Адаптированная образовательная программа основного общего образования для обучающегося с тяжелыми нарушениями речи
рабочая программа
Адаптированная общеобразовательная программа (далее–АОП) обучающегося с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.1) Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №9» определяет содержание и организацию образовательной деятельности обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (далее – ТНР) с учетом образовательных потребностей и запросов участников образовательных отношений и на основе решения ТПМПК от 28.02. 2020 №471.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_aop_tnr_lumpov_a.docx | 48.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено | Утверждено | |
на заседании психолого-медико-педагогического консилиума | Директор МБОУ СОШ№9 | |
школы | ____________А.Ю Мельников | |
протокол №1 от 30.08. 2020г. | приказ от 31.08.2020г. №305-од | |
Председатель ППк _________Н.Н Марченко |
Адаптированная образовательная программа основного общего образования
для обучающегося
с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.1)
……… Алексея Андреевича
Рассмотрено | Утверждено | |
на заседании психолого-медико-педагогического консилиума | Директор МБОУ СОШ№9 | |
школы | ____________А.Ю Мельников | |
протокол №1 от 30.08. 2020г. | приказ от 31.08.2020г. №305-од | |
Председатель ППк _________Н.Н Марченко |
Адаптированная образовательная программа основного общего образования для обучающегося
с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.1)
……… Алексея Андреевича
на 2020/2021 учебный год
Составители:
Бичурина Ю.С.- учитель русского языка и литературы
Луць Л.Д. – учитель – логопед
Берденева Ю. Е.- педагог - психолог
Содержание
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ……………………………
1.1 Пояснительная записка ………………………
1.1.1. Цель реализации АОП обучающегося с ТНР…………………..
1.1.2. Психолого-педагогическая характеристика обучающегося……………..
1.1.3. Особые образовательные потребности обучающегося ………………
1.2. Планируемые результаты реализации АОП……………….
1.3. Система оценки достижения обучающимся с ТНР планируемых результатов освоения АОП …………………
2. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
2.2 План внеурочной деятельности……………….
2.3. Расписание занятий с педагогом психологом………..
2.4. Расписание заняьтий с учителем - логопедом…………
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Адаптированная общеобразовательная программа (далее–АОП) обучающегося с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.1) Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №9» определяет содержание и организацию образовательной деятельности обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (далее – ТНР) с учетом образовательных потребностей и запросов участников образовательных отношений и на основе решения ТПМПК от 28.02. 2020 №471.
АОП (вариант 5.1) для Л……. Алексея разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Постановление Правительства РФ «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении» от 19 марта 2001 г. N 196 (с изменениями от 23 декабря 2002 г., 1 февраля, 30 декабря 2005 г., 20 июля 2007 г., 18 августа 2008 г., 10 марта 2009 г.),
- СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным программам для обучающихся ОВЗ», утвержденный постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26,
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
- Приказ Минобрнауки РФ от 29.12.2014 N 1643 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 06.02.2015 N 35916);
- Приказ Минобрнауки РФ от 18.05.2015 N 507 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373" (Зарегистрировано в Минюсте России 18.06.2015 N 37714);
- Приказ Минобрнауки РФ от 31.12.2015 N 1576 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373" (Зарегистрировано в Минюсте России 02.02.2016 N 40936);
- Примерная основная образовательная программа начального общего образования,
- Примерной адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с ТНР.
- Устав Школы,
- АООП НОО (вариант 5.1) МБОУ СОШ №9 представляет собой систему взаимосвязанных программ, каждая из которых является самостоятельным звеном, обеспечивающим духовно-нравственное, социальное, интеллектуальное и общекультурное личностное направления развития обучающихся при получении НОО.
1.1.1. Цель реализации АОП обучающегося Л…….. Алексея с ТНР
Цель АОП (вариант 5.1) овладение учебной деятельностью.
