Методическая разработка открытого урока "Доходы и расходы"
методическая разработка по экономике по теме

Свистунова Анастасия Сергеевна

Простейший способ не нуждаться в деньгах –
не получать больше, чем нужно,
а проживать меньше, чем можно”
В.О. Ключевский
 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка открытого занятия «Доходы и расходы»

Цели:

  1. Образовательные:

- Определить возможные ресурсы на основе моделирования проектной деятельности студентов;

- Научить студентов рационально использовать свои доходы и расходы и уметь преумножать свои сбережения

  1. Развивающие:

- продолжить работу по выработке умений самостоятельно применять знания в различных жизненных ситуациях;

- развить навыки коммуникативных явлений

  1. Воспитательные:

- продолжить воспитание у студентов доброжелательности, уважения к мнению других, чувства ценности семьи и рационального планирования семейного бюджете

Задачи:

- при помощи игровых ситуаций расширить и углубить представления студентов о доходах и расходах бюджета, об операциях планирования и учета личного бюджета;

- развить у студентов навыки работы в группах, обучить принятию коллективных решений в процессе обсуждения проблемы;

- разобраться в потребностях предполагаемой семьи, определить виды расходов и доходов;

- научиться преумножать собственные средства, рассмотреть источники формирования доходов семьи

Методы:

- проблемный, исследовательский

Вид занятия: урок деловая игра

Тип занятия: Урок применения знаний и умений

Средства обучения:

- раздаточный материал (игровые ситуации, анализы доходов и расходов, тарифные сетки);

- мультимедийная презентация

Простейший способ не нуждаться в деньгах –
не получать больше, чем нужно,
а проживать меньше, чем можно”
В.О. Ключевский.

Ход занятия:

  1. Организационный этап: 5минут

- Приветствие

- Проверка отсутствующих

- Сообщение темы и цели урока

       2. Подготовительный этап: 15 минут

  1. Разделить группу на 3 команды (семьи);
  2. Познакомить с темой, проблемой, конечным продуктом проекта;
  3. Подготовить эксперта – экономиста, который заполняет экспертный лист (приложение 3);
  4. Распределить игроков по ролям;
  5. Коллективный анализ предложенных ситуаций (приложение 4)
  6. Заполнение бланков анализа (приложение 2)

Экономика это особая страна, которая живет по определенным законом и нормам.

Перед тем как приобрести что-либо, мы должны сделать две вещи. Во-первых, заработать деньги, чтобы купить нужные товары. Во-вторых, решить, как потратить заработанные деньги.

3. Туры:

  1. Продовольственная корзина
  2. Коммунальные услуги
  3. Здоровье
  4. Образование
  5. Бизнес- проект
  6. Банк
  7. Премия
  8. Подведение итогов

Сколько люди тратят ежегодно, зависит в основном от того, сколько они зарабатывают. Еще в XIX в. прусский статистик Эрнест Энгель показал, что существует прямая связь между тем, что мы покупаем и нашими доходами

Задания:

Тур 1. Продовольственная корзина 7-10 минут (приложение1)

- Выбрать  набор продуктов на месяц из предложенного перечня продуктов потребительской корзины

- Произвести соответствующие расчеты

- Обоснуйте ответ. Сделать запись в расходах (приложение 2)

Тур 2. Коммунальные услуги 5 минут (приложение1)

- Выберите наиболее приемлемый для вашей семьи вариант проживания с учетом коммунальных услуг

- Произвести соответствующие расчеты

- Обоснуйте ответ. Сделать запись в расходах (приложение 2)

Тур 3 Здоровье 5 минут (приложение1)

Не всегда в жизни получается так, как нам хочется, иногда здоровье наших близких требует особого внимания и затрат.

