Рабочая программа курса "Индивидуальный проект"
проект

Станкевич Татьяна Леонидовна

Рабочая программа курса "Индивидуальный проект" рассчитана на обучающихся 10-11 кл для работы по подготовке к защите индивидуальных проектов по окончании средней школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл РП "Индивидуальный проект"101.78 КБ

Предварительный просмотр:

Программа элективного курса   «Индивидуальный проект» МАОУ СОШ №1  

Муниципальное автономное  общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1» города Когалыма

(МАОУ СОШ №1)

Рассмотрено на заседании

Согласовано:

ШМО учителей иностранных языков

Протокол №1    от 02.09.2021

Руководитель  ШМО

Заместитель директора  ________ Э.А. Арсланова

_________Баева М.Г.

Дата 04.09.2021

Дата  04.09.2021

Программа курса

 «Индивидуальный проект»

для учащихся 10-11 классов

(модифицированная)

https://cdn2.vectorstock.com/i/1000x1000/91/11/cartoon-girl-carrying-books-vector-1649111.jpg

Автор-составитель программы:

Учитель английского языка высшей     квалификационной категории МАОУ СОШ №1                                                  

Станкевич Татьяна Леонидовна

Когалым, 2021г.

Содержание

Пояснительная записка

3

Основные формы и методы изучения курса

5

Требования к уровню подготовки учащихся

6

Содержание изучаемого курса

7

Учебно-тематический план

9

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса

13

        

        

Пояснительная записка

Программа разработана на основе авторской программы М.В. Половковой (Сборник примерных рабочих программ. Элективные курсы для профильной школы. Учебное пособие для общеобразовательных организаций Москва: «Просвещение», 2018).

        Индивидуальный проект - это особая форма организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект).

        Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках определённых учебных предметов, сочетая в себе познавательную, практическую, учебно-исследовательскую, художественно-творческую деятельности.

        Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение двух лет. В завершении он должен быть представлен и защищён перед школьной общественностью.

        Индивидуальный проект, несомненно, предполагает творческое начало, но при этом должен иметь и социальное значение.

        Цель курса: разработка, реализация и презентация обучающимися результатов исследования индивидуального проекта.

        Задачи курса:

  • реализация требований ФГОС к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы;
  • формирование у обучающихся опыта проектной и учебно-исследовательской деятельности;
  • повышение эффективности освоения обучающимися основной образовательной программы предметных дисциплин.

        Общая характеристика курса. Содержание программы курса «Индивидуальный проект» ориентировано на процессах исследования и проектирования  (это, как известно, одно из требований ФГОС). При этом курс предполагает и практические задания, которые направлены на приобретение опыта исследовательской и проектной деятельности.

        Тематически программа построена таким образом, чтобы дать представление о самых важных этапах исследования и проектирования. С помощью данного курса обучающиеся должны научиться понимать и активно использовать приобретённый опыт в своих проектах и исследованиях.

        Предлагаемый курс рассчитан на 70 часов освоения. Он состоит из нескольких модулей, каждый из которых является необходимым элементом   общей структуры курса. Модули чередуют теоретическое и практическое содержание. Также есть модули, которые ориентируются на самостоятельную поисковую, проектную, деятельность. Важно, чтобы обучающиеся получили возможность сгенерировать свою идею, проработать её, представив одноклассникам и заинтересованным лицам. Далее, получив и устранив конструктивные критические замечания,  они смогут  защитить  свою  работу.

        Часы, отведённые на самостоятельную работу над проектом и исследованием, можно также изменять с учётом индивидуальных способностей обучающихся. При этом Интернет – не должен быть единственным источником получения информации. Следует нацеливать обучающихся пользоваться и научно-популярными изданиями, посещать библиотеку. Для этого также должны выделяться часы.

        Коммуникативная составляющая проекта важна. Учителю (тьютору) необходимо грамотно организовывать процесс коммуникации. Он должен чётко объяснять обучающимся, что будет предметом того или иного сообщения; распределять функции каждого участника проекта; выбирать эффективный формат работы.

        Реализуя проект, учитель должен уделять внимание и экспертной деятельности. Для старшеклассников, занимающихся проектами и исследованиями, важно, чтобы их работа могла бы быть проанализирована с разных точек зрения. Также необходимы публичные выступления в формате защиты, во время которых реализуются значимые метапредметные и личностные результаты обучения.

