Открытый урок в 5 классе по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России» Тема: «Культурное наследие христианской Руси».
план-конспект урока (5 класс)
Цель урока: развитие целостного представления о культурном наследии христианской Руси.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rmo_gimnaziya_2019.docx | 31.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок в 5 классе по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Тема: «Культурное наследие христианской Руси».
Время проведения: 45 минут
Тип урока: урок – путешествие
Методы – словесный, наглядный, самостоятельная работа учащихся, работа в группах.
Цель урока: развитие целостного представления о культурном наследии христианской Руси.
Познавательные УУД
1. Извлекать информацию из разных источников (текст, серия рисунков).
2. Читать художественные и познавательные тексты, выделять существенную информацию из текстов разных видов.
3. Устанавливать причинно-следственные связи.
Регулятивные УУД
1. Определять цель деятельности на уроке.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Планировать свои действия.
Коммуникативные УУД
1. Слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологические высказывания, владеть диалогической формой речи.
Личностные результаты
1. Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.
2. Ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков.
Форма организации деятельности учащихся: индивидуальная, коллективная.
Материально-дидактическое оснащение урока:
- Мультимедийная презентация к уроку:
- Раздаточный материал: тексты, иллюстрации .
- Н. Ф. Виноградова, В. И. Власенкова, А.В. Поляков «Основы духовно-нравственной культуры народов России», 5 класс, учебник для учащихся общеобразовательных учреждений.
Ход урока.
1.Организационный момент
Эмоциональный настрой на урок.
Прозвенел звонок
Начинается урок,
Будем думать, рассуждать,
И друг другу помогать.
Проверка готовности к уроку
2.Актуализация знаний.
Слушание песни «Русь православная»
-О чем поется в песне?
-Ка автор называет Русь?
- Всегда ли Русь была православной?
III. Создание проблемной ситуации, формулирование проблемы Мотивация учебной деятельности учащихся
Что вы знаете о христианской вере?
-Когда Древняя Русь приняла христианство?
-Кто крестил Русь?
-Как вы думаете, повлияло принятие христианство на культуру Руси?
- Как вы думаете, какая тема нашего урока?
1.Сообщение темы и цели урока.
Тема урока: «Культурное наследие христианской Руси»
Работа учащихся в карте урока
(запись темы в карту уроку)
Сегодня у нас необычный урок, а урок – путешествие в историю Руси.
1 станция «Словарная»
Словарная работа: Определение значения слов:
1 группа - культура,
2 группа - наследие ,
3 группа – культурное наследие
КУЛЬТУРА -совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей (Словарь Ожегова)
НАСЛЕ́ДИЕ -какое-либо явление культуры, быта , полученное от предыдущих эпох, от прежних деятелей. Из словаря русского языка
Культу́рное насле́дие- часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся поколениям как нечто ценное и почитаемое. Из энциклопедии
Как вы думаете, какую цель мы поставим на уроке?
IV. Решение проблемы, открытие новых знаний.
Станция «Историческая»
1.Работа с учебником.
Исследовательская деятельность (самостоятельно)
( Откуда на Русь пришло христианство? Стр. 85)
Вопросы записаны в карте урока)
1 группа – 1 абзац
- Кто оказал влияние на распространение христианства на Руси?
На Руси христианство распространилось под влиянием Византии. Одной из первых приняла христианство княгиня Ольга. Случилось это в середине X века в городе Константинополе. Но народ не спешил принимать новую веру, даже сыновья Ольги осуждали её за отказ от язычества. Только десятилетия спустя, в 988 году, христианство пришло на Русь. Это произошло во времена правления Великого князя Владимира Красное Солнышко – внука княгини Ольги
Просмотр видео «Святая княгиня Ольга»
-Какие изменения произошли в культурном развитии Руси после принятия христианства княгиней Ольгой?
2 группа – 2 абзац
- Кто из славян первым принял христианство?
- Как народ отнесся к принятию новой веры?
3 группа – 3,4 абзац
- В каком году христианство пришло на Русь?
-Что говорит летопись о принятии христианства?
2.Выступление ученика о принятии христианства князем Владимиром.
3.Рассказ учителя о Древней Руси после принятия христианства( с.86)
Историки считают, что с принятием христианства Древнерусское государство вступило в новый этап развития. Вера помогла сплотить народы, православная церковь рассказывала о любви и милосердии к ближнему, уважении старших, семейных традициях, учила православным обычаям.
4. Влияние христианства на распространение образования.
Работа с учебником (с.87 – 88).Чтение и обсуждение свидетельсв.
Выделим исторические свидетельства о развитии образования.
Работа с картой урока.
1 группа -1 свидетельство (с.87)
Появились книги на славянском языке.
2 группа – 2 свидетельство(с.87)
Открытие школ и книжных училищ.
3 группа- 3,4 свидетельство (С.87-88)
Открытие школ для девочек, библиотек.
Станция «Литературная»
5.Влияние христианства на литературу.
Христианство нашло отражение в литературных произведениях. Писатели и поэты на библейские сюжеты написали произведения.
Слушание «Молитва» М. Ю. Лермонтова
- О какой молитве написал поэт?
Слушание. Цикл «Лето Господне»
- Какому православному празднику посвятил Сергей Есенин свое стихотворение?
