Работа с притчей
методическая разработка
Почему я выбрала этот материал? Потому что часто дети читают текст, глубоко не вникая в него, не понимая содержание, а порой и теряют мысль. Притча учит их пытаться осмысливать прочитанное. Поэтому учитель стоит перед выбором: либо ты им даешь сухую информацию, либо – пытаешься воспитывать, что-то обсуждая на жизненных примерах. Для себя я решила: пусть лучше ученики получат меньше точной информации, но я попытаюсь их вызвать на откровенный разговор, затронуть душевные струнки, что, возможно, когда-то в них отзовется. И для этого притча оказалась самым подходящим материалом. Благодаря своей краткости и иносказательному языку она может передать то, что мы хотим сказать, не впадая в морализаторство, которое отталкивает ученика. К сожалению, наши дети любую мораль или замечание воспринимают как: «А она меня сегодня ругала». Ценность притчи в том, что она вызывает учеников на диалог, заставляет думать, говорить, не бояться высказывать разные мнения. В результате обсуждения притчи мы приходим к какому-то общему мнению (а не учитель сообщает детям готовое «правильное» решение).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_pritchey.pptx | 468.88 КБ |
rabota_s_pritchey.docx | 23.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Работа с притчей В чем плюсы ? краткое содержание; нет прямого указания на мораль; интересна обучающимся.
Причта – это удивительный жанр. Притча – это короткое, сжатое нравоучение в прозаической или стихотворной форме. Она строится на сравнении, подобии, противопоставлении явлений и фактов. В обычной притче обычное событие повседневной жизни используется для того, чтобы подчеркнуть или разъяснить важную духовную истину. Она – способ передачи мудрости от старшего поколения.
Темы притч: - мудрость, долголетие, праведность, знание, любовь к ближнему, - семейные устои и воспитание детей, - сдержанность в наслаждениях , - милосердие, - выбор друзей, - трудолюбие, честность, - непримиримость ко злу, справедливость , - помощь нуждающимся в ней, - здравый рассудок .
Способы использования притч: Обсуждение основной идеи и смысла истории; Анализ названия притчи (или задание придумать притче новое название); Притча без окончания – обсуждение, чем она могла бы закончиться; Иллюстрация рассказа (предложить рисунки, картинки, фотографии, изображения); Сформулировать вопросы или ответить на поставленные вопросы; Выделить ключевые понятия; Инсценировка по рассказу (истории); Найти или предположить (вставить) пропущенные слова. Связь содержания притч с современной жизнью; Рассмотреть притчу с ролевой позиции (представителя определенной исторической эпохи, культуры, религиозной конфессии , социальной роли и т.п.); Сравнение нескольких притч.
Жил-был юноша с плохим характером. Отец дал ему полный мешок гвоздей и сказал забивать один гвоздь в ворота сада каждый раз, когда тот потеряет терпение или поругается с кем-нибудь. В первый день юноша забил 37 гвоздей в ворота сада. В последующие недели он научился контролировать количество забитых гвоздей, уменьшая его изо дня в день. Он понял, что проще контролировать себя, чем забивать гвозди. Наконец, наступил тот день, когда юноша не забил ни одного гвоздя в ворота сада. Он пришел к отцу и сказал ему эту новость. Тогда отец сказал юноше вынимать один гвоздь из ворот каждый раз когда тот не потеряет терпение. Наконец наступил день, когда юноша смог сказать отцу, что вытащил все гвозди. Отец подвел сына к садовым воротам: «Сын, ты прекрасно себя вел, но посмотри, сколько дырок осталось на воротах. Никогда они уже не будут такими, как раньше. Когда ты с кем-то ругаешься и говоришь ему неприятные вещи, ты оставляешь ему раны как те, что на воротах».
Притча о счастье Счастье бродило по свету и исполняло желания тех, кто встречался на его пути. Однажды оно упало в яму и не могло оттуда выбраться. К яме подходили люди и загадывали желания, а счастье выполняло их. Но как-то раз к яме подошел необычный человек. продолжите историю .
Человек спросил у счастья, чего оно само хочет. – «Выбраться из ямы». Человек помог ему выбраться и пошел своей дорогой. А счастье … побежало за ним следом…
Выводы: 1.Притча позволяет не осудить человека, но осудить порок. 2.Притча предлагает мыслительную деятельность над сложными вопросами бытия. 3.Притча остается в памяти, она удобна для восприятия.
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Работа с притчей
Педагог сегодня должен стать создателем новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщённых способов деятельности и создание обучающимися собственных продуктов в освоении знаний. Думаю, что связующим звеном не только в обучении, но и в воспитании должен быть текст, работа с которым позволяет добиваться оптимального результата.
Часто в повседневной жизни нам важно получить подробную информацию об интересующем нас явлении или событии, что требует владения умением читать с полным пониманием содержания (изучающее (аналитическое) чтение).
Обычно, таким образом, мы читаем художественную литературу (рассказы, стихи, сказки и т.п.), но притча более удобна в использовании и на уроке и непосредственно в деятельности классного руководителя. В чем плюсы?