        В качестве экспертов могут выступать учителя, выпускники школы, другие заинтересованные лица.

        Программа курса является метапредметной, так как  помогает осваивать понятия и формы деятельности, которые стоят над стандартными способами работы ученика. К таким понятиям и формам деятельности относятся постановка проблем, перевод проблем в задачи, схематизация и использование знаков и символов, организация рефлексии.

        Несмотря на то, что программа курса называется «Индивидуальный проект», важная часть его отводится занятиям в групповой форме.

Основная идея курса: приобретение опыта научной практики.

        

          Основные формы и методы изучения курса

        На занятиях курса обучающиеся занимаются различными видами познавательной деятельности: не только воспринимают теоретические знания о работе над проектом (репродуктивная деятельность), но и применяют их на практике, учатся творчески мыслить и решать практические задачи (продуктивная деятельность).

        Методы обучения реализуются в следующих формах работы: рассказ учителя, беседа, дискуссия, анализ и комментирование материала.

Обучающиеся работают в группах, парами и индивидуально. При этом используются приемы сравнения, постановки вопросов, составления схем, преобразования информации и т. д.

        Наряду с традиционными педагогическими технологиями используются информационно-компьютерные технологии. Они повышают интерес к изучаемым предметам, активизируют познавательную деятельность участников курса, развивают их творческий потенциал.

        Программа ориентирована на активную работу учащихся с привлечением знаний из различных научных областей.

        Формами  контроля  служить отчёты по работам, самостоятельные творческие работы, тесты, итоговые учебно-исследовательские проекты.  

Итоговое занятие проходит в виде научно-практической конференции или круглого стола, где заслушиваются доклады учащихся по выбранной теме исследования.Они могут быть представлены в форме реферата или отчёта по исследовательской работе.

        

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате прохождения  курса  будут достигнуты следующие результаты:

Личностные

Участники курса будут:

  • формировать мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики;
  • уделять внимание основам саморазвития и самовоспитания;
  • проявлять способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
  • развивать навыки сотрудничества со сверстниками, взрослыми в учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
  • осознанно относиться к выбору будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов.        Метапредметные

        Участники курса должны:

  • самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы, выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
  • общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других, эффективно разрешать конфликты;
  • владетьпроявлять готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач;
  • использовать продуктивно средства информационных и коммуникационных технологий в решении поставленных задач;
  • владеть языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
  • использовать навыки познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов.

Предметные

Участники курса научатся:

  • давать  определения  понятиям:  проблема,  позиция,  проект,  проектирование, исследование, риски проекта, гипотеза, предмет и объект исследования, метод исследования;
  • объяснятьэтапы работы над проектом;
  • самостоятельно применять приобретённые знания в проектной деятельности;
  • владеть методами поиска, анализа и использования научной информации;
  • публично излагать результаты проектной работы.

        Содержание курса

        Модуль 1. Культура исследования и проектирования (11 часов)

        Знакомство с особенностями проектной и исследовательской деятельности, анализ уже реализованных проектов.

        Что  такое  проект?  Основные  понятия,  применяемые  в области проектирования.Социальные, экономические, волонтёрские, организационные, смешанные проекты.

        Анализирование проекта. Самостоятельная работа обучающихся (индивидуально и в группах) на основе найденного материала из открытых источников и содержания школьных предметов, изученных ранее (русский язык, литература, история и др.).

        Выдвижение идеи проекта. Процесс проектирования и его отличие от других профессиональных занятий.

Социальное проектирование как возможность улучшить социальную сферу  и  закрепить  определённую  систему  ценностей  в  сознании учащихся.

Волонтёрские проекты и сообщества. Виды волонтёрских проектов: социокультурные, информационно-консультативные,  экологические.

Анализ  проекта  сверстника.  Знакомство  и  обсуждение  примера социального проекта, разработанного и реализованного старшеклассниками нашей школы.

Обсуждение возможностей IT-технологий  для  решения  практических  задач  в  разных  сферах  деятельности человека.

Исследование как элемент проекта и как тип деятельности. Основные элементы и понятия, применяемые в исследовательской деятельности:  исследование,  цель,  задача,  объект,  предмет,  метод  исследования.

