Метапредметный подход как средство повышения качества образования
презентация к уроку

Григорьева Жанна Евгеньевна

Действительно, школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Профессионалы 21-го века – это специалисты самого широкого профиля. Отсюда любой педагог–предметник, а в нашем случаи и воспитатель,  должен быть, прежде всего, хотя бы немножко полипредметником, а, следовательно -   метапредметником.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_2_dokument_microsoft_office_word_2.docx18.97 КБ
Файл metapredmetnyy_podhod.pptx786.89 КБ

Предварительный просмотр:

Метапредметы – это слово на нашем педсовете будет звучать многократно, на первый взгляд может показаться, что это новое явление в нашем образовании. НО!!!!! Послушайте следующее высказывание: «Задача нашей советской школы не только дать определенную сумму знаний, но и показать, как эти знания с живой жизнью связаны, как они могут эту жизнь изменить».

Во многом была права российская революционерка  государственный, партийный, общественный и культурный деятель Надежда Константиновна Крупская, отвечая за советскую школу.

СЛАЙД 6.

Ей вторит,  и известный психолог, педагог нашего времени В.В. Давыдов: Школа должна в первую очередь учить детей мыслить — причем, всех детей, без всякого исключения, несмотря на разное имущественное и социальное положений семей, а также наследственных задатков детей».

СЛАЙД 7.

Человек   21   века должен: уметь жить, уметь учиться, уметь работать, да и вообще уметь сосуществовать!

СЛАЙД 8.

Современный человек должен обладать и огромным набором коммуникаций!

СЛАЙД 9.

Действительно, школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем.

Профессионалы 21-го века – это специалисты самого широкого профиля. Отсюда любой педагог–предметник, а в нашем случаи и воспитатель,  должен быть, прежде всего, хотя бы немножко полипредметником, а, следовательно -   (метапредметником).

На слайде представлен алгоритм проведения  традиционного урока.

Все это и стало   причиной отказа  от традиционных форм  и  методов образования, при освоении новых стандартов.

СЛАЙД 10.

Возвращаемся к метопредметности.

Метопредметы пытаются ответить на вопросы: Зачем мне эти знания?  Где мне это пригодится?

СЛАЙД 11.

Цель   метапредметности -  создание целостной картины у школьников,  которые бы обладали общими приемами, общими  техниками,  общими схемами,  общими образцами мыслительной работы которые лежат поверх учебных предметов, и воспроизводятся при работе с любым предметным материалом.

СЛАЙД 12.

Окунувшись в теорию вопроса, оказалось, что элементы метапредметных технологий использовались нами и раньше.

Уроки-путешествия, уроки решения практических задач, уроки-погружения, уроки-дебаты – по сути то, что когда-то получило определение «нестандартные уроки», было подходом, репетицией урока метапредметного,  все это  и использовалось нами  и до ФГОСА.

В наших сегодняшних реалиях  УУД тесно связаны с достижением метапредметных  результатов, когда учащиеся могут принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях.

Все это вынуждает учителя уходить от привычной структуры урока, традиционных педагогических технологий.

Перед учителем стоит задача, как учить,  работая на метапредметные результаты?

В нашей практической части мы постараемся спроектировать фрагмент метапредметного урока и  занятия.

СЛАЙД 13.

Технология метапредметного обучения разрабатывалась научной группой под руководством доктора психологических наук Юрия Громыко с 1990 года.

Метапредмет – учебный предмет нового типа, в основе которого лежит  не просто интеграция, дополнение одной  науки другой. Это новая   образовательная форма, которая выстраивается поверх учебного материала и принцип рефлексивного отношения к базисным основам мышления, такие как: “Знание”, “Знак”, “Проблема”, “Задача”, “Слово”.

 Эти результаты  представлены на слайде: СЛАЙД 14, 15,16, 17.

СЛАЙД 18.