- Командам предлагается ситуация (можно применить метод «жребия»), для решения которой требуется понести соответствующие расходы (приложение 2)

- Сделав выбор, в расходной статье производится запись соответствующих расходов

Тур 4  Образование 5 минут (приложение1)

- Выберите наиболее приемлемый для вашей семьи вариант

- Произвести соответствующие расчеты

- Обоснуйте ответ. Сделать запись в расходах (приложение 2)

Тур 5 Бизнес-проект 15 минут (приложение1)

Семьи должны выбрать из предложенных вариантов (кафе, продуктовый магазин, парикмахерская, интернет-кафе, сетевой маркетинг) какой бизнес-проект является перспективным в современных условиях. Обосновать свой выбор.

Тур 6. Банк 10 минут (приложение1)

В ходе успешного представления у вас появились деньги или назовем их сбережения

Сбережения – это часть денежных доходов населения, которую люди откладывают для будущих покупок, удовлетворения будущих потребностей; представляют разницу между располагаемым доходом и потребительскими расходами.

Именно с помощью систематического откладывания денег люди могут позволить себе приобретать крупные приобретения.

На что следует обращать внимание, когда выбираешь место для помещения сбережений?

Надежность. Конечно, вы можете спрятать свои сбережения под матрацем или в ящики стола, но я бы этого делать не советовала. Сберегательные банки и другие финансовые учреждения, напротив, предохранят сбережения от пожаров, воров и других неприятностей. Т. е. являются более надежным капиталовложением.

Ссудный процент. Одной из главных причин, которая побуждает людей накапливать деньги, является стремлением получить на них процент.

Сложный и простой процент.

Предположим, что Первый Национальный банк выплачивает по своим сберегательным счетам 8% годовых, исчисляя сложные проценты каждый квартал. Второй национальный банк также выплачивает 8%, но производит перерасчет процентов только раз в год. К концу года величина тысячерублевого вклада в Первый Национальный банк будет составлять 1082 руб. 43 коп. , в то время как такая же сумма, положенная во Второй Национальный банк, составит 1080 руб. Норма прибыли в обоих одинакова, но по причине более частого начисления процента в Перовом Национальном банке доход его вкладчика будет на 2 рубля 43 копейки больше.

Ликвидность позволяет измерить, насколько легко вы можете обратить свои сбережения в наличные деньги. Чем легче снять деньги со счет, тем больше ликвидность

Задание для тура «БАНК»

- Сделать выбор из предложенных вариантов наиболее рациональный и приемлемый для вас

- Произвести соответствующие расчеты.

- Обосновать свой выбор. Сделать запись в анализе. (приложение 2)

Предлагаемый выбор:

Название организации

Условия (%)

1

Сбербанк РФ (рублевый вклад)

вклад на  один год в Сбербанк РФ под 12% годовых, начисляя сложный процент каждые полгода.

2

Сбербанк РФ (валютный вклад)

валютный вклад сроком на один год под 10% годовых,     первоначальный взнос не менее 50$.                                                          

                             USD ЦБ

 = 30,7199

3

Собственный бизнес «AVON»

купить в компании «AVON» крем для рук за 200 руб. и перепродать крем по 210 руб.

4

Компания «Альянс»

акции компании «АЛЬЯНС» стоимостью 500 рублей. Компания  «АЛЬЯНС» обещает ежеквартально 3% дохода на каждую акцию.

5

Хранить деньги дома

Доход -0%;  Риск -0%

6

Банк «МП»

Вклад под 200% годовых

После заполнения бланков договоров банкир расшифровывает аббревиатуру «МП» – «Мыльный Пузырь» который «лопается» вместе с вкладами.

Тур 7.Премия 7 минут (приложение1)

В этом туре команды могут дополнительно получить единовременное премирование ответив на вопросы, каждый полный правильный ответ 10 % премии. (приложение 2)

Подведение итогов.7минут

 Студенты суммируют все данные и определяют тип семейного бюджета. Анализируют полученный результат, делают вывод о возможности или невозможности путешествия.

Рефлексия: 5 минут

Эксперт-экономист премирует семьи.

 «Свободный микрофон» – что я узнал на уроке.