Модуль 2. Самоопределение (8 часов)

Самостоятельная работа обучающихся с ключевыми элементами проекта.

Проекты и технологии: выбор сферы деятельности.

«Рисуем» элементы образа будущего: что мы хотим изменить своим проектом.

Формируем отношение к проблемам.

Первичное самоопределение. Обоснование актуальности темы для проекта/исследования.

Модуль 3. Замысел проекта (10 часов)

Понятия «проблема» и «позиция» в работе над проектом.

Выдвижение и формулировка цели проекта.

Целеполагание, постановка задач и прогнозирование результатов проекта.

Роль акции в реализации проектов.

Ресурсы проекта.

Поиск недостающей информации, её обработка и анализ.

Модуль 4. Условия реализации проекта (6 часов)

Анализ необходимых условий реализации проектов и знакомство с понятиями разных предметных дисциплин.

Планирование действий. Освоение понятий:  планирование, прогнозирование, спонсор, инвестор, благотворитель.

Команда проекта, эффективность вклада каждого участника. Особенности работы команды над проектом, роли и функции в проекте.

Модуль 5. Трудности реализации проекта (10 часов)

Переход от замысла к реализации проекта.

Возможные риски проектов, способы их предвидения и преодоления.

Практическое занятие по анализу проектного замысла.

Модуль 6. Предварительная защита и экспертная оценка проектных  и исследовательских работ (7 часов)

Позиция эксперта.

Предварительная защита проекта. Оценка проекта сверстниками. Модуль 7. Дополнительные возможности улучшения проекта (14 часов)

Опросы как эффективный инструмент проектирования. Освоение понятий: анкета, социологический опрос, интернет-опрос, выборка респондентов.

Возможности социальных сетей. Сетевые формы проектов.

Алгоритм создания и использования видеоролика для продвижения проекта.

Оформление и предъявление результатов проектной и исследовательской деятельности.

Модуль 8. Презентация и защита индивидуального проекта (4 часа)

Итоговая презентация, публичная защита индивидуальных проектов/ исследований старшеклассников, рекомендации к её подготовке и проведению.

Учебно-тематический план

Курс рассчитан на два года и предполагает 70 часов (1 в неделю). Итоговое занятие проходит в форме научно-практической конференции. Предлагаемое планирование является примерным: учитель может корректировать содержание  уроков  и  распределение  часов   на   изучение   материала   в   соответствии с уровнем подготовки обучающихся и сферой их интересов.

Тема

Основное содержание

Количество часов

70

10 класс

Модуль 1. Культура исследования и проектирования (11 ч)

Что такое проект и почему реализация проекта это интересно

Понятие проекта. Происхождение понятия. Цели проектов. Проекты, оказавшие влияние на жизнь большей части человечества.

1

Учимся анализировать проекты

Замысел проекта. Реализация проекта. Основные признаки проекта. Сложности понимания и осуществления проектных идей

1

Выдвижение

проектной идеи как формирование образа будущего

Конечный результат проекта. Логика работы. Отличие проектирования от занятий искусством, математикой и других профессиональных  занятий.  

1

Анализ известного проекта (на выбор)

Обсуждение содержания проекта. Его плюсы и минусы.

2

Социальное

проектирование: как сделать лучше общество, в котором мы живём

Отличие проекта от дела. Социальное проектирование. Старт социального проекта. Отношения, ценности и нормы в социальном проекте.

1

Волонтёрские

проекты

Личная ответственность  за  происходящее вокруг нас.

1

Анализируем

проект сверстников: социальный проект(на выбор)

Проблема. Цель проекта. Задачи проекта. План реализации проекта. Результаты проекта

1

Анализируем

проекты сверстников: возможности

IT- технологий для

междисциплинарных проектов

Компьютерное

моделирование,

программное обеспечение.

1

Исследование как элемент проекта и как тип деятельности

Цель и результат исследования.

Гипотеза и метод исследования.

2

Модуль 2. Самоопределение (8 ч)

Проекты и

технологии: выбираем сферы деятельности

Определяем приоритетные сферы деятельности

2

«Рисуем» элементы образа будущего: что мы хотим изменить своим проектом

Позитивный образ будущего для себя и для других.

