Викторина для 3 - 4 классов по русскому языку и литературному чтению
план-конспект
Викторина для учащихся 3 - 4 классов "В волшебной стране словесности" в рамках проведения Недели русского языка и литературного чтения. Может проводится учителем-логопедом или учителем начальных классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Викторина по русскому языку и литературному чтению. 3 - 4 класс. | 578.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Викторина для учащихся 3 – 4 классов
«В волшебной стране словесности»
Цель мероприятия:
- развитие интереса к изучению русского языка и литературного чтения.
Задачи:
- повторение определений и понятий по русскому языку и литературному чтению;
- проверка знания написания словарных слов;
- развитие фонематического восприятия, ритмической организации речи, творческих способностей и связной речи (умение рифмовать пары слов, придумывание диалога, помогающего раскрыть смысл пословиц);
- развитие внимания к чистоте и правильности собственной речи (речь без «слов-паразитов»).
Оборудование: столы, стулья для детей 2 команд, экран для презентации (ребусы), 2 шкатулки-книжки, цветные пёрышки для оценивания, секундомер, колокольчик, 2 листа с кроссвордом, билеты с напечатанными пословицами, 2 листа с филвордом, 4 карточки с рифмующимися словами, чистые листы бумаги формата А-5 для игры «Поле чудес» заранее прикреплены к доске (11 штук), 6 карточек с напечатанными словарными словами с пропущенными орфограммами, призы.
Логопед:
Здравствуйте, дорогие ребята! Я рада приветствовать вас в волшебной стране словесности в этом прекрасном замке Поэзии!!!
В этой стране никогда не бывает скучно. Феи Фонетика, Лексика и Грамматика подготовили для вашего класса увлекательную викторину, в которой будет несколько туров.
У каждой команды на столе волшебная книжка, которая может превращаться в шкатулку. За каждое задание вы будете зарабатывать по 1, 2 или 3 пера, в зависимости от качества выполненного задания. Наша самая младшая сестра – Фея Вежливость будет обращать внимание на то, как часто вы будете использовать вежливые слова. В её руках специальный бланк для записей. За использование «слов-паразитов» Фея будет вычитать баллы.
Сейчас мы засекаем ровно 30 секунд. Вам нужно придумать название для своей команды. Желательно, чтобы оно было связано с русским языком или литературой.
Разминка
По взмаху волшебного пера давайте вспомним строки из самого известного отрывка поэмы Пушкина «Руслан и Людмила». Я начинаю, вы продолжаете:
У лукоморья дуб зелёный… (Ученики по очереди читают по памяти по 1 строке)
Молодцы! Вот мы и окунулись в мир поэзии, литературы.
1 задание. ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО.
Перед вами кроссворд. Все слова имеют отношение к русскому языку и литературе. Ваша задача разгадать не только все слова по горизонтали, но и найти ключевое слово по вертикали и выписать его. У вас ровно 3 минуты. По истечении времени прозвенит колокольчик. ОЦЕНИВАНИЕ!!!
2 задание. РЕБУСЫ
А какое задание вам сейчас предстоит выполнять, вы догадаетесь сами. Внимание на экран. Правильно! Это ребусы! На листах вы можете делать пометки и писать получившиеся слова-отгадки. Как только отгадали – поднимаем руки. За каждый правильный ответ – 1 перо. Начали! Ребусы выводятся на экран по одному. ОЦЕНИВАНИЕ!!!
3 задание. МАРАФОН ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ.
А сейчас – очень сложное задание. Сосредоточьтесь. Представьте себя на экзамене. Перед вами на столе 3 билета. Выберите по 1 представителю от каждой команды для выбора билета.
Прочитай! Что это? Задача вашей команды – составить диалог и разыграть сценку, в которой обязательно нужно будет использовать данную пословицу. Самое главное – не используйте сорных слов. Ваша речь должна быть чистой. У вас 3 минуты. ОЦЕНИВАНИЕ!!!
4 задание. ПОЭТЫ и ПИСАТЕЛИ.
Перед вами новое задание – филворд. В нём «спрятаны» фамилии известных поэтов и писателей. Вам нужно найти их и обвести ручкой. Когда найдёте и обведете всех – запишите внизу количество найденных вами фамилий. ОЦЕНИВАНИЕ!!!
5 задание. МЫ – ПОЭТЫ!
А теперь следующий тур. Попробуйте сами стать поэтами! Это карточки с рифмующимися словами. По одному добровольцу из каждой команды прошу подойти к столу. Нужно вытянуть по 2 карточки.
Рифмы есть. Осталось сочинить 2 небольших стихотворения. Сначала с рифмами первой карточки, затем второй. 2-4 строчки с каждой рифмой. 3 минуты. ОЦЕНИВАНИЕ!!!
6 задание. ПОЛЕ ЧУДЕС.
