Доклад на тему «Виды сочинений как форма постижения художественного текста по литературе»
презентация к уроку
Подготовка к сочинению- работа трудная и кропотливая. Перед учителем стоит задача- научить ребенка грамотно и полно излагать свои мысли. Для этого хочется напомнить, что литература, несмотря на свой учебный характер, является искусством. В методиках немало сказано о том, что уроки литературы должны носить творческий характер.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
npk_fgos_chadan.ppt | 156 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В словаре В. И. Даля: сочинение трактуется как «самое произведение, что сочинено», а сочинить –значит «изобрести, вымыслить, придумать, творить умственно, производить духом, силой воображения».
Требования к умениям и навыкам: -видеть художественный мир, создаваемый писателем в произведении; -воспринимать эмоции автора и его нравственную оценку описанных героев, явлений и событий; Что есть добро и зло, личность и общество, человек и нация, личность и природа, человек и нация, долг, выбор жизненной цели; -определять: Род литературы; жанр литературы; отличие мифа от сказки; типы речи; тропы; такие понятия, как юмор, сатира, фантастика; -анализировать динамические(повествовательные) речь, действие, поступки ; статистические (описательные); -видеть роль портрета, живописи, предметов.
Примеры игровых заданий для 5-6 классов: инсценирование литературной сказки о животных, составление киносценария по эпизоду произведения, словесные игры по аналогии с играми Кэрролла, выразительное чтение и иллюстрирование эпизодов, устное словесное рисование
Варианты творческой интерпретации текста: описание памятника литературному герою, реконструкция сцен, отсутствующих в произведении, рассказ литературного произведения от лица другого литературного героя , сочинение в жанре дневниковых записей, письма очевидца событий, заочная (или виртуальная) экскурсия в места, где происходят события произведений
Сочинения в жанре дневника или писем. 1) ученик должен хорошо знать текст: сюжет, причинно-следственные связи в произведении, понимать поступки героя, уметь их мотивировать; 2) от ученика требуется хорошее понимание психологии героя : ему необходимо вжиться в характер персонажа , понять его образ мыслей и суметь их передать , т. е. нужно овладеть стилем чужой речи (лексикой, особенностью построения предложений и т. д.)
«Один день из моей жизни» (от лица персонажа по повести «В дурном обществе» В. Г. Короленко». Серен-оол Айдан: «Я проснулся. Обычное утро. Мне сегодня опять приснилась мама. Она была такой ласковой. Во так каждый раз я вспоминаю маму и грущу. Я пытался подойти к Соне, поиграть с ней, но няня не давала мне с ней поиграть. Она посмотрела на меня с сердитым взглядом и ушла с Соней. Я люблю свою сестру. Я очень хотел поиграть с ней…»
Комбу Адыгжы: «Я проснулся у себя в комнате. Оделся и вышел из комнаты. Когда я вышел из своей комнаты, на меня с презрением посмотрела горничная, потому что я обычно так рано не просыпаюсь. Она пошла будить Соню. Я пошел в кухню и приготовил себе поесть. А потом я пошел в сад и набрал яблок для Валека и Маруси. Я пошел в город и убедился, что там люди пана Тыбурция. Так я прибежал к часовне. Там меня встречал Валек. Мы разговаривали и собирали для Маруси цветы. Я дал им яблоки, они им очень понравились. Так просидели мы до самого вечера. Теперь с нетерпением ожидаю завтрашнего дня , чтобы снова встретиться с Валеком и Марусей»
Ховалыг Алдын-кыс: «В последнее время очень быстро летело мое время. Я болела и мне было совсем плохо, но, когда Вася принес куклу, мне сразу же стало хорошо. Я смеялась, ходила со своей куклой по полю. …»
«Я прочитал/а сказ «Медной горы Хозяйка» Бажова». Монгуш Айлуна: «Недавно я прочитала сказ «Медной горы Хозяйка». Он мне очень понравился, потому что там говорилось о Хозяйке Медной горы, которая наказывает злых и жадных, но любит добрых и честных, которые любят свою работу , не потому что используют камни для денег, а потому что трудятся , чтобы сделать красивые вещи из камней…. … .Сказ очень интересный и трагичный. Я советую всем его прочитать. Как по мне, Степан не забыл Малахитницу, потому что он ее любил или она его околдовала. А вы как думаете?»
