Открытый урок в 5 классе по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России» Тема: «Культурное наследие христианской Руси».
план-конспект урока (5 класс)

Лопандина Надежда Павловна

Цель урока: развитие целостного представления о культурном наследии христианской Руси.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rmo_gimnaziya_2019.docx31.19 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок в 5 классе по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Тема: «Культурное наследие христианской Руси».

Время проведения: 45 минут

Тип урока: урок – путешествие

Методы – словесный, наглядный, самостоятельная работа учащихся, работа в группах.

Цель урока: развитие целостного представления о культурном наследии христианской Руси.

Познавательные УУД

1. Извлекать информацию из разных источников (текст, серия рисунков).

2. Читать художественные и познавательные тексты, выделять существенную информацию из текстов разных видов.

3. Устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные УУД

1. Определять цель деятельности на уроке.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Планировать свои действия.

Коммуникативные УУД

1. Слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологические высказывания, владеть диалогической формой речи.

Личностные результаты

1. Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.

2. Ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков.

Форма организации деятельности учащихся: индивидуальная,      коллективная.

Материально-дидактическое оснащение урока:

  1. Мультимедийная презентация к уроку:
  2. Раздаточный материал: тексты, иллюстрации .
  3.  Н. Ф. Виноградова, В. И. Власенкова, А.В. Поляков «Основы духовно-нравственной культуры народов России», 5 класс, учебник для учащихся общеобразовательных учреждений.

Ход урока.

1.Организационный момент 

Эмоциональный настрой на урок.

Прозвенел звонок

Начинается урок,

Будем думать, рассуждать,

И друг другу помогать.

Проверка готовности к уроку

2.Актуализация знаний.

Слушание песни «Русь православная»

-О чем поется в песне?

-Ка автор называет Русь?

- Всегда ли Русь была православной?

III. Создание проблемной ситуации, формулирование проблемы Мотивация учебной деятельности учащихся

Что вы знаете о христианской вере?

-Когда Древняя Русь приняла христианство?

-Кто крестил Русь?

-Как вы думаете, повлияло принятие христианство на культуру Руси?

- Как вы думаете, какая тема нашего урока?

1.Сообщение темы и цели урока.

Тема урока: «Культурное наследие христианской Руси»

Работа  учащихся в карте урока

 (запись темы  в карту уроку)

Сегодня у нас необычный урок, а урок – путешествие в историю Руси.

1 станция «Словарная»

 Словарная работа: Определение значения слов:

 1 группа - культура,

 2 группа - наследие ,

3 группа – культурное наследие

КУЛЬТУРА -совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей (Словарь Ожегова)

НАСЛЕ́ДИЕ -какое-либо  явление культуры, быта , полученное от предыдущих эпох, от прежних деятелей. Из словаря русского языка

Культу́рное насле́дие- часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся поколениям как нечто ценное и почитаемое. Из энциклопедии 

Как вы думаете, какую цель мы поставим на уроке? 

IV.  Решение проблемы, открытие новых знаний.

Станция «Историческая»

1.Работа с учебником.

Исследовательская деятельность (самостоятельно)

( Откуда на Русь пришло христианство? Стр. 85)

Вопросы записаны в карте урока)

1 группа – 1 абзац

- Кто оказал влияние на распространение христианства на Руси?

 На Руси христианство распространилось под влиянием Византии. Одной из первых приняла христианство княгиня Ольга. Случилось это в середине X века в городе Константинополе. Но народ не спешил принимать новую веру, даже сыновья Ольги осуждали её за отказ от язычества. Только десятилетия спустя, в 988 году, христианство пришло на Русь. Это произошло во времена правления Великого князя Владимира Красное Солнышко – внука княгини Ольги

Просмотр видео «Святая княгиня Ольга»

-Какие изменения произошли в культурном развитии Руси после принятия христианства княгиней Ольгой?

2 группа – 2 абзац

- Кто из славян первым принял христианство?

- Как народ отнесся к принятию новой веры?

3 группа – 3,4 абзац

- В каком году христианство пришло на Русь?

-Что говорит летопись о принятии христианства?

2.Выступление ученика о принятии христианства князем Владимиром.

3.Рассказ учителя о Древней Руси после принятия христианства( с.86)

Историки считают, что с принятием христианства Древнерусское государство вступило в новый этап развития. Вера помогла сплотить народы, православная церковь рассказывала о любви и милосердии к ближнему, уважении старших, семейных традициях, учила православным обычаям.

4. Влияние христианства на распространение образования.

Работа с учебником (с.87 – 88).Чтение и обсуждение свидетельсв.

Выделим исторические свидетельства о развитии образования.

Работа с картой урока.

1 группа -1 свидетельство (с.87)

Появились книги на славянском языке.

2 группа – 2 свидетельство(с.87)

Открытие школ и книжных училищ.

3 группа- 3,4 свидетельство (С.87-88)

Открытие школ для девочек, библиотек.

Станция «Литературная» 

5.Влияние христианства на литературу.

Христианство нашло отражение в литературных произведениях. Писатели и поэты на библейские сюжеты написали произведения.

Слушание «Молитва» М. Ю. Лермонтова

- О какой молитве написал поэт?

