Метапредметный подход как средство повышения качества образования
презентация к уроку
Действительно, школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Профессионалы 21-го века – это специалисты самого широкого профиля. Отсюда любой педагог–предметник, а в нашем случаи и воспитатель, должен быть, прежде всего, хотя бы немножко полипредметником, а, следовательно - метапредметником.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_2_dokument_microsoft_office_word_2.docx | 18.97 КБ |
metapredmetnyy_podhod.pptx | 786.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Метапредметы – это слово на нашем педсовете будет звучать многократно, на первый взгляд может показаться, что это новое явление в нашем образовании. НО!!!!! Послушайте следующее высказывание: «Задача нашей советской школы не только дать определенную сумму знаний, но и показать, как эти знания с живой жизнью связаны, как они могут эту жизнь изменить». Во многом была права российская революционерка государственный, партийный, общественный и культурный деятель Надежда Константиновна Крупская, отвечая за советскую школу. СЛАЙД 6. Ей вторит, и известный психолог, педагог нашего времени В.В. Давыдов: Школа должна в первую очередь учить детей мыслить — причем, всех детей, без всякого исключения, несмотря на разное имущественное и социальное положений семей, а также наследственных задатков детей». СЛАЙД 7. Человек 21 века должен: уметь жить, уметь учиться, уметь работать, да и вообще уметь сосуществовать! СЛАЙД 8. Современный человек должен обладать и огромным набором коммуникаций! СЛАЙД 9. Действительно, школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Профессионалы 21-го века – это специалисты самого широкого профиля. Отсюда любой педагог–предметник, а в нашем случаи и воспитатель, должен быть, прежде всего, хотя бы немножко полипредметником, а, следовательно - (метапредметником). На слайде представлен алгоритм проведения традиционного урока. Все это и стало причиной отказа от традиционных форм и методов образования, при освоении новых стандартов. СЛАЙД 10. Возвращаемся к метопредметности. Метопредметы пытаются ответить на вопросы: Зачем мне эти знания? Где мне это пригодится? СЛАЙД 11. Цель метапредметности - создание целостной картины у школьников, которые бы обладали общими приемами, общими техниками, общими схемами, общими образцами мыслительной работы которые лежат поверх учебных предметов, и воспроизводятся при работе с любым предметным материалом. СЛАЙД 12. Окунувшись в теорию вопроса, оказалось, что элементы метапредметных технологий использовались нами и раньше. Уроки-путешествия, уроки решения практических задач, уроки-погружения, уроки-дебаты – по сути то, что когда-то получило определение «нестандартные уроки», было подходом, репетицией урока метапредметного, все это и использовалось нами и до ФГОСА. В наших сегодняшних реалиях УУД тесно связаны с достижением метапредметных результатов, когда учащиеся могут принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях. Все это вынуждает учителя уходить от привычной структуры урока, традиционных педагогических технологий. Перед учителем стоит задача, как учить, работая на метапредметные результаты? В нашей практической части мы постараемся спроектировать фрагмент метапредметного урока и занятия. СЛАЙД 13. Технология метапредметного обучения разрабатывалась научной группой под руководством доктора психологических наук Юрия Громыко с 1990 года. Метапредмет – учебный предмет нового типа, в основе которого лежит не просто интеграция, дополнение одной науки другой. Это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх учебного материала и принцип рефлексивного отношения к базисным основам мышления, такие как: “Знание”, “Знак”, “Проблема”, “Задача”, “Слово”. Эти результаты представлены на слайде: СЛАЙД 14, 15,16, 17. СЛАЙД 18. Еще одно отличие метапредметного занятия и традиционного заключается в том, что традиционный урок мы планируем, а метапредметное занятие мы сценируем. Причем в метапредметном занятие необходимо конструирование «сбоя». Залог успеха сценирования метапредметного учебного занятия заключается в следующем:
СЛАЙД 19. Ну и завершая нашу презентацию, хочется получить ответ на вопрос «как учить?» ответ звучит абсурдно – никак. Не учить, а демонстрировать через:
СЛАЙД 20. И в заключении хочется процитировать слова гениального Станиславского: «Тяжелое станет привычным, привычное – легким, легкое – красивым.» Спасибо за внимание! |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Задача нашей советской школы не только дать определенную сумму знаний, но и показать, как эти знания с живой жизнью связаны, как они могут эту жизнь изменить » Крупская Н.К., российская революционерка, государственный партийный, общественный и культурный деятель
« Школа должна в первую очередь учить детей мыслить — причем, всех детей, без всякого исключения, несмотря на разное имущественное и социальное положений семей, а также наследственных задатков детей» Давыдов В.В., советский и российский психолог и педаго г
Человек 21 века должен уметь: сосуществовать (толерантность, культура речи); уметь учиться (непрерывное обучение); уметь работать (решать сложные жизненные ситуации); уметь жить (самостоятельно организовать свою деятельность, быть адекватным)
5 важных коммуникаций политическая и социальная компетентность ( б ыть гражданином своей страны); способность к жизни в поликультурном мире; коммуникативная культура (знание родного языка и иностранного); компьютерная грамотность способность учиться
Причины отказа от традиционных форм и методов образования цель: «Школа памяти»; девиз педагога : «Делай как я»; характер взаимоотношений: субъект — объектный; стиль: авторитарный, монологичный ; формы обучения: иллюстративно-объяснительные, информационные; деятельность ученика: репродуктивн0- воспроизводящая; способы усвоения: заучивание, деятельность по алгоритм; учитель: носитель информации, хранитель норм и традиций, пропагандист предметно – дисциплинарных знаний; позиция ученика: пассивность, отсутствие интереса, отсутствие мотива к личностному росту.