Ондар Дизенмаа: «Вчера на уроке мы прочитали сказ «Медной горы Хозяйка». … Больше всего мне понравилась Хозяйка. Она щедрая и хорошая. Иногда она становится злой и «огневистной» . Она помогает только хорошим людям. Несколько раз она помогала Степану. Она одаривала его подарками. В конце она дарит ему зернышки из своих слез и велит забыть его. Но в конце Степан погибает из-за зернышек. Он не продал их по какой-то причине. Это было испытание Степану…»
Ховалыг Алдын-кыс: «…Этот сказ очень трагичный, потому что Степан Петрович в конце умирает. Он не выполнил третье задание, что надо забыть Малахитницу и не продал камни из ее слез. Но Степан оставил ее слезы на память о Малахитнице. … Я думаю, в конце сказа большая ящерица была Хозяйка и она грустила , что Степан умер. Но она кажется не знала, что он умер из-за нее. Последнее испытание стоило жизни Степана. Это просто мое мнение».
Чактаржап Саин-Буян: «Вчера я прочитал сказ «Медной горы Хозяйка». В этом сказе были интересные герои, особенно мне понравилась Хозяйка. Она добрая, умная, справедливая и честная, у нее очень много преданных помощников-это ящерки. Она помогает людям честным, поэтому она полюбила Степана. Она хотела, чтобы он женился на ней. Степан очень хорошо поступил: он не повелся на богатство Малахитницы и не бросил Настю…»
Донгак Базыр-Сады,ученик 10 кл, призер республиканского конкурса стихов об Афганистане. Над Кызылом мгла. Тишина. А в душе моей пылает война. До сих пор в бреду опять иду я Под зноем раскаленного Афгана. Кровь. Песок. БТРы в агонии. Солнца белого диск. Вертолеты в безумии. Мы мальчишки. Нам хочется жить… Свисты пуль. Автоматы в отчаянии. Сердца стук. Теперь не важно Наступит завтра, иль утром Снова видеть неба синеву… Над Кызылом мгла. Тишина Вновь вскрывает раны Нестерпимо, больно, но странно… Пусть в душе моей пылает война. Мои друзья, однополчане, Остались вы в пыли Кабула. Со мною вы навеки. Это важно Для меня , для моих сыновей. Пусть нити не обрываются , Что связали нас судьбой одной. Это важно понять нам живым, это нужно.
Вывод: Произведение должно быть не только усвоено, но и освоено. Другими словами, Важно не только то, что понимает ученик во время изучения произведения , но и то, что он испытывает, включаются ли в процессе анализа его воображение и эмоции, а это во многом зависит от приемов работы, которые использует учитель.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему "Одаренные дети и формы работы с ними"
Раскрывается работа с одаренными детьми...
Доклад на тему:"Активные и интерактивные формы и методы обучения в формировании будущего специалиста"
Доклад в виде реферата...
Доклад на тему:" Виды работ над логическим ударением"
Благодаря многолетнему опыту работы, накоплен интересный практический материал, которым пришло время делиться....
Доклад по теме самообразования "Методика работы с иноязычным текстом"
В реферате обобщены и перечислены виды работы с иноязычным текстом....
Доклад на тему "Дифференциация обучения как форма организации образовательного процесса".
Доклад на ГМО учителей русского языка и литературы "Дифференциация обучения как форма организации образовательного процесса"....
Синтетические виды искусства. Особые формы поэзии в русской литературе конца XX – начала XXI века. Урок литературы, 11 класс (профильная группа)
Учитель: Солдатова Светлана Сергеевна,Первая квалификационная категорияЦели:1. Рассмотреть слияние разных видов искусства;2. Познакомиться с особыми фор...
Доклад на тему: «Виды и формы учебно-воспитательно-коррекционной деятельности на занятиях ритмикой с обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья и нарушения эмоционально-личностного развития».
Сложности формирования эмоционально-личностных и социально-адаптивных процессов, затрудняющих социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья, определяют необходимость психолого-педагогическ...