элективный курс "Архитектурно-строительное черчение 9 класс"
элективный курс по технологии (9 класс) по теме
Одними из самых привлекательных профессий для нынешних выпускников являются архитектор, инженер-строитель, дизайнер. Перед многими учениками выпускных классов встает проблема: куда пойти учиться дальше, какой профиль выбрать, как подготовиться к вступительным экзаменам в учебные заведения. Курс черчения не изучается в школе, что отражается негативно для подготовки к вступительным экзаменам по специальностям «Инженер», «Архитектура», «Дизайн архитектурной среды», «Дизайн» и т.д. В связи с этим и разработан данный элективный курс для учеников 9 классов (с учетом ранее полученных знаний по предмету технология для 5-8 классов.)
Основные цели курса:
ü Формирование начальных знаний и приобретение навыков по архитектурно-строительному черчению.
ü Развитие пространственного мышления и умения передать в чертеже объемно-пространственную конструкцию изображаемого предмета.
ü Формирование у учащихся навыков чертежной графики.
ü Развитие пространственного воображения и глазомера.
ü Формирование осознанного собственного мнения о выборе профиля обучения.
ü Подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sosh_no_27_elektivnyy_kurs_habibulina.doc | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа № 27 г.Сочи
Программа элективного курса
«Архитектурно-строительное черчение»
9 класс
Автор : учитель технологии Хабибулина Н.Л.
Эксперты:
_________________________________________________________________
( специальность по диплому, должность, подпись Ф.И.О.)
_________________________________________________________________
( специальность по диплому, должность, подпись Ф.И.О.)
_________________________________________________________________
( специальность по диплому, должность, подпись Ф.И.О.)
Пояснительная записка
Одними из самых привлекательных профессий для нынешних выпускников являются архитектор, инженер-строитель, дизайнер. Перед многими учениками выпускных классов встает проблема: куда пойти учиться дальше, какой профиль выбрать, как подготовиться к вступительным экзаменам в учебные заведения. Курс черчения не изучается в школе, что отражается негативно для подготовки к вступительным экзаменам по специальностям «Инженер», «Архитектура», «Дизайн архитектурной среды», «Дизайн» и т.д. В связи с этим и разработан данный элективный курс для учеников 9 классов (с учетом ранее полученных знаний по предмету технология для 5-8 классов.)
Основные цели курса:
- Формирование начальных знаний и приобретение навыков по архитектурно-строительному черчению.
- Развитие пространственного мышления и умения передать в чертеже объемно-пространственную конструкцию изображаемого предмета.
- Формирование у учащихся навыков чертежной графики.
- Развитие пространственного воображения и глазомера.
- Формирование осознанного собственного мнения о выборе профиля обучения.
- Подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики.
Элективный курс рассчитан на 17 часов и может быть предложен в одном из полугодий. Каждое занятие предполагает как рассмотрение теоретических вопросов, так и выполнение практических работ. Во время занятий можно проводить экскурсии на предприятия, в учебные заведения соответствующего профиля.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование раздела | Название тем | Кол-во часов | в том числе | Форма контроля | |
Теоретическая часть | Практическая часть | |||||
1. | Основы курса архитектурно- строительного черчения | 1.Чертежные инструменты. Форматы листов, виды линий. 2.Масштабы. 3.Архитектурный шрифт. 4.Основные правила нанесения размеров на чертежах. | 2 | 1 | 1 | чертеж |
5.Сопряжение. | 2 | 1 | 1 | чертеж | ||
6.Архитектурные обломы. | 3 | 1 | 2 | чертеж | ||
7.Проекционное черчение. | 2 | 1 | 1 | чертеж | ||
8.Аксонометрические чертежи. | 2 | 1 | 1 | чертеж | ||
2. | Основные особенности строительных чертежей. | 1.Изображения на строительных чертежах. Масштабы строительных чертежей. Размеры на строительных чертежах. | 2 | 2 | - | тест |
2.Условные изображения на строительных чертежах. Порядок чтения строительных чертежей. | 2 | 2 | - | тест | ||
3. | Итоговая графическая работа | 2 | - | 2 | чертеж | |
Итого: | 17 | 9 | 8 |
Содержательный аспект элективного курса.
