Синтетические виды искусства. Особые формы поэзии в русской литературе конца XX – начала XXI века. Урок литературы, 11 класс (профильная группа)
опыты и эксперименты по литературе (11 класс) на тему
Учитель: Солдатова Светлана Сергеевна,
Первая квалификационная категория
Цели:
1. Рассмотреть слияние разных видов искусства;
2. Познакомиться с особыми формами современной поэзии;
Задачи:
1. Показать специфику рок-поэзии;
2. Проанализировать поэтические тексты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
к материалу прилагается презентация и аудиоматериалы | 19.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Синтетические виды искусства.
Особые формы поэзии в русской литературе конца
XX – начала XXI века.
Урок литературы, 11 класс (профильная группа)
Учитель: Солдатова Светлана Сергеевна,
Первая квалификационная категория
Цели:
- Рассмотреть слияние разных видов искусства;
- Познакомиться с особыми формами современной поэзии;
Задачи:
- Показать специфику рок-поэзии;
- Проанализировать поэтические тексты.
Ход урока.
- Введение.
Постановка проблемного вопроса и формулировка темы урока: Всегда ли художественное произведение остается только на бумаге? Достаточно ли автору только текста для выражения своей мысли?
- Литература как вид творчества существует отдельно о других видов искусства? (нет)
- Основная функция литературы? (реакция на окружающую действительность);
- Какой род литературы самый эмоциональный? (лирика).
- Основные формы и главные мотивы в поэзии: от классиков до современников.
- О чем чаще всего пишут поэты? (любовь, дружба, поэзия, природа, смысл жизни и т. д.);
- Как называется мотив лирики, где автор размышляет о вечных вопросах? (философская лирика);
Философская лирика – это…
- Какие типы взаимоотношений героя с обществом вы знаете? (герой в романтизме, герой в реализме).
- Анализ текста «Серебро» БИ 2.
Обратите внимание на текст №1.
- Что вы можете сказать о лирическом герое данного стихотворения? (одинокий, потерянный, беспокойный…)
- К чему он стремится? Чего он добился? (достиг мечты и не знает, что делать дальше);
- Вспомните, есть ли в литературе такие произведения, где дается ответ на вопрос: что происходит после достижения цели, и всегда ли герой достигает намеченных целей без изменений?
- Данное стихотворение раскрывает именно эту тему: Герой исполнил свою мечту, а что дальше? Удовлетворен ли он этим?
- Вы можете предположить, кому принадлежат эти строки?
Данное произведение принадлежит популярной современной рок-группе БИ 2. Что вы о ней знаете? (прослушивание песни)
- Есть ли разница в восприятии, когда мы читали и слушали одно и то же произведение? Если да, то в чем? (мелодичность, звучание, звукопись)
Современная рок-поэзия многими учеными выделяется в отдельный вид литературного творчества. (Свиридов Станислав Витальевич, кандидат филологических наук, доцент кафедры славяно-русской филологии). Это яркий пример того, как поэзия соединяется с музыкой, демонстрируя уникальный случай синтеза разных видов искусства.
- Какое настроение мы наблюдаем у лирического героя? Где оно проявляется наиболее ярко: с музыкой или без?
- Достаточно ли просто увидеть текст произведения?
- Анализ текста «Вот так» Алиса.
Для того, чтобы более точно ответить на предыдущий вопрос, давайте обратимся к тексту №2
- О чем он? (о борьбе двух начал);
- Где происходит действие? (нереальный, потусторонний мир);
- На каком художественном приеме основывается весь текст? (аллегория);
- Что олицетворяют собой Лед и Пламя? (борьба добра и зла в душе человека);
- Какую функцию выполняет Ветер? (символ разума);
- К какому литературному направлению может принадлежать это стихотворение? (романтизм, символизм)
Данное произведение принадлежит рок-группе Алиса «Вот так» (прослушивание).
- Изменилось ли ощущение о произведении? Где эмоции более яркие?