Сергей Есенин «Пасхальный благовест» (цикл «Весна» стр. 265 Благовест)
Станция «Живописная»
6. Влияние христианства на живопись.
Работа с притчами и репродукциями картин в группах.
Прочитайте притчу и сопоставьте и выберите репродукцию картины, соответствующую притче.
Работа в группах.
Притча о милосердном самарянине - №3 картина В.Сурикова
Евангельский сюжет «Христос и грешница» - №2 картина В.Поленова
Притча о блудном сыне - №1 картина А.Потемкина
Станция «Архитектурная»
6.Влияние христианства на архитектуру.
- Каким образом повлияло христианство на архитектуру?
Учитель: После принятия христианства повелел князь Владимир ,как говориться в летописи , «Рубить повсюду церкви и ставить их по местам, где раньше стояли кумиры»
Первая церковь, построенная святым Владимиром тотчас после крещения киевлян, была церковь святого Василия. Она замечательна уже и потому, что построена была самим великим князем и во имя его ангела; построена на том самом холме, где прежде во дни своего язычества тот же великий князь поставил Перуна и других богатых истуканов и куда приходил вместе со своими подданными для совершения идольских треб.
Другую, и уже не деревянную, а каменную и великолепную церковь воздвиг Владимир во имя Пресвятой Богородицы. Место для новой церкви он избрал также вблизи своего двора теремного к юго-западу и именно место, орошенное кровию первых двух христианских мучеников на Руси — варягов Феодора и Иоанна, вкусивших смерть во дни Владимирова язычества.
Третий храм, построенный Владимиром, замечателен только по случаю самого построения. Вскоре после того, как великий князь отпраздновал освящение Десятинной церкви, он услышал о внезапном набеге печенегов на город Василев, находившийся неподалеку от Киева, и поспешил с малою дружиною для защиты города. Но при столкновении со врагами не в силах был устоять против них и, спасаясь бегством, едва укрылся от преследовавших под мостом. Среди такой опасности Владимир дал Богу обет, если опасность минует, создать в Василеве церковь. Молитва благочестивого князя была услышана, и он в чувствах радости и признательности к Господу тогда же исполнил свой обет, поставил в Василеве церковь во имя Преображения Господня, так как в тот самый праздник и произошла неудачная сеча с печенегами и избавление от них.
7.Работа с иллюстрациями ( с.92)
- Чем храм отличается от всех остальных зданий?
- Какую форму имеют храмы?
- Как вы думаете, что по форме напоминает купол?
-Знает ли кто из вас, что символизирует разное количество куполов?
- Как вы думаете, зачем нужны колокола?
- Какие чувства вызывает у вас звон колоколов?
Храмы – выдающиеся памятники архитектуры. снаружи храмы украшают резьбой, внутри – стены украшают фресками и яркой мозаикой на евангельские сюжеты.
Станция «Музыкальная»
8.Влияние христианства на музыку.
- Как вы думаете , каким образом повлияло христианство на музыку?
Учитель: Значительное место в православной культуре принадлежит духовной музыке. В храмах во время службы звучит богослужебная музыка, которая пришла из Византии.
Выдающиеся композиторы Н.А.Римский – Корсаков, П.И.Чайковский, М.П.Мусоргский свои произведения посвятили духовной музыке.
Слушание музыки Бортнянского «Дева Днесь…»
-Как вы думаете, какому празднику композитор посвятил свое произведение?
V.Первичная проверка понимания изученного.
Работа в карте урока.
- Кто оказал влияние на распространение христианства на Русь?
- Кто из славян первым принял христианство?
- Как народ отнесся к принятию новой веры?
- В каком году Русь приняла христианство?
- Что говорит летопись о принятия христианства?
VI. Закрепление изученного.
Как христианство повлияло на развитие культуры Руси?
Скажите, что вы узнали сегодня на уроке?
-Что понравилось на уроке?
VII-VIII. Информация о домашнем задании, рефлексия.
Ответить письменно на вопрос в карте урока
« Как христианство повлияло на развитие культуры Руси?»
Что на уроке было главным?
Что было интересным?
Что нового узнали?
Чему научились?
Хочется закончить наш урок пожеланиями добра, любви и взаимопонимания .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России». 5 класс
Рабочая программа по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России». 5 класс...
Календарно-тематическое планирование учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 5-х классах.
Календарно-тематическое планирование учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 5-х классах....
Рабочая программа по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России». 5 класс
Основными целями и задачами реализации предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 5 классе остаются следующие:Цели - сформировать первичное представление о материальной...
«Духовные святыни Курского края» урок в 5 классе по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Курск принадлежит к числу древнейших русских городов. Ф.Тютчев сказал о нашем городе: «Расположение его великолепно… Вот ещё одно из тех мест, которое, не будь оно в России, давно бы служ...
Презентация к уроку по предмету Основы Духовно-нравственной Культуры Народов России 5 класс
Презентация к уроку по предмету Основы Духовно-нравственной Культуры Народов России 5 класс...
Проект по предмету «Основы духовно – нравственной культуры народов России» в 5 классе. Тема проекта: «Храмы и монастыри родной земли»
Цель проекта: создать фильм – экскурсию о храмах и монастырях Липецкой земли....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Основного общего образования для 5-6 классов учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Рабочая программа по учебному курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России») (далее соот...