Доклад на тему: «Виды и формы учебно-воспитательно-коррекционной деятельности на занятиях ритмикой с обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья и нарушения эмоционально-личностного развития».
материал
Сложности формирования эмоционально-личностных и социально-адаптивных процессов, затрудняющих социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья, определяют необходимость психолого-педагогического обучения и воспитания с использованием эффективных арттехнологий. Современная специальная педагогика и психология в значительной степени ориентированы на использование в коррекционной работе искусства как важного средства в воспитании гармоничной личности ребенка с ОВЗ, его культурного развития.
Ритмика является одним из предметов, входящих в систему музыкального воспитания. В основе ритмики лежит изучение тех элементов музыкальной выразительности, которые наиболее естественно и логично могут быть отражены в движении. Важная задача - научить детей двигаться в характере музыки, передавая её темповые, динамические, метроритмические особенности. Точной, выразительной передачей посредством движений характера музыки достигается воплощение образного содержания музыкального произведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_mo.doc | 63.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное казенное общеобразовательное учреждение «Общеобразовательная школа-интернат для слепых и слабовидящих обучающихся» г. Троицка
Доклад на тему:
«Виды и формы учебно-воспитательно-коррекционной деятельности на занятиях ритмикой с обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья и нарушения эмоционально-личностного развития».
Подготовила: Стасенко Д.С. учитель-дефектолог |
2024г.
Сложности формирования эмоционально-личностных и социально-адаптивных процессов, затрудняющих социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья, определяют необходимость психолого-педагогического обучения и воспитания с использованием эффективных арттехнологий. Современная специальная педагогика и психология в значительной степени ориентированы на использование в коррекционной работе искусства как важного средства в воспитании гармоничной личности ребенка с ОВЗ, его культурного развития.
Ритмика является одним из предметов, входящих в систему музыкального воспитания. В основе ритмики лежит изучение тех элементов музыкальной выразительности, которые наиболее естественно и логично могут быть отражены в движении. Важная задача - научить детей двигаться в характере музыки, передавая её темповые, динамические, метроритмические особенности. Точной, выразительной передачей посредством движений характера музыки достигается воплощение образного содержания музыкального произведения.
Преподавание ритмики в нашей школе обусловлено необходимостью осуществления коррекции недостатков психического и физического развития детей с особыми образовательными потребностями здоровья средствами музыкально-ритмической деятельности.
«Коррекционная ритмика» (КР) – это специальное комплексное занятие, на котором средствами музыки и специальных двигательных и психокоррекционных упражнений происходит коррекция и развитие высших психических функций, улучшаются качественные характеристики движения, развиваются личностные качества, саморегуляция и произвольность движений и поведения.
С давних пор музыка используется как лечебный фактор. Музыкально – ритмические занятия помогают вовлекать, активизировать и пробуждать интерес к деятельности вообще, активизируют мышление. Музыкальные игры снимают психоэмоциональное напряжение, воспитывают навыки группового поведения, т.е. социализируют ребенка. Организация движений с помощью музыкального ритма развивает у детей внимание, память, внутреннюю собранность, способствует формированию целенаправленной деятельности, эмоциональному саморегулированию. Многие исследователи (С.М. Миловский, И.В. Евтушенко, Е.А. Медведева, Е.М. Мастюкова и др.) в своих работах показали, что музыкально – ритмические уроки имеют большое значение для детей с ОВЗ. Это связано с тем, что характерные для них особенности нервно психического склада, эмоционально - волевая и личностная незрелость, своеобразие деятельности и поведения, особенности двигательной и психической сферы хорошо поддаются коррекции специфическими средствами воздействия на ребёнка, свойственными ритмике. (Например: 2-4г кл.)
Коррекционный курс ритмика является одной из своеобразных форм активной терапии, средством специально подобранных методов и методик, направленных на преодоление недостатков психомоторной, двигательной, познавательной и эмоционально – личностной сферы детей с ограниченными возможностями, средствами музыкально – ритмической деятельности и психоразвивающих упражнений, построенных на сочетании движений, музыки и слова. Основными её целями являются профилактика, коррекция имеющихся отклонений в развитии ребёнка и развитии способностей детей.
