Использование ИКТ при проведении интегрированных уроков.
учебно-методический материал
Музыка несёт все те общественные функции, что и искусство в целом. Как специфический род человеческого мышления и деятельности. Главное ее назначение - участие в человеческом общении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 32.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование ИКТ при проведении интегрированных уроков»
Настоящая наука и настоящая музыка
требуют однородного мыслительного
процесса.
А. Эинштейн.
В последние годы инновационность в обучении и воспитании — предмет внимания не только педагогов, но и социологов, философов, психологов.
По своему основному смыслу понятие «инновация» относится не только к созданию и распространению новшеств, но и к преобразованиям, изменениям в характере деятельности, стиле мышления, которые с этими новшествами связаны.
Инновационное обучение создает новый тип учебно-воспитательного процесса, раскрепощающий личность учителя и ученика. Инновационность — это прежде всего открытость, проницаемость для иного, отличного от заданного ранее, готовность и умение отнестись к своей позиции не только как к единственно возможной и единственно истинной.
Музыка несёт все те общественные функции, что и искусство в целом. Как специфический род человеческого мышления и деятельности. Главное ее назначение - участие в человеческом общении. «Музыка — это предельное проявление духа, утонченнейшая стихия, из которой, как из невидимого ручья, черпают в себе пищу потаённейшие грёзы души; она звучит вокруг человека, хочет всего и ничего, она - орган более тонки, чем речь, быть может и мысль, дух уже не может пользоваться ею как средством, как органом она — сама предмет, от того она живет и парит в своей собственной чудесной сфере», - так немецкий писатель конца 18 века В.Г.Вакенродер определил музыки в романтическом искусстве следующего столетия.
Уже античные философы единодушно признавали музыку самым эффективным средством, которое способно привести в движение духовно-потенциальные возможности человека (эмоциональные, интеллектуальные, эстетические, этические, психологические) и внести изменения в мыслительные способности в характер, поведение и воспитание личности, умственную и моральную деятельность, а также научную и художественную работу. В Индии, в Китае, арабских странах, в Европе лады и ритмы музыки считались созданными богами и ниспосланными на землю людям. Религиозный мыслитель Среднего Востока Х1-Х11 веков Мухаммед ал-Газали учил, что гармоничные звуки музыки — Вестники из того мира, приобщающие человека к Божественной красоте. В Европе представления и верования относительно непосредственной связи музыкальной гармонии с гармонией Вселенной носили устойчивый долговечный характер. Августин в своих трактатах писал о креационистском порядке Творца, космоса, произведения искусства; Боэций — о гармоническом ритме космоса, отражающего идеальность божественного разума и порождающего «музыку мира», о том, что весь мир — колоссальный музыкальный инструмент и музыка определяет гармонию души и тела человека.
С древних времен органическая связь акустики, арифметики, геометрии, физики, астрономии и музыки являла собой замечательное историко-культурную традицию.
Возможная взаимосвязь наук и музыкального искусства в современном преподавании кажется недоразумением. Тогда как именно органический синтез наук и музыки послужил благодатной основлй становления пифагорейского склада мышления, пифагорейской формы сознания, позволивших сполна проявить исследовательский дух, поиск разного рода открытий и научных истин.
Точные науки. Музыка и математика.
Триединая основа научной системы Пифагора: философия, математика и музыка. Пифагорейское исследование музыки имело широкое основание, раскрывающее многосторонний потенциал музыкального искусства, включающий в себя математическую трактовку музыки. Ведь «именно в музыке Пифагор нашел прямое доказательство своему знаменитому тезису: «Все есть число». Более того Пифагор, используя арифметические соотношения в пределах первых 9ти чисел разработал гармонические интервалы, созвучия, такие как октава, кварта и квинта, что послужило основой разработки музыкальной теории.
Музыкальный тон пифагорейцы представляли в виде земляного куба и тогда получалось что кварта есть водяной икосаэдр, квинта — воздушный октаэдр, октава — огненная пирамида. Так родилась идея «всеобщей гармонии», «музыки небесных сфер».
