Использование цифровых технологий в школьном образовании
методическая разработка
В данной методической разработке описаны наиболее часто применяемые в образовательном процессе основной и старшей школы цифровые технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_tsifrovyh_tehnologiy_v_shkolnom_obrazovanii.doc | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование цифровых технологий в школьном образовании.
Информационные системы вошли во все сферы жизни. Развитие цифровых технологий открывает огромный спектр возможностей. Прогресс во всех отраслях науки и промышленности идет с огромной скоростью, не прекращая удивлять и восхищать. Цифровые технологии позволяют совершать множество разноплановых задач за кратчайшие промежутки времени. Именно быстродействие и универсальность сделали IT-технологии столь востребованными.
Цифровая школа – это особый вид образовательного учреждения, которое осознанно и эффективно использует цифровое оборудование, программное обеспечение в образовательном процессе и тем самым повышает конкурентную способность каждого ученика. Цифровые школы нельзя рассматривать как необычное и тем более новое явление, поскольку информационные технологии активно находят применение в школах. Школы, которые переходят на цифровые технологии обучения, кардинально отличаются по техническому и информационному оснащению, подготовленности педагогов к работе в новых условиях, уровню управления образовательной средой. Методически «цифровая школа» опирается на новые образовательные стандарты, используя компетентностный многоуровневый подход. Что же представляют собой цифровые технологии?
Цифровые технологии сегодня
- это инструмент эффективной доставки информации и знаний до обучающихся;
- это инструмент создания учебных материалов;
- это инструмент эффективного способа преподавания;
- это средство построения новой образовательной среды: развивающей и технологичной.
Современные цифровые технологии – это:
- Технология совместных экспериментальных исследований учителя и ученика.
- Технология «Виртуальная реальность».
- Технология «Панорамных изображений».
- Технология «3D моделирование».
- Технология «Образовательная робототехника».
- Технология МСИ (использования малых средств информатизации).
- Мультимедийный учебный контент.
- Интерактивный электронный контент.
Образовательные стандарты ориентируют нас на перестройку организации учебного процесса. В наибольшей степени это касается экспериментальной деятельности учителя и обучающихся. Почему? Все дело в том, что обучающиеся должны освоить не только конкретные практические умения, но и общеучебные умения: необходимо так организовать учебный процесс, чтобы был освоен метод естественнонаучного познания. Технология совместных исследований учителя и обучающихся, безусловно, реализует проблемно-поисковый подход в обучении и обеспечивает реализацию известного цикла научного познания: факты – модель – следствие – эксперимент факты.
В начале учитель организует наблюдения и ставит демонстрационные опыты, получает факты, на основе которых совместно с обучающимися делаются выводы по тому или иному явлению. Отталкиваясь от полученных фактов, учитель и обучающиеся пытаются объяснить наблюдаемые явления и выявить закономерности (для чего выдвигаются гипотезы), вывести следствия, установить причины. После этого обучающиеся и учитель продумывают, какие проверочные эксперименты можно поставить, каковы будут их идеи и цели, как их осуществить. Учащиеся реализуют задуманное в самостоятельном лабораторном эксперименте, результаты которого (новые факты) сравнивают с теоретическими предсказаниями и делают выводы. Данная технология позволяет:
1) познакомить обучающихся с процессом познания;
2) вооружить элементами знаний общего подхода, что важно для
дальнейшего обучения и жизни;
3) вовлечь обучающихся в разнообразные учебные действия: и
практические, и мыслительные, обеспечивая тем самым широкий спектр познавательной деятельности, их психологическое развитие и самостоятельность.
Основным методом при обучении робототехники является организация образовательных ситуаций, в которых обучающийся ставит и решает собственные задачи, а педагог сопровождает деятельность обучающегося. Занятия с использованием робототехники создают возможность организовать учебный процесс на основе системно-деятельностного подхода, что и требуют сегодня новые образовательные стандарты.
Технология «Малые средства информатизации» – это технологии, позволяющие обеспечить индивидуальное взаимодействие каждого обучающегося с информационными технологиями, где регулярное применение компьютеров недостижимо. На применение технологии МСИ ориентированы стандарты, учебные программы и учебники.
Виды малых форм информатизации: графические калькуляторы; электронные словари; различные средства интерактивного опроса и контроля качества знаний. Малые средства информатизации позволяют: значительно повысить качество и эффективность учебного процесса; более полно выполнить образовательный стандарт, особенно в области повышения практической направленности обучения; обеспечить более высокий балл на ЕГЭ по физике, химии, математике за счет применения разрешенного технического средства и умения ими пользоваться. Преимущества малых форм информатизации:
- использование МСИ непосредственно в процессе освоения предметных знаний на основе - дидактического диалога учителя и ученика;
-мобильность;
- компактность;
- энергонезависимость.
В практике работы педагогов используются такие технологии, как интерактивный электронный контент и мультимедийный учебный контент. Интерактивный электронный контент – это контент, обладающий возможностями установления различных форм интерактивного взаимодействия пользователя с электронным образовательным контентом: манипулирование экранными объектами, линейная навигация, обратная связь, конструктивное взаимодействие, рефлексивное взаимодействие, имитационное моделирование и т.д. Мультимедийный учебный контент – это контент, представляющий
собой синтез различных видов информации (текстовой, графической, анимационной, звуковой и видео), при котором возможны различные способы ее структурирования, интегрирования и представления.
«…Образовательное учреждение должно иметь интерактивный электронный контент по всем учебным предметам, в том числе содержание предметных областей, представленное учебными объектами, которыми можно манипулировать, и процессами, в которые можно вмешиваться…» (из требований Федерального государственного образовательного стандарта).
Данный комплекс включает: полноэкранные иллюстрации с текстовыми подписями, комментариями, формулами; интерактивные 3Dмодели, которые можно вращать, выбирая требуемое положение; анимации, иллюстрирующие различные явления и изучаемые процессы; интерактивные таблицы величин и параметров; интерактивные модели явлений, экспериментов; интерактивный задачник. Преимущества комплекса: материалы пособий соответствуют как базовому, так и углубленному уровням подготовки обучающихся; могут быть использованы при работе с любым учебником, имеющим гриф Министерства образования и науки РФ и включенным в Федеральный перечень учебников; совместимы и одинаково высокоэффективны с любой операционной системой, установленной на пользовательском компьютере (Windows, Mas OSX, Linux); формируют систему интерактивного обучения при активном взаимодействии с различными цифровыми образовательными ресурсами. не требует специального обучения для преподавателя.
«Цифровая школа» – это масштабный проект комплексного внедрения ИКТ в образовательную среду учреждения, который позволяет наращивать функциональность и объем образовательного контента в условиях непрерывного совершенствования программно-аппаратных средств.
Литература.
1. Асташева Ю. В. Теория поколений в маркетинге // Вестник ЮУрГу Серия "Экономика и менеджмент". 2014. Т. 8. N 1.
2. Войскунский А. Е. Психологические исследования деятельности
человека в интернете // Информационное общество. 2005. N 1.
3. Гаврилюк В. В., Трикоз Н. А. Динамика ценностных ориентаций в
период социальной трансформации // Социологические исследования. 2002.N 1
4. Плешаков В. А. Теория киберсоциализации человека: Монография /
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Педагог-организатор в системе дополнительного образования детей осуществляет работу с учащимися, а также обеспечивает организацию и проведение широкого спектра мероприятий, в том числе направленных на...
Формирование познавательной активности обучающихся на занятиях по биологии через использование цифровых технологий в условиях реализации ФГОС
В настоящее время образование и методика обучения требуют ускоренного внедрения в образовательный процесс нетрадиционных методов и форм организации обучения, позволяющих значительно активизировать усв...
Эссе на тему: « Использования цифровых технологий в рамках реализации Национального проекта «Образование» и регионального проекта «Современная школа» («Точка роста»).
В современной школе главной целью использования цифровых технологий и открытых образовательных ресурсов является создание информационно-образовательной среды образовательного учрежд...
Цифровые перемены в школьном образовании: опыт 2020
Цифровые перемены в школьном оразовании: опыт 2020...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ШКОЛЬНОМ ЛИТЕРАТУРНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Анализируется такая инновационная технология как проект. Кратко обозревается история появления технологии. Выделяются ее преимущества в сравнении с другими. Актуализирован ее применение на уроках лите...
Использование цифровых технологий при реализации программы дополнительного образования
Использование элементов цифровых технологий при реализации программы дополнительного образования художественной направленности (создание школьной газеты)...