- краткое содержание;
- нет прямого указания на мораль;
- интересна обучающимся.
То есть - именно притча обладает, на мой взгляд, наибольшим воспитательным потенциалом, развивает аналитические навыки, логическое и образное мышление.
Почему я выбрала этот материал? Потому что часто дети читают текст, глубоко не вникая в него, не понимая содержание, а порой и теряют мысль. Притча учит их пытаться осмысливать прочитанное. Поэтому учитель стоит перед выбором: либо ты им даешь сухую информацию, либо – пытаешься воспитывать, что-то обсуждая на жизненных примерах. Для себя я решила: пусть лучше ученики получат меньше точной информации, но я попытаюсь их вызвать на откровенный разговор, затронуть душевные струнки, что, возможно, когда-то в них отзовется. И для этого притча оказалась самым подходящим материалом. Благодаря своей краткости и иносказательному языку она может передать то, что мы хотим сказать, не впадая в морализаторство, которое отталкивает ученика. К сожалению, наши дети любую мораль или замечание воспринимают как: «А она меня сегодня ругала». Ценность притчи в том, что она вызывает учеников на диалог, заставляет думать, говорить, не бояться высказывать разные мнения. В результате обсуждения притчи мы приходим к какому-то общему мнению (а не учитель сообщает детям готовое «правильное» решение).
Причта – это удивительный жанр. Притча – это короткое, сжатое нравоучение в прозаической или стихотворной форме. Притча, как правило, не требует доказательств. Она строится на сравнении, подобии, противопоставлении явлений и фактов. В обычной притче обычное событие повседневной жизни используется для того, чтобы подчеркнуть или разъяснить важную духовную истину. Она – способ передачи мудрости от старшего поколения.
Есть замечательная спартанская притча о послах, которые говорили пространно и долго. Спартанцы сказали им:
-Ваша речь была слишком длинна. Пока мы слушали вторую часть, мы забыли то, что звучало впервой части. А так как мы забыли начало, мы не поняли ничего
Персонаж притчи — это чистый субъект нравственного выбора. Это один из основных принципов построения текста: он взывает к самоопределению человека, к выбору.
Темы притч: мудрость, долголетие, праведность, знание, любовь к ближнему, страх перед животворными силами природы, воздержание, усердие, самообладание, разумное пользование богатством, сочувствие к бедным, семейные устои и воспитание детей, сдержанность в наслаждениях, милосердие, выбор друзей, трудолюбие, честность, непримиримость ко злу, справедливость, помощь нуждающимся в ней, веселье, здравый рассудок.
Каждая притча – это выражение духовного опыта множества жизней, она шифр духа. Каждая притча понимается слушателем по его сознанию. Мышление человека тройственно. Ему отвечают мозг, сердце и сознание. Мозг разумен, сердце чувствительно, сознание мудро. В соединении этих трех – красота, радость познания.
Притчи выполняют несколько функций:
1. Функция зеркала. Обучающийся может сравнить свои мысли, переживания с тем, о чем рассказывается в истории, и воспринять то, что в данное время соответствует его собственному психическому образу.
2. Функция модели. Отображение конфликтных ситуаций с предложением возможных способов их разрешения, указание на последствия тех или иных вариантов решения конфликтов.
3. Функция опосредования. Между двумя людьми (учеником – учителем, взрослым – молодым) при существующем внутреннем противостоянии появляется посредник в виде истории. Благодаря ситуативной модели какой-либо истории можно в щадящей форме сказать другому человеку то, что могло бы быть агрессивно воспринято при прямом указании.
4. Функция хранения опыта. Истории являются носителями традиций, они становятся посредниками в межкультурных отношениях, через них облегчается процесс возвращения человека на более ранние этапы индивидуального развития, они несут альтернативные концепции.
Вот пример притчи, которую я часто используют на уроках и во внеклассной работе. Данная притча содержит в себе все перечисленные функции.
Способы использования притч:
- Обсуждение основной идеи и смысла истории;
- Анализ названия притчи (или задание придумать притче новое название);
- Притча без окончания – обсуждение, чем она могла бы закончиться;
- Иллюстрация рассказа (предложить рисунки, картинки, фотографии,
- изображения);
- Сформулировать вопросы или ответить на поставленные вопросы;
- Выделить ключевые понятия;
- Инсценировка по рассказу (истории);
- Найти или предположить (вставить) пропущенные слова.
- Связь содержания притч с современной жизнью;
- Рассмотреть притчу с ролевой позиции (представителя определенной
исторической эпохи, культуры, религиозной конфессии, социальной роли и т.п.);
- Сравнение нескольких притч.
«Гвозди»
Жил-был юноша с плохим характером. Отец дал ему полный мешок гвоздей и сказал забивать один гвоздь в ворота сада каждый раз, когда тот потеряет терпение или поругается с кем-нибудь. В первый день юноша забил 37 гвоздей в ворота сада. В последующие недели он научился контролировать количество забитых гвоздей, уменьшая его изо дня в день. Он понял, что проще контролировать себя, чем забивать гвозди.
Наконец, наступил тот день, когда юноша не забил ни одного гвоздя в ворота сада. Он пришел к отцу и сказал ему эту новость. Тогда отец сказал юноше вынимать один гвоздь из ворот каждый раз когда тот не потеряет терпение. Наконец наступил день, когда юноша смог сказать отцу, что вытащил все гвозди.
Отец подвел сына к садовым воротам: «Сын, ты прекрасно себя вел, но посмотри, сколько дырок осталось на воротах. Никогда они уже не будут такими, как раньше. Когда ты с кем-то ругаешься и говоришь ему неприятные вещи, ты оставляешь ему раны как те, что на воротах».
Притча о счастье.
Счастье бродило по свету и исполняло желания тех, кто встречался на его пути. Однажды оно упало в яму и не могло оттуда выбраться. К яме подходили люди и загадывали желания, а счастье выполняло их. Но как-то раз к яме подошел необычный человек.
пауза
продолжите историю.
Это, кстати, – один из многих вариантов работы с притчей... Эта история кончается так: человек спросил у счастья, чего оно само хочет. – «Выбраться из ямы». Человек помог ему выбраться и пошел своей дорогой. А счастье… побежало за ним следом… Мы говорили на уроке о том, что такое добро, о том, что настоящее добро – умножает добро, и его нужно возвращать любому человеку… Сейчас продаются сборники притч. Их можно использовать для обсуждения той или иной темы, для рефлексии в конце урока. Можно попросить детей придумать название притчи, найти подходящие по смыслу пословицы, поговорки или загадки, продолжить притчу, проиллюстрировать ее, сформулировать к ней вопросы, выделить ключевые понятия, инсценировать ее, вставить пропущенные слова.
Ответы на эти вопросы позволяют сделать следующие выводы:
1.Притча позволяет не осудить человека, но осудить порок
2.Притча предлагает мыслительную деятельность над сложными вопросами бытия
3.Притча остается в памяти и она удобна для восприятия
Всегда ли притча дает правильный ответ на проблемную ситуацию? Ответим и на этот вопрос языком притчи.
Опыт
Жил-был один добрый человек (сосуд с водой показываю). Но вот однажды, гуляя в парке, он сломал ветку с дерева, просто так (в колбу с водой налить раствор марганца), посмотрите, он становится … Затем он совершил ещё злой поступок, пнул кошку во дворе (опять в колбу наливается вода грязная). Потом ему захотелось … И вот он стал грубый, жестокий,… Что же делать, неужели, он таким и останется? (Ему необходимо совершать добрые дела).
Какие добрые дела будет человек совершать? Дети проговаривают хорошие поступки, а в это время в колбу с грязной водой наливается чистая вода. Чистая вода наливается до тех пор, пока из колбы не выльется вся грязная вода).
Вывод: всего несколько злых, грубых поступков могут очернить человека, и очень много добрых дел необходимо совершить для того, чтобы снова стать светлым, добрым.
Многообразие форм и методов работы с текстом позволяет в полном объеме решать задачи, сформулированные в новом поколении образовательных стандартов.
Таким образом, используя на уроках, во внеклассной деятельности притчи, я считаю, что у детей развивается образное мышление, к чтению текста подходят осмысленно, а также развиваются такие универсальные учебные действия, как
- личностные действия (нравственно-этическая ориентация),
- познавательные универсальные действия (смысловое чтение, поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания),
- логические универсальные действия,
- коммуникативные действия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная работа "Японская мудрость и притча. Харуки Мураками"
"Японская мудрость и притча. Харуки Мураками" Проектная работа ученицы 9 класса Рокоссовской Дарьи. Наиболее ярким примером сочетания ...
Притчи как способ работы с родителями
На родительских собраниях часто использую притчи. Ненавязчивые рассказы, пронизанные народной мудростью-притчи способствуют сближению и взаимопониманию с родителями. Помогают глубже раскрыть тему собр...
Работа с притчами на уроках обществознания
Особенность действия притчи в условиях учебного процесса заключается в том, что ее лаконичность и краткость, наряду с образностью лучше всего воздействует на ум, сердце и волю ученика. Притча заставля...
Развитие творческой компетенции старшеклассников при работе с текстом на уроках русского языка. Анализ текста О.М.Безымянной «Притча об истине» (подготовка к выполнению части «С»)
Работа с текстом на уроках русского языка – одно из условий развития творческого потенциала учащихся, пополнения их словарного запаса, улучшения качества речи. Текст – это основа создания развивающей ...
Работа с притчей на уроках ОРСКЭ
Работа с притчей на уроках ОРСКЭ (на примере фрагмента урока по теме "Христианская семья")...
Практическая работа по работе с притчей № 6
Практическая работа по работе с притчей № 6 рассчитана на учеников 4-5 классов по предмету ОРКСЭ...
Презентация к уроку по теме "Притча. "Притча о блудном сыне"
Притча как жанр. Анализ "Притчи о блудном сыне". Сюжет "Притчи о блудном сыне" в мировой живописи....