- Можно ли читать текст отдельно от музыки?
- Рефлексия.
На основе всего рассмотренного сегодня давайте постараемся ответить на вопросы, которые мы обозначили в самом начале занятия.
- что такое синтетические виды искусства? (гармоничное слияние, где результат нельзя делить на части);
- существует ли на современном этапе литература отдельно от других видов искусства? (нет, доказательство тому – живопись, кино, музыка и т. д.);
- можно ли считать современную рок-поэзию проявлением философской мысли конца XX – начала XXI века? Это классика или еще нет? (считать можно, но говорить о классике пока рано)
- Итоги.
- Какие моменты урока вам показались наиболее яркими?
- Есть ли вопросы, которые требуют дополнительного рассмотрения?
- Домашнее задание:
- Повторить: «Основные фольклорные мотивы», «Мифологема»;
- проанализировать языковые и звуковые средства художественной выразительности стихотворения М.Ю. Лермонтова «Ангел» («По небу полуночи ангел летел…»).
Приложение
Текст №1
«Я не вернусь…»
Так говорил когда-то,
И туман глотал мои слова,
И превращал их в воду.
Я всё отдам за продолжение пути,
Оставлю позади
Свою беспечную свободу
Hе потерять бы в серебре
Её одну
Заветную...
Hе по себе
От этой тихой и чужой зимы,
С которой я на ты.
Hам не стерпеть друг друга.
И до войны
Мне не добраться никогда.
Моя безумная звезда
Ведет меня по кругу.
А в облаках
Застыл луны неверный свет,
И в нем перемешались города, и я
Зову её несмело.
Текст №2
Нам ли под надзором век коротать?
Наше дело путать следы.
Ветром в чистом поле петь да гулять,
Да звенеть лучами звезды.
Лёд да туман, вьюга-метель да снег,
По городам ветер ушел в побег.
На моих глазах спорили огонь да лёд,
Кто кому судья и кто кому прервёт полёт,
А над этим всем ветер поднимал свой флаг,
Выше всех вершин! Вот так!
Нам ли греть потехой муть кабаков,
Нам ли холить сытую спесь?
Наше дело - воля острых углов,
Мы, вообще, такие, какие есть.
Дым да пожар, пепел, огонь да чад,
По городам ветер ведёт отряд.
На моих глазах спорили огонь да лёд,
Кто кому судья и кто кому прервёт полёт.
А над этим всем ветер поднимал свой флаг,
Выше всех вершин! Вот так!
Лёд да туман, вьюга-метель да снег,
По городам ветер ушел в побег.
Дым да пожар, пепел, огонь да чад,
По городам ветер ведёт отряд.
На моих глазах спорили огонь да лёд,
Кто кому судья и кто кому прервёт полёт,
А над этим всем, ветер поднимал свой флаг,
Выше всех вершин! Вот так!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
К уроку литературы "Сатира начала 20 века" (11 класс)
Обзорный урок литературы в 11 классе "Сатира в начале 20 века". История журнала "Сатирикон", основные сведения об А.Аверченко, С.Черном, Тэффи...
Лирический род литературы.Русская лирика 19-начала 20 века
Лирический род литературы...
Драматический род литературы.Русская драма 19-начала 20 века
Драматический род литературы...
ТЕМА ПОЭТА И ПОЭЗИИ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ХХ ВЕКА (урок литературы по «сквозной теме» в 11 классе)
Среди множества традиционных сквозных тем одна из ключевых - тема поэта и поэзии. В школьной практике...
Английская литература XIX – начало XX века
Данный курс предназначен для групп с углубленным изучением английского языка и планирует углубить и расширить базовый курс английского языка. В основу курса положены...
Презентация. Русская поэзия 19 века. Урок литературы в 8 классе.
Мультимедийный урок литературы в 8 классе. Русская поэзия 19 века....
Презентация - Литература России начала 20 века. История. 9 класс.
В этой презентации содержится информация о трех великих писателях России начала 20 века....