Предварительный просмотр:

Рабочий материал

По дисциплине «экономика отрасли»

Для проведения открытого урока по теме:                      "Доходы и расходы"                                                       Создание проблемной ситуации на уроках экономики

Приложение 1


Задание для 1 тура «Потребительская корзина»

Цены и затраты на продукты питания исходя из «потребительской корзины»

Наименование

Примечание

Цена руб./кг.

Минимальная норма* (кг.) на 1 человека

Минимальные затраты** (руб./мес.)

крупа

гречка

55,00

0,583

32,10

Мука пшеничная

«Макфа», высший сорт, 2кг

47,00

1,708

40,14

Рис

Весовой, краснодарский

28,50

0,417

11,88

Хлеб пшеничный

Бурятхлебпром, 1 кг

23,00

7,925

182,28

Хлеб ржаной

Украинский, 0,5 кг

17,00

2,917

99,18

Макаронные изделия

Макароны «Щебекинские», любые рожки, завитушки и т.д.

25,50

0,417

10,63

Картофель

местный, молодой

32,00

7,925

253,60

Капуста свежая или квашенная

местная

28,00

2,917

81,68

Огурцы и помидоры (свежие и соленые)

Помидоры

110,00

0,25

27,50

Огурцы

85,00

21,25

Столовые корнеплоды

Лук репчатый

27,00

2,500

67,50

Фрукты свежие

Виноград «Кардинал»

115,00

1,917

220,46

Сахар

развесной

44,50

1,750

77,88

Конфеты

«Коровка»

140,00

0,083

11,62

Печенье

Овсяное

75,00

0,083

6,23

Говядина

вырезка

200,00

1,250

250,00

Свинина

вырезка

210,00

0,458

96,18

Мясо птицы

Курица

95,00

1,357

128,92

Рыба свежая

Карась

60,00

0,083

4,98

Молоко

«Простоквашино»*** жир.3,5%, пласт. бутылка.

40,00

7,917

316,68

Сметана

«Простоквашино», пакет 0,5л

43,00

0,167

14,36

Масло животное

«Крестьянское», пачка 0,2кг

24,00

0,208

24,96

Творог

«Простоквашино» жир. 2,5% 0,5кг

52,00

0,667

69,37

Сыр

Тельзитер

253,90

0,208

52,81

Яйца

Белореченское

40,00

16,667

66,67

Масло растительное

«Золотая семечка» 1л.

66,00

0,875

57,75

Соль

-

8,00

0,304

2,43

Итого за месяц:

2348,52

Мороженая рыба

Цена [руб/кг.]

Форель

360

Хек

120

Судак

200

Горбуша

130

Сайра

105

Рыба холодного копчения

Горбуша

220

Скумбрия

220

Теша сёмги

430

Цены на некоторые продукты питания

Колбаса «Молочная», Фабрика качества, 1кг

222,00

Сосиски «Кроха» , 1кг

203,50

Сосиски «Молчные», БМПК, 1кг

192,90

Окорок свиной, 1кг

180,00

Майонез «Провансаль», ведерко

70,00

Яблоки «Медовые», 1кг

58,00

Бананы, 1кг

45,00

Курица «Гриль» , 1кг

150,00

Сыр «Маасдам» , 1кг

258,90

Минеральная вода «Кука», 1,5л

20,00

Йогурт «Фруктовый» 0,5л

20,00

Лимон, 1кг

110,00

Сок «Любимый», яблоко 1л

36,00

Задание для 2 тура «Коммунальные услуги»

Вариант жилья

Размер коммунальных услуг

Дом в районном центре

Оплата услуг – 400 руб

Эл. энергия – 600руб.

Дрова – 6000руб. – 1 машина (на зиму требуется 2-3 машины)

Налог на землю – 300руб. в год

Телефон  1000руб

Стоимость проезда в автобусе -50 руб.

Маршрутное такси – 70 руб.

Коттедж в центре города

уголь – 20000руб – 10 т.

(на отопительный сезон требуется 20-30т.)

Налог на землю – 1000руб. в год

Телефон + интернет – 1194,5 руб.

Стоимость проезда в трамвае -10 руб.