В основу формирования АОП (вариант 5.1) положены следующие принципы:
- общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающегося;
- учет типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся;
- коррекционная направленность образовательной деятельности;
- развивающая направленность образовательной деятельности, развитие личности и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей обучающегося;
- онтогенетический принцип;
- принцип комплексного подхода, использования в полном объеме реабилитационного потенциала с целью обеспечения образовательных и социальных потребностей обучающихся;
- принцип преемственности;
- принцип целостности содержания образования (в основе содержания образования не понятие предмета, а понятие предметной области);
- принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность овладения обучающимися с ТНР всеми видами доступной им деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
- переноса усвоенных знаний, умений, и навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что обеспечит готовность обучающейся к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;
- принцип сотрудничества с семьей.
В основу разработки АОП обучающейся с ТНР заложены дифференцированный, деятельностный и системный подходы.
Дифференцированный подход предполагает учет особых образовательных потребностей обучающейся, которые определяются уровнем речевого развития, этиопатогенезом, характером нарушений формирования речевой функциональной системы и проявляются в неоднородности по возможностям освоения содержания образования. АОП создается в соответствии с дифференцированно сформулированными в ФГОС НОО обучающегося с ОВЗ требованиями к: структуре образовательной программы; условиям реализации образовательной программы; результатам образования. Применение дифференцированного подхода обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с ТНР возможность реализовать индивидуальный потенциал развития; открывает широкие возможности для педагогического творчества, создания вариативных образовательных материалов, обеспечивающих пошаговую логопедическую коррекцию, развитие способности обучающихся самостоятельно решать учебно- познавательные и учебно-практические задачи в соответствии с их возможностями.
Деятельностный подход строится на признании того, что развитие личности обучающейся с ТНР младшего школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности.
Реализация деятельностного подхода в контексте АОП обеспечивает: придание результатам образования социально и личностно значимого характера; прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых предметных областях; существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения; создание условий для общекультурного и личностного развития обучающейся с ТНР на основе формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение ими системы научных знаний, умений и навыков, позволяющих продолжить образование на следующей ступени, но и социальной компетенции, составляющей основу социальной успешности.
Системный подход основывается на теоретических положениях о языке, представляющем собой функциональную систему семиотического или знакового характера, которая используется как средство общения. Системного подхода обеспечивает: тесную взаимосвязь в формировании перцептивных, речевых и интеллектуальных предпосылок овладения учебными знаниями, действиями, умениями и навыками; воздействие на все компоненты речи при устранении ее системного недоразвития в процессе освоения содержания предметных областей, предусмотренных ФГОС НОО и коррекционно-развивающей области; реализацию интегративной коммуникативно-речевой цели – формирование речевого взаимодействия в единстве всех его функций (познавательной, регулятивной, контрольно-оценочной и др.) в соответствии с различными ситуациями.
АОП разработана с учетом психолого-педагогической характеристики обучающегося с ТНР Вариант 5.1 предназначается:
- для обучающегося с общим недоразвитием речи (далее - ОНР) III речевого развития.
1.1.2.Психолого-педагогическая характеристика обучающегося с ТНР
Психолого-педагогическая характеристика обучающегося с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.1) ОНР 3 уровня наблюдается нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся тонкими акустико-артикуляторными признаками: отсутствие, замены (как правило, звуками простыми по артикуляции), смешение, искаженное произнесение (не соответствующее нормам звуковой системы родного языка).
Обучающиеся с ОНР характеризуются остаточными явлениями недоразвития лексико-грамматических и фонетико-фонематических компонентов языковой системы. Нарушения звукослоговой структуры слова проявляются в различных вариантах искажения его звуконаполняемости как на уровне отдельного слога, так и слова. Отмечается недостаточная внятность, выразительность речи, нечеткая дикция, создающие впечатление общей смазанности речи, смешение звуков, свидетельствующее о низком уровне сформированности дифференцированного восприятия фонем и являющееся важным показателем незакончившегося процесса фонемообразования.
Недостаточность лексического строя речи проявляется в специфических словообразовательных ошибках. Правильно образуя слова, наиболее употребляемые в речевой практике, они по-прежнему затрудняются в продуцировании более редких, менее частотных вариантов. Недоразвитие словообразовательных процессов, проявляющееся преимущественно в нарушении использования непродуктивных словообразовательных аффиксов, препятствует своевременному формированию навыков группировки однокоренных слов, подбора родственных слов и анализа их состава, что впоследствии сказывается на качестве овладения программой по русскому языку.