На занятиях ритмики, можно выделить четыре основных направления работы с детьми: оздоровительное, образовательное, воспитательное и коррекционно-развивающее. Занятия ритмикой способствуют укреплению у детей мышечного корсета, формированию правильного дыхания, развитию моторных функций, выработки правильной осанки, походки, грации движений, что способствует оздоровлению всего детского организма в целом, и достигается через: создание условий для комфортного самочувствия на занятиях; предъявление заданий, адекватных возможностям ребенка; активное использование физ. минуток, динамических пауз для здоровье сбережения и через создание ситуации успеха, отдавая предпочтения стимулирующим приемам воздействия, как главным приемам формирования положительной направленности личности; рациональную смену и чередования видов деятельности в связи с быстрой истощаемостью учащихся, поочередное включение разных анализаторов в учебный процесс. На занятиях воспитывается способность восприятия музыкальных образов и умение выразительно двигаться в соответствии с заданным или придуманным образом. Это способствует развитию творческих способностей детей с ограниченными возможностями. Занятие ритмикой, способствуют общему развитию детей с ОВЗ, исправлению недостатков общей и речевой моторики, эмоциональной, волевой сферы, физического развития, эстетического и личностного развития.
На занятиях ритмики, уделяется внимание и коррекции моторики, которая состоит в преодолении недостатков физического статуса. К таким недостаткам относятся общая ослабленность организма, сниженный иммунетет: индекс здоровья у «проблемных» детей, как правило ниже по сравнению со здоровыми сверстниками.
Развитие музыкально-ритмических способностей осуществляется в процессе совершенствования слуха и умения согласовывать свои движения с музыкой. Необходимо возможно раньше начать развивать эти умения в доступной форме: ритмических упражнениях, музыкальных играх, танцах, хороводах. Через танец воспитываются нравственные качества: дети становятся более вежливыми, начинают относиться тактичнее к окружающим, находят общие интересы с товарищами, чувствуют себя частью коллектива. Между мальчиками и девочками складываются дружеские отношения. Культура поведения растёт не только во время занятий, но и в обычной жизни. Во время исполнения или просмотра танцевального номера у детей вызываются яркие положительные эмоции, они учатся чувствовать характер и сопереживать, проявлять свое отношение, отличать хорошее от плохого и делать выводы. В нашей школе на занятиях ритмикой большое внимание уделяется упражнениям на координацию движений, ориентирование в пространстве и развитию общей и мелкой моторики, так как они физически развивают и оздоравливают детей.
Чтобы двигаться в соответствии с характером музыки, надо иметь определенный запас движений. Их «заимствуют» из физических упражнений, сюжетной драматизации, танца.
В методике обучения ритмике и пению много общего. Во-первых, применяются сходные методы: наглядно-слуховой (выразительное исполнение музыки педагогом), наглядно-зрительный, двигательный (показ игр, плясок, отдельных их элементов), словесный (образный рассказ руководителя о новой игре, танце, пояснения в ходе выполнения движений, напоминания об их приемах и т.д.), упражнения (многократные повторения, варьирование знакомого материала). Во-вторых, в пении и ритмике применяются последовательное разучивание репертуара с учетом сложности произведения, возрастных и индивидуальных возможностей каждого ребенка. Однако есть и отличия, которые свойственны только этому виду музыкальной деятельности. Музыкальные произведения требуют полного целостного восприятия. Они ярки по характеру, но невелики по объему и всегда связаны с движением, определенным действием, иногда со словами. Поэтому, обучая детей, выбираются такие приемы, которые помогут ребенку почувствовать богатство «языка музыки» и передать его в движениях. Предлагаются детям творческие задания различной сложности в зависимости от их возраста, индивидуальных интересов и способностей. Например, послушав «Песенку Красной Шапочки», можно с детьми придумывать, как показать крокодила, обезьяну, попугая, используя танцевальные движения. Другой пример, учитель исполняет танец «Стирка», но не говорит название танца. Он предлагает детям угадать, что изображал и как можно назвать танец? И предлагает самим придумать движения для танца при этом, помогая, наводящими вопросами, что изображаем «стирку», «полоскание», «отжимание», «встряхивание», «развешивание белья» и т.д. Задания на самостоятельный выбор движений, соответствующих характеру мелодии, развивают у ребенка активность и воображение, координацию и выразительность движений.
