Общая характеристика познавательных психических процессов
статья (5 класс)
Обзор тематического материала (в помощь учителю).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Обзор материала по теме. | 73.14 КБ |
Предварительный просмотр:
«Общая характеристика познавательных психических процессов»
«Психология» в переводе с древнегреческого буквально означает «наука о душе» (psyche — «душа», logos — «понятие», «учение»). В научном употреблении термин «психология» появился впервые в XVI в. Первоначально он относился к особой науке, которая занималась изучением так называемых душевных, или психических, явлений, т. е. таких, которые каждый человек легко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения. Позднее, в XVII-XIХ вв. область, изучаемая психологией, расширяется и включает в себя не только осознаваемые, но и неосознаваемые явления. Таким образом, психология — это наука о психике и психических явлениях.
Психические процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь — выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Для того чтобы удовлетворять свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно сделать, запоминать, обдумывать, высказывать суждения. Соответственно, без участия психических процессов человеческая деятельность невозможна, они выступают как ее неотъемлемые внутренние моменты.
Но психические процессы не просто участвуют в деятельности, они в ней развиваются и сами представляют собой особые виды деятельности.
Познание осуществляется прежде всего органами чувств. Ощущения – это простейший психический познавательный процесс отражения отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира, а также внутренних состояний организма, возникающий при их непосредственном воздействии на органы чувств. Если человека лишить возможности ощущать и воспринимать окружающую действительность, он не сможет ориентироваться в мире, ничего не сможет делать. В условиях «сенсорной депривации» (недостатка ощущений) у человека меньше чем через сутки отмечаются резкое снижение внимания, уменьшение объема памяти, происходят серьезные изменения в психической деятельности.
Согласно одной из классификаций (на основании пяти органов чувств) выделяют следующие виды ощущений: зрительные (вызываются воздействием света), слуховые (вызываются звуковыми волнами), вкусовые (имеют 4 основных модальности: кислое, горькое, соленое, сладкое), обонятельные (являются отражением запахов), осязательные (или тактильные, возникающее при прикосновении какого-либо предмета к поверхности кожи, есть результат сложного комбинирования 4-х других: давления, боли, тепла и холода.).
Второй психический процесс – восприятие. Если ощущения отражают отдельные свойства предметов и явлений окружающей действительности, то восприятие дает их целостный образ. Восприятие – это целостное отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при их непосредственном воздействии на органы чувств.
Специальных органов восприятия не существует, материал для него дают анализаторы. При этом первичный анализ, который совершается в рецепторах, дополняется сложной аналитико-синтетической деятельностью мозговых концов анализатора.
Восприятие различается по видам в зависимости от преобладающей роли того или иного анализатора. В зависимости от ведущего анализатора различают следующие виды восприятия:
1. Простые – зрительные, слуховые, осязательные.
2. Сложные виды восприятия выделяются в том случае, если одинаково интенсивно мобилизуются несколько анализаторов: зрительно-слуховые; зрительно-слуховые-осязательные; зрительно-двигательные и слухо-двигательные.
3. Специальные виды восприятия различают в зависимости от воспринимаемого объекта: времени, пространства, движений, отношений, речи, музыки, человека человеком и т. п.
Внимание – это состояние направленности и сосредоточенности сознания на каких-либо объектах с одновременным отвлечением от всего остального. Под направленностью понимается селективный, избирательный характер протекания познавательной деятельности. Внимание может быть направлено на объекты окружающего мира (внешненаправленное внимание) или на собственные мысли, чувства, переживания человека (внутреннее, или самонаправленное, внимание). Под сосредоточенностью подразумевается удержание внимания на одном объекте, игнорирование остальных объектов, большее или меньшее углубление в содержание психической деятельности.
Выделяют несколько видов внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.
Непроизвольное внимание возникает без всякого намерения человека, без заранее поставленной цели и не требует волевых усилий. Например, на уроке внезапно кто-то вошел в класс и тут же все ученики обратили на него внимание (причина – новизна объекта). Также причинами, вызывающими непроизвольное внимание могут быть: громкий звук, яркий свет, резкий запах, большой предмет среди маленьких.
