элективный курс "Архитектурно-строительное черчение 9 класс"
элективный курс по технологии (9 класс) по теме

 

Одними из самых привлекательных профессий для нынешних выпускников являются архитектор, инженер-строитель, дизайнер.  Перед многими учениками выпускных классов встает проблема: куда пойти учиться дальше, какой профиль выбрать, как подготовиться к вступительным экзаменам в учебные заведения. Курс черчения не изучается в школе, что отражается негативно для подготовки к вступительным экзаменам по специальностям  «Инженер», «Архитектура», «Дизайн архитектурной среды», «Дизайн» и т.д. В связи с этим и разработан данный элективный курс для учеников 9 классов  (с учетом ранее полученных знаний по предмету технология для 5-8 классов.)

     Основные цели курса:

ü Формирование начальных знаний и приобретение навыков по архитектурно-строительному черчению.

ü Развитие пространственного мышления и умения передать в чертеже объемно-пространственную конструкцию изображаемого предмета.

ü Формирование у учащихся навыков чертежной графики.

ü Развитие пространственного воображения и глазомера.

ü Формирование осознанного собственного мнения о выборе профиля обучения.

ü Подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sosh_no_27_elektivnyy_kurs_habibulina.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа № 27 г.Сочи

Программа элективного курса

«Архитектурно-строительное черчение»

  9 класс

Автор :    учитель технологии Хабибулина Н.Л.

Эксперты:

_________________________________________________________________

                                                       ( специальность по диплому, должность, подпись Ф.И.О.)

_________________________________________________________________

                                                       ( специальность по диплому, должность, подпись Ф.И.О.)

_________________________________________________________________

                                                       ( специальность по диплому, должность, подпись Ф.И.О.)

Пояснительная записка

     Одними из самых привлекательных профессий для нынешних выпускников являются архитектор, инженер-строитель, дизайнер.  Перед многими учениками выпускных классов встает проблема: куда пойти учиться дальше, какой профиль выбрать, как подготовиться к вступительным экзаменам в учебные заведения. Курс черчения не изучается в школе, что отражается негативно для подготовки к вступительным экзаменам по специальностям  «Инженер», «Архитектура», «Дизайн архитектурной среды», «Дизайн» и т.д. В связи с этим и разработан данный элективный курс для учеников 9 классов  (с учетом ранее полученных знаний по предмету технология для 5-8 классов.)

     Основные цели курса:

  1. Формирование начальных знаний и приобретение навыков по архитектурно-строительному черчению.
  2. Развитие пространственного мышления и умения передать в чертеже объемно-пространственную конструкцию изображаемого предмета.
  3. Формирование у учащихся навыков чертежной графики.
  4. Развитие пространственного воображения и глазомера.
  5. Формирование осознанного собственного мнения о выборе профиля обучения.
  6. Подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики.

     Элективный курс рассчитан на 17 часов и может быть предложен в одном из полугодий. Каждое занятие предполагает как рассмотрение теоретических вопросов, так и выполнение практических работ. Во время занятий можно проводить экскурсии на предприятия, в учебные заведения соответствующего профиля.

     

Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование раздела

Название тем

Кол-во часов

в том числе

Форма контроля

Теоретическая часть

Практическая часть

1.

Основы курса архитектурно- строительного черчения

1.Чертежные инструменты. Форматы листов, виды линий.

2.Масштабы.

3.Архитектурный шрифт.

4.Основные правила нанесения размеров на чертежах.

2

1

1

чертеж

5.Сопряжение.

2

1

1

чертеж

6.Архитектурные обломы.

3

1

2

чертеж

7.Проекционное черчение.

2

1

1

чертеж

8.Аксонометрические чертежи.

2

1

1

чертеж

2.

Основные особенности строительных чертежей.

1.Изображения на строительных   чертежах.

Масштабы строительных чертежей.

Размеры на строительных чертежах.

      2

2

-

тест

2.Условные изображения на строительных чертежах.

Порядок чтения строительных чертежей.

2

2

-

тест

3.

