ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ШКОЛЬНОМ ЛИТЕРАТУРНОМ ОБРАЗОВАНИИ
статья по литературе

Сереброва Ольга Игоревна

Анализируется такая инновационная технология как проект. Кратко обозревается история появления технологии. Выделяются ее преимущества в сравнении с другими. Актуализирован ее применение на уроках литературы.

Ключевые слова: инновационные технологии, технология проектов, урок литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл serebrova_statya_po_innovatike.docx24.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛГИЙ В ШКОЛЬНОМ ЛИТЕРАТУРНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Анализируется такая инновационная технология как проект. Кратко обозревается история появления технологии. Выделяются ее преимущества в сравнении с другими. Актуализирован ее применение на уроках литературы.

Ключевые слова: инновационные технологии, технология проектов, урок литературы.

В настоящее время школьная система обучения должна давать ученикам обязательные возможности размышлять и уметь отстаивать свою точку зрения. Крое этого, необходимо помнить про раскрытие творческого потенциала каждого ученика. Для их активации нужны инновационные технологии, ведь их применение в современной школе обязательно.

Отметим, такая инновационная технология как проект очень продуктивна в сравнении с другими подобными. Она приходит на помощь, когда нужно переработать большое количество учебного материала. Работу можно распределить внутри команды так, чтобы все нашли свое применение.

В основе технологии проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. Это путь познания, способ организации процесса познания. Поэтому, если мы говорим о технологии проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми», т. е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая — конкретный результат, готовый к использованию.

Реализация начинается с разработки проекта освоения большой темы или раздела образовательной программы по конкретному учебному курсу. Учитель готовит предварительный план раскрытия темы. Ученики вносят свои предложения, замечания, предлагают способы и средства выполнения заданий. Дети распределяются по микрогруппам, намечают виды будущей учебной продукции, договариваются о формах подведения итогов. Таким образом, школьники становятся подлинными субьектами образовательной деятельности.

Технология проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в начале прошлого столетия в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В. Х. Килпатриком. Уже тогда Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Зная, что целительная сила любой технологии в её одухотворённости, свою педагогическую философию я сформулировала одним словом: сотворчество. Дух творчества, сотворчества, сотрудничества, доброжелательности передается всё новым и новым поколениям через уроки, классные часы, разнообразную внеклассную работу, нравственный потенциал которых очень высок: многие учащиеся пишут стихи, заметки, репортажи даже в центральные газеты и журналы, получают Дипломы и награды. Работая на уроках в уплотнённом режиме, мы заражаем друг друга собственной увлечённостью, своей влюблённостью в общее дело, титанической работоспособностью, и урок превращается в своеобразную лабораторию культуры мышления и речи, где дети учатся не только законам грамматики, но и уважению к предкам, пишут портреты в честь Дня Матери, ведут свою Родословную, рассуждают о чести и милосердии не только героев «Капитанской дочки». Именно сотворчество является для учителя высшей формой сотрудничества, ведь детское творчество — результат потребности школьника в выражении своего внутреннего мира.

Проектная технология используется мной как на уроках русского языка, так и литературы, и мудрая мысль Ж. Ж. Руссо — «дети должны делать, что хотят, а хотеть они должны то, что хочет педагог» — стала основным законом моей школьной жизни. Следуя этому закону, на уроках развития речи подросток 10—12 лет сразу же включается в проектную работу в качестве журналиста, выпускающего свой собственный журнал, материалы в котором размещены последовательно по каждой из 10—12 тем проектов. При этом каждая из тем раскрывается автором с позиций его собственного опыта, опыта ученика, юнкора кружка «Репортёр». Работа над проектами, начатая на уроках русского языка и литературы, продолжается на занятиях кружка «Репортёр», на классных часах и дома во время просмотра телепередач или же общения с близкими. Мне важно, чтоб урок продолжался всю жизнь, ведь продолжение урока — это воспитанная в личности потребность к самосовершенствованию, самовоспитанию, самообразованию. Мои ученики осознали основной тезис современного понимания технологии проектов — «всё, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить». Какие же проекты удалось разработать нам в наших условиях?

В ролево-игровых проектах структура также только намечается и остаётся открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определённые роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения. Результаты работы могут намечаться в начале проекта, а могут проявляться лишь к его окончанию. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности всё-таки является ролево-игровая. Так, проект «Кем быть» выявляет будущую профессию учащихся, а пресс-конференция, организованная журналистами с людьми различных профессий, - уже презентация проекта, а материал пресс — конференции был использован при проведении конкурса «Ученик года» в 8 классе.

Тип информационных проектов изначально направлен на сбор информации о каком-либо объекте, явлении; ознакомление участников проекта с этой информацией, её анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты, так же как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической корректировки по ходу работы над проектом. Структура такого проекта может быть обозначена следующим образом: цель проекта, предмет информационного поиска, источники информации (СМИ, анкетирование, интервью); способы обработки информации (анализ, обобщение, сопоставление, выводы); результат информационного поиска (статья, заметка, реферат); презентация (публикация, «Круглый стол»). Такие проекты часто интегрируются в исследовательские и становятся их органичной частью, модулем. Например, проект «А у нас в квартире газ» направлен на сбор информации в связи с газификацией села, домовладений. Цель проекта — научиться правильно обращаться с газовыми приборами и составить инструкцию для младших членов семьи.

