Методическая разработка интегрированного урока информатики и обществознания «Семейные расходы. Праздник» 8, 9 класс
методическая разработка (8, 9 класс)

Астафьева Елена Викторовна

Интегрированный  урок информатики  и обществознания «Семейные расходы. Праздник» проводится в рамках Недели финансовой грамотности.

Урок рассчитан  на 60 минут.

Задействованы обучающиеся 8 или 9 классов.

Вид деятельности учащихся: деловая игра

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл методическая разработка221.28 КБ
Файл презентация616.89 КБ
Package icon таблица536.38 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка интегрированного

 урока информатики  и обществознания

«Семейные расходы. Праздник»  8, 9 класс

Авторы работы: 

       

Астафьева Елена Викторовна- учитель информатики

Андреева Светлана Александровна – учитель истории и обществознания

 МБОУ «Новомирская СОШ» Троицкого района Челябинской области

Булдова Александра – Ученица 11 класса МБОУ «Новомирская СОШ»

Интегрированный  урок информатики  и обществознания «Семейные расходы. Праздник» проводится в рамках Недели финансовой грамотности.

Урок рассчитан  на 60 минут.

Задействованы обучающиеся 8 или 9 классов.

Вид деятельности учащихся: деловая игра

       

 Методы, рекомендуемые к использованию на уроке:

  1. Проблемное обучение
  2. Деловая игра
  3. Ситуационный метод
  4. Групповая деятельность

Цель урока:

Актуализировать знания о структуре семейного бюджета, учить посредством игры планировать расходы семьи.

Задачи урока

• Актуализировать знания детей  о семейном бюджете.

• Выявить основные источники формирования семейного бюджета.

• Учить самостоятельно планировать расход бюджета семьи при проведении праздников.

• Воспитывать детей бережно относиться к семейному бюджету.

• Учить соотносить свои желания, потребности и возможности, ценить труд всех членов семьи.

Планируемые результаты:

Предметные – умело расходовать бюджетные средства семьи при планировании  праздника, работать в электронных таблицах EXCEL.

Личностные – проявлять познавательный интерес к новому материалу - бережно относиться к семейному бюджету, ценить труд всех членов семьи.

Метапредметные – уметь в процессе деятельности контактировать с товарищами, вести диалог; - уметь планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Ведущие понятия: семья, семейная экономика, расход, доход, бюджет, рациональный

бюджет.


         Деньги дают людям свободу выбора. В деньгах люди стремятся сохранять свои богатства. Деньги – выражение усилий людей. Поэтому важно уметь деньги сохранять и грамотно расходовать.

Тема данной разработки « Семейные расходы. Праздник» является актуальной в современном мире, так как необходимо воспитывать детей бережно относиться к семейному бюджету, учить соотносить свои желания, потребности и возможности, ценить труд всех членов семьи.

Аудитория участников может варьироваться от 5 до 10 класса. Задание игры может усложняться или наоборот упрощаться в зависимости от возраста участников. В данной разработке участники – обучающиеся 8 или 9 классов

Описание учебного процесса

Этапы и типы задания для учащихся

Этапы

Продолжительность

Действия учащихся при выполнении заданий или типы заданий для учащихся

  1. Организационный момент

1 минута

Слушают вступительное слово учителя, настраиваются на работу.

  1. Мотивация учебной деятельности учащихся.

5 минут

Просматривают предложенный видеоролик «Семейный бюджет»  

  1. Актуализация ранее полученных знаний

7 минут

Вопросы:

  1. Что называют семьей?
  2. Является ли семья потребителем и почему?
  3. На какие основные вопросы отвечают члены семьи?
  4. Что такое семейный бюджет?
  5. Для чего он составляется?
  6. Из каких основных разделов состоит семейный бюджет?
  7. Что такое семейный доход?
  8. Основные источники доходов семьи, какие?
  9. На что можно потратить семейные деньги?
  10. Какое различие постоянных и переменных расходов?
  11. Когда говорят что бюджет избыточный? Сбалансированный? Дефицитный?
  12. В случае если бюджет семьи избыточный, как мы назовем избыточную часть?
  13. Куда можно направить накопления семьи?
  14. Где могут быть скрыты дополнительные денежные источники в семье?
  15. А на чем еще можно сэкономить в семье?

