Занятие Формы волонтерской деятельности: занятие по работе с притчей
план-конспект

Данная разработка представляет собой занятие, в ходе которо происходит ознакомление волонтеров с таким приемом работы как прогнозирование притчи как однимих эффективных способов ведения досуговой и просветительской деятельности с учащимися младшей школы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pritcha.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формы волонтерской деятельности: занятие по работе с притчей

Цель: ознакомление волонтеров с формами организации досуговой и просветительской деятельности с учащимися младших классов.

Задачи:

  1. Познакомить волонтеров с приемом прогнозирования притчи как эффективным способом работы с детьми младшего школьного возраста.
  2. Провести модельное занятие по работе с притчей с волонтерами в качестве целевой аудитории.

Оборудование:

Мультимедийная аппаратура, компьютер, аудиозапись, мяч, бумага, ручки, цветные карандаши, бейджи.

Предварительная работа:

- подготовить бейджи;

- подготовить мультимедийную презентацию;

- подобрать музыку.

  1. Знакомство с приемом прогнозирования притчи

Сегодня я хочу рассказать вам, каким образом можно провести занятие для младших школьников (с 1 по 4 класс), чтобы было интересно и запомнилось детям надолго.

Все дети любят сказочные истории, поэтому в работе с младшими школьниками хорошо использовать притчи. Притча – это небольшой рассказ, который содержит моральное поучение. В каждой притче заключена некая мудрость, которую дети должны усвоить.

Говорят, что притча – «это искусство слов попадать прямо в сердце». То есть, нравственный вывод  из притчи не навязывается детям, к нему они приходят сами и принимают его своим сердцем.

 Притчи детям можно просто читать, можно обсуждать прочитанное, спрашивать, как дети поняли притчу. Сегодня мы с вами познакомимся с интересным таким приемом работы с притчей как прогнозирование притчи.

Что такое прогноз?

Прогноз – это попытка заглянуть в будущее. Прогнозируя притчу, детям предлагается угадать, какие события последуют по ходу сюжета притчи.

Давайте посмотрим, как работает этот прием. Сейчас мы с вами будем прогнозировать древнюю китайскую притчу. В определенные моменты повествования я буду останавливать чтение, а вам нужно попробовать угадать, как сюжет будет развиваться дальше.

(Во время повествования на экране появляются иллюстрации к сюжету)

  1. Прогнозирование притчи

Давно – давно в одном прекрасном дворце жил…

Кто?

(Слайд 1)

Давно – давно в одном прекрасном дворце жил император. Он восхищался красотой цветов, глубокой зеленью лесов, яркой окраской бабочек. Но больше всего император любил…

Кого любил император?

(Слайд 2)

Но больше всего император любил птиц. Он узнал, что мальчишки стреляют их из рогаток, и объявил…

Что объявил император?

(Слайд 3)

Император объявил:

- Кто принесет во дворец живую птицу, тот получит горсть риса.

 Услыхав об этом, мальчишки…

Что сделали мальчишки?

(Слайд 4)

Услыхав об этом, мальчишки перестали стрелять голубей. Они наставили в лесу множество силков, и вскоре дворцовые комнаты наполнились голубями.

Случилось, что императора навестил гость.

Кто навестил императора?

(Слайд 5)

Навестил императора мудрец из соседнего княжества. Он увидел  во дворце множество голубей и спросил…

(Слайд 6)

Что спросил мудрец?

Он увидел  во дворце множество голубей и спросил:

- Зачем столько птиц обитает в вашем дворце?

Император ответил…

Что ответил император?

Император ответил:

- У меня доброе сердце, и я спасаю их от мальчишек. Больше они не бьют голубей, а приносят их мне живыми.

-А кто же кормит птенцов? - поинтересовался мудрец.

- Каких птенцов? – спросил император.

(Слайд 7)

- У птиц, которые живут теперь в комнатах дворца, остались в лесу беспомощные птенцы. Кто кормит их?

- Об этом я не подумал, - признался император.

Тогда мудрец сказал…

Что сказал мудрец?

Тогда мудрец сказал:

- У вас доброе сердце, вы любите птиц, но никто не принес им столько зла, сколько вы. Все гнезда в ваших лесах наполнены сейчас мертвыми птенцами. Вы спасли пятьсот голубей, но погубили в пять раз больше!

