Совершенствование УМК как педагогическое условие реализации системно - деятельностного подхода на уроках географии
учебно-методический материал по географии на тему
представлен авторский УМК "География 6 класс" ФГОС
Скачать:
Предварительный просмотр:
Совершенствование УМК как педагогическое условие реализации системно - деятельностного подхода на уроках географии
Ответственность учителя всегда была исключительной, но в условиях введения ФГОС ответственность существенно возрастает.
Учитель- предметник принимает участие, прежде всего, в формировании содержательного раздела основной образовательной программы. Так как именно в этот раздел входят рабочие программы отдельных учебных предметов, курсов, ориентированных на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов, описанных в целевом разделе основной образовательной программы.
В связи с этим меняются задачи педагогической деятельности учителя:
- разработка (корректировка) рабочих программ по учебным предметам;
- выявление и отбор способов и средств формирования УУД у учащихся (анализ учебников, отбор системы заданий);
- разработка (отбор) контрольных материалов, обработка результатов диагностических и комплексных работ;
- отбор и освоение образовательных технологий типа: обучение на основе учебных ситуаций, проектные задачи, проектные методы обучения и др.
В 5 классе «География» введена как отдельный учебный предмет. Одновременно с этим произошло сокращение количества часов на изучение географии в 6 классе. Перед нами возникло затруднение, которое было вызвано сокращением количества часов в учебном плане с одной стороны и необходимостью реализации регионального компонента с другой, а также сохранением большого количества практических работ.
Каким же образом педагог должен изменить свою деятельность, чтобы решать все эти задачи в комплексе?
Учебный план гимназии позволяет в полной мере реализовать требования к результатам освоения основной образовательной программы по географии. В 6 классе для изучения регионального компонента введен курс «Географический образ родного края», кроме того, проводится внеурочная деятельность по географии «Шаг за горизонт» в 5 классе и в 6 классе. Использованы возможности дополнительного образования через реализацию программы дополнительного образования «Клуб путешественников» в 6 классе.
Еще один важный инструмент в руках учителя – это учебно- методический комплекс
Нами разработано электронное пособие « УМК «География 6 класс»».
В основу учебно-методического комплекса положена идея развития учебной самостоятельности учащихся при реализации практических работ начального курса географии. Задача развития учебной самостоятельности содержится в требованиях ФГОС к метапредметным результатам освоения учащимися основной образовательной программы основного общего образования.
Структура учебно- методического комплекса представлена нормативным, учебным и методическим компонентом.
УМК включает: рабочую программу по предмету «География» для учащихся 6 класса, рабочую программу «Географический образ родного края», рабочую программу внеурочной деятельности «Шаг за горизонт», конспекты уроков географии в 6 классе, сборник практических работ начального курса географии, методические рекомендации для учителей «Модель развития учебной самостоятельности школьников при реализации практических работ начального курса географии», методические рекомендации для учителей «Внеурочная деятельность по географии».
Связующую роль между структурными звеньями УМК выполняет электронная рабочая программа, которая занимает в информационно-образовательной среде УМК особое место, поскольку именно за счет нее осуществляется значительное расширение информационного поля путем вовлечения в учебный процесс широкого набора медиаресурсов.
Практические работы в географии– основной путь достижения не только предметных, но и метапредметных результатов обучения. Тем более, что специфика преподавания учебного предмета предполагает обязательную практическую деятельность на уроке, которая является неотъемлемой частью учебно-познавательного процесса на любом его этапе: при изучении нового материала, повторении, закреплении, обобщении и проверке знаний.
Поэтому важнейшую роль в УМК играет сборник практических работ начального курса географии.
Сборник содержит методическое описание практических работ (теоретический материал; задания, выполнение которых способствует более глубокому пониманию темы; список вопросов, предназначенных для самоконтроля учащихся; список дополнительной литературы; список электронных образовательных ресурсов, которые могут быть использованы при проведении практических работ; мультимедийные презентации к практическим работам начального курса географии).
Практические работы начального курса географии ориентированы на развитие у учащихся универсальных учебных действий.