Маршрутное такси – 12 руб.

Такси – 50-70 руб.

3-х комнатная квартира в центре

Коммунальные платежи – 4176,32 руб.

Эл. энергия – 453,6 руб.

Телефон + интернет – 1194,5 руб.

Домофон – 250 руб. за полугодие

Стоимость проезда в трамвае -10 руб.

Маршрутное такси – 12 руб.

Такси – 50-70 руб.

3-х комнатная на окраине

Коммунальные платежи – 3231,95 руб.

Эл. энергия - 470 руб.

Телефон + интернет – 1209,5 руб.

Домофон – 150 руб. в квартал

Стоимость проезда в автобусе -10 руб.

Маршрутное такси – 12 руб.

Такси – 150-170 руб.

2-х комнатная в центре

Коммунальные платежи – 2936,55 руб.

Эл. энергия - 370 руб.

Телефон + интернет – 1109,5 руб.

Домофон – 150 руб. в квартал

Стоимость проезда в трамвае -10 руб.

Маршрутное такси – 12 руб.

Такси – 50-70 руб.

2-х комнатная на окраине

Коммунальные платежи – 2731,95 руб.

Эл. энергия - 320 руб.

Телефон + интернет – 809,5 руб.

Домофон – 150 руб. в квартал

Стоимость проезда в автобусе -10 руб.

Маршрутное такси – 12 руб.

Такси – 150-170 руб.

4-х комнатная в спальном районе

Коммунальные платежи – 6211,95 руб.

Эл. энергия - 570 руб.

Телефон + интернет – 1209,5 руб.

Домофон – 150 руб. в кварта

Стоимость проезда в автобусе,

трамвае -10 руб.

Маршрутное такси – 12 руб.

Такси – 70-120 руб.

Частный дом в черте города

Оплата услуг – 400 руб

Эл. энергия – 800руб.

Дрова – 6000руб. – 1 машина (на зиму требуется 2-3 машины)

Налог на землю – 800руб. в год

Телефон + интернет – 1209,5 руб.

Стоимость проезда в трамвае -10 руб.

Маршрутное такси – 12 руб.

Такси – 50-70 руб

Задание для 3 тура «Здоровье»

Заболела ваша бабушка(дедушка). Каковы ваши действия?

1. Не будете расходовать денежные средства, считая, что бабушка вылечится самостоятельно без медицинской помощи (но нет гарантии, что наступит полное выздоровление).
2. Положите в обычную больницу с лечением за 2000 руб. (вероятность выздоровления – 70 %).
3. Будете самостоятельно лечить бабушку дома недорогими препаратами общей стоимостью 500 руб. (вероятность выздоровления – 50 %)
4. Отправите бабушку за границу, но лечение обойдется в 30000 руб. (вероятность выздоровления – 100%).
Обоснуйте ответ. Сделайте запись в расходах.


Вашей маме врачи назначили срочное лечение. Что вы предпримете?

1. Не станете тратить деньги, выберете самолечение (но нет гарантии, что она вылечится).
2. Положите в обычную больницу, где стоимость лечения составит 2000 руб. (вероятность выздоровления – 70 %).
3. Выберете домашнее лечение недорогими препаратами с общей стоимостью 1500 руб. (вероятность выздоровления – 50%).
4. Отправите в санаторий, потратив на путевку 25000 руб. (выздоровление гарантированно).
Ответ обоснуйте. Сделайте запись в расходах.

Вашему ребенку требуется срочная операция. Каким будет ваше решение?

1. Согласитесь на операцию за границей и заплатите 75000 руб. (гарантия выздоровления – 100%, но вы сможете сделать эту операцию только через 3 месяца).
2. Сделаете операцию в России за 40000 руб. (гарантия выздоровления – 90%, операцию вы сможете сделать через два дня).
3. Обратитесь к местной знахарке и потратите на лечение 3000 руб. (гарантия выздоровления – 10%).

Ответ обоснуйте. Сделайте запись в расходах.