В астрономии Пифагору приписывается открытие косого положения зодиака, определение продолжительности «великого года» - интервала между моментами, когда планеты занимают относительно друг друга тоже самое положение. Он учил и гармонии сфер. Каждая планета двигаясь вокруг земли в эфире, производит монотонный звук той или иной высоты. Например, звук Луны высокий и пронзительный, звук Сатурна — самый низкий.
Совместно эти звуки образуют гармоническую мелодию, слышать которую, правда мог только Пифагор, обладавший удивительно тонким слухом.
Музыка и физика.
В первую очередь нужно отметить физическое толкование высоты звука. Уже античная музыкальная теория, состоящая из двух частей- умозрительной и прикладной, заключала в себе физический отдел. Физический отдел рассматривал звуки в применении к тем или иным телам или физическим явлениям, при этом имея в виду музыкальную арифметику. т. е. Учение об отношениях звуков. И музыкальную физику- науку о звуковых отношениях в движениях небесных тел.
Другие соотношения: физика- акустическая природа звука, музыка электричества, роль музыки в эмоционально-психологическом восприятии понятий точных наук ( гармония чисел, симметрия, цвет, полиметрия).
Синтез цвета и музыки. Математический закон соответствия цветов определенным музыкальным звукам (Ньютон). Одним из ярких и замечательных представителей науки, воплотившим в своей научно-творческой деятельности идею взаимодействия двух направлений науки и искусства- физики и музыки — является, конечно же, личность Эйнштейна.
Научная и духовная биография Альберта Эйнштейна, автора многочисленных трудов по физике, космологии и механики, была тесно связана с гуманитарными проблемами, вопросами этики, эстетики, культурологии. По мнению Эйнштейна, как физика — музыканта, интеграция науки и искусства «готовит» мышление к открытию объективных истин. Известно, что музыка (особенно Гайдна, Баха) оказала мощное воздействие на стиль мышления и методы работы Эйнштейна как исследователя.
Глубокие взаимосвязи хранят в себе музыка и естественные науки (Химия, биология, география, медицина и т. д.)
Мировоззренческая направленность музыкального искусства в обучении естественно-географическим дисциплинам способствует не только глубинному познанию законов развития окружающего мира, природы человека, но и помогает его оценивать с точки зрения красоты. Ведь «научное познание должно быть связано с критерием красоты» (И.Т.Фролов).
Удивителен путь проделанный музыкой на протяжении тысячелетий. Эстетическое ощущение вообще своими корнями уходит в бездонную древность. И если эстетика цвета, краски насчитывает 40000 лет, чувство музыкальной симметрии, симметрии ритма, (как считает, например, Ч.Дарвин) присуще также и «меньшим братьям» человека в силу их природной конституции. Так Дарвин признавался размышляя о своей научной деятельности, что «утрата эстетических вкусов равносильно утрате счастья и, может быть, вредно отражается на умственных способностях, и еще вероятнее — на нравственных качествах, так, как ослабляет эмоциональную сторону нашей природы».
Музыка и биология.
Музыкальная гармония- способ уравновешивания человека с окружающим миром. Гармоническое развитие личности в природе средствами музыкального искусства. Влияние различных ритмов в природе и музыке на психику человека. Особенности восприятия музыки растениями и животными. Исследования влияния музыки на рост растений.
В древние века музыкально-медицинские центры лечили людей от тоски, нервных расстройств, заболеваний сердечно-сосудистой системы. Музыка влияла на интеллектуальное развитие, ускоряя рост клеток, отвечающих за интеллект человека. Не случайно занятия математикой в пифагорейской школе проходили под звуки музыки, повышающей работоспособность и умственную активность мозга. Музыкой можно изменять развитие: ускорять рост одних клеток, замедлять рост других. Но, главное, музыкой можно влиять на эмоциональное самочувствие человека. Бессмертные музыкальные произведения Моцарта, Бетховена, Шуберта, Чайковского способны активизировать энергетические процессы организма и направлять их в на его физическое оздоровление.
Занятия музыкой не отвлекали, а наоборот помогали в научной работе А. Бородину — ученому химику. Химия и музыка безраздельно царили в его душе и властно предъявляли свои права на внимание, время и творческую энергию.
Музыка и философия.
Философия - духовное общение с музыкой, диалог с миром и «внутренний монолог» (на материале мирового классического наследия); музыка и внимание к душе человека, к жизни «сердца человеческого».
Классическим примером непосредственной, родственной взаимосвязи музыки и философии являются органные произведения И.С.Баха. Много частный цикл европейской симфонии от Бетховена до Маллера и далее — носитель вполне определенных мировоззренческих концепций. В течение долгой своей истории музыка то парила рядом с Богом ( Палестрина, Бах), то опускалась вровень с маленьким, земным человеком (бытовые танцы, песни), резонируя с волнами человеческих эмоций, она могла содержать в себе символику ( поздний Скрябин)...
Музыка и нравственное воспитание.
Влияние музыки на воспитание человеческого характера, нравственности и поведения. Роль музыки в гражданском воспитании. Обращенность выдающихся людей науки и искусства к музыке как к духовной опоре в жизни и деятельности.
Это и есть тот классический путь — синтез искусств и наук, который направит личность на достижение разносторонней образованности в самом себе и поможет расширить духовное зрение в познании и сложного мира своих сверстников.
Список использованной литературы:
Власов В. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства. Т.З. - С-Пб.: Лита, 2000.
МишинВ.В. Колокола на Руси.
Газарян С. В мире музыкальных инструментов. 2-е изд.-М.: Провещение, 2007г.
Ботицкий М. Знаете ли вы музыку. Вып. 2-М.: Музыка 2009г.
Медушевский В.В., Очаковская О.О. Энциклопедический словарь юного музыканта.- М.: Педагогика, 2007г.
Семакин И.Г. Взаимосвязь музыки с предметами естественных, гуманитарных и эстетических циклов. С-Пб.: 2007г.
Еремин Е.А., Хеннер Е.К. Типы и формы интегрированных уроков. М.: Просвещение, 2008г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/11/24/picture-36213.jpg)
методика проведения интегрированного урока алгебры и информатики в 8 классе по теме " графический способ решения уравнений"
lРазвитие информационных технологий сделало информационное пространство одним из основных элементов окружающей среды человека и это невозможно игнорировать при организации учебного про...
План-конспект проведения интегрированного урока. Предмет: история и обществознание 8 класс. Тема урока: «Подвиг бескорыстной любви». (В РАМКАХ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ "ВОСТАНИЕ ДЕКАБРИСТОВ)
План-конспект проведения интегрированного урока. Предмет: история и обществознание 8 класс. Тема урока: «Подвиг бескорыстной любви» Продолжительность урока: 40 мин.Урок:интегрированнный,по хара...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/11/picture-170910-1357879543.jpg)
Методическая разработка проведения интегрированного урока «Лучший урок письма», 6 класс
6 класс«Лучший урок письма»Тема: Р/Р Сочинение « Cпорт в моей жизни». (1ч.)...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/07/picture-891050-1486493243.jpg)
Использование ИКТ при проведении интегрированных уроков.
Инновационное обучение создает новый тип учебно-воспитательного процесса, раскрепощающий личность учителя и ученика. Инновационность — это прежде всего открытость, проницаемость для иного, отличного о...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/28/picture-953231-1506549252.jpg)
Статья по теме "Использование интерактивных методов обучения при проведении интегрированных уроков английского языка".
Использование интерактивных методов обучения при проведении интегрированных уроков английского языка....
![](/sites/default/files/pictures/2021/09/24/picture-1349022-1632484315.jpg)
Методическая разработка проведения интегрированного урока (занятия) «Сталинградская битва: уроки истории»
Данная методическая разработка интегрированного урока литературы и истории (внеклассного мероприятия) предназначена для учителей литературы и учителей истории, педагогов-организаторов, классных руково...
Приемы и методы работы с детьми ОВЗ на уроках музыки. Особенности проведения интегрированных уроков в коррекционных классах.
Актуальность уроков музыки для детей с ОВЗ заключается в том, что они позволяют каждому ребенку, независимо от его способностей и дарований, раскрыть и проявить себя, научиться понимать и любить песни...