Как уже указывалось, для учащихся с особыми образовательными потребностями здоровья характерны различные нарушения, как познавательных процессов, так и сенсорного и моторного развития. Таким образом, на занятиях актуально применять разработки новых, наиболее оптимальных форм и методов обучения и воспитания детей с ОВЗ с целью всестороннего коррекционного развития. (Например, ритмопластика, психогимнастика, импровизация, коммуникативные танцы и т.д.)
Педагог в процессе наблюдений определяет уровень индивидуального развития своих воспитанников и на этом основании подбирает специальный, индивидуально-ориентированный материал (танцы, упражнения, игры) с тем, чтобы раскрыть способности каждого ребенка, «высветить» наилучшим образом его умения и скрыть недостатки. Этот специально подобранный (или придуманный вместе с ребенком) репертуар разучивается с подгруппами или индивидуально. При этом ставится задача подведения детей к выразительному, самостоятельному исполнению композиции.
Необходимо помнить, что есть правила, общие для работы с детьми разного возраста в коррекционной школе. Занятия строятся таким образом, чтобы активные движения чередовались с ходьбой или упражнениями, успокаивающими дыхание. Дети не перегружаются бегом или подскоками, так как это может привести к чрезмерным психоэмоциональным и сердечным перегрузкам.
В конце урока обязательно проводятся релаксационные упражнения, способствующие снятию мышечного и эмоционального напряжения в конце урока, для чего используется такая «музыка» для релаксации, как пение птиц, журчание ручья, шум моря и т. д.
Пример упражнений на релаксации
«Звуки природы» -3 мин.
Используемая музыка: пение птиц, журчание ручья, шум моря и т.д.
Инструкция: Лягте на спину, руки за голову, закройте глаза и слушайте мой голос.
Прислушайтесь к звукам и наслаждайтесь запахами вокруг вас: пахнет земля, ветер доносит запах сосен. Вы слышите пение птиц, шорохи трав. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Приятное ощущение свежести и бодрости охватывает все тело: лоб, лицо, спину, живот, руки и ноги. Вы чувствуете, как тело становится легким, сильным и послушным. Дышится легко и свободно. Настроение становится бодрым и жизнерадостным, хочется встать и двигаться. Открываем глаза.
Вы полны сил и энергии. Постарайтесь сохранить эти ощущения на весь день.
Знания и умения полученные на занятиях ритмики дети применяют на школьных мероприятиях. Музыкально-ритмические движения на празднике - один из элементов выражения эмоциональной настроенности, веселья, патриотических проявлений, лиричности, силы, здорового духа (например, на спортивно-музыкальных праздниках (флэш-мобы). Озорные, зажигательные, хороводные и другие музыкально ритмические движения делают праздник выразительным и привлекательно задорным.
Итак, работе над музыкально-ритмическими движениями придаётся особое значение, так как детям с нарушением, например, опорно-двигательной системы, осанки, координации двигательного аппарата это просто необходимо: танцуя, они преодолевают свои недуги, учатся ритмично двигаться, владеть своим корпусом, конечностями, затем с удовольствием исполняют танцы разного характера, проявляя в плясках лёгкость, свободу, непосредственность, «характерность». В танцевально-ритмических движениях происходит наибольшее сближение детей с музыкой, ведь в них есть всё: и ритм, и мелодия, и темп, и импровизация, и аранжировка, для появления желания и стремления согласовывать свои движения с музыкой. В процессе занятий уходят негативные эмоции, тревога, а взамен – хорошее настроение и повышение жизненного тонуса. Детям нравится выступать на праздниках в соответствующих костюмах, а костюмы помогают ярче и выразительнее передать соответствующие образы танца.