Разрабатывая сборник практических работ, мы старались разнообразить их по содержанию, сделать их многофункциональными, т.е. мы ставили задачу не только закреплять знания, но и взаимоувязывать их, заставлять размышлять, приобретать необходимые умения и навыки.
При составлении сборника практических работ использована технология компетентностно- ориентированных заданий.
Нами использован совершенно другой принцип построения практических работ. Для работы учащемуся предлагается электронная инструктивная карта к практической работе. Для выполнения творческих заданий и заданий повышенной сложности, которые входят в содержание практической работы, учащийся может по ссылкам обратиться к дополнительной литературе, презентации, интернет- ресурсам. При определении объектов изучения на практических работах учитывали региональный компонент содержания образования.
При такой организации практических работ на уроках у учащихся вырабатываются устойчивые навыки самостоятельной работы. В результате для выполнения примерно одинаковых по объему и степени трудности работ они затрачивают значительно меньше времени по сравнению с учащимися таких классов, в которых практические работы совершенно не организуется или проводятся нерегулярно. Это позволяет постепенно наращивать темпы изучения программного материала, увеличивать время на решение задач, выполнение экспериментальных работ и других видов работ творческого характера.
В методических рекомендациях раскрываются педагогические условия и средства развития учебной самостоятельности, условия проведения и критерии оценки практических работ, содержится инструментарий оценки уровня учебной самостоятельности учащихся.
Все компоненты УМК соответствую требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Учебный материал представлен на основе разного вида информационных ресурсов. В электронном УМК заложена навигационная система, обеспечивающая единую технологию обучения и овладения учащимися навыков отбора, анализа и синтеза информации.
Информационно- образовательная среда «УМК «География 6 класс»» дает большие возможности учителю для реализации системно- деятельностного подхода на уроках географии.
Литература
- Горбатова, О.Н. География 6-11 класс: технология решения творческих задач [Текст]: учебно- методическое пособие / О.Н. Горбатова.- Волгоград: Учитель, 2011. – 165 с.
- Петунин О. В. Система активизации познавательной самостоятельности учащихся // Вестник Московского университета. - 2010. - N 4. - С. 63-70.
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа [Текст] / сост.: Е. С. Савинов. — М.: Просвещение, 2011. — 342 с.
- Примерные программы по учебным предметам. География. 6 – 9 классы [Текст] / М.: Просвещение, 2010. – 71 с.
- Справочник учителя географии [Текст] / сост. : А.Д. Ступникова [и др.].- Волгоград: Учитель, 2012.-215 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Текст] / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011.- С.10-14.
- Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли [Текст]: пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова.- М . : Просвещение, 2010.-С.16-18.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование базовых понятий по биологии в условиях реализации системно-деятельностного подхода. Мастер-класс
Демонстрация приемов и методов деятельности при формировании базового понятия "система"...
Проектирование современного урока биологии в условиях реализации системно- деятельностного подхода
В работе рассказывается о проектировании урока на основе системно-деятельностного подхода в рамках реализации ФГОС ООО. Приведен конспект урока биологии в 8 классе по теме "Движение крови по сосудам. ...
Современные технологии обучения иностранному языку в условиях внедрения ФГОС Проектная деятельность как средство реализации системно- деятельностного подхода на уроках немецкого языка
Особенности организации проектной деятельности. Особенности органи зации учебного процесса в условиях ФГОС.Место проекта, виды,, требования, этапы работы....
Применение нового педагогического инструментария при реализации системно-деятельностного подхода на уроках математики
В статье приводятся ряд приемов работы на каждом этапе урока....
Использование продуктивных технологий как средство реализации системно-деятельностного подхода на уроках английского языка в условиях ФГОС
Использование продуктивных технологий как средство реализации системно-деятельностного подходана уроках английского языка в условиях ФГОС...
Представление педагогического опыта работы по теме "Групповые формы работы как средство реализации системно – деятельностного подхода на уроках биологии"
Сегодня в нашей стране происходят большие изменения, не прошли они стороной и от системы образования. В настоящее время в школах реализуются Федеральные государственные стандарты второго поколен...
Реализация системно-деятельностного подхода на уроке музыки в условиях использования дополнительных ресурсов обучения
Основой реализации новых образовательных стандартов является системно-деятельностный подход, который базируется на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальны...