Обобщение опыта учителя математики Бирюковой Галины Анатольевны по использованию игровой технологии на уроках. Методическая разработка интегрированного урока в 5 классе по теме «Путешествие по Московскому Кремлю».
методическая разработка по алгебре (5 класс) на тему
Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам.
Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации педагогической среды, т.е. применяемой педагогической технологии.
Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов.
К таким технологиям можно отнести игровые технологии, проблемное обучение, коммуникативные технологии.
Основанием для интеграции в преподавании является единство тем в предметах, что позволяет учителям направлять совместные усилия на формирование единых информационно-теоретических знаний, находить в темах «объединяющее поле», раскрывать перед уч-ся окружающий мир в его полноте и многообразии. Интегрированное обучение подразумевает проведение бинарных уроков и уроков с широким использованием межпредметных связей. Единство тем позволило подготовить и провести интегрированный урок: математика, история и география. Уроки применения знаний на практике строится на сочетании парной, фронтальной, групповой и индивидуальной работы. Включение уч-ся в разнообразные виды коллективной работы благоприятно сказываются на формировании гуманных качеств личности. Учебная деятельность, развивающаяся под углом решения задач творческого характера, способствует их эффективному развитию.
На этих уроках мобилизуя теоретические знании, дети включаются в экспериментальную, исследовательскую, поисковую и частично- поисковую деятельность. В этом их высокая развивающая роль. У детей формируются научные взгляды, целостное мировоззрение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
m_kreml.docx | 32.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Бирюкова Г.А. учитель математики
МБОУ «Покрово – Пригородная СОШ»
Сценарий. Интегрированный урок в 5 классе по теме «Путешествие по Московскому Кремлю».
Основанием для интеграции в преподавании является единство тем в предметах, что позволяет учителям направлять совместные усилия на формирование единых информационно-теоретических знаний, находить в темах «объединяющее поле», раскрывать перед уч-ся окружающий мир в его полноте и многообразии. Интегрированное обучение подразумевает проведение бинарных уроков и уроков с широким использованием межпредметных связей. Единство тем позволило подготовить и провести интегрированный урок: математика, история и география. Уроки применения знаний на практике строится на сочетании парной, фронтальной, групповой и индивидуальной работы. Включение уч-ся в разнообразные виды коллективной работы благоприятно сказываются на формировании гуманных качеств личности. Учебная деятельность, развивающаяся под углом решения задач творческого характера, способствует их эффективному развитию.
На этих уроках мобилизуя теоретические знании, дети включаются в экспериментальную, исследовательскую, поисковую и частично- поисковую деятельность. В этом их высокая развивающая роль. У детей формируются научные взгляды, целостное мировоззрение.
Тема: Путешествие по Московскому Кремлю.
Тип урока: комбинированный.
Длительность: 1 час.
Цель данного типа урока - применение знаний на практике.
Задачи:
. образовательные: научить применять
полученные знания на практике; оперировать имеющимся потенциалом в конкретной ситуации; закрепить умения и навыки работы с «лентой времени», научить отстаивать свою точку зрения;
.воспитательные: вовлечь в активную учебную деятельность; формировать гуманные качества личности уч-ся; совершенствовать навыки общения;
.развивающие: совершенствовать умения работы с источниками знаний; совершенствовать навыки анализа, обобщения и т.п. Умение выступать и защищать свою точку зрения, развивать творческие способности; развивать коммуникативные навыки работы в группах, обогащать и усложнять словарный состав речи; развитие воображения и внимания, ориентироваться в пространстве и во времени.
Общность задач:
- показать значимость исторических событий, роль их в развитии мировой и русской истории; применение вычислительных навыков;
- закрепить теоретические знания;
- закрепить умения и навыки в творческих заданиях.
Ход урока
1. Организационное начало урока, постановка задач перед уч-ся.
2. Актуализация знаний и умений уч-ся- повторение, обобщение и углубление полученных знаний по теме.
-Как называется столица России?
-Кто был основателем Москвы,
-Как математически описать историческое событие.
3.Постановка проблемы урока.
Определение дат, связанных с строительством Московского Кремля, решение задач по истории.