  1. Основной этап

Деловая игра

20 минут

 

 Обучающимся зачитывается задача:

Семья (мама, папа, сын-11 лет, дочь – 13 лет, бабушка, дедушка) готовятся к празднику. У дедушки день рождения – 30 декабря. Из семейного бюджета выделено -1800 рублей на проведение праздника.

Родители работают – годовой отчет. Разработку, расчеты на проведение праздника поручают детям. Необходимо составить список продуктов, а так же украшений, сопутствующих товаров к празднику. При этом за пределы  выделенной суммы  выходить нельзя.

Как сделать праздник интересным, «вкусным» и не убыточным??

Учащиеся делятся на группы, по 3 человека в каждой. Желательно, чтобы группы были смешанными: и девочки и мальчики.

На персональных компьютерах заготовка – электронные таблицы EXCEL с  набором продуктов, товаров с ценами необходимых для проведения праздника. (приложение 1)

Цель: Рассчитать набор продуктов, товаров необходимых для проведения праздника  с наибольшей экономической выгодой для семьи не выходя за выделенную сумму. Экономия при этом приветствуется!

Правила:

  1. Можно добавлять свои продукты, товары, но по реальным ценам.
  2. Формулы для расчета стоимости продуктов, товаров, вводятся самостоятельно.
  3. Формулы для расчета всей покупки и сэкономленных средств, тоже вводятся самостоятельно
  4. Можно заменять покупку каких либо продуктов, товаров на произведенные в домашних условиях (компоты, салаты зимние, открытки ит.д.)
  5. Сопутствующие товары для проведения праздника не должны превышать 300 рублей.
  6. Обосновать, доказать экономическую выгоду произведенных расчетов, не в ущерб праздничного настроения, и накрытого стола

5. Обобщение и закрепление материала

20 минут

 Выступления групп обучающихся - по 3 мин.

6. Подведение итогов

5 минут

Обсуждают проделанную работу, определяют пути экономии денежных средств, предлагают дополнительные источники доходов семьи.

7. Рефлексия

2 минуты

Оценивают эффективность занятия с помощью поля-оценки и цветных стикеров.

Приложение 1

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Интегрированный урок информатики и обществознания «Семейные расходы. Праздник» Авторы работы: Астафьева Елена Викторовна- учитель информатики Андреева Светлана Александровна – учитель истории и обществознания Булдова Александра ученица 10 класса МБОУ «Новомирская СОШ» Троицкого района Челябинской области Троицк, 2019

Слайд 2

Цель урока: Актуализировать знания о структуре семейного бюджета, учить посредством игры планировать расходы семьи. Задачи урока • Актуализировать знания детей о семейном бюджете. • Выявить основные источники формирования семейного бюджета. • Учить самостоятельно планировать расход бюджета семьи при проведении праздников. • Воспитывать детей бережно относиться к семейному бюджету. • Учить соотносить свои желания, потребности и возможности , ценить труд всех членов семьи.

Слайд 3

Планируемые результаты: Предметные – умело расходовать бюджетные средства семьи при планировании праздника, работать в электронных таблицах EXCEL . Личностные – проявлять познавательный интерес к новому материалу - бережно относиться к семейному бюджету, ценить труд всех членов семьи. Метапредметные – уметь в процессе деятельности контактировать с товарищами, вести диалог; - уметь планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Слайд 4

Этапы урока Продолжительность Действия учащихся при выполнении заданий или типы заданий для учащихся Организационный момент 1 минута Слушают вступительное слово учителя, настраиваются на работу. Мотивация учебной деятельности учащихся. 5 минут Просматривают предложенный видеоролик «Семейный бюджет» Актуализация ранее полученных знаний 7 минут Вопросы Актуализация знаний детей о семейном бюджете

Слайд 5

Деловая игра – 20 мин Обучающимся зачитывается задача: Семья (мама, папа, сын-11 лет, дочь – 13 лет, бабушка, дедушка) готовятся к празднику. У дедушки день рождения – 30 декабря. Из семейного бюджета выделено -1800 рублей на проведение праздника. Родители работают – годовой отчет. Разработку, расчеты на проведение праздника поручают детям. Необходимо составить список продуктов, а так же украшений, сопутствующих товаров к празднику. При этом за пределы выделенной суммы выходить нельзя. Как сделать праздник интересным, «вкусным» и не убыточным?? Цель: Рассчитать набор продуктов, товаров необходимых для проведения праздника с наибольшей экономической выгодой для семьи не выходя за выделенную сумму. Экономия при этом приветствуется!