      Еще одно  отличие метапредметного занятия и традиционного заключается в том, что традиционный урок мы планируем, а метапредметное занятие мы сценируем.  Причем в метапредметном занятие необходимо конструирование «сбоя». Залог успеха сценирования метапредметного учебного занятия заключается в следующем:

  • педагог должен хорошо знать свой предмет,
  • ясно представлять какая базовая способность формируется,
  •  учителю необходимо быть готовым к импровизации.  

СЛАЙД 19.

Ну и завершая нашу презентацию, хочется получить ответ на вопрос      «как учить?» 

ответ звучит абсурдно – никак. 

Не учить, а демонстрировать через:

  • приемы использования резервов мозга;
  • приемы работы с информацией;
  •  предоставлять возможность учиться самим (в устной и письменной речи);
  •  научить самостоятельно переходить из пассивных речевых форм (чтение и слушание) в активные (говорение и письмо).

СЛАЙД 20.

И в заключении  хочется процитировать слова гениального  Станиславского:

«Тяжелое станет привычным,

привычное – легким,

легкое – красивым.»

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Метапредметный подход как средство повышения качества образования салемал , 2019

Слайд 2

«Задача нашей советской школы не только дать определенную сумму знаний, но и показать, как эти знания с живой жизнью связаны, как они могут эту жизнь изменить » Крупская Н.К., российская революционерка, государственный партийный, общественный и культурный деятель

Слайд 3

« Школа должна в первую очередь учить детей мыслить — причем, всех детей, без всякого исключения, несмотря на разное имущественное и социальное положений семей, а также наследственных задатков детей» Давыдов В.В., советский и российский психолог и педаго г

Слайд 4

Человек 21 века должен уметь: сосуществовать (толерантность, культура речи); уметь учиться (непрерывное обучение); уметь работать (решать сложные жизненные ситуации); уметь жить (самостоятельно организовать свою деятельность, быть адекватным)

Слайд 5

5 важных коммуникаций политическая и социальная компетентность ( б ыть гражданином своей страны); способность к жизни в поликультурном мире; коммуникативная культура (знание родного языка и иностранного); компьютерная грамотность способность учиться

Слайд 6

Причины отказа от традиционных форм и методов образования цель: «Школа памяти»; девиз педагога : «Делай как я»; характер взаимоотношений: субъект — объектный; стиль: авторитарный, монологичный ; формы обучения: иллюстративно-объяснительные, информационные; деятельность ученика: репродуктивн0- воспроизводящая; способы усвоения: заучивание, деятельность по алгоритм; учитель: носитель информации, хранитель норм и традиций, пропагандист предметно – дисциплинарных знаний; позиция ученика: пассивность, отсутствие интереса, отсутствие мотива к личностному росту.

Слайд 7

Что такое метапредмет ? Метапредметы пытаются говорить о том, о чём современная школа не умеет – о смысле жизни, о ценности жизни. Это ответ на вопрос: Зачем мне эти знания? Где мне это пригодится?

Слайд 8

Цель метапредметности - создание целостной картины у школьников

Слайд 9

Универсализм метапредметов состоит в обучении школьников общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы которые лежат поверх учебных предметов, и воспроизводятся при работе с любым предметным материалом

Слайд 10

Метапредметы – это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов. Это — учебный предмет нового типа, в основе которого лежит интеграция учебного материала и принцип рефлексивного отношения к базисным основам мышления — знание знак проблема задача

Слайд 11

Блок способностей: способность работать с понятиями идеализационная способность систематизирующая способность управлять процессом познания (умение выделить то, что не знают) метапредмет «Знание» Результат: развитие универсальных способностей: понимание, воображение, рефлексия

Слайд 12

способность схематизации освоение специальных приемов работы со схемами на разных предметах умение графически изображать и мыслительно видеть содержание учебных предметов умение выразить с помощью схем, то что понимают или хотят сказать метапредмет «Знак» Результат: исчезает проблема заучивания больших массивов учебного материала

Слайд 13

учатся обсуждать вопросы, которые носят характер открытых, по сей день неразрешимых проблем осваивают техники позиционного анализа учатся организовывать и вести полипозиционный диалог метапредмет «проблема» Результат: развитие способности проблематизации , целеполагания , самоопределения и др .