4.Углубление материала.
Изучение архитектуры Московского Кремля в разные исторические эпохи, влияние на это русских князей.
Задания:
- Решение математических задач в ходе презентации.
- Творческое задание с атласом и схемой древнего Кремля.
5. Вопросы по теме урока.
- Назовите самую известную башню Московского Кремля? (Спасская)
- Дубовый Кремль построен при…(Иван Калита)
- Белокаменный Кремль построен при….(Дмитрий Донской)
- Красный Кремль при…..(Иван III)
- Площадь Кремля при Юрии Долгоруком (90000м2)
- В каком году основана Москва (1147 год)
- Как называются бойницы на стенах современного Кремля (ласточкин хвост)
- Площадь Московского Кремля? (265000м2)
- Сколько башен Московского Кремля? (20)
- Работа с географическими картами.
Тема: Путешествие по Московскому Кремлю.
Слайд 1.
Учитель географии
Ребята, сегодня на уроке мы постараемся лучше узнать историю Московского Кремля (как он строился, как изменялся со временем). Но для этого вам нужно будет решить много математических задач. Ведь такие же задачи приходилось решать и древним мастерам, зодчим, конструкторам. И вам, как и им когда-то, нужно будет проявить смекалку, находчивость, воображение и сообразительность, точный расчет и чувство гармонии.
Слайд 2
Учитель истории
Ты ищешь Кремль? Вон холм крутой,
Игрушечный Иван Великий,
На луковке его златой
Играют солнечные блики…
Слайд 3
Учитель математики
Представь себе, читатель мой,
Что там, где столько крыш вдали,
Огромный лес стоял когда-то,
Слайд 4.
Учитель географии
Дубы могучие росли,
Шумели липы в три обхвата,
Полянки вместо площадей,
А вместо улиц перелоги,
И рев медведицы в берлоге,
Слайд 5
Учитель математики
И на заре на водопой,
Где плещет свежесть ключевая,
Шли лоси узкою тропой,
Рогами сучья задевая…
Слайд 6
Учитель истории
Москва- река, тебе хвала!
В веках ты видела немало.
Когда б ты говорить могла,
Ты многое бы рассказала.
Слайд 7
Учитель географии
Ты б рассказала нам о том,
Как люди начали селиться,
За тыном – тын, за домом – дом.
Росло на берегу твоем
Начало будущей столицы.
Слайд 8
Учитель истории
Ты отражала в глади вод,
Тот первый Кремль и город новый,
Что строил русский наш народ,
Под первою стеной сосновой…
Слайд 9 «ЗАГАДКА»
Учитель математики [4]
Кто был основателем города Москва?
Ребята! У вас на столах есть задания на карточках. Внимательно выполните его, полученный результат найдите в таблице, в ответ запишите соответствующую букву. Чтобы получить разгадку спроси у одноклассников их результаты, и вы узнаете имя первого основателя Москвы.
ю | к | р | и | й | м | п | д | ш |
2 | 78 | 2011 | 14 | 1790 | 7634 | 6750 | 3 | 345 |
643-(243+398)=….
876-(398+476)=….
373,5:45-35*0,18=…
4105+2895-4989=…
5836-(2836=989)=…
28*0,28+28*0,22=…
5,7+(4,7+3,6)=…
17,9*47+17,9*53=…
Слайд 10.
Учитель истории
- Почему именно это место выбрали наше предки для строительства поселения?
- Как они укрепляли свои поселения?
Обобщая ответы учащихся, учитель сообщает данные о размерах рва, который окружал первый Кремль. Остатки рва были обнаружены во время раскопок около Оружейной палаты. Его глубина 5-6 м, ширина 15-16 м. Вероятно, был сухим. Город Москва был заложен Юрием Долгоруким в 1156 г. на месте древнего поселения.
Хорошо защищенное и расположенное на перекрестке важных торговых путей место было необходимым условием для развития любого средневекового города. У Москвы было и то, и другое. Вокруг были крутой берег и непроходимые чащи, защищавшие от внешних врагов, а течение Москвы-реки вблизи Клязьмы делало город удобным для торговли.