Итоговая графическая работа

2

-

2

чертеж

                                                                                              Итого:

17

9

8

Содержательный аспект элективного курса.

  1. Раздел «Основы курса архитектурно-строительного черчения.

          Тема 1

Обзорное знакомство с применением    черчения в различных отрослях хозяйства. Виды черчения. Чертеж – универсальный, международный способ передачи информации о предмете. Знакомство с необходимыми инструментами, правила работы с инструментами, ГОСТы на форматы листов, виды линий.

 Цели и задачи: 

-ознакомить учащихся с курсом архитектурно-строительного черчения, необходимым чертежным инструментом, ГОСТами на формы листов, ГОСТами на используемые в черчении виды линий;

-заинтересовать школьника предметом и увлечь его, используя эмоциональные и эстетические механизмы психологического восприятия визуальной информации.

Задание: на листе формата А-4 выполнить все виды линий

                (по образцу).

Тема 2

Знакомство с масштабами. Численные масштабы уменьшения и увеличения.

Цели и задачи:

-ознакомить учащихся с понятием «масштаб». Необходимостью применения масштабов уменьшения и увеличения изображения предметов;

-научить  школьников применять масштаб при выполнении графических работ.

Тема 3

При знакомстве учащихся с архитектурным шрифтом подчеркнуть различия архитектурного и чертежного шрифтов. Размеры букв и цифр архитектурного шрифта, Значение шрифта при компоновке чертежа.

Цели и задачи:

-научить  учащихся (на уровне умений) правилам и простейшим приемам написания архитектурного шрифта;

-ознакомить учащихся с историей возникновения шрифта.

Задание:

На листе формата А-4 (мм бумаги) выполнить надпись архитектурным шрифтом.

Материалы и инструменты:

Формат А-4, карандаш, рейсшина.

Зрительный ряд: методические материалы.

Тема 4

Виды размерных и выносных линий. Правила нанесения размеров на прямых участках, окружностях, размеры окружностей и диаметров.

Цели и задачи:

  1. познакомить учащихся с правилами нанесения размеров на чертежах;
  2. научить применять правила нанесения размеров на практике.

Задание: для чего на чертежах необходимы размеры? Выносные и размерные линии, правила нанесения размерных линий, засечки.

Зрительный ряд: методические материалы.

Тема 5

Внешнее и внутреннее сопряжения. Сопряжения с заданным радиусом: прямой с окружностью, двух непараллельных прямых заданным радиусом, прямой и окружности заданным радиусом, двух окружностей заданным радиусом (внутреннее и внешнее сопряжение). Сопряжение с заданной точкой на одном из сопрягаемых элементов.

Цели и задачи:

  1. научить школьников, на уровне умений, выполнять графические построения плавных переходов друг в друга;
  2. изучение темы необходимо для построения архитектурных ордеров, архитектурных обломов и сопряжений, встречающихся в чертежах;
  3. показать ученику значимость геометрической конструкции предмета с точки зрения его пользовательских качеств.

Задание: на листе формата А-4 выполнить сопряжения (задания индивидуальные)

Материалы и инструменты: два листа ватмана формата А-4, карандаш, циркуль, линейка.

Зрительный ряд: методические материалы.

Тема 6

Архитектурные обломы. Прямолинейные, простые и сложные. Архитектурные обломы как элементы ордеров карнизов, ордеров, балясин.

Цель: знакомство детей с архитектурными ордерами, их элементами, правила построения архитектурных ваз.

Задача: изучение архитектурных элементов, их названий, правил построения архитектурных обломов.

Задания: учащиеся выполняют практические работы на листах формата А-4 .

Материалы и инструменты: два листа ватмана формата А-4, карандаш, циркуль, линейка, треугольники.

Тема 7

Виды проекций. Центральное и параллельное проецирование. Комплексный чертеж.

Цели и задачи:

  1. раскрыть понятие комплексного чертежа как информации об объемно-конструктивных особенностях изображаемого предмета в изображениях на плоскостях проекции;
  2. на примерах центрального и параллельного проецирования показать развитие принципов проецирования;
  3. развитие пространственного мышления, умения применять полученные знания на практических занятиях.