Недостаточный уровень сформированности лексических средств языка особенно ярко проявляется в понимании и употреблении фраз, пословиц с переносным значением.
В грамматическом оформлении речи часто встречаются ошибки в употреблении грамматических форм слова.
Особую сложность для обучающейся представляют конструкции с придаточными предложениями, что выражается в пропуске, замене союзов, инверсии.
Лексико-грамматические средства языка у обучающегося сформированы неодинаково. С одной стороны, может отмечаться незначительное количество ошибок, которые носят непостоянный характер и сочетаются с возможностью осуществления верного выбора при сравнении правильного и неправильного ответов, с другой – устойчивый характер ошибок, особенно в самостоятельной речи.
Отличительной особенностью является своеобразие связной речи, характеризующееся нарушениями логической последовательности при составлении рассказа на заданную тему, по картинке, по серии сюжетных картин. При рассказывании о событиях из своей жизни, составлении рассказов на свободную тему с элементами творчества используются, в основном, простые малоинформативные предложения.
Наряду с расстройствами устной речи у обучающегося отмечаются разнообразные нарушения чтения и письма, проявляющиеся в стойких, повторяющихся, специфических ошибках при чтении и на письме, механизм возникновения которых обусловлен недостаточной сформированностью базовых высших психических функций, обеспечивающих процессы чтения и письма в норме.
1.1.3. Особые образовательные потребности обучающегося Л…….. Алексея
Адаптация АОП предполагает введение четко ориентированных на удовлетворение особых образовательных потребностей обучающегося с ТНР коррекционных мероприятий и требований к результатам освоения обучающимся программы коррекционной работы. На основании заключения ТПМПК от 28.02.2020 №471 обеспечить следующие особые образовательные потребности:
- обучение по АООП НОО для обучающихся с ТНР на 1 год;
- использование базовых учебников для обучающихся без ОВЗ, специальных учебных пособий и дидактических материалов в соответствии с программой;
- обеспечение ребенку успеха в различных видах деятельности с целью предупреждения негативного отношения к учебе, ситуации школьного обучения в целом, повышения мотивации к школьному обучению;
- срок повторного прохождения ТПМПК – по запросу ППк образовательной организации;
- лечебно-консультативная помощь невролога.
АООП НОО (вариант 5.1) для обучающегося с ТНР предусматривает различные варианты специального сопровождения данной категории:
- обучение в общеобразовательном классе по АООП НОО обучающихся с ТНР (вариант
5.1);
- осуществление коррекционно-развивающего процесса не только через содержание предметных и коррекционно-развивающей областей и специальных курсов, но и в процессе логопедической работы (индивидуальной/подгрупповой);
- организация логопедического сопровождения, в рамках коррекционно-развивающих занятий педагогов, специалистов сопровождения школы.
Обязательными условиями реализации АОП обучающегося с ТНР являются логопедическое сопровождение обучающегося, согласованная работа учителя-логопеда, педагога-психолога с учителем начальных классов и родителями с учетом особых образовательных потребностей обучающегося.
1.2. Планируемые результаты реализации АОП
Общим результатом освоения АООП ООО, обучающихся с ТНР должно стать полноценное среднее общее образование, развитие социальных (жизненных) компетенций. Планируемые результаты освоения обучающимися с ТНР АООП ООО дополняются результатами освоения программы коррекционной работы.
На ступени основного общего образования устанавливаются планируемые результаты освоения:
- междисциплинарной программы «Формирование универсальных учебных действий», а также её разделов «Чтение. Работа с текстом» и «Формирование ИКТ-компетентности учащейся»;
- программ по всем учебным предметам — «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык (английский)», «Всеобщая история», «История России», «Обществознание», «География», «Алгебра», «Геометрия», «Информатика», «Физика», «Биология», «Химия», «ОБЖ», «Физическая культура».
В результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
1. Личностные результаты, включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.