Слушание. Цикл «Лето Господне»

- Какому православному празднику посвятил Сергей Есенин свое стихотворение?

Сергей Есенин «Пасхальный благовест» (цикл «Весна» стр. 265 Благовест)

Станция «Живописная»

6. Влияние христианства на живопись.

Работа с притчами и репродукциями картин  в группах.

Прочитайте притчу и сопоставьте и выберите репродукцию картины, соответствующую притче.

Работа в группах.

Притча о милосердном самарянине - №3 картина В.Сурикова

Евангельский сюжет «Христос и грешница» - №2 картина В.Поленова

Притча о блудном сыне - №1 картина А.Потемкина

Станция «Архитектурная»

6.Влияние христианства на архитектуру.

- Каким образом повлияло христианство на архитектуру?

Учитель: После принятия христианства повелел князь Владимир ,как говориться в летописи , «Рубить повсюду церкви и ставить их по местам, где раньше стояли кумиры»

Первая церковь, построенная святым Владимиром тотчас после крещения киевлян, была церковь святого Василия. Она замечательна уже и потому, что построена была самим великим князем и во имя его ангела; построена на том самом холме, где прежде во дни своего язычества тот же великий князь поставил Перуна и других богатых истуканов и куда приходил вместе со своими подданными для совершения идольских треб.

Другую, и уже не деревянную, а каменную и великолепную церковь воздвиг Владимир во имя Пресвятой Богородицы. Место для новой церкви он избрал также вблизи своего двора теремного к юго-западу и именно место, орошенное кровию первых двух христианских мучеников на Руси — варягов Феодора и Иоанна, вкусивших смерть во дни Владимирова язычества.

Третий храм, построенный Владимиром, замечателен только по случаю самого построения. Вскоре после того, как великий князь отпраздновал освящение Десятинной церкви, он услышал о внезапном набеге печенегов на город Василев, находившийся неподалеку от Киева, и поспешил с малою дружиною для защиты города. Но при столкновении со врагами не в силах был устоять против них и, спасаясь бегством, едва укрылся от преследовавших под мостом. Среди такой опасности Владимир дал Богу обет, если опасность минует, создать в Василеве церковь. Молитва благочестивого князя была услышана, и он в чувствах радости и признательности к Господу тогда же исполнил свой обет, поставил в Василеве церковь во имя Преображения Господня, так как в тот самый праздник и произошла неудачная сеча с печенегами и избавление от них.

7.Работа с иллюстрациями ( с.92)

- Чем храм отличается от всех остальных зданий?

- Какую форму имеют храмы?

- Как вы думаете, что по форме напоминает купол?

 -Знает ли кто из вас, что символизирует разное количество куполов?

- Как вы думаете, зачем нужны колокола?

- Какие чувства вызывает у вас звон колоколов?

Храмы – выдающиеся памятники архитектуры. снаружи храмы украшают резьбой, внутри – стены украшают фресками и яркой мозаикой на евангельские сюжеты.

Станция «Музыкальная»

8.Влияние христианства на музыку.

- Как вы думаете , каким образом повлияло христианство на музыку?

Учитель: Значительное место в православной культуре принадлежит духовной музыке. В храмах во время службы звучит богослужебная музыка, которая пришла из Византии.

Выдающиеся композиторы Н.А.Римский – Корсаков, П.И.Чайковский, М.П.Мусоргский  свои произведения посвятили духовной музыке.

Слушание музыки Бортнянского «Дева Днесь…»

-Как вы думаете, какому празднику композитор посвятил свое произведение?

V.Первичная проверка понимания изученного.

Работа в карте урока.

- Кто оказал влияние на распространение христианства на Русь?

- Кто из славян первым принял христианство?

- Как народ отнесся к принятию новой веры?

- В каком году Русь приняла христианство?

- Что говорит летопись о принятия христианства?

VI. Закрепление изученного. 

Как христианство повлияло на развитие культуры Руси?

 Скажите, что вы узнали сегодня на уроке?

-Что понравилось на уроке?

VII-VIII. Информация о домашнем задании, рефлексия.

Ответить письменно на вопрос в карте урока

 « Как христианство повлияло на развитие культуры Руси?»

Что на уроке было главным?

Что было интересным?

Что нового узнали?

Чему научились?

Хочется закончить наш урок пожеланиями добра, любви и взаимопонимания .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России». 5 класс

Рабочая программа по предмету  «Основы духовно-нравственной культуры народов России». 5 класс...

Календарно-тематическое планирование учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 5-х классах.

Календарно-тематическое планирование учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 5-х  классах....

Рабочая программа по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России». 5 класс

Основными целями и задачами реализации предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 5 классе остаются следующие:Цели - сформировать первичное представление о материальной...

«Духовные святыни Курского края» урок в 5 классе по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Курск принадлежит к числу древнейших русских городов. Ф.Тютчев сказал о нашем городе: «Расположение его великолепно… Вот ещё одно из тех мест, которое, не будь оно в России, давно бы служ...

Презентация к уроку по предмету Основы Духовно-нравственной Культуры Народов России 5 класс

Презентация к уроку по предмету Основы Духовно-нравственной Культуры Народов России 5 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Основного общего образования для 5-6 классов учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Рабочая программа по учебному курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России») (далее соот...