Хотелось бы подчеркнуть, что для детей наглядные методы и формы, постоянная активизация зрительной памяти, имеют преимущества перед словесными методами. Только благодаря этому достигается чёткость, синхронность, ритмичность, выразительность, образность, стройность при исполнении танцевальных миниатюр, в том числе на праздничных выступлениях.
В заключении хочется отметить, что занятие ритмикой развивают не только физические способности ребёнка, но и его нравственные качества, учит быть культурнее, расширяет кругозор, обладает большой силой эмоционального воздействия и поэтому является незаменимым средством целостного формирования ребёнка как личности. У детей появляется стремление учиться, саморазвиваться, формируются такие личностные качества как трудолюбие, целеустремленность, настойчивость, стремление к прекрасному. Дети – холерики учатся лучше контролировать себя, флегматики – стараются работать в темпе класса, меланхолики становятся более жизнерадостными. Детям, которые занимаются танцами, намного легче побороть стеснительность и нерешительность, им становится гораздо проще находить общий язык со сверстниками. Детей сближает музыка и неповторимая атмосфера танцевального класса. Совершенствуются социальные и коммуникативные навыки ребенка, он учится продуктивно работать в команде, у него развивается ощущение доверия к товарищам и педагогам, культивируется чувство уверенности в себе и появляется способность выражать эмоции не только вербально, но и через танец.
Список литературы
- Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании / Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комисарова, Т.А. Добровольская. М.: Академия, 2001
- Беседина Людмила Георгиевна педагог музыки, ритмики, МХК
КОУ Омской области «Нововаршавская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»
- Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / Под ред. В.В.Воронковой – М., 1994
- Власенко О.П. Музыкально-эстетическое воспитание в коррекционных классах. – Волгоград, 2007
- Евтушенко И.В. Организация музыкального воспитания в системе учебно-воспитательных занятий в школе-интернате для умственно отсталых детей-сирот // Дефектология. - М., 2003.
- Касицина М.А., Бородина И.Г. Коррекционная ритмика. – М., 2007
- Кононова Н.Г. Коррекция нарушенных функций у детей с церебральным параличом средствами музыки. – М., 2008
- Соболев А.С. Музыкальное воспитание во вспомогательной школе. – М., 1968.
- Франио Г. Роль ритмики в эстетическом воспитании детей: уч. пособ. для детей дошкольного и мдладшего школьного возратса. – М. 1989
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экскурсия в Астраханский Планетарий с обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья.
В планетарии можно узнать много интересного об Астраханском крае, новейших достижениях в области освоения космоса, физики, химии, биологии, географии. Гордостью планетария является выставк...
Рабочая программа по коррекции системного недоразвития речи для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями)
Нарушения речи в у детей с нарушениями интеллекта встречаются гораздо чаще, чем у нормально развивающихся детей и характеризуются стойкостью и сохраняются даже в старших классах. Расстройства речи у д...
«Особенности организации работы учителя – логопеда во внеурочное время с обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья»
laquo;Особенности организации работы учителя – логопеда во внеурочное времяс обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья»...
Разнообразие форм проведения словарной работы на уроках русского языка для детей с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальные нарушения).
Знакомство с различными спгособами проведения словарной работы на уроках русского языка...
Методические рекомендации по организации практических занятий по эколого – биологическому направлению с обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья
Методические рекомендации предназначены для организации практических и самостоятельных работ студентов с ограниченными возможностями здоровья. В них предложены активные методы и приёмы обучения:1.Испо...
Анализ имеющегося опыта применения компьютерных коррекционно – развивающих логопедических программ и игр на логопедических занятиях для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (тяжелыми нарушениями речи)
Всем известно, как в наш компьютерный век сложно увлечь детей, а использование интерактивных средств помогает создать у них положительную мотивацию. Такими возможностями обладают компьютерные коррекци...
Статья "Профессиональная подготовка обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями) в условиях образовательной организации"
Получение профессионального образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями) является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации в ...