В сфере развития личностных универсальных учебных действий будет сформировано:
Выпускник получит возможность для формирования:
- внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
- устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
- положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
- компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
2. Метапредметные, включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации 9 учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории.
В сфере развития регулятивных универсальных учебных действий будет сформировано:
Выпускник научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- различать способ и результат действия;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Выпускник получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
В сфере развития коммуникативных универсальных учебных действий будет сформировано:
Выпускник научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
- задавать вопросы;
- контролировать действия партнёра;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
- с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
В сфере развития познавательных универсальных учебных действий будет сформировано:
Выпускник научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
- основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
- устанавливать аналогии;
- владеть рядом общих приёмов решения задач.
Выпускник получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.
3. Предметные, включают освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
Русский язык и литература.
Изучение предметной области «Русский язык и литература», как знаковой системы, лежащей в основе человеческого общения, формирования российской гражданской, этнической и социальной идентичности, позволяющей понимать, быть понятым, выражать внутренний мир человека, в том числе при помощи альтернативных средств коммуникации, должно обеспечить: − включение в культурно-языковое поле русской и общечеловеческой культуры, воспитание ценностного отношения к русскому языку как носителю культуры, как государственному языку Российской Федерации, языку межнационального общения народов России; − осознание тесной связи между языковым, литературным, интеллектуальным, духовно-нравственным развитием личности и ее социальным ростом; − приобщение к российскому литературному наследию и через него – к сокровищам отечественной и мировой культуры; − формирование причастности к национальным свершениям, традициям и осознание исторической преемственности поколений; − обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие культуры владения русским литературным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами русского речевого этикета; − получение знаний о русском языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.
Общественно-научные предметы.
Изучение предметной области «Общественно-научные предметы» должно обеспечить:
− формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, правового самосознания, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
− понимание основных принципов жизни общества, роли окружающей среды как важного фактора формирования качеств личности, ее социализации;
− владение экологическим мышлением, обеспечивающим понимание взаимосвязи между природными, социальными, экономическими и политическими явлениями, их влияния на качество жизни человека и качество окружающей его среды;
− осознание своей роли в целостном, многообразном и быстро изменяющемся глобальном мире;
− приобретение теоретических знаний и опыта их применения для адекватной ориентации в окружающем мире, выработки способов адаптации в нем, формирования собственной активной позиции в общественной жизни при решении задач в области социальных отношений.
Математика и информатика.
Изучение предметной области «Математика и информатика» должно обеспечить:
− осознание значения математики и информатики в повседневной жизни человека; формирование представлений о социальных, культурных и исторических факторах становления математической науки;
− понимание роли информационных процессов в современном мире;
− формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, универсальном языке науки, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления.
В результате изучения предметной области «Математика и информатика»:
- обучающиеся развивают логическое и математическое мышление, получают представление о математических моделях;
- овладевают математическими рассуждениями;
- учатся применять математические знания при решении различных задач и оценивать полученные результаты;
- овладевают умениями решения учебных задач; - развивают математическую интуицию;
- получают представление об основных информационных процессах в реальных ситуациях.
Естественно-научные предметы.
Изучение предметной области «Естественно-научные предметы» должно обеспечить:
− формирование целостной научной картины мира;
− понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире, постоянного процесса эволюции научного знания, значимости международного научного сотрудничества;
− овладение научным подходом к решению различных задач;
− овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;
− овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;
− воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде;
− овладение экосистемной познавательной моделью и ее применение в целях прогноза экологических рисков для здоровья людей, безопасности жизни, качества окружающей среды; − осознание значимости концепции устойчивого развития;
− формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий, основанных на межпредметном анализе учебных задач;
− для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: владение основными доступными методами научного познания, используемыми в физике: наблюдение, описание, измерение, эксперимент; умение обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы; 1
− для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: владение доступными методами самостоятельного планирования и проведения физических экспериментов, описания и анализа полученной измерительной информации, определения достоверности полученного результата.
Искусство.