Задание для тура «Образование»

1. Приобретение школьной формы за 800 руб.
2. Покупка школьных принадлежностей за1000 руб.
3. Перевод ребенка в специализированный колледж за 500 руб. в месяц.

4.Приобретение формы, учебников на 3000 руб. и отправление ребенка в обычную школу
5. Определение ребенка в лицей с индивидуальным обучением (в стоимость обучения входит стоимость формы и обучения) за 6000 руб.
6. Определение ребенка в колледж при университете с возможным
бесплатным зачислением в этот ВУЗ за 21200 руб.

7.Получение образования  в обычном российском колледже за 20000 руб.
8. Получение образования  при Московском государственном институте международных отношений (МГИМО) с дальнейшим зачислением в этот ВУЗ за 100000 руб.
9. Обучение в колледже при Оксфордском университете с перспективой дальнейшего поступления в любой ВУЗ мира за 160000 руб.

10.Занятия с репетитором 2 раза в неделю (300руб.- 1 занятие)

11. Подготовка к ЕГЭ 3000руб.

Задание для тура «Бизнес- проект»

Семьи должны выбрать из предложенных вариантов:

  1. кафе,
  2. продуктовый магазин,
  3. парикмахерская,
  4. интернет-кафе,
  5. сетевой маркетинг

 какой бизнес-проект является перспективным в современных условиях.

Обосновать свой выбор.

Подготовить представление своего бизнес- проекта :

  • Почему был выбран именно этот проект?
  • Чем он будет отличаться от конкурентов?
  • Рекламный слоган проекта.

Задание для тура «БАНК»

- Сделать выбор из предложенных вариантов наиболее рациональный и приемлемый для вас

- Произвести соответствующие расчеты.

- Обосновать свой выбор. Сделать запись в анализе.

Предлагаемый выбор:

Название организации

Условия (%)

1

Сбербанк РФ (рублевый вклад)

вклад на  один год в Сбербанк РФ под 12% годовых. начисляя сложный процент каждые полгода.

2

Сбербанк РФ (валютный вклад)

валютный вклад сроком на один год под 10% годовых,     первоначальный взнос не менее 50$.                                                          

                             USD ЦБ

 = 30,7199

3

Собственный бизнес «AVON»

купить в компании «AVON» крем для рук за 200 руб. и перепродать крем по 210 руб.

4

Компания «Альянс»

акции компании «АЛЬЯНС» стоимостью 500 рублей. Компания  «АЛЬЯНС» обещает ежеквартально 3% дохода на каждую акцию.

5

Хранить деньги дома

Доход -0%;  Риск -0%

6

Банк «МП»

Вклад под 200% годовых

7

Твой  Банк

Бессрочный вклад 8% годовых начисляя сложный процент каждый месяц

Задание для тура 7 «Премия»

Перечислите элементы эксплуатационных расходов:

1.

2.

3.

4.

5.

Перечислите стимулирующие надбавки:

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

Перечислите компенсационные надбавки:

1.

2.

3.

4.

5.

Напишите формулу расчета фонда оплаты труда

Напишите формулу расчета месячного фонда рабочего времени

Напишите формулу расчета премии



Предварительный просмотр:

Доход

Сумма

в месяц

(руб)

Сумма

в год

(руб)

Расход

Сумма

в месяц

(руб)

Сумма

 в год

(руб)

Основные источники:

Постоянные расходы:

з\пл. папа

Коммунальные платежи

з\пл. мама

Электроэнергия

Пенсия

Телефон + Интернет

Стипендия

Проезд (автобус, маршрутное такси, такси)

Дополнительные источники:

Продукты

Кружки, секции

Премия

Детский сад

Банк

Переменные платежи:

Здоровье

Путешествие

Образование

Итого:

Итого:

Анализ доходов и расходов



Предварительный просмотр:

Экспертный лист

Название тура

Ворониных

Сорокиных

Орловых

1

Продовольственная корзина

2

Коммунальные услуги

3

Здоровье

4

Образование

5

Бизнес - проект

6

Банк

7

Премия

Итог

Оценивается по 5 бальной шкале

ДОХОД

Сумма, руб.