1

Формируем

отношение

к проблемам

Проблемы практические, научные.Комплексные проблемы.

2

Знакомимся с проектными движениями

Президентский форум «Месторождение талантов», программы «Шаг в будущее», «Билет в будущее»

1

Первичное

самоопределение. Обоснование актуальности темы для проекта

Варианты самоопределения при

выборе темы: актуальность, желание осуществить изменения, стремление обеспечить развитие, получение

новых знаний и др.

2

Модуль 3. Замысел проекта (10 ч)

Понятия «проблема» и «позиция» при осуществлении

проектирования

Проблемная ситуация.

1

Формулирование

целипроекта

Цели и ценности проекта. Личное отношение к ситуации.

1

Целеполагание и

постановка задач. Прогнозирование результатов проекта

Перевод проблемы и цели в задачи.

2

Роль акции в

реализации проекта

Понятие и сущность акции. Отличие акции от проекта.

1

Ресурсыпроекта

Ресурс для реализации проекта. Средства достижения цели проекта. Участникипроекта.

1

Поиск недостающей информации, её

обработка и анализ

Объективность информации. Экспертное знание. Выявление расхождения мнений.

4

Модуль 4. Условия реализации проекта (6 ч)

Планирование

действий - шаг за

шагом по пути

к реализации проекта

Понятие планирования. Основная функция планирования. Инструменты планирования. Контрольные точки планируемых работ

4

Команда проекта.

Работа с разными позициями.

Команда проекта

2

11 класс

Модуль 5. Трудности реализации проекта (10 ч)

Переход от замысла к реализации проекта

Переосмысление замысла. Несовпадение замысла и его реализации

2

Риски проекта

Возможные риски проекта.

2

Практическое

занятие.

Проблема. Цель проекта.

Задачи проекта. План реализации проекта. Результаты проекта. Средства реализации проекта. Вариативность средств.

6

Модуль 6. Предварительная защита и экспертная оценка проектных и исследовательских работ (7 ч)

Позицияэксперта

Экспертная позиция. Экспертное мнение и суждение. Разные  подходы  к проблематике проектов.

2

Подготовка презентации

1

Предварительная защита

Актуальность темы исследования. Масштаб постановки цели. Методики исследования. Ход проведения

исследования. Обзор научной литературы. Достоверность выводов.

4

Модуль 7. Дополнительные возможности улучшения проекта (14 ч)

От идеи к продукту

Использование технологий для решения проблем

3

Опросы как

эффективный инструмент проектирования

Социологический опрос как метод исследования. Использование опроса при проектировании и реализации проекта. Интернет-опросы.

3

Возможности

социальных сетей.

Возможности сетей для поиска

единомышленников и продвижения проектов.

3

Использование видео- ролика в

продвижении проекта

Создание видеоролика как средство продвижения проекта.

2

Оформление и предъявление

результатов проектной и исследовательской деятельности

Выстраивание структуры текста для защиты. Основные пункты и тезисы выступления. Наглядность, ёмкость, информативностьвыступления

3

Модуль 8. Подготовка презентации и защиты индивидуального проекта (4 ч)

        

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса

Оснащение процесса обучения обеспечивается библиотечным фондом, печатными пособиями, а также информационно-коммуникативными средствами, экранно-звуковыми пособиями, техническими средствами обучения.

Список литературы

1. Алексеев Н. Г. Проектирование и рефлексивное мышление /

Н. Г. Алексеев // Развитие личности. — 2002. — № 2. — С. 92—115.

2. Боголюбов Л. Н. Обществознание. Школьный словарь. 10—11 классы/

Л. Н. Боголюбов, Ю. И. Аверьянов, Н. Ю. Басик и др.; под ред.

Л. Н. Боголюбова, Ю. И. Аверьянова. — М.: Просвещение, 2017.

3. Громыко Ю. В. Проектирование и программирование развития обра-

зования / Ю. В. Громыко. — М.: Московская академия развития об-

разования, 1996.

4. Интеграция детей с ограниченными возможностями в образователь-

ный процесс. Начальная школа / авт.-сост. Л. В. Годовникова,

И. В. Возняк. — Волгоград: Учитель, 2011.

5. Лазарев В. С. Проектная деятельность в школе / В. С. Лазарев. —

Сургут: РИО СурГПУ, 2014.