Изучение предметной области «Искусство» должно обеспечить:
− осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
− развитие эстетического вкуса, художественного мышления обучающихся, способности воспринимать эстетику природных объектов, сопереживать им, чувственноэмоционально оценивать гармоничность взаимоотношений человека с природой и выражать свое отношение художественными средствами;
− развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности;
− формирование интереса и уважительного отношения к культурному наследию и ценностям народов России, сокровищам мировой цивилизации, их сохранению и приумножению.
Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности.
Изучение предметной области «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности» должно обеспечить:
− физическое, эмоциональное, интеллектуальное и социальное развитие личности обучающихся с учетом исторической, общекультурной и ценностной составляющей предметной области; − формирование и развитие установок активного, экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни;
− понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
− овладение основами современной культуры безопасности жизнедеятельности, понимание ценности экологического качества окружающей среды, как естественной основы безопасности жизни;
− понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения;
− развитие двигательной активности обучающихся, достижение положительной динамики в развитии основных физических качеств и показателях физической подготовленности, формирование потребности в систематическом участии в физкультурноспортивных и оздоровительных мероприятиях;
− установление связей между жизненным опытом обучающихся и знаниями из разных предметных областей.
Планируемые результаты освоения обучающегося с ТНР программы коррекционной работы:
По преодолению нарушений устной речи и профилактике нарушений чтения и письма выпускник:
- не имеет дефектов звукопроизношения;
- умеет различать правильное и неправильное произнесение звука., правильно воспроизводить различной сложности звукослоговую структуру слов, как изолированных, так и в условиях контекста;
- правильно дифференцирует и адекватно использует интонационные средства выразительности;
- умеет правильно изменять основные акустические характеристики голоса, вычленять речевой поток посредством пауз, логического ударения;
- осуществляет операции языкового анализа и синтеза на уровне предложения и слова;
- владеет основными закономерностями грамматического и лексического строя речи: умеет правильно употреблять грамматические формы слов и пользуется как продуктивными, так и непродуктивными словообразовательными моделями;
- владеет синтаксическими конструкциями различной сложности;
- имеет сформированность психофизиологического, психологического, лингвистического уровней, обеспечивающих овладение чтением и письмом;
- владеет письменной формой коммуникации (техническими и смысловыми компонентами чтения и письма);
- позитивно относится и имеет устойчивую мотивацию к изучению языка, понимает роль языка в коммуникации, как средства человеческого общения.
Требования к результатам овладения социальной компетенцией:
- развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении: умение адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя: в еде, физической нагрузке, в приеме медицинских препаратов, осуществлении вакцинации;
- умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела; умение адекватно оценивать свои речевые возможности и ограничения при участии в общей коллективной деятельности; умение договариваться о распределении функций в совместной деятельности;
- стремление ребенка участвовать в подготовке и проведении праздника; владение достаточным запасом фраз и определений для участия в подготовке и проведении праздника;
- овладение навыками коммуникации: умение начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор; умение корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие;
- умение поддерживать продуктивное взаимодействие в процессе коммуникации; умение получать информацию от собеседника и уточнять ее;
- прогресс в развитии информативной функции речи; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях коммуникации в соответствии с коммуникативной установкой; - позитивное отношение и устойчивая мотивация к активному использованию разнообразного арсенала средств коммуникации, вариативных речевых конструкций;
- готовность слушать собеседника и вести диалог;
- умение излагать свое мнение и аргументировать его;
- умение использовать коммуникацию как средство достижения цели в различных ситуациях;
- прогресс в развитии коммуникативной функции речи;
- дифференциацию и осмысление картины мира: адекватность бытового поведения
ребенка с точки зрения опасности (безопасности) для себя и окружающих;
- способность прогнозировать последствия своих поступков;
- понимание значения символов, фраз и определений, обозначающих опасность и умение действовать в соответствии с их значением;
- осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем;
- умение устанавливать причинно-следственные связи между условиями жизни, внешними и функциональными свойствами в животном и растительном мире на основе наблюдений и практического экспериментирования;
- умение устанавливать взаимосвязь общественного порядка и уклада собственной жизни в семье и в школе, соответствовать этому порядку;
- наличие активности во взаимодействии с миром, понимание собственной результативности;
прогресс в развитии познавательной функции речи;
- дифференциацию и осмысление адекватно возрасту своего социального окружения, принятых ценностей и социальных ролей: знание правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса (с близкими в семье, учителями и учениками в школе, незнакомыми людьми в транспорте и т.д.);
- наличие достаточного запаса фраз и определений для взаимодействия в разных социальных ситуациях и с людьми разного социального статуса; представления о вариативности социальных отношений;
- готовность к участию в различных видах социального взаимодействия;
- овладение средствами межличностного взаимодействия;
- умение адекватно использовать принятые в окружении обучающегося социальные ритуалы;
- умение передавать свои чувства в процессе моделирования социальных отношений; - прогресс в развитии регулятивной функции речи.