Произвольное внимание – это сознательное регулируемое сосредоточение на объекте, внимание, возникающее вследствие сознательно поставленной цели и требующее волевых усилий для его поддержания.
Произвольное внимание зависит не от особенностей объекта, а от поставленной личностью цели, задачи. Человек сосредоточивается не на том, что для него интересно или приятно, а на том, что он должен делать.
Послепроизвольное внимание – это внимание, возникающее на основе произвольного, после него, когда для его поддержания уже не требуется волевых усилий. По психологическим характеристикам послепроизвольное внимание близко к непроизвольному: оно также возникает на основе интереса к предмету, но характер интереса в этом случае иной – он проявляется к результату деятельности. Это можно проиллюстрировать на следующем примере: вначале некая работа не увлекает человека, он заставляет себя заняться ею, прилагает серьезные волевые усилия для поддержания сосредоточения, но постепенно увлекается, втягивается – ему становится интересно.
У внимания есть несколько важных свойств. Среди них:
Сосредоточенность – это удержание внимания на одном объекте или деятельности, полная поглощенность явлением, мыслями. Она обеспечивает углубленное изучение познаваемых объектов. С сосредоточенностью тесно связано такое свойство, как устойчивость – время сохранения сосредоточения, длительность удержания внимания на чем-либо, сопротивляемость утомляемости и отвлечению.
Состоянием, противоположным устойчивости, является отвлекаемость, причиной которой часто бывает непосильная и чрезмерно обширная деятельность. На устойчивость внимания значительное влияние оказывает интерес. Например, при выполнении однотипных упражнений первые из них ученик делает внимательно, сосредоточенно, а дальше, когда материал уже достаточно освоен, интерес утрачивается, ребенок работает механически, устойчивость внимания страдает.
Еще одно свойство внимания - объем внимания, измеряемый тем количеством объектов, которые могут быть одномоментно восприняты с достаточной степенью ясности. Объем внимания взрослого человека равен «магическому числу Миллера»: 7 ± 2.
В эту же группу входит и распределение внимания, которое выражается в умении удерживать в центре внимания несколько объектов, одновременно выполнять два или несколько видов деятельности. Уровень распределения зависит от характера совмещаемых видов деятельности, их сложности и знакомости.
Память – следующий психический процесс. Все то, что человек когда-то воспринимал, не исчезает бесследно – в коре больших полушарий головного мозга сохраняются следы от процесса возбуждения, которые создают возможность повторного возникновения возбуждения в отсутствие вызвавшего его раздражителя. Благодаря этому человек может запомнить и сохранить, а впоследствии воспроизвести образ отсутствующего предмета или воспроизвести усвоенные ранее знания. Как и восприятие, память является процессом отражения, но в этом случае отражается не только то, что действует непосредственно, но и то, что имело место в прошлом.
Память – это особая форма отражения, один из основных психических процессов, направленных на закрепление психических явлений в физиологическом коде, сохранение их в этой форме и воспроизведение в виде субъективных представлений.
Без включения памяти в акт познания все ощущения и восприятия будут восприниматься как впервые возникшие и постижение окружающего мира станет невозможным.
Память включает в себя несколько взаимосвязанных процессов: запоминание, сохранение, забывание и воспроизведение.
Запоминание – это процесс, направленный на сохранение в памяти полученных впечатлений путем связывания их с имеющимся опытом. Среди форм запоминания выделяют непроизвольное (возникает при отсутствии сознательной установки на запоминание при многократном повторении одного и того же раздражителя, носит избирательный характер и зависит от действий человека) и произвольное запоминание (вызвано необходимостью сохранить знания, умения и навыки).
Разновидностью произвольного запоминания является заучивание – систематическое, планомерное, специально организованное запоминание с применением мнемических приемов.
Сохранение представляет собой процесс более или менее длительного удержания в памяти сведений, полученных в опыте. Сохранение прежде всего зависит: от установок личности; силы воздействия запоминаемого материала; интереса к отражаемым воздействиям; состояния человека.
Забывание – это естественный процесс угасания, ликвидации, стирания следов, затормаживания связей. Оно носит избирательный характер: забывается то, что не важно для человека, не соответствует его потребностям. Забывание – целесообразный, естественный и необходимый процесс, который дает мозгу возможность освободиться от избытка ненужной информации.
Забывание может быть полным – материал не только не воспроизводится, но и не узнается; частичным – человек узнает материал, но воспроизвести его не может или воспроизводит с ошибками; временным – при торможении нервных связей, полным – при их угасании.
Воспроизведение – самый активный, творческий процесс, заключающийся в воссоздании в деятельности и общении сохраненного в памяти материала. Различают следующие его формы: узнавание, непроизвольное воспроизведение, произвольное воспроизведение, припоминание и воспоминание.
Выделяют несколько видов памяти по различным критериям.
1. По характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память бывает образной (присуща животным и людям, включает в себя память зрительную, слуховую, обонятельную, осязательную, вкусовую и двигательную или моторную), эмоциональной (память на чувства и эмоциональные состояния, является основой способности сочувствовать, сопереживать) и словесно-логической (смысловая, знаковая, опирается на установление и запоминание смысловых понятий, формулировок, идей, изречений).
2. По степени волевой регуляции, наличию или отсутствию цели и специальных мнемических действий различают непроизвольную память, когда информация запоминается без постановки цели, без приложения усилий, и произвольную память, при которой запоминание осуществляется целенаправленно с помощью специальных приемов.
3. По продолжительности сохранения материала различают кратковременную (материал хранится до 15 минут), долговременную (длительное сохранение запечатленного) и оперативную память (удержание в памяти промежуточных материалов до тех пор, пока человек имеет с ними дело).
Мышление – это процесс, благодаря которому человек мысленно проникает за пределы того, что ему дано в ощущениях и восприятии. Иными словами, с помощью мышления можно получить знания, недоступные органам чувств.
Виды мышления выделяют по различным признакам. Основная принятая классификация различает следующие три вида:
а) наглядно-действенное мышление;
б) наглядно-образное мышление;
в) словесно-логическое (понятийное) мышление.
Наглядно-действенное мышление – это вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов. Решение задачи в его рамках осуществляется в ходе реального, физического преобразования ситуации; в процессе действий с предметами.
Наглядно-образное мышление характеризуется опорой на образы предметов, на представления об их свойствах. Человек, решая задачу, анализирует, сравнивает, обобщает различные образы. Данный вид мышления дает более полное представление о свойствах предмета, чем наглядно-действенное мышление.
Переход на понятийную стадию сопряжён с формированием следующего вида мышления – словесно-логического. Это вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. Понятия формируются на основе языковых средств.
Основной особенностью человеческого мышления является то, что оно неразрывно связано с речью. Мысль не может ни возникать, ни протекать, ни существовать вне языка, вне речи. Речь – орудие мышления. При помощи слов человек мыслит.
Сознание человека не только отражает окружающий мир, но и творит его, а творческая деятельность невозможна без воображения.
Воображение – это познавательный психический процесс, заключающийся в создании новых образов путем переработки материалов восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте, своеобразная форма отражения человеком реальной действительности в новых, непривычных, неожиданных сочетаниях и связях.
Воображение выполняет несколько важных функций в психической жизни человека. Прежде всего - это познавательная функция. Как познавательный процесс воображение возникает в проблемной ситуации, в которой степень неопределенности, дефицит информации весьма значительны. Воображение ближе к чувственному познанию, чем к мышлению, и отличается от него предположительностью, неточностью, образностью и эмоциональностью.
Поскольку не все свои потребности человек может удовлетворить материально, второй функцией воображения является мотивационная, т. е. человек может удовлетворить свои потребности в идеальном плане – в мечтах, сновидениях, мифах, сказках.
У детей воображение выполняет аффективно-защитную функцию, так как охраняет неустойчивую психику ребенка от чрезмерно тяжелых переживаний и душевных травм. Механизм этой защиты таков: через воображаемые ситуации у ребенка происходят разрядка возникшего напряжения и символическое разрешение конфликта, который бывает трудно снять практическими действиями.
Воображение возникает в ответ на потребности, стимулирующие практическую деятельность человека, т. е. характеризуется действенностью, активностью. По степени выраженности активности различают два вида воображения: пассивное и активное.
Пассивное воображение подчинено субъективным, внутренним факторам и характеризуется созданием образов, которые не воплощаются в жизнь, программ, которые не реализуются или вообще не могут быть реализованы. В процессе пассивного воображения осуществляется нереальное, мнимое удовлетворение какой-либо потребности или желания.
Активное воображение проявляется в случаях, когда новые образы или идеи возникают в результате специального намерения человека вообразить что-то определенное, конкретное. По степени самостоятельности и оригинальности продуктов деятельности различают воссоздающее и творческое воображение.
Воссоздающее (репродуктивное) воображение имеет в своей основе создание тех или иных образов, соответствующих описанию (по карте, чертежу, схеме, по уже оформленным кем-то материалам). У каждого человека свой образ Анны Карениной, Пьера Безухова.
Творческое воображение предполагает самостоятельное создание новых образов, реализуемых в оригинальных и ценных продуктах деятельности, и является неотъемлемой частью любого творчества (научного, технического, художественного): открытия новых закономерностей в науке, конструирования новых машин и механизмов, выведения новых сортов растений, пород животных, создания произведений искусства, литературы.
Формирование сознания в историческом процессе неразрывно связано с началом и развитием общественно-трудовой деятельности людей. Потребность в сотрудничестве породила потребность в словесном способе общения людей друг с другом. Речь – один из видов коммуникативной деятельности, осуществляемой в форме языкового общения.
Развитие речи есть процесс овладения родным языком, умения пользоваться им как средством познания окружающего мира, усвоения опыта, накопленного человечеством, как средством познания самого себя и саморегуляции, как средством общения и взаимодействия людей.
В психической жизни человека речь выполняет ряд функций. Прежде всего она является средством общения (коммуникативная функция), т. е. передачи информации, и выступает как внешнее речевое поведение, направленное на контакты с другими людьми.
Речь также выполняет функцию обобщения и абстрагирования. Эта функция связана с тем, что слово обозначает не только отдельный, конкретный предмет, но и целую группу сходных предметов и всегда является носителем их существенных признаков. Обобщая в слове воспринимаемое явление, человек одновременно абстрагируется от ряда конкретных признаков. Так, произнося слово «собака», человек абстрагируется от всех особенностей внешнего вида овчарки, пуделя, бульдога, добермана и закрепляет в слове то общее, что характерно для них.
Поскольку речь является и средством обозначения, то она выполняет сигнификативную (знаковую) функцию. Если бы слово не имело обозначающей функции, оно не могло быть понято другими людьми, т. е. речь потеряла бы свою коммуникативную функцию, перестала бы быть речью.
Самым древним видом речи является устная диалогическая речь.
Диалог – это непосредственное общение двух или нескольких людей, которое протекает в форме разговора или обмена репликами по поводу происходящих событий.
Монологическая речь – длительное изложение системы мыслей, знаний одним лицом. Это всегда связная, контекстная речь, удовлетворяющая требованиям последовательности, доказательности изложения и грамматически правильного построения предложений. Формами монологической речи являются доклад, лекция, выступление, рассказ.
Письменная речь является разновидностью монологической речи, но она еще более развернута, чем устная монологическая речь. Это обусловлено тем, что письменная речь не предполагает обратной связи с собеседником и не имеет никаких дополнительных средств воздействия на него, кроме самих слов, их порядка и организующих предложение знаков препинания.
«Эмоции, воля, мотивация»
В психологии личности ребенка важную роль играет эмоциональные, волевые и мотивационные процессы.
Эмоции (от лат. emovere – волновать, колебать) – психические процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека. Проявляются как в субъективных переживаниях, так и в физиологических реакциях (потоотделение, сужение и расширение зрачков, покраснение или побледнение кожи и т. п.).
К наиболее значимым эмоциям принято относить следующие типы эмоциональных переживаний: аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения, эмоциональный стресс.
Аффекты часто развиваются в экстремальных условиях. Это особый вид эмоциональных состояний, отличающихся интенсивностью, бурным протеканием и кратковременными эмоциональными вспышками. Сопровождается резким сужением сознания, двигательной реакцией (от оцепенения и полной неподвижности до резких движений) и нарушениями волевой сферы. Примерами аффекта могут служить сильный гнев, ярость, ужас, бурная радость, глубокое горе, отчаяние. В таком состоянии человек способен на необдуманные, аморальные поступки.
Собственно эмоции –непосредственное переживание чувств, реакция не только на текущие события, но и на вероятные и вспоминаемые.
С точки зрения влияния на деятельность человека эмоции делятся на стенические и астенические. Стенические эмоции стимулируют деятельность, увеличивают энергию и напряжение сил человека, побуждают его к поступкам, высказываниям. В этом случае человек готов «горы свернуть». И наоборот, иногда переживания ведут к скованности, пассивности, упадку сил, что говорит о проявлениях астенических эмоций. В зависимости от ситуации и индивидуальных особенностей эмоции могут по-разному влиять на поведение. Так, в одном случае у человека, испытывающего страх, возможно повышение мускульной силы, храбрости, в то время как у другого это же самое чувство вызывает бессилие.
Чувства – еще один вид эмоциональных состояний. Главное отличие чувств от эмоций в том, что первые носят конкретный, предметный характер, отражают устойчивое отношение к каким-либо конкретным объектам, связаны в большей степени с социальной сферой.
Настроение –эмоциональное состояние человека слабой интенсивности и предметности, отражающее бессознательную обобщенную оценку сложившихся на данный момент обстоятельств.
Эмоциональный стресс – состояние психического напряжения, возникающее в процессе деятельности и экстремальных условиях. Следует также рассмотреть фрустрацию как частный случай стресса. Фрустрация является внутренним конфликтом личности между ее направленностью и объективными возможностями, с которыми она не согласна. Как правило сопровождается разочарованием, раздражением, тревогой, отчаянием и т. п. Частые фрустрации ведут к формированию отрицательных черт поведения, агрессивности, повышенной возбудимости.
Понятие воли было первоначально введено для объяснения побуждений к действиям, осуществляемым по собственным решениям человека, но не отвечающим его желаниям. Затем оно стало использоваться для объяснения возможности свободного выбора при конфликте желаний. Воля проявляется в умении заставить себя делать то, что необходимо, подавить желания и влечения, которые этому препятствуют. Другими словами, воля – это власть над собой, управление своими действиями, сознательное регулирование своего поведения.
Воля – это форма психического отражения, в которой отражаемым является объективная цель, стимулы ее достижения, возникающие объективные препятствия; отраженным становится субъективная цель, борьба мотивов, волевое усилие; результатом является действие и удовлетворение достижением цели. Препятствия, которые приходится преодолевать человеку на пути к достижению цели, могут быть как внутренними, так и внешними.
Внутренние препятствия появляются в тех случаях, когда имеет место конфликт, столкновение противоречащих друг другу побуждений (например, хочется спать, но необходимо вставать на работу), возникают боязнь, неуверенность, сомнения.
Преодолении внешних препятствий реализуется через объективные обстоятельства, трудности работы, разного рода помехи, сопротивления других людей и т.д. Человек с сильной волей умеет добиваться поставленной цели и доводить дело до конца.
Преодоление препятствий требует волевого усилия – особого состояния нервно-психического напряжения, мобилизующего силы человека.
Воля не является отдельным свойством психики человека, она рассматривается в тесной связи с другими сторонами его психической жизни – с мотивами и потребностями. Воля особенно нужна тогда, когда непосредственно побуждающие к деятельности мотивы и потребности относительно слабы или есть сильные, конкурирующие с ними мотивы и потребности. Волевой человек подавляет одни свои мотивы и потребности ради удовлетворения других. Условно говоря, воля заключается в способности действовать в соответствии с целью, подавляя непосредственные желания и стремления.
Мощным двигателем воли являются чувства. Равнодушный ко всему человек не может быть человеком сильной воли, потому что воля предполагает осознание своих чувств, их оценку и власть над ними.
Глубока связь воли и с мышлением. Волевое действие – это действие обдуманное: прежде чем заставить себя поступать так, как необходимо в данных обстоятельствах, человек должен понять, осознать, продумать свои действия. Прежде чем преодолевать внешние препятствия, стоящие на пути к цели, надо найти оптимальные пути, обдумать замысел действия и составить его план.
Все действия человека могут быть разделены на непроизвольные и произвольные.
Непроизвольные действия совершаются в результате возникновения неосознаваемых побуждений (влечений, установок и т.д.), они лишены четкого плана, импульсивны и чаще всего возникают в состоянии аффекта (страха, восторга, гнева, изумления). Эти действия можно назвать неволевыми, так как они осуществляются без контроля со стороны человека и не нуждаются в осознанном регулировании. К их числу относятся безусловно-рефлекторные, инстинктивные действия (поворот головы в сторону внезапно вспыхнувшего света или раздавшегося звука, наклон туловища вперед или в сторону для удержания равновесия и т.п.).
Произвольные действия основаны на осознании цели, предварительном представлении тех операций, которые могут обеспечить ее достижение, их очередность. Все произвольные действия можно считать волевыми.
Волевые действия, как и вся психическая деятельность, связаны с функционированием мозга. Важную роль при этом выполняют лобные доли мозга, в которых происходит слияние достигнутого результата с предварительно составленной программой цели. Поражение лобных долей приводит к абулии – болезненному безволию, когда у человека не хватает воли даже на то, чтобы взять со стола нужный ему предмет, одеться и т.д.
В самой элементарной форме волевое действие выражается в прямом влиянии мыслей или представлений на поведение. Наиболее яркий пример этого – идеомоторный акт, т.е. способность одной только мысли о движении вызвать само движение. Всякий раз, когда мы только еще собираемся совершить какое-либо движение, оно непроизвольно совершается в микродвижениях глаз, пальцев рук, в едва заметном напряжении соответствующих мышц. Этим, например, пользуются артисты-фокусники, которые находят в зрительном зале спрятанный предмет, прикасаясь во время поиска к руке человека, знающего, где он спрятан, и постоянно думающего о нем.
В волевом действии можно выделить две основные стадии: подготовительную («мысленное действие»), заканчивающуюся принятием решения, и завершающую («фактическое действие»), заключающуюся в исполнении принятого решения.
В простых волевых действиях, совершая которые человек без капли сомнений идет к намеченной цели, ему вполне ясно, чего и каким путем он будет добиваться, и решение непосредственно переходит в исполнение.
Сложное волевое действие состоит из значительно большего количества этапов (рис.1.)
Рис.1. Структура сложного волевого действия
Первый этап (осознание цели и стремление достичь ее) не всегда сопровождается борьбой мотивов в сложном действии. Если цель задана извне и достижение этой цели обязательно для исполнителя, то ее остается только познать, сформировав определенный образ будущего результата действия. Борьба мотивов возникает на данном этапе тогда, когда у человека есть возможность выбора целей или хотя бы очередности их достижения. Борьба мотивов, которая возникает при осознании целей, – это не структурный компонент волевого действия, а скорее определенный этап волевой деятельности, частью которой выступает действие. Каждый из мотивов, прежде чем стать целью, проходит стадию желания (в том случае, когда цель выбирается самостоятельно). Желание – это существующее идеально (в голове человека) содержание потребности. Желать чего-либо – значит прежде всего знать содержание побудительного стимула.
Поскольку у человека в любой момент имеются различные значимые желания, одновременное удовлетворение которых объективно исключено, то происходит столкновение противостоящих, несовпадающих побуждений, между которыми предстоит сделать выбор. Эту ситуацию и называют борьбой мотивов. На этапе осознания цели и стремления достичь ее борьба мотивов разрешается выбором цели действия, после чего напряжение, вызванное борьбой мотивов на этом этапе, ослабевает.
Второй этап (осознание ряда возможностей достижения цели)– это собственно мыслительное действие, являющееся частью волевого действия, результатом которого является установление причинно-следственных отношений между способами выполнения волевого действия в имеющихся условиях и возможными результатами.
На третьем этапе (появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности) возможные пути и средства достижения цели соотносятся с имеющейся у человека системой ценностей, включающей убеждения, чувства, нормы поведения, ведущие потребности. Здесь каждый из возможных путей проходит обсуждение в аспекте соответствия конкретного пути системе ценностей данного человека.
Четвертый этап (борьба мотивов и выбор) оказывается центральным в сложном волевом действии. Здесь, как и на этапе выбора цели, может наблюдаться конфликтная ситуация, связанная с тем, что человек понимает возможность легкого пути достижения цели (это понимание – один из результатов второго этапа), но в то же время в силу своих моральных качеств или принципов не может его принять. Другие пути являются менее экономичными (и это тоже человек понимает), но зато следование им больше соответствует системе ценностей человека.
Пятый этап (принятие одной из возможностей в качестве решения) является результатом разрешения этой ситуации. Он характеризуется спадом напряжения, поскольку разрешается внутренний конфликт. Здесь уточняются средства, способы, последовательность их использования, иначе говоря - осуществляется уточненное планирование.
Далее начинается шестой этап (реализация принятого решения). Он не освобождает человека от необходимости прилагать волевые усилия, т.к. практическое осуществление намеченной цели тоже сопряжено с преодолением препятствий.
Результаты любого волевого действия имеют для человека два следствия: первое – это достижение конкретной цели; второе связано с тем, что человек оценивает свои действия и извлекает уроки на будущее относительно способов достижения цели, затраченных усилий.
Воля как один из сложнейших психических процессов создает у человека определенные психические состояния – активность, собранность, готовность к деятельности.
Мотивация как ведущий фактор регуляции активности личности, ее поведения и деятельности представляет исключительный интерес для всех людей. Исходя из современных психологических представлений по поводу категории мотивация (В. К. Вилюнас, В, И. Ковалев, Е. С. Кузьмин, Б. Ф. Ломов, К. К. Платонов и др.), под мотивационной сферой личности следует понимать совокупность стойких мотивов, имеющих определенную иерархию и выражающих направленность личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Общая характеристика учебного процесса в стандартах второго поколения
Текст выступления Общая характеристика учебного процесса в стандартах второго поколения...
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТНОЙ, ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТНОЙ, ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКАДанная сатья будет полезна и родителям, и учителям....
2. Урок по теме "Общая характеристика и многообразие простейших. Особенности строения и жизнедеятельности Простейших. Лабораторная работа №1. Наблюдение за строением и процессами жизнедеятельности простейших"
Тема: Общая характеристика и многообразие простейших. Особенности строения и жизнедеятельности Простейших. Лабораторная работа №1. Наблюдение за строением и процессами жизнедеятельности простейших. Ин...
Урок по теме "Общая характеристика и многообразие простейших. Особенности строения и жизнедеятельности Простейших. Лабораторная работа №1. Наблюдение за строением и процессами жизнедеятельности простейших"
Тема: Общая характеристика и многообразие простейших. Особенности строения и жизнедеятельности Простейших. Лабораторная работа №1. Наблюдение за строением и процессами жизнедеятельности...
Влияние специально организованной двигательной активности и физических нагрузок на познавательные психические процессы
В связи с особенностями влияния физичичских нагрузок на психические процессы с целью рационализации деятельности, следующей за физическими нагрузками, необходимо обратить внимание на ряд важных ...
Познавательные психические процессы
Статья содержит основные понятия познавательных учебных процессов и возможность их развития....
Программа коррекционно-развивающих занятий с детьми ОВЗ по развитию познавательных психических процессов
Проблема помощи детям с ОВЗ приобрела в последние годы особую актуальность. В последние десятилетия особенно остро обозначилась проблема существенного роста числа детей с нарушениями в психическом и с...