Москва открывала торговые пути на Оку и Волгу всем, кто направлялся к Ростову и булгарам на Волге из Рязанских и Северских земель - с юга и из Смоленской земли - с запада. Москва имела очень выгодное расположение города.
Слайд 11.
Учитель математики [4]
Х + 20 = 1400
Х= 1380
1380 год- Куликовская битва
1500 – а = 20
а = 1480
1480 год – Стояние на реке Угре(освобождение от татаро-монгольского ига)
b – 2 = 1240
b = 1242
1242 год- Ледовое побоище
Слайд 12
Учитель математики [3]
Дан отрезок АВ=1600мм,СВ=53 мм. Найдите длину отрезка АС?
Ответ: АС=1547
1547год - пожар в Москве
Слайд 13
Учитель математики [3]
Отрезок СД=147см,ДУ=1000см. Найдите длину ломаной СДЕ?
Ответ:1147
1147год-основание Москвы
Слайд 14
Учитель географии
На крутом берегу, на слиянии Москвы-реки и Неглинной возникла наша столица. По свидетельствам археологов, поселения на современной территории Москвы появились десятки тысяч лет назад. Издревле в этом лесистом крае селились по берегам рек и озер племена охотников и рыболовов, а к концу первого тысячелетия на земли Волго-Окского междуречья пришли славянские племена - кривичи и словене с севера, витячи с юга.
Сведения о существовании неведомой предшественницы Москвы - летописцы ее называют «Москвь» - предельно скудны. Это слово появляется в русских летописях с XII в.
Слайд 15
Учитель истории
Ребята, как вы думаете, какое отношение эти цифры имеют к истории. Правильно, это важнейшие исторические даты истории нашей страны. Сегодня для нас важна дата, связанная с основание Москвы – 1147 год. Первое упоминание о Москве в летописи связано с именем князя Юрия Долгорукого. Но оказывается, уже в XI веке за сто лет до рождения Юрия Долгорукого около реки Москвы стояло селение с небольшим укреплением. Укрепленная часть поселения, которая называется Кремль, размещалась на высоком Боровицком Холме. И на обрывистом лесистом холме, что высился над Москвой-рекой и устьем Неглинной, у пограничной княжеской усадьбы жарко запылали костры, зашумел богатый пир. А через девять лет после этого события, в 1156 г., Юрий Долгорукий, судя по сообщению Тверской летописи, заложил здесь город: построил новую, более обширную деревянно-земляную крепость «на устниже Неглинны выше реки Аузы (Яузы)». Первое упоминание связано с приглашением суздальского князя Юрия Владимировича Долгорукого в 1147 г. своего союзника новгород-северского князя Святослава Олеговича (отца князя Игоря - героя «Слова о полку Игореве») с дружиной на военный совет: «Буди, брата, ко мне на Московь». Как же выглядел Кремль при Юрии Долгоруком?
Сверху вала стояли оборонительные сооружения высотой около 3 м, срубленный не частоколом, а тарасами. Тарасы представляли собой 2 параллельные стены, сложенные из горизонтальных бревен, скрепленных поперечными тягами. Внутри стен имелись боевые ходы. Ров при Юрии Долгоруком был глубиной до 9 м, а шириной поверху до 38 м. Чтобы прорваться к стенам крепости, нападавшим приходилось забрасывать ров хворостом, бревнами, землей. Но вот наступил XIII век.
Был страшный век, когда монголы на Руси лавиною пошли,
В осенний день, по степи голой, топча сухие ковыли.
Так шла чудовищным потоком на Русь монгольская Орда
В одном стремлении жестоком – сжигать и грабить города.
Н. Кончаловская [2]
Москву постигла участь таких городов как Рязань, Владимир, Киев и других. Она была сожжена дотла.
Слайд16
Учитель истории.
Кремль, построенный при Иване Калите.
Слайд17
Учитель математики
Прошло столетие. Москва выросла, и маленькая крепость уже не могла вместить всех жителей при появлении врага. Поэтому по приказу Юрия Долгорукого выстроили новый Кремль, больших размеров, чем прежний. С помощью медиа-проектора на экран проецируется условие задачи № 1.
Задача № 1.[4]
Площадь Кремля XI века составляла 15000 м2, а площадь Кремля при Юрии Долгоруком на 75000 м2 больше. Найдите площадь Кремля при Юрии Долгоруком.
Ответ: 90000 м2
Слайд 18
Учитель истории.
Шли годы. Москва вновь отстроилась. По приказу князя, прозвище которого было денежный мешок, был построен новый дубовый Кремль. Звали этого князя Иван Калита. Протяжение новой крепости существенно превосходило периметр первоначальной: теперь длина стен равнялась 780 саженям (1670 м).
Слайд 19
Учитель математики
Задача № 2[4]
Площадь Кремля при Юрии Долгоруком
90000 м2, при Иване Калите на 109000 м2 больше, а площадь современного Кремля на 66000 м2 больше, чем площадь при Иване Калите. Какую площадь занимает современный Кремль?
Ответ: 265000 м2.
Слайд 20
Учитель истории.
Белокаменный Московский Кремль, построенный при Дмитрии Донском
Слайд 21-22
Учитель географии.
Обе эти стены продолжались до речных берегов Неглинной и Москвы и прикрывали подол и пристани. Стены же вдоль рек были деревянными и только башни или даже только устои башен были каменными. В пользу этого предположения приводятся известия летописи под 1451 г. о том, что татары Мазовши штурмовали его там, где "несть крепости каменныя", а также известие А. Контарини 1474 г. о деревянном Кремле в Москве. Ранее эти сведения объяснялись тем, что тонкие стены из белого камня не выдержали некоторых пожаров.
Новый расцвет, уже в качестве столицы единого государства, Москва пережила в годы правления великого князя Ивана III (1462-1505).
В 1480 г. Северо-Восточная Русь освободилась от власти Орды, а Московское государство стало независимым, самодержавным, Иван III стремился превратить Москву в «третий Рим» взамен утратившего свое значение Константинополя (Царьграда). С конца XV в. на печатях московского государя появляется византийский двуглавый орел, который сочетается с прежним гербом - изображением Георгия Победоносца.
Слайд 23
Учитель истории.
Кремль из красного кирпича, построенный при Иване III.
Как построить новую каменную крепость, не оставляя город ни на день без крепких защитных стен? Мастера возводили белые стены каменного Московского Кремля на 60 м впереди дубовых стен под прикрытием воинов, находившихся в старом Кремле. Кремль был постоянно готов к бою. Через 100 лет стены Кремля обветшали, и по приказу Ивана III за 10 лет усилиями русских и итальянских зодчих поднялась грозная крепость, которая уже 500 лет украшает Москву. Высота стен современного кремля в зависимости от рельефа местности колеблется от 9 до 19 м. Толщина стен – от 3,5м до 6,5м.
В широкой кремлевской стене есть верхний боевой ход, защищенный снаружи высокими зубцами в виде ласточкина хвоста (см. слайд № 10, приложение №1). Через бойницы в этих зубцах воины обстреливали врага. Для того, чтобы многочисленный гарнизон крепости мог быстро занять свои боевые места, в стенах у Никольской, Боровицкой, Петровской и Благовещенской башен имелись 4 лестницы, по которым ратники поднимались на верхний боевой ход.[1]
Слайд 24
Учитель математики [4]
Длина стен современного Кремля 2,235 км, при Дмитрии Донском длина стен была на 0,256 км меньше. При Иване Калите на 309 м меньше, чем при Д.Донском, а при Ю.Долгоруком на 470 м меньше, чем при И.Калите. Какая была длина стен Кремля при Ю.Долгоруком?
Ответ: 1,2км.
Вот теперь какой стал красавец Московский кремль.
Слайд 25
Учитель истории
За всю историю своего развития и возвеличения Москва еще не раз становилась ареной битв и тем центром, вокруг которого совершались крупнейшие исторические события.
Так было и в 1812 г., когда Наполеон бросил все свои силы на взятие Москвы. Известие о том, что после Бородинского сражения город был отдан французам, подняло пламя народной войны, а Москва стала центром общерусского сопротивления.
Слайд 26
Учитель истории.
Видео. Парад Победы в 1945 году
Слайд 27-28
Учитель географии.
План Московского Кремля
Слайд 29
Учитель истории.
Московский кремль после реконструкции XV-XVI
1. Спасская 2. Сенатская 3. Никольская 4. Угловая Арсенальная
5. Средняя Арсенальная 6. Троицкая 7. Кутафья 8. Комендантская
9. Оружейная 10. Боровицкая 11. Водовзводная 12. Благовещенская
13. Тайницкая 14. 1-я Безымянная 15. 2-я Безымянная 16. Петровская
17. Москворецкая 18. Константино-Еленинская
19.Набатная 20. Царская (построена в XVII веке)
Слайд 30
Учитель математики
Обратите внимание ребята, каждая башня имеет свой облик, свою высоту, а следовательно, и количество ступенек во всех башнях различное.
Задача № 4 [4]
Лестница у Благовещенской башни имеет на 8 ступенек больше, чем у Петровской. Лестница у Никольской на 33 ступени больше, чем у Благовещенской. Лестница у Боровицкой башни на 11 ступенек больше, чем у Никольской. Сколько ступеней имеет каждая лестница, если известно, что во всех 4 лестницах 173 ступени? Решим задачу с помощью уравнения.
х + (х + 8) + (х + 8 + 33) + (х + 8 + 33 + 11) = 173
х = 18.
18 ступенек имеет Петровская башня, 26 ступенек у Благовещенской башни, 59 ступенек у Никольской башни, 70 ступенек у Боровицкой башни.
Слайд 31
Современный Московский Кремль
Слайд 32
Учитель географии
Бессмертное величие Кремля
Невыразимо смертными словами!
В твоей судьбе, о, русская земля!
В твоей глуши с лесами и холмами,
Где смутной грустью веет старина,
Где было все: смирены и гордыня,
Навек слышна, навек озарена,
Утверждена московская твердыня!
Слайд 33
Информационные ресурсы
1. Перли С.С., Перли Б.С. Страницы русской истории на уроках математики –
М.: Педагогика-пресс, 1994.- 288с.
2. Кончаловская Н. Наша древняя столица. – М.: Детгиз,1962.- 320с.
3. Ноздрачева Л.М. Пропедевтика аналитического аппарата в геометрических задачах 5,6 классов // Математика в школе. – 1990.- №2.- С.14-17.
4. Перькова О.И., Сазонова Л.И. Упражнения для учащихся 5,6 классов // Математика в школе. - 1993. - №1. -С.23-27.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема урока: Методическая разработка интегрированного урока( английский + ОБЖ) по теме "Health and healthy lifestyle. Healthy food (Здоровье и здоровый образ жизни." Здоровое питание) 6 класс
Интегрированный урок Английский+ОБЖ в 6 классе по теме Health and healthy lifestyle. Healthy food (Здоровье и здоровый образ жизни. Здоровое питание)...
Методическая разработка открытого урока по русскому языку для 10 класса по теме "Синтаксис и культура речи. Словосочетание. Типы связи слов в словосочетаниях"
Урок разработан для учащихся 10 класса (чебник под редакцией А.И. Власенкова). Цели урока: закрепить и углубить знания учащихся по теме «Словосочетание»; отработать умение определять типы связи ...
Методическая разработка открытого урока по английскому языку в 5 классе на тему: "Карта Великобритании"
Это урок открытия новых знаний, который был призван в рамках новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов решить следующие задачи:Обучающие: Понимать на слух запрашиваемую информацию и...
Методическая разработка интегрированного урока алгебры и информатики в 8 классе "Исследование графика квадратичной функции»
Технологическая карта интегрированного урока в 8 классе...
Обобщение опыта учителя истории Лякутиной Татьяны Евгеньевны и обществознания по использованию игровой технологии на уроках. Методическая разработка интегрированного урока в 5 классе на тему "Путешествие по Московскому Кремлю"
Интегрированный урок по предметам математика и история....
Методическая разработка интегрированного урока (английский и бурятский языки), 2 класс
Создать условия для систематизации знаний и умений по теме «12 животных»....