Доклад на тему:" Виды работ над логическим ударением"
статья по теме

Благодаря многолетнему опыту работы, накоплен интересный практический материал, которым пришло время делиться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vidy_rabot_nad_logicheskim_udareniem.odt27.09 КБ

Предварительный просмотр:

                 

                                  Виды работ над логическим ударением.           

              Очень важным элементом в работе над речью слабо слышащего ребенка, является работа над логическим ударением. Работа над ритмически-интонационной  структурой речи, является одним из звеньев работы над логическим  ударением. Ритмически-интонационная структура речи состоит из мелодики, фразового ударения, паузы и синтагмы.

              Данные вопросы освещены в литературе Ф.Ф.Рау и К.А.Волковой  только в аспекте

школ для глухих детей.

              В своей работе над логическим ударением у слабо слышащих учащихся мы отталкиваемся от выработки у детей паузы.

              Пауза-это более или менее длительный перерыв звучания речи. Пауза помогает выделить из речи такие ее смысловые единицы как фразы. Пауза наряду с фразовым ударением  содействует выделение во фразе синтагмы, определяет границы между ними. В зависимости от этого места меняется смысл фразы.

               Она писать / долго не могла.

               Она писать долго/ не могла.

               Пауза, является наиболее доступным  элементом , для слабо слышащих детей , из всех разделов ритмически-интонационной структурой речи.  Именно поэтому, работа над логическим ударением начинается с наиболее легкого, с выработкой  и правильной постановкой паузы.

                Мелодика речи ,доступна только детям  с большими остатками слуха. Работа над фразовым ударением, для детей с недостатками слуха ,представляет значительно большие трудности, чем пауза, тем более, что фразовое ударение, опирается на словесное, которое у детей с недостатками слуха часто страдает.

               У детей наблюдается пословное членение фразы. Причины этого следующие:

  1. пословное членение речи самим учителем.
  2. Нередко наблюдается в школе неумеренная фиксация внимания учащихся на слове как единицы речи в ущерб работе над предложением.
  3. Пословное членение речи подкрепляется разделением слов на интервалы в книгах или при письме.

                 

                   Другой вид неправильного членения речи  выражается в том что, усвоив установку на слитное произнесение слов в предложении,   учащиеся стремятся  произнесение за один прием, любого предложение,  независимо от количества составляющих слов. Будучи не  в состоянии  произнести длинное предложение на одном выдохе, учащийся делает паузу для вдоха не сообразуясь со смыслом, а иногда,  разрывая на части даже слово.

                   Работу над логическим ударением ,  необходимо  продолжать после того, как будет выработано умение  делать паузы.

                  Работа начинается с подражания речи учителю. Ученик на стационарной аппаратуре слушает произнесение гласных звуков с разным логическим ударением и подражает речи учителя. После этого переходим на слоговые упражнения, используя таблицы, где проставлено  ударение.

                         ТАтатата                          

                          татАтата

                          тататАта

                          татататА

                Затем ,постепенно, переходим к выработке логического ударения во фразе из двух слов; затем постепенно фраза усложняется и удлиняется.

                При выработке логического ударения используются вопросы и ответы:

                КУДА пошли дети?

                Дети пошли в МУЗЕЙ.

              Затем переходим к работе с текстом. Здесь используется остаточный слух ученика.

        Учитель читает текст за экраном, а ученик должен подчеркнуть слово, на которое падает логическое ударение. После этого ученик сам читает текст, так как он подчеркнул. Учитель исправляет в случае надобности.

              На следующем этапе, переходим к стихотворениям, выученным наизусть. И здесь по слуху отрабатываем правильное логическое ударение

               Работа над логическим ударением продолжается на протяжении всего обучения. Это длительный  процесс требующий систематичности и постоянного контроля учителя, так как у детей с недостатками  слуха отсутствует самоконтроль.

           

                       

             Список литературы:

  1. Дефектологический словарь 1974 год
  2. Волкова К.А. Произношение 1981 год
  3. Журнал Дефектология №3 от 1984 года
  4. Назарова Л.П. «Методика слуховой работы в школе слабослышаших»

Москва Просвещение 1981 год

  1. Ожегов Словарь русского языка
  2. Рау Ф.Ф. «Использование и развитие слухового восприятия у глухих учащихся»

АН ЛСФСЛ 1904 год

  1. Язовицкий «Выразительное чтение как средство эстетического воспитания»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок РРС и ФП на тему: "Паралимпийские игры". Компьютер в школе. Звуки Ч-Т,ТЬ. Логическое ударение.,

Урок на тему «Паралимпийские игры»  включает в себя работу над речевым материалом урока, работу над произношением и дифференциацией звуков.          Учащи...

Упражнения для работы над логическим ударением 7 класс

В ПРЕДЛОЖЕНИИ ГЛАВНЫЕ ПО МЫСЛИ СЛОВА (СЛОВА, НА КОТОРЫЕ ПАДАЕТ ЛОГИЧЕСКОЕ УДАРЕНИЕ) ПРОИЗНОСЯТСЯ ГРОМЧЕ, ЧЕМ ОСТАЛЬНЫЕ. 1. Попроси учителя прочитать предложения в микрофон. Обрати внимание на то,...

Упражнения для работы над логическим ударением 8 класс

1. Вспомни, как произносятся слова, на которые падает логическое ударение. Прочитай вопросы. Ответь на них. Выделяй голосом слова, на которые падает логическое ударение....

Доклад на тему "Виды дифференциации и способы её реализации в учебном процессе"

Среди проблем, над которыми работают педагогические коллективы школ, ведущее место занимают дифференциация индивидуализация и гуманизация обучения. Важность и социальная обусловленность проблематики о...

Доклад на тему :Виды уравнений и способы их решения

Доклад по математике на тему:«Виды уравнений и способы их решения»ВВЕДЕНИЕМатематическое образование, получаемое в общеобразовательной школе,является важнейшим компонентом общего образован...

Доклад на тему «Виды сочинений как форма постижения художественного текста по литературе»

Подготовка к сочинению- работа трудная и кропотливая. Перед учителем стоит задача- научить ребенка грамотно и полно излагать свои мысли. Для этого хочется напомнить, что литература, несмотря на свой у...

Доклад на тему: «Виды и формы учебно-воспитательно-коррекционной деятельности на занятиях ритмикой с обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья и нарушения эмоционально-личностного развития».

Сложности формирования эмоционально-личностных и социально-адаптивных процессов, затрудняющих социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья, определяют необходимость психолого-педагогическ...