Разработка педагогического совета по теме "От системы оценки качества образования в деятельности педагога к системе оценки качества образования в школе"
методическая разработка на тему
Разработка педагогического совета по теме "От системы оценки качества образования в деятельности педагога к системе оценки качества образования в школе" содержит презентацию. Данная разработка поможет заместителю директора по УВР подготовить педсовет по данной теме.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«От системы оценки качества образования в деятельности педагога
к системе оценки качества образования в школе»
Современная общеобразовательная школа многообразна и сложна, она непрерывно изменяется. В условиях модернизации Российского образования, которая ведет к росту конкуренции среди общеобразовательных учреждений, перед любой школой встает проблема обеспечения своих учащихся качественным образованием.
В общегосударственном плане качество образования – это его соответствие современным жизненным потребностям развития страны.
В педагогическом плане – это ориентация образования не столько на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, сколько на развитие личности. Образовательное учреждение должно формировать новую систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современные ключевые компетенции, что и составляет современное содержание образования.
Условия достижения «нового современного качества образования»:
∙ введение в действие государственных образовательных стандартов и вариативного базисного учебного плана;
∙ оптимизация учебной, психологической и физической нагрузки учащихся;
∙ обеспечение дифференциации и индивидуализации обучения;
∙ использование нравственного потенциала искусства как средства духовного развития личности;
∙ введение профильного обучения в старшей школе;
∙ усиление роли дисциплин, обеспечивающих социализацию учащихся;
∙ развитие дистанционного образования;
∙ государственная поддержка школ для одаренных детей;
∙ создание эффективной государственно-общественной системы экспертизы и контроля качества учебной литературы;
∙ создание государственной системы оценки качества образования.
Качество образования, которое включает в себя обучение и воспитание школьников, представляет собой систему показателей знаний, умений и навыков, а также норм ценностно-эмоциционального отношения к миру и друг другу. Такой подход ориентирует на оценку деятельности школы по конечным результатам, среди которых следует выделить основные показатели эффективности деятельности школы:
∙ уровень обученности учащихся;
∙ готовность их к продолжению образования;
∙ уровень воспитанности учащихся;
∙ состояние здоровья детей;
∙ уровень социальной адаптации выпускников к жизни в обществе;
∙ уровень выполнения стандартов образования.
Все перечисленные параметры взаимосвязаны и взаимно дополняют друг друга. Но на сегодняшний день показатель качества обученности учащихся был и остается первым и основным при оценке эффективности деятельности школы. Проведем сравнительный анализ результативности обучения учащихся школы в этом году.
Класс | Успеваемость | Качество | ||
I четверть | II четверть | I четверть | II четверть | |
2а | 95,8 | 100 | 81 | 83 |
2б | 95,5 | 86,3 | 82 | 79 |
3а | 100 | 100 | 78 | 77 |
3б | 100 | 100 | 84 | 83 |
4а | 100 | 100 | 88 | 88 |
4б | 100 | 96 | 77 | 81 |
5а | 100 | 100 | 76 | 81 |
5б | 100 | 100 | 64 | 57 |
6а | 96 | 100 | 53,8 | 56,5 |
6б | 100 | 100 | 89 | 90 |
7а | 80,1 | 95,2 | 54 | 50 |
7б | 100 | 100 | 61,6 | 59,7 |
8а | 95,6 | 100 | 77,6 | 73 |
8б | 100 | 100 | 60,6 | 57 |
9а | 87,1 | 100 | 60 | 55 |
9б | 100 | 100 | 63 | 67 |
10а | Конец 2014-2015 уч.г. - 100 | 100 | Конец 2014-2015 уч.г. - 71 | 82 |
11а | Конец 2014-2015 уч.г.- 100 | 100 | Конец 2014-2015 уч.г. - 63 | 68 |
Успеваемость Качество
По школе - 87,6% 74,1%
АППГ - 99% 74%
В среднем по району – 99,8% (за 2014-2015 уч.г.)
Качество значительно ниже среднеобластных значений.
«Проблема повышения качества является актуальной по району», - отметила Н.В. Кондрашова в Публичном докладе за 2014 – 2015 учебный год.
Качество образования — это степень удовлетворенности ожиданий различных участников образовательного процесса: учащихся и их семей, администрации школы, остальных членов педагогического коллектива, внешних организаций, с которыми сотрудничает образовательное учреждение для достижения результата.
При этом развитие качества образования предполагает постоянное совершенствование трех составляющих:
∙ образовательных результатов;
∙ организации образовательного процесса;
∙ квалификации педагогических работников.
Качественным можно считать образование, если определенные достижения имеют не только учащиеся, но и преподаватели как участники образовательного процесса. Повышение качества образования – одна из основных задач, декларируемых Концепцией модернизации Российского образования.
Каждый субъект образовательного процесса (педагог, учащиеся, родители, администрация и пр.) заинтересован в обеспечении качества образования.
Качеству приписываются разнообразные, часто противоречивые, значения:
Для учащихся: хорошее качество образования связано, в первую очередь:
∙ с хорошими знаниями по всем предметам, когда по окончании школы ученик без проблем может поступить в ВУЗ;
∙ с возможностями в будущем достигнуть успехов в карьере, достигнуть цели, поставленной в жизни;
∙ с дополнительным знанием, обучением, пониманием предметов.
Для родителей:
∙ с получением знаний, умений и навыков, которые позволяют выпускнику школы найти свое место в жизни, добиться уважения окружающих его людей;
∙ со знанием предметов, с хорошим оснащением школы, с профессионализмом педагогов;
∙ с умением учащихся применить полученные знания в жизни;
- с умением педагога увлечь детей своим предметом;
Для учителей:
- с умением подготовить школьника в ВУЗ, глубоким раскрытием наиболее интересных вопросов науки, подготовкой ученика не только умственно, но и нравственно (морально);
- с умением ученика самостоятельно мыслить, анализировать и самостоятельно работать;
- со школой, которая учитывает индивидуальные особенности школьника, способности и потребности детей; где учителя придерживаются гуманистического принципа воспитания, где есть творческие педагоги и мудрое руководство;
- с профессиональной позицией и самоощущением учителя, когда он четко представляет свои цели, знает, как их достичь и чувствует душевный комфорт.
От чего зависит качество образования:
∙ качества образовательной программы;
∙ качества потенциала педагогического состава, задействованного в образовательном процессе;
∙ качества средств образовательного процесса (материально-технической, лабораторно-экспериментальной базы, учебно-методического обеспечения, учебных кабинетов, транслируемых знаний и др.);
∙ качества образовательных технологий;
∙ качества управления образовательными системами и процессами (управленческих технологий в образовании).
Чрезвычайно важная задача по обеспечению качества образования – освоение учителем различных образовательных технологий. От того, как и какими технологиями обучения школьников владеет педагог, насколько гибко он может изменить свои методы в зависимости от тех или иных особенностей учащихся, зависит качество обученности и обучаемости школьников (Профессиональный стандарт педагога).
Оценка качества образования осуществляется посредством:
1) системы внутришкольного контроля:
Формы: персональный – помощь молодым специалистам, помощь педагогам, выходящим на аттестацию, для принятия управленческого решения по состоянию дел по конкретному классу или ученику, обращения, жалобы со стороны др.лиц по поводу нарушений в области образования; контроль за деятельностью учителя через посещение уроков, административные срезы знаний с тем, чтобы оценить качество выполнения учителями своих обязанностей, выявить достижения для распространения опыта или устранения ошибок (выявляется уровень знаний учителя в психологии и педагогике; профессиональное мастерство; методы, формы, приемы, т, приемы, технологии, результативность работы учителя)
Тематический – углубленное изучение какого-то аспекта в разных классах по разным предметам (осуществление подготовки к ЕГЭ и ОГЭ, уровень сформированности общих умений и навыков, устранение перегрузки учащихся) – посещение уроков, внеклассных мероприятий, объединений дополнительного образования, секций, занятий школьного компонента, выявление уровня воспитательной работы, уровень воспитанности учащихся.
Классно – обобщающий – состояние образовательного процесса в целом в классе или в параллели, воздействие педагогов на учащихся одного класса (адаптация учащихся 1, 5. 10 классов к новым условиям, включение учащихся в познавательную деятельность, привитие интереса к знаниям, сотрудничество, социально – психологический климат, внеурочная деятельность, система работы классного руководителя))
Комплексный (фронтальный) – проверка журналов, выполнение учебных программ, обоснованность выставления оценок
2) общественной экспертизы качества образования, которая организуется силами общественных организаций и объединений, независимых гражданских институтов, родителей учащихся школы:
Рейтинг образовательного учреждения, внеучебные достижения (олимпиады, конкурсы, соревнования), уровень воспитанности, условия, которые созданы в школе, эффективность управления школой – особенно в финансово – экономической сфере.
3) профессиональной экспертизы качества образования, организуемой профессиональным образовательным сообществом (внешний аудит):
ЕГЭ. ОГЭ, аккредитация образовательного учреждения, лицензирование, результаты медицинских обследований.
В связи с переходом на ФГОС меняется и система оценивания. И в начальной, и в основной, и в старшей школе рекомендуется использовать три вида оценивания: стартовую диагностику, текущее оценивание, тесно связанное с процессом обучения, и итоговое оценивание.
На сегодняшний день в нашей школе уже 50% классов обучаются, а значит, и оцениваются по-новому. Во – первых, мы обязательно проводим стартовую диагностику первоклассников «Школьный старт», далее ежегодно по полугодиям диагностику сформированности УУД, итоговые комплексные межпредметные диагностические работы.
Результаты обязательных диагностик этого года:
- «Школьный старт» - стартовая диагностика первоклассников (проводится с целью выявления уровня готовности учащихся к обучению на 1 ступени):
Высокий уровень – 62% - 1а класс
44% - 1б класс.
Средний уровень – 34% - 1а класс
52% - 1б класс.
Низкий уровень – 4% - 1а класс
4% - 1б класс.
- Входная диагностика учащихся 9 –х классов в формате ОГЭ:
Успеваемость – 82, 6%
Качество – 41,6%
- Входная диагностика учащихся 11 класса в формате ЕГЭ:
Успеваемость – 72,8%
- Диагностика формирования УУД.
Класс | Высокий уровень, % | Средний уровень, % | Низкий уровень, % |
1а | 55 | 36 | 9 |
1б | 50 | 32 | 18 |
2а | 45 | 50 | 5 |
2б | 47 | 47 | 6 |
3а | 67 | 12 | 21 |
3б | 32 | 24 | 44 |
4а | 72 | 20 | 8 |
4б | 59 | 14 | 27 |
5а | 24 | 57 | 19 |
5б | 14 | 57 | 29 |
Среднее по школе | 46,5 | 35 | 18,5 |
Как уже говорилось, при выставлении итоговой оценки за начальную и за основную школу теперь будут учитываться все результаты - предметные, метапредметные, личностные; учебные и внеучебные. А все эти результаты реализуются в рамках накопительной системы – в Портфолио ученика за все четыре года обучения в начальной школе и за 5 лет основной школы. Поэтому использование педагогической технологии "Портфолио учащихся" приобрело сейчас особую актуальность, ведь только с помощью портфолио можно проследить динамику образовательных достижений обучающихся за весь период обучения.
Оценка качества обученности по ступеням обучения:
- Начальная ступень: Итоговая оценка за ступень начальной школы = комплексная накопленная оценка (вывод по портфолио) + результаты итоговых работ по русскому языку и математике + результаты итоговой комплексной межпредметной диагностической работы.
- Основная ступень: Итоговая оценка за ступень основной школы = комплексная накопленная оценка (вывод по портфолио) + результаты ОГЭ.
- Средняя ступень: Итоговая оценка за ступень средней школы = комплексная накопленная оценка (вывод по портфолио) + результаты ЕГЭ.
Итак, в настоящее время крайне важно усвоить чётко сначала для себя, а потом уж пояснить родителям и ребенку, что составление портфолио - это не гонка за дипломами и всевозможными грамотами и не склад рисунков, проектов и сочинений. Портфолио – это вид оценки! Подтверждение тому - наше с вами портфолио, как на стимулирующую, так и на аттестацию. Собрать большее количество баллов вовсе не означает собрать папку как можно солиднее и увесистее. Работу нужно проводить по принципу - Лучше меньше, да лучше.
Мы привыкли слышать, что качественное образование – это будущее России. А значит, оно не сводится исключительно к качеству обучения. Не менее важная задача: воспитание человека духовного.
Качество образования «задает» качество жизни человека и общества. И задача учителей – и совместно, и каждому - искать пути повышения качества образования, ведь качество образования это – итог деятельности школы.
В заключение позвольте немного образности. Говорят, что если не решается задача, надо поменять способ решения. Если перепробовали все способы, а решения все нет – вы решаете не ту задачу. Пусть никто, хотя бы в ближайшей перспективе, не будет иметь оснований обвинить нас с вами в том, что неверно, не теми способами мы решаем главную задачу образования – повышение его качества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА "Система оценки качества образования Муниципального общеобразовательного учреждения «Промышленновская средняя общеобразовательная школа № 3»
Программа «Система оценки качества образования Муниципального общеобразовательного учреждения «Промышленновская средняя общеобразовательная школа №3» разработана на основе Программы «Созда...
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ВОПРОСАХ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
В современных условиях качество образования является важной характеристикой, определяющей конкурентоспособность как отдельных учебных заведений, так и национальных систем образования в целом....
Роль гимназической системы оценки качества образования (ГСОКО) в повышении педагогической компетентности учителя
В статье представлен 2-двухлетний опыт работы педагогического коллектива по формированию системы оценки качества образования в гимназии, которая в настоящее время проходит в рамках эксперимента «Систе...
Система оценки качества образования в МКОУ "Озерская средняя общеобразовательная школа"
Проблема управления качеством образования – одна из самых актуальных для любой школы, для каждого руководителя и учителя....
Многоуровневая система оценки качества образования в школе
Материалы методического семинара по актуализации использования в работе учителя модуля "МСОКО" в АСУ РСО СГО, знакомство с основными понятиями внутренней системы оценки качества оразования ....
ОЦЕНКА МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МОДУЛЯ «МНОГОУРОВНЕВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ» АСУ РСО
Оценка мониторинга качества знаний с использованием модуля «Многоуровневая система оценки качества образования» АСУ РСО ( из опыта работы)...
ПОЛОЖЕНИЕ О ВНУТРУННЕЙ СИСТЕМЕ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ТАЛЛИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
ПОЛОЖЕНИЕО ВНУТРУННЕЙ СИСТЕМЕ ОЦЕНКИКАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯМУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ТАЛЛИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»...