Слайд 6

Основной этап Деловая игра 20 минут Обучающимся зачитывается задача: Семья (мама, папа, сын-11 лет, дочь – 13 лет, бабушка, дедушка) готовиться к празднику. У дедушки день рождения – 30 декабря. Из семейного бюджета выделено -1800 рублей на проведение праздника. Родители работают – годовой отчет. Разработку, расчеты на проведение праздника поручают детям. Необходимо составить список продуктов, а так же украшений, сопутствующих товаров к празднику. При этом за пределы выделенной суммы выходить нельзя. Как сделать праздник интересным, «вкусным» и не убыточным?? Правила игры: Можно добавлять свои продукты, товары, но по реальным ценам. Формулы для расчета стоимости продуктов, товаров, вводятся самостоятельно. Формулы для расчета всей покупки и сэкономленных средств, тоже вводятся самостоятельно Можно заменять покупку каких либо продуктов, товаров на произведенные в домашних условиях (компоты, салаты зимние, открытки ит.д.) Сопутствующие товары для проведения праздника не должны превышать 300 рублей. Обосновать, доказать экономическую выгоду произведенных расчетов, не в ущерб праздничного настроения, и накрытого стола

Слайд 7

Заготовка

Слайд 11

5.Обобщение и закрепление материала 20 минут Выступления групп обучающихся - по 3 мин. 6. Подведение итогов 5 минут Обсуждают проделанную работу, определяют пути экономии денежных средств, предлагают дополнительные источники доходов семьи. 7. Рефлексия 2 минуты Оценивают эффективность занятия с помощью поля-оценки и цветных стикеров . Ссылка на электронные таблицы

Слайд 12

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока информатики в 11 классе "Вставка гиперссылок для управления презентацией PowerPoint"

Ресурс к уроку информатики в 11 классе по теме "Вставка гиперссылок для управления презентацией PowerPoint" представляет комплект методических материалов: 1. План урока. 2. Презентация, сопровождающ...

Методическая разработка урока информатики в 5 классе "Компьютерная помощница - мышь"

Методическая разработка урока информатики по УМК Макаровой Н.В. "Информатика. Учебник 5-6. Начальный курс", изд "Питер", 2007 представляет собой комплект, в состав которого входят:1. план урока;2. пре...

Методическая разработка урока информатики в 9 классе "Моделирование составных документов в среде текстового редактора MS Word"

Материал к уроку информатики в 9 классе по теме "Моделирование составных документов в среде текстового редактора MS Word" состоит из подробного конспекта урока, презентации, выполненной в среде MS Pow...

Методическая разработка открытого урока "Доходы и расходы"

Простейший способ не нуждаться в деньгах –не получать больше, чем нужно,а проживать меньше, чем можно”В.О. Ключевский...

Методическая разработка урока информатики и ИКТ к учебнику "Информатика и ИКТ. 8 класс"/ Семакин И.Г. и др. "Предмет информатики. Техника безопасности в компьютерном классе"

Методическая разработка урока информатики и ИКТ к учебнику "Информатика и ИКТ. 8 класс"/ Семакин И.Г.  и др.  "Предмет информатики. Техника безопасности в компьютерном классе"  включает...

Методическая разработка по информатике «Учебный исполнитель Робот на уроках информатики»

В данной методической разработке описано преподавание темы "Исполнитель Робот" для учащихся 6 класса...

Методическая разработка по информатике и ИКТ. Тема "Организация процесса самообразования через методы проблемного обучения на уроках информатики"

Начало моей педагогической деятельности совпало с появлением в школьном расписании учебного предмета информатика. Занятия велись только в 10 -11 классах. Изучалось только алгоритмизация и программиров...