Эти требования конкретизируются в соответствии с особыми образовательными потребностями обучающегося.
Русский язык.
Бабайцева В.В. Русский язык: Теория. 5-9 класс: учебник / В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. - 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2017.
Русский язык: Практика. 9 класс: учебник / [Ю.С. Пичугов, А.П. Еремеева, А.Ю. Купалова и др]; под ред. Ю.С. Пичугова. - 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2017.
Никитина Е.И. Русский язык: Русская речь: 9 класс: учебник / Е.Н. Никитина.- 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2017.
1.3. Система оценки достижения обучающегося Лумпова Алексея с ТНР планируемых результатов освоения АОП
Основными направлениями и целями оценочной деятельности в соответствии с требованиями Стандарта являются планирование и осуществление комплексного подхода к оценке результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов начального общего образования.
Оценка достижения обучающегося с ТНР планируемых
результатов освоения программы коррекционной работы
Предметом оценки достижения обучающейся с ТНР планируемых результатов освоения программы коррекционной работы является достижение уровня речевого развития, оптимального для обучающегося при реализации вариативных форм логопедического воздействия (подгрупповые, индивидуальные логопедические занятия) с сохранением базового объема знаний и умений в области общеобразовательной подготовки.
На логопедическом пункте МБОУ СОШ №9 оценка результатов освоения учебного курса коррекционной работы обучающимся с ТНР отслеживается по следующим видам речевой деятельности:
- Динамика уровня речевого развития:
- Фонематическое восприятие (слух)
- Звукопроизношение
- Слоговая структура слова
- Навыки языкового анализа и синтеза
- Грамматический строй речи
- Словарь и словообразовательные процессы
- Связная речь.
2. Динамика учета темпа и специфических ошибок чтения:
- темп и способ чтения;
-ошибки фонематические, языкового анализа, семантические, грамматические и оптические.
3. Динамика устранения дисграфических ошибок письма в диктанте и списывании (на конец учебного года):
- в звуковом составе слова;
- лексико-грамматические;
- графические.
4. Динамика состояния речи ребенка (лист коррекционных занятий).
Материалы для обследования состояния устной и письменной речи разработаны с учетом имеющихся нарушений.
Виды и формы контроля
Контроль и оценка предметных знаний и умений учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения учебного материала.
Видами контроля результатов коррекционно-развивающего обучения являются:
- входной контроль, который проводится до 15 сентября. Цель – определить уровень развития устной речи.
- текущий контроль. Цель - проверить степень освоения учащимися коррекционного курса.
- итоговый контроль, после завершения коррекционного курса, в конце учебного года. Цель – проверить степень освоения учащимися изучения коррекционного курса и определить отсутствие (наличие) специфических ошибок в письменной речи:
- в звуковом составе слова;
- лексико-грамматические;
- графические.
Система оценки включает процедуры внутренней и внешней оценки.
Внутренняя оценка включает:
- стартовую диагностику,
- текущую и тематическую оценку,
- портфолио,
- внутришкольный мониторинг образовательных достижений,
- промежуточную аттестацию.
К внешним процедурам относятся:
- государственная итоговая аттестация;
- независимая оценка качества образования;
- мониторинговые исследования муниципального, регионального и федерального уровней.