Что такое метапредмет ? Метапредметы пытаются говорить о том, о чём современная школа не умеет – о смысле жизни, о ценности жизни. Это ответ на вопрос: Зачем мне эти знания? Где мне это пригодится?
Цель метапредметности - создание целостной картины у школьников
Универсализм метапредметов состоит в обучении школьников общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы которые лежат поверх учебных предметов, и воспроизводятся при работе с любым предметным материалом
Метапредметы – это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов. Это — учебный предмет нового типа, в основе которого лежит интеграция учебного материала и принцип рефлексивного отношения к базисным основам мышления — знание знак проблема задача
Блок способностей: способность работать с понятиями идеализационная способность систематизирующая способность управлять процессом познания (умение выделить то, что не знают) метапредмет «Знание» Результат: развитие универсальных способностей: понимание, воображение, рефлексия
способность схематизации освоение специальных приемов работы со схемами на разных предметах умение графически изображать и мыслительно видеть содержание учебных предметов умение выразить с помощью схем, то что понимают или хотят сказать метапредмет «Знак» Результат: исчезает проблема заучивания больших массивов учебного материала
учатся обсуждать вопросы, которые носят характер открытых, по сей день неразрешимых проблем осваивают техники позиционного анализа учатся организовывать и вести полипозиционный диалог метапредмет «проблема» Результат: развитие способности проблематизации , целеполагания , самоопределения и др .
получают знание о разных типах задач и способах их решения формируются способности понимания и схематизации условий объекта задачи формируются способности моделирования объекта задачи, конструирования способов решения выстраивается процедура достижения цели метапредмет «задача» Результат: овладевают процессом постановки задач, поиском и рефлексией средств их решения, осваивают технику перевода проблем в задачи и т. д.
Залог успеха метапредметного занятия педагог должен хорошо знать свой предмет; ясно представлять какая базовая способность формируется; учителю необходимо быть готовым к импровизации.
«как учить?» Не учить, а демонстрировать через: приемы использования резервов мозга; приемы работы с информацией; предоставлять возможность учиться самим (в устной и письменной речи); научить самостоятельно переходить из пассивных речевых форм (чтение и слушание ) в активные (говорение и письмо ).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Мы хотим убедить Вас в реальности применения метапредметности на уроках! Скажем метапредметности «да»? Возьмёмся за дело? Протянем друг другу руку помощи? Порадуемся полипрофессиональному взаимодействию!
Р. S . « Тяжелое станет привычным, привычное – легким, легкое – красивым » Станиславский К.С., режиссёр, актёр и педагог, реформатор театра
ПРОЕКТ РЕШЕнИЯ Осуществлять внедрение метапредметного подхода в обучении как одно из условий повышения качества образования. В течение года. Ответственные : зам. директора по УВР, учителя-предметники. В марте – апреле 2019 года провести открытые уроки, воспитательные мероприятия на уровне начального общего, основного общего и среднего общего образования с использованием метапредметного подхода в обучении. Ответственные : зам.директора по УВР,МР Организовать взаимопосещение уроков учителями-предметниками на уровне начального общего, основного общего и среднего общего образования с целью трансляции опыта по использованию метапредметного подхода в обучении. Ответственные : руководители МО, зам. директора по УВР. Проводить совместные методические объединения по запросу. В течение года. Ответственные : зам. директора по УВР, учителя-предметники .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метапредметный подход как ядро российского образования
Презентация по теме "Метапредметный подход как ядро российского образования" подготовлена для секции РМО учителей физики и с учетом программы по физике....
Метапредметный подход на уроках математики как средство повышения результатов образования
Метадеятельность - универсальная деятельность, которая является "надпредметной". Предметная - это любая деятельность с предметом (строю, учу, лечу, книги пишу, людей кормлю, здания проектирую…). В люб...
Реализация метапредметного подхода как средства достижения планируемых результатов обучения
В ходе практикума (коллективной работы) происходит знакомство с теоретическими положениями и особенностями метапредметного подхода, проектирование алгоритма разработки метапредметного подхода,...
МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Школа должна в первую очередь учить детей мыслить — причем, всех детей, без всякого исключения, несмотря на разное имущественное и социальное положений семей, а также наследственных задатко...
Сценарий педагогического совета «Метапредметный подход как средство достижения нового качества образования в условиях реализации ФГОС»
Сценарий педагогического совета «Метапредметный подход как средство достижения нового качества образования в условиях реализации ФГОС»...
Сценарий педагогического совета «Метапредметный подход как средство достижения нового качества образования в условиях реализации ФГОС»
Сценарий педагогического совета «Метапредметный подход как средство достижения нового качества образования в условиях реализации ФГОС»...
Метапредметный подход как средство повышения качества образования в школе
Метапредметный результат является одним из объектов оценки качества образования. В данной работе рассматриваются условия организации метапредметного подхода как способа интеграции...