Доклад на тему:" Виды работ над логическим ударением"
статья по теме
Благодаря многолетнему опыту работы, накоплен интересный практический материал, которым пришло время делиться.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vidy_rabot_nad_logicheskim_udareniem.odt | 27.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Виды работ над логическим ударением.
Очень важным элементом в работе над речью слабо слышащего ребенка, является работа над логическим ударением. Работа над ритмически-интонационной структурой речи, является одним из звеньев работы над логическим ударением. Ритмически-интонационная структура речи состоит из мелодики, фразового ударения, паузы и синтагмы.
Данные вопросы освещены в литературе Ф.Ф.Рау и К.А.Волковой только в аспекте
школ для глухих детей.
В своей работе над логическим ударением у слабо слышащих учащихся мы отталкиваемся от выработки у детей паузы.
Пауза-это более или менее длительный перерыв звучания речи. Пауза помогает выделить из речи такие ее смысловые единицы как фразы. Пауза наряду с фразовым ударением содействует выделение во фразе синтагмы, определяет границы между ними. В зависимости от этого места меняется смысл фразы.
Она писать / долго не могла.
Она писать долго/ не могла.
Пауза, является наиболее доступным элементом , для слабо слышащих детей , из всех разделов ритмически-интонационной структурой речи. Именно поэтому, работа над логическим ударением начинается с наиболее легкого, с выработкой и правильной постановкой паузы.
Мелодика речи ,доступна только детям с большими остатками слуха. Работа над фразовым ударением, для детей с недостатками слуха ,представляет значительно большие трудности, чем пауза, тем более, что фразовое ударение, опирается на словесное, которое у детей с недостатками слуха часто страдает.
У детей наблюдается пословное членение фразы. Причины этого следующие:
- пословное членение речи самим учителем.
- Нередко наблюдается в школе неумеренная фиксация внимания учащихся на слове как единицы речи в ущерб работе над предложением.
- Пословное членение речи подкрепляется разделением слов на интервалы в книгах или при письме.
Другой вид неправильного членения речи выражается в том что, усвоив установку на слитное произнесение слов в предложении, учащиеся стремятся произнесение за один прием, любого предложение, независимо от количества составляющих слов. Будучи не в состоянии произнести длинное предложение на одном выдохе, учащийся делает паузу для вдоха не сообразуясь со смыслом, а иногда, разрывая на части даже слово.
Работу над логическим ударением , необходимо продолжать после того, как будет выработано умение делать паузы.
Работа начинается с подражания речи учителю. Ученик на стационарной аппаратуре слушает произнесение гласных звуков с разным логическим ударением и подражает речи учителя. После этого переходим на слоговые упражнения, используя таблицы, где проставлено ударение.
ТАтатата
татАтата
тататАта
татататА
Затем ,постепенно, переходим к выработке логического ударения во фразе из двух слов; затем постепенно фраза усложняется и удлиняется.
При выработке логического ударения используются вопросы и ответы:
КУДА пошли дети?
Дети пошли в МУЗЕЙ.
Затем переходим к работе с текстом. Здесь используется остаточный слух ученика.
Учитель читает текст за экраном, а ученик должен подчеркнуть слово, на которое падает логическое ударение. После этого ученик сам читает текст, так как он подчеркнул. Учитель исправляет в случае надобности.
На следующем этапе, переходим к стихотворениям, выученным наизусть. И здесь по слуху отрабатываем правильное логическое ударение
Работа над логическим ударением продолжается на протяжении всего обучения. Это длительный процесс требующий систематичности и постоянного контроля учителя, так как у детей с недостатками слуха отсутствует самоконтроль.
Список литературы:
- Дефектологический словарь 1974 год
- Волкова К.А. Произношение 1981 год
- Журнал Дефектология №3 от 1984 года
- Назарова Л.П. «Методика слуховой работы в школе слабослышаших»
Москва Просвещение 1981 год
- Ожегов Словарь русского языка
- Рау Ф.Ф. «Использование и развитие слухового восприятия у глухих учащихся»
АН ЛСФСЛ 1904 год
- Язовицкий «Выразительное чтение как средство эстетического воспитания»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок РРС и ФП на тему: "Паралимпийские игры". Компьютер в школе. Звуки Ч-Т,ТЬ. Логическое ударение.,
Урок на тему «Паралимпийские игры» включает в себя работу над речевым материалом урока, работу над произношением и дифференциацией звуков. Учащи...
Упражнения для работы над логическим ударением 7 класс
В ПРЕДЛОЖЕНИИ ГЛАВНЫЕ ПО МЫСЛИ СЛОВА (СЛОВА, НА КОТОРЫЕ ПАДАЕТ ЛОГИЧЕСКОЕ УДАРЕНИЕ) ПРОИЗНОСЯТСЯ ГРОМЧЕ, ЧЕМ ОСТАЛЬНЫЕ. 1. Попроси учителя прочитать предложения в микрофон. Обрати внимание на то,...
Упражнения для работы над логическим ударением 8 класс
1. Вспомни, как произносятся слова, на которые падает логическое ударение. Прочитай вопросы. Ответь на них. Выделяй голосом слова, на которые падает логическое ударение....
Доклад на тему "Виды дифференциации и способы её реализации в учебном процессе"
Среди проблем, над которыми работают педагогические коллективы школ, ведущее место занимают дифференциация индивидуализация и гуманизация обучения. Важность и социальная обусловленность проблематики о...
Доклад на тему :Виды уравнений и способы их решения
Доклад по математике на тему:«Виды уравнений и способы их решения»ВВЕДЕНИЕМатематическое образование, получаемое в общеобразовательной школе,является важнейшим компонентом общего образован...
Доклад на тему «Виды сочинений как форма постижения художественного текста по литературе»
Подготовка к сочинению- работа трудная и кропотливая. Перед учителем стоит задача- научить ребенка грамотно и полно излагать свои мысли. Для этого хочется напомнить, что литература, несмотря на свой у...
Доклад на тему: «Виды и формы учебно-воспитательно-коррекционной деятельности на занятиях ритмикой с обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья и нарушения эмоционально-личностного развития».
Сложности формирования эмоционально-личностных и социально-адаптивных процессов, затрудняющих социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья, определяют необходимость психолого-педагогическ...