- Раздел «Основы курса архитектурно-строительного черчения.
Тема 1
Обзорное знакомство с применением черчения в различных отрослях хозяйства. Виды черчения. Чертеж – универсальный, международный способ передачи информации о предмете. Знакомство с необходимыми инструментами, правила работы с инструментами, ГОСТы на форматы листов, виды линий.
Цели и задачи:
-ознакомить учащихся с курсом архитектурно-строительного черчения, необходимым чертежным инструментом, ГОСТами на формы листов, ГОСТами на используемые в черчении виды линий;
-заинтересовать школьника предметом и увлечь его, используя эмоциональные и эстетические механизмы психологического восприятия визуальной информации.
Задание: на листе формата А-4 выполнить все виды линий
(по образцу).
Тема 2
Знакомство с масштабами. Численные масштабы уменьшения и увеличения.
Цели и задачи:
-ознакомить учащихся с понятием «масштаб». Необходимостью применения масштабов уменьшения и увеличения изображения предметов;
-научить школьников применять масштаб при выполнении графических работ.
Тема 3
При знакомстве учащихся с архитектурным шрифтом подчеркнуть различия архитектурного и чертежного шрифтов. Размеры букв и цифр архитектурного шрифта, Значение шрифта при компоновке чертежа.
Цели и задачи:
-научить учащихся (на уровне умений) правилам и простейшим приемам написания архитектурного шрифта;
-ознакомить учащихся с историей возникновения шрифта.
Задание:
На листе формата А-4 (мм бумаги) выполнить надпись архитектурным шрифтом.
Материалы и инструменты:
Формат А-4, карандаш, рейсшина.
Зрительный ряд: методические материалы.
Тема 4
Виды размерных и выносных линий. Правила нанесения размеров на прямых участках, окружностях, размеры окружностей и диаметров.
Цели и задачи:
- познакомить учащихся с правилами нанесения размеров на чертежах;
- научить применять правила нанесения размеров на практике.
Задание: для чего на чертежах необходимы размеры? Выносные и размерные линии, правила нанесения размерных линий, засечки.
Зрительный ряд: методические материалы.
Тема 5
Внешнее и внутреннее сопряжения. Сопряжения с заданным радиусом: прямой с окружностью, двух непараллельных прямых заданным радиусом, прямой и окружности заданным радиусом, двух окружностей заданным радиусом (внутреннее и внешнее сопряжение). Сопряжение с заданной точкой на одном из сопрягаемых элементов.
Цели и задачи:
- научить школьников, на уровне умений, выполнять графические построения плавных переходов друг в друга;
- изучение темы необходимо для построения архитектурных ордеров, архитектурных обломов и сопряжений, встречающихся в чертежах;
- показать ученику значимость геометрической конструкции предмета с точки зрения его пользовательских качеств.
Задание: на листе формата А-4 выполнить сопряжения (задания индивидуальные)
Материалы и инструменты: два листа ватмана формата А-4, карандаш, циркуль, линейка.
Зрительный ряд: методические материалы.
Тема 6
Архитектурные обломы. Прямолинейные, простые и сложные. Архитектурные обломы как элементы ордеров карнизов, ордеров, балясин.
Цель: знакомство детей с архитектурными ордерами, их элементами, правила построения архитектурных ваз.
Задача: изучение архитектурных элементов, их названий, правил построения архитектурных обломов.
Задания: учащиеся выполняют практические работы на листах формата А-4 .
Материалы и инструменты: два листа ватмана формата А-4, карандаш, циркуль, линейка, треугольники.
Тема 7
Виды проекций. Центральное и параллельное проецирование. Комплексный чертеж.
Цели и задачи:
- раскрыть понятие комплексного чертежа как информации об объемно-конструктивных особенностях изображаемого предмета в изображениях на плоскостях проекции;
- на примерах центрального и параллельного проецирования показать развитие принципов проецирования;
- развитие пространственного мышления, умения применять полученные знания на практических занятиях.
