Внеурочная деятельность 8 класс
рабочая программа (8 класс) на тему
Рабочая программа по внеурочной деятельности 8 класс "Учимся решать проблемы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Учимся решать проблемы | 37.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Учимся решать проблемы» составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
- Федеральный закон от 29.12.12 №273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897;
- ООП ООО ГБОУ СОШ №91 Петроградского района Санкт-Петербурга;
- Учебный план ГБОУ СОШ № 91 Петроградского района Санкт-Петербурга на 2018/2019 учебный год.
Программа курса внеурочной деятельности «Учимся решать проблемы» адресована учащимся 8 класса и является одной из важных составляющих работы с детьми.
Направление программы – общеинтеллектуальное, программа создает условия для творческой самореализации личности ребенка.
Актуальность программы обоснована введением ФГОС ООО, а именно ориентирована на выполнение требований к содержанию внеурочной деятельности школьников, а также на интеграцию и дополнение содержания предметных программ. Программа педагогически целесообразна, ее реализация создает возможность разностороннего раскрытия индивидуальных способностей школьников, развития интереса к различным видам деятельности, желания активно участвовать в продуктивной деятельности, умения самостоятельно организовать свое свободное время.
Одной из целей школьного образования является интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе.
Развитие мышления школьников тесно связано с формированием приемов мышления, которые особенно ярко проявляются при обучении математике. Традиционно понимаемая учебная деятельность практически не в состоянии продвинуть нас в решении задачи формирования мышления. Математические знания учащихся оказываются формальными и невостребованными, у основной массы учащихся не формируется разумный подход к поиску способа решения незнакомых задач.
Необходимо заниматься развитием таких навыков, как:
- использование известных формул, алгоритмов, процедур;
- классификация и систематизация;
- кодирование, преобразование, интерпретация;
- правдоподобные рассуждения;
- выдвижение и проверка гипотез, доказательство и опровержение;
- умение задавать вопросы
- разработка алгоритмов.
Задача предполагает необходимость сознательного поиска соответствующего средства для достижения ясно видимой, но непосредственно недоступной цели.
Цель программы: создание условий, обеспечивающих интеллектуальное развитие личности школьника на основе развития его индивидуальности; создание фундамента для математического развития, формирование механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
Задачи программы:
- пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике и ее приложениям, расширение кругозора;
- расширение и систематизация знаний по предмету;
- раскрытие творческих способностей учащихся;
- развитие у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной литературой;
- воспитание настойчивости в пути достижения цели (решения той или иной задачи);
- решение специально подобранных упражнений и задач, натравленных на формирование приемов мыслительной деятельности;
- формирование потребности к логическим обоснованиям и рассуждениям;
- специальное обучение математическому моделированию как методу решения практических задач.
- Создание условий для того, чтобы учащиеся:
- перестали пугаться слова «задача»;
- учились использовать общие подходы к решению учебных и жизненных задач
- учились работать в группах разного состава, организовывать такую работу, выполняя разные роли;
- могли воспитывать в себе критический и уважительный подход к мнениям, высказываемым другими;
- учились формировать собственное мнение и его отстаивать.
Формы и режим занятий
Программа модуля рассчитана на триместр (11 занятий, один раз в неделю,
по 2 часа). Предполагается работа с группой учащихся (около 20 чел.), сформированной из восьмиклассников в результате деловой игры. В конце работы модуля предусматривается проведение отчетной коллективной работы в форме интеллектуальной игры в рамках проекта «Игры разума». Для повышения эффективности необходимо предусмотреть возможность одновременной работы двух учителей.
Основные формы проведения занятий
Занятия проводятся с использованием индивидуальных и коллективных форм обучения, групповых и парных форм.
Задачи для проведения занятий подбираются с учетом рациональной последовательности их предъявления: от репродуктивных, направленных на актуализацию знаний, к частично-поисковым, поисковым, исследовательским и проблемным, ориентированным на овладение обобщенными приемами познавательной деятельности.
Ожидаемые результаты
Личностными результатами реализации программы станут
- формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества,
- формирование и развитие универсальных учебных умений самостоятельно определять цели и задачи, высказывать гипотезы, исследовать и анализировать свою деятельность, соблюдая самые простые, общие для всех людей, этические нормы общения и сотрудничества.
Метапредметными результатами реализации программы станет формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности, а именно следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного обсуждения.
- Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
- Составлять план решения проблемы (задачи).
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки.
- В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения той или иной задачи.
- Отбирать необходимые для решения задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, интернет-ресурсов.
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять более простой план учебно-научного текста.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД:
- Разъяснять свою позицию другим: оформлять мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций; высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновывать, приводя аргументы.
- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
- Читать вслух и про себя тексты научно-популярной литературы и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
- Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
- Учиться уважительно относиться к позиции другого, учиться договариваться.
Предметными результатами реализации программы станет создание фундамента для математического развития, формирование механизмов мышления, характерных для математической деятельности, а именно:
- познакомиться со способами решения задач по математике;
- познакомиться с методами решения различных математических задач;
- освоить логические приемы, применяемые при решении задач;
- расширить свой кругозор, осознать взаимосвязь математики с другими учебными дисциплинами и областями жизни;
- познакомиться с алгоритмом исследовательской деятельности и применять его для решения задач математики и других областей деятельности;
- приобрести опыт самостоятельной деятельности по решению учебных задач;
- приобрести опыт презентации собственного продукта.
Результативность изучения программы
Оценивание достижений на занятиях внеурочной деятельности должно отличаться от привычной системы оценивания на уроках.
Оценка знаний, умений и навыков обучающихся является качественной (может быть рейтинговой, многобалльной) и проводится в процессе:
- решения задач,
- защиты практико-исследовательских работ,
- участия в проектной деятельности.
По завершении работы модуля «Учимся решать проблемы», каждый учащийся получает свидетельство, в котором зафиксирован не только факт участия в работе, но и степень его заинтересованности, активности в работе.
Методическое обеспечение программы
Методической особенностью изложения учебных материалов на занятиях является такое изложение, при котором новое содержание изучается на задачах. Метод обучения через задачи базируется на следующих дидактических положениях:
- наилучший способ обучения учащихся, дающий им сознательные и прочные знания и обеспечивающий одновременное их умственное развитие, заключается в том, что перед учащимися ставятся последовательно одна за другой посильные теоретические и практические задачи, решение которых дает им новые знания;
- с помощью задач, последовательно связанных друг с другом, можно ознакомить учеников даже с довольно сложными математическими теориями;
- усвоение учебного материала через последовательное решение задач происходит в едином процессе приобретения новых знаний и их немедленного применения, что способствует развитию познавательной самостоятельности и творческой активности учащихся.
- наилучший результат достигается при создании учеником своих задач по аналогии с изученным
Большое внимание уделяется овладению учащимися математическими методами поиска решений, логическим рассуждениям, построению и изучению математических моделей.
Для поддержания у учащихся интереса к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего занятия необходимо применять дидактические игры – современному и признанному методу обучения и воспитания, обладающему образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве. Кроме того, на занятиях необходимо создать "атмосферу" свободного обмена мнениями и активной дискуссии.
Исторический материал и работа с информацией входят в процесс обучения математике и в урочной деятельности, поэтому в рамках занятий внеурочной работы с учащимися рекомендуется при любой возможности мотивировать учащихся на ознакомление с очерками об истории математики, историями из жизни великих математиков, сведениями из достижений современной математической науки, т.е. самым широким образом популяризировать математику. Что касается работы с информацией, то любая встреча с математикой, точнее, с учебными задачами по математике непосредственно связана с «работой с информацией».
Содержание программы внеурочной деятельности связано с программой по предмету «математика» и спланировано с учетом прохождения программы 8 класса.
Реализация программы по внеурочной деятельности позволяет устранить противоречия между требованиями программы предмета «математика» и потребностями учащихся в дополнительном материале по математике и применении полученных знаний на практике; условиями работы в классно - урочной системе обучения математике и потребностями учащихся реализовать свой творческий потенциал. Одна из основных задач образования ФГОС – развитие способностей ребенка и формирование универсальных учебных действий, таких как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция. С этой целью в программе должно быть предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамическую деятельность, на обеспечение понимания ими математического материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.
Важно отметить, что количество часов, отводимых на реализацию программы невелико-22 часа в год, каждый учащийся должен «попробовать» и почувствовать вкус к тем или иным видам задач и сформировать относительно устойчивое умение решать эти задачи. Поэтому содержание программы устроено таким образом, что в рамках курса те или иные тематические разделы математики чередуются, естественно при этом темы не повторяются: элементы геометрии, логические задачи, текстовые задачи и т.д.
Замечательно, если постепенное освоение программы будет логично вписываться в общешкольные мероприятия, районные и городские мероприятия по математике: математические регаты, конкурсы, конференции и т.д.
С целью достижения качественных результатов желательно, чтобы занятия были оснащены современными техническими средствами, средствами изобразительной наглядности, игровым реквизитом. С помощью мультимедийных элементов занятие визуализируется, вызывая положительные эмоции у обучающихся и создавая условия для успешной деятельности каждого ребенка.
Эффективность и результативность программы внеурочной деятельности зависит от соблюдения следующих условий:
- добровольность участия и желание проявить себя;
- сочетание индивидуальной, групповой и коллективной деятельности;
- сочетание инициативы детей с направляющей ролью учителя;
- занимательность и новизна содержания, форм и методов работы;
- эстетичность всех проводимых мероприятий;
- четкая организация и тщательная подготовка всех запланированных мероприятий;
- широкое использование методов педагогического стимулирования активности учащихся;
- гласность, открытость, привлечение детей с разными способностями и уровнем овладения математикой.
Содержание курса внеурочной деятельности
- Введение (2 часа)
Проблема, задача. Что это?
- Различные формы работы с задачей (12 часов)
Ознакомление с этапами решения задач. Основные этапы работы с задачей. Критическое восприятие предъявленного текста, умение нахождения нужной информации, отстаивание решения, умение задавать вопросы.
Работа с задачей; критический подход к решению; отстаивание решения. Пути поиска ответа. Выбор оптимального пути решения.
- Подготовка и проведение общешкольного мероприятия (6 часов)
Подбор и составление интересных задач и заданий и их защита.
Распределение ролей. Составление «бизнес-плана» по подготовке общешкольной игры. Работа над содержанием игры, ее оформлением.
Подготовка и проведение игры.
- Рефлексия (2 часа)
Учебно–тематический план
№ п/п | Дата | Тема занятия | Содержание занятия | Виды и формы деятельности | Примечания |
Введение | Проблема, задача. Что это? | Индивидуальная и групповая работа; мастерская. | |||
Ознакомление с этапами решения задач. | Основные этапы работы с задачей. | Лекция | |||
Критическое восприятие предъявленного текста, умение нахождения нужной информации | Брейн - ринг | Индивидуальная и групповая работа | |||
Критическое восприятие предъявленного текста, отстаивание решения, умение задавать вопросы. | Разбор задач с готовым решением. | Индивидуальная и групповая работа | |||
Работа с задачей; критический подход к решению; отстаивание решения. | Математический бой. | Индивидуальная и групповая работа | |||
Пути поиска ответа | Разбор задачи с различными вариантами ответов. | Индивидуальная и групповая работа | |||
Выбор оптимального пути решения | «Умники и умницы» | Индивидуальная и групповая работа | |||
Выработка умений отбора материала для организации общешкольного мероприятия | Подбор и составление интересных задач и заданий и их защита.
| Индивидуальная и групповая работа | |||
Выработка умений проектировать деятельность при подготовке общешкольного мероприятия. | Распределение ролей. Составление «бизнес-плана» по подготовке общешкольной игры. Работа над содержанием игры, ее оформлением. | Индивидуальная и групповая работа | |||
Выработка умений проектировать деятельность и презентовать ее результаты при проведении общешкольной игры. | Подготовка и проведение игры. | Индивидуальная и групповая работа | |||
Выработка умений критической оценки своей деятельности; умение анализировать свою работу. | Рефлексия | Индивидуальная и групповая работа |
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование мероприятий во внеурочной деятельности класса
Приведен расширенный календарно-тематический план классного руководителя...
«Организация внеурочной деятельности: модель организации работы школы по реализации внеурочной деятельности в 5-х классах»
В рамках перехода на новые образовательные стандарты актуальным является вопрос формирования модели построения внеурочной деятельности, ее специфики, основанной на взаимосвязи внутре...
программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"
Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
Рабочая программа внеурочной деятельности класса "Раскрой себя"
Актуальность программы состоит в том, что дети получают ценный опыт общественного действия, удовлетворяют свои духовные, познавательные, творческие, социальные потребности. Использ...
План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности».
План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности"Тема: "Экология Земли"На своем занятии, я решила связать 2 предмета: информатик...
Методическая разработка: «Как организовать курс внеурочной деятельности ГБОУ СОШ на примере курса внеурочной деятельности по математике в 5-х классах ГБОУ СОШ №4 Кусто»
В настоящей методической разработке я представлю методы организации внеурочной деятельности по математике в пятых классах....