РАСХОД

Сумма, руб.

1

2

3

4

Основные источники:

Постоянные расходы:

заработная плата папы

 

оплата квартиры

 

заработная плата мамы

 

электроэнергия

 

пенсия бабушки

 

телефон

 

пособие на детей

 

продукты

 

стипендия старшего сына

 

налоги

 

Дополнительные источники:

Переменные расходы:

приусадебный участок

 

здоровье

 

ценные бумаги

 

образование

 

выигрыш в лотерею

 

банковский вклад

 

премия

 

 

предпринимательская деятельность

 

 

 

ИТОГО

ИТОГО



Предварительный просмотр:

История 1

Семья Ворониных:

Папа – работает на ВСЖД составителем 6 разряда;

Мама – работает в продуктовом магазине – з\пл 12000 руб.;

Дети: Старший сын - 19 лет учится в У-УИЖДТ на 3 курсе. Учится хорошо и получает стипендию в размере 1000 рублей в месяц

Младшая дочь - 6 лет ходит в детский сад-оплата 1000 рублей в месяц (в следующем году пойдет в первый класс), посещает воскресную школу по подготовке в 1 класс (цена 1 занятия 200 руб.)

Бабушка – пенсионерка (пенсия в размере 14000 руб.) в семейный бюджет отдает 40%;

История 2

Семья Сорокиных:

Папа – работает на ВСЖД инженером по охране труда (оклад 15000 руб.);

Мама – работает на ВСЖД билетным кассиром 5 разряда;

Дети: Старшая дочь – 15 лет учится в школе, занимается в школе танцев (750 руб. в месяц);

Младший сын – 4 года сидит дома с бабушкой.

Бабушка – пенсионерка (пенсия 11000 руб.) в семейный бюджет отдает 70 %;

История 3

Семья Орловых:

 Папа – работает на ВСЖД дежурным по станции разряд 9;

Мама – работает на ВСЖД агентом СФТО (оклад 15300 руб.);

Дети: Старшая дочь – 20 лет, учится в ИрГУПСе получает стипендию в размере 1200 руб.;

Младший сын – 10 лет учится в гимназии №14, занимается в секции плавания (500руб. в месяц), репетитор по английскому языку 2 раза в неделю(300 руб. за  занятие).

Дедушка – ветеран ВОВ (пенсия 21000 руб.) дедушке 85 лет, в семейный бюджет отдает 10000 руб.

ДОХОД

Сумма в месяц, руб.

Сумма в год, руб.

РАСХОД

Сумма в месяц, руб.

Сумма в год, руб.

1

2

3

4

5

6

Основные источники:

Постоянные расходы:

Заработная плата папы

Коммунальные платежи

Заработная плата мамы

Электроэнергия

Пенсия

Телефон

Степендия

Интернет

Продукты

Кружки, секции

Дополнительные источники:

Детский сад

Премия

Подарок

Выигрыш в лотерею

Переменные расходы:

Предпринимательская деятельность

Здоровье

Образование

Кредит

Путешествие


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА

Сохранение тембровой окраски мелодической линии на протяжении всего музыкального произведения...

Методическая разработка открытого урока по немецкому языку "Старый немецкий город"

Данная методическая разработка создана с целью приобщить учащихся к культуре страны изучаемого языка, расширить кругозор учащихся, научить детей рассказывать о городе, в частности, в умении назвать и ...

Методическая разработка открытого занятия

Содержание методической разработки     Пояснительная записка   Методическая карта занятия   Обеспечение занятия   Структура занятия   План занятия ...

Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия "День открытых дверей"

Сценарий Внеклассного мероприятия "День открытых дверей", фотографии...

Методическая разработка открытого урока по декоративно-прикладному искусству Открытый урок в 3-ем классе по теме « По мотивам, Дымковской игрушки»

Вданном конспекте урока описан процес лепки из глины.Декоративной куклы барыни.Дымковской игрушки....