Задание: выполнение различных упражнений по карточкам.

Зрительный ряд: методические материалы.

Тема 8

Понятие аксонометрии. Виды аксонометрии. Построение плоских многоугольников в аксонометрических проекциях. Построение объемных деталей в аксонометрических проекциях.

Цели и задачи:

  1. ознакомить учащихся с принципами построения

аксонометрических проекций;  

  1. развивать пространственное мышление;
  2. сформировать навыки построения аксонометрических проекций.

Задание: практические задания выполняются на листах формата

                А-4 по карточкам.

Зрительный ряд: методические материалы.

2.Раздел «Основные особенности строительных чертежей»

Тема 1

Общие понятия. Фасад, план и разрез здания. Масштабы строительных чертежей. Размеры на строительных чертежах.

Цели и задачи:

  1. ознакомить школьников с основными понятиями, идеями и правилами выполнения рабочих чертежей здания: фасадов, планов и разрезов;
  2. сообщить основные сведения об особенностях архитектурно-строительной графики;
  3. способствовать формированию эстетического вкуса и     художественных способностей учащихся.

Зрительный ряд: методические материалы.

               Тема 2

               Этапы проектирования изделий в любой отрасли  производства.    

               Условные изображения на строительных чертежах.

               Информация о порядке создания документации для строительства

               зданий и сооружений. Порядок чтения строительных чертежей.    

              Цели и задачи:

  1. ознакомить школьников с условными изображениями на строительных чертежах;
  2. научить школьников читать строительные чертежи;

- способствовать формированию эстетического вкуса и  художественных способностей учащихся.

Задание:

- прочитать строительный чертеж (карточки-задания);

- проектирование плана дачного домика (карточки-задания).

  1. Раздел «Итоговая графическая работа»

           Учащиеся должны продемонстрировать знания и умения в выполнении чертежа, из которого понятны особенности детали.

            Необходимо по двум заданным проекциям детали построить третью проекцию, выполнить нужные разрезы, построить объемное изображение детали (прямоугольную изометрическую проекцию).

Литература

  1. Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский Н.С. Черчение: Учебник для 7-8 кл. сред. общеобразоват. шк. - Москва «Астрель»,2006г.
  2. Кириллов А.Ф., Соколовский М.С. Черчение и рисование. Москва, Высшая школа,1987г.
  3. Короев Ю.И. Строительное черчение и рисование.- Москва,1983г.
  4. Карточки-задания по черчению для 8 класса под редакцией Е.А.Василенко, Е.ТЖукова, Ю.Т.Катханова, А.Л.Терещенко. Москва , «Просвещение»,1990 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс по черчению "Разрезы и сечения" (9 класс)

Элективный курс по черчению для 9 класса....

Программа элективного курса по черчению " Графический язык твоей профессии"

Данный курс предназначен для обучения учащихся 10-11 классов, утвердившихся  в выборе специальности архитектора, строителя, дизайнера, инженера, конструктора, топографа, геолога и других професси...

Программа элективного курса по черчению в 10-11 кл. «Элементы начертательной геометрии и инженерной графики»

В данном курсе учащиеся знакомятся с основными навыками современных профессий инженерно-технического направления: инженера-технолога, архитектора, дизайнера и т.д.Дизайн – проектирование, ставше...

Программа элективного курса по черчению для 9 класса "Пространственное мышление"

Элективный курс  по черчению рассчитан на 22 часа в 9 классе.Подразумевает продолжение изучения курса "Черчение" после 8 класса по программе сокращенного варианта учебного плана....

Обучающее занятие на элективном курсе «Компьютерное черчение» в 9 классе в программной среде Компас 3D- LT.

Рассмотрено моделирование сложных трёхмрных моделей в программе с помощью операций "приклеить выдавливанием", "вырезать выдавливанием"....

Обучающее занятие на элективном курсе «Компьютерное черчение» в 9 классе в программной среде Компас 3D- LT.

Знакомство с операцией моделирование: Вращение.Редактирование готовой модели....