Задание: выполнение различных упражнений по карточкам.
Зрительный ряд: методические материалы.
Тема 8
Понятие аксонометрии. Виды аксонометрии. Построение плоских многоугольников в аксонометрических проекциях. Построение объемных деталей в аксонометрических проекциях.
Цели и задачи:
- ознакомить учащихся с принципами построения
аксонометрических проекций;
- развивать пространственное мышление;
- сформировать навыки построения аксонометрических проекций.
Задание: практические задания выполняются на листах формата
А-4 по карточкам.
Зрительный ряд: методические материалы.
2.Раздел «Основные особенности строительных чертежей»
Тема 1
Общие понятия. Фасад, план и разрез здания. Масштабы строительных чертежей. Размеры на строительных чертежах.
Цели и задачи:
- ознакомить школьников с основными понятиями, идеями и правилами выполнения рабочих чертежей здания: фасадов, планов и разрезов;
- сообщить основные сведения об особенностях архитектурно-строительной графики;
- способствовать формированию эстетического вкуса и художественных способностей учащихся.
Зрительный ряд: методические материалы.
Тема 2
Этапы проектирования изделий в любой отрасли производства.
Условные изображения на строительных чертежах.
Информация о порядке создания документации для строительства
зданий и сооружений. Порядок чтения строительных чертежей.
Цели и задачи:
- ознакомить школьников с условными изображениями на строительных чертежах;
- научить школьников читать строительные чертежи;
- способствовать формированию эстетического вкуса и художественных способностей учащихся.
Задание:
- прочитать строительный чертеж (карточки-задания);
- проектирование плана дачного домика (карточки-задания).
- Раздел «Итоговая графическая работа»
Учащиеся должны продемонстрировать знания и умения в выполнении чертежа, из которого понятны особенности детали.
Необходимо по двум заданным проекциям детали построить третью проекцию, выполнить нужные разрезы, построить объемное изображение детали (прямоугольную изометрическую проекцию).
Литература
- Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский Н.С. Черчение: Учебник для 7-8 кл. сред. общеобразоват. шк. - Москва «Астрель»,2006г.
- Кириллов А.Ф., Соколовский М.С. Черчение и рисование. Москва, Высшая школа,1987г.
- Короев Ю.И. Строительное черчение и рисование.- Москва,1983г.
- Карточки-задания по черчению для 8 класса под редакцией Е.А.Василенко, Е.ТЖукова, Ю.Т.Катханова, А.Л.Терещенко. Москва , «Просвещение»,1990 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс по черчению "Разрезы и сечения" (9 класс)
Элективный курс по черчению для 9 класса....
Программа элективного курса по черчению " Графический язык твоей профессии"
Данный курс предназначен для обучения учащихся 10-11 классов, утвердившихся в выборе специальности архитектора, строителя, дизайнера, инженера, конструктора, топографа, геолога и других професси...
компетентностно- ориентированные задания по элективному курсу « Компьютерное черчение» для 9 класса
регулятивная компетентность...
Программа элективного курса по черчению в 10-11 кл. «Элементы начертательной геометрии и инженерной графики»
В данном курсе учащиеся знакомятся с основными навыками современных профессий инженерно-технического направления: инженера-технолога, архитектора, дизайнера и т.д.Дизайн – проектирование, ставше...
Программа элективного курса по черчению для 9 класса "Пространственное мышление"
Элективный курс по черчению рассчитан на 22 часа в 9 классе.Подразумевает продолжение изучения курса "Черчение" после 8 класса по программе сокращенного варианта учебного плана....
Обучающее занятие на элективном курсе «Компьютерное черчение» в 9 классе в программной среде Компас 3D- LT.
Рассмотрено моделирование сложных трёхмрных моделей в программе с помощью операций "приклеить выдавливанием", "вырезать выдавливанием"....
Обучающее занятие на элективном курсе «Компьютерное черчение» в 9 классе в программной среде Компас 3D- LT.
Знакомство с операцией моделирование: Вращение.Редактирование готовой модели....