6. Леонтович А. В. Исследовательская и проектная работа школьников.

5—11 классы / А. В. Леонтович, А. С. Саввичев; под ред. А. В. Леон-

товича. — М.: ВАКО, 2014.

7. Перельман Я. И. Весёлые задачи. Две сотни головоломок / Я. И. Пе-

рельман. — М.: Аванта+, 2013.

8. Староверова М. С. Инклюзивное образование. Настольная книга пе-

дагога, работающего с детьми с ОВЗ / М. С. Староверова, Е. В. Кова-

лев, А. В. Захарова и др.; под ред. М. С. Староверовой. — М.: Вла-

дос, 2014.

9. Столыпин П. А. Нам нужна Великая Россия… Полное собрание ре-

чей в Государственной думе и Государственном совете. 1906—1911 /

П. А. Столыпин. — М.: Молодая гвардия, 1991.

10. Устиловская А. А. Метапредмет «Задача» / А. А. Устиловская. — М.:

НИИ Инновационных стратегий развития общего образования: Пуш-

кинский институт, 2011.

Интернет-ресурсы

1. Официальный информационный сайт строительства Крымского мо-

ста (http://www.most.life/).

2. Проект «Старость в радость» (https://starikam.org/).

3. Просветительский проект «Арзамас» (https://arzamas.academy).

4. Проект «Экологическая тропа» (https://komiinform.ru/news/164370/).

5. Сайт организации «Добровольцы России» (https://добровольцырос-

сии.рф/ organizations/55619/info).

6. Волонтёрский педагогический отряд (http://www.ruy.ru/organization/

activities/).

7. Проект Smart-теплицы (http://mgk.olimpiada.ru/work/12513/request/20370).

8. IT-проекты со школьниками (https://habr.com/post/329758).

9. Объект и предмет исследования — в чём разница? (https://

nauchniestati.ru/blog/ obekt-i-predmet-issledovaniya/).

10. Всероссийский конкурс научно-технологических проектов (https://

konkurs.sochisirius.ru/custom/about).

11. Школьный кубок Преактум (http://preactum.ru/).

12. Большой энциклопедический словарь (http://slovari.299.ru).

13. Понятие «цель» (http://vslovare.info/slovo/filosofskiij-slovar/tzel/47217).

14. Лучшие стартапы и инвестиционные проекты в Интернете (https://

startupnetwork.ru/startups/).

15. Переработка пластиковых бутылок (http://promtu.ru/mini-zavodyi/

mini-pererabotka-plastika).

16. Робот, который ищет мусор (https://deti.mail.ru/news/12letnyayadevoch-

ka-postroila-robota-kotoryy/).

17. Кто такой эксперт и каким он должен быть (http://www.liveexpert.

ru/forum/view/1257990).

18. Как спорить с помощью метода Сократа (https://mensby.com/career/

psychology/9209-how-to-argue-with-socrates-method).

19. Проведение опросов (http://anketolog.ru).

20. Федеральная служба государственной статистики (http://www.gks.ru/).

21. Как создать анкету и провести опрос (www.testograf.ru).

22. Программы для монтажа (https://lifehacker.ru/programmy-dlya-montazha-

video).

23. Федеральный закон от 11.08.1995 г. № 135-ФЗ (ред. от 01.05.2018)

«О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтёрстве)»

(http://legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-11081995-n-135-fz-o/).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа социального проекта "Мы против мусора"

Представлена рабочая программа социального проекта "Мы против мусора"...

Рабочая программа "Индивидуальный проект"

Рабочая программа "Индивидуальный проект"...

Рабочая программа «Индивидуальный проект»

Рабочая программа учебного курса «Индивидуальный проект» для10-11классов на уровне среднего общего образования составлена на основе федерального государственного образовательного ста...

Рабочая программа "Индивидуальный проект"

Рабочая программа предназначена для преподавания курса "Индивидуальный проект" в 10-11 классах и расчитана на 2 учебных года....

Рабочая программа "Английский проект"

Программа курса внеурочной деятельности "Английский проект" для 6-х классов общеобразовательных учреждений....

Рабочая программа "Индивидуальный проект 10-11 класс"

   Рабочая программа  составлена на основе программы элективного курса "Индивидуальный проект"  Половковой М.В....