Слайд 14

получают знание о разных типах задач и способах их решения формируются способности понимания и схематизации условий объекта задачи формируются способности моделирования объекта задачи, конструирования способов решения выстраивается процедура достижения цели метапредмет «задача» Результат: овладевают процессом постановки задач, поиском и рефлексией средств их решения, осваивают технику перевода проблем в задачи и т. д.

Слайд 15

Залог успеха метапредметного занятия педагог должен хорошо знать свой предмет; ясно представлять какая базовая способность формируется; учителю необходимо быть готовым к импровизации.

Слайд 16

«как учить?» Не учить, а демонстрировать через: приемы использования резервов мозга; приемы работы с информацией; предоставлять возможность учиться самим (в устной и письменной речи); научить самостоятельно переходить из пассивных речевых форм (чтение и слушание ) в активные (говорение и письмо ).

Слайд 17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Мы хотим убедить Вас в реальности применения метапредметности на уроках! Скажем метапредметности «да»? Возьмёмся за дело? Протянем друг другу руку помощи? Порадуемся полипрофессиональному взаимодействию!

Слайд 18

Р. S . « Тяжелое станет привычным, привычное – легким, легкое – красивым » Станиславский К.С., режиссёр, актёр и педагог, реформатор театра

Слайд 19

ПРОЕКТ РЕШЕнИЯ Осуществлять внедрение метапредметного подхода в обучении как одно из условий повышения качества образования. В течение года. Ответственные : зам. директора по УВР, учителя-предметники. В марте – апреле 2019 года провести открытые уроки, воспитательные мероприятия на уровне начального общего, основного общего и среднего общего образования с использованием метапредметного подхода в обучении. Ответственные : зам.директора по УВР,МР Организовать взаимопосещение уроков учителями-предметниками на уровне начального общего, основного общего и среднего общего образования с целью трансляции опыта по использованию метапредметного подхода в обучении. Ответственные : руководители МО, зам. директора по УВР. Проводить совместные методические объединения по запросу. В течение года. Ответственные : зам. директора по УВР, учителя-предметники .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метапредметный подход как ядро российского образования

Презентация по теме "Метапредметный подход как ядро российского образования" подготовлена для секции РМО учителей физики и с учетом программы по физике....

Метапредметный подход на уроках математики как средство повышения результатов образования

Метадеятельность - универсальная деятельность, которая является "надпредметной". Предметная - это любая деятельность с предметом (строю, учу, лечу, книги пишу, людей кормлю, здания проектирую…). В люб...

Реализация метапредметного подхода как средства достижения планируемых результатов обучения

В ходе практикума (коллективной работы) происходит знакомство с теоретическими положениями и особенностями метапредметного  подхода, проектирование алгоритма разработки метапредметного подхода,...

МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Школа должна в первую очередь учить детей мыслить — причем, всех детей, без всякого исключения, несмотря на разное имущественное и социальное положений семей, а также наследственных задатко...

Сценарий педагогического совета «Метапредметный подход как средство достижения нового качества образования в условиях реализации ФГОС»

Сценарий  педагогического совета «Метапредметный подход как средство достижения нового качества образования в условиях реализации ФГОС»...

Сценарий педагогического совета «Метапредметный подход как средство достижения нового качества образования в условиях реализации ФГОС»

Сценарий  педагогического совета «Метапредметный подход как средство достижения нового качества образования в условиях реализации ФГОС»...

Метапредметный подход как средство повышения качества образования в школе

Метапредметный результат является одним из объектов оценки качества образования. В данной работе  рассматриваются условия организации метапредметного подхода как способа интеграции...