В соответствии со статьей 59 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» государственная итоговая аттестация (далее - ГИА) является обязательной процедурой, завершающей освоение основной образовательной программы основного общего образования.
ГИА включает в себя два обязательных экзамена (по русскому языку и математике). Экзамены по другим учебным предметам обучающиеся сдают на добровольной основе по своему выбору. Цель – установление уровня образовательных достижений выпускников.
Провести анализ коррекционной работы с указанием достижений и затруднений учащихся, направить на ТПМПК для определения дальнейшего образовательного маршрута.
2. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Предметные области | Учебные предметы | Количество часов в неделю |
Русский язык и литература | Русский язык | 3 |
Литература | 3 | |
Родной язык и родная литература | Родной язык | - |
Родная литература | - | |
Иностранные языки | Иностранный язык (английский) | 3 |
Общественно-научные предметы | Всеобщая история История России | 3 |
Обществознание | 1 | |
География | 2 | |
Математика и информатика | Алгебра | 3 |
Геометрия | 2 | |
Информатика | 1 | |
Естественно-научные предметы | Физика | 3 |
Биология | 2 | |
Химия | 2 | |
Основы духовно-нравственной культуры народов России | Основы духовно-нравственной культуры народов России | - |
Искусство | Музыка | - |
ИЗО | - | |
Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности | ОБЖ | 1 |
Физическая культура | 3 | |
Итого: | 32 |
2.3. Расписание занятий с педагогом психологом с Лумповым Алексеем
на 2020/2021 учебный год
День недели | Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница |
Время | 13.30 – 14.10 | 14.00 – 14.40 |
2.4. Расписание занятий с учителем русского языка и литературы с Лумповым Алексеем
на 2020/2021 учебный год
День недели | Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница |
Время | 15.40 – 16.20 | 15.30 – 16.10 |
2.5. Расписание занятий с учителем – логопедом
Расписание занятий работы учителя- логопеда с Лумповым Алексеем
на 2020/2021 учебный год
День недели | Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница |
Время | 14.45-15.25 | 14.20-15.00 | 15.10-15.30 | 14.50-14.30 | 15.40-16.00 |
Нормативный срок освоения АОП - 1 год.
Продолжительность учебной недели.
- в 9 классе – 6 дней.
Продолжительность учебного года:
- в 9 классе – 34 учебные недели.
В соответствии с п. 10.10. СанПиН 2.4.2.2821-10 в 9 классе проводятся 6 уроков по 40 минут каждый.
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней в соответствии с годовым календарным учебным графиком МБОУ СОШ №9.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приложение к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФК ГОС 1 вариант 9 класс биология
Рабочая программа по предмету «Биология» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов: Федеральный закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. ...
Приложение к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФК ГОС 1 вариант 9классгеография
Адаптированная рабочая программа по географии для обучающихся 9а класса (с умственной отсталостью) на 2022-2023 учебный год составлена: в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29....
Приложение к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФК ГОС 1 вариант 9класс история отечества
Адаптированная рабочая программа по истории отечества для обучающихся 9а класса (с умственной отсталостью) на 2022-2023 учебный год составлена: в соответствии с Федеральным законом Российской Федера...
Приложение к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФК ГОС 1 вариант9класс история родного края
Настоящая программа внеурочной деятельности по краеведению и туризму «Мой край» разработана на основании следующих документов: 1. Федеральный закон Российской Федерации ...
Приложение к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФК ГОС 1 вариант9класс математика
Рабочая программа основана на государственной программе образовательных учреждений, работающих по адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (инт...
Приложение к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФК ГОС 1 вариант9класс основы социальной жизни
Коррекционные занятия по предмету «Основы социальной жизни» направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социально...
Приложение к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФК ГОС 1 вариант 9 класс ручной труд
Программа «Ручной труд» направлена на воспитание трудолюбия, аккуратности, усидчивости, настойчивости, уважения к труду. Основная задача обучения – формирование общетрудовых умений и навыков: умения ...
- Мне нравится (1)