Из опыта интегрированных уроков
план-конспект урока по теме

Левина Юлия Владимировна

Конспекты интегрированных уроков

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon revizor.doc43 КБ
Файл otkrytyy_urok_kap_dochka.docx18.39 КБ
Microsoft Office document icon kopiya_otkrytyy_urok_ottsy_i_deti.doc37 КБ
PDF icon ist_lit_angl.pdf2.32 МБ

Предварительный просмотр:

Тема  интегрированного урока (история и литература): «Комедия Н.В.Гоголя «Ревизор» - проявление парадокса «золотого века» русской литературы в условиях николаевской реакции».

                                                     Преподаватели: Левина Ю.В. и Кулеба В.Н.

                                                       Эпиграф:

«Уставы 1826 и 1828 годов действовали более 35 лет, и в сложившейся обстановке взлет русской классической литературы, происходивший вопреки усилиям правительства, выглядел чудеснейшим парадоксом».

Цель:

 анализируя эпоху правления Николая I и текст комедии «Ревизор», понять, каковы причины создания произведения и как оно было допущено до постановки.

Задачи:

  1. Обобщить представления об эпохе Николая I.
  2.  Выделить социальные и нравственные пороки, характерные для России первой половины XIX века, которые отражены в комедии Гоголя.
  3. Понять, каким образом данное произведение могло пройти цензуру и быть поставленным на сцене.

                                     Ход урока:

I. Формулируется тема урока (Левина Ю.В)

1.- Найдите ключевое слово в формулировке (работа учащихся со словарем)

- В чем заключается парадокс времени? (ссылка на эпиграф, написанный на        доске) .

2. Учащиеся формулируют (самостоятельно) цель урока.

3. Что надо сделать, чтобы достичь цели (Левина Ю.В.)

     - формулируются задачи урока.

II. 1.Сообщение о политике государства в области печати в царствование императора НиколаяI (Сообщение Братченко А. и Братченко М.).

2. Как вы поняли, в чем суть политики государства в области печати в этот период? (Кулеба В.Н.)

           - цензура, жесткий контроль.

3. Что такое цензура? (Кулеба В.Н.). Работа учащихся со словарем.

4. Какую роль в обществе выполняет цензура?

                                               На доске:

                                   Цензура как инструмент

                                 Государственной политики

                                                                       

Развитие общественной                       Подавление общественной

мысли                                                         мысли

 

5. Озвучиваются результаты анкетирования и зачитывается статья 29 пункт 5 Конституции РФ.

III. Анализ текста комедии «Ревизор» (Левина Ю.В.)

1.Что собой представляла фигура городничего в провинциальном российском городе?

2. Почему так волнует городничего «инкогнито проклятое»?

3. Как ведет себя городничий?  Просмотр видеофрагмента из художественного фильма «Ревизор» (1,5 минуты).

      - растерян, но очень ловок и деловит ;

      - он великолепный дипломат и пройдоха;

      - он уверен: вместе грабили – вместе и отвечать.

4. Какие социальные пороки обличает Гоголь в деятельности городничего и чиновников уездного города?

      - казнокрадство, самоуправство, произвол, мошенничество, взяточничество, безнаказанность …

«Все это больше, нежели портрет или зеркало действительности, походит на действительность…»     В.Г.Белинский.

IV. Сообщение Гладышевой Д. О личном разрешении постановки Николаем I.

V. Подведение итогов:

1. Анализ достижения поставленной цели.

2. Обобщение: в чем заключается парадокс ситуации.

       - Власть, испуганная событиями 1825 года, пыталась взять под контроль общественную мысль, но жизнь, объективные обстоятельства, заставили самого императора разрешить постановку «Ревизора».

                                             Приложения.

Накануне открытого урока в школе был проведен социологический опрос, в котором  приняли участие 20 учителей и 26 учащихся 8-11 классов

Итоги опроса

        

Учителя

Учащиеся

В моем понимании цензура – это:

а)  государственный инструмент подавления свободомыслия

б) необходимый и полезный  инструмент государственного контроля за духовным и политическим развитием общества.

15%

85%

58%

42%

Нужна ли цензура современному обществу?

а)  да

б)  нет.

80%

20%

69%

31%

 

Политика в области печати царствования Николая I

        

Николай I очень быстро оценил значение печати в  общественной жизни страны. Интерес общества к печатному слову быстро возрастал. Читательский интерес был очень разнообразен и находил непосредственное отражение в общественном мнении страны. Правительство отчетливо представляло, что без контроля над печатью и, особенно, над периодическими изданиями невозможно сохранить политическое государство.

        На первых порах действия правительства по отношению к печати не имели строгой системы и носили откровенно запретительный характер. 10 июня 1826 года был издан «Устав о цензуре», в котором прямо указывалось о том, что цензура должна заботиться о «направлении общественного мнения, согласно настоящими политическими обстоятельствами и видами правительства». Устав состоял из множества запретительных параграфов, в которых детально предписывалось, как трактовать текст в том, или ином случае. Подобные указания по работе с рукописями ставили в трудное положение даже самих цензоров, которые в этих условиях предпочитали больше запрещать, чем разрешать.

        Устав 1826 года, прозванный современниками «чугунным», был настолько тяжеловесным и до такой степени дискредитировал власть, что уже 22 апреля 1828 года был издан новый цензурный устав, носивший более мягкий характер. Теперь цензура не могла запрещать те места сочинений, которые носили «двоякий смысл». Устав предписывал принимать «явный смысл речи, не дозволяя себе произвольного толкования оной в дурную сторону». Вместе с тем устав по-прежнему содержал массу запрещений. Не разрешалось публиковать «суждения о своевременных правительственных мерах», документы, содержащие «изложение тяжебных и уголовных дел», книги, написанные «дурным слогом» и др. Цензоры находились под постоянной угрозой подвергнуться дисциплинарным наказаниям за допущенные ими оплошности, усиливая тем самым запретительный режим.        Не ограничиваясь общей цензурой, устав создавал множественную ведомственную цензуру. Так, книги духовного содержания должны были  пройти специальную духовную цензуру, медицинские издания должны были получить одобрение медицинской академии, драматические произведения дополнительно проходили через третье отделение. Во многих случаях, помимо общей цензуры, требовалось согласование с Сенатом, Главным штабом, различными министерствами и полицией. Цензура превращалась в сплошную бюрократическую сеть, проскочить через которую было очень трудно.



Предварительный просмотр:

Интегрированный урок по литературе и истории.

Тема урока:

Авторское видение «пугачёвщины» в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

  1. Вступительное слово В. Н.:
  2. Эпиграф к уроку:

                                                     «Не приведи бог видеть русский

                                                                        бунт, бессмысленный и беспощадный».

                                                                                                                            А.С.Пушкин

3.Ю. В. : Определение цели урока и задач. (Вместе с учащимися).

Цель: - понять, почему А.С. Пушкин оценивает крестьянские волнения как «бессмысленное и беспощадное» явление.

           - определить своё отношение к крестьянским восстаниям 17 – 18 веков.

Задачи:

  1. Систематизировать знания по истории формирования крепостного права.
  2. Анализируя текст повести «Капитанская дочка», определить авторское отношение к героям и событиям.

4 В. Н.:  Почему Пушкина в 30-е годы 19 века заинтересовала тема народного восстания?

                         - сообщение Маши Дорофеевой об истории формирования крепостного права.

5. В. Н.: ученики отвечают на вопрос (№4).

6. Доклад Саши Овчинниковой о пугачёвском бунте.

7. Ю.В. Работа с текстом:

Повесть начинается с рассказа Петра Андреевича Гринёва о своём детстве. Все события до прибытия в Белогорскую крепость – это экспозиция.

Завязка сюжета и развитие действия – это знакомство Петра с Машей, но любовный сюжет неожиданно обрывается: всё рушится после получения письма от отца. «Покоримся воле божией», - говорит Маша. «Неожиданные происшествия, имевшие важное влияние на всю мою жизнь, вдруг дали моей душе сильное и благое потрясение.»

         Что явилось этим происшествием?

                                            - пугачёвщина.

Ю.В.: именно пугачёвщина имела решающее влияние на жизнь героев, она обусловливала не только ход дальнейших событий, но и судьбы Гринёва и Маши.

8. Анализ совета в Белогорской крепости накануне приступа:

- Как ведёт себя капитан Миронов в трудный момент?

                                   Он осознаёт всю сложность и опасность ситуации,         понимает безнадёжность положения.

- Какую роль играет образ урядника Максимыча?

                                    Максимыч – молодой и статный казак. Миронов, видимо, интуитивно не доверяет ему.

- Что таится за улыбкой Максимыча на совете?

                                     Обида, угроза.

- Какую роль играет сцена допроса изувеченного башкирца?

Капитан Миронов собирается пытать изувеченного старика.

Вывод: Два враждебных лагеря находятся в непримиримом конфликте, и жестокость восставших порождена жестокостью правительства. А Белогорская крепость обречена достаться врагу.

-

Где этому подтверждение в повести?

                                       -Василиса Егоровна чувствует опасность. Почему она не хочет уезжать из крепости?

                                          «Вместе жить, вместе умирать».

- К кому из героев повести относится эпиграф 7 главы?

                                               Бескорыстие, честность, верность присяге проявил капитан Миронов. Он честно, скромно жил и на подвиг смотрит как на «дело служивое.»  «Умирать так умирать: дело служивое».

Открываем сцену смерти капитана.

- Кто указал на коменданта?

                                           Урядник Максимыч, и это не случайно.

- Каковы последние слова коменданта?

                                             «Ты мне не государь, ты вор и самозванец…»

- Каков образ предводителя народного восстания?

                                         - образ противоречивый: с одной стороны, жестоко расправляется с защитниками крепости, с другой – помиловал Гринёва.

9. Работа по группам:

   -  В чём причина быстрого успеха пугачёвцев?

1 группа: работа с текстом романа:

                              -Как ведёт себя народ в главе «Приступ»?

2 группа: работа с текстом манифеста Пугачёва:

                               - В чём причина народной поддержки Пугачёва?

Вывод: 

 Причина победы не только в численном превосходстве, но и в том, что на его сторону переходят все угнетённые народы Оренбургской губернии.

10. Авторское отношение к пугачёвщине не менее ярко звучит в сценах военных советов.

Работа по группам:

1 группа: военный совет в Оренбурге.

2 группа: военный совет у Пугачёва.

Задание: найти в тексте ответы на вопросы:

                    - кто присутствует на советах?

                     - какая атмосфера на советах?

                     -какие вопросы поднимаются на советах?

                     - какое решение принято на каждом совете?



Предварительный просмотр:

Открытый урок на основе межпредметных связей литературы и истории в 10 классе НОУ школы «Выбор».

   Авторы: Левина Ю.В., Кулеба В.Н.

Тема: «Противостояние идеологий второй половины  XIX века через образы Е.Базарова и П.П.Кирсанова в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети».

Цель: понять, как противостояние идеологий второй половины XIX века отражается в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети».

                                               

                                                Ход урока

1.Что такое идеология?  (Работа с источником).

2.Литература как вид искусства призвана отражать действительность.

- Как же они связаны?

- В произведениях, каких писателей  XIX века отражается действительность?

  (Первая половина  XIX века: А.С.Грибоедов, А.С.Пушкин, М.Ю. Лермонтов)

- Есть ли в этих произведениях противостояние идей?

  (Актуальные проблемы отражаются, а противостояния идеологий нет).

 - Есть ли противостояние идеологий в романе «Отцы и дети»? (Есть)

 - Почему? Что изменилось?

3.Исторический обзор –  доклад Гараевой Ю. «Эпоха Александра II»

 - Какую роль в романе играет конкретное указание времени – 20 мая 1859 года? Что это за время?

 - Какие ссылки на время имеются в романе?(Биография Николая Петровича)

 Вывод: вторая половина XIX века – эпоха перемен.

4. Какие идеологии представлены в русском обществе второй половины XIX века?

 ( На доске:   либеральная, революционно-демократическая, консервативная)

5.Почему жанр романа определяется как «идеологический»?

6.Какие из названных идеологий представлены в романе Тургенева?

7.Противостояние Е.Базарова и П.П.Кирсанова (работа с романом)

Е. Базаров

П.П. Кирсанов

Внешность                            

глава 2

глава 4

Происхождение

глава 5

глава 1

Воспитание

глава 7

глава 1

Образование                          

глава 3

гуманитарное

Общественно-политические взгляды

нигилист

либерал

Кумиры (глава 6)

«немцы – народ дельный» ( люди научной сферы)

Гете, Шиллер (романтики)

Вывод: изображение дается по принципу контраста: эти герои никогда не договорятся.

8. Спор (глава 10)  

- отношение к дворянству

- нигилизм

- отношение к народу

- взгляды на искусство

- отношение к природе

- о Боге

Итог спора: Е.Базаров и П.П.Кирсанов – это герои-антиподы.

- Как они ведут себя во время спора? (Базаров - спокоен, Кирсанов - разражен).

- Кто, на ваш взгляд, остался победителем в споре?

- На чьей стороне автор?

- Чьими глазами мы видим картину спора?

                                                 

                                                 Закрепление

9.Как вы докажите, что в романе присутствует противостояние идеологий?

(Соотнести определения идеологий и текст романа)  

10. Как вы считаете, наличие разных идеологий в обществе – это нормально или нет? (Работа с текстом Конституции РФ, ст.13).

11. Какие идеологии, партии представлены в современной России?

         


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированные уроки (из опыта работы).

Данный материал рассказывает об интегрированных уроках....

Из опыта работы. Интегрированные уроки преподавателя информатики

Предлагаемое пособие  разработано преподавателем информатики Строчихиной Е.А. (на сегодняшний день - учитель математики общеобразовательной школы).   В нем представлены интегр...

Обобщение опыта работы по творческой теме "Интегрированный урок как средство расширения социокультурного кругозора учащихся"

Интегрированный урок - одно из новшеств современной методики. Эта технология смело вторгается в непоколебимые школьные программы и связывает на первый взгляд несовместимые предметы. Не являетс...

Обобщение опыта учителя математики Бирюковой Галины Анатольевны по использованию игровой технологии на уроках. Методическая разработка интегрированного урока в 5 классе по теме «Путешествие по Московскому Кремлю».

Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем моти...

Представление опыта на МО гуманитарного цикла по теме «Интегрированный урок как средство развития познавательной активности на уроках русского языка и чтения»

Представление опыта на МО гуманитарного цикла по теме  «Интегрированный урок как средство развития познавательной активности на уроках русского языка и чтения»...