получение изображения на фрон- тальной плоскости | 1 | |
15 | Изображение плоской детали, полученное проецированием на горизонтальную плоскость | Выполнение чертежа детали с нанесением размеров и указанием толщины. Проекции с числовыми отметками | 1 | |
16 | Проецирование на 2 плоскости | Получение проекций на фронтальную и горизонтальную плоскости. Сравнение чер- тежей с их наглядными изображениями | 1 | |
17 | Проецирование на 3 плоскости. Расположение видов на чертеже и их названия. | Получение проекций на фронтальную, гори- зонтальную и профильную плоскости. | 1 | |
18 | Построение 3-ей проекции | Построение по 2-м проекциям третьей | 1 | |
19 | Моделирование по чертежу. Практическая работа | Изготовление моделей по чертежу из плас- тилина, картона, проволоки | 1 | |
20 | Графическая работа №3 | Выполнение 3-х проекций детали. Сравне- ние чертежей с их наглядными изображе- ниями | 1 | |
21 | Проецирование вершин, ребер, граней предмета, точек на гранях | Упражнения по анализу структурных эле- ментов предмета: вершин, ребер, граней и кривых поверхностей | 1 | |
22 | Практическая работа | Чтение чертежа детали с определением проекций точек, ребер, граней | 1 | |
Основные геометрические построения (4 часа) | ||||
23 | Деление окружности на равные части | Изучение способов деления окружности на 3, 4, 5. 6, 8. 10, 12 частей | 1 | |
24 | Сопряжения | Сопряжение параллельных прямых, сторон угла. Чертеж плоской детали со скруглени- ем углов. Нахождение точек сопряжения. | 1 | |
25 | Сопряжение окружностей | Выполнение плавного перехода от дуги одной окружности к дуге другой | 1 | |
26 | Графическая работа №4 | Чертеж детали с применением сопряжений. Чертеж фланца, гаечного ключа. | 1 | |
Наглядные изображения в параллельных проекциях (32 часов) | ||||
27 | Аксонометрические проекции | Изучение способов наглядного изображения предметов. Фронтальная диметрическая и изометрическая проекции. | 1 | |
28 | Чертеж куба в аксонометрических проекциях | Изображение куба в изометрической и каби- нетной проекциях | 1 | |
29 | Наглядные изображения плоских фигур в аксонометрических про- екциях | Изображение геометрических фигур в каби- нетной и в изометрической проекциях | 2 | |
30 | Чертеж детали во фронтальной диметрической проекции | Выполнение чертежа в кабинетной проекции с нанесением размеров | 1 | |
31 | Чертеж детали в изометрической проекции | Выполнение чертежа детали в изометрии с нанесением размеров | 1 | |
32 | Графическая работа №5 | Анализ видов на чертеже и выполнение аксонометрической проекции детали | 1 | |
33 | Изображение окружности в изометрии | Изучение изображения окружности в изо- метрической проекции в форме овала. Вписывание овала в ромб. | 1 | |
34 | Вписывание овалов в грани куба | Изображение окружностей на гранях куба в изометрической проекции | 1 | |
35 | Техническое рисование. Выявле- ние объема: тушевка, тонировка, отмывка, шраффировка | Правила выполнения технического рисунка с выявлением объема светотенью | 1 | |
36 | Графическая работа №6 | Выполнение технического рисунка детали | 1 | |
37 | Наглядные изображения геомет- рических тел | Изображение прямоугольного параллелепи- да, призм, пирамид, конуса, шара | 2 | |
38 | Проекции геометрических тел | Чертежи геометрических тел ( проекции) | 1 | |
39 | Анализ формы предмета | Мысленное разделение детали на простые геометрические тела и построение чертежей | 1 | |
40 | Развертки геометрических тел | Построение разверток призм, пирамид | 2 | |
41 | Изготовление модели геометри- ческого тела | Практическая работа по изготовлению модели призмы, пирамиды | 1 | |
42 | Чертеж группы геометрических тел. Компоновка на чертеже. | Выполнение 3-х видов группы геометричес- ких тел (3-4 тела) | 1 | |
43 | Графическая работа №7 | Выполнение чертежей группы геометричес- ких тел | 1 | |
44 | Чертежи предметов, изготовляе- мых из листового материала | Выполнение чертежа предмета и построе- ние его развертки | 1 | |
45 | Вырезы на геометрических телах.Чтение чертежей. | Изучение чертежей тел, имеющих вырезы и выемки. Учиться выполнять проекции тел с вырезами, отверстиями, углублениями, выемками, пазами | 2 | |
46 | Аксонометрическая проекция де- тали с вырезами, выемками, паза- ми, отверстиями | Выполнение чертежа в кабинетной и изометрической проекциях | 1 | |
47 | Графическая работа №8 | Чертеж детали усложненной формы | 1 | |
48 | Эскизы | Правила выполнения эскизов с натуры. Последовательность выполнения эскизов | 1 | |
49 | Эскизы деталей | Упражнения по выполнению эскизов | 1 | |
51 | Графическая работа №9 | Выполнение и оформление эскиза детали с натуры | 1 | |
49 | Повторение изученных тем | Упражнения по выполнению чертежей | 4 | |
Проектная деятельность (6 часов) | ||||
50 | Выбор темы проекта | Определение направления проектной дея- тельности, цели, этапов выполнения чертежа | 1 | |
51 | Работа над проектом | Комплексный чертеж сложной детали | 4 | |
52 | Защита проекта | 1 | ||
Решение занимательных задач (3 часа) | ||||
53 | Решение занимательных задач | Задачи на смекалку | 3 | |
54 | Итоговый урок | 1 | ||
ИТОГО | 70 |
Резерв времени – 2 часа
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа профориентационного элективного курса "Дизайн костюма"
Данный элективный курс позволет девятиклассникам оценить привлекательность такой сферы профессиональной деятельности, как дизайнерское творчество, определить свои возможности и успешность в этой профе...
программа элективного курса для 8 класса "Дизайн костюма"
Современных выпускников школы особенно привлекают профессии, востребованные в области дизайна. Дизайн – термин, обозначающий различные виды проектировочной деятельности, имеющей целью форм...
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА элективного курса "Дизайн костюма" 9 класс
Авторская программа элективного курса для 9 класса...
Авторская программа элективного курса "Дизайн предметов быта" 9 класс
Авторская программа злективного курса для 9 класса...
программа элективного курса "Дизайн"
рабочая программа и КТП элективного курса для учащихся 9-х классов, расчитана на 17 часов...
"ОСНОВЫ ДИЗАЙНА" авторская программа элективного курса
Авторская программа элективного курса для предпрофильной подготовки учащихся в области дизайна....
Рабочая программа элективного курса "Дизайн приусадебного хозяйства" 8-9 классы
Программа поможет учителю научить ребят не тратить усилия впустую, а вкладывать силы и средства в реальные проекты по оформлению участка....