Устали? Вот теперь немножко отдохнём. Игра «Поле чудес». Напомню правила. Команды называют буквы по очереди. Если буква есть в данном слове – право следующего хода остаётся у этой же команды. Если нет – ход переходит к другой команде. Названные буквы фиксируем на листочке, чтобы не повторяться. Чем меньше будет попыток – тем больше вы баллов заработаете. Я загадала настоящую фамилию очень известного детского писателя, поэта-сказочника. Кто же это? (Корнейчуков – Корней Чуковский) ОЦЕНИВАНИЕ.
7 задание. Необычное письмо.
Чем люди пишут? А чем могли писать люди раньше? Я вызываю 2-х самых смелых представителей от каждой команды. Чем же вы будете писать? Сейчас ваш палец превратится в необычное перо, которым нужно писать по спине своего товарища по команде. Я приготовила для вас словарные слова с пропущенными орфограммами. Писать нужно без ошибок по одной печатной букве на спине. А второй участник должен называть буквы и отгадать все слово.
Подведение итогов.
Дорогие ребята! Наша викторина прошла успешно! Вы все большие молодцы! Вы справились со всеми заданиями. Похлопаем друг другу. Настало время подсчитать баллы.
Подсчёт баллов. Награждение.
Всем большое спасибо!
До новых встреч!
(Музыка)
Приложение
Литературное творчество.
- – предложение, выражает народную мудрость в поучительной форме.
- – разговор между двумя людьми, героями произведения.
- – небольшое литературное произведение, написанное с учетом ритма и рифмы.
- – действующее лицо, персонаж какого-либо произведения.
- – один из жанров литературы волшебного или бытового характера.
- – автор, создающий произведения в стихах.
- – автор, создающий произведения в прозе.
1 | ||||||||||||||||||||||
2 | ||||||||||||||||||||||
3 | ||||||||||||||||||||||
4 | ||||||||||||||||||||||
5 | ||||||||||||||||||||||
6 | ||||||||||||||||||||||
7 |
Какое слово получилось по вертикали? Запишите. ________________________________________
Ребусы
Пословицы
Без труда не вытащишь
и рыбку из пруда.
Поспешишь –
людей насмешишь.
Кто рано встаёт,
тому Бог подаёт.
Филворд «Писатели и поэты»
- Слова могут располагаться по вертикали или горизонтали.
- Слова могут соприкасаться друг с другом.
- Слова не пересекаются друг с другом.
В | Ч | Ч | У | М | П | Р | О | Л | Д | Ж | Ф | Е | Т | Ь |
А | С | Е | В | Т | А | Ю | К | О | М | Ё | Ц | Н | Г | Р |
Я | И | Х | Р | Ю | О | И | Р | О | А | П | Ч | Х | И | Т |
Р | М | О | Х | Т | Т | Д | Ы | Л | И | Б | М | З | Г | Ю |
О | Я | В | Ш | Ч | У | Ы | Л | Э | Л | Б | Ц | З | А | К |
С | У | О | Л | Е | Н | Ц | О | П | У | Ш | К | И | Н | В |
Т | Е | П | И | В | Г | Ф | В | Р | А | В | О | Н | К | А |
Н | Е | К | Р | А | С | О | В | Ъ | Р | К | Р | Б | Ь | Ы |
Ш | Д | У | П | А | Ш | Т | И | М | Я | В | Л | Д | Х | Т |
Э | Л | У | Р | З | Т | О | Л | С | Т | О | Й | Ы | Г | Р |
Запишите, сколько фамилий вам удалось найти. ________
Рифмующиеся слова
Глазки – сказки | Слон – балкон |
Лягушка – подушка | Лиса – колбаса |
Слайд для презентации по итогам игры в «Поле чудес»
Словарные слова
К…РТИНА | Л…ПАТА | М…РКОВЬ |
К…РЗИНА | П…ГОДА | Р…СУНОК |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Неделя русского языка и литературного чтения ( с элементами логопедии) в младших классах коррекционной школы
План проведения тематической недели по русскому языку и литературному чтению в младших классах коррекционной школы...
Методический материал для уроков русского языка и литературного чтения. Пословицы и поговорки и их использование в учебном процессе. 1-2 класс
Методический материал для уроков русского языка и литературного чтения. Пословицы и поговорки и их использование в учебном процессе. 1-2 класс...
Интегрированный урок русского языка и литературного чтения по теме «Орфограммы в окончаниях слов. Безударные личные окончания слов глаголов» (4 класс)
Данный урок может быть использован при изучении раздела "Глагол"...
рабочая программа по русскому языку и литературному чтению
рабочая программа по русскому языку и литературному чтению для чувашских школ...
Развитие связной речи младших школьников.Предложение.Текст.формирование связной речи у обучающихся 2-х классов с ЗПР, способствующая усвоению школьной программы по русскому языку и литературному чтению.
Формирование связной речи у обучающихся 2-х классов с ЗПР, способствующая усвоению школьной программы по русскому языку и литературному чтению....
Доклад "Использование технологий развития критического мышления при обучении детей с ОВЗ на уроках русского языка и литературного чтения"
Доклад на МО апрель 2023...
Методическая разработка "Дифференцированные задания по русскому языку и литературному чтению", 11 класс.
Задания по русскому языку и чтению. 11 класс....