- Ах, как трудно быть добрым! Воскликнул огорченный император.

(Слайд 8)

На это мудрец заметил:

- Добро надо делать с умом. Ум без добра плохо. Но и добро без ума  - не лучше.

  1. Рекомендации по организации осмысления притчи

После этого необходимо выяснить, правильно ли дети поняли смысл притчи.

1 вариант.

Для этого мы задаем детям вопросы. Давайте сами попробуем ответить на них:

- Можно ли императора назвать добрым? (у императора было доброе сердце, но не было мудрости; он хотел совершить доброе дело, но не смог представить всей полноты ответственности за свой поступок)

- Вспомните, были ли в вашей жизни поступки, совершенные из добрых побуждений, о которых в последствии пришлось пожалеть? Делали ли вы добро, которое впоследствии оборачивалось бы злом?

- Можно ли рассматривать как настоящее доброе дело, когда мы даем нашим одноклассникам списывать домашнее задание или контрольную работу? (В этом случае наш одноклассник не получит «двойку», но главное, что он не научится самостоятельно решать задачи. Здесь добро, как и в сказке, оборачивается злом)

2 вариант.

Чтобы дети смогли проявить творческую активность и лучше усвоить материал, можно дать детям задание придумать, чем окончилась притча. Это можно сделать как устно, так и письменно – в зависимости от возраста детей.

Ведущий под музыку еще раз читает притчу о китайском императоре.

Пожалуйста, напишите, чем, на ваш взгляд, окончилась притча.

Кто хочет зачитать свой вариант окончания?

Спасибо, у нас получились очень хорошие и добрые сюжеты. Когда вы будете работать с детьми, также опросите их мнения, как бы они закончили притчу.

3 вариант.

Чтобы у детей осталось яркое впечатление о занятии, можно попросить их нарисовать героя, ситуацию или любую картинку из притчи.

Давайте и мы нарисуем запомнившиеся нам эпизоды или впечатлившие картины. Может быть, вы захотите нарисовать какой-либо образ, который будет выражать важную для вас мысль. Пусть ваш рисунок будет схематичным, главное – передать идею.

Расскажите, что вы нарисовали и почему? (ведущий прикрепляет рисунки на доску)

Такой же опрос лучше нужно провести среди детей. Если есть возможность, можно составить выставку рисунков.

По окончании занятия проводится рефлексия. Дети отвечают на вопросы: Что понравилось, что не понравилось на занятии? Узнали ли что-то новое?

Завершить работу лучше резюме по мотивам притчи (например, в конкретном случае, о том, что доброта – это главная человеческая ценность и делать ее нужно с умом).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные подходы к организации праздничных форм досуговой деятельности (из опыта работы творческого объединения «Праздничное агентство»)

Организация и проведение массовых праздников, представлений и игровых программ – является одним из аспектов в деятельности учреждений дополнительного образования детей. Потому что праздник – это особо...

Работа волонтерского объединения как форма внеурочной деятельности

Работа волонтерского объединения как форма внеурочной деятельности...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА профилактических занятий с учащимися учащиеся 5-11 кл. (склонные к девиантному поведению) «Профилактика девиаций через вовлечение в волонтерскую деятельность» с использованием историко-природно-ландшафтных ресурсов музея-усадьбы в д

Концепция развития волонтерского движения в музее-усадьбе -  сохранение, восстановление и развитие мемориального природного комплекса и не мемориального исторического природного ландшафта «...

Выступление на районном методическом объединении "Первые результаты волонтерской деятельности. Из опыта работы образовательного учреждения"

Опыт волонтерского движения в образовательных учреждениях Кантемировского района Воронежской области...

Презентация на тему "Направления волонтерской деятельности" для занятия кружка "Я - волонтер"

Очень широк спектр деятельности, где требуется волонтерская помощь, поэтому каждый молодой человек может выбрать для себя тот вид добровольческой деятельности, который отвечает его потребностям и позв...

Формы внеурочной деятельности. Из опыта работы.

Все мы вместе и наши дети,  и мы- учителя находимся в постоянном поиске интересных форм, приёмов внеурочного мероприятия.Это конкурсы, олимпиады, конференции очной и заочной формы, нацеленные на ...