Практико-ориентированные проекты отличает чётко обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта, который обязательно ориентирован на социальные интересы самих учащихся.

По признаку предметно-содержательной области можно выделить монопроекты и межпредметные. Монопроекты проводятся в рамках одного предмета. При этом выбираются наиболее сложные разделы или темы программы. Разумеется, работа над монопроектом предусматривает применение знаний и из других областей для решения той или иной проблемы. Но сама проблема лежит в русле собственно филологического, лингвистического, культурологического знаний. Подобный проект также требует тщательной структуризации по урокам с чётким обозначением не только целей и задач проекта, но и тех знаний и умений, которые ученики предположительно должны в результате приобрести. Заранее планируется логика работы на каждом уроке по группам, форма презентации, которую выбирают участники проекта самостоятельно.

Межпредметные проекты, как правило, выполняются во внеурочное время. Это могут быть небольшие, затрагивающие 2—3 предмета, а также достаточно объёмные, продолжительные, общешкольные, планирующие решить ту или иную достаточно сложную проблему, значимую для всех участников. Такие проекты требуют слаженной работы многих творческих групп, имеющих чётко определённые исследовательские задания, хорошо проработанные формы промежуточных и итоговых презентаций. По характеру координаций это могут быть проекты с открытой, явной, координацией и со скрытой координацией.

В проектах с явной координацией учитель выступает в собственной своей функции, ненавязчиво направляя работу его участников, организуя в случае необходимости отдельные его этапы, деятельность отдельных его участников, например, если нужно договориться о встрече, провести анкетирование, интервью со специалистами («Я — гражданин России»). В проектах со скрытой координацией координатор выступает как полноправный участник проекта. Разумеется, в реальной практике чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов. (Например, одновременно, практико-ориентированные и исследовательские.) Каждый тип проекта имеет тот или иной вид координации, сроки исполнения, этапность, количество участников. Поэтому, разрабатывая проект, надо иметь в виду признаки и характерные особенности каждого из них.

Также проект может быть посвящен углубленному изучению какой-то одной темы. Например, любовная лирика А.С. Пушкина. В рамках такого проекта уместно создать микро группу из 4-х человек и распределить обязанности следующим образом: выделить ответственных за сбор информации, анализ стихотворений, обобщение и монтаж презентации.

Таким образом, проектные технологии заметно повышают интерес школьников как к отдельным образовательным программам, так и к образованию в целом. И доведённое до конца исследование даёт начало следующему. Поэтому всё больше детей хотят заниматься проектной деятельностью, и каждый год апробируются новые формы работы, направленные на развитие творческой самостоятельности учащихся. А теперь с появлением компьютеров наши возможности в корне изменились, и по мироощущению чувствуешь себя другим человеком. Учащиеся с удовольствием занимаются проектированием на занятиях кружкa, которые обязательно становятся продолжением уроков с прагматической направленностью на результат, участвуют в районных олимпиадах, областных и Всероссийских конкурсах, становятся лауреатами и дипломантами, призёрами и победителями. Что особенно важно, ведь признание — самый ценный «витамин роста».

Работа по реализации разработанного детьми проекта развила у них коммуникативные умения, сформировала позитивные качества личности (толерантность, умение понимать другого человека), повысила мотивацию учащихся и к урокам литературы, и к учебе, и к социально значимой деятельности, чувство ответственности, сплотила коллектив.

Литература

  1. Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности школьника. Опыты, эксперименты, игры /сост. Н. В. Нищева. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО -ПРЕСС», 2015. − 240 с.
  2. Дыбина О. В Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для школьников. –М.: ТЦ «Сфера», 2005. – 199 с.
  3. Морозова Л. Д. Педагогическое проектирование в МОУ: от теории к практике. – М.: Анкор, 2010. – с. 6-8.
  4. Система педагогического проектирования: опыт работы, проекты. – Волгоград: Учитель, 2012. – 222 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет на тему «Пути повышения качества образования через использование инновационных технологий"

Педагогический совет на тему «Пути повышения качества образования через использование инновационных технологий"...

«Повышения качества образования через использование инновационных технологий на уроках русского языка»

«Повышения качества образования через использование инновационных технологий на уроках русского языка»...

Доклад на тему: «Использование инновационных технологий педагогами дополнительного образования в рамках модернизации образования»

Под инновациями в образовании понимается процесс совершенствования педагогических технологий, совокупности методов, приемов и средств обучения. Педагогическая технология - это продуманная во всех дета...

СОВРЕМЕННЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

«Образование - это индустрия, направленная в будущее С.П.Капица....

Коррекция мелкой моторики с использованием инновационной технологии у детей младшего школьного возраста с дислалией.

            Своевременное и правильное развитие речи является залогом не только хорошей успеваемости в школе, но и гарантией формирования успешной учебной деятельн...