Общая характеристика учебного процесса в стандартах второго поколения
статья на тему
Текст выступления Общая характеристика учебного процесса в стандартах второго поколения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obshchaya_harakteristika_uchebnogo_processa_v_standartah_vtorogo_pokoleniya.docx | 18.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Общая характеристика учебного процесса в стандартах второго поколения.
Текст выступления Климачёвой Л. Н.
Математическое образование является обязательной и неотъемлемой частью общего образо вания на всех ступенях школы. Обучение математике в основной школе направлено на достижение следующих целей:
1) в направлении личностного развития:
формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к ум ственному эксперименту;
формирование интеллектуальной честности и объективности, способности к преодоле нию мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном инфор мационном обществе;
развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
2) в метапредметном направлении:
развитие представлении о математике как форме описания и методе познания действи тельности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделиро вания;
формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для ма тематики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человече ской деятельности;
3) в предметном направлении:
овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения образования, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
Содержание математического образования в основной школе формируется на основе фун даментального ядра школьного математического образования. В программе оно представлено в виде совокупности содержательных разделов, конкретизирующих соответствующие блоки фундамен тального ядра применительно к основной школе. Программа регламентирует объем материала, обя зательного для изучения в основной школе, а также дает примерное его распределение между 5—6 и 7—9 классами.
Содержание математического образования в основной школе включает следующие разделы: арифметика, алгебра, функции, вероятность и статистика, геометрия. Наряду с этим в него включены два дополнительных раздела: логика и множества, математика в историческом разви тии, что связано с реализацией целей общеинтеллектуального и общекультурного развития учащих ся. Содержание каждого из этих разделов разворачивается в содержательно-методическую линию, пронизывающую все основные разделы содержания математического образования на данной ступе ни обучения.
Содержание раздела «Арифметика» служит базой для дальнейшего изучения учащимися ма тематики, способствует развитию их логического мышления, формированию умения пользоваться алгоритмами, а также приобретению практических навыков, необходимых в повседневной жизни. Развитие понятия о числе в основной школе связано с рациональными и иррациональными числами, формированием первичных представлений о действительном числе. Завершение числовой линии
(систематизация сведений о действительных числах, о комплексных числах), так же как и более сложные вопросы арифметики (алгоритм Евклида, основная теорема арифметики), отнесено к ступе ни общего среднего (полного) образования.
Содержание раздела «Алгебра» направлено на формирование у учащихся математического аппарата для решения задач из разных разделов математики, смежных предметов, окружающей ре альности. Язык алгебры подчеркивает значение математики как языка для построения математиче ских моделей процессов и явлений реального мира. В задачи изучения алгебры входят также разви тие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для усвоения курса информатики, овладения навыками дедуктивных рассуждений. Преобразование символьных форм вносит специ фический вклад в развитие воображения учащихся, их способностей к математическому творчеству. В основной школе материал группируется вокруг рациональных выражений, а вопросы, связанные с иррациональными выражениями, с тригонометрическими функциями и преобразованиями, входят в содержание курса математики на старшей ступени обучения в школе.
Содержание раздела «Функции» нацелено на получение школьниками конкретных знаний о функции как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных про цессов. Изучение этого материала способствует развитию у учащихся умения использовать различ ные языки математики (словесный, символический, графический), вносит вклад в формирование представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры.
Раздел «Вероятность и статистика» — обязательный компонент школьного образования, уси ливающий его прикладное и практическое значение. Этот материал необходим, прежде всего, для формирования у учащихся функциональной грамотности — умений воспринимать и критически анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный харак тер многих реальных зависимостей, проводить простейшие вероятностные расчеты. Изучение основ комбинаторики позволит учащимся рассматривать случаи, осуществлять перебор и подсчет числа вариантов, в том числе в простейших прикладных задачах.
При изучении статистики и вероятности расширяются представления о современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социаль но значимой информации и закладываются основы вероятностного мышления.
Цель содержания раздела «Геометрия» — развить у учащихся пространственное воображение и логическое мышление путем систематического изучения свойств геометрических фигур на плоско сти и в пространстве и применения этих свойств при решении задач вычислительного и конструк тивного характера. Существенная роль при этом отводится развитию геометрической интуиции. Со четание наглядности со строгостью является неотъемлемой частью геометрических знаний. Матери ал, относящийся к блокам «Координаты» и «Векторы», в значительной степени несет в себе меж предметные знания, которые находят применение, как в различных математических дисциплинах, так и в смежных предметах.
Особенностью раздела «Логика и множества» является то, что представленный в нем матери ал преимущественно изучается и используется, распределен но — в ходе рассмотрения различных вопросов курса. Соответствующий материал нацелен на математическое развитие учащихся, форми рование у них умения точно, сжато и ясно излагать мысли в устной и письменной речи.
Раздел «Математика в историческом развитии» предназначен для формирования представле ний о математике как части человеческой культуры, для общего развития школьников, для создания культурно-исторической среды обучения. На него не выделяется специальных уроков, усвоение его не контролируется, но содержание этого раздела органично присутствует в учебном процессе как своего рода гуманитарный фон при рассмотрении проблематики основного содержания математиче ского образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование универсальных познавательных учебных действий по музыке во втором классе государственных стандартах второго поколения.
Образовательный стандарт нового поколения ставит перед учителем новые цели .Учитель привить ученикам новые умения. Во – первых , это универсальные учебные действия, которые составляют основу умения уч...
Формирование универсальных познавательных учебных действий по музыке во втором классе государственных стандартах второго поколения.
Образовательный стандарт нового поколения ставит перед учителем новые цели .Учитель привить ученикам новые умения. Во – первых , это универсальные учебные действия, которые составляют основу умения уч...
Пошаговое внедрение стандартов второго поколения в учебный процесс
Статья для учителей химии...
Презентация к семинару "Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения основного общего образования".
Введение ФГОС- процесс сложный и многоплановый, включающий комплекс мероприятий,реализация которых необходима на государственном, региональном, школьном уровнях. Впервые на государственном уровне опре...
Стандарты второго поколения.Примерные программы основного общего образования.Русский язык.
Пояснительная записка к примерной программе основного общего образования стандарта второго поколения. Презентация, разработанная старшим преподавателем кофедры ФО Сверкуновой Е.В....
Примерная программа основного общего образования. ОБЖ (Стандарты второго поколения )
Программа подготовлена в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение федеральных государственных стандартов обшего образования второго поколения», реализуемого Российской академией образования ...
"Человеческий капитал" за школьной партой (стандарты второго поколения: осмысление целей общего образования)
В данной работе мне хотелось остановиться на одной из важных проблем современной школы : на целях общего образования. На мой взгляд, все документы(проекты